Новое время – взаимоотношения человека и природы.

  • 15 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 18.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Характеристика Нового времени как культурно-философского явления 4
2. Проблема человека и природы в Новое время 8
Заключение 13
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Бэкон стал первым философом, который стремился сделать выводы на основании наблюдения за фактами действительности и явлениями природы. Он считал, что знание станет силой только тогда, когда оно опирается на реальные законы природы. При этом предметом философии должна стать материя, в которой воплощены все природные явления. Интересно, что описывая природу и место человека в ней, Бэкон говорит о разнородности материи, которая проявляется в изменении формы – ее колебаниях и изменениях. Природа вечна, она постоянно находится в движении, доказательством чего, кстати, может быть и человеческая цивилизация, а сам факт существования природы не нуждается в научном обосновании. Бэкон особенно настаивал на том, что человек должен познавать природу, причем познание это осуществляется не на основе споров о сути вещей, а на основе наблюдения за ними. Истина по Бэкону всегда двойственна. При этом он, в отличие от большинства теоретиков Нового времени, настаивал на том, что истина, которая реализуется в мире двойственна. С одной стороны она изучается теософией, предметом которой становится Бог, с другой – наукой, предметом которой становится природа. Бэкон также считал, что познание должно стремиться к раскрытию внутренних причинно-следственных связей и законов природы путем обработки данных органами чувств и теоретическим мышлением. В целом философия Бэкона представляла собой попытку создания эффективного способа познания природы, ее причин, законов. Бэкон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени. И хотя его эмпиризм был исторически и гносеологически ограничен, а с точки зрения последующего развития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл весьма положительную роль.Противоречие, сложившееся к XVIII веку в проблеме взаимоотношений человека и природы вызывало неодобрение еще у Канта: в данной концепции оторвано рассматривались Космос, Вселенная и природа человека, что далеко от правды. Проблема данного противоречия была решена только в философском течении русского космизма, которое широко распространилось в XIXвеке за пределами России. Представителями этого течения былиИ.Киреевский, Вл. Соловьев, Н. Федоров, П. Флоренский, Н. Лосский.В ходе рассмотрения идей человека и природы были выдвинуты основные положения: - человек является частью природы- человек никогда не должен противопоставляться природе, не следует их рассматривать в оторванности друг от друга- человек ответственен за все, что он делает перед природой. В основе данного мировоззрения, несмотря на всю его противоречивость, лежит понимание противопоставления Разума и Природы и уничтожающей роли Человека в окружающей среде. Действия человека в начале Нового времени привели к безрассудному пользованию благами природы, что впоследствии может стать причиной катастрофы. Именно на человеке, как на главном виновнике, лежит ответственность за совершенное насилие над природой. Как следствие, в философии и литературе возникает идея о нравственном самосовершенствовании человека, которое выразится в бережном отношении к природе. Возникают мысли о том, что человечество не сможет приобрести свое истинное лицо до тех пор, пока оно является паразитом на теле природы. Для решения возникающих проблем необходим не только новый миропорядок, но и новое мировоззрение. Новое время, с завершающим его русским космизмом, дало идеи коэволюции человека и природы. Работа Федорова, которая легла в основу этих идей, несмотря на религиозный характер сочинения, являет собой поиск решения проблемы биосферы и человека. Для того, чтобы человечество смогло пользоваться природой рационально, необходимо становление новой нравственности. Отношение к мыслям русского космизма, равно как и к работам Федоровна не однозначно. Одни философы считают, что идеи природопользования не более чем утопия и человечество никогда не сможет встать на этот путь. С другой же стороны, это единственная философская мысль нового времени, которая не предлагала использовать природу, а совершенствовать себя. Таким образом, идеи Нового времени становятся основой научного соотнесения человека и природы. Именно в Новом времени лежит причина экологического кризиса современности и потребительского отношения к природе. Философия Нового времени, с ее потребительским отношением и лозунгом «человека – царя природы» привело к тому, что к концу Нового времени начали появляться течения, ставящие в своей основе проблемы взаимодействия человека и природы. ЗаключениеXVIII век в историю человечества пошел не случайно как эпоха просвещения. Если ранее занятия наукой были уделом избранных, которые жили, отгородившись от мира, то теперь наука уходит в массы, становясь доступной для многих. Основная черта философских мировоззрений того времени заключалась в слепой вере в неограниченность человеческого разума, его колоссальные возможности. Не случайно, на знамени просветителей написаны всего два лозунга «наука и прогресс», которые как нельзя лучше отображают подход просветителей к организации мира. Со времени эпохи просвещения наука стала главенствующей в мировоззрении людей. Это привело к развитию техники, реализации четырех научно-технических революций. Однако,наукоцентричность привела также к падению духовности, что негативно отразилось на цивилизации в целом. Идеи Нового времени становятся основой научного соотнесения человека и природы. Именно в Новом времени лежит причина экологического кризиса современности и потребительского отношения к природе. Философия Нового времени, с ее потребительским отношением и лозунгом «человека – царя природы» привело к тому, что к концу Нового времени начали появляться течения, ставящие в своей основе проблемы взаимодействия человека и природы.Таким образом, можно говорить о том, что Новое время принесло человечеству как научную картину мира, так и экологический кризис и отсутствие духовности. Список литературыВасильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии//Вопр. философии.-1997.-№1.-С.112,108Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко, В.Е.Ермолаева.- М.: Прогресс, 1990.- 450с.Гиренок, Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф.И.Гиренок. – М.: «Наука», 1987. – 182 с.Кобылянский, В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. / В.А.Кобылянский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 192с.Лекторский В. Историческое познание//Свободная мысль.-2001.-С.87.Любичанковский, В.А. Эволюция взаимоотношений общества и природы В.А.Любичанковский //Журнальный клуб Интерлос. – 2007. - №1[Электронный ресурс]: htpp://intelros.ruМоисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. Н.Н.Моисеев. -М.,1993,с.3.Печко, Л.П. эстетическое освоение природы как основа экологической позиции современного человека / Л.П. Печко // Обсерватория культуры. – 2006.- №4.-С 92-95.Розов М.А. Знание как объект исследования// Вопр. Философии. -1998.-№1.-С.91.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984. – 448 с.

1. Васильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии//Вопр. философии.-1997.-№1.-С.112,108
2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко, В.Е.Ермолаева.- М.: Прогресс, 1990.- 450с.
3. Гиренок, Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф.И.Гиренок. – М.: «Наука», 1987. – 182 с.
4. Кобылянский, В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. / В.А.Кобылянский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 192с.
5. Лекторский В. Историческое познание//Свободная мысль.-2001.-С.87.
6. Любичанковский, В.А. Эволюция взаимоотношений общества и природы В.А.Любичанковский //Журнальный клуб Интерлос. – 2007. - №1[Электронный ресурс]: htpp://intelros.ru
7. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. Н.Н.Моисеев. -М.,1993,с.3.
8. Печко, Л.П. эстетическое освоение природы как основа экологической позиции современного человека / Л.П. Печко // Обсерватория культуры. – 2006.- №4.-С 92-95.
9. Розов М.А. Знание как объект исследования// Вопр. Философии. -1998.-№1.-С.91.
10. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984. – 448 с.

Три

План

Введение

Глава 1. Гармония человека и природы - сложности построения от античности до средних веков

Глава 2. Обращение к гармонизации взаимоотношений человека и природы в эпоху Возрождения

Глава 3. Поиски гармонии человека и природы в Новое Время

Глава 4. Идея гармонии в контексте глобальных проблем современности

Вывод

библиография

Введение

Внезапно появившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия построил деятельности делают более тщательно всмотреться в систему экологических отношений. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, находится перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле. Все это заставляет задуматься о том, какими должны быть отношения человека и природы, как найти гармонию с природой, и почему недостаточно говорить, например, только об их единстве.

И здесь есть смысл обратиться к истории - важный свидетель и судья сложных природно-человеческих отношений, и с позиции сегодняшнего дня, чтобы увидеть что-то положительное и отрицательное, что поможет современной цивилизации не разорвать последние нити связующие человека и природу.

История взаимодействия человека и природы - история, изменения отношений с другими людьми. В первобытном обществе отношения к природе носили черты олицетворения. Позднее отношение к природе характеризовалось такими определениями, как "естественный", "созерцательный", а в капиталистическом, техногенном обществе "потребления", "хищные".

Осознание того, что нам может дать природа, зависит от того, как мы воспринимаем природу: как ресурс, как сферу проживания или как ценность.

В процессе обучения, важно показать учащимся и сложность процессов взаимодействия человека и окружающей природы, обратить внимание учащихся на эти последствия (на основе исторического опыта), которые получило человечество, потому что на горьком опыте предыдущих поколений, наша цивилизация смогла построить новые отношения.

в Конце концов, просто необходимо выйти из этого состояния кризиса вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы, которые могли обеспечить это. Таковой и гармония человека с природой.

Узнать стоимость работы