Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 3737 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 28.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 5
1.1. Экономическая сущность финансовой деятельности государственных и муниципальных органов управления 5
1.2. Характеристика государственного (муниципального) заказа и его задачи 7
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 9
2. Анализ практики размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 14
2.1. Общая характеристика Управления по государственному заказу 14
2.2. Оценка эффективности деятельности Управления по государственному заказу 16
2.3. Основные проблемы деятельности Управления по государственному заказу и пути их решения 24
Выводы и предложения 31
Список использованной литературы 37
Фрагмент для ознакомления

Составление профиля рисков проведения электронных торгов по государственным и муниципальным закупкам с обязательным мониторингом заключенных контрактов и выявлением признаков сговора:
1. Одинаковость и синхронизированность в действиях некоторых участников провидимого аукциона, которые направлены на достижение в ходе аукциона цены контракта на минимальном из возможных сниженных от начальной (максимальной) цены конкретного лота закупки;
2. Участи на площадке аукционе участников которые ни разу не заявили о свом реальном аукционном предложении по участию в торгах за получение заказа или не получавших заказа длительное время;
3. Фактическая неявка на проводимый аукцион одного или даже нескольких заявленных участников;
4. Наличие значимой разницы между фактическим снижением начальной (максимальной) цены контракта на конкретном аукционе и среднестатистическим уровнем снижения цены в результате торгов на закупку аналогичных товаров, работ, услуг в течение года.
Государственным и муниципальным заказчикам РТ настоятельно рекомендовать выбирать в качестве способа размещения государственного заказа РТ открытый аукцион в электронной форме:
1. При закупке работ со стоимостью локальной сметы менее 1 млн рублей и с учетом возможности разделения работ на несколько процедур;
2. При закупке услуг со стоимостью менее 1 млн рублей;
3. При закупке товаров со стоимостью единицы товара менее 1 млн рублей и с учетом технических характеристик товара.
Выводы и предложения

Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в военном, ни в государственном строительстве. Основу государственных финансов составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.
Важным элементом финансовой деятельности государственных и муниципальной власти является системе государственных и муниципальных закупок.
Нормативной базой является Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21.07.05 начал работать с 1 января 2006 г. С тех пор в него было внесено более 20 изменений. Данный закон является основным, так как регулирует весь спектр закупок – от государственных до муниципальных.
Основными чертами современное системы являются :
1. система регулирует процедуры закупок на всех уровнях: от государственного до муниципального. Действие системы распространяется только на контракты, стоимость которых не превышает установленный Центробанком РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одной сделки.
2. система разделяет способы размещения заказа путем проведения торгов и без их проведения, а также описывает типы возможных процедур: конкурс, запрос котировок, аукцион, электронный аукцион.
3. процедуры размещения заказа достаточно детализированы, включая порядок формирования конкурсной и иной документации, конкурсных или аукционных комиссий, процедуру оценки заявок и пр. условия использования той или иной процедуры.
4. система требует, чтобы информация о размещении заказов была открытой для общественности, чтобы выполнялись требования по тому, где, когда и какие сведения должны быть размещены государственными и муниципальными заказчиками.
Сегодня госзакупки в экономике РФ представлены большим объёмом различных предложений, охватывающих все области российской экономики и социальной сферы.
Эффективность государственного управления во многом связана с обеспечением конкурентности, прозрачности и доступности государственных и муниципальных закупок.
К основным результатам анализа практики за 2010-2012 г.г. можно отнести:
1. За период с 2010 по 2012 год объем размещаемого государственного заказа Республики Татарстан увеличился практически в 1,5 раза. По отдельным видам заказов наблюдается существенное повышение экономической эффективности от проводимых торгов.
2. В связи с изменениями в Законе №94-ФЗ произошло увеличение объемов размещения государственного заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме, которые способствовали большей экономии бюджетных средств по отдельным видам товаров (работ, услуг) по сравнению с другими способами проведения торгов и снижению возможности субъективного принятия решений конкурными комиссиями.
3. Высокий уровень заключения государственных контрактов по результатам несостоявшихся торгов и с единственными поставщиками приводит к незначительной экономии бюджетных средств и низкой эффективности размещения государственного заказа. Механизм торгов работает на экономию бюджетных средств только в том случае, если они состоялись. Существует прямая зависимость между количеством несостоявшихся торгов и суммой сэкономленных бюджетных средств. Так, в 2010 году экономия по результатам проведения торгов составила 1,6%, 2011 году – 2,6%, в 2012 году – 1,5%.Для сравнения, повышение результативности торгов в 2012 году лишь на 1% эквивалентно экономии денежных средств в размере 913 млн. рублей.
4. Не позволяет в необходимой мере использовать рыночные механизмы при государственных закупках наличие в законе № 94–ФЗ обязанности заказчика заключить контракт с единственным заявившимся на торги участником. Отсюда и возникает возможность намеренной организации условий участия в торгах только одного заявителя.
5. Высокая доля несостоявшихся торгов характерна для всех используемых способов размещения государственного заказа кроме запросов котировок, которым размещаются сравнительно незначительные объемы государственного заказа, не оказывающие существенного влияния на эффективность размещения государственного заказа. Так, с увеличением объемов размещения государственного заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме увеличилась и доля заключения государственных контрактов по результатам несостоявшихся торгов.
6. При намеренном допуске определенного участника фактически происходит назначение «победителя» торгов, а не его состязательный отбор, что приводит к заключению контракта по начальной (максимальной) цене и не способствует экономии бюджетных средств. Одной из причин низкой эффективности размещения государственного заказа является незначительное количество участников торгов.
7. Установлены факты проведения отдельными заказчиками мероприятий, приводящих к безрезультатности торгов, по которым достигнут экономический эффект. В частности, по результатам торгов с участником, предложившим наименьшую цену, заключается государственный контракт, который через некоторое время по соглашению сторон расторгается без его исполнения. В последующем заказчиком проводятся повторные торги, по результатам которых контрактзаключается с тем же участником, но по начальной максимальной цене. Применение указанного механизма противоречит принципам эффективного и экономного расходования бюджетных средств.
8. Отдельными государственными заказчиками не размещены на официальном сайте планы-графики или размещены с нарушением установленных сроков, не по утвержденным формам. Кроме того, производится закупка товаров (работ, услуг), не предусмотренных планами-графиками учреждений.
9. При формировании заказчиками документации о торгах создаются условия для ограничения конкуренции на размещаемый государственный заказ путем: размещения заказа на товары (работы, услуги) технологически не связанные; установления требований, не предусмотренных законодательством; включения в документацию о торгах указаний на товарные знаки без сопровождения его словами «или эквивалент»; размещения заказа единым лотом по объектам, находящимся в различных муниципальных образованиях республики, или различных регионах страны; указания нереальных сроков выполнения работ, зачастую – ранее возможной даты заключения контракта.
Формирование документации о торгах с применением указанных механизмов фактически ведет к созданию условий для проведения торгов на безальтернативной основе и, как следствие, к заключению контрактов по начальным ценам.
10. Конкурсными (аукционными) комиссиями отдельных заказчиков при рассмотрении заявок на участие в торгах применяется избирательный подход. При наличии идентичных несоответствий заявки одних участников отклоняются, а других – допускаются к участию торгах. Кроме того, заявки на участие в торгах отклоняются с указанием причин, которые в ходе проверки не подтверждаются, то есть отклоняются необоснованно. При формальном соблюдении требований законодательства, конкурсным комиссиям присуще субъективное принятие решений при сопоставлении заявок по критериям, не имеющих регламентированных параметров присуждения баллов.
11. Ежегодно увеличивающиеся объемы нарушений в сфере размещения государственного заказа, выявленных органами финансового контроля, наряду с незначительным количеством обращений в УФАС России по РТ на действия государственных заказчиков обуславливается бездействием участников торгов после отклонения их заявки, что также подтверждается результатами проведенного социологического опроса.
12. Заказчиками не вносятся, либо несвоевременно вносятся отчетные документы, подтверждающие исполнение заказа, тем самым заказчики укрывают недобросовестных поставщиков от централизованного наложения штрафных санкций. Заказчики также не осуществляют судебного преследования недобросовестных поставщиков в случае отказа от уплаты штрафа и не предоставляют полномочия по судебному урегулированию путем выдачи доверенности сторонней организации.
13. При значительном объеме несвоевременно исполняемых государственных контрактов наблюдается снижение активности государственных заказчиков по проведению претензионной работы. Фактически, государственными заказчиками не используется механизм принуждения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) к надлежащему исполнению государственных контрактов путем взыскания неустойки.
На основе проведенного исследования предлагается:
Необходим полный переход на систему закупок на площадках электронных аукционов с наибольшей прозрачностью.
Необходимо составление профиля рисков проведения электронных торгов по государственным и муниципальным закупкам с обязательным мониторингом заключенных контрактов и выявлением признаков сговора:
1. Одинаковость и синхронизированность в действиях некоторых участников провидимого аукциона, которые направлены на достижение в ходе аукциона цены контракта на минимальном из возможных сниженных от начальной (максимальной) цены конкретного лота закупки;
2. Участи на площадке аукционе участников которые ни разу не заявили о свом реальном аукционном предложении по участию в торгах за получение заказа или не получавших заказа длительное время;
3. Фактическая неявка на проводимый аукцион одного или даже нескольких заявленных участников;
4. Наличие значимой разницы между фактическим снижением начальной (максимальной) цены контракта на конкретном аукционе и среднестатистическим уровнем снижения цены в результате торгов на закупку аналогичных товаров, работ, услуг в течение года.
Необходимо государственным и муниципальным заказчикам РТ настоятельно рекомендовать выбирать в качестве способа размещения государственного заказа РТ открытый аукцион в электронной форме:
1. При закупке работ со стоимостью локальной сметы менее 1 млн рублей и с учетом возможности разделения работ на несколько процедур;
2. При закупке услуг со стоимостью менее 1 млн рублей;
3. При закупке товаров со стоимостью единицы товара менее 1 млн рублей и с учетом технических характеристик товара.

Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы
Конституция РФ: Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. – 1993. - 25 декабря.
Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ,- М., Деловой Двор, 2011
II. Специальная литература:

Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие: финансово-кредитные аспекты // Деньги и кредит. - 2013. - N 1. - С.4-10.
Анчишкина О. Стратегическая закупочная инициатива // Эксперт. - 2012. - N 6. - С.52-53.
Авдейкина А.А. Госзакупки: новые правила игры - М.; Берлин: Инфотропик Медиа, 2013. - 353с.
Демакова Е.А. Качество продукции как объект мониторинга закупок для государственных нужд / Е.А.Демакова, Н.А.Егорова // Стандарты и качество. - 2012. - N 6. - C.50-53.
Замараев Б. Российская экономика на качелях запасов // Эксперт. - 2011. - N 20. - С.70-74.
Игнатова Т.В. Технологии обработки неструктурированных массивов информации, используемые для анализа, выявления неявных и аномальных связей между субъектами политической и экономической деятельности (на примере СМИ и других открытых источников, в том числе сайта zakupki.gov.ru) / Т.В.Игнатова, В.А.Ивичев // ЭКО. - 2013. - N 2. - С.158-167.
Киселева О.В. Эффективность размещения государственного и муниципального заказов: подходы к оценке и перспективы федеральной контрактной системы / О.В.Киселева, В.И.Антонов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 21. - С.37-42.
Коптелов А. Анализ закупок на основе процессного подхода // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 1. - С.105-111.
Ленева Е.В. Электронная торговая площадка "Госзакупка" // ЭКО. – 2013 -N 2. - С.161-169.
Надеин В.В. Правовая природа муниципального заказа // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2012. - N 6. - С.84-87.
Плещенко В. Работа с поставщиками: организационно-методические аспекты // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 6. - С.86-94.
Плещенко В. Эффективность корпоративных и государственных закупок: критерии "чистоты" и рациональности // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 1. - С.29-37.
Рожков М.А., Балаева О.Н. Проблемы госзакупочной деятельности в России: взгляд заказчика // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2011, № 18.
Рыхтикова Н. Сфера государственных закупок: управление рисками / Н.Рыхтикова, М.Картавый // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 5. - С.43-48.
Ситнина В. Закупательная арифметика // Коммерсантъ-Власть. - 2013. - N 12. - С.10-14.
Смотрицкая И. От государственного заказа к общественным закупкам / И.Смотрицкая, С.Черных // Общество и экономика. - 2012. - N 9. - С.53-66.
Совершенствование процесса проведения государственных закупок. Рекомендации и материалы, подготовленные Рабочей группой промышленных компаний (Industrial Companies Working Group) – М., 2012. – 64 с.
Формирование и оптимизация структуры портфеля государственных заказов в условиях ограниченного бюджета методами математического программирования / Беленький А.С. и др. // Экон. журнал ВШЭ. - 2012. - Т.16, N 1. - С.88-104.
Яковлев А.А. Система госзакупок в России: на пороге третьей реформы // Обществ. науки и современность. - 2012. - N 5. - С.54-70.

III. Интернет-ресурсы

ГУ ВШЭ Система госзакупок: на пути к новому качеству. Доклад ГУ-ВШЭ. https://www.hse.ru/data/2010/02/24/1233015864/HSE-23feb.pdf
Сайт http://www.zakupki.gov.ru/,
Сайт http://www.pgz.economy.gov.ru/.















3



Председатель Управления


Заместители председателя Управления


Отдел централизованных закупок


Отдел анализа и обеспечения централизованных закупок


Отдел контроля за исполнением государственного заказа


Отдел экспертизы заказов

Бухгалтерия


Начальники секторов отдела.
Специалисты отдела

Начальники секторов отдела.
Специалисты отдела

Начальники секторов отдела.
Специалисты отдела

Начальники секторов отдела.
Специалисты отдела

Начальники секторов отдела.
Специалисты отдела

Отдел кадров

Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы
1. Конституция РФ: Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. – 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105
3. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ,- М., Деловой Двор, 2011
II. Специальная литература:

4. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие: финансово-кредитные аспекты // Деньги и кредит. - 2013. - N 1. - С.4-10.
5. Анчишкина О. Стратегическая закупочная инициатива // Эксперт. - 2012. - N 6. - С.52-53.
6. Авдейкина А.А. Госзакупки: новые правила игры - М.; Берлин: Инфотропик Медиа, 2013. - 353с.
7. Демакова Е.А. Качество продукции как объект мониторинга закупок для государственных нужд / Е.А.Демакова, Н.А.Егорова // Стандарты и качество. - 2012. - N 6. - C.50-53.
8. Замараев Б. Российская экономика на качелях запасов // Эксперт. - 2011. - N 20. - С.70-74.
9. Игнатова Т.В. Технологии обработки неструктурированных массивов информации, используемые для анализа, выявления неявных и аномальных связей между субъектами политической и экономической деятельности (на примере СМИ и других открытых источников, в том числе сайта zakupki.gov.ru) / Т.В.Игнатова, В.А.Ивичев // ЭКО. - 2013. - N 2. - С.158-167.
10. Киселева О.В. Эффективность размещения государственного и муниципального заказов: подходы к оценке и перспективы федеральной контрактной системы / О.В.Киселева, В.И.Антонов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 21. - С.37-42.
11. Коптелов А. Анализ закупок на основе процессного подхода // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 1. - С.105-111.
12. Ленева Е.В. Электронная торговая площадка "Госзакупка" // ЭКО. – 2013 -N 2. - С.161-169.
13. Надеин В.В. Правовая природа муниципального заказа // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2012. - N 6. - С.84-87.
14. Плещенко В. Работа с поставщиками: организационно-методические аспекты // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 6. - С.86-94.
15. Плещенко В. Эффективность корпоративных и государственных закупок: критерии "чистоты" и рациональности // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 1. - С.29-37.
16. Рожков М.А., Балаева О.Н. Проблемы госзакупочной деятельности в России: взгляд заказчика // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2011, № 18.
17. Рыхтикова Н. Сфера государственных закупок: управление рисками / Н.Рыхтикова, М.Картавый // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 5. - С.43-48.
18. Ситнина В. Закупательная арифметика // Коммерсантъ-Власть. - 2013. - N 12. - С.10-14.
19. Смотрицкая И. От государственного заказа к общественным закупкам / И.Смотрицкая, С.Черных // Общество и экономика. - 2012. - N 9. - С.53-66.
20. Совершенствование процесса проведения государственных закупок. Рекомендации и материалы, подготовленные Рабочей группой промышленных компаний (Industrial Companies Working Group) – М., 2012. – 64 с.
21. Формирование и оптимизация структуры портфеля государственных заказов в условиях ограниченного бюджета методами математического программирования / Беленький А.С. и др. // Экон. журнал ВШЭ. - 2012. - Т.16, N 1. - С.88-104.
22. Яковлев А.А. Система госзакупок в России: на пороге третьей реформы // Обществ. науки и современность. - 2012. - N 5. - С.54-70.

III. Интернет-ресурсы

23. ГУ ВШЭ Система госзакупок: на пути к новому качеству. Доклад ГУ-ВШЭ. https://www.hse.ru/data/2010/02/24/1233015864/HSE-23feb.pdf
24. Сайт http://www.zakupki.gov.ru/,
25. Сайт http://www.pgz.economy.gov.ru/.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой система размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд?

Система размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд - это механизм, который позволяет государственным и муниципальным органам управления приобретать необходимые товары, услуги и выполнение работ через проведение конкурсов, тендеров и аукционов среди потенциальных поставщиков. Это позволяет обеспечить максимальную прозрачность и конкуренцию в процессе закупок.

Какую роль играют государственные и муниципальные органы управления в финансовой деятельности?

Государственные и муниципальные органы управления являются заказчиками и инициаторами размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Они определяют требования к товарам, услугам и работам, контролируют процесс проведения конкурсов и принимают решение о выборе поставщика или исполнителя. Также они обладают правом установления государственных (муниципальных) закупочных систем и регулируют эту сферу закупок.

Какие задачи решаются при размещении государственного (муниципального) заказа?

Размещение государственного (муниципального) заказа решает несколько задач. Во-первых, это обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, услугах и работах. Во-вторых, это достижение максимальной эффективности и оптимальности закупок через проведение конкурсов и аукционов среди потенциальных поставщиков и исполнителей. Кроме того, это также обеспечение прозрачности и коррупционной безопасности в сфере государственных и муниципальных закупок.

Какова экономическая сущность финансовой деятельности государственных и муниципальных органов управления?

Экономическая сущность финансовой деятельности государственных и муниципальных органов управления заключается в управлении финансовыми ресурсами, чтобы обеспечить выполнение функций государства и местного самоуправления. Они осуществляют сбор, распределение и использование средств, а также контролируют бюджетные процессы.

Что такое государственный (муниципальный) заказ и какие задачи он решает?

Государственный (муниципальный) заказ — это процесс формирования и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Он решает задачи обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективного использования бюджетных средств, конкурентной селекции поставщиков и стимулирования развития рынка госзакупок.

Какова нормативно-правовая база, регулирующая размещение государственного заказа?

Нормативно-правовая база, регулирующая размещение государственного заказа, включает федеральные законы, подзаконные акты и нормативные документы, направленные на регулирование процедур и правил размещения государственных заказов. К основным законодательным актам относятся Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Какие задачи решает система размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд?

Система размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд решает следующие задачи: обеспечение эффективности и прозрачности государственных закупок, предотвращение коррупции и неправомерного использования бюджетных средств, повышение конкуренции на рынке госзакупок, стимулирование развития предпринимательства и обеспечение социальных и экономических интересов государства и местного самоуправления.

Какая экономическая сущность финансовой деятельности государственных и муниципальных органов управления?

Финансовая деятельность государственных и муниципальных органов управления заключается в планировании, организации и контроле целевого использования бюджетных средств. Она направлена на удовлетворение публичных потребностей и реализацию социально-экономической политики государства или муниципалитета. Финансовая деятельность органов управления включает в себя формирование бюджетных доходов, распределение и использование бюджетных средств, контроль за их целевым использованием и отчетность по результатам выполненной работы.