Средневековье - специфическая культурная эпоха

  • 22 страницы
  • 12 источников
  • Добавлена 14.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Исторический период, называемый средневековьем. 5
Культура средневековой Европы 6
Искусство переходного периода и раннего средневековья 12
Церковь и наука 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 22
Фрагмент для ознакомления

Если в Западной Европе на раннем этапе развития феодальных отношений становление государства и городов только происходило, то в Византийской империи государство оставалось централизованным, со временем утрачивая территории и могущество. Сохранялись и города. Центр церковной европейской культуры этого периода приходится на Византийскую империю Выше уже говорилось о достижениях в области литературы, архитектуры, живописи. Необходимо отметить развитие науки, приходящееся на IX век. В этот период делается попытка приспособить достижения античности к нуждам общества, находящегося целиком под влиянием церкви. Создаются географические и исторические описания, энциклопедии. В то же время ведется активная борьба со всеми формами нецерковной культуры. Огромное влияние оказало греко-византийское церковное искусство на страны Восточной Европы, унаследовавшие от него письменность, литературные стиль, архитектурные и живописные традиции, религию. В первую очередь это относится к Руси и южнославянским государствам, но приходятся эти события уже на XI-XII века. Несколько раньше создается Болгарское царство, в котором богослужение впервые проводится не на латинском и греческом, а на славянском языке. В то же время в болгарии оформляются и создают свои письменные документы (апокрифы) христианские течения, отличные от основной религии. В то же время в Сербии борьба за сохранение собственной культуры приводит к созданию собственной славянской азбуки – кириллицы.Церковь и наукаЦерковь в эпоху средневековья являлась единственным местом, где занимались наукой. Подавляющее большинство ученых являлись одновременно духовными лицами. Светские государи, поощряющие развитие науки, все равно должны были искать ученых среди церковных деятелей.Основными науками были гуманитарные. Естественно, богословие, заменяющее философию стояло на первом месте. Богословские трактаты в эпоху раннего средневековья носили компилятивный характер. Оценивать христианскую философию можно двояко: с одной стороны, ортодоксальная церковь активно боролась с ересями, уничтожая самые попытки свободного, творческого размышления и поиска. Церковь уничтожила целый ряд научных трактатов античных авторов, преследовала любое инакомыслие. С другой стороны, само инакомыслие рождалось в среде той же самой церкви, оформлялось в тех же богословских трактатах, обретало звучание в богословских спорах и собраниях. Схоластическая философия средневековья оставалась во многом единственным средством выражения мысли. Рассуждения о природе божественной власти, о ее влиянии на природу и человеческую жизнь в конечном итоге не могли не привести к естественнонаучному подходу.Другой формой взаимодействия церкви и науки являлось ведение летописей, создание архивов. Источником основных исторических знаний являются церковные записи. Философские и летописные документы принадлежат одновременно науке и искусству – литературе.Одной из гуманитарных наук, существовавших во все времена, являлась юриспруденция. Церковь с одной стороны формировала собственную правовую основу, с другой – давала примеры формирования правовых документов и юридические кадры светской власти. Принцип выборности высших церковных иерархов, принцип назначения на должность, согласование кандидатур духовных пастырей со светскими властями, конфликты и компромиссы духовных и светских иерархов давали основу важным юридическим принципам, на которых в конце концов стало строится общество. Пример определенной демократии являет принцип выборности патриарха и папы. Первый к тому же выбирается не пожизненно. Принцип единоначалия заложен в назначении на духовные должности. Интересно рассмотреть отношение власти папы и Собора, порой достаточно конфликтные.Церкви нередко приходилось исполнять судебные функции. В частности, гражданский процесс регистрации браков, оформления разводов, регистрации рождений и смертей (венчание, крещение, отпевание) все это делалось церковью. Поскольку церковь являлась феодалом – землевладельцем, в своем феоде ею полностью реализовывались все правовые полномочия, в том числе – суд. Кроме того, церковь выступала третейским судьей – арбитром в межгосударственных спорах. Так, все потенциальные колониальные владения были поделены папской буллой между Испанией и Португалией, благодаря чему последняя получила в качестве колонии, например, Бразилию. На церковь возлагался и ряд посреднических дипломатических функций. Собственно, этот институт можно считать далеким предком современной Организации Объединенных Наций.Следующий ряд наук, находившихся под патронажем церкви – медицинские науки. Больницы при храмах давали обширную практику врачам, что в конечном итоге перерастало в развитие теории.Являясь крупным землевладельцем, церковь вынуждена была уделять значительное внимание сельскому хозяйству. Поэтому аграрные науки и искусство хранения и переработки продуктов так же были в ее ведении. У простого земледельца не хватало знаний, времени, сил для изучения агрономии. Он лишь повторял веками отработанные предками приемы. В то же время служители церкви, занятые земледелием, как послушным трудом, и не обремененные семейными заботами, имели возможность думать над повышением плодородия. Примерами высокой агрокультуры являются крупные русские монастыри: Валаамский, Псковско - Печерский и другие. В то же время необходимо признать, что именно агротехнические науки находились в эпоху средневековья в наиболее ущербном состоянии. Голод и угроза голода является одной из главных характеристик этой эпохи.Что касается развития математики и естественных наук, то до эпохи Возрождения в этой сфере человеческих знаний наблюдалась деградация. Да и после эпохи возрождения, во времена Коперника, Галилея и Джордано Бруно, времена, которые с натяжкой можно отнести к средневековью, роль церкви была, скорее, отрицательной. После победы над язычеством у христианской церкви были следующие враги:Мусульманская религия,Собственный раскол, сначала на православную и католическую церкви (как уже упоминалось, раскол окончательно оформился в XI в), затем в начале XVI в от католическая церковь откалывается протестантская, которая при этом совершенно не принимается православной.Развитие естественных наук, разрушающих религиозные догматы и приводящих порой к возникновению атеизма, но в любом случае к критической оценке догматов.Поскольку церковь являлась в значительной мере политической организацией с соответствующими политическими структурами, любое изменение идеологии грозило положению лидеров, а потому ими пресекалось. С другой стороны, расколы явились результатом борьбы за власть средь самой клерикальной верхушки и дали основу для развития новых философских течений. Естественные науки так же развивались среди духовенства, которое просто было наблюдательнее, вдумчивее, добросовестнее своих собратьев, и для которых истина была дороже политических выгод, большей частью – чужих политических выгод.В эпоху раннего средневековья центр научной мысли находился в Византии, сохранившей античные традиции там, где эти традиции не грозили восстановлением язычества. Известным деятелем науки являлся Лев Математик, знаменитый не только математическими, но и философскими трактатами, созданием своей научной школы. По мере развития государственности на Западе и ее падения в Византийской Империи, центр научной мысли смещается в католические (а затем и протестантские) государства. Эпоха Возрождения – это торжество подъема культуры в Западной Европе, на много лет выводящие западноевропейские этносы в лидеры мировой цивилизации. Вместе с тем научные открытия не возникают на «ровном месте». В их основе лежат достижения предшественников. Так и развитие Западных цивилизаций имеет в своем фундаменте находки предшественников, а предшественники в науке – это в первую очередь ученые Востока: византийцы и их ближайшие соседи.ЗаключениеИтак, какую бы область деятельности мы не рассмотрели, мы наблюдаем в ней существенное влияние церкви. Оно и понятно, ведь она являлась самой могущественной организацией в эпоху средневековья (сохраняя и сейчас существенную долю этого могущества).Влияние церкви неоднозначно. Мы подробно рассмотрели положительный аспект этого влияния, указали и на негативные стороны.К сожалению, ограниченный объем места и времени не позволяет подробнее познакомиться с огромным числом исторических примеров, иллюстрирующих влияние церкви на духовную жизнь.В советской историографии принято переставлять акценты, приписывая религии влияние негативное, а народному творчеству и искусству – позитивное Вряд ли стоит противопоставлять их, да еще так прямолинейно. В конечном итоге, многовековое движение человечество. Происходившее именно под влиянием церкви, привело его к тому миру в котором мы живем, и переход этот однозначно называем прогрессом.ЛитератураЖан ЛеГоф. Цивилизация Средневекового Запада. Москва, Прогресс, 2010Л.Н. Гумилев. От Руси до России. Санкт-Петербург, Юна, 2009Лев Любимов. Искусство древней Руси. Москва, Просвещение, 2008Энциклопедия преступлений и катастроф. Преступления в мире искусств. Автор-составитель Т.И. Ревяко. Минск, Литература, 2001Всемирная история т.III Москва, Госполитиздат, 2003.Р.Г.Скрынников. Святители и власти. Москва, Прогресс, 2006С.А.Токарев. Религия в истории народов мира. Москва, Издательство политической литературы, 2012Тайна власти. Сборник исторических статей. Харьков, Фортуна-Пресс, 2008И.Д.Коротец, Л.А.Штомпель, О.М.Штомпель. Человек и общество. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007Человек и общество. Культурология. Под редакцией О.М.Штомпель. Ростов-на Дону, Феникс, 2011В.И.Гараджа. Социология религии. Москва, Наука, 2010В.И.Гараджа. Религоведение. Москва, АО Аспект-прогресс, 2010

1. Жан Ле Гоф. Цивилизация Средневекового Запада. Москва, Прогресс, 2010
2. Л.Н. Гумилев. От Руси до России. Санкт-Петербург, Юна, 2009
3. Лев Любимов. Искусство древней Руси. Москва, Просвещение, 2008
4. Энциклопедия преступлений и катастроф. Преступления в мире искусств. Автор-составитель Т.И. Ревяко. Минск, Литература, 2001
5. Всемирная история т.III Москва, Госполитиздат, 2003.
6. Р.Г.Скрынников. Святители и власти. Москва, Прогресс, 2006
7. С.А.Токарев. Религия в истории народов мира. Москва, Издательство политической литературы, 2012
8. Тайна власти. Сборник исторических статей. Харьков, Фортуна-Пресс, 2008
9. И.Д.Коротец, Л.А.Штомпель, О.М.Штомпель. Человек и общество. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007
10. Человек и общество. Культурология. Под редакцией О.М.Штомпель. Ростов-на Дону, Феникс, 2011
11. В.И.Гараджа. Социология религии. Москва, Наука, 2010
12. В.И.Гараджа. Религоведение. Москва, АО Аспект-прогресс, 2010

Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения

 








Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения

Содержание

Введение

1. Теософия Блаженного Августина

2. Социальные учения в эпоху Возрождения

3. Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы

4. Становление элементов социологических знаний

5. Рационалистические концепции в политической социологии

Введение


Распад античного общества в Европе и формирование новой системы общественных отношений, нового мировосприятия и способа жизни представляют уникальный процесс с точки зрения понимания его внутренних управленческих механизмов и логики развития социального познания. В условиях рабовладения человек полностью зависит от природы и государства. Мировоззренческое представление укладывалось в рамки фатализма, предначертательности судьба всевышнего. Однако, человек находился в центре государства - полиса, жил его законами, действовал и созидал в той мере, в которой она знала, что верить его общее представление зависимости. И это состояние человека толкало его на борьбу универсальный с зависимостью. Борьба с universal зависимость сопровождается бездну преобразовательными процессами, в частности, в сферах социально - политической и духовной. В обществе изменяются социальные общности. Рабовладельческие города - полисы их демократическим управлением уступает место большим многонациональным государством групп, возглавляемых императорами и др. Монархическое единовластие потребовало уже идеологическую силу, которая может объединить этнически гетерогенной империи в единое целое. Такой цели в полной мере соответствует и беспорядок политеизм - христианство.

Христианство по-новому поставить проблему свободы личности в целом и проблема религиозной свободы, в частности. Проблема социальной свободы, стоя в рабовладельческом обществе, ставится христианством в самом широком смысле, как проблема равенства всех людей перед Богом и между собой, как созданных по образу божьему. На рубеже двух эр возникает новая социальная концепция, смысл которой сводится к формированию новых принципов: во-первых, мировоззренчески-космологический фатализм сменяется христианским ожиданием; во-вторых, социально - исторический и политический осуществляется переориентация взглядов с демоса полиса как субъект, на личность как творческую силу в системе политических отношений; в-третьих, соединение христианского предвидения на земле субъектом и индивидуализмом свое отражение в учении о свободе индивидуальной и личной ответственности за выбор перед сверхъестественным, судьей-Богом. Коллекция таких мировоззрений значительно влияет на процесс деградации рабовладельческих феодальных отношений, потому что в основе их процесса не определяется экономическим и идеологическим фактором - христианством, которые, 325, стало государственной религией еще в рабовладельческой Римской империи. Христианство стало доминирующим элементом духовной жизни общества и подчиняет своему, чтобы контролировать все аспекты социального организма. Переориентация всей жизни общества религиозных, основанных на знаниях слезы на почве искусства, образа жизни, других ценностей человека и переносит на небо. Наука становится лишним, превращается в служанку религиозной идеологии - христианства.

Узнать стоимость работы