Переселенческая политика России во второй половине XIX века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политическая история России
  • 2222 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 18.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Причины и условия возникновения переселенческой политики 5
2. Государственная политика в области переселения во второй половине XIX века 7
Заключение 22
Литература 25
Фрагмент для ознакомления

Например, везли в товарных вагонах или в трюмахгрузовых барж. Далее всего по пути тарифных льгот пошла Уральская железная дорога. В1889 г. она снизила плату за проезд до 0,3 к. на версту с человека и до 11 к. с пуда клади завесь путь от Перми до Тюмени. Дорога протяженностью в 772 версты стала обходитьсявзрослому переселенцу вместо 11 р. в 2 р. 32 к., а провоз пуда багажа в 11 к. вместо 1 р. 93 к.На пароходах между Нижним Новгородом и Казанью со взрослого вместо 2 р. стали брать1,5 р., детей до 12 лет и багаж перевозить бесплатно. Эти скидки, по подсчетамзаведовавшего переселенческим делом в Тобольской губернии П.П. Архипова, ежегодноэкономили переселенцам до 200 тыс. р., в том числе только при следовании по Уральскойдороге до 60 тыс.11 Вместе с тем не следует забывать, что купеческая благотворительность зачастуюявлялась лишь оборотной стороной коммерции и расходы, связанные с оказанием помощипереселенцам, с лихвой перекрывались прибылью, получаемой за счет причастности к ихтранспортировке. Не случайно, наиболее активными деятелями благотворительногообщества в Тюмени являлись судовладельцы. Возглавлявший комитет в ТюмениИ.И. Игнатов, действительно много сделавший для благоустройства переселенческогопункта, в качестве крупнейшего судовладельца нещадно грабил тех же переселенцев. Обэтом свидетельствует переписка чиновника особых поручений МВД Василькова,руководившего с 1884 г. переселенческим делом в Томской губернии12.До постройки Сибирской железной дороги в европейской России важную роль игралипереселенческие пункты, возникшие в Нижнем Новгороде, Казани и Перми, то есть в местахпосадки на суда и высадки с них. Создавались они местными городскими управами. Первыепереселенческие бараки в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Перми, Ряжске и некоторыхдругих точках скопления переселенцев были выстроены на благотворительные средства ещедо появления Тюменского переселенческого пункта. Так, в Нижнем Новгороде под пунктбыла приспособлена старая крытая баржа, вмещавшая до 600 человек. При ней же имеласьбольничка на 2 кровати, обслуживавшаяся фельдшером. В Казани к середине 90-х гг. ужеимелось 5 бараков, в каждом из которых можно было разместить по 250 человек. Четыре изних были построены на казенный счет и один на благотворительные деньги. При пунктеимелись кухня и больница на 5 кроватей. Пермь как конечный пункт Волжско-Камскоговодного пути (и особенно с пуском Уральской железной дороги), в отличие от двухпредыдущих, со временем не потерял своего значения, а наоборот, упрочил13. Таким образом, участие государства в оказании помощи переселенцам в пути долгиегоды оставалось крайне незначительным. Правда, в 1884 г., вскоре после открытияпереселенческой конторы в Батраках, для управления движением переселенцев и ихустройства на местах внедрения в Тобольскую, Томскую, Оренбургскую и Уфимскуюгубернии были назначены четыре чиновника особых поручений МВД. Местами ихпостоянного пребывания являлись Тюмень, Омск, Оренбург и Уфа. Однако на всепереселенческое дело до начала 1890-х гг. государство ассигновало в год по 20 тыс. р.,сумму ничтожно малую. Лишь в 1890 г, в связи с резким увеличением числа переселенцев и началом массовых эпидемических заболеваний МВД сочло возможным отпустить изостатков кредита 1890 г. 2 тыс. р. на расширение барачных построек в Тюмени,Неспособность правительства организовать безопасное продвижение попереселенческим маршрутам ярко продемонстрировали события 1891 - 1892 гг. Осенью1891 г. из-за неурожая во многих европейских губерниях масса крестьян неожиданнодвинулась в Сибирь. В течение сентября, когда в обычные годы число переселенцевисчислялось сотнями, через Тюмень проследовало около 20 тыс. душ. У многих из них,кроме сухарей, не было продуктов питания. Их с трудом удалось отправить дальше. Но воктябре - декабре, после закрытия навигации, прибыло еще около 9 тыс. Эта партияпринесла с собой новую вспышку сыпного тифа. Два пунктовых барака были полностьюзаполнены тифозными. Остальные, из-за отсутствия перевозочных средств, двигались восеннюю распутицу и при начавшихся заморозках по Главному Сибирскому тракту. Пословам очевидцев, весь путь от Тюмени до Омска и Каинска, а на юг — до Павлодара≪превратился в ряд тифозных этапов≫. Из телеграмм ишимского исправника также видно,что за неимением в городе специального приюта, тифозными было забито даже местноеполицейское управление. Большие скопления больных наблюдались в Тюкалинске, Омске,Каинске, Павлодаре и во всех промежуточных притрактовых селениях14.Несмотря на это, поток переселенцев, двигавшихся через Тюмень, не уменьшился и вследующем году. По свидетельству офицеров, конвоировавших из Перми в Сибирьарестантов, ≪в маленьком грязном городишке - Тюмени - скопилось до 30 000 человек приполном отсутствии правильно организованного санитарного надзора и медицинскойпомощи≫15. Только в мае от эпидемических болезней - тифа, дифтерии, скарлатины умерло386 человек, а вскоре вспыхнула эпидемия холеры, затихшая лишь с наступлением холодов. Эти события ускорили принятие решения о переходе от административно-юридическихметодов регулирования переселений к созданию материальной базы государственнойпереселенческой службы. В 1893 г. по почину императора из сумм бывшего особогокомитета были отпущены средства на устройство нескольких врачебно-питательныхпунктов. Однако массовое их строительство, особенно в Западной Сибири и Иркутскомгенерал-губернаторстве, началось в связи с образованием в том же году Комитета Сибирскойжелезной дороги.Таким образом, до начала 1880-х гг. правительство лишь сдерживало переселенческоедвижение в азиатскую часть России. На протяжении следующего десятилетия в связизаметным ростом миграционного потока власти активизировали своё регулирующеевоздействие, но осуществляли его преимущественно путём администрирования и разработкиспециального законодательства. Сам процесс переселения осуществлялся стихийно. Помощьв пути и при устройстве на новых местах жительства оказывали в основномблаготворительные организации и частные лица. Железнодорожное строительство вевропейской России несколько облегчило путь переселенцам, но не привело к кореннымизменениям всей переселенческой политики. Эти изменения начались только в периодстроительства ≪Великого сибирского пути≫.ЗаключениеИтак, подведем итог настоящего исследования.Отмена крепостного права в России открыла эпоху массовых переселений из европейской часты страны в Сибирь и на Дальний Восток, где имелись большие площади свободных для разработки земель н не было помещичьего землевладения. В 1861 г. правительство встало на путь поощрения заселения Амурской и Приморской областей: 26 марта они были объявлены открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословии, желающими переселиться за свои счет» В 60-70-е гг. XIX в. в переселенческом движении на Дальний Восток участвовали крестьяне из 20 губернии и областей Европейской и Азиатской России. Так, население Амурской области увеличилось за счет крестьян из Астраханской, Архангельской, Воронежской, Енисейской, Оренбургской, Пермской, Полтавской, Самарской, Томской, Харьковской губерний и Забайкальской области. Приморская область пополнялась переселенцами из Астраханской, Воронежской, Вятской, Иркутской, Калужской, Тамбовской, Тобольской и других губерний, а также за счет Амурской и Забайкальской областей. Роль же украинских и белорусских губерний на этом этапе оставалась незначительной. Морские перевозки способствовали росту переселений из украинских губерний. Из 26 049 человек, переселившихся в край, на долю выходцев из губерний Украины приходилось 17165, или 65,9%. Цептральноземледельческий район дал 3382 человека (13%), Сибирь— 1799 (6,9%), южные степные губернии—1653 (6,3%). Из остальных районов прибыло 1224 человека (4,7%), а 826 переселенцев (3,2%) не указали мест выхода. Основной костяк переселенцев на третьем этапе колонизации Дальнего Востока состоял также из крестьян украинских губерний — 75,5%. На втором месте—выходцы из Белоруссии, на третьем—из Центральноземледельческого района (8,1%). Из остальных районов страны прибыло 5,9% переселенцев, осевших на Дальнем Востоке. Переселенческое движение на восток во второй половине XIX в. охватило и казаков, переселение которых на Амур началось в 1855 г. из Забайкалья. А всего с 1855 по 1862 г. на Амуре и Уссури обосновалось 13 889 конных и пеших казаков из Забайкальского войска. 3 июня 1894 г. Государственный совет санкционировал переселение казаков па Дальний Восток в основном из Донского и Оренбургского казачьих войск. Наряду с переселением крестьян и казаков, осуществлявших земледельческую колонизацию, развивалась и так называемая неземледельческая колонизация за счет притока ремесленников, рабочих-отходников, каторжан и ссыльных различных категорий, демобилизованных нижних чинов армии и флота и т. д. Уже в 70-е гг. появляются рабочие-«самоходы», которые прибывали на прииски за свой счет, причем даже из таких отдаленных губерний, как Нижегородская, Пермская, Вятская, Самарская, Саратовская и др. Голод и разорение российской деревни, усилившиеся в 90-е гг. и совпавшие со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, заметно повлияли на усиление отходничества. В 90-е гг. начинает практиковаться массовое контрактование квалифицированных рабочих в Европейской России. На строительство Уссурийской железной дороги было нанято и привезено 850 рабочих. Администрация Владивостокского порта таких способом нанимала мастеровых с Невского и Балтийского заводов Петербурга, доставляла специалистов из Севастополя, Воткинска, Москвы, Одессы, Екатеринослава, Нижнего Тагила и т. д. Для эксплуатации КВЖД, Уссурийской и Забайкальской железных дорог переводили транспортных рабочих из Европейской России.ЛитератураАссонова А.Ф. Политика царского правительства по отношению к государственным крестьянам Западной Сибири в первой половине XIX века. Автореферат дисс.канд. ист. наук. Томск, 1968.Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/pereselenie-gosudarstvennyh-krestyan-v-tobolskuyu-guberniyu-v-40-50-h-godah-xix-veka#ixzz2iHfE8h00Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец 16-18 веков. М., 2007 г.Зырянов П.Н. Поземельные отношения в русской крестьянской общине во второй половине XIX – начале XX вв. // Собственность на землю в России. Саратов, 2002; Ковальченко И.Д. Агарный строй России второй половины XIX - начала XX вв. М., 2004 и др.История России. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Изд. 3-е, перераб. и доп.М.: Юнити-Дана, 2009. - 688 с.Простакишина Н.П. Особенности переселенческой политики на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. – начале XX в. [Текст] / Н.П. Простакишина // История и археология: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 54-58.Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. Изд. 2-е, стереотип. М.: Юнити-Дана, 2008. - 848 с.Максимов Ю.И.История России с древних времен до начала ХХI в.Экзамен. 2010.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов.Санкт-Петербургский государственный университет. 2009.

Литература
1. Ассонова А.Ф. Политика царского правительства по отношению к государственным крестьянам Западной Сибири в первой половине XIX века. Автореферат дисс.канд. ист. наук. Томск, 1968.
2. Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/pereselenie-gosudarstvennyh-krestyan-v-tobolskuyu-guberniyu-v-40-50-h-godah-xix-veka#ixzz2iHfE8h00
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец 16-18 веков. М., 2007 г.
4. Зырянов П.Н. Поземельные отношения в русской крестьянской общине во второй половине XIX – начале XX вв. // Собственность на землю в России. Саратов, 2002;
5. Ковальченко И.Д. Агарный строй России второй половины XIX - начала XX вв. М., 2004 и др.
6. История России. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2009. - 688 с.
7. Простакишина Н.П. Особенности переселенческой политики на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. – начале XX в. [Текст] / Н.П. Простакишина // История и археология: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 54-58.
8. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.
9. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. Изд. 2-е, стереотип. М.: Юнити-Дана, 2008. - 848 с.
10. Максимов Ю.И. История России с древних времен до начала ХХI в. Экзамен. 2010.
11. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. Санкт-Петербургский государственный университет. 2009.

Вопрос-ответ:

Какие были причины и условия возникновения переселенческой политики во второй половине XIX века?

Возникновение переселенческой политики во второй половине XIX века было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это была необходимость населенного края заселять и осваивать. Во-вторых, государство стремилось усилить свои позиции на дальних рубежах России. В-третьих, переселенческая политика была частью общей модернизационной программы государства. И наконец, такая политика велась и для разрешения социальных и экономических проблем в Западной Сибири.

Какая была государственная политика в области переселения во второй половине XIX века?

Во второй половине XIX века государство активно проводило переселенческую политику. Основные направления этой политики включали привлечение иностранной колонизации, стимулирование массовой миграции крестьян из западных губерний в Сибирь и Казахстан, а также регулирование миграции населения внутри страны. Государство предоставляло различные льготы и поощрения переселенцам, такие как освобождение от налогов, предоставление земельных участков и денежных субсидий. Такая политика позволила значительно увеличить население и освоить новые территории.

Какие преимущества получила Уральская железная дорога в области переселения?

Уральская железная дорога была одной из первых, кто воспользовался тарифными льготами в области переселения. В 1889 году эта дорога снизила плату за проезд и перевозку грузов, что сделало ее более доступной и привлекательной для переселенцев. Снижение тарифных ставок на проезд и грузов транспортной компанией позволило значительно увеличить поток переселенцев на этом направлении. Таким образом, Уральская железная дорога получила значительные преимущества в области переселения во второй половине XIX века.

Какие причины привели к возникновению переселенческой политики во второй половине XIX века?

Основными причинами возникновения переселенческой политики во второй половине XIX века были: нехватка рабочей силы в отдаленных регионах России, желание колонизировать и осваивать новые территории, обеспечить населенные пункты на пути железных дорог, а также смягчить социальные напряжения в западных губерниях.

Какая была государственная политика в области переселения во второй половине XIX века?

Государственная политика в области переселения включала ряд мер, направленных на стимулирование переезда населения в отдаленные и недоразвитые районы страны. Были созданы специальные комитеты и управления, ответственные за координацию переселения, а также выплату пособий и предоставление земельных участков переселенцам.

Какая железная дорога первой получила тарифные льготы для переселенцев?

Первой железной дорогой, которая получила тарифные льготы для переселенцев, была Уральская железная дорога. В 1889 году она снизила плату за проезд до 0,3 копейки на версту с человека и до 11 копеек с пуда клади за весь путь от Перми до Тюмени.

Какими способами переселенцы перемещались по территории России?

Переселенцы перемещались по территории России разными способами. Например, они могли использовать железные дороги, путешествовать на параходах по водным путям, а также переезжать пешком или на транспорте, предоставленном государством.

Какие цели преследовала переселенческая политика России во второй половине XIX века?

Переселенческая политика России во второй половине XIX века преследовала несколько целей. Одна из основных целей состояла в освоении новых территорий и обеспечении населенных пунктов на пути железных дорог. Кроме того, переселение населения позволяло смягчить социальные напряжения в западных губерниях и справиться с нехваткой рабочей силы в отдаленных регионах.