Правовое регулирование деятельности СМИ в Китае и России. Сравнительная характеристика.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 2424 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 06.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Средства массовой информации: исторический генезис развития 5
1.1 Средства массовой информации. Основные понятия 5
1.2 Правовая характеристика СМИ 8
Глава 2. Правовое регулирование деятельности СМИ в Китае 11
2.1 История правового регулирования функционирования СМИ в КНР 11
2.2 Регулирование СМИ КНР в условиях глобализации 13
Глава 3. Правовое регулирование деятельности СМИ в России 16
3.1 История правового регулирования функционирования СМИ в России 16
3.2 Роль и функции СМИ в современном обществе РФ 19
Заключение 19
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления

После первой русской революции специальный указ от 24 ноября 1905 г. декларировал устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за нарушения в печати. Вместе с тем, главное управление по делам печати при МВД и полиции имело право конфисковать номера, приостановить неугодные издания, закрыть типографии.Война 1914 г. внесла существенные коррективы в положение печати. С самого начала военных действий правительством была введена военная цензура, которая распространялась на все фронтовые и прифронтовые губернии. Деятельность военных корреспондентов была строго регламентирована.Таким образом, можно отметить, что законодательство о СМИ Российской империи носило преимущественно запретительный характер.21 ноября 1917 г. был подписан второй важный документ в области СМИ – «Декрет о введении государственной монополии на объявления». Это означало, что все издания негосударственного типа лишались доходов и, соответственно, возможности существования.10 февраля 1918 г. был утвержден «Декрет о революционном трибунале печати», согласно которому «преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати» поступали в ведение Революционного трибунала печати. 3 апреля 1918 г. было принято «Постановление Президиума ВЦИК об обязанности газет печатать все декреты и распоряжения ВЦИК и СНК, а также распоряжения и приказы местных Советов».После принятия Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с классовых позиций. Средства массовой информации должны были выполнять роль коллективного агитатора и организатора. В этих условиях законодательное оформление отношений прессы с государством и обществом не было в интересах правящей партии.Конституция СССР 1977 г. хотя и гарантировала свободу печати, юридическое содержание понятие «свобода печати» не определялось. На практике законодательные нормы, которые должны были гарантировать свободу печати, использовались с целью борьбы с инакомыслием, в частности, с диссидентами. Первая попытка законодательного определения понятия «свобода печати» была предпринята в первой статье Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 года. В нем была зафиксировано, что «Печать и другие средства массой информации свободны.27 декабря 1991 года был принят Закон «О средствах массовой информации».В ст. 1 Закона «О средствах массовой информации» говорится о владении, пользовании и распоряжении СМИ. То есть СМИ признается объектом права собственности.3.2 Роль и функции СМИ в современном обществе РФПосредством создания и обеспечения функционирования институтов, ориентированных на построение правового государства, государственная власть предоставляет возможность осуществлять свободную деятельность, как отдельных индивидов, так и социальных групп, направленную на реализацию индивидуальных интересов личности независимо от государственных.Правовой статус деятельности СМИ" России на законодательном уровне закреплен Федеральным законом «О средствах массовой информации».Данный закон закрепляет дефиниции, которые определяют понятийный ряд средств массовой информации России. Так, под средством массовой информации, в ст. указанного закона, понимается «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».Деятельности СМИ в России, как важному институту демократического развития государства, уделяется большое внимание. В настоящее время, реально действует совокупность видов средств массовой информации, функционирование которых регулируется специально созданной системой нормативно-правовых актов. Данные нормативные акты включили в себя базовые правовые международные принципы регулятивного правового воздействия на отношения, в области получения и распространения массовой информации.Основные характеристики системного построения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность СМИ, необходимо рассматривать с позиций их юридической силы по уровням, которые сложились по традиционной для Российского права иерархии: «Конституционный. Законодательный. Подзаконный:нормативно-правовые акты федерального уровня;ведомственные нормативно-правовые акты;нормативно-правовые акты местного уровня.Международно-правовой».Конституцией РФ как основным нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой.определены принципиальные возможности свободного функционирования СМИ, посредством введения специальных норм.Вместе с тем Конституцией РФ определяются и границы дозволенного поведения. В частности, «не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. ...».Таким образом, наравне с правами и свободами определяются и конституционно-правовые ограничения в распространении массовой информации, которые применимы только к социально-неприемлемым видам информации.Итак, в Российской Федерации введены конституционно-правовые основы свободного функционирования организаций, распространяющих массовую информацию, включающие права и свободы, а также и ограничения, применительно к социально-опасной информации.ЗаключениеСредства массовой информации, являясь социальным институтом, обеспечивающими важную часть информационного обмена в современном обществе, неизбежно играют значительную роль в процессах, связанных с направляемыми социальными и политическими изменениями, предстают составным компонентом этих процессов. Без необходимого информационного обеспечения сегодня невозможно принятие эффективных решений на всех уровнях управления обществом, без достаточного потока информации трудно представить полноценную жизнь индивида в современных реалиях и в реальной жизни каждого гражданина.Регулирование и контроль за деятельностью СМИ осуществляется через системузаконодательства, а также путем разработки специальных правительственных программсодействия СМИ.В соответствии с действующим российским законодательством, под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации. Отсюда следует, что Интернет, обладая рядом характеристик, присущих СМИ, в целом не является средством массовой информации.В Китайской Народной Республике Интернет относится к средствам массовой информации. В КНР на самом раннем этапе развития Интернета и электронных СМИ создана нормативно-правовая база для регулирования их деятельности.В отличие от Российской Федерации, в Китае нет закона прямого действия, регулирующего деятельность СМИ. В настоящее время в стране существует ряд законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность каждого конкретного вида СМИ. Сложилась следующая иерархия нормативно-правовых актов:Конституция КНР,Базовые законы,Административные законоположения,Местные законоположения,Законоположения особых административных районов Сянган, Аомэнь и провинции Тайвань,Отраслевые установления,Международные договоры.Средства массовой информации являются составной частью политической системы общества. В силу специфики политических условий в Китае средства массовой информации обладают особыми функциями. Поэтому контроль Коммунистической Партии играет важную роль в деятельности китайских СМИ.В настоящее время в КНР существует несколько уровней регулирования деятельности СМИ:Правовое,Административное,Техническое.Правовое регулирование китайских электронных СМИ направлено на защиту авторских прав в Интернете и непосредственно регламентирование деятельности данных СМИ.Список литературыКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994. № 51-ФЗ. Действующая редакция от 01.10.2013.Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 14.04. 1995. № 82-ФЗ. Действующая редакция от 20.07.2012. №121-ФЗ. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Действующая редакция от 02.07.2013 № 187-ФЗ.Авраменко В.А. Правовое регулирование деятельности СМИ в современной России (общетеоретический анализ). – Н. Новгород, 2001.Ван Цзюнь. Синьвэньгунцзочжэюйфалюй / пер. с кит. Ван Цзюнь. Журналисты и законы. – Пекин, 2010.Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. – 2010. - №1.Дормидонтов Г.Ф. Классификация явлений юридического быта, относимых к случаям применения фикций. – Казань, 2008.Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. – М., 2005.Монахов В.Н. От права средств массовой информации к праву свободы массовой информации. – М., 1999.Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. – М., 2005.Сюцзюань У. Китайские средства массовой информации в ходе трансформации общества: тенденции и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского Университета. – 2008. – Вып. 3.Федотов М.А. Правовые основы средств массовой информации. – М., 2002.ЧжанЖун. Сми и власть в Китае: проблемы взаимодействия. – М., 2011.Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. – М., 2005.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994. № 51-ФЗ. Действующая редакция от 01.10.2013.
3. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 14.04. 1995. № 82-ФЗ. Действующая редакция от 20.07.2012. №121-ФЗ.
4. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
5. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Действующая редакция от 02.07.2013 № 187-ФЗ.
6. Авраменко В.А. Правовое регулирование деятельности СМИ в современной России (общетеоретический анализ). – Н. Новгород, 2001.
7. Ван Цзюнь. Синьвэньгунцзочжэюйфалюй / пер. с кит. Ван Цзюнь. Журналисты и законы. – Пекин, 2010.
8. Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. – 2010. - №1.
9. Дормидонтов Г.Ф. Классификация явлений юридического быта, относимых к случаям применения фикций. – Казань, 2008.
10. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. – М., 2005.
11. Монахов В.Н. От права средств массовой информации к праву свободы массовой информации. – М., 1999.
12. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. – М., 2005.
13. Сюцзюань У. Китайские средства массовой информации в ходе трансформации общества: тенденции и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского Университета. – 2008. – Вып. 3.
14. Федотов М.А. Правовые основы средств массовой информации. – М., 2002.
15. ЧжанЖун. Сми и власть в Китае: проблемы взаимодействия. – М., 2011.
16. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. – М., 2005.

Вопрос-ответ:

Каков исторический генезис развития средств массовой информации?

Исторический генезис развития средств массовой информации включает появление первых газет и журналов, развитие радио и телевидения, а также переход к цифровым средствам коммуникации. СМИ играют ключевую роль в информационном пространстве, они являются инструментом передачи информации, мнений и идей в обществе.

Какие основные понятия связаны со средствами массовой информации?

Основными понятиями, связанными со средствами массовой информации, являются медиа, журналистика, печать, радио, телевидение, интернет-СМИ и др. Медиа - это средства массовой информации, которые осуществляют коммуникацию с публикой. Журналистика - профессия, связанная с сбором, обработкой и распространением новостей. Интернет-СМИ - это средства массовой информации, существующие в интернете и предоставляющие информацию различным пользователям.

Какова правовая характеристика средств массовой информации?

Правовая характеристика средств массовой информации включает в себя законы и нормативные акты, которые регулируют их деятельность. К таким законам относятся законы о свободе слова, праве на информацию, праве на доступ к информации и др. Правовая характеристика СМИ обеспечивает их функционирование в рамках законов и защищает права и свободы журналистов и общества на получение информации.

Какое историческое развитие у правового регулирования СМИ в Китае?

История правового регулирования функционирования СМИ в Китае имеет свои особенности. В начале 20 века появились первые газеты, но власти жестко контролировали их деятельность. В 1949 году, после установления коммунистической власти, китайское правительство полностью контролировало все средства массовой информации, и они стали инструментом пропаганды. Сейчас ситуация слегка изменилась, но СМИ Китая до сих пор сильно ограничены в свободе слова и действуют под строгим контролем государства.

Какие понятия рассматриваются в статье?

В статье рассматривается понятие "средства массовой информации" и их основные характеристики, а также правовое регулирование деятельности СМИ в Китае и России.

Какова история правового регулирования функционирования СМИ в Китае?

В Китае история правового регулирования функционирования СМИ началась в далеком прошлом. В статье дается подробный анализ этой истории, начиная с истоков и до современности.

Каково регулирование СМИ в Китае в условиях глобализации?

В статье происходит анализ регулирования СМИ в Китае в условиях глобализации. Рассматриваются особенности и изменения, которые происходят в правовом регулировании деятельности СМИ в условиях глобализации.

Каково правовое регулирование деятельности СМИ в России?

В статье проводится сравнительная характеристика правового регулирования деятельности СМИ в Китае и России. Описываются особенности российского законодательства относительно деятельности СМИ.