Методические основы формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 2323 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 24.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1.Этикетные умения в системе знаний умений и навыков. 5
1.2.Характеристика старшего дошкольного возраста. 8
Глава 2. Методический опыт формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста 11
2.1.Условия эффективности при формировании этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста. 11
2.2.Методические рекомендации по формированию этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста. 14
Заключение 21
Список литературы 23
Фрагмент для ознакомления

Материал: Ю. Тувин «Овощи», К. Чуковский «Федорино горе».«Как правильно и красиво накрыть стол»«Застольное поведение»«Чаепитие друзей»Семейный этикет«Как сделать свою семью счастливой»Значение семьи в жизни каждого человека. Уважение к старшим.Материал: А. Барто «Особое поручение», «Помощница», «Медвежонок-невежа», С. Михалков «А что у вас?», Ш. Перро «Красная шапочка», «Золушка», русские народные сказки «Колобок», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и козлята».«На дружная семья: мама, папа, я»«Любимые бабушка и дедушка»«Мои братишки и сестренки»«Семейные праздники»И.Н. Курочкина построила свою работу таким образом, что перед содержанием занятия, описаны правила и ситуации их применения, а также исторический аспект и обоснование их важности. Поэтому мы получаем исторический экскурс, материал для планирования занятия и решение (содержание занятия), которое предлагает автор. Материал, которым автор предлагает пользоваться наделен ценными комментариями автора, где дается указание, на что обратить внимание и к какому случаю применить.Следующая работа, которая представляет собой интерес:«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (1986г.), автор С.В. Петерина. Мы наблюдаем иную систему изложения материала. Автор предлагает распределить знания по группам детского сада: первая младшая группа, вторая младшая группа, средняя группа и старшая группа. В каждой из вышеперечисленных групп она освещает специфику возраста детей, основные формы обучения и дает примерную тематику.Мы остановимся более подробно на специфике занятий в старшей группе. Содержанием педагогического процесса на данном этапе касается воспитания уважения к старшим, близким и родным; большее внимание уделяется культуре общения.В возрасте 5-6 лет ребенок не только способен отличить «что такое хорошо, а что такое плохо», но и осознать понимание хорошего поведения. Наиболее благоприятной формой для занятий в этом возрасте, автор считает – этическую беседу. Она предлагает включить в обучение следующие темы: «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Наши добрые дела», «Будь вежлив», «Будь аккуратен», «Я дома».Работа Н.Е. Богуславской, Н.А. Купиной «Веселый этикет»(2002г.) представляет собой методику по развитию коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников. В основу методики положен ролевой принцип. Занятия разделены на две части – первая – 30 занятий для дошкольников, вторая – 16 занятий для первоклассников. Занятия представлены в двух вариантах. Первый вариант – дана тема и основные понятия. Второй вариант – даны цель занятия, примерное содержание и отобранный материал.Темы для дошкольников включают следующую тематику: гостевой этикет, этикет в общественных местах, этикет телефонного разговора, семейный этикет. В занятии представлен материал в варианте диалога и какой-нибудь ситуации (например, случай в автобусе, или разговор по телефону).В данной работе отсутствуют методические рекомендации, условия реализации, и материал не построен на «традиционной» литературе, такой как стихотворения А. Барто, С. Маршака, русских народных сказках, сказках А.С. Пушкина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена.Перечисленные работы – это всего несколько методик из многочисленного числа. Но они все приблизительно выстроены одинаково: дан поурочный план, описан материал, по которому необходимо работать. Мало работ, где даны методические рекомендации, где обосновывается та или иная выбранная тема, описываются особенности обучения, возрастные особенности. Практически во всех работах отсутствует полное раскрытие материала (в историческом, практическом и наглядном аспектах).При формировании этикетных умений на наш взгляд необходимо выстроить свою систему занятий, опираясь на те или иные существующие методики. Это логично, потому что различные условия работы, такие как: отношение к этикету в данном учреждении, группы детей, взаимоотношения воспитателей или педагогов учреждения с родителями, количество выделенного времени на занятия, наложат свои отпечаток на формирование этикетных умений.Каков бы не был выбор воспитателя или педагога в аспекте обучения детей этикетным умениям, необходимо точно соблюдать правила этикета работникам данного учреждения. И нам думается, что тогда при отсутствии возможности систематичных занятий по этикету, дети будут видеть правила и нормы поведения у взрослых и копировать их в своем поведении.ЗаключениеВозросшая потребность в осознании важности и значимости культуры поведения выводит воспитателей и педагогов на новый уровень работы с детьми. Старший школьный возраст – наиболее благоприятный для формирования этикетных умений (соответственно культуры общения и поведения), так как дети пяти-шести лет обладают сформированными психическими процессами (мышление, память, внимание, воображение), начинается процесс самопознания, «Я» образная концепция выходит на первый план, эмоциональная сфера наполнена ярким, живым, чутким фоном, дети отзывчивы и восприимчивы ко всему увлекательному и новому.Наша работа освещает небольшую часть проблемы формирования этикетных умений. Выделяет ряд существенных работ по формированию этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста и обращает внимание на благоприятные условия реализации этикетных умений во время и вне занятий. Внешний облик, общение с коллегами и детьми, поведение в общественных местах, мимика, интонация, жесты – все это играет значимую роль при формировании этикетных умений у детей. Что важнее – систематически-последовательные «заучивания» правил поведения, или пример воспитателя? Интересная сюжетно-ролевая игра со сверстниками или родительский пример? На данные вопросы нет однозначного ответа, но одно можно утверждать наверняка, что если культура окружающих ребенка на высоком уровне, то все средства будут иметь успех.Другой вопрос, что культура поведения родителей, взаимоотношения в семье, «свободное» поведение людей в обществе накладывают свои негативные отпечатки и полностью перечеркивают стремления воспитателя или педагога.Вероятно, что только увлеченная этим предметом натура, с яркой харизмой личность воспитателя или педагога, с высоким профессиональным потенциалом, способна увлечь современных детей. Чаще всего сводя подачу материала к переубеждению детей. К этим качествам в нашей работе мы прибавили условия успешности, соблюдение которых также приблизит воспитателей и педагогов к положительному результату..Список литературыБогуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. 192 с.Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009.399 с.Буре  Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.: Просвещение, 2006. 141 с.Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали // Ребенок в детском саду, 2006. № 5. С. 16 – 17.Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. М.: Просвещение, 1989. 79 с.Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг них. М.: Просвещение, 1993. 128 с.Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Старшая группа. М.: Скрипторий, 2007. 39 с.Дурова Н.В. Очень важный разговор. Беседы – занятия с дошкольниками об этике поведения. M.: Мозаика-Синтез, 2000. 51 c.Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет: занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов М.: ГНОМ и Д, 2008. 59 с.Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98 – 101.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 416 с.Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. М.: Академия, 2001. 265 с.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие Балашов: Николаев, 2005. 76 с.Лопатина  А. Начала Мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – 3-е изд., исп. и доп. М.: Амрита-Русь, 2007. 304 с.Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей. Конспекты занятий / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. М.: Айрис-пресс, 2009. 208 с.Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. / Р.В. Овчарова., Н.В. Мельникова. СПб.: Амалтея, 2008. 304 с.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1987. 144 с.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. 96с.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2004. 207 с.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.Смирнова Е. Моральное и нравственное развитие дошкольников // Дошкольное образование. 2006. № 17. Смирнова Е. Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития // Дошкольное образование. 2006. № 18. Смирнова Е.О. Психологические основания нравственного воспитания дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Психолог в детском саду. 2007. № 2. С. 81—92.Смирнова Е.О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. №1. С.26-37.Смирнова Е. Формирование доброжелательных отношений дошкольников // Дошкольное образование. 2006. № 24.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969. 557 с.Телегин М.В. Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Начальная школа плюс До и После.2002. № 12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

Список литературы

1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. 192 с.
2. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009.399 с.
3. Буре Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.: Просвещение, 2006. 141 с.
4. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали // Ребенок в детском саду, 2006. № 5. С. 16 – 17.
5. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. М.: Просвещение, 1989. 79 с.
6. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг них. М.: Просвещение, 1993. 128 с.
7. Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Старшая группа. М.: Скрипторий, 2007. 39 с.
8. Дурова Н.В. Очень важный разговор. Беседы – занятия с дошкольниками об этике поведения. M.: Мозаика-Синтез, 2000. 51 c.
9. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет: занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов М.: ГНОМ и Д, 2008. 59 с.
10. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98 – 101.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 416 с.
12. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. М.: Академия, 2001. 265 с.
13. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие Балашов: Николаев, 2005. 76 с.
14. Лопатина А. Начала Мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – 3-е изд., исп. и доп. М.: Амрита-Русь, 2007. 304 с.
15. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей. Конспекты занятий / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. М.: Айрис-пресс, 2009. 208 с.
16. Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. / Р.В. Овчарова., Н.В. Мельникова. СПб.: Амалтея, 2008. 304 с.
17. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
18. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. 96с.
19. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2004. 207 с.
20. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
21. Смирнова Е. Моральное и нравственное развитие дошкольников // Дошкольное образование. 2006. № 17.
22. Смирнова Е. Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития // Дошкольное образование. 2006. № 18.
23. Смирнова Е.О. Психологические основания нравственного воспитания дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Психолог в детском саду. 2007. № 2. С. 81—92.
24. Смирнова Е.О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. №1. С.26-37.
25. Смирнова Е. Формирование доброжелательных отношений дошкольников // Дошкольное образование. 2006. № 24.
26. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969. 557 с.
27. Телегин М.В. Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Начальная школа плюс До и После.2002. № 12.
28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
29. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

Вопрос-ответ:

Каковы методические основы формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста?

Методические основы формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста включают активное использование игровых и практических методов обучения, моделирование правильного поведения, постоянную практику и повторение, индивидуальный подход к каждому ребенку и создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Как этикетные умения вливаются в систему знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста?

Этикетные умения представляют собой часть системы знаний, умений и навыков, которые развиваются у детей старшего дошкольного возраста. Они включают знание правил этикета, умение следовать этим правилам и владение поведенческими навыками, которые необходимы для участия в обществе.

Какие особенности характерны для старшего дошкольного возраста?

Старший дошкольный возраст характеризуется развитием самостоятельности, активным интересом к окружающему миру, формированием социальных связей с другими детьми и взрослыми, а также всесторонним развитием речи и познавательных способностей.

Какие условия важны для эффективного формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста?

Для эффективного формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста важны следующие условия: наличие положительной образовательной среды, соответствие методов обучения и заданий возрастным особенностям детей, активное вовлечение детей в игры и практические занятия, постоянная практика и повторение, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Какой методический опыт существует в формировании этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста?

В формировании этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста применяется различный методический опыт, включающий использование игровых ситуаций, ролевых игр, моделирование правильного поведения, использование образцов и примеров, постоянную практику и повторение, а также создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Какие могут быть методы формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста?

Методы формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста могут включать различные игровые ситуации, ролевые игры, использование учебников и пособий, а также обучение на практике в жизненных ситуациях.

Какие условия эффективности нужно создать для формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста?

Для эффективного формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста нужно создать поддерживающую и безопасную обстановку, обеспечить ясные инструкции, проводить систематические тренировки и повторения, а также давать возможность детям применять эти навыки на практике.

Что такое этикетные умения и почему они важны для детей старшего дошкольного возраста?

Этикетные умения - это навыки и знания о правилах поведения в обществе, в том числе обычаях, этикете, вежливости и т.д. Они важны для детей старшего дошкольного возраста, потому что помогают им установить социальные связи, развивают навыки общения и поведения в коллективе, а также способствуют формированию основных ценностей и этических норм.

Какие характеристики свойственны старшему дошкольному возрасту?

Старший дошкольный возраст характеризуется более развитыми коммуникативными навыками, возможностью понимать и следовать инструкциям, интересом к расширению своих знаний, появлением чувства самооценки, а также активным воображением и мышлением. Дети этого возраста также проявляют повышенный интерес к общению и взаимодействию со сверстниками.