Систематизация законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 2828 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 17.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение 3
1. Понятие и назначение систематизации законодательства 5
2. Виды систематизации законодательства 8
3. Значение систематизации законодательства для совершенствования нормативно-правового регулирования 17
Заключение 25
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Необходимо приложить целенаправленные усилия, чтобы устранить все его недостатки, создать удобную, четкую, ясную систему законов, лишенную противоречий и несуразностей. А для этого нужна политическая воля высшего руководства страны, объективированная в программе действий по систематизации законодательства. Естественно, ключевую роль в вопросе систематизации законодательства должно сыграть Федеральное Собрание Российской Федерации, ведь законотворчество - его главная функция.
Систематизация должна охватывать всю совокупность норм. Это значит, что каждая имеющаяся правовая норма должна занять свое место в нормативном акте, а нормативный акт, в свою очередь, - четко определенное положение среди других нормативных актов.
Поскольку работа по систематизации ведется не обязательно в рамках имеющегося правового регулирования, не только упорядочивает существующие нормы, но и направлена на обновление их системы, требование всеохватности систематизации можно несколько расширить: необходимо стремиться к тому, чтобы правовыми нормами были урегулированы все нуждающиеся в этом общественные отношения, а нормы помещались в нормативные акты, составляющие упорядоченную систему. В этой связи мониторинг нормативных актов играет особую роль, именно с его помощью можно выявить, какие нормативные акты нуждаются в систематизации, а какие нет.
Законодательное регулирование должно стать в результате систематизации подробным. Однако здесь могут возникнуть определенные проблемы, которые вытекают из того, что чем больше норм, тем сложнее обеспечить удобство изучения и провести всесторонний анализ норм права и сделать соответствующие прогнозы развития системы законодательства.
После проведения соответствующего анализа нормативных актов следует осуществлять проведение систематизации нормативных актов. После ее осуществления возможно, во-первых, легко и просто найти нужный нормативный акт, во-вторых, найти в конкретном нормативном акте необходимую норму и, наконец, работая с конкретным нормативным актом, понять весь механизм правового регулирования конкретной группы общественных отношений.
Для того чтобы добиться нужного результата систематизации, требуется очень тщательный подход к ее процессу. Поэтому принципом систематизации является подчинение ее процесса определенному плану. Сначала нужно решить вопрос, какие направления и способы систематизации являются основными, а уже потом создавать план работы по конкретному направлению. Необходимо, чтобы этот план был официально утвержден. Он должен называть конкретные органы, осуществляющие систематизацию, и указывать конкретных лиц, обязанных совершать определенные действия, направленные на упорядочение норм права.
В связи с этим необходимо нормативно урегулировать весь процесс осуществления официальной систематизации. Имеется потребность в создании нормативного акта, который устанавливал бы принципы систематизации, порядок ее проведения, права и обязанности государственных органов и должностных лиц и так далее и, самое главное, явился бы свидетельством государственной воли на проведение систематизации.
Комплексная и всеобъемлющая систематизация в Российской Федерации может успешно осуществляться только при условии придания ей характера важного этапа обновления государственной жизни, становления чего-либо нового, общественно значимого. Только это дает ей шанс на успех. Однако осуществление систематизации в любом случае выразится в целенаправленной, методичной, можно сказать, нудной деятельности большого коллектива специалистов. Поэтому, чтобы не возникало разрыва, диссонанса, требуется, чтобы акт высшей политической воли государства на проведение систематизации не ограничился общей декларацией о необходимости систематизации, а содержал положения о конкретных действиях по ее осуществлению. Сочетание этих двух аспектов - выражения общей политической воли на проведение систематизации и наличия конкретных правил - вынуждает принимать акт, полагающий начало систематизации, в форме единого, охватывающего все направления систематизации акта.
Этот нормативный акт можно принять в форме федерального закона или постановления Правительства Российской Федерации. Нам представляется более предпочтительным вариант принятия закона, так как все же ключевым участником процесса систематизации законов будет парламент.
Организационное обеспечение систематизации можно возложить на постоянно действующие органы государственной власти, однако было бы целесообразно создать специализированный орган, занимающееся систематизацией.
Специализированные подразделения по систематизации законодательства целесообразно создавать в составе Всероссийского центра правового мониторинга и региональных центров мониторинга. Такое решение было бы обоснованным и оправданным ввиду органической связи процедур собирания, анализа, систематизации и наблюдения за нормативными актами. В его состав необходимо включить представителей юридической науки, аналитиков и технический персонал.
Условием систематизации является финансовое обеспечение ее проведения. Действительно, это достаточно затратное мероприятие, требующее привлечения большого числа специалистов, не говоря уже о таких «мелочах» как компьютеры, принтеры, бумага, помещения для работы.
Таким образом, работа над систематизацией законодательства позволит планировать законотворческую деятельность, направленную на удовлетворения инновационного развития российского законодательства и даст возможность комплексного подхода к законодательному регулированию общественных отношений.








Заключение

Исследовав систематизацию законодательства с учетом цели и задач, поставленной автором, можно сделать следующие выводы.
Систематизация законодательства представляет собой постоянную форму развития и упорядочения действующей правовой системы.
Систематизация законодательства как упорядочение всех действующих нормативных правовых актов совершенно необходима для устранения проблемы противоречия или несоответствия нормативных актов, их отдельных норм друг другу, дублирования нормативных положений, устранения неточностей, двояких понятий, что в целом способствует упорядоченности нормотворческого процесса.
Можно выделить четыре основные формы деятельности по систематизации законодательства - учет нормативных актов; инкорпорация; консолидация; кодификация.
Самый простой вид систематизации законодательства – учет, который представляет собой фиксацию реквизитов правовых нормативных актов в журналах, карточках, автоматизированных системах.
Инкорпорация представляет собой такую форму систематизации, при которой нормативные акты подлежат объединению в определенном порядке полностью или в части в сборники или собрания, которые издаются для пользования. Инкорпорация законодательства может различаться на генеральную (полную) инкорпорацию и частичную. Инкорпорация может быть официальной, официозной (полуофициальной) и неофициальной.
Особенностью консолидации выступает в создании нового укрупненного акта без изменения содержания правового регулирования, без внедрения новых изменений, институтов и т.д.
Кодификация представляет собой особую форму упорядочения, систематизации действующего законодательства и как особый унифицирующий метод правового регулирования. Кодификация выступает наиболее радикальным способом упорядочения и обновления законодательства. Отраслевой кодификационный акт как результат кодификации обладает следующими признаками: 1) носит сводный характер; 2) является новым; 3) содержит нормативные обобщения. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений.
Систематизация законодательства, охватывающего все стороны отношений, требует комплексного планирования подготовки законопроектов и нормативных правовых актов.
Из этого следует, что под систематизацией законодательства следует понимать процесс совершенствования размещения отдельных правовых норм в различных нормативных правовых актах, улучшения качества изложения и повышения эффективности правовых норм.















Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012) Принят Государственной Думой 31.03.1999 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 23.07.2013) Принят Государственной Думой 21.12.2001 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) Принят Государственной Думой 24.05.1996 // Собрание законодательства РФ.1996. №25. Ст. 2954.
Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004.
Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2003
Булаков О.Н. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2006
Давитнидзе И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. М., 2003.
Макарейко Н. В. К вопросу о кодификации законодательства, регламентирующего государственное принуждение // Кодификация законодательства. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009. - С. 401 – 411.
Мозженко И.И. Систематизация законодательства и ее признаки // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 6 - 9.
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М.: Эксмо, 2008.
Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. СПб., 2003.
Правоведение: Учебник / Под ред. А.В. Малько. М.: КНОРУС, 2008.
Рудаков А.А. Кодификация конституционного законодательства // Административное и муниципальное право. 2013. № 2. С. 143 - 146.
Рузанова В.Д. Отраслевой кодификационный нормативный акт как отражение свойств кодификации // Гражданское право. 2009. № 1. С.21-24.
Тихомиров Ю.А. Теория кодекса // Кодификация законодательства: теория, практика, техника. Материалы международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25-26 сентября 2008 года). - Н.Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2009. - С. 38-45
Шебанов А.Ф. Нормативные акты Советского государства. М.: Издательство Московского университета, 1956.
Цымбалюк В.С. Кодификация информационного законодательства: теоретико-правовые основы // Информационное право. 2013. № 1. С. 3 - 5.
Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Экзамен Издательство, Олма-пресс, 2002.

Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М.: Эксмо, 2008. С. 279.
См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Экзамен Издательство,Олма-пресс, 2002.
См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2003
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Эксмо, 2008. С. 313; Правоведение: Учебник / Под ред. А.В. Малько. М.: КНОРУС, 2008. С. 102.
Давитнидзе И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. М., 2003.

См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004.
Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. СПб., 2003.
Тихомиров Ю.А. Теория кодекса // Кодификация законодательства: теория, практика, техника. Материалы международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25-26 сентября 2008 года). - Н.Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2009. - С. 38-45
Тихомиров Ю.А. Указ.соч.С.40.
Тихомиров Ю.А. Указ.соч. С.42.
Тихомиров Ю.А. Указ.соч. С.43.
Шебанов А.Ф. Нормативные акты Советского государства. М.: Издательство Московского университета, 1956. С.37.
Рузанова В.Д. Отраслевой кодификационный нормативный акт как отражение свойств кодификации // Гражданское право. 2009. № 1. С.21-24.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 23.07.2013) Принят Государственной Думой 21.12.2001 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) Принят Государственной Думой 24.05.1996 // Собрание законодательства РФ.1996. №25. Ст. 2954.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012) Принят Государственной Думой 31.03.1999 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. СПб., 2003. С. 7.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
См.: Булаков О.Н. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2006
Макарейко Н. В. К вопросу о кодификации законодательства, регламентирующего государственное принуждение //Кодификация законодательства. -Н. Новгород : Нижегородская академия МВД России ; 2009. -С. 401 – 411.













26

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012) Принят Государственной Думой 31.03.1999 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 23.07.2013) Принят Государственной Думой 21.12.2001 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) Принят Государственной Думой 24.05.1996 // Собрание законодательства РФ.1996. №25. Ст. 2954.
5. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004.
6. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2003
7. Булаков О.Н. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2006
8. Давитнидзе И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. М., 2003.
9. Макарейко Н. В. К вопросу о кодификации законодательства, регламентирующего государственное принуждение // Кодификация законодательства. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009. - С. 401 – 411.
10. Мозженко И.И. Систематизация законодательства и ее признаки // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 6 - 9.
11. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М.: Эксмо, 2008.
12. Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. СПб., 2003.
13. Правоведение: Учебник / Под ред. А.В. Малько. М.: КНОРУС, 2008.
14. Рудаков А.А. Кодификация конституционного законодательства // Административное и муниципальное право. 2013. № 2. С. 143 - 146.
15. Рузанова В.Д. Отраслевой кодификационный нормативный акт как отражение свойств кодификации // Гражданское право. 2009. № 1. С.21-24.
16. Тихомиров Ю.А. Теория кодекса // Кодификация законодательства: теория, практика, техника. Материалы международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25-26 сентября 2008 года). - Н.Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2009. - С. 38-45
17. Шебанов А.Ф. Нормативные акты Советского государства. М.: Издательство Московского университета, 1956.
18. Цымбалюк В.С. Кодификация информационного законодательства: теоретико-правовые основы // Информационное право. 2013. № 1. С. 3 - 5.
19. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Экзамен Издательство, Олма-пресс, 2002.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет систематизация законодательства для совершенствования правового регулирования?

Систематизация законодательства играет важную роль в совершенствовании правового регулирования. Она позволяет создать удобную и логическую систему законов, что облегчает и ускоряет работу юристов, а также обеспечивает гражданам более прозрачный доступ к законам. Кроме того, систематизация помогает устранить противоречия и несоответствия в законодательстве и обеспечить его непрерывность и единообразие.

Какие виды систематизации законодательства существуют?

Существуют различные виды систематизации законодательства, включая тематическую, секторальную и хронологическую. Тематическая систематизация основывается на классификации законов по соответствующим тематическим разделам. Секторальная систематизация предусматривает разделение законодательства на отдельные секторы, например, гражданское, административное, уголовное и т. д. Хронологическая систематизация основывается на упорядочении законов по дате их принятия. Все эти виды систематизации имеют свои достоинства и применяются в разных областях правового регулирования.

Какое значение имеет систематизация законодательства для совершенствования нормативно-правового регулирования?

Систематизация законодательства имеет большое значение для совершенствования нормативно-правового регулирования. Во-первых, она позволяет устранить противоречия и несоответствия между различными нормативно-правовыми актами и создать единообразную систему правил. Во-вторых, систематизация способствует более эффективному применению законов, так как облегчает их поиск и понимание. Кроме того, систематизация помогает улучшить качество законов, исключая из них несущественные и устаревшие положения.

Для чего нужна систематизация законодательства?

Систематизация законодательства необходима для создания удобной, четкой и ясной системы законов. Она позволяет устранить недостатки законодательства, сделать его более доступным и понятным для граждан и предпринимателей.

Какие виды систематизации законодательства существуют?

Существуют различные подходы к систематизации законодательства. Одним из видов является систематизация по отраслям права, когда законы группируются по конкретным сферам жизни. Другим видом является систематизация по тематике, когда законы группируются по общим темам или проблемам, которые они регулируют.

Какая роль систематизации законодательства в совершенствовании нормативно-правового регулирования?

Систематизация законодательства играет важную роль в совершенствовании нормативно-правового регулирования. Она способствует созданию системы законов, которая будет более логичной, последовательной и прозрачной. Это позволяет гражданам, предпринимателям и юристам лучше понимать свои права и обязанности, а также более эффективно применять законодательство в практике.

Какие преимущества может принести систематизация законодательства?

Систематизация законодательства может принести несколько преимуществ. Во-первых, она позволяет упорядочить законы по отраслям или тематике, что облегчает их поиск и использование. Во-вторых, систематизация помогает выявить пробелы и противоречия в законодательстве, что в свою очередь позволяет вносить необходимые правки и дополнения для более эффективного регулирования. Кроме того, она способствует повышению прозрачности и понятности законодательства для всех его пользователей.

Какие нормативно-правовые акты и литературу можно использовать для систематизации законодательства?

Для систематизации законодательства можно использовать различные нормативно-правовые акты, включая Конституцию, законы, указы и постановления президента, постановления правительства и другие нормативные акты. Также можно обратиться к различным источникам литературы, включая комментарии к законам, учебники по праву, научные статьи и т.д. Важно выбирать актуальные и надежные источники информации.

Какое значение имеет систематизация законодательства?

Систематизация законодательства имеет важное значение для совершенствования правового регулирования. Она позволяет создать удобную и понятную систему законов, которая помогает гражданам и специалистам ориентироваться в правовом поле. Благодаря систематизации законодательства устраняются его недостатки, такие как разрозненность и несогласованность. Это позволяет повысить эффективность правоприменительной практики и обеспечить справедливость в обществе.

Какие виды систематизации законодательства существуют?

Существует несколько видов систематизации законодательства. Во-первых, это логическая систематизация, которая предполагает расположение нормативных актов в определенной логической последовательности. Во-вторых, это систематизация по отраслям права, которая предусматривает группировку законов по сферам и областям правоприменения. В-третьих, это систематизация по тематике, когда нормативные акты объединяются по общей теме или проблеме. Все эти виды систематизации законодательства позволяют создать более удобную и понятную систему правовых норм, что облегчает их применение и понимание.