Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

  • 68 страниц
  • 76 источников
  • Добавлена 06.12.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Концептуальные подходы к формированию эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки 6
1.1. Эмоциональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема 6
1.2.Особенности развития эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте 16
1.3.Эмоциональная отзывчивость к музыке в процессе её восприятия у детей дошкольного возраста 21
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной отзывчивости средствами музыки в дошкольном возрасте 35
2.1. Задачи, организация и методика экспериментального исследования 35
2.2. Выявление первоначального уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 36
2.3. Построение методики развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста 43
2.4. Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста 52
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 68
Фрагмент для ознакомления

Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1981.- С. 71 85.Ганошенко Н.И. Особенности совместного восприятия музыки детьми дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. псих. Наук.- М., 1991. 19 с.Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1962. - 267 с.Запорожец A.B. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. М.: Педагогика, 1986. - С. 260 - 275.Запорожец A.B. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. — М.: Педагогика, 1986. - С. 258 — 259.Изард К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. — М.: Изд-во Моск. унта, 1980. 440 с.Комарова Т.С. Дети в мире творчества : Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.Комиссарова Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1980. 18 с.Корчаловская Н.В. Формирование интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1982. - 25 с.Кузьмина Л.А. Развитие восприятия художественной формы в процессе формирования ладового чувства у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. - 19 с.Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — С. 13 - 25.Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ / Под ред. Б.М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — С. 225 - 263.Манакова И.П. Формирование первоначальной ориентировки в музыке у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1991. - 23 с.Медведева М.А. Система упражнений для формирования певческих навыков у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1986. - 24 с.Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность и восприятие музыки // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - С.195-228.Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии. 1982. - № 5. - С. 85 - 93.Неверович Я.3. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности // Эмоциональное развитиедошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - С. 29 - 43.Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. - № 3. — С. 9 - 16.Нравстенное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1984. - 272 с.Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сборник научных трудов / Под ред. Д.Б. Кабалевского. -М.: НИИ школ, 1978. 106 с.Пеньевская Л.А. Воспитание отзывчивости и развитие простейших форм взаимопомощи у детей 4 и 5 года жизни // Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972. - С. 112 - 156.Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.Психология эмоций. Тексты. 2-ое изд. /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского университета. -1993. - 304 с.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1. - 608 с.Радынова О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетовдошкольного воспитания пединститутов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1984. - 218 с.Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 1990. -160 с.Радынова О.П. Формирование музыкального мышления дошкольников в игре // Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте: Материалы Международной научно-практической конференции. -М.: Прометей, 1995. Ч. 2. - С. 31 - 32.Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 168 с.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса; общ. ред. О.В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.Рожков Г.М. Восприятие эмоциональных интонаций: Автореф. дисс. . канд. псих. наук. М., 1972. - 31 с.Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей / Сост. A.JI. Готсдинер. Л.: Музыка, Ленинград, отделение, 1981. - 104 с.Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального воспитания). М.: Наука, 1979. - 191 с.Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей /Спутник учителя музыки. М.: Педагогика, 1993. - С. 55 - 58.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.Тарасова К.В. Роль наглядного моделирования в развитии музыкальности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 1986. С. 157 - 173.Тельчарова P.A. Музыка и культура: личностный подход. М,: Знание, 1986. - 62 с.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М. : Педагогика, 1973. - 423 с.Рубинштейн С.Л. Эмоции // Основы общей психологии: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - С. 140 - 181.Руднева С.Д., Пасынкова A.B. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. - T3.-J6 З.-С. 84 - 92.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии С.-Пб.: Социально-психологический Центр, 1996. - 350 с.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 215 с.Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред Н.А.Ветлугиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 370 с.Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е доп. Л.: Музыка, 1975. - 61 с.Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их Воздействие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства: Сб. научных трудов. — Л.: Ленинград, гос. ин-тут театра, музыки и кинематографии, 1980. С. 41 — 58.Спутник учителя музыки / С.С. Балашева, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост.Т.В. Челышева .-М.: Просвещение, 1993, 240 с.Стоянов А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве: Сб. статей / Ред.-сост. С.М. Хентова. М.-Л.: Музыка, 1996. - С. 236 - 261.Стрелкова Л.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников; Автореф. дисс. . канд. псих. наук. М., 1987. - 24 с.Таранова Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1992. 206 с.ПриложенияПриложение 1.Шкала соответствия музыкального образа определенному цвету Л. Н. МироновойЦветХарактер музыки.Красныйвозбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловойОранжевыйрадостный, бодрый, игривый, бесстрашныйЖелтыйяркий, цветущий, солнечныйЗелёный светлыйспокойный, весенний, свежийЗелёный тёмныйпугающий, грозный, упругий, осторожныйГолубойпрозрачный, небесный, хрустальныйСинийуверенный, твердый, холодныйСиреневыйнежный, добрый, таинственныйФиолетовыйтучный, тревожный, сумрачный, хмурыйПесочныйспокойный, жаркий, легкийКоричневыйглухой, деревянный, тёплыйЧёрныйзлой, коварный, мрачный, строгийПриложение 2.Перечень произведений,используемых для музыкально-цветового восприятия учащихся Бетховен «Весело. Грустно»Глинка М. «Жаворонок»Григ Э. «Пер Гюнт»Дунаевский И. «Марш» из к/ф «Веселые ребята»Кабалевский Д. «Кавалеристская», «Клоуны», «Карусель», «Монтер», «Три подружки»Книппер Л. «Полюшко»Коваль М. «Волк и семеро козлят»Лядов А. «Кикимора»Лядов А. «Музыкальная табакерка» Мусоргский М. «Картинки с выставки» Прокофьев С. темы из симфонической сюиты «Петя и волк» Русская плясовая «Камаринская» Салманов «Утро в лесу», «Вечер» Свиридов Г. «Тройка» Сен-санс К. «Карнавал животных» Филиппенко А. «Веселый музыкант» Чайковский П. «Детский альбом» Чайковский П. «Лебединое озеро» Чайковский П. фрагменты из балета «Спящая красавица» Чайковский П. фрагменты из балета «Щелкунчик» Шостакович Д. «Вальс-шутка»Приложение 3Цели и задачиПримерный репертуарный список1. Формирование конкретных музыкальных представлений.Н. Римский-Корсаков Вступление к опере «Сказка о царе Салтане», «Три чуда».2. Формирование представлений о темпе.Э. Григ «В пещере горного короля», П. Чайковский «Камаринская», р. н. п. «Ах, вы сени».3. Формирование представлений об агогике в музыке и в движениях.Ф. Шопен «Вальсы», «Мазурки». 4. Музыкальные характеристики образов птиц и животных.К. Сен-Санс «Карнавал животных».5. Развитие «чувства ритма»: плавное движение и пунктирный ритм.П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», р. н. п. «Во поле береза стояла».6. Остановки и изменения равномерного движения в музыке (паузы, замедления, ускорения).Ф. Мендельсон «Песни без слов», Э. Григ. «Норвежские танцы», И. Брамс «Венгерские танцы».7. Формирование представлений о 2-х и 3-х дольном метре.С. Рахманинов «Итальянская полька»,М. Глинка «Полька», С. Майкапар «Вальс», Э. Григ «Вальс».8. Освоениеритмических формул имузыкальныххарактеристикпростейшихтанцевальных жанровв движении: марш,полька, вальс.Д. Шостакович «Марш»,М. Глинка «Марш Черномора»,М. Глинка «Полька»,Е. Дога «Вальс».Предметы для двигательной импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.Приложение 4Карточки – символы.Признаки, характеризующие музыкальные произведения. «Характер» «Динамика» «Темп» «Ритм» «Мелодия» «Лад» «Регистр» «Тембр» «Жанр» «Форма» «Оркестр/солирующий инструмент» «Хор/солист»Приложение 5Музыкально-дидактические игры.Развитие интонационного опыта.«Солнышко и тучка»Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).Описание. Карточка из картона или тонкая деревянная дощечка разделена на три квадрата двумя вертикальными линиями. Отдельно делают такие же по размеру квадраты: на одном из них изображено сияющее солнышко; на другом – солнышко, чуть прикрытое тучкой; на третьем тучка с дождём. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, спокойному, грустному.Методика применения. Детям раздают карточки и предлагают послушать три музыкальных произведения. Дети поочерёдно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратными изображениями.Музыкальный репертуар. “Рондо - марш” Д. Б. Кабалевского, “Ходит месяц над лугами” С. Прокофьева, “Зимнее утро” П.И.Чайковского.«Песня—танец—марш» Цель.Развивать у детей представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш. Описание. 1-й вариант. Такие же карточки, как и в предыдущем пособии. На маленьких карточках изображены скрипка, бубен, барабан, что условно соответствует разным музыкальным жанрам (песня, танец, марш). 2-й вариант. На квадратах большой карточки изображены: на первом — поющая девочка; на втором — пляшущая девочка; на третьем — мальчик, марширующий с барабаном. Вместо маленьких карточек даются фишки (кружочки), вырезанные из картона или фанеры. Методика применения.Дети слушают поочередно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующим жанру пьесы (1-й вариант), и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующее изображение (2-й вариант).Музыкальный репертуар. “Походный марш” Д. Кабалевского, “Вальс” П. И. Чайковского, “Под яблоней зелёною” р.н.п. обр. Р. Рустамова.«Узнай сказку»Цель.Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитиеммузыкального образа. Описание.1-й вариант. По две квадратных карточки (сторона квадрата 7 см) с изображением Красной Шапочки и Серого волка.2-й вариант. По два таких же по размеру квадрата зеленого и оранжевого цветов.Методика применения.Дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая — контрастная по характеру.1-й вариант. После исполнения пьесы дети выкладывают карточки с изображением Красной Шапочки и Серого волка в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев. 2-й вариант. Дети выполняют такое же задание. Но здесь контрастный характер частей музыки связывается с условным обозначением их разным цветом: квадратами спокойного, зеленого цвета дети обозначают первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный, лиричный образ Красной Шапочки. Квадратом тревожного, красно-оранжевого цвета дети обозначают среднюю часть, характеризующую появление Серого волка. Музыкальный репертуар.“Красная Шапочка и Серый волк” Г. Левкодимова.Развитие тембрового слуха.«Музыкальный домик»Цель. Развивать у детей умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов, инструментов симфонического оркестра, русских народных инструментов. Описание.Сказочный домик, вырезанный из фанеры или плотного картона (размер 23Х 18 см) с шестью окошками, и шесть карточек (по размеру окошек) с изображением детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, треугольник, тарелки, металлофон, дудочка); инструментов симфонического оркестра ( флейта, фортепиано, аккордеон, труба, скрипка, орган); русских народных инструментов (ложки, гармонь, трещётки, свистулька, бубенцы, жалейка). Методика применения. Педагог показывает детям домик и говорит, что он сказочный, в нем живут веселые музыканты, играющие на разных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. Педагог исполняет или включает в аудиозаписи знакомые ребятам пьесы, звучащие поочередно на разных инструментах, но так, чтобы дети их не видели. Ребенок, выполняющий задание, определив на слух, какой инструмент звучит, находит его изображение среди карточек и закрывает ею одно из окошек домика. Музыкальный репертуар.Используются знакомые детям музыкальные произведения. «Слушаем внимательно»Цель. Игра проводится с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки.Описание. Аудиокассета инструментальной музыки знакомой детям, детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка, арфа) или картинки с их изображением.Методика применения. На столе педагога лежат картинки с изображением музыкальных инструментов. Детям предлагают послушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты использованы для его исполнения, и найти их на столе.Развитие динамического слуха.«Звенящие колокольчики»Цель. Развивать у детей умение различать динамические оттенки в музыке.Описание.Прямоугольная карточка (размер 20х7см) с тремя окошками (пустыми клетками). Три квадратные карточки, на которых изображены музыкальные инструменты, условно обозначающие различные динамические оттенки в музыке: на первой изображен один колокольчик, что соответствует негромкому звучанию музыки (р — пиано); на второй — обруч с двумя укрепленными на нем колокольчиками, что соответствует более громкому звучанию (mf — меццо форте); на третьей — тамбурин со множеством подвешенных к нему бубенчиков, что соответствует громкому звучанию музыки (f — форте). Методика применения.Педагог исполняет небольшую пьесу с выраженными динамическими оттенками, меняющимися на протяжении всего музыкального произведения. Слушая музыку, дети закрывают окошки (пустые клетки) на прямоугольной карточке картинками с изображением колокольчиков в той последовательности, в какой изменялись динамические оттенки в музыке. Например, сначала кладут картинку с двумя колокольчиками (mf), затем с одним (р) и, наконец, с изображением тамбурина (f). Музыкальный репертуар.“Звенящие колокольчики» Г. Левкодимова.«Громкая и тихая музыка»Цель. Закреплять у детей умение различать динамические оттенки музыки.Описание.Карточка из картона (размер 21х7 см), разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, например одна розоватого цвета, другая розовато-оранжевого, третья — оранжево-красного. Цвет квадрата условно соответствует определенному динамическому оттенку: бледно окрашенный квадрат — тихому звучанию музыки; квадрат с более насыщенной окраской — более громкому звучанию и ярко окрашенный квадрат — громкому звучанию музыки. Методика применения.Детям раздают карточки и объясняют их назначение. Педагог исполняет музыкальную пьесу, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) — третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки. Музыкальный репертуар.«Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова. Развитие звуковысотного слуха.«Лесенка»Цель: Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз.Описание. Две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступеньками. На одной изображена девочка, поднимающаяся по ступенькам вверх; на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз.Методика применения. После ознакомления с попевкой - песенкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением.Музыкальный репертуар. «Лесенка» Е. Тиличеевой.«Бубенчики»Цель. Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия): до2 – ля – фа. Знать песню «Бубенчики» Е. Тиличеевой. Описание. 12 парных карточек: на карточках одной серии (12 штук) изображены бубенчики (верхний, средний, нижний) на линейках, соответствующих этим нотам. Каждый бубенчик и нота нарисованы отдельно на четырех карточках разного цвета – красного, синего, зеленого, желтого. Цвет дается с обоих сторон. Для игры используется металлофон и ширма.Методика применения. Ведущий раздает четверым детям по три карточки с бубенчиками разного цвета. Карточки с нотами он перемешивает и кладет в стопу перед собой. Карточки и металлофон закрываются ширмой. Ведущий показывает карточки с изображением бубенчиков, напоминает звучание каждого из них и предлагает детям спеть песню «Бубенчики». Затем он берет верхнюю карточку (рисунком к себе), показывая детям ее цвет с обратной стороны, проигрывает нужный звук и спрашивает: «Какой бубенчик звучит?» Отвечает тот, у кого такая же цветная карточка с изображением бубенчика, соответствующего данному звуку. Если играющий ответил правильно, он получает карточку с нотой, показывает всем обе парные карточки и откладывает их в сторону. Игра заканчивается, когда у детей не останется ни одной карточки. Выигрывает тот ребенок, который первым подберет парные карточки.Музыкальный репертуар. «Бубенчики» Е. Тиличеевой.Развитие чувства ритма.«Кто как идет»Цель. Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трех ритмических рисунках.Описание. Три карточки с контурными изображениями зверей, идущих с палочками: на одной - медведь; на другой – лиса; на третьей – волк. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.Методика применения. Ведущий раздает играющим по одной не цветной карте. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые действия лисы. Далее игра проводится, так же как и предыдущая. Игра заканчивается, когда все участники сложат свои цветные карты.Музыкальный репертуар. Требуется знание песни «Кто как идет» Г. Левдокимова.«Наше путешествие»Игровой материал: Металлофон, бубен, треугольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.Ход игры: Педагог предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте сначала, я вам расскажу, - говорит педагог, - Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне): увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку, вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ.Развитие эмоционально-волевой сферы.Психогимнастические этюды.Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, порождаемых социальной средой, их моральная оценка.Музыкальный репертуар: “Детский альбом” П.И.ЧайковскийМетодика проведения:Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Не стремитесь к одному, «правильному», изображению того или иного настроения (эмоции). Дайте возможность детям проявить себя, свою индивидуальность в выражении эмоции. Пусть каждый создаст свою «версию», обсудите с ними, у кого наиболее ярко передано настроение, почему, какими средствами. “ Новая кукла ”(этюд на выражение радости)Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.“Баба Яга” (этюд на выражение гнева)Баба Яга поймала Алёнушку, чтоб потом съесть. Велела ей затопить печку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.“Болезнь куклы” (этюд на выражение печали)Кукла Катя заболела. Кукле больно, кукле тяжко, мы поможем её – бедняжке. “Мама” (этюд на выражение нежности)Представьте свою маму. Её глаза, улыбку. Вспомните, как ласково мама вас обнимает, целует.Релаксационный комплекс “Подснежник”Цель: снятие психофизического напряжения.Музыкальный репертуар: “Подснежник” П.И.ЧайковскийМетодика проведения: Педагог под музыку проговаривает следующий текст, совмещая динамическую окраску речи с динамическим развитием в музыке.1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову).2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают).3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки).4. Но вот подснежник вырос и окреп (дети опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети медленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это Я - первый весенний цветок и зовут меня Подснежник »,- кивает он всем головой.5. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачиваются). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину (дети ложатся на ковер).6. Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным, весенним превращениям (дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами).Так цветок приплыл в сказочную страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).Эмоциональная игра “Рыбаки и рыбки”.Цель: снятие страхов и повышение уверенности в себе.Ход игры: Два участника – рыбки. Остальные дети встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это “сеть”. “Рыбки” должны проплыть под “сетью” и выбраться на свободу. Дети – “рыбки” рыбки должны проползти на животе друг за другом под сцепленными руками, которые при этом задевают их по спине, щекочут, слегка постукивают по ней. Выбравшись, “рыбки” тоже берутся за руки и становятся “сетью”. Процесс смены ролей повторяется, пока все дети не побывают “рыбками”. Движения “сети” должны быть в меру агрессивными.Приложение 6Тема урока: «Осень в искусстве».Тип: интегрированное занятие -творчество.Задачи:раскрыть роль искусства в понимании красоты природы;познакомить детей с красотой осеннего пейзажа;учить рисовать по памяти и представлению;развивать навыки осознанного восприятия музыки; знания о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;развивать воображение, творческую фантазию, художественно-образное мышление;воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, художественный и музыкальный вкус; потребность в самостоятельном общении с высокохудожественными произведениями искусства.Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», П. Чайковский «Октябрь».Зрительный ряд: репродукции – И. Левитан «Осень золотая», «Осень в сокольниках», К. Коровин «Осень. Девушка в саду», В. Серов «Октябрь»; иллюстративный материал; Литературный ряд: А. С. Пушкин «Унылая пора», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы».Оборудование:Репродукции картин, портреты композиторов, поэтов, художников.Таблички «Осень в искусстве» – по количеству детей.Структура занятия:Организационный момент: приветствие.Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач занятия.Основной этап занятия:осень в литературе: прослушивание стихотворений, подготовленных детьми по индивидуальному заданию;осень в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством художников – пейзажистов, просмотр их работ;осень в музыке: выполнение творческого задания: «Я – композитор», знакомство с творчеством композиторов, слушание музыкальных произведений.Практическая часть: изображение осеннего настроения в рисунке.Обобщение: проверка заполнения таблиц и составление кластера.Ход занятияЭпиграфПрирода вся полна последней теплоты…Л. Н. Толстой.Воспитатель: Можно ли выразить с помощью различных видов искусства – живописи, поэзии, музыки – одну и ту же тему? (беседа)– Музыка, живопись, литература – это струны, задевая которые оживает и просыпается наша душа. Через эти виды искусства мы передаем свое отношение к жизни. – Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова? – О каком времени года идёт речь? Конечно же, об осени и сегодня тема нашего урока: «Осень в искусстве».– Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе. (В начале урока задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке). Осень в искусствеЛитератураЖивописьМузыкаВоспитатель: Верите ли вы, что красоту осеннего пейзажа можно передать стихами? (Ответы утвердительные, учащиеся вспоминают стихи, посвященные осени, знаменитых русских поэтов) Послушайте и скажите, как описывает в своем стихотворении А. С. Пушкин осень.Унылая пора…Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.– Чем привлекает осень поэтов? Какая осень показана в стихотворении? Какие средства используют поэт, чтобы передать своё отношение к осени? (образные сравнения, метафоры, различные прилагательные, характеризующие настроение)Воспитатель: Верите ли вы, что осенний пейзаж можно передать с помощью красок и кисти? Обратимся, и мы к великим художникам и посмотрим, как они передавали красоту, и величие русской осени. Одним из таких художников был Исаак Ильич Левитан. (Рис.1) Исаак Левитан – один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести, и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы.Художник рано остался сиротой. Его детство было таким безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, в училище живописи, ему часто приходилось голодать. Левитан был мягким, добрым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго.Левитан был совершенно необычным художником. Всё его творчество было посвящено теме отражения «внутренней духовности» красками Природы. Природа на полотнах Левитана - это живой человек, который переживает, грустит, радуется и это можно вполне ясно ощутить на его картинах. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является – «Золотая осень». (Рис.2)Картину «Золотая осень» Левитан написал около 100 лет назад (в 1895 году). Очень большим желанием Левитана было показать в картине красочное осеннее настроение, которое преподносит каждый год всем нам Золотая осень. Как правильно передать осеннее настроение в пейзаже, чтобы это взволновало зрителя, художник мучительно подолгу работал над своими пейзажами и не всегда был ими удовлетворен.Рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень»(Беседа по вопросам)– Нравится ли вам картина?– Что в ней особенно красиво? (Левитан на картине изобразил неповторимую красоту осени)– Каково общее впечатление от пейзажа грустное или радостное?– Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное?– Почему осень называется золотой? (Потому что осенью листья на деревьях желтеют и на солнце переливаются золотом)– Когда лес бывает золотым, таким, каким он изображен на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или в дождливую погоду? (Лес бывает золотым в начале осени, в сухую погоду)– А что вы можете сказать о березках? Какие они? (Золотом переливаются на солнце стройные белоствольные березы)– Небо какое? (Белоснежные облака)– Что изображено на заднем плане? На повороте реки? (одинокая березка) Расскажите о ней. (Одинокая береза задумчиво смотрит в зеркальную гладь реки. Она словно грустит, плачет о чудесном лете)– Какой стала трава? (Трава серой неприветливой. На ней уже не хочется поваляться)– Как изображена река на картине?– Почему вода в начале реки темная, а дальше становится светло-голубой? (Речка как бы замерзла. Ее течение словно остановилось перед такой красотой. На переднем плане в воде отражаются прибрежные травы. Они темных цветов, поэтому вода темная. А на заднем плане вода светло – голубая, потому что на ней отражаются белоснежные облака)– Какие цвета преобладают на картине (огненно-золотистый и багряный)Очарование осеннее – золотистого и багряного цветов на картине завораживает нас, мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.Действительно на картине «Золотая осень»мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.Глядя на картину «Золотая осень», мы проникаемся глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.Однако, картина «Золотая осень», не столь уж характерна для творчества художника – слишком ярко, смело, мажорно выполнена она.Ещё одна картина, с которой мы сегодня познакомимся это «Осень в Сокольниках». (Рис. 3) Как-то, гуляя по осеннему московскому парку Сокольники, молодой художник Левитан – ему тогда было девятнадцать лет – заметил, что его тоскливое настроение, от которого хотелось злиться и плакать, сродни настроению самой Осени. В тот день она яростно срывала с деревьев последние листочки, гнала по дорожкам облетевшую листву, разрывала в клочья облака на небе, хмуро глядела на землю и даже рыдала от обиды и бессилия. Быстро схватив кисть, художник тут же принялся за работу. Он красками написал пейзаж, в котором так совпали его настроение и то, что он ощутил в настроении Осени. Ему даже казалось, что они с Осенью ведут беседу и делятся своими переживаниями.Но молодой живописец очень боялся, что люди не поймут этого разговора, который он изобразил на холсте. Тогда он попросил своего друга, тоже художника, вписать в этот пейзаж фигурку девушки, но так, чтобы зрителю сразу стало ясно: у нее такое же настроение, как у этой хмурой Осени. Посмотрите! Девушка хочет убежать от злой и заплаканной Осени, ведь и у нее самой на душе так ненастно. Но куда бежать? Она не знает…«По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. «Осенний день в Сокольниках» первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце».«Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно», – так писал о творчестве Левитана известный писатель Константин Паустовский.Прелесть русской природы, ее нежное и грустное очарование чувствовали и понимали великие русские художники-пейзажисты Исаак Ильич Левитан, Валентин Александрович Серов и Константин Коровин. Дружба, близость взглядов взаимно окрашивали и обогащали их произведения, в особенности в пейзажной живописи открывали новые стороны русской природы. Поэтому не случайно, что произведения великих русских пейзажистов были собраны в одном зале Государственной Третьяковской галереи в Москве. Мы с вами сейчас увидим краски золотой осени на полотнах этих художников (Рис. 4, 5, 6).Воспитатель: Верите ли вы, что неповторимую красоту осеннего пейзажа можно передать с помощью музыки? – Давайте представим, что вы – композиторы и вам тоже хочется изобразить осень. Какими бы средствами музыкальной выразительности вы воспользовались?Учащиеся разбиваются на пары, и им дается несколько минут для составления гипотезы по схеме: темп, динамика, регистры, музыкальные инструменты.– Каков бы, по вашему мнению, был характер произведения, настроение и почему? Их предположения записываются в тетради, по желанию озвучиваются у доски.– Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях. Эти произведения так и называются – «Времена года». Это цикл концертов Вивальди, цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876). Сегодня мы послушаем фрагменты произведений П. И. Чайковского и А. Вивальди. Во время слушания для себя отмечайте, что из ваших предположений совпало с мыслями композитора, а что нет.Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893) – гениальный русский композитор, снискавший любовь зрителей и слушателей во всём мире своим главным качеством – мелодизмом. Музыку Чайковского характеризуют икренность и взволнованность, психологическая глубина содержания, русская широта и напевность, мелодическое богатство. Композитор творил в 19 веке, и всё это время прошло под знаком его растущей популярности. Чайковский вошел в историю музыки как оперный драматург и симфонист, основоположник русского классического балета, непревзойдённых инструментальных концертов, оркестровых сочинений, романсов и фортепианных пьес.«Времена года» Чайковского – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. «Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом», – писал композитор.12 пьес – 12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов. «Осенняя песнь» октябрь – эта пьеса сопровождается таким эпиграфом: Осень, осыпается весь наш бедный сад, листья пожелтевшие по ветру летят..."Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с этим замечательный произведением, скажите какой характер музыки, какую нам рисует композитор осень? Учащиеся слушают «Осеннюю песню» П.И. Чайковского.Воспитатель: Как звучала музыка? Какие краски использует композитор? «Осенняя песнь» занимает в цикле особое место. Это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. Послушайте стихотворении С. А. Есенина и скажите, какую осень описывает поэт? Созвучно ли стихотворение произведению П. И. Чайковского?Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.Дремлет взрытая дорога.Ей сегодня примечталось,Что совсем-совсем немногоЖдать зимы седой осталось.Ах, и сам я в чаще звонкойУвидал вчера в тумане:Рыжий месяц жеребенкомЗапрягался в наши сани.Воспитатель: Давайте послушаем пьесу еще раз, всегда ли музыка звучит в одном настроении? (повторное слушание) В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным «вздохам».Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного выдающегося композитора – Антонио Вивальди (1678-1741).Итальянский композитор и скрипач, широкой известностью пользуются его виртуозные и мелодичные концерты. Родился в Венеции 4 марта 1678. Первым учителем Вивальди был его отец, скрипач собора св. Марка. Вивальди принимал сан священника, также был директором музыки в Венеции в доме сирот, который славился как лучшая в городе музыкальная школа для девочек. В Венеции главной его обязанностью было сочинение музыки, и он сочинял с редкой легкостью и быстротой. В огромном наследии Вивальди более 50 опер, 20 из которых известны, а также духовные сочинения. Однако как современники, так и следующие поколения выше всего ставили инструментальные сочинения Вивальди, прежде всего концерты. Особенно знаменитые «Времена года». Под этим названием приобрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра.«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Каждому из концертов композитор предпослал сонет – своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Вот какими строчками начинается сонет «Осень»: «Шумит крестьянский праздник урожая. Веселье, смех, задорных песен звон!..» Дети слушают концерт «Осень» А. Вивальди, 1 частьВоспитатель: Какую же картину перед нами с помощью звуков рисует композитор? Созвучны ли эти два произведения?«Танец и песня крестьян» – поясняет авторская ремарка в начале части. Жизнерадостное настроение передается ритмом. Яркость образам придает использование эффекта эха, столь излюбленного не только Вивальди, но и всеми композиторами барокко. Это играет весь оркестр и вместе с ним солист. Такова особенность барочного инструментального концерта.Воспитатель: Вспомним, с какими произведениями искусства мы с вами сегодня познакомились? (ответы детей):На уроке мы увидели такую разную осень. А теперь пусть каждый из вас нарисует свою осень. Поможет вам в этом музыка. Я предлагаю поработать в технике по-сырому. 1. приготовили краски, палитру, кисти, воду. 2. берём лист для рисования, по вертикали или горизонтали. Отделяем землю от неба (линия горизонта)3. смачиваем небо и наносим голубую краску. Чем дальше, тем светлее. Не давая бумаге просохнуть, наносим цветовые оттенки(облака или тучи.)4. выбираем цвет для земли (смешиваем краски.) 5. наносим основные цветовые пятна того, что вы собираетесь рисовать (дерево, стог сена, деревья вдалеке) 6. прорисовать детали.Вот мы с вами и запечатлели миг уходящей осени. Давайте покажем свои рисунки. Осень получилась разная, но в большинстве вы нарисовали осень яркую, торжественную. Но ведь если бы не было грусти и печали, то мы бы, наверное, не так ценили радостные и приятные моменты жизни.Обобщение – заполнение таблицы.Воспитатель: Какое впечатление у вас сложилось от урока? Что больше всего запомнилось? Какую осень больше всего любите? Вот на этой ноте мы закончим урок и исполним песню «Осень пришла» Всем спасибо за урок! Молодцы! До свидания.Рисунок 1 Портрет «И. И. Левитан» Рисунок 2 И. И. Левитан «Золотая осень» Рисунок 3 И. И. Левитан «Осень в Сокольниках» 1879г. Рисунок 4 Портрет «К. А. Коровин»К. А. Коровин «Девушка в саду»Рисунок 5 Портрет «В. А. Серов»Рисунок 6 В. А. Серов «Октябрь» 1895г.

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2- е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - С.
2. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: В зимнем лесу: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Ал-парова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 192 е.: ноты. - (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).
3. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Весна идет: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Алпа-рова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2004. - 196 е.: ноты. - (Б-ка музыкального руководителя и педа-гога музыки).
4. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: На лугу: учеб.-метод, пособие / Н. Н. Алпаро¬ва, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. Изд. центр BJIA- ДОС, 2003. - 128 е.: ноты. - (Б-ка музыкального руководителя и педа¬гога музыки).
5. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: учеб.-метод, пособие: в 2 ч. / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - ч.1. - 136 е.: ноты. - (Воспитание и доп. обра¬зование детей). — (Б-ка музыкального руководителя и педагога музы¬ки).
6. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: учеб.- метод, пособие: в 2 ч. / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - ч.2. - 144 е.: ноты. - (Воспитание и доп. обра¬зование детей). — (Б-ка муз. руководителя и педагога музыки).
7. Н.Андреева,М. Первые шаги в музыке : метод, пособие / М.Андреева, Е. Конорова. — М.: Сов. Композитор, 1991. - 152 с.
8. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 127с.
9. Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте //Сборник работ физиолого-психологической секции Государственного университета музыкальной науки. 1925. -Вып.1. - С.65-96.
10. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Русский книжник, 1923. — 115 с.
11. Благовещенский И.П. Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор). Минск: Наука и техника, 1965. - 144 с.
12. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Изд-во "Институт практической психологии" Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - С. 135-172.
13. Ветлугина H.A. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. М., 1982. - С.15-19.
14. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. 240 с.
15. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. - 415 с.
16. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.-. Изд-во МГУ, 1976. - 142 с.
17. Витт Н.В. Речь и эмоции. М.: Изд-во Московского государственного педагогического ин-та иностранных языков им. М. Тореза, 1984. - 74 с.
18. Волосова Е. Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни // Дошкольное воспитание. 1991. - № 11. - С. 58 - 64.
19. Воробьева М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4-го года жизни: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1988. -167 с.
20. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980.- 256 с.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
22. Выготский Л.С. Воспитание эмоционального поведения //Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С. 94 - 107.
23. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. Н.Г. Ярошевско-го. М,: Педагогика, 1987. - 344 с.
24. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
25. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте //Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. - Т.2. - С.416-436.
26. Выготский Л.С. Эстетическое воспитание // Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 224 - 253.
27. Галич В.Н., Инжевитова Е.Т. Развитие музыкальной восприимчивости в раннем детстве // Роль музыки в эстетическом воспитаниидетей и юношества. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1981.- С. 71 85.
28. Ганошенко Н.И. Особенности совместного восприятия музыки детьми дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. псих. Наук.- М., 1991. 19 с.
29. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1962. - 267 с.
30. Запорожец A.B. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. М.: Педагогика, 1986. - С. 260 - 275.
31. Запорожец A.B. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. — М.: Педагогика, 1986. - С. 258 — 259.
32. Изард К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. — М.: Изд-во Моск. унта, 1980. 440 с.
33. Комарова Т.С. Дети в мире творчества : Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.
34. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1980. 18 с.
35. Корчаловская Н.В. Формирование интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1982. - 25 с.
36. Кузьмина Л.А. Развитие восприятия художественной формы в процессе формирования ладового чувства у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. - 19 с.
37. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — С. 13 - 25.
38. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ / Под ред. Б.М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — С. 225 - 263.
39. Манакова И.П. Формирование первоначальной ориентировки в музыке у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1991. - 23 с.
40. Медведева М.А. Система упражнений для формирования певческих навыков у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1986. - 24 с.
41. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность и восприятие музыки // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - С.195-228.
42. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии. 1982. - № 5. - С. 85 - 93.
43. Неверович Я.3. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности // Эмоциональное развитиедошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - С. 29 - 43.
44. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. - № 3. — С. 9 - 16.
45. Нравстенное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1984. - 272 с.
46. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сборник научных трудов / Под ред. Д.Б. Кабалевского. -М.: НИИ школ, 1978. 106 с.
47. Пеньевская Л.А. Воспитание отзывчивости и развитие простейших форм взаимопомощи у детей 4 и 5 года жизни // Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972. - С. 112 - 156.
48. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
49. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
50. Психология эмоций. Тексты. 2-ое изд. /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского университета. -1993. - 304 с.
51. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1. - 608 с.
52. Радынова О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетовдошкольного воспитания пединститутов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1984. - 218 с.
53. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 1990. -160 с.
54. Радынова О.П. Формирование музыкального мышления дошкольников в игре // Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте: Материалы Международной научно-практической конференции. -М.: Прометей, 1995. Ч. 2. - С. 31 - 32.
55. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 168 с.
56. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса; общ. ред. О.В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
57. Рожков Г.М. Восприятие эмоциональных интонаций: Автореф. дисс. . канд. псих. наук. М., 1972. - 31 с.
58. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей / Сост. A.JI. Готсдинер. Л.: Музыка, Ленинград, отделение, 1981. - 104 с.
59. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального воспитания). М.: Наука, 1979. - 191 с.
60. Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей /Спутник учителя музыки. М.: Педагогика, 1993. - С. 55 - 58.
61. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
62. Тарасова К.В. Роль наглядного моделирования в развитии музыкальности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 1986. С. 157 - 173.
63. Тельчарова P.A. Музыка и культура: личностный подход. М,: Знание, 1986. - 62 с.
64. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М. : Педагогика, 1973. - 423 с.
65. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Основы общей психологии: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - С. 140 - 181.
66. Руднева С.Д., Пасынкова A.B. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. - T3.-J6 З.-С. 84 - 92.
67. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.
68. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии С.-Пб.: Социально-психологический Центр, 1996. - 350 с.
69. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 215 с.
70. Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред Н.А.Ветлугиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 370 с.
71. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е доп. Л.: Музыка, 1975. - 61 с.
72. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их Воздействие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства: Сб. научных трудов. — Л.: Ленинград, гос. ин-тут театра, музыки и кинематографии, 1980. С. 41 — 58.
73. Спутник учителя музыки / С.С. Балашева, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост.Т.В. Челышева .-М.: Просвещение, 1993, 240 с.
74. Стоянов А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве: Сб. статей / Ред.-сост. С.М. Хентова. М.-Л.: Музыка, 1996. - С. 236 - 261.
75. Стрелкова Л.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников; Автореф. дисс. . канд. псих. наук. М., 1987. - 24 с.
76. Таранова Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1992. 206 с.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости у детей раннвозраста средствами музыки

1.1 Педагогические исследования по проблеме музыкальной деятельности

1.2 Особенности эмоциональной сферы личности. Особенности методики работы по развитию эмоциональной отзывчивой,знать, с детьми раннего возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста

2.1 Диагностика эмоционального реагирования у детей раннего дошкольного возраста

2.2 Работа по формированию эмоциональной реакции на маленьких детей дошкольногвозраста

Выводы по второй главе

Вывод

библиография

Запрос

Введение

Эмоциональное развитие в раннем возрасте выступает одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Эмоциональная сфера ребенка в первые годы жизни подвергается усилитель преобразований. Эмоции получают социально-значимые качественные характеристики, возникают чувства, свойственные исключительно людям.

Современная социальная ситуация, в которой происходит формирование ребенка 1-3 лет, к сожалению, не всегда наполняет детей положительными эмоциями и впечатлениями. Именно поэтому маленькие дети так необходимо общение, организованный специалистами, которые смогут структурировать их эмоциональный мир, сформировать условия для разнохарактерных проявления эмоций, выражения в виде движений, ритмических, голосовых реакций, звукоподражаний. Эмоциональная сфера ребенка является основой для развития интеллекта маленького человека.

Музыке и музыкальной деятельности, в котором основное содержание заключенного в чувства и эмоции, более интересные для детей 1-3 лет. Они заключают в себе самые возможности для формирования эмоциональной реакции. Изменения личности являются взаимосвязанными и взаимозависимыми изменениями музыкально-эмоционального развития. Это подтверждают практические исследования в области педагогики, психологии, музыковедения, теории и практики музыкального образования, осуществляемые В. Асафьевым, Н. А. Ветлугиной, Б. М. Тепловым и др. Все ученые подтверждают, что формирование эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе стимулирования музыкальной деятельности для детей.

Узнать стоимость работы