Новое время – взаимоотношения человека и природы.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 1515 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 18.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Характеристика Нового времени как культурно-философского явления 4
2. Проблема человека и природы в Новое время 8
Заключение 13
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Бэкон стал первым философом, который стремился сделать выводы на основании наблюдения за фактами действительности и явлениями природы. Он считал, что знание станет силой только тогда, когда оно опирается на реальные законы природы. При этом предметом философии должна стать материя, в которой воплощены все природные явления. Интересно, что описывая природу и место человека в ней, Бэкон говорит о разнородности материи, которая проявляется в изменении формы – ее колебаниях и изменениях. Природа вечна, она постоянно находится в движении, доказательством чего, кстати, может быть и человеческая цивилизация, а сам факт существования природы не нуждается в научном обосновании. Бэкон особенно настаивал на том, что человек должен познавать природу, причем познание это осуществляется не на основе споров о сути вещей, а на основе наблюдения за ними. Истина по Бэкону всегда двойственна. При этом он, в отличие от большинства теоретиков Нового времени, настаивал на том, что истина, которая реализуется в мире двойственна. С одной стороны она изучается теософией, предметом которой становится Бог, с другой – наукой, предметом которой становится природа. Бэкон также считал, что познание должно стремиться к раскрытию внутренних причинно-следственных связей и законов природы путем обработки данных органами чувств и теоретическим мышлением. В целом философия Бэкона представляла собой попытку создания эффективного способа познания природы, ее причин, законов. Бэкон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени. И хотя его эмпиризм был исторически и гносеологически ограничен, а с точки зрения последующего развития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл весьма положительную роль.Противоречие, сложившееся к XVIII веку в проблеме взаимоотношений человека и природы вызывало неодобрение еще у Канта: в данной концепции оторвано рассматривались Космос, Вселенная и природа человека, что далеко от правды. Проблема данного противоречия была решена только в философском течении русского космизма, которое широко распространилось в XIXвеке за пределами России. Представителями этого течения былиИ.Киреевский, Вл. Соловьев, Н. Федоров, П. Флоренский, Н. Лосский.В ходе рассмотрения идей человека и природы были выдвинуты основные положения: - человек является частью природы- человек никогда не должен противопоставляться природе, не следует их рассматривать в оторванности друг от друга- человек ответственен за все, что он делает перед природой. В основе данного мировоззрения, несмотря на всю его противоречивость, лежит понимание противопоставления Разума и Природы и уничтожающей роли Человека в окружающей среде. Действия человека в начале Нового времени привели к безрассудному пользованию благами природы, что впоследствии может стать причиной катастрофы. Именно на человеке, как на главном виновнике, лежит ответственность за совершенное насилие над природой. Как следствие, в философии и литературе возникает идея о нравственном самосовершенствовании человека, которое выразится в бережном отношении к природе. Возникают мысли о том, что человечество не сможет приобрести свое истинное лицо до тех пор, пока оно является паразитом на теле природы. Для решения возникающих проблем необходим не только новый миропорядок, но и новое мировоззрение. Новое время, с завершающим его русским космизмом, дало идеи коэволюции человека и природы. Работа Федорова, которая легла в основу этих идей, несмотря на религиозный характер сочинения, являет собой поиск решения проблемы биосферы и человека. Для того, чтобы человечество смогло пользоваться природой рационально, необходимо становление новой нравственности. Отношение к мыслям русского космизма, равно как и к работам Федоровна не однозначно. Одни философы считают, что идеи природопользования не более чем утопия и человечество никогда не сможет встать на этот путь. С другой же стороны, это единственная философская мысль нового времени, которая не предлагала использовать природу, а совершенствовать себя. Таким образом, идеи Нового времени становятся основой научного соотнесения человека и природы. Именно в Новом времени лежит причина экологического кризиса современности и потребительского отношения к природе. Философия Нового времени, с ее потребительским отношением и лозунгом «человека – царя природы» привело к тому, что к концу Нового времени начали появляться течения, ставящие в своей основе проблемы взаимодействия человека и природы. ЗаключениеXVIII век в историю человечества пошел не случайно как эпоха просвещения. Если ранее занятия наукой были уделом избранных, которые жили, отгородившись от мира, то теперь наука уходит в массы, становясь доступной для многих. Основная черта философских мировоззрений того времени заключалась в слепой вере в неограниченность человеческого разума, его колоссальные возможности. Не случайно, на знамени просветителей написаны всего два лозунга «наука и прогресс», которые как нельзя лучше отображают подход просветителей к организации мира. Со времени эпохи просвещения наука стала главенствующей в мировоззрении людей. Это привело к развитию техники, реализации четырех научно-технических революций. Однако,наукоцентричность привела также к падению духовности, что негативно отразилось на цивилизации в целом. Идеи Нового времени становятся основой научного соотнесения человека и природы. Именно в Новом времени лежит причина экологического кризиса современности и потребительского отношения к природе. Философия Нового времени, с ее потребительским отношением и лозунгом «человека – царя природы» привело к тому, что к концу Нового времени начали появляться течения, ставящие в своей основе проблемы взаимодействия человека и природы.Таким образом, можно говорить о том, что Новое время принесло человечеству как научную картину мира, так и экологический кризис и отсутствие духовности. Список литературыВасильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии//Вопр. философии.-1997.-№1.-С.112,108Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко, В.Е.Ермолаева.- М.: Прогресс, 1990.- 450с.Гиренок, Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф.И.Гиренок. – М.: «Наука», 1987. – 182 с.Кобылянский, В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. / В.А.Кобылянский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 192с.Лекторский В. Историческое познание//Свободная мысль.-2001.-С.87.Любичанковский, В.А. Эволюция взаимоотношений общества и природы В.А.Любичанковский //Журнальный клуб Интерлос. – 2007. - №1[Электронный ресурс]: htpp://intelros.ruМоисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. Н.Н.Моисеев. -М.,1993,с.3.Печко, Л.П. эстетическое освоение природы как основа экологической позиции современного человека / Л.П. Печко // Обсерватория культуры. – 2006.- №4.-С 92-95.Розов М.А. Знание как объект исследования// Вопр. Философии. -1998.-№1.-С.91.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984. – 448 с.

1. Васильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии//Вопр. философии.-1997.-№1.-С.112,108
2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко, В.Е.Ермолаева.- М.: Прогресс, 1990.- 450с.
3. Гиренок, Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф.И.Гиренок. – М.: «Наука», 1987. – 182 с.
4. Кобылянский, В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. / В.А.Кобылянский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 192с.
5. Лекторский В. Историческое познание//Свободная мысль.-2001.-С.87.
6. Любичанковский, В.А. Эволюция взаимоотношений общества и природы В.А.Любичанковский //Журнальный клуб Интерлос. – 2007. - №1[Электронный ресурс]: htpp://intelros.ru
7. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. Н.Н.Моисеев. -М.,1993,с.3.
8. Печко, Л.П. эстетическое освоение природы как основа экологической позиции современного человека / Л.П. Печко // Обсерватория культуры. – 2006.- №4.-С 92-95.
9. Розов М.А. Знание как объект исследования// Вопр. Философии. -1998.-№1.-С.91.
10. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984. – 448 с.

Вопрос-ответ:

Какова характеристика Нового времени как культурно-философского явления?

Новое время было периодом, когда в философии и культуре произошли значительные изменения. Этот период характеризовался рационализмом, принципиальным согласием науки и философии, а также стремлением к познанию природы на основе наблюдения и эксперимента.

Что было проблемой человека и природы в Новое время?

Проблема человека и природы в Новое время заключалась в том, каким образом человек может познать природу и использовать ее ресурсы. Философы Нового времени стремились найти ответы на вопросы о природе человека, его месте во Вселенной, а также о взаимодействии человека и природы.

Кто был первым философом, стремившимся сделать выводы на основании наблюдения за фактами действительности и явлениями природы?

Философом, который первым стремился сделать выводы на основании наблюдения за фактами действительности и явлениями природы, был Фрэнсис Бэкон.

Что считал Бэкон предметом философии в Новом времени?

Бэкон считал, что предметом философии в Новом времени должна стать материя, в которой воплощены все законы и закономерности природы.

Чем характеризовалось Новое время в отношениях человека и природы?

В Новое время отношения человека и природы характеризовались стремлением к познанию и использованию природы на основе рационального подхода и научных методов. Философы и ученые Нового времени проводили эксперименты, наблюдали за фактами природы и стремились выявить ее законы и закономерности.

Что такое Новое время как культурно-философское явление?

Новое время - это период в истории человечества, который возник в Европе в XVI веке и простирается до конца XVIII века. Он характеризуется рядом изменений в общественном и культурном развитии, таких как научная революция, просвещение, эпоха Просвещения, новые философские идеи и теории.

Какие изменения произошли в Новое время в отношении человека и природы?

В Новое время произошло значительное изменение в отношении человека к природе. Ранее, природа рассматривалась как нечто враждебное и непредсказуемое, и человек старался защитить себя от ее воздействия. В Новое время появилась идея о том, что человек может познать и совладать с природой, использовать ее ресурсы и контролировать ее процессы.

Какую роль в изменении отношений человека и природы сыграла научная революция в Новое время?

Научная революция в Новое время сыграла важную роль в изменении отношений человека и природы. Она позволила человеку познать природные законы и явления и использовать эту информацию в своих целях. Разработка научного метода наблюдения и экспериментирования позволила получить точные и объективные знания о природе, что дало человеку возможность контролировать и улучшать свое окружение.

Какие новые философские идеи и теории возникли в Новое время в отношении человека и природы?

В Новое время появились новые философские идеи и теории, которые влияли на отношение человека и природы. Например, идея о природе как механизме, который можно объяснить и контролировать через научное знание. Также возникла идея о необходимости улучшать природу и совершенствовать мир через научные и технические достижения.

Как можно охарактеризовать Новое время как культурно-философское явление?

Новое время можно охарактеризовать как период интенсивного развития науки, философии и культуры, который продолжался с конца XV века до конца XVIII века. В это время произошли значительные изменения в мировоззрении людей, связанные с развитием науки, гуманизмом, Возрождением и Просвещением. Одной из основных черт Нового времени является стремление к рациональному объяснению природы и общества, а также уверенность в способности человека контролировать и изменять окружающую действительность.

Какая проблема стоит перед человеком и природой в Новое время?

Одной из главных проблем, стоящих перед человеком и природой в Новое время, была необходимость найти баланс между использованием ресурсов природы для удовлетворения потребностей общества и сохранением самой природы. Возникала необходимость разработки новых методов и подходов к взаимодействию человека с природой, которые были бы экологически устойчивыми и предотвращали разрушение экосистем. Эта проблема стала особенно актуальной в связи с быстрым промышленным развитием, которое привело к загрязнению окружающей среды и исчерпанию природных ресурсов.

Кто стал первым философом, стремившимся сделать выводы на основе наблюдений за фактами природы?

Фрэнсис Бэкон стал первым философом, который стремился сделать выводы на основании наблюдения за фактами действительности и явлениями природы. Он считал, что знание станет силой только тогда, когда оно опирается на реальные законы природы. Бэкон предложил метод индукции, основанный на наблюдении, классификации и эксперименте, который позволил бы получать достоверные знания о природе. Он считал, что философия должна исследовать материю, в которой воплощены все явления природы, и вывести общие законы, на которых основаны все естественные процессы.