Содержание и значение экономических наук

  • 29 страниц
  • 6 источников
  • Добавлена 16.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Сущность экономических наук 5
Развитие экономических наук 7
Макроэкономика и микроэкономика в системе экономических наук 8
Области изучения экономических наук 12
Классики экономомических наук 14
Субъекты экономических наук 15
Цели изучения экономических наук 16
Значение экономических наук в жизни общества и отдельного человека 19
Методы изучения экономики 22
Связь экономики с другими науками 23
Заключение 28
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Правительственные чиновники, политические деятели, вынуждены давать ответ на важные экономические вопросы: возможно ли осуществление социальных программ, что повлекло падение курса денег, как целесообразно изменить систему налогообложения и тому подобное. Если самые широкие круги населения не будут иметь хотя бы общих представлений о содержании экономических явлений, то нечего ожидать сознательных действий во время избирательных кампаний, референдумов, других общенациональных или местных акций. Значение экономической науки в жизни отдельного человека имеет, по меньшей мере, три проявления: содействие рациональному поведению в сфере потребления, целесообразному использованию индивидуальных сбережений; умение ориентироваться в сфере бизнеса; помощь в принятии правильного решения при выборе сферы деятельности – рис. 3.Рис. 3 - Роль экономической науки в жизни оотдельногь человекаОсведомленность в экономической науке дает человеку определенные представления о том, чем может руководствоваться потребитель, избирая способ использования своих доходов. Человек, который понимает в природе инфляции, знает функции разных рыночных учреждений (банков, акционерных обществ, страховых компаний и тому подобное), имеет шанс лучше использовать свои деньги и уберечься от обесценения своих сбережений. Тот, кто занимается собственным делом, бизнесом, должен осуществлять собственную хозяйственную политику. Предприниматель, который понимает причины и последствия экономических явлений, примет лучшее решение, чем тот, кто не знает этого [3-6]. Методы изучения экономикиАрсенал средств экономической науки является достаточно разнообразным. Это – классификация явлений, абстрагирование от второстепенного, обобщение и тому подобное. Особенная роль здесь принадлежит экономическому моделированию – рис. 4. Рис. 4 –Сущность экономических явленийКлассификация. Классифицировать - различать процессы и явления за определенным критерием (принципом). В частности, за уровнем доходов граждане страны могут быть разделены на тех, кто принадлежит к определенной прослойке общества: низкооплачиваемые, среднего или более высокого дохода. За уровнем прибыльности предприятия разделяют на убыточные, малорентабельные, высокорентабельные. Абстракции. Абстрагирование предусматривает игнорирование определенных влияний, акцентирования, на чем-то одном. Следовательно, идет речь об определенном упрощении действительности. Но оно является необходимым, поскольку иначе в сложном мире экономики было бы невозможно обнаружить определенные закономерности, порядок и логику. Например, если мы хотим объяснить отличия в производительности двух производителей, то нам следует сосредоточиться на главном: примененных ими технологиях и способах организации производства. Таким образом, реальная действительность упрощается. Ведь на уровень производительности могут влиять климатические условия, взаимоотношения с поставщиками, даже настроения работников определенного предприятия. Но без такого абстрагирования — упрощения — мы никогда бы не объяснили ни одного явления, не обнаружили бы ни одну закономерность. Обобщение. Тогда, когда исследовано достаточное количество фактов и обнаруженные повторяются связи, можно обобщать или делать выводы, которые касаются определенной группы явлений. Если, например, большое количество потребителей изменяет структуру потребления под воздействием изменения цен, то можно делать обобщение о том, что цены изменяют структуру потребления. Экономическое моделирование. Модели отображают главные взаимосвязи между экономическими величинами (переменными). При этом различают внешние переменные - процессы, которые действуют на исследуемое нами явление извне, и внутренние переменные - процессы, которые составляют содержание исследуемого явления. Модель показывает, как сдвиги во внешних факторах влекут изменения во внутренних. Графическое изображение. Любой график иллюстрирует зависимость между двумя величинами (переменными). Значения одной величины откладывают на горизонтальной оси графика, другой - на вертикальной. Собственно линия графика демонстрирует характер зависимости между двумя явлениями. Связь экономики с другими наукамиКаждая наука определенным образом связана с другими. Существуют, так называемые, пограничные сферы на грани наук, где очень часто начинаются новые направления исследований, новые науки, например, биохимия, геофизика, экономическая кибернетика и тому подобное [4-6]. Экономическая наука теснее всего связана с науками об обществе: социологией, политологией, правоведением. Она имеет связи с науками о человеке и природе: географией, психологией, биологией. В современной экономической науке широко применяются математические методы. Политология - наука о характере, функциях и органах, государства, через которые она осуществляет власть. Связь между политологией и экономической наукой заключается в том, что государство в современной экономике является важным действующим лицом экономических процессов; ее властные функции, между прочим, реализуются и в корректировании экономики, а экономической основой государственной власти является государственный бюджет, государственный сектор экономики. Социология - наука о делении общества на разные группы (за национальным, имущественным, возрастными и другими признаками), их взаимодействие и проблемы общей жизни людей, как представителей определенных социальных групп. Связь между экономической теорией и социологией достаточно очевидна: важной составляющей взаимодействия и сожительства разных социальных групп, являются экономические отношения. Право - наука о совокупности установленных государством норм (юридических законов), соблюдение которых обеспечивается мероприятиями государственного влияния. Связь между экономикой и правом реализуется в том, что экономические отношения приобретают правовую форму. Любая страна имеет законы о собственности, организацию предприятий, налогообложения доходов и тому подобное. Создавая законы, специалисты опираются на реальные экономические процессы будто выводя их из экономической жизни. С другой стороны, приняты законы определенным образом изменяют экономическую ситуацию. Когда в высшем законодательном органе страны принимается закон, то всегда возникает вопрос, как его реализация может изменить уже существующие отношения: распределение ресурсов и доходов, благосостояние отдельных слоев общества, экономический рост, и тому подобное. География - наука о естественных и территориально-производственных комплексах, о размещении, структуре природных ресурсов, их экономическую оценку и рациональное использование. Экономическая теория и география связаны между собой тем, что, хотя и из разных боков, обе исследуют один объект - земельные, сырьевые и человеческие ресурсы. Психология - наука о законах отображения человеком окружающей жизни в процессе ее деятельности (ощущение, память, мышление, и тому подобное). Экономическую науку, как и психологию, интересуют такие внутренние регуляторы деятельности человека, как ее потребности, мотивы деятельности. Математические методы имеют в экономике широчайшее приложение. В подтверждение этого обратимся к такому факту. Первые лауреаты Нобелевской премии по экономикие (в 1969 г.) - Ян Тинберген и Рагнар Фриш - получили эту наивысшую награду "за разработку математических методов анализа экономических процессов". Экономика, как и каждая наука, имеет свои законы, правила, принципы, по которым развивается [3]. Она рассматривает все сферы человеческого бытия, так или иначе отображает все процессы, которые происходят в обществе, — от политических до культурных, потому изучение ее предусматривает применение достижений практически всех предметов, которые изучаются в школе. Теснее всего экономика связана с такими науками, как математика, право, социология, география, история, политология, психология. Географические знания дают возможность выяснить роль природных условий, сырьевых ресурсов, социальных факторов разных территорий в размещении производства товаров и услуг. Изучение истории помогает обнаруживать закономерности становления и развития хозяйства и выяснить условия формирования мировой экономики. Исследование экономики невозможно без знаний законодательных актов, которые регулируют общественные взаимоотношения как внутри страны, так и на международном уровне, поэтому связи этой науки с правоведением очень тесны. Знания психологии дают возможность обнаружить особенности поведения человека в разных жизненных ситуациях, выяснить мотивы, которые вынуждают его действовать так или иначе. Экономика широко использует формулы, уравнения, графики для анализа и иллюстрации разных процессов и явлений, из-за этого тесно связана с математикой.Сегодня экономист — одна из наиболее актуальных и востребованных специальностей. Квалифицированные специалисты по экономике являются представителями профессии, на которой базируется рыночная экономика. Современные структурные превращения в России, развитие индустриальной базы государства, предпринимательства, финансовых рынков, внешнеэкономических связей, невозможно представить без деятельности специалистов по экономике. Именно от их деятельности и решений во многом зависит социально-экономическое развитие России, ее конкурентоспособность на мировых рынках [1].Получение экономического образования открывает перед человеком широкие возможности: работа в банке, консалтинговая деятельность, работа в коммерческой компании или на государственной службе, на промышленном предприятии или в научном учреждении, аудитором или налоговым инспектором. Любой субъект ведения хозяйства для планирования, учета, анализа и контроля своей деятельности, должен привлечь компетентных специалистов по экономике. Экономист — человек, от которого зависит будущее предприятия, который видит его перспективы и может обнаруживать недостатки и пробелы в его деятельности, знает способы и методы их устранения. И именно это делает труд экономиста необходимым условием жизнедеятельности отдельного предприятия и народного хозяйства страны в целом [2].ЗаключениеЭкономическая теория изучает, как доджны быть организованы производство, обмен продуктами труда, распределение богатства, потребления в условиях ограниченных производственных ресурсов для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей. Проблема распределения ограниченных ресурсов при их наилучшем использовании определяет предмет экономической науки. Действующими лицами (субъектами) экономических отношений могут быть: производители и потребители, покупатели и продавцы, домашние хозяйства, государство, предприниматели и наемные работники, владельцы денег и земли, торговцы и банкиры, органы управления, отдельные производственные коллективы и отдельные работники и тому подобное. Экономическое исследование начинается сбором и обработкой фактов, продолжается созданием теорий и завершается обоснованием определенной экономической политики. Значение экономической теории для общества в целом проявляется через: разработку принципов, что составляют основы экономической политики, дают возможность прогнозировать события и осуществлять меры пресечений, а также содействие информированности и демократизации общества. Значение экономической теории в жизни отдельного человека проявляется в содействии: рациональному поведению в потреблении и использовании собственных доходов и сбережений, а также ориентированию в сфере бизнеса и правильным решением при выборе сферы занятости. Экономическая наука определенным образом связана с другими науками об обществе, с науками о природе и человеке, широко применяет математические методы. Список литературыФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (последняя, действующая редакция) - от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"(редакция от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.Минцберг Г. Профессия – менеджер Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2006.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (последняя, действующая редакция) - от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"(редакция от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)
3. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)
4. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.
5. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.
6. Минцберг Г. Профессия – менеджер Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2006.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ области ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ области "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

педагогический факультет

Мини-эссе образование дисциплины

"Экономика образования"

на тему

"Экономическая ценность образования"

выполнил: студент 4 курса

педагогического факультета

Крысько A. I.

проверил: доц. Караваев А. В.

Коломна

2016

Содержание

экономика образования службы материала

Введение

1. Значение экономики образования

2. Значение экономики образования как учебной дисциплины

3. Значение экономики образования как материальная база развития образовательной деятельностью.

Вывод

библиография

Введение

Экономика образования - это отрасль экономических наук. Это одна из молодых ветвей, так как наука экономика образования сложилась гораздо позже экономики промышленности и ряда других экономических наук. Для того, чтобы как можно глубже раскрыть своеобразие экономических категорий и законов в области образования, возникла наука, которая определила сущность процесса и движущих сил, - экономика образования.

Предмет экономики образования, это наука о специфике производительных сил и производственных отношений, которые создают образовательные услуги и удовлетворяет потребности личности, так и общества. В условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Экономика образования изучает и выявляет особенности экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания будущего поколения людей, подготовки квалифицированных работников, а также повышение общеобразовательного и культурно - технического уровня населения.

Предмет экономики образования - это экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовки квалифицированных кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг.

Узнать стоимость работы