Система права: понятие, структура.

  • 22 страницы
  • 18 источников
  • Добавлена 19.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА 5
ГЛАВА II. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА 11
ГЛАВА III. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЯ 20
Фрагмент для ознакомления

В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного органа государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облечен - закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системы лежит иерархически важный акт - конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Это достигается с помощью систематизации.
Применительно к системе права вообще структурный состав будет выглядеть следующим образом: норма права - правовой институт - отрасль права. В системе законодательства - это статья закона (нормативного акта) - нормативный акт - отрасль законодательства. Таким образом, рассматривая систему налогового права и систему налогового законодательства, следует отметить, что данные понятия очень близки, но все же не идентичны: в первом случае структурными элементами будут выступать нормы права, а во втором - источники права.
В то же время следует подчеркнуть, что право не может существовать вне и без законодательства, которое выступает в качестве формы, а система права при этом является содержанием. Следует заметить, что ряд авторов отмечают и внутреннее единство данных категорий
Следовательно, справедливым будет высказывание А.В. Демина о том, что система права формируется правовой наукой и поэтому в отличие от системы законодательства, которая выражает объективные запросы социально-экономического и политического развития, конструируется во многом субъективно, следуя развитию правовой науки, поэтому абсолютного единства здесь вряд ли возможно добиться.
Говоря об объективном характере системы права, нельзя обойти стороной вопрос о соотношении системы права и системы законодательства. Система законодательства в значительной степени - явление субъективное, поскольку тексты нормативных актов составляются законодателем исходя из практической целесообразности с учетом политической и социально-экономической ситуации в стране. Вместе с этим «для законодателя система права служит в качестве ориентира, позволяющего добиваться повышения эффективности издаваемых законов»; органичную, способную развиваться и изменяться. Примерная однотипность элементов системы, их структурная целостность и автономность не мешают системе изменяться. Система постоянно развивается в силу влияния внутренних и внешних воздействий. Поэтому для исследования системы важным является изучение этих воздействий, способных изменять систему. Система права существует в определенной внешней среде, которая определяет направленность ее функционирования, развивает ее. Правовая регламентация новых областей социальной действительности, развивающихся в условиях информационного многообразия, изменения, происходящие в экономике, убыстрение темпов развития общественных отношений, активизация законотворческой деятельности позволяют говорить о подвижности системы права. Динамизм системы права проявляется в формировании новых отраслей и институтов права или исчезновении старых по мере развития и изменения экономических, социальных и политических отношений, происходящих в стране. Например, исчезли отрасли канонического права, хозяйственного права, колхозного права, исправительно-трудового права и, наоборот, возникли отрасли права социального обеспечения, налогового права и др.































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Разобравшись с понятием системы права, можно отметить следующие важные моменты. Система права в теоретическом смысле вырабатывается и действует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное постоянно развивающееся социальное явление, которое отражает и фиксирует в нормативной форме закономерности общественной жизни.
Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Элементы структуры права не могут функционировать отдельно друг от друга. Их регулирующая сила состоит в том, что они должны быть не только взаимно согласованы между собой, но и иметь общую целенаправленность. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а соответственно, и социальной значимости.
В отношении взаимосвязи системы права и системы законодательства следует отметить, что полного совпадения между ними нет.
Законодательство следует определять как совокупность действующих нормативных актов. В силу этого оно по своему строению неизбежно должно отражать внутреннюю, сущностную форму права, понимаемую как его структура. Таким образом, систему законодательства можно охарактиризовать как постоянную форму развития и упорядочения действующей правовой системы, целенаправленную деятельность субъектов по приведению источников права в единую, упорядоченную систему. Поэтому систему права и систему законодательства следует соотносить как общее и частное понятие. Т.е. система права рассматривается как организованная определенным образом совокупность норм, разделенная по предметному признаку (отраслям права), а система законодательства - как совокупность источников права, нормативных актов, которая строится как с учетом отраслевого признака, так и без его учета.
Система права и система законодательства представляют собой целостные образования, которые способны изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды.








































БИБЛИОГРАФИЯ

Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. 586 с.
Давид Рене, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. М., 1997. 655 с.
Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 358 с.
Дробышевский С.А., Данцева Т.Н. Формальные источники права. М.: Инфра-М, 2011. 396 с.
Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. 488 с.
Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина. М., 1999. 281 с.
Лапаева В.В. Социология права. М., 2004. 339 с.
Лукашева Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений // Советское государство и право. 1975. № 4. С. 78-81.
Луман Н. Власть. М., 2001. 522 с.
Макеева Е.М. Системный подход как способ познания права // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 6. С. 52-58.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с.
Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник // СПС КонсультантПлюс. 2009.
Мозженко И.И. Понятие и формы систематизации законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4. С. 56-59.
Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. 662 с.
Панова И.В. Административно-процессуальное право России. М.: Норма, 2008. 336 с.
Поленина С.В. Круглый стол журнала «Советское государство и право» «Система советского права и перспективы ее развития» // Советское государство и право. 1982. № 6. С. 106-108.
Талкотт Парсонс. О социальных системах. М., 2002. 822 с.
Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. 475 с.
Панова И.В. Административно-процессуальное право России. 2-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2008. С. 211.
Дробышевский С.А., Данцева Т.Н. Формальные источники права. М.: Инфра-М, 2011. С. 157.
Макеева Е.М. Системный подход как способ познания права // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 6. С. 52.
Давид Рене, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. М., 1997. С. 245.
Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 270.
Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 39.
Талкотт Парсонс. О социальных системах. М., 2002. С. 543.
Луман Н. Власть. М., 2001. С. 185.
Лапаева В.В. Социология права. М., 2004. С. 220.
Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 6.
Луман Никлас. Власть. М., 2001. С. 240.
Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина. М., 1999. С. 147.
Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. С. 231.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 85.
Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник // СПС КонсультантПлюс. 2009.
См.: Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 112 - 114; Лукашева Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений // Советское государство и право. 1975. № 4. С. 81.
Мозженко И.И. Понятие и формы систематизации законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4. С. 56.
Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. С. 25.
Поленина С.В. Круглый стол журнала «Советское государство и право» «Система советского права и перспективы ее развития» // Советское государство и право. 1982. № 6. С. 106.









21

1. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. 586 с.
2. Давид Рене, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые систе-мы современности. М., 1997. 655 с.
3. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 358 с.
4. Дробышевский С.А., Данцева Т.Н. Формальные источники права. М.: Инфра-М, 2011. 396 с.
5. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. 488 с.
6. Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина. М., 1999. 281 с.
7. Лапаева В.В. Социология права. М., 2004. 339 с.
8. Лукашева Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений // Советское государство и право. 1975. № 4. С. 78-81.
9. Луман Н. Власть. М., 2001. 522 с.
10. Макеева Е.М. Системный подход как способ познания права // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 6. С. 52-58.
11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с.
12. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник // СПС КонсультантПлюс. 2009.
13. Мозженко И.И. Понятие и формы систематизации законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4. С. 56-59.
14. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. 662 с.
15. Панова И.В. Административно-процессуальное право России. М.: Норма, 2008. 336 с.
16. Поленина С.В. Круглый стол журнала «Советское государство и право» «Система советского права и перспективы ее развития» // Советское государство и право. 1982. № 6. С. 106-108.
17. Талкотт Парсонс. О социальных системах. М., 2002. 822 с.
18. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. 475 с.

Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе

Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе

ВВЕДЕНИЕ.

Правосознание представляет собой основу и органическую, неотъемлемую часть правовой жизни организованного в государство общества. Он появился на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания, оказывают влияние социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Понятие правосознания, его структура и функции.

Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других проявлений духовных, которые выражают отношение граждан к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и от желаемого права. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых отличается в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о праве оценка действующего права и мысли, идеи о необходимые изменения в праве, т. е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.

Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне. Закрепление в юридических актах, конституциях начал критиковать политику государства, его институтов, политических прав и свобод граждан является одним из показателей, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием. Есть и другие формы общественного сознания. Это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. Особенность правосознания, как формы общественного сознания, следующим образом:

Узнать стоимость работы