Оценка экологического риска аварий на складах нефтепродуктов

  • 31 страница
  • 24 источника
  • Добавлена 20.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Сумма полученных разрядов по всем пяти процессам определяет ранг биогеоценоза rung = Σri = 12 и, при использовании Приложения 13 [23] позволяет оценить время самовосстановления биогеоценоза на загрязненных землях и соответствующее значение коэффициента пересчета величины ущерба Квз. Согласно полученному значению величины rung, рассматриваемый биогеоценоз является слабоустойчивым, Твз = до 15 лет, Квз = 5,6.
Содержание в почве нефти и нефтепродуктов, соответствующее различным уровням загрязнения, приведено в таблицы 11.6 Приложения11[23].


7.1 Оценка ущерба природной среде от деградации земель.

В процессе ликвидации последствий аварий механически снимается слой почвы, содержащей нефтепродукты, глубиной, ориентировочно до 10см. Таким образом, получаем площадь деградированных (загрязненных) земель с нарушенным плодородным слоем Sз.
Размер ущерба от деградации земель Сз рассчитывается по формуле [19]:

Кзд – коэффициент пересчета в зависимости от изменения степени деградации почв и земель;
Кздп – коэффициент для особо охраняемых территорий.
При оценках используется значение коэффициента Кзд = 0,3,что соответствует уменьшению мощности почвенного профиля на 3-25 %.


7.2.Оценка ущерба от сверхлимитного размещения отходов.

При ликвидации последствий крупных аварийных разливов нефтепродуктов объем механически снимаемого слоя почвы превышает возможности входящих в состав оборудования предприятия СНПО емкостей для хранения нефтесодержащих отходов, площадок для обезвреживания отходов, поэтому при оценке экологического риска указанный объем нефтесодержащей почвы (грунта) можно рассматривать как сверхлимитное размещение токсичных отходов 3 класса токсичности. В качестве оценки ущерба рассматривается плата за сверхнормативное размещение массы М отходов.

7.3.Расчет размера ущерба от сверхлимитного размещения отходов.

Размер ущерба от сверхлимитного размещения отходов рассчитывается по формуле:

где 5 - размер ущерба от сверхлимитного размещения отходов (тыс. руб.);
Нбо – базовый норматив платы за размещение отходов 3 класса токсичности, Н = 4000 руб. [20];
Sз – площадь загрязненных земель, кв. м;
h - глубина снимаемого слоя ,h = 0,1 [19];
roз- плотность почвогрунтов, т/м3;
Ки – коэффициент индексации

8. Оценка ущерба, подлежащего компенсации, окружающей природной среде от загрязнения атмосферы.

 Расчет ущерба ОПС от выбросов углеводородов нефти в атмосферу при аварийных разливах выполняется по формуле:
.
где Са - ставка платы за выброс одной тонны углеводородов в атмосферу в пределах установленного лимита, руб./т.
Ущерб, подлежащий компенсации, Ук.а. рассчитывается как плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ применением повышающего коэффициента 5.
.
Базовый норматив платы Нб.а. принимается по таблице 14.1 приложения 14 [23] в соответствии с Базовыми нормативами платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов (приложение к постановлению Правительства РФ от 28.08.92 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»).


9. Характеристика чрезвычайной ситуации сложившейся на территории населенного пункта.

Были рассмотрены несколько типов чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть при эксплуатации нефтебаз. Если на рассматриваемой базе возникнет разлив нефтепродуктов, то пострадают лишь земельные ресурсы, диаметр разлива составляет 11 м, и следовательно нефтяное пятно будет находиться на территории товарно-сырьевого парка нефтебазы и не причинит вреда жителям близ расположенного населенного пункта, персонал база не пострадает при условии соблюдения им техники безопасности. Выходов к водным объектам база не имеет, следовательно водные ресурсы также не пострадают, выделения загрязняющих веществ в атмосферу не происходит из-за низкой расчетной температуры, которая исключает испарение с площади разлития.
В случае возгорания нефтяного пятна минимальный радиус, при котором можно говорить об относительной безопасности для человека, находящегося в спецодежде из прочных брезентовых материалов составит 60 м.
Возникновение чрезвычайной ситуации при которой произойдет пожар бензина А-72, хранящегося в горизонтальных резервуарах повлечет за собой существенные жертвы среди персонала. На территории радиусом 20 м от очага возгорания возможно воспламенение древесных материалов, наличие ожогов, степень которых будет определяется временем нахождения в зоне возгорания и близостью к очагу возможно на территории радиусом до 100 м.
Количество жертв будет равняться количеству сотрудников, находящихся в зоне поражения в случае возникновения аварийной ситуации. В случае пожара в резервуаре с выбросом горящей жидкости количество жертв будет равно 11 чел, из них 3 сотрудника, работающих в мастерской, 2 – операторы насосной станции, 4 – находящиеся на вблизи резервуаров хранения нефтепродуктов, 2 – находятся на территории пункта выдачи ЛВЖ в автоцистерны.
При взрыве полного резервуара с нефтепродуктами ударная волна будет характеризоваться высоким избыточным давлением, величина которого на расстоянии 2 м от резервуара составит 6,8 кПа, которого достаточно для причинения умеренных разрушений зданиям, на расстоянии до 15 м произойдет полное разрушение стекол в зданиях, находящихся в данном радиусе, а также вызовет повреждения человека, степень которых будет характеризоваться набором субъективных показателей. Лишь на расстоянии более 25 м от резервуара риск для жизни и здоровья человека будет отсутствовать, произойдет расстекление 50 % зданий и сооружений, критическое избыточное давление на данном расстоянии составит 2,51 кПа.
Заключение.

При выполнении данного курсового проекта были получены практические навыки оценки негативного воздействия деятельности автозаправочных станций и топливно-сырьевых парков нефтебаз на гидросферу. Была проведена оценка факторов по следующим сценариям: взрыв резервуара с нефтепродуктами, разлив нефтепродуктов, а также пожар разлившихся ранее нефтепродуктов.
Согласно проведено оценке было определено, что минимальный радиус воздействия, на котором достигаются безопасные условия пребывания людей составляет 50 метров, максимальное расстояние – 100 метров при сценарии «взрыв резервуара с нефтепродуктами».
При заданных климатических и проектных условиях ущерб наносится только земельным ресурсам и составляет 110,79 тыс. руб.
Загрязнения атмосферы не происходит в виду отсутствия испарения при разлитии нефтепродуктов из-за низкой температуры окружающей среды в расчетный период, водные объекты в округе расположения объекта отсутствуют.
Список использованных источников.

1. Антипьев В.Н., Архипов В.П., Земенков Ю.Д. Определение количества нефти, вытекшей из поврежденного трубопровода при работающих насосных станциях //НТИС/ВНИИОЭНГ. Сер. "Нефтепромысловое дело и транспорт нефти". - 1985. - Вып.9. - С.43-45.
2. Альтшульц А.Д. Гидравлические сопротивления. - М.: Недра, 1972.
3. РД 39-0147098-015-90. Инструкция по контролю за состоянием почв на объектах предприятий Миннефтепрома.
4. Руководство по методам химического анализа морских вод. - Л.: Гидрометеоиздат, 1977.
5. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. - М.: Роскомзем, 1993.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
7. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах., ИПТЭР, 1996 г.
8. СТП ХГТУ 2.5.01.1-01. Система образовательных стандартов. Работы квалификационные, проекты и работы курсовые. Требования к оформлению. – Хабаровск: Изд-во Хабар.гос. унив.2001- 52 с.
9. Постановление Правительства РФ от 28.08.92 г. №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение ОПС, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
10. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».
11. Методические рекомендации по разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепроводов
12. ГОСТ Р 22.0.10-96.Правила нанесения на карты обстановки чрезвычайных ситуаций. Условные обозначения.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
15. Приказ МЧС России от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
16. Приказ МЧС России от 03.03.2003 г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».
17 «Временное методическое руководство по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций», утверждено Госкомэкологии РФ 21 декабря 1999 года.
18. Приложение к Положению о системе предупреждения и ликвидации аварийных разливов в ОАО «ЛУКОЙЛ»
19. НПБ 105-2003 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности «.
20. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов от 27.11.92. Согласованы с Минэкономики России и Минфином России. Изменены письмом Минприроды России от 18.08.93 N 03-15/65-4400.
21. СНиП 23-01-99. Строительная климатология (принят Постановлением Госстроя РФ от 11.06.1999 N 45) (ред. от 24.12.2002)
22. ГОСТ Р 12.3.047-98 . Пожарная безопасность технологических процессов. 
23. Носенко, М.О. Методическое пособие по курсовой работе по дисциплине «Антропогенное воздействие на гидросферу» для специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» / М. О. Носенко. – Хабаровкск, 2011. – 68 с.
24. Почва / Режим доступа: http://medfind.ru/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=85, 2013.














КР 10041033477 ПЗ






Лист

Лист.

Изм.

№ докум.

подпись

Дата

1. Антипьев В.Н., Архипов В.П., Земенков Ю.Д. Определение количества нефти, вытекшей из поврежденного трубопровода при работающих насосных станциях //НТИС/ВНИИОЭНГ. Сер. "Нефтепромысловое дело и транспорт нефти". - 1985. - Вып.9. - С.43-45.
2. Альтшульц А.Д. Гидравлические сопротивления. - М.: Недра, 1972.
3. РД 39-0147098-015-90. Инструкция по контролю за состоянием почв на объектах предприятий Миннефтепрома.
4. Руководство по методам химического анализа морских вод. - Л.: Гидрометеоиздат, 1977.
5. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. - М.: Роскомзем, 1993.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
7. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах., ИПТЭР, 1996 г.
8. СТП ХГТУ 2.5.01.1-01. Система образовательных стандартов. Работы квалификационные, проекты и работы курсовые. Требования к оформлению. – Хабаровск: Изд-во Хабар.гос. унив.2001- 52 с.
9. Постановление Правительства РФ от 28.08.92 г. №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение ОПС, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
10. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».
11. Методические рекомендации по разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепроводов
12. ГОСТ Р 22.0.10-96.Правила нанесения на карты обстановки чрезвычайных ситуаций. Условные обозначения.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
15. Приказ МЧС России от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
16. Приказ МЧС России от 03.03.2003 г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».
17 «Временное методическое руководство по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций», утверждено Госкомэкологии РФ 21 декабря 1999 года.
18. Приложение к Положению о системе предупреждения и ликвидации аварийных разливов в ОАО «ЛУКОЙЛ»
19. НПБ 105-2003 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности «.
20. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов от 27.11.92. Согласованы с Минэкономики России и Минфином России. Изменены письмом Минприроды России от 18.08.93 N 03-15/65-4400.
21. СНиП 23-01-99. Строительная климатология (принят Постановлением Госстроя РФ от 11.06.1999 N 45) (ред. от 24.12.2002)
22. ГОСТ Р 12.3.047-98 . Пожарная безопасность технологических процессов.
23. Носенко, М.О. Методическое пособие по курсовой работе по дисциплине «Антропогенное воздействие на гидросферу» для специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» / М. О. Носенко. – Хабаровкск, 2011. – 68 с.
24. Почва / Режим доступа: http://medfind.ru/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=85, 2013.

- для предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц;

- обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

- разработать декларацию промышленной безопасности;

- заключить договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

- выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, а также оказание ими в соответствии с полномочиями,;

- приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленных безопасность;

- осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий на опасных производственных объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

- участвовать в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению этих причин и профилактике подобных аварий;

- анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению этих причин и профилактике подобных инцидентов;

- информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также другие органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии опасный производственный объект;

- принять меры для защиты жизни и здоровья работников в случае аварии опасный производственный объект;

- вести учет аварий и инцидентов на опасных производственных объект;

- представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или в территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

2) Работники опасных производственных обязаны:

- соблюдать требования нормативных актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента опасном производственном объекте;

Узнать стоимость работы