Праздник как социокультурный феномен

  • 30 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 11.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Сущность праздника как социокультурного феномена 5
1.1 Праздник: понятие и функции 5
1.2 История праздника как социокультурного феномена. 9
2. Праздник как социокультурный феномен в жизни общества 17
2.1 Праздник как социальный и культурный феномен. 17
2.2 Использование праздников как социокультурного пространства для развития толерантности. 22
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Более того, праздничное мироощущение выступает критерием оценки смыслосообразности культуры в целом, поскольку рождается только в момент осознания человеком своей способности строить мир культуры как естественный, т.е. по законам гармонии.
В итоге праздник предстает как сотворенное человеком событие, моделирующее в символико-ритуальной форме эстетическое отношение человека (социума) к опыту обретения его гармонии с миром, которое превращается в программу освоения действительности по законам красоты.























2.2 Использование праздников как социокультурного пространства для развития толерантности.

В настоящее время быстрое развитие тотальной коммуникации, интеграционные процессы, урбанизация и глобализация экономики делают любое проявление нетерпимости (этнической, религиозной, социальной, возрастной) потенциально опасным для всего мирового сообщества. Осознание этой угрозы политиками, учеными и всемирной общественностью привело к пониманию выдвинутой ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) идеи о необходимости развития всеобщей толерантности как «активной нравственной позиции и психологической готовности акторов к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды»
Принципы толерантности являются основополагающими в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
В современной социокультурной среде развивать толерантность можно различными способами: призывами к терпимости с использованием средств массовой информации, внедрением новых социокультурных и образовательных программ (в таких областях, как культурология, социология, педагогика, конфликтология, политология, история), расширением кругозора и мировосприятия как отдельной личности, так и общества в целом, запрещением проявления интолерантного поведения в той или иной форме и т. п.
Эффективность использования праздников и обрядов как социокультурного пространства для развития толерантности – новое направление в исследованиях.
Важной функцией календарных систем является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в общественную жизнь. Так, «Календари памятных дат ООН и ЮНЕСКО», отмечающие знаменательные даты в области образования, науки, культуры, прав человека и охраны окружающей среды, являются эффективной системой организации плодотворного сотрудничества, объединяющего различные (социальные, этнические, возрастные и пр.) группы акторов социокультурной деятельности, ведущей к развитию толерантности.
Календарные праздники и обряды являются социокультурным пространством для социализации и инкультурации (включающих формирование мировоззрения и развитие духовных качеств, отсутствие конфликтов субкультур поколений, сохранение, передачу и восприятие традиционных культурных ценностей) последующих поколений акторов индивидуального и коллективного жизнетворчества и для аккультурации (включающих позитивное отношение к элементам других культур и субкультур, обмен культурными ценностями и добровольное введение их в свою культуру, отсутствие конфликтов субкультур различных этносов и социальных слоев) нынешних поколений. Позитивные инкультурация и аккультурация способствуют расширению опыта сотрудничества, формированию эмоционально-положительного отношения к процессам познания, коммуникации и творчества, ведущим к развитию толерантности в процессе социокультурных контактов, взаимодействия и сотрудничества.
Календарные праздники и обряды, представляющие собой олицетворение народной мудрости и мировоззрения, становятся основой как для воплощения феноменов творчества, познания и коммуникации, так и для реализации процессов сохранения, изучения и передачи культурных ценностей. В то же время взаимодействие данных феноменов (творчества, познания и коммуникации) является эффективным способом формирования толерантности, а совокупность процессов создания духовных ценностей, сохранения, изучения и передачи культурного наследия является важным свидетельством проявления толерантности в прошлом и фактором ее развития в дальнейшем. Следует учитывать, что все связи являются как прямыми, так и обратными.
Национальное самосознание не может существовать в замкнутом пространстве собственной культуры, оно должно соотносить и сравнивать себя с другими культурами, поэтому познание различных культур обладает важным смысловым измерением - оно помогает лучше понять свою собственную культуру.
В социокультурном пространстве календарных праздников и обрядов происходит приобретение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида и несущего в себе философско-социальный смысл (например, в виде календарных систем, традиций, праздников и обрядов), индивидуального знания и развитие культуры личности (восприятие, представление и пр.).
Основные принципы, заложенные в календарных праздниках и обрядах, такие как традиционность и преемственность, единство индивидуального и коллективного творчества, синкретичность художественных жанров и эстетизация материальных составляющих праздника, помогают более эффективному восприятию и усвоению знаний в процессе познавательной деятельности.
В процессе коммуникации и взаимодействия с представителями других культур и субкультур возможно познание новых праздников и обрядов, а также их полное или частичное заимствование в процессе аккультурации и мультикультурации. Заимствование уже само по себе предполагает проявление некоторых важнейших элементов толерантности: признание существования и лояльное отношение к «чужой культуре», оценка главных ценностей и элементов «чужой» культуры, возможность их включения в свою культуру.
В социокультурном пространстве календарных праздников и обрядов устойчиво проявляется триада «познание - коммуникация - творчество - познание». В то же время действует непрерывный процесс «создание культурных ценностей - передача культурного наследия - его сохранение и изучение» в процессе инкультурации и аккультурации личностными и коллективными акторами, т. к. календарные праздники и обряды являются материально-овеществленными и социально-организационными результатами воплощения духовного и творческого потенциалов человека и общества.
Празднично-обрядовая культура, являясь важной частью любой культуры и отражая движение исторического социального процесса, помогает вырабатывать осмысленный план поведения человека в обществе. Календарные праздники и обряды несут в своей основе элементы идеологии и нравственности, социальных норм и этических воззрений, народной педагогики и опыта поколений и в силу своей красочности и одухотворенности могут стать эффективным средством воздействия на умы и души, способствующим развитию эстетических чувств, и, как следствие, положительного, толерантного сознания.
Праздник является важным и неотъемлемым коммуникативным атрибутом государственного управления, дополняющим спектр инструментов и механизмов воздействия на массовое сознание (прежде всего, системы образования и воспитания), обладающим очевидными преимуществами, связанными с ориентацией преимущественно на иррациональную составляющую, включением эмоционально-образных форм в процесс формирования личности. Независимо от статуса, социальной ориентированности, масштаба, праздник обладает мощным социально-интегративным потенциалом, включающим идейную составляющую и эмоциональный компонент. Праздничные мероприятия различного уровня (общенациональные и региональные) представляют целостную систему, обеспечивая тем самым смычку региональной и общероссийской идентичностей, взаимообусловленность и взаимосвязь идей, ценностей в рамках единого политико-культурного пространства, что, в свою очередь, способствует формированию толерантной среды, профилактике экстремизма. Памятные даты, праздничные мероприятия нуждаются в грамотном информационном обеспечении; необходима разработка комплексной системы освещения памятных дат, событий через кинематограф, СМИ.
Важное значение также имеет общественная поддержка, инициатива «снизу» при конструировании праздников посредством коммуникативной среды (прежде всего, Интернета). Формирование позитивного восприятия определённого события на основе привития закреплённых за ним смысловых аспектов должно происходить с детства, сопровождаться перманентной популяризацией ценностей, формирующих общегосударственную (общую для всех национальностей) идентичность, на государственном, региональном уровнях, на уровне субгруппы, семьи. Следовательно, необходима дальнейшая комплексная воспитательная, идеологическая работа по разным направлениям (по линии государственных структур, СМИ, семьи, школы, общественных организаций и прочих) в плане не только популяризации рассматриваемого праздника, но и содействия в восприятии (рациональном осмыслении) обществом его основного концепта – в единстве сила нации, государства. Такая работа должна быть интегрирована в строящуюся национальную политику РФ, важность и необходимость которой, как было отмечено выше, неоспорима.







Заключение

Праздник, являясь необходимым условием социального бытия, полифункционален по своей природе. В этом находят свое выражение сложность и многогранность этого феномена. Его функции тесно переплетены и взаимосвязаны, поэтому невозможен отрыв какого_либо компонента от целостного феномена праздника. В связи с этим праздник следует осмысливать как единство стереотипа и инноваций, процесс движения к совершенству и изменению этнокультурного сознания, что способно противодействовать кризисным явлениям и созидать новое мироощущение. Праздник в силу своей многогранности имеет выход практически во все социальные институты, что объясняет особую способность его организовывать массовые формы творчества народа.
Праздник по своей сути является формой обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни. Являясь видом совместной деятельности, праздник и празднование позволяют обществу выразить свое почитание этих ценностей. Участие человека в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с сообществом, отмечающим праздник, показателем усвоения им культурных ценностей этого сообщества. Таким образом, праздник, как по своему существу, так и по формам связан с жизнью коллектива, это коллективистское явление. Он всегда требует присутствия, участия других людей, является совместным действием, общим переживанием. Праздник предполагает общность людей, так как возникает не только по поводу событий, имеющих значение и смысл не только для одного человека, но и потому, что выражает коллективную реакцию, коллективное отношение к этим событиям.
Празднично-обрядовая культура, являясь важной частью любой культуры и отражая движение исторического социального процесса, помогает вырабатывать осмысленный план поведения человека в обществе. Календарные праздники и обряды несут в своей основе элементы идеологии и нравственности, социальных норм и этических воззрений, народной педагогики и опыта поколений и в силу своей красочности и одухотворенности могут стать эффективным средством воздействия на умы и души, способствующим развитию эстетических чувств, и, как следствие, положительного, толерантного сознания.
























Список литературы

Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001
Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2009. 400 с.
Бондырева, С. К. Настроение (психология и семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов, Д. Д. Колесов. —М. :МПСИ, 2008.
Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания: деятельностный подход (опыт философского анализа). Томск,1992.
Гужова И. В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: дис. . канд. филос. наук: 09.00.13. Томск, 2006. 187 с.
Довбуш М. Д. Советские традиции, праздники и обряды.
Жарков, А. Д. Творческие аспекты функционирования социально-культурной деятельности в условиях рыночных отношений [Текст] / А. Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 6. - С. 60-65.
Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985. 336 с.
Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции./ С. В. Григорьев, А. С. Фролов. М.: МГДД (Ю), 2003. 190 с.
Кравченко А. И. Культурология: учеб. для вузов. М.: Академический Проект, 2008. 382 с.
Мид, М. Культура и мир детства /М.Мид. —М., 1988.
Морфология праздника: Сборник статей. СПб.: Изд-во М 80 С.-Петерб. Ун-та, 2006. 290 с.
Орлов О. Л. Праздничная культура России. СПб.: Культ Информ Пресс, 2001. 225 с.
Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, т.1. - М., 2007 - С.5
Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. М., 2005. с. 72











2

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001
2. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2009. 400 с.
3. Бондырева, С. К. Настроение (психология и семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов, Д. Д. Колесов. —М. :МПСИ, 2008.
4. Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания: деятельностный подход (опыт философского анализа). Томск,1992.
5. Гужова И. В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: дис. . канд. филос. наук: 09.00.13. Томск, 2006. 187 с.
6. Довбуш М. Д. Советские традиции, праздники и обряды.
7. Жарков, А. Д. Творческие аспекты функционирования социально-культурной деятельности в условиях рыночных отношений [Текст] / А. Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 6. - С. 60-65.
8. Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985. 336 с.
9. Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции./ С. В. Григорьев, А. С. Фролов. М.: МГДД (Ю), 2003. 190 с.
10. Кравченко А. И. Культурология: учеб. для вузов. М.: Академический Проект, 2008. 382 с.
11. Мид, М. Культура и мир детства /М.Мид. —М., 1988.
12. Морфология праздника: Сборник статей. СПб.: Изд-во М 80 С.-Петерб. Ун-та, 2006. 290 с.
13. Орлов О. Л. Праздничная культура России. СПб.: Культ Информ Пресс, 2001. 225 с.
14. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, т.1. - М., 2007 - С.5
15. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. М., 2005. с. 72

Семейное воспитание как социокультурный феномен

Семейное воспитание как социокультурный феномен

А. Х.-М. Тоторкулова

Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся из поколения в поколение, от родителей, воспитателей, учителей. Непрерывность передается в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь можно проследить устойчивые связи между этнопедагогикой, общество и этнокультурой.

Считаем необходимым рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции, как явление, будучи определяет сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Семья – первичная форма общности людей (малая социальная группа), как "элементарная частица" общества, коллектива, основанная на супружеском европейском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л. Фейербах считал семью формой реализации человека: "Только муж и жена вместе образуют действительного человека", без чего каждый представляет собой лишь "частичное существо".

Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное сообщество. Эта идея выражается многими мыслителями, свое отражение в воззрениях горских народов Северного Кавказа, в том числе адыгов, черкесов, карачаевцев, балкарцев. Российский ученый И. А. Ильин показал, что человеческая семья, в отличие от "семьи" у животных, является "остров духовной жизни". И если в семье это не соответствует, то она обречена на разложение и распад.

История показала и подтвердила это совершенно ясно: море распада и исчезновения народов возникают из духовно – религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.

Характеризуя семью как "первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости", И. А. Ильин подчеривал, что человек "призван строить этот союз на любви, вере и свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к другим формам человеческой духовной – родине и государству" [1]. Содержание народных традиций в связи с религиозными, превысит Ток Нулевой. Волкова, позволяет выделить народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Узнать стоимость работы