СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

  • 27 страниц
  • 18 источников
  • Добавлена 28.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Бег на средние дистанции 5
Глава 2.Техника бега на средние дистанции 9
Глава 3.Индивидуальный опыт построения тренировочного процесса на этапах непосредственной подготовки к главным соревнованиям в беге на средние дистанции 11
Глава 4.Особенности начальной тренировки бегунов 22
на средние дистанции 22
Заключение 24
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Эти данные хорошо совпадают с мнением многих специалистов: М.И. Монастырского [8], П.-П.Б. Каро-блиса [4], Л.С. Хоменкова [6] и других.Таким образом, анализ предсоревновательных микроциклов свидетельствует об успешности различных вариантов чередования тренировочной нагрузки. Они содействовали успешной подготовке к ответственным соревнованиям при участии в дополнительных стартах в течение предсоревновательного этапа. Таблица 3Планирование частных объемов беговых нагрузок в предсоревновательных микроциклах№ микроциклов, способы расчета№ циклаПараметрыПо отношению к недельному объему, %По отношению к месячному объему, %IVIIIIIIIVIIIIII1АН режим (80-100%)1,85,45,96,50,51,21,61,3СМ режим (до 80%)58,943,636,154,717,69,99,611,4АЭ режим (легкий бег)39,348,658,038,911,811,015,48,1Л/а упражнения0,02,40,00,00,00,60,00,02АН режим (80-100%)5,51,79,114,61,20,52,72,5СМ режим (до 80%)43,960,644,611,610,118,613,12,0АЭ режим (легкий бег)50,637,744,673,811,611,613,112,6Л/а упражнения0,00,01,70,00,00,00,50,03АН режим (80-100%)10,57,917,814,83,62,63,42,0СМ режим (до 80%)24,748,513,831,68,416,12,74,4АЭ режим (легкий бег)61,440,666,653,620,813,412,87,4Л/а упражнения3,43,01,80,01,11,00,30,04АН режим (80-100%)3,719,120,717,31,24,45,53,2СМ режим (до 80%)46,424,84,09,714,85,81,11,8АЭ режим (легкий бег)49,956,168,271,015,913,018,113,0Л/а упражнения0,00,07,12,00,00,01,90,45АН режим (80-100%)15,411,712,317,03,23,73,82,9СМ режим (до 80%)12,552,435,37,42,616,510,81,3АЭ режим (легкий бег)72,135,951,075,514,811,315,713,0Л/а упражнения0,00,01,40,00,00,00,40,06АН режим (80-100%)18,06,311,84,06,01,73,20,5СМ режим (до 80%)22,037,139,515,47,39,810,62,0АЭ режим (легкий бег)58,852,648,780,619,713,913,110,6Л/а упражнения1,24,00,00,00,41,10,00,08АН режим (80-100%)5,59,76,95,41,12,82,01,1СМ режим (до 80%)23,639,243,436,34,811,212,87,7АЭ режим (легкий бег)70,948,647,055,114,513,913,911,8Л/а упражнения0,02,42,73,30,00,70,80,7Примечания:Отсчет микроциклов ведется от недели главного старта.№ цикла - порядковый номер полугодичного макроцикла подготовки.Таблица 4.Характеристика этапа непосредственной подготовки к ответственным соревнованиямПоказателиНаименование соревнованийЧемпионат мира -7.03.87Чемпионат мира -1.09.87Игры Олимпиады -24.09.88Дата последнего старта8.02.87 (за 28 дней)15.08.87 (за 18 дней)13.09.88 (за 12 дней)Дата последней напряженной тренировки3.03.87 (за 5 дней)21.08.87 (за 12 дней)19.09.88 (за 6 дней)Деятельность накануне1 занятие, легко1 занятие, легко1 занятие, легкоСобственные данные пересчитаны с учетом классификации, используемой другими исследователями. Седьмой полугодичный цикл не рассматривался, поскольку в год Олимпиады к зимнему соревновательному периоду не было специальной подводки.Глава 4.Особенности начальной тренировки бегуновна средние дистанцииМетодике подготовки бегунов на средние дистанции посвящены многочисленные исследования. Однако подобные работы обычно направлены на повышение эффективности подготовки либо квалифицированных спортсменов, либо начинающих бегунов детского возраста. В то же время в ВУЗы часто поступают и начинают специализироваться в беге на средние дистанции юноши и девушки 17-18 лет, не имеющие разрядов или, показывающие результаты, соответствующие нормативам массовых разрядов. Многие тренеры в погоне за результатом предлагают начинающим бегунам большие объёмы беговой работы, направленной на развитие специальной выносливости, что позволяет значительно повысить результаты на начальных этапах роста спортивного мастерства студентов-бегунов. Используется система тренировок, где приоритетное внимание уделяется чисто беговым тренировкам и желательно в наиболее комфортных условиях. Так, с конца осени и до середины весны тренировки проводятся в основном в манеже, выполняется большой объем скоростной беговой работы на отрезках, но достичь стабильных и высоких спортивных результатов удаётся только на непродолжительный период - 2-3 сезона. Далее же накапливается утомление и усталость, возникают травмы и психологический дискомфорт от однообразия и тяжести тренировочного процесса. Среди наиболее характерных травм при таких тренировках следует отметить боли в пояснице, ахилловом сухожилии и коленном суставе, деформирующий артроз голеностопного сустава, невралгию седалищного нерва, воспаление надкостницы голени и т. д. Поэтому есть масса примеров, когда молодые бегуны достигают высоких результатов в юношеском возрасте, а в дальнейшем рост результатов замедляется. И наоборот, те спортсмены, которые прошли через фундаментальную базовую подготовку, достигают высоких и стабильных результатов, хотя это порой и требует более длительного времени. Например, Д. Бауманн установил личный рекорд в 32 года, В. Тануи — в 33, А. Кирот практически повторила в 34 года. Е. Подкопаева стала чемпионкой мира в 44 года, имея при этом более чем 20-летний стаж выступлений на высоком и более 10 лет — на мировом уровне. В группах бегунов, где помимо чисто беговых тренировок в виде равномерного, кроссового, переменного и интервального бега используются и другие средства повышения уровня общей выносливости, в частности езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, плавание и т. д., наблюдается закономерный рост и стабильность спортивных результатов в беге. Разнообразные нагрузки, применяемые молодыми бегунами, способствуют их более гармоничному физическому развитию и созданию достаточно высокого уровня общей физической подготовленности, снижению монотонности тренировок, обеспечивают неоднородность нагрузки на большинство групп мышц, связок и суставов бегуна.Таким образом, подлинная любовь к бегу — основной фактор, обусловливающий эффективность программы тренировочных занятий.ЗаключениеПроведенные исследования подтвердили использование этапа непосредственной предсоревновательной подготовки бегуний на средние дистанции в практике спортивной подготовки. При этом удалось обнаружить и описать новые варианты распределения общего объема беговой нагрузки на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.Индивидуальный опыт подтверждает эффективность этапа непосредственной подготовки, состоящего из двух мезоциклов: с высокой и малой нагрузкой. В последние четыре недели подготовки к наиболее значимым стартам использовано три варианта распределения объема бега: ступенчато-варьирующее, волнообразное с увеличением на 2-3-й неделях и с постепенным снижением.При ступенчато-варьирующем варианте скоростно-силовые упражнения использовались в четвертом и третьем недельных циклах и полностью отсутствовали в последних двух. При волнообразном варианте скоростно-силовые упражнения без отягощения в большом объеме применялись на третьей неделе или в сниженном - на третьей и первой неделе. Упражнения с отягощением не использовались. При варианте с постепенным снижением объемов скоростно-силовые упражнения чаще всего использовались на протяжении первых трех недель в объеме 20-40% от среднемесячного.Перспективы дальнейших исследований рассматриваемого вопроса связаны с особенностями формирования календаря соревнований в разные годы олимпийского цикла подготовки, возникновением новых видов соревнований, организуемых международной и региональными федерациями легкой атлетики, с индивидуальными реакциями организма спортсменов на тренировочные нагрузки, формирующие высокий уровень соревновательной готовности к главным стартам сезона.Список литературыАлексеев Г.А. Систематизация нагрузок в беге / Г.А. Алексеев // Легкая атлетика. - 1977. - № 5. - С. 12-13.Алексеев Г.А. Влияние тренировочных нагрузок разной направленности на изменения показателей специальной работоспособности бегунов на средние дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика спортивной тренировки, физического воспитания и оздоровительной физической культуры / Г.А. Алексеев. - М., 1981. - 24 с.Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 175 с.Жилкин, А.И. Лёгкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Академия, 2003. - 464 с.Кароблис П.-П.Б. Основы системы управления тренировочным процессом бегунов высокой квалификации на средние, длинные дистанции и 3000 м с препятствиями: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика спортивной тренировки, физического воспитания и оздоровительной физической культуры / П.-П.Б. Кароблис. - М., 1988. - 41 с.Карленко В.П. Оптимизация тренировки квалифицированных биатлонистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика спортивной тренировки, физического воспитания и оздоровительной физической культуры / В.П. Карленко. - Киев, 1983. - 180 с.Книга тренера по легкой атлетике. - Изд. 3-е, перераб. / Под ред. Хоменкова Л.С. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.Монастырский М.И. Методы контроля тренировочных нагрузок высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. « теория и методика спортивной тренировки, физического воспитания и оздоровительной физической культуры / М.И. Монастырский. -Малаховка, 1983. - 16 с.Никитушкин В.Г. Подготовка юных бегунов / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Максименко, Ф.П. Суслов. - К.: Здоров'я, 1988. - 112 с.Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 863 с.Полунин, А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова / А.И. Полунин. - М.: Советский спорт, 2003. - 216 с.Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Общая теория и ее практические приложения./ В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.Платонов В.Н. Сильнейшие пловцы мира. (Методика спортивной тренировки) / В.Н. Платонов, С.Л. Фесенко. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 304 с.Платонов В.Н. Методические рекомендации по проблемам подготовки спортсменов Украины к Играм XXIX Олимпиады 2008 года в Пекине / В.Н. Платонов, М.В. Акилов, В.И. Бобровник и др. //Наука в олимпийском спорте. - 2008. - № 1. - С. 30-35.Сиренко В.А. Бег на средние дистанции / В.А. Сиренко. - К.: Здоров'я, 1985. - 136 с.Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н. Селуянов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 104 с.Чернов С.С. Режимы тренировочных нагрузок в мезоцикле у спортсменок в беге на средние дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика спортивной тренировки, физического воспитания и оздоровительной физической культуры / С.С. Чернов. - М., 1985. - 22 с.

1. Алексеев Г.А. Систематизация нагрузок в беге / Г.А. Алексеев // Легкая атлетика. - 1977. - № 5. - С. 12-13.
2. Алексеев Г.А. Влияние тренировочных нагрузок разной направ-ленности на изменения показателей специальной работоспособ¬ности бегунов на средние дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика спортивной трениров¬ки, физического воспитания и оздоровительной физической культуры / Г.А. Алексеев. - М., 1981. - 24 с.
3. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация трени-ровочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 175 с.
4. Жилкин, А.И. Лёгкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
5. Кароблис П.-П.Б. Основы системы управления тренировочным процессом бегунов высокой квалификации на средние, длинные дистанции и 3000 м с препятствиями: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика спортивной трени¬ровки, физического воспитания и оздоровительной физической культуры / П.-П.Б. Кароблис. - М., 1988. - 41 с.
6. Карленко В.П. Оптимизация тренировки квалифицированных биатлонистов на этапе непосредственной подготовки к соревно¬ваниям: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика спортивной тренировки, физического воспитания и оздоровительной физической культуры / В.П. Карленко. - Киев, 1983. - 180 с.
7. Книга тренера по легкой атлетике. - Изд. 3-е, перераб. / Под ред. Хоменкова Л.С. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.
8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
9. Монастырский М.И. Методы контроля тренировочных нагрузок высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дис¬танции: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. « теория и методика спортивной тренировки, физического воспитания и оздоровительной физической культуры / М.И. Монастырский. -Малаховка, 1983. - 16 с.
10. Никитушкин В.Г. Подготовка юных бегунов / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Максименко, Ф.П. Суслов. - К.: Здоров'я, 1988. - 112 с.
11. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 863 с.
12. Полунин, А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова / А.И. Полунин. - М.: Советский спорт, 2003. - 216 с.
13. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Общая теория и ее практические приложения./ В.Н. Пла¬тонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
14. Платонов В.Н. Сильнейшие пловцы мира. (Методика спортив¬ной тренировки) / В.Н. Платонов, С.Л. Фесенко. - М.: Физкуль¬тура и спорт, 1990. - 304 с.
15. Платонов В.Н. Методические рекомендации по проблемам под¬готовки спортсменов Украины к Играм XXIX Олимпиады 2008 года в Пекине / В.Н. Платонов, М.В. Акилов, В.И. Бобровник и др. //Наука в олимпийском спорте. - 2008. - № 1. - С. 30-35.
16. Сиренко В.А. Бег на средние дистанции / В.А. Сиренко. - К.: Здоров'я, 1985. - 136 с.
17. Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н. Селуянов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 104 с.
18. Чернов С.С. Режимы тренировочных нагрузок в мезоцикле у спортсменок в беге на средние дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика спортивной тре¬нировки, физического воспитания и оздоровительной физиче¬ской культуры / С.С. Чернов. - М., 1985. - 22 с.

Начальная подготовка юных бегунов на средние дистанции

ПЕНЗЕНКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имя Б. Р. МОЛДОВА








КУРСЫ


по легкой атлетике

на тему:


НАЧАЛЬНАЯ подготовка ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ







выполнил: студент гр.51ФК

Кривицкая Марина Александровна

Руководитель работы:

Иванов Александр









Пенза 2002

СОДЕРЖАНИЕ

/план/

Введение

Глава 1 Общая характеристика бега на средние дистанции

1.1 Каким должен быть бегун

1.2 Техника бега

1.3 Тактика бега

Глава 2 Общая характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции

2.1 Развитие выносливости

2.2 Развитие высокоскоростных возможностей

2.3 Развитие координационных способностей

Глава 3 Методика начального отбора юных бегунов в беге на средние дистанции

Глава 4 Особенности начальной тренировки юных бегунов на средние дистанции

4.1 Начальная подготовка

4.2 Специальная подготовка

4.3 Спортивное совершенствование

4.4 Нагрузка юных бегунов

Вывод


Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Отбора и спортивной ориентации юных бегунов представляют собой сложный, длительный процесс, в котором есть четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; выбора в учебно-тренировочных группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбора в команды. При отборе используются определенные критерии, выбранные в результате научных исследований и спортивной практики. Это многофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость); координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям, уровень морально-волевых (психических) качеств, состояние ведущих функциональных систем; наконец социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора связан с соответствующим этапом многолетней подготовки.

Для занятий в группах начальной подготовки (в течение двух лет), обычно приглашаются все желающие школьники 10-11 лет, поскольку их число обычно не превышает число мест в ДЮСШ. Проведение отбора в этот период, и, кроме того, через год работы не дает желаемого эффекта. Выбранные детей для специализации целесообразно лишь после 1,5-2 лет разносторонней предварительной подготовки. В 11-12 лет, уже можно прогнозировать такие важные для достижения успеха в некоторых видах легкой атлетики показатели, такие как рост взрослого спортсмена и физической работоспособности. Впоследствии (в пубертальном периоде, по данным от Господа.Булгаковой, связь между этими показателями у детей и взрослых значительно снижается эффективность прогнозирования падает.

Узнать стоимость работы