Гипотеза как форма развития научного знания в экономике

  • 24 страницы
  • 11 источников
  • Добавлена 30.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Понятие гипотеза 5
1.1. Гипотеза и идея в структуре познавательной деятельности 7
1.2. Гипотеза и интуиция как основы достоверного знания 9
Глава 2 Проблемы гипотетичного знания 12
2.1. Гипотеза и проблема научного предвидения 12
2.2. Гипотеза и проблема вероятностного знания 14
Глава 3 Проблема теоретического и практического обоснования 16
экономических гипотез 16
Заключение 21
Список литературы 23
Фрагмент для ознакомления

Но противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе.
4. Гипотеза должна быть простой, не содержать лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений.
5. Гипотеза должна быть приложимой к широкому классу исследуемых объектов, а не только к тем, для объяснения которых она была выдвинута.
6. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения.
Проекты экономического развития строятся по соответствующим теориям, вскрывающим логику научного мышления. Любое мышление, в том числе и экономическое, осуществляется по определенным логико - методологическим основаниям. Практика построения экономических теорий и наук требует знания того, как строится та или иная теория. Для этого необходимо выяснить, в системе какой теории познания строится экономическая теория. При этом логика исследования выступает в качестве стандартов научности разрабатываемых теорий.
Проверкой истинности гипотезы является практика во всех формах, но определенную роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверного знания, становится научной теорией. Пример - теория общественно – экономических формаций К.Маркса.
Условия состоятельности гипотезы. Гипотеза в науке (версия в экономическом исследовании) считается состоятельной, если удовлетворяет следующим логико-методологическим требованиям:
1) Гипотеза должна быть непротиворечивой. Это означает, что предположение Н не должно противоречить исходному эмпирическому базису, а также не должно содержать внутренних противоречий;
2) Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, она должна допускать проверку факта. Принципиальная непроверяемость гипотезы обрекает ее на вечную проблематичность и делает невозможным превращение в достоверное знание;
3) Гипотеза считается состоятельной, если она эмпирически и теоретически обоснована. Вероятность гипотезы зависит от степени ее обоснованности и определяется с помощью количественных или качественных оценочных стандартов;
4) Познавательная (эвристическая) ценность гипотезы определяется ее информативностью, выражается в предсказательной и объяснительной силе гипотезы.
Экономическое мышление раскрывается в создаваемых экономических проектах, поэтому экономическое мышление обладает соответствующей проектностью. Проектность экономического мышления зависит от того, на какой методологической основе строится экономический проект.
Попытаемся проанализировать гипотезу американского экономиста Ч. Тибу и применить ее к современным условия российской реальности. Гипотеза вкратце представляет собой одну из моделей теории общественного выбора. В ней описывается ряд юрисдикций (муниципалитетов, регионов, стран), между которыми возможна свободная миграция индивидуумов. Л.И.Якобсон так интерпретирует ее суть: «при наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето - улучшениям, так как она создает предпосылки для адекватного выявления предпочтений, касающихся локальных общественных благ, и наиболее полной реализации этих предпочтений».
Основной принцип выбора места жизнедеятельности индивида - возможность достижения оптимального соотношения социальной удовлетворенности и уровня налогообложения. Если эта возможность неприемлима, то применяется термин «голосование ногами», суть - в перенесении жизнедеятельности индивида в более благоприятные, с точки зрения экономической эффективности, районы проживания. В условиях децентрализованного бюджета активная трудовая миграция между территориальными образованиями, позволяет сконцентрировать человеческий капитал в зонах наибольшей экономико-социальной перспективы. Происходит определенное стирание границ между сферами экономической деятельности разных государств. «Голосование ногами» становится не национальным, а межгосударственным процессом. Молодые учёные часто уезжают из страны проживания, голосуя тем самым, за социальные перспективы и более высокий уровень жизни. Анализ гипотезы Тибу позволяет выяснить механизм индивидуального выбора производства общественных благ, определить причины перемещения налогоплательщиков. На практике это устраняет изъяны рынка, связанные с информационной асимметрией по поводу индивидуальных и коллективных предпочтений, проводить более эффективную политику распределения между звеньями бюджетной системы через механизм налогов и трансфертов.
Заключение

Гипотеза один из способов объяснения наблюдений и фактов, опытных данных. Правило, по которому обычно формулируются гипотезы следующее: «то, что мы пытаемся объяснить, аналогично тому, что мы знаем». Каждая научная гипотеза начинается с познавательного вопроса, в котором содержится предположение, сформулированное на основе ряда научных фактов и которое требуют доказательства.
Гипотезы носят вероятный характер и требуют обоснования, проверки. Выдвижение новой гипотезы, основывается на результатах проверки старой, даже, если эти результаты были отрицательными. Гипотезы существуют, пока не противоречат достоверным фактам опыта, в противном случае они становятся просто фикциями. Гипотеза проверяется (верифицируется) соответственно опытными фактами (экспериментом).
Научное предвидение - это основанные на фактах, законах природы, общества и мышления знания о том, что должно произойти или быть открыто в будущем. Научное предвидение представляет собой фактические знания, добытые людьми на основе познания закономерностей развития материального мира.
Точность и перспективность научного предвидения основывается на теории, на знании общих, существенных, закономерных, необходимых причинных связей между явлениями, на учете конкретных условий, в которых происходят и должны происходить события, на умении вывести заключения об отдельных последствиях, результатах и перспективах дальнейших событий.
Практическая деятельность людей является основой и критерием предвидения.
Научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения.
Интуиция - особая способность мышления к неосознанным как бы свернутым умозаключениям.
Мыслительный процесс практически никогда не прекращается. Все неявное знание как таковое можно рассматривать как материал для мыслительной деятельности, как источник гипотез.
Интуиция и неявное знание практически формируют стиль мышления, и имеют при этом личностный характер.
Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется соответствующими опытными фактами (экспериментом), получая характер истины. Гипотеза является плодотворной, если может привести к новым знаниям и новым методам познания.
Экономическое мышление раскрывается в разрабатываемых экономических проектах, и в этом отношении экономическое мышление обладает соответствующей проектностью.















Список литературы

Кант И. Критика чистого разума [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psylib.ukrweb.net/books/kanti02/index.htm (дата обращения: 15.10.2013).
Котомина Е.В. Концепции неявного знания в современной философии наук [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд.философ.наук / Е.В. Котомина. – Вологда, 2009. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kontseptsii-neyavnogo-znaniya-v-sovremennoi-filosofii-nauki (дата обращения: 15.10.2013).
Летунова О.В. Экономическое мышление и стандарты научности (философско-методологический анализ) [Электронный ресурс]: автореф. дис. д.философ.наук / О.В. Летунова – Красноярск, 2012. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ekonomicheskoe-myshlenie-i-standarty-nauchnosti-filosofsko-metodologicheskii-analiz (дата обращения: 15.10.2013).
Микешина Л.А. Философия науки: учеб.пособие. / Л.А. Микешина - М.: Прогресс-традиция, 2012.
Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. [Электронный ресурс] -: http://mindspring.narod.ru/lib/phil/popper-logic.html (дата обращения: 15.10.2013).
Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин - М., Прогресс – Традиция, 2000. – 744 с.
Степин В.С. История и философии науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. / В.С. Степин - М.: Академический Проект: Трикста, 2011. – 423 с.
Тимофеев С.Л. Вероятностное знание в системе научного постижения действительности [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / Тимофеев С.Л. – Красноярск, 2009. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/veroyatnostnoe-znanie-v-sisteme-nauchnogo-postizheniya-deistvitelnosti (дата обращения: 15.10.2013).
Туленова К.Ж. Предвидение как форма научного познания [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / К.Ж. Туленова – Ташкент, 1995. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/predvidenie-kak-forma-nauchnogo-poznaniya (дата обращения 15.10.2013).
Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев - М., Наука, 2007.
Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Кант И. Критика чистого разума // И. Кант. – URL: http://psylib.ukrweb.net/books/kanti02/index.htm (дата обращения: 15.10.2013).
Поппер К. Логика и рост научного знания // К. Поппер. - URL: http://mindspring.narod.ru/lib/phil/popper-logic.html (дата обращения: 15.10.2013).
Кант И. Критика чистого разума // И. Кант. – URL: http://psylib.ukrweb.net/books/kanti02/index.htm (дата обращения: 15.10.2013).
Котомина Е.В. Концепции неявного знания в современной философии наук // Е.В. Котомина. – URL: http://www.dissercat.com/content/kontseptsii-neyavnogo-znaniya-v-sovremennoi-filosofii-nauki (дата обращения: 15.10.2013).
Туленова К.Ж. Предвидение как форма научного познания // К.Ж. Туленова. – URL: http://www.dissercat.com/content/predvidenie-kak-forma-nauchnogo-poznaniya (дата обращения 15.10.2013).
Тимофеев С.Л. Вероятностное знание в системе научного постижения действительности // Тимофеев С.Л. – URL: http://www.dissercat.com/content/veroyatnostnoe-znanie-v-sisteme-nauchnogo-postizheniya-deistvitelnosti (дата обращения: 15.10.2013).
Летунова О.В. Экономическое мышление и стандарты научности (философско-методологический анализ) // О.В. Летунова. – URL: http://www.dissercat.com/content/ekonomicheskoe-myshlenie-i-standarty-nauchnosti-filosofsko-metodologicheskii-analiz (дата обращения: 15.10.2013).
Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.












3

1. Кант И. Критика чистого разума [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psylib.ukrweb.net/books/kanti02/index.htm (дата обращения: 15.10.2013).
2. Котомина Е.В. Концепции неявного знания в современной философии наук [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд.философ.наук / Е.В. Котомина. – Вологда, 2009. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kontseptsii-neyavnogo-znaniya-v-sovremennoi-filosofii-nauki (дата обращения: 15.10.2013).
3. Летунова О.В. Экономическое мышление и стандарты научности (философско-методологический анализ) [Электронный ресурс]: автореф. дис. д.философ.наук / О.В. Летунова – Красноярск, 2012. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ekonomicheskoe-myshlenie-i-standarty-nauchnosti-filosofsko-metodologicheskii-analiz (дата обращения: 15.10.2013).
4. Микешина Л.А. Философия науки: учеб.пособие. / Л.А. Микешина - М.: Прогресс-традиция, 2012.
5. Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. [Электронный ресурс] -: http://mindspring.narod.ru/lib/phil/popper-logic.html (дата обращения: 15.10.2013).
6. Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин - М., Прогресс – Традиция, 2000. – 744 с.
7. Степин В.С. История и философии науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. / В.С. Степин - М.: Академический Проект: Трикста, 2011. – 423 с.
8. Тимофеев С.Л. Вероятностное знание в системе научного постижения действительности [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / Тимофеев С.Л. – Красноярск, 2009. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/veroyatnostnoe-znanie-v-sisteme-nauchnogo-postizheniya-deistvitelnosti (дата обращения: 15.10.2013).
9. Туленова К.Ж. Предвидение как форма научного познания [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.философ.наук / К.Ж. Туленова – Ташкент, 1995. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/predvidenie-kak-forma-nauchnogo-poznaniya (дата обращения 15.10.2013).
10. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев - М., Наука, 2007.
11. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Гипотеза как форма развития знаний

Содержание

1. Понятие гипотезы

2. Виды гипотез

3. Версия

4. Построение гипотезы (версии)

4.1 Анализ фактов

4.2 Синтез фактов

4.3 формулировка гипотез

5. Проверка гипотезы

6. Способы доказательства гипотез

Понятие гипотезы

Достоверному познанию в научной или практической области întotdeaunaprecede рациональное осмысление и оценка доставляемого supravegherematerialului фактическое. Эта мыслительная деятельность сопровождается деконструкции различных догадок и предположительных explicațiifenomenelor. Вначале объяснение носит проблемный характер.
Дальнейшее исследование вносит изменения в эти объяснения. В конце концов, наука șipractica преодолевают многочисленные отклонения, ошибки и contradicțiiși, чтобы добраться до цели правда, результаты.

Решающим звеном познавательной цепочке, обеспечивающей formareade новые знания, является гипотеза.

Гипотеза является, естественно, форма развития знаний, представляющая tineo разумное предположение выдвигаемое с целью узнать свойства и cauzelefenomenelor исследованы.

среди наиболее важных, отмеченных в определении будут следующие caracteristicecaracteristici предположения.

(1) Гипотеза-это всеобщая и необходимая для любого cognitivprocesul форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов,закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда prezentipoteza. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутого знания и denoi истинами и одновременно познавательным средством reglementarelogic переход от старого неполных и неточных знаний у нас maicompletă и точнее.

Таким образом, внутренне присущее процессу познания dezvoltareadetermină функционирование в мышлении гипотезы в качестве necesareși всеобщей формы такого развития.

(2) Построение гипотезы всегда сопровождается продвижение ipotezedespre природе исследуемых явлений, которое является логической находиться в centrulipoteze и формулируется в виде суждения или sisteminterconectate суждения. Она всегда имеет ослабленную эпистемическуюmodalitatea: является проблематичным суждением, в котором выразил impreciscunoașterea.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных logiceprocedeelor, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в конечном urmăla опрокидывания или страхования, и в дальнейшем ее доказательство.

Узнать стоимость работы