Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 6565 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 22.12.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в условиях модернизации начальной школы 8
1.1 Сущность мышления как психического феномена 8
1.2 Особенности мышления младших школьников 21
1.3 Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе 25
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Эмпирическое исследование сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса 37
2.1 Организация и методы исследования познавательных процессов и мышления 37
2.2 Результаты исследования 41
2.3 Обсуждение результатов 47
2.4 Рекомендации по развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 51
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение 66
Фрагмент для ознакомления
1. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. – 2007. - № 5. – С. 26-31.
2. Веселова Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников: Проблемы, поиски, решения // - Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 8. - С. 63-68.
3. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. – Москва: Академический проект, 2004. – 160с.
4. Волкова Т.М. Развитие памяти и внимания. – Москва, 2006. – 180с.
5. Выготский А.А.История развития высших психических функции. Т.3. - Москва: Педагогика, 1993. – 350с.
6. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования // Сборник «Начальное образование в России». – Москва: Просвещение, 2004. – 98с.
7. Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Монография под общ.ред. Т.Е.Демидовой. – Москва: Издательский Дом РАО, 2004. – 170с.
8. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 4. - С. 18-21.
9. Землянская Е.В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке //Начальная школа - 2008. - №1. – С.17-23.
10. Истомина Н.Б. Математика: Учебник. 2 класс. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХΙ век», 2012.
11. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике № 1, № 2. 2 класс. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХΙ век», 2012.
12. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. – Москва: Академия, 2010. – 147с.
13. Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 2 класс (три уровня). – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХΙ век», 2009.
14. Истомина Н.Б., Горина О.П. Тестовые задания по математике. 2 класс. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХΙ век», 2009.
15. Ковалева Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий. – Москва: Просвещение, 2009. – 98с.
16 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. –Москва, 2002. - № 4. - С. 3-31.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – Москва, 2003. – 390с.
18 Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса:автореф. дис... д. пед. наук Н.А.Лошкаревой. – Москва, 2000. – 190с.
19.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 320с. (серия Мастера психологии).
20.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 583с. (Серия Учебник нового века).
21. Мурзина Н.П. От «новых стандартов» к инновационной деятельности педагогов школы // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 4. - С. 3-7.
22. Пенюшева С.Н. Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе. – Москва, 2009. – 178с.
23. Пиаже Ж. О механизмах ассимиляции и аккомодации // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 1. – С.22-26.
24. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов вузов: В 2 кн. – Москва: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
25.Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ. пед. колледжей. – Москва: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.
26. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – 2 изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2010. – 204с. – (Стандарты второго поколения).
27. Программа «Математика» 1-4 классы: УМК «Гармония» / под ред. Н.Б. Истоминой. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХΙ век», 2009, 2012.
28. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
29. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.2 / Под.ред. В.В. Давыдова. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 465с.
30. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. - № 10. – С. 11-14.
31. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. – Москва: Педагогика, 2007. – 460с.
32. Скоморохова М.И., Леонюк С.П. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 16-21.
33. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. – Москва: Прогресс, 2005. – 248с.
34. Чистякова Г.Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 10. - C. 10-15.
35. Чутко Н.Я. Учебная задача, задание и развитие младших школьников // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 85-87.

Электронные ресурсы:
36. Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/563542/
37. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 11:05 27.12.2012).
38. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач, направленных на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1. – C. 40–45.
39. Как проектировать универсальные учебные действия: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.standard.edu.ru
40. Кравченко Л.Г. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – 2011. - http://nsportal.ru/ http://nsportal.ru/kravchenko-lidiya-grigorevna (дата обращения: 25.10.2013).
41. Электронная версия тестовых заданий по математике для 2-4 классов. - Программа Cool – Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХ1 век» (дата обращения: 29.10.2013).

Вопрос-ответ:

Какая роль мышления в развитии учеников начальной школы?

Мышление играет важную роль в развитии учеников начальной школы. Оно позволяет им анализировать, сравнивать, делать выводы и решать проблемы. Поэтому формирование познавательных универсальных учебных действий, связанных с развитием мышления, является важной задачей модернизации начальной школы.

Какие особенности мышления наблюдаются у младших школьников?

У младших школьников можно выделить несколько особенностей мышления. Они еще не обладают абстрактным мышлением и предпочитают конкретные ситуации. Также у них наблюдается ограничение восприятия информации и ограниченная память. Важно учитывать эти особенности при формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Каким образом формируются познавательные универсальные учебные действия в начальной школе?

Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе происходит через систематическую работу с учебными материалами и заданиями. Ученикам предоставляются возможности для самостоятельного анализа материала, постановки целей, поиска информации и решения задач. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и создавать подходящие условия для развития и формирования познавательных универсальных учебных действий.

Какие выводы можно сделать по данной главе?

По данной главе можно сделать следующие выводы: мышление играет важную роль в развитии учеников начальной школы; у младших школьников наблюдаются особенности мышления, которые нужно учитывать при формировании познавательных универсальных учебных действий; формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе происходит через систематическую работу с учебными материалами и заданиями.

Как проводилось эмпирическое исследование сформированности познавательных универсальных действий?

Для эмпирического исследования сформированности познавательных универсальных действий был проведен анализ учебных заданий и выполнение этих заданий учениками начальной школы. Были выявлены уровни сформированности универсальных действий у разных учеников, что позволило сделать выводы о степени успешности формирования этих действий в разных условиях.

Какую роль играет мышление в формировании познавательных учебных действий у младших школьников?

Мышление играет ключевую роль в формировании познавательных учебных действий у младших школьников. Оно является основным инструментом познания и направляет учащихся в процессе обучения. Развитие мышления позволяет детям учиться анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, что является важными компонентами познавательных универсальных учебных действий.

Какие особенности мышления у младших школьников?

У младших школьников наблюдаются определенные особенности мышления. В этом возрасте дети активно развивают логическое и абстрактное мышление, что позволяет им осуществлять анализ и синтез информации. Они также начинают понимать причинно-следственные связи и могут выполнять последовательные умственные операции. Однако, у них еще ограничен объем рабочей памяти и слабо развито саморегулирующее мышление.

Как формируются познавательные универсальные учебные действия у младших школьников в начальной школе?

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в начальной школе происходит на различных уровнях. В процессе обучения дети учатся анализировать и сравнивать информацию, делать выводы на основе полученных знаний, а также решать проблемные задачи. Учителя используют различные методы и формы работы, такие как игры, проекты и эксперименты, чтобы развить у детей познавательные универсальные учебные действия.