НАБЛЮДЕНИЕ. Общее представление о методе наблюдения. Виды наблюдения.

  • 10 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 11.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Этот метод может применяться с психологами в ходе общения с пациентами в процессе психоанализа, где испытуемые излагают свои состояния во время различных этапов жизнедеятельности.
По наличию средств наблюдение бывает:
1. Прямое или непосредственное, то есть наблюдение, проводимое непосредственно наблюдателем;
2. Косвенное или опосредованное, это наблюдение, которое проводиться через посредников, например, от свидетелей или участников интересующих наблюдателя событий.
По хронологической организации наблюдение бывает:
1. Лонгитюдное, которое проводиться в течение длительного времени (обычно – несколько лет); от английского long – долго.
2. Периодическое, которое проводиться в течение более коротких, а также точно заданных промежутков времени.
3. Однократное, которое совершается единожды и представляется в виде описания отдельного случая.
По наличию ограничений:
1. Стандартизированное или формализованное, это вид наблюдения, который осуществляется по заранее разработанной схеме, которая предписывает форму фиксации и перечень подлежащих регистрации параметров.
2. Нестандартизированное или неформализованное, то есть ничем не регламентированное наблюдение, при котором описание происходящего производится наблюдателем в свободной форме.
3. Формализованное наблюдение – это наблюдение, которое в какой-либо из своих частей имеет заданное извне ограничение. Это ограничение может касаться: оценки степени выраженности наблюдаемых фактов, набора наблюдаемых признаков, ситуаций наблюдения (времени, пространства, вида деятельности), способа обработки результатов.
Обобщая вышесказанное можно определить виды наблюдения по обоснованию квалификации и видам в следующей схеме:
Обоснования классификации Виды наблюдения Направленность Самонаблюдение
Объективное наблюдение Полнота Сплошное
Выборочное Позиция наблюдателя Включенное
Невключенное Форма записи Фотографическое
Обобщенное
Интерпретационное Ограничения, введенные наблюдателем Формализованное
Неформализованное
Вся изложенная выше информация о наблюдении оказывается необходимой при разработке программы наблюдения, в соответствии с которой осуществляется конкретная процедура наблюдения.
Программа предусматривает методику наблюдения, которая учитывает конкретную задачу, а также условия и орудия наблюдения.
Методика наблюдения содержит полное описание процедуры наблюдения и включает:
- Выбор ситуации и объекта для наблюдения.
- Программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием.
- Способ и форму фиксации результатов наблюдения.
- Описание требований к работе наблюдателя.
- Описание способа обработки и представления полученных данных.











Литература

1. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – СПб.: Питер, 2004.
2. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. – СПб.: Речь, 2002.
3. Попов С.В. Визуальное наблюдение. – СПб.: Речь, 2002.
4. Практика по психологии: Методические рекомендации для студентов факультета педагогики и психологии / Под редакцией доцента, к. психол. н. Л.М. Колпаковой. – Казань: АСО (КСЮИ), 2008. – 120 с.
5. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. – СПб.: Речь., 2002 г.
Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное
и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).












9

Литература

1. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – СПб.: Питер, 2004.
2. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. – СПб.: Речь, 2002.
3. Попов С.В. Визуальное наблюдение. – СПб.: Речь, 2002.
4. Практика по психологии: Методические рекомендации для студентов факультета педагогики и психологии / Под редакцией доцента, к. психол. н. Л.М. Колпаковой. – Казань: АСО (КСЮИ), 2008. – 120 с.
5. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры

"Нижневартовский социально-гуманитарный колледж"

Главная контроль работы

с помощью метода экологического воспитания дошкольников.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы.

Студента А. Екатерина

Стрежевой 2011

Содержание

Введение

1. Значение наблюдения для полноценного развития ребенка

2. Виды наблюдений

2.1 Классификация наблюдений по А. И. Ивановой

2.2 Виды наблюдений на Сп, Саморуковой

3. Общие требования к организации надзора

4. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах

4.1 Организация наблюдений

4.4 Руководство наблюдениями в разных возрастных группах

5. Методы фиксации наблюдений

6. Циклическая организация наблюдений

7. Конспект наблюдения рыб в аквариуме

8. Цикл наблюдений золотой рыбы в аквариуме

Вывод

библиография

Введение

К концу XX века, экологические проблемы заняли лидирующие позиции среди проблем мирового масштаба. Таким образом, задачи экологического воспитания населения, и особенно молодого поколения, стала очень актуальной.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте на основе развития познавательной деятельности, стремления к "себе" - независимости, формирования эмоциональной сферы, создаются условия для возникновения интереса и воспитанию осознанно-бережного отношения к вокруг, для формирования основы экологически целесообразного поведения в природе.

Большинство преподавателей, как основных форм экологического образования для детей используются наблюдение и труд в природе. Более того, инициатива по выбору объектов, форм, времени, наблюдения и работы принадлежит в основном воспитатель, дети только выполнять заранее продуманный план, профессор. То есть дошкольники не рассматриваются как субъекты, а как объекты экологического образования.

Узнать стоимость работы