Борьба между природой и культурой в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник» на основе петербургского мифа

  • 9 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 18.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Петербургский миф как особое явление культуры 4
2. Петербург А.С. Пушкина. Поэма «Медный всадник» 5
3. Противоборство природы и культуры в поэме «Медный всадник» 6
Заключение 8
Список литературы 9
Фрагмент для ознакомления

Он стал символом новой, молодой России. Медный всадник - олицетворение власти. Металл в системе пушкинских образов противостоит воде, воплощая попытку человека покорить своей твердой воле «свободную стихию».В ответ на растущее вожделение власти поднимается встречное движение самой «побежденной» стихии. Её возрастающий гнев против человека, бурливый норов и грозящее возмездие переданы постепенно, приемом равномерного усиления:Вставали волны там и злились,Там буря выла,там носились Обломки...Действие переносится в ту часть города, которая больше всего пострадала от наводнения, - и возвращается к прежнему бедному быту на «мшистых, топких берегах». В финале поэмы обнажается первичное, допетровское, допетербуржское - все тот же пустой береговой пейзаж, что и в начале: словно и не было Петербурга, словно он приснился безумцу Евгению или остался великой думой в голове самого Петра.Во вступлении Петр стоит «на берегу пустынных волн», в заключении - Евгений находит свой конец на «пустынном острове», где «не взросло ни былинки».К Евгению отнесен ряд эпитетов, ранее определявших состояние стихии, обрушившейся на город: «он мрачен стал» - «над омраченным Петроградом»; «шепнул он, злобно задрожав» - «ещё кипели злобно волны».Шум непогоды, постоянно раздающийся в ушах Евгения, переходит в смятение его ума. Р рамках «властительного» сюжета семейное начало противопоставляется государственному и выступает его жертвой: волею государства в его столкновении с природой погублена мечта Евгения о счастливой жизни с Парашей. Таким образом, речь в поэме идет о взаимодействии двух равновеликих образов:Город и Природа. Город, рожденный и в противодействии, и во взаимодействии с природой:Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море.ЗаключениеПушкин глядел на окружающую его действительность глазами историка, но ему чуждо было бесстрастие летописца. Петербург изображен не музейными картинками далекого прошлого, а реальным, по ныне узнаваемым городом. Поэтому, говоря о Петербурге, мы воспринимаем его облик таким, каким видел и верно изобразил его Пушкин в своих произведениях.«Медный всадник» – прообраз всех петербургских тем в русском искусстве. Взаимообусловленность петербургского мифа и архитектурного пейзажа побуждает современных авторов обращаться к известному в мировом фольклоре сюжету об оживающей статуе, коей является и памятник основателю города Петру Первому. Воплощенная в поэме «Медный всадник» противоречивость Петербурга обусловлена изначальной мифологичностью города, историей его строительства как борьбы человеческой культуры с природной стихией. Но Петербург - это не только борьба, но и единство с природой, ведь именно Нева определила архитектурный облик города. В поэме соединяются мотивы власти и стихии, цивилизации и природы. Может быть, именно в этом загадочность истории Российского государства – в попытке подчинить естественное, природное? И точно также, как природа отвечает стихийными бедствиями на попытки вторжения, новые веяния реформ вызывают народный бунт.Список литературыАнциферов, Н. П. «Непостижимый город.» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина : монография / Н. П. Анциферов ; сост. М. Б. Вербловская. СПб. : Лениздат, 1991. - 335 с.Бочаров С. Г. Петербургское безумие / С. Г. Бочаров // Пушкинский сборник / сост. И. Лощилов, И. Сурат. М., 2005. - С. 305-317.Зеленская Г. Пророчества Пушкинского Петербурга / Г. Зеленская. -СПб. : Время-Пространство-Архитектура, 2008. 128 с.Пушкин А.С. Медный всадник / Пушкин А.С. Душа в заветной лире. Стихотворения и поэмы. М., Издательский центр «Классика», 1998. – С. 535-551.Федотов Г. П. Три столицы / Г. П. Федотов // Федотов Г. П. Судьба и грехи России : в 2 т. СПб. : София, 1992. - С. 50-65.

Список литературы
1. Анциферов, Н. П. «Непостижимый город.» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина : монография / Н. П. Анциферов ; сост. М. Б. Вербловская. СПб. : Лениздат, 1991. - 335 с.
2. Бочаров С. Г. Петербургское безумие / С. Г. Бочаров // Пушкинский сборник / сост. И. Лощилов, И. Сурат. М., 2005. - С. 305-317.
3. Зеленская Г. Пророчества Пушкинского Петербурга / Г. Зеленская. -СПб. : Время-Пространство-Архитектура, 2008. 128 с.
4. Пушкин А.С. Медный всадник / Пушкин А.С. Душа в заветной лире. Стихотворения и поэмы. М., Издательский центр «Классика», 1998. – С. 535-551.
5. Федотов Г. П. Три столицы / Г. П. Федотов // Федотов Г. П. Судьба и грехи России : в 2 т. СПб. : София, 1992. - С. 50-65.

Петр I в поэме А. С. Пушкина &';всадник Медный&';: проблемы интерпретации

Содержание

I. Введение

II.   Поэты XVIII века Петр I

III. Пушкин – историк Петра: "История Петра I", "арап Петра великого", "Стансы", "Полтава", "Пир Петра Первого".

IV. Петербургская повесть А. С. Пушкина "всадник Медный":

1.   "всадник Медный" и литературная критика

2.   Музыкальность поэмы

3.   Символы поэмы. Исторической интерпретации

4.   Памятник – главный герой произведения

5.   "всадник Медный" как образец петербургского текста

V. Заключение

VI. Библиография

I. Введение.

С приближением шестидесятой годовщины победы в Великой отечественной войне все чаще говорят о патриотизме, славе и доблести русских солдат. Миллионы людей отдали жизнь за свою страну, и их жертвы не были напрасны. Так получилось: проблема отсутствия героев перед Россией никогда не стояла. Герои не только солдаты, но и ученые, полководцы, правители, писатели, архитекторы, дипломаты. Всегда высоко ценили и воспевали в былинах, в традициях, в одах и поэмах.

В настоящее время мы вновь вспоминаем этих людей. В телевизионных программах просят высказать мнение: кого вы считаете патриотами – любые два человека во всей национальной истории. Ответы разные: Суворов, академик Сахаров, Пушкин и Жуковский, маршала Жукова, Толстой кишки. Я думаю, что никто не сделал для России больше и не любил ее так, как Петр I. Великий император, о котором так много создано произведений русских поэтов, в частности, М. В. ломоносовым и А. C. s. пушкина. Но, пожалуй, самым ярким, возвышенным и неоднозначным художественным творением об этом представителе династии Романовых-петербург история A. S. Пушкин "Всадник Медный".

Целью данной работы является раскрыть идейный смысл поэмы А. С. Пушкина "Всадник Медный", уточнить специфику художественной интерпретации поэтом фигуры Петра I, прояснить характер смысловых связей между полюсами "Петр I – Петербург – Россия – Народ" пушкин в текст.

II. Поэты XVIII века о Петре I.

М. П. Погодин, историк, живший в пушкинские времена, писал в своем эссе "Петр Великий": "Мы просыпаемся. Почему сейчас, каждый день? 1 января 1841. Петр Великий велел считать годы от Рождения христова, Петр Великий велел считать месяцы от Января. Пришло время, чтобы одеть наше платье швейные модели, этот Петр, Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую сделал он, шерсть настрижена с овец, которых они. Приходит на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее – этот язык при Петре Первом было написано, литературным, вытеснив ранее церкви. Приносят газеты – Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи – все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о петре великом...на обед, посолить сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина, им распущен, все блюда будут говорить о том, как Петр Великий. После обеда, приезжайте в гости – это ассамблея Петра великого. Встречаете там да, разрешены до мужской компании по требованию Петра великого".

Узнать стоимость работы