Совершенствование управления инновационным развитием муниципального образования.

  • 98 страниц
  • 23 источника
  • Добавлена 16.12.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием системы муниципального образования 4
1.1 Особенности муниципального образования как отрасли народного хозяйства 4
1.2 Сущность и содержание управления системой муниципального образования 4
1.3 Проблемы оптимизации системы муниципального образования 4
Глава 2. Система управления муниципальным образованием на примере МБОУ СОШ №8 4
2.1. Инновации в системе управления муниципальным образованием 4
2.2 Характеристика инновационного развития муниципального образования на примере МБОУ СОШ №8 4
Глава 3. Совершенствование управления инновационным развитием системы образования в МБОУ СОШ №8 4
3.1 Критерии эффективности внедрения инноваций в систему управления муниципальным образованием 4
3.2 Пути совершенствования управления инновационным развитием системы образования в МБОУ СОШ №8 4
Заключение 4
Список использованых источников 4
Фрагмент для ознакомления

Каталог блоков включает: аналитический, инновационный (целевой), технологический (организационно-исполнительский) блоки.Рисунок 3 – Аналитический блокРеализация модели управления требует предварительной фиксации определенных элементов и связей, характеризуемых для объектов управления. Аналитический блок предусматривает проблемно-ориентированный анализ и диагностику управления на основе использования экспертной и методической систем.Определение следующего блока модели, как инновационного (рис. 2), дается на том основании, что процессу развития, управления образовательным объектом присущи все признаки инновационной деятельности: предполагаемые управленческие действия - прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, стимулирование, коррекция - по определению совпадают со смыслом и назначением осуществляемого с их помощью базового процесса развития, то есть управленческие нововведения предназначены для обеспечения перехода (перевода) данного процесса в новое качественное состояние, что касается как его фоновых условий, так и получаемыхв итоге эффектов, результатов и последствий. Данный блок представляет целевую часть модели.Рисунок 4 – Инновационный (целевой) блок Целью модернизации управления является, в конечном счете, и развитие управления качеством подготовки, удовлетворяющее текущим и перспективным задачам экономики и общества на государственном уровне в условиях диверсификации среднего образования.При формулировании данной цели учитывается, что она должна обладать следующими необходимыми свойствами:- полнотой содержания, то есть определённости всех существенных (для максимального соответствия потребностям) характеристик ожидаемых результатов;операциональности (контролируемости) определения предполагаемых результатов;определённости по срокам;реалистичности (соответствия возможностям);побудительности (соответствия мотивам субъектов управления).Достаточно трудно сформулировать на несколько лет вперед чёткуюобразовательную политику в сфере среднего образования (формально программы развития существуют во всех регионах Российской Федерации, некоторые из них весьма удачны). Существенная трудность заключается в ясном определении приоритетов в среднем образовании: они должны составить основу для выработки критериев эффективности региональных моделей среднего образования в последующей долгосрочной практической реализации.Сегодня наиболее эффективными критериями оценки результативности региональных моделей среднего образования признаны:качество образования (качество реализации государственных образовательных стандартов);конкурентоспособность и востребованность выпускников учреждений.Внедрение нововведений в образовательный процесс обусловиломногообразие управленческой деятельности (рис. 5.).Наибольшую сложность для проекта представляет ресурсная часть, а также аспект интеллектуальной поддержки, который подразумевает создание условий для интеллектуального и духовного роста субъектов управления.Следует заметить, что все описанные блоки модели в том или ином виде существовали при старой системе управления, однако они реализовывались в условиях директивно-распорядительных методов управления и были жёстко регламентированы.Ни одна модель не предполагает решения, поэтому субъектам управления - практикам полезно научиться совмещать их, используя всё самое ценное.Рисунок 5 – Технологический (организационно-исполнительский) блокНеобходимо стремиться к созданию такой модели модернизации управления образовательными объектами, которая способствовала бы осознанию сложности этого процесса и предлагала альтернативную точку зрения на эту проблемуМодель должна отражать наиболее существенные явления, быть оптимальной по своей сложности и достаточно адекватной, то есть описывать закономерности проектируемого объекта с требуемой точностью. При разработке модели ставится задача соблюдения меры расчленения «образа желаемого будущего», выделения его элементов, внешних и внутренних связей, структуры и выдвижения предположения о механизмах его функционирования и развития, что позволяет получить такие мысленные абстракции, которые можно подвергнуть эмпирической интерпретации. Именно такой подход к построению модели управления образовательными объектами усиливает возможность использования её в качестве типовой.При этом важно подчеркнуть, что в условиях, когда процессы дифференциации образования на всех уровнях сочетаются с компенсирующей тенденцией интеграции образовательных систем, к сохранению единого образовательного пространства, разрабатываемые модели управления образовательными объектами обладали свойством адаптивности в образовательных системах разных российских регионов. Кроме того, они должны отвечать объективным требованиям, предъявляемым к среднему образованию в целом, и, таким образом, отличаться нормативностью, отражаясь в сознании субъектов управления, как приближенная копия действительности.Процесс формирования и предварительного мысленного осуществления задач управления проектантом предлагаемой модели, а затем субъектами управления, представляет собой конструирование нормативной модели предполагаемых актов управления. Такое конструирование происходит, по крайней мере, дважды, ибо задаваемые в модели задачи субъект управления не только воссоздает, но и корректирует с учётом конкретной ситуации.Нормативная модель, будучи воплощённой в образовательную программу, становится максимально приближённой по структуре компонентов и функциональным связям между ними к объективным требованиям, к количественным показателям и качественным характеристикам «на выходе» среднего образования, то есть необходимой моделью предстоящих актов управления образовательными объектами.Таким образом, представленная выше нормативная модель является открытой для уточнения - в зависимости от зафиксированного на данный момент состояния проблем управления конкретного образовательного объекта.Следует, однако, обратить внимание на тот факт, что модели, касающиеся различных аспектов среднего образования, должны учитывать следующие обстоятельства:- объективную неизбежность своего изменения вследствие саморазвития образования как самостоятельного института, несмотря на его ярко выраженный традиционный репродуктивный характер;изменения социально-экономической и социокультурной ситуации, а также общественно-политических процессов;профессиональную ориентацию населения, проживающего в том или ином регионе.Критическим этапом в построении модели модернизации управления является оценка её адекватности в плане определения содержательной и конструктивной обоснованности (валидности).Содержательная оценка модели означает сопоставление результатов моделирования управляющей системы с данными об её функционировании, конструктивная - степень совпадения модели с концептуальными требованиями, заложенными в ней.В основе моделирования системы управления средними образовательными учреждениями лежит технология, включающая ряд этапов.Постановка задачи - первый и наиболее важный этап проектирования модели модернизации управления средними образовательными учреждениями, дающий возможность правильного решения данной проблемы, однако для нахождения приемлемого и оптимального решения нужно знать, в чём она состоит.Такая логика существенно актуализируется по причине неумения субъектов управления проблематизировать ситуации.Ситуация, имеющая отчасти традиционный характер, значительно обостряется, когда речь идёт о сравнительно новом этапе в поисках работоспособного механизма придания образовательной деятельности более чёткой целевой направленности, повышения ответственности за результаты труда всех участников широко понимаемого образовательного процесса.После постановки задач предусмотрено построение модели, что предполагает определение её главной цели, а также выходных нормативов или информации. Для этого необходимы сведения, требуемые для построения модели.Следующим этапом построения модели модернизации управления образовательными объектами следует её верификация, проверка на достоверность. Для этого необходимо установить:все ли компоненты реальной ситуации встроены в модель;степень применимости модели - один из самых тревожных моментов построения модели.Ряд потенциальных погрешностей могут привести к снижению эффективности использования модели. Из наиболее часто встречающихся ошибок при построении и применении моделей следует отнести следующее.Недостоверные исходные данные.Точность модели зависит от точности исходных предпосылок, являющихся её основой. Модель нельзя использовать для прогнозирования, если предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверены.Основная причина недостоверности исходных предпосылок заключается в информационных ограничениях, ограниченные возможности в получении нужной информации влияют на построение и использование моделей модернизации управления образовательными объектами.Иногда чрезвычайная сложность ситуации не позволяет получить информацию по всем существенным аспектам и факторам и встроить её в модель. Нереализуемость, неуместность и непрактичность модели может быть результатом подвижности внешней среды, когда информация по ней быстро обновляется.В обоих случаях модель может оказаться некорректной.Недостаточная применяемость модели на практике может быть следствием отсутствия у пользователей готовности к восприятию инноваций. Громоздкость и сложность модели модернизации управления усиливает вероятность её отторжения линейными и функциональными управленцами в области образования. Поэтому здесь важен учёт потребностей конечных пользователей, привлечение их к процессу построения модели.Многие из тех, кто начинает систематическое изучение менеджмента в области образования поначалу испытывают немалые затруднения (особенно, если раньше они изучали физические или естественные науки, в которых феноменами управляют чёткие законы, позволяющие в определённых обстоятельствах с большой точностью предсказать взаимосвязи между причинами и следствиями). Управление же образовательными объектами нового типа весьма далеко от определённости. Одна из причин - весьма большое число переменных, определяющих положение образовательного учреждения и его развитие, и представляющих инфраструктурные задачи управления (рис. 3-5). Моделирование позволяет анализировать действительность с помощью формального выделения основных переменных, предлагая возможные взаимосвязи и предсказывая вероятные результаты изменений.Процесс моделирования процесса модернизации управления образовательными объектами будет считаться законченным, если программа его оптимизации будет дополнена технологией достижения предлагаемых результатов.3.2 Пути совершенствования управления инновационным развитием системы образования в МБОУ СОШ №8Анализ состояния функционирующего механизма управления, критическое переосмысление практической деятельности в этой области и, наконец, построение прогностической модели, показывающей возможности оптимизации этого процесса, должно быть положено в основу стратегии его развития, представляющую проективный замысел практического перехода к качественно новому его состоянию. Поэтому следующим этапом проектирования является поиск путей решения инфраструктурных задач управления на тактическом уровне, которые представлены выше в логике блоков модели управления образовательными объектами. При этом следует исходить из того, что приемлемость выбранных мер обусловливается спецификой педагогического проекта, его целями и подцелями.Текстуально имеет смысл так расположить описание инфраструктурной части обеспечения педагогического проектирования, чтобы было наиболее очевидным соответствие её видов (аспектов) целям создания педагогического проекта.Для того чтобы представить сущность инфраструктурного обеспечения на уровне первого (диагностического) блока модели проектирования управления образовательными объектами, обратимся сначала к описанию процедуры формирования развернутой, научно обоснованной экспертной системы, позволяющей обслуживать проективный процесс. Не имея точной оперативной информации об исходных характеристиках педагогического объекта или об эффективности предлагаемой технологии педагогического проектирования, не следует браться за реализацию перевода замысла из плоскости идеального конструирования в плоскость собственно проектирования.Педагогическое проектирование, проводимое в логике общенаучного методологического аппарата (цель, задачи, объект, предмет, средства, результат), исходя из функционального потенциала интеграции, её неологических, аксиологических и праксиологических возможностей, должна включать в себя квалиметрическую методику экспериментальной оценки эффективности проективного процесса, заложенного в содержании курса и набор показателей: общепедагогических (системность, фундаментальность, вариативность и др.), социально-педагогических (доступность, адаптивность, нормативность и др.), технологических (целесообразность, методологичность, предметность др.).Для среднего образовательного учреждения актуальным является также поиск свободных ресурсов для внедрения педагогических инноваций, то есть его экономическое обоснование. Начальными расходами здесь являются средства стимулирования инженерно-педагогических работников и оплата специалистам извне, затраты на повышение квалификации и командировок на изучение передового опыта, на оплату труда лиц, привлечённых к подготовке, экспертизе и опытно-экспериментальной проверке, на информационное обеспечение, а также тиражирование оригинальных учебных планов, программ, пособий и многое другое.Нужно подчеркнуть, что задача определения потребности в дополнительных средствах на внедрение различного рода нововведений, по существу, всегда может быть формализована и при наличии достоверной исходной информации детально просчитана. Следует лишь чётко определить круг тех расходов, которые прореагируют на то или иное новшество.В целом, информация, которая востребуется в процессе выполнения функций управления образовательным объектом (прогнозирование, планирование, организация, контроль, анализ, коррекция и др.) может быть условно подразделена на два достаточно обширных блока:Собственно научно-педагогическая информация по любой программе педагогической науки, практики.Информация так называемого коммерческого характера, представляющая собой сведения, помогающие обеспечить процесс организации проекта.Блок научно-педагогической информации, которая непосредственно участвует в содержательном направлении любого инновационного проекта, может включать в себя различного объёма и уровня сведения о состоянии любой педагогической проблемы, её современных и исторических аспектах, путях и формах решения, перспективах развития, научных позициях и школах.Основные виды научно-педагогической информации:Фоновая информация:- данные о мировом уровне образования соответствующего вида; перечень учебных предметов, учебных программ, количества часов, выделяемых на ту или иную тему, перечень знаний, умений и навыков, формируемых в учебных заведениях соответствующего типа за рубежом; статистические сведения об уровнях усвоения разных учебных предметов, наиболее типичных затруднениях и т. п.; экспертные оценки зарубежных и отечественных специалистов о качестве образования и их предложения по его повышению; данные о структурах стандартов в учебных заведениях разных стран и экспертные оценки их сравнения;статистические и содержательные сведения о реальных видах деятельности выпускников после окончания учебного заведения соответствующего типа; результаты экспертных оценок значимости приобретаемых знаний, умений, навыков, творческих качеств личности сформированных в учебных заведениях данного уровня, для последующей учёбы и работы выпускников, сведения о недостающих и избыточных знаниях, умениях, навыках и т. д. (в качестве экспертов могут выступать и выпускники, окончившие учебное заведение в прошлые годы);региональные возможности работы учебных заведений, приоритетные виды деятельности выпускников, основные направления последующей учёбы, повышения квалификации, переподготовки и т. п. с учётом специфики региона;сведения о реальных ресурсах реализации планируемых и разрабатываемых проектов.Педагогическая информация:сведения о преемственности данного типа учебных заведений с предшествующими и последующими образовательными звеньями (преемственность по вертикали);информация об учебных заведениях альтернативного типа, сравнительные данные о содержании образования в этих типах учебных заведений;информация аналитического характера о соотношении компонентов логической структуры науки и соответствующего учебного предмета (основания, теории, законы и закономерности, категории, понятия, термины,правила, постулаты, принципы, идеи, методы, факты);экспертная оценка структуры мировоззренческих, поведенческих, и творческих качеств и личности выпускника, его наиболее существенных ментальных характеристик в их нормативном варианте (в плане ожидания);экспертная оценка доступности планируемого проекта для реализации с данным контингентом учащихся (с учётом их реальной подготовки, интересов, способностей, возможностей мотивации и стимулирования учения);сведения об учебной литературе, материально-технической базе, кадровом составе преподавателей учебных заведений рассматриваемого типа;аналитические данные об отдаленных результатах работы учебных заведений данного типа (сведения о нравственных и профессиональных качествах выпускников разных лет, их общественном поведении, поступках);информация об итогах опытно-экспериментальной работы по проверке работоспособности предлагаемых образовательных вариантов, позволяющая внести необходимые коррективы в проекты, минимизировать, оптимизировать или максимизировать их.Блок информации коммерческого характера представляет собой сведения, способствующие налаживанию и развитию связей и деловых контактов, поиску партнёров и источников финансирования проектов, эффективной и рациональной организации и проведения проекта. К ним относится информация, касающаяся внутреннего управления проектами: оформление договоров и контрактов, реклама, деловая переписка и прочее.Источники получения информации первого и второго блоков, способы её передачи, сбора, анализа и хранения будут разными. Объём и характер информации, привлекаемой исследователями, методы её получения, оценки анализа, формы использования сведений и меры обогащения потоков информации вновь полученными данными и обобщениями в значительной мере определяют уровень инновации, её конечный результат и ценность. Поэтому представляется важным достижение оптимального уровня информационногообеспечения инновации.Характер проектирования имеет свои особенности, также затрудняющие процесс информационного обеспечения. Это и разная техническая оснащенность систем информационного обеспечения, ограниченность временных рамок, инновационных проектов, проблема психологической совместимости, наличие подчас жёстких различий и противоречий во взглядах на проблему и способы её решения, различие в категориалыю-понятийном аппарате и многое другое.Существует немало и субъективных причин, к которым можно отнести неумение работать с библиографическими и библиотечными каталогами, неправильно сложившееся у большинства представление о возможностях поиска информации в существующих различных хранилищах. Наши исследования показывают, что 98,8% опрошенных предпочитают пользоваться только фондами некоторых библиотек. Отмечается низкая степень использования ими фондов различных учреждений, органов информации отрасли, межотраслевых фондов, межбиблиотечного абонемента.К субъективным факторам следует отнести и недостаточное знание иностранных языков - так называемый «языковый» барьер, который затрудняет или вообще исключает возможность работать с иностранной литературой и иностранными источниками.Требования к информационно-аналитической деятельности, обеспечивающей оптимальный проектировочный процесс, могут быть представлены следующим образом.Информационное обеспечение образовательного учреждения.Показатели:осуществляется сбор информации, соответствующей целям развития проектировочного процесса;содержание собираемой информации достаточно полно и объективно отражает состояние развития образовательного процесса, объективированного врамках проекта;методы сбора информации адекватны целям педагогического проектирования;технология обработки, хранения информации соответствует современным требованиям;сбор, учёт, хранение информации осуществляется своевременно и оперативно по всем информационным потокам.Аналитическая культура обработки информации.Показатели:цели анализа, ориентированные на выявление динамики образовательных процессов, адекватны целям проектировочной деятельности;анализ носит системный характер и позволяет устанавливать основные причинно-следственные связи;анализ обеспечивает постановку чётких целей и конкретных проектировочных задач.Необходимым условием инновационной деятельности является адекватное информационно-предметное обеспечение.Многофакторность и сложность процесса проектирования актуализируют проблему поиска эффективных средств реализации этой задачи.Примером комплексной инновации, имеющей управленческий, социально- экономический эффект, может быть разработка сети федеральных и региональных порталов, направленных на развитие единой образовательной информационной среды на всех уровнях образования. Только в Татарстанской части сети функционируют центры различной направленности: федеральные специализированные республиканские центры, региональные, республиканские центры, ресурсные центры дистанционного образования, центры интернет- образования и региональные центры учебного книгоиздания. Активно развивается система вузовских центров новых информационных технологий при высших заведениях, межшкольные методические центры. Многие учреждения общего, высшего профессионального и дополнительного образования имеют собственные сайты, отражающие различные аспекты их деятельности. В сети функционируют тысячи сайтов научно-исследовательских некоммерческих и коммерческих организаций, инициативных групп, виртуальных сообществ, учреждений, периодических изданий, частных лиц.В информационных системах этого класса на первый план встаёт обеспечение решения задач внутреннего управления. Структуры данных в таких информационных системах, как правило, универсальны, они легко настраиваются на информацию любой предметной области.Создание и развитие таких структур - явление не только объективно существующее, но и выделяющееся в приоритетное направление в связи с развитием во всем мире глобальных сетей обмена данными и диалоговым доступом к удалённым банкам данных.Такие системы включают в себя обязательный программный продукт (Olill), который синтезирует в себе гибкость и многофункциональность информационной системы с возможностями быстрого доступа к банку данных достаточно большого объёма. Такой ОПП должен обладать следующими функциями:поддерживание всех стандартных операций обработки информации (ведение банка данных, поиск по стандартам, реквизитам и проч.);обеспечение работы пользователя информацией за счёт способности легко настраиваться на предметную область каждого конкретного пользователя;поддерживание аналитических операций и специальных алгоритмов ведения специальной статистики для вновь вводимой и уже содержащейся в банке данных информации.обеспечение и решение задач, связанных с обработкой плохо структурированной информации.В развитии таких миниинформационных банков данных видится возможное решение проблемы информационного обеспечения инновационного процесса в образовательном учреждении.Целям модернизации управления средними образовательными учреждениями должны соответствовать определённый процесс и оптимальная технология её осуществление. Инновационного решения требует задача упорядочить систему управления образовательными учреждениями среднего образования с позиции федерально-региональной структуры.При достаточно активном распространении в нашей стране и в общемировой образовательной практике идей плюрализации остаётся много неясного в самом подходе к их реализации в нашей системе профессионального образования - в части построения адекватных управленческих структур. Очевидно, что решение данной проблемы в плане модернизации управления средними образовательными учреждениями связано с маневренным приведением и изменчивым характером объективного процесса создания и развития рынка труда и рынка образования.Эффективность работы педагога в роли проектанта во многом зависит от его умения строить свою деятельность на строгой научной основе, причём проектировать не только сам образовательный процесс, но и его результаты, условия, механизмы управления и т.п. Это вызывает необходимость включить в круг инфраструктурного обеспечения разработку единого понятийно- терминологического аппарата, перевода ключевых понятий в разряд категорий и их согласования с классическими представлениями о проектировании.Методологическую сторону терминологической работы в данном случае отражают требования, предъявляемые к терминам: принцип адекватного отражения, принципы системности, дериватности, переводимость, учёт традиции, отражение содержательных и процессуальных сторон явления.Условиями, способствующими реализации данного положения, являются: - нормативное регулирование, которое является важным связующим звеном между теорией и практикой; оперативным информативно- побуждающим способом доведения до практических работников образования актуального научно-методического знания, передового и новаторского опыта; введение в оборот новых понятий-терминов;непрерывная, преемственная подготовка и переподготовка управленческих и педагогических кадров к использованию теории управления образованиями во всех организованных формах их работы, формирование у них категориально-понятийной культуры;формирование у практических работников умений и качеств работы с понятиями, логики их усвоения. Только сознательно усвоенное понятие вписывается в систему ранее приобретённых знаний о сущности и процессе управления, в результате чего практический работник может спроектировать, оценить и проанализировать свою деятельность.В то же время необходимо учитывать следующее:термин должен обозначать одно явление, имеющее достаточно строго определенные границы;должна быть учтена этимологическая сторона вопроса;должны быть учтены сложившиеся традиции;должны быть чётко выражены процессуальные и продуктивные стороны явления;должны быть учтены перспективы развития понятия;должна быть учтена терминология системных наук, чтобы избежать противоречий.Можно добавить, что массив необходимых понятий и терминов описания, относящихся к проблеме осуществления конкретного проекта явлений, может быть оптимизирован с помощью матричной методики, метода экспертных оценок, путем перевода на другие языки, функционирующие в данном регионе.Ключевые понятия, подобранные в качестве тезауруса к исследуемой нами проблеме образуют следующий перечень:Прогнозирование (Forecasting).Термин прогнозирование в разныхисточниках трактуется в зависимости от аспекта его применения:прогнозирование как одна из форм предсказания, которое, в свою очередь, является формой конкретизации предвидения;прогнозирование как процесс разработки прогнозов.В нашем исследовании мы принимаем термин «прогнозирование» в значении: предсказания возможностей будущего развития объекта исследования.Применение термина прогнозирование диктует необходимость использования следующих основных терминов прогностики:прогностика (Prognostics) - научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов;прогноз (Forecast) - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления;прогнозный фон (Backgroundofforecasting) - совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза;метод прогнозирования (Forecastingtechnic) - способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов;методика прогнозирования (Methodicsofforecasting) - совокупность специальных методов (одного или нескольких) разработки конкретных прогнозов;объект прогнозирования (Forecastingobject) - под объектом прогнозирования подразумеваются процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека, когда они рассматриваются одновременно с «прогнозным фоном» данного объекта;период упреждения (Rangeofforecast) - промежуток времени, на который рассчитан прогноз;проблема прогноза (Problemofforecast) - ключевая проблема данногопрогностического исследования;сценарий (Scenario) - гипотетическая последовательность событий, которая показывает, как из существующей или какой-либо заданной ситуации может шаг за шагом развёртываться будущее состояние исследуемого объекта;метод построения прогнозного сценария (Scenario-writing) - аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при различных условиях для определения целей развития этого объекта;морфологический анализ (Morphologicalanalysis) - метод прогнозирования, основанный на построении матрицы характеристик объекта прогнозирования и их возможных значений с последующим перебором и оценкой вариантов сочетаний этих значений [18].Поскольку понятие инновации, инновационного процесса является одним из ключевых в данном исследовании, считаем необходимым представить развёрнутое объяснение данного термина.Инновация (Innovation) - в переводе с английского буквально означает «введение нового», то есть «нововведение», или «вновление». Изначально теория инноваций разрабатывалась в связи с прогрессом в социально- экономической и технологической областях, основоположниками основных положений теории инноваций считаются ученые В. Зомбарт, В. Метчерлих, И. Шумпетер. Культурологи XIX века в своих исследованиях определяли понятие «инновация» как введение элементов одной культуры в другую. Постепенно понятие «инновация» стали использовать в педагогических работах. Наиболее распространенное значение понятия «инновация» - «как любого нововведения без разделения его на отражение процессов создания нового и его применения на практике» [22]. В современной образовательной практике инновации - существенный элемент развития сферы образования, который, как правило, ассоциируют с постепенным обновлением, частичными изменениями, отдельными рационализациями. Инновации выражаются в тенденциях накопления разнообразных нововведений и инициатив, которые способствуют более или менее глобальным изменениям в образовании и трансформации его содержания и качества.Уточним: инновациями принципиально не считаются факты сохранения, воспроизведения или трансформации нетрадиционных образцов образовательной деятельности, приращений к педагогической практике в форме неапробированных результатов познания образовательной действительности, стихийных нововведений в условиях нерегулируемого инновационного процесса, а также количественные и качественные изменения, связанные с потерей общепедагогического уровня. К этому же ряду относятся подтасовки, имитация инновационной деятельности с помощью формальных манипуляций.В общей теории инноваций (Н. И. Лапин, А. И. Пригожин) различают новшества (новации) и нововведения (инновации) как своеобразные этапы продвижения нового.В литературе постепенно сложилось определение термина новшества как инновации в образовании. Новшество нечто специально спроектированное, исследованное, разработанное или «случайно открытое» в инициативном педагогическом поиске. Исследователи выделяют различные аспекты новшества:научно-теоретическое знание определенной степени новизны (М. С. Бургин; В. М. Полонский);эффективные образовательные технологии, удовлетворяющие критериям технологичности педагогических систем (В. П. Беспалько и др.);проекты эффективного педагогического опыта, готового к внедрению, выполненного в виде технологического описания (Е. П. Потапова и др.).Полагают, что нововведение как инновация в образовании - это новое состояние учебно-воспитательной практики, формирующееся благодаря осмыслению и реализации новшества. Многие исследователи рассматривают нововведения как результат внедрения в практику достижений педагогической науки (А. А. Арламов), считают, что нововведения имеют место при реализации и трансформации передового педагогического опыта (Я. С. Турбовской), причем П. И. Карташев, Г. И. Оглоблина предлагают не включать этап разработки в состав нововведения, а учитывать его лишь в качестве условия инновации.В исследовании Н. Ю. Посталюк педагогические нововведения классифицируют по различным признакам, в зависимости от функциональных возможностей:нововведения-условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса, к ним относится, например, новое содержание образования;нововведения-продукты, к ним относят педагогические средства, технологические образовательные проекты и так далее;организационно-управленческие нововведения, к ним относят качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах.Исходя из понимания педагогической системы выделяют инновации:в содержании образования;в технологиях обучения;в структуре взаимодействия участников образовательного процесса;системе педагогических средств и так далее.По масштабности и социально-педагогической значимости выделяют:федеральные;региональные;субрегиональные;предназначенные для образовательных учреждений определенного типа и так далее.Инновационный процесс (Innovatoryprocess) - целостный процесс создания новшеств, их освоения педагогическим сообществом и использования в текущей практике обучения и воспитания. В структуре инновационного процесса исследователи условно выделяют различные этапы:инновационный педагогический поиск, экспертиза, аттестация новшеств и прогнозирование перспектив их использования; освоение новшеств, обновление образовательной практики на основе использования (введения) новшеств;этапы возникновения, разработки и реализации новшеств;циклы развития становления, активного формирования, трансформации;появление нового, его восприятие, использование (до внедрения в учебно-воспитательный процесс и управление образованием) [22].Следует заметить, что эффективному решению задачи модернизации управления средними образовательными учреждениями препятствуют, прежде всего, вольные трактовки многих педагогических понятий - например: «образовательный стандарт», «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «должность», «специалист», «работник» и др., что неизбежно сказывается на понимании целей, задач и средств данного вида управленческой деятельности. Отсутствие единства и разночтение, в частности, находят своё отражение в перечнях профессий и специальностей для учебных заведений различного типа, на уровнях государственных органов по труду и образованию.Данная проблема особенно актуализируется в условиях, когда в управлении образовательными учреждениями предполагается участие многих заинтересованных сторон, когда имеется необходимость совершенствования соответствующей документации и участия педагогов, учёных и работников управления средним образованием в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами управления среднего образования.В плане модернизации управления средними образовательными учреждениями, речь, прежде всего, должна идти о создании организационной структуры управления, позволяющей гибко реагировать на изменение в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающейся от механической (или бюрократической структуры). Такую организационную структуру можно назвать также органической.Без соответствующих организационно-педагогических условий создание среднего образовательного учреждения невозможно. Модернизация управления средними образовательными учреждениями также невозможна без создания адекватной организационно-педагогической структуры управления (рис. 6).Рисунок 6 – Организационно-педагогическая структура управленияобразовательным учреждением В то же время, при создании организационно-педагогической структуры управления существенное значение имеют экономические и социальные условия, которые являются наряду с другими средствами её реализации и её составными частями, и одновременно главной целью управления.При этом внешнее управленческое воздействие имеет функциональный характер: согласно законодательству каждое образовательное учреждение обладает академической и финансовой самостоятельностью.Учредители, осуществляющие внешнее управление образовательными учреждениями в полной мере, а также региональные субъекты (администрация, службы занятости, фонды и т.д.), реализующие функции учредителя частично, осуществляют взаимодействие между собой на согласительной основе.Средние образовательные учреждения оперируют в условиях повышенной неопределенности внешней среды, когда большинство формальных правил и процедур быстро устаревают, поэтому задачи управления в них отличаются от задач "зарегламентированной" организации. По мере их развития происходит специализация, иерархиризация функций субъектов управления. Мы полагаем, что их номенклатура должна включать в себя следующие уровни:генеральные управленцы, несущие ответственность за общую деятельность образовательного учреждения или его подразделений;линейные управленцы, несущие ответственность за выполнение функций, напрямую связанных с организацией образовательного процесса или его обеспечения;функциональные управленцы, несущие ответственность за отдельные элементы деятельности образовательного учреждения;аппаратные управленцы, отвечающие за выполнение "непроизводственных" функций деятельности образовательного учреждения (например, финансы, кадры, правовые вопросы) (рис. 7).Определены и описаны противоречия, проблемы и тенденции, характерные для каждого основного этапа инновационных процессов. Ведущими тенденциями этапа возникновения инноваций названы тенденция к непрерывности образования, а также тенденция к интегративности образования. На этапе разработки инноваций тенденцией выступает возрастающая потребность в новом педагогическом знании среди педагогов. Сэтапом внедрения связывают тенденцию возрастания «массового характера применения нового» [22].Рисунок 7 – Организационно-педагогическая структура управления средним образовательным учреждениемКак видно из приведенных выше схем (рис. 6,7), представляющих модель управления образовательным объектом, круг позиции инфраструктурного обеспечения не ограничивается приведенными выше примерами. В то же время можно заметить, что нормативно-правовое, методическое, психологическое, предметное, кадровое и другие виды инфраструктурного обеспечения управления образовательными объектами имеют всеобщий характер, они достаточно хорошо описаны в педагогической литературе, тем не менее в процессе педагогического проектирования должны быть всегда учтены.ЗаключениеВ ходе исследования сделаны следующие выводы:Инновации - это феномен, на котором всегда базировался прогресс общества, это то, что придаёт отличительные черты переживаемой эпохе. Инновационный подход - это совокупность способов и приёмов в новшествах и изменениях в управлении средними образовательными учреждениями. При этом вполне правомерен вопрос о роли и месте учебных заведений в этих событиях, важна их позиция по отношению к собственным переменам и к переменам в окружающей среде:Раннее развитие потенциальных способностей и склонностей учащегося, развитие его познавательных интересов и учебных умений.Построение индивидуальных образовательных траекторий для учащихся, основанных на их способностях (учебных и специальных), на склонностях, познавательных интересах и мотивации.Раннее самоопределение учащихся через выбор профильной специализации и её освоение.Инновационный процесс в средних образовательных учреждениях представляет собой совокупность следующих структур. Субъектная структура инновационной деятельности учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников инновационного процесса: директора образовательного учреждения, его заместителей, преподавателей, методистов, психологов, обучаемых и их родителей, работников органов образования, аттестационной службы, учёных, консультантов, экспертов и др. Уровневая структура учитывает, что по масштабности и социально-педагогической значимости инновации предназначены для среднего образовательного учреждения нового типа и педагогов, относящихся к соответствующей конкретной профессионально-типологической группе, и взаимосвязаны с инновационной деятельностью на муниципальном и региональном уровнях. Деятельностная структура инновационной работы представляет собой совокупность ориентированного, операционно-исполнительского и рефлексивно-оценочного компонентов.Состояние реального развития процесса модернизации управления образовательными учреждениями на инновационной основе наиболее устойчиво проявляется прежде всего в рамках образовательных тенденций: гуманизации (социально-экономический аспект), коммерциализации (ориентация на коммерческую деятельность), информатизации (развитие информационной среды), универсализации (расширение поливалентности профессиональных квалификаций); специфических принципов (технологичности, вариативности, интегративности, стабильности и др.) и др.Целостное представление об особенностях процесса модернизации управления образовательными учреждениями на инновационной основе даёт рассмотрение уровней задаваемых целей (социальный заказ общества и др.; стандарты, квалификационные характеристики и др.; повседневные управленческие ситуации и т.п.); уровней объектности (стратегический, уровень образовательных систем, уровень образовательного учреждения); режимов функционирования (старт-запуск, становление, развитие) и др.Успешность режимов функционирования (старт (запуск), становление и развитие) системы управления образовательным учреждением обусловлено комплексным воздействием внешних и внутренних факторов. При этом очевидна приоритетность прямого воздействия внешних факторов и прежде всего правового, экономического, идеологического и психологического характера с учётом присущей им неоднозначности. Гораздо сложнее оказывается среда косвенного воздействия внешних факторов. Среди таковых, в первую очередь, следует назвать региональный фактор, отражающий концепцию развития регионов, задачи их национально-культурного, социально- профессионального, природно-ресурсный потенциал и др., в значительной степени определяющие архитектуру управления образовательными учреждениями. Установлено, что мера влияния регионального компонента на формирование адаптивной, релевантной системы управления определяется путём выбора одного из существующих подходов: автономного, консортивного, интегративного - или их комбинацией.Инновационные процессы, происходящие в настоящее время в образовании, имеют многосторонний и многоаспектный характер и связаны со структурными изменениями, возникновением новых типов и видов учебных заведений, обновлением содержания и технологий обучения, обогащением связей между учебными заведениями. Вместе с тем, эти попытки не привели ещё к появлению эффективных моделей управления инновационным образованием. Одной из причин этого является не только механическое дополнение существующих учреждений в образовании новыми, без изменения содержания и форм их работы, но и явно недостаточное внимание исследователей к такому звену процесса формирования профессиональной культуры субъектов управления, как преемственная связь между структурами послевузовского непрерывного управленческого образования персонала.Основные причины невостребованности научных идей, наработок, невосприимчивости к инновациям в практике управления образовательными учреждениями нового типа, это — функциональная неграмотность, отсутствие у преподавателей и руководителей учебных заведений психологической готовности к нововведениям.Препятствиями для инновационного процесса могут стать консерватизм руководителей всех уровней, отсутствие финансового обеспечения, ложное представление о достижениях образовательного учреждения, неблагоприятные социально-психологические условия и др.Список использованых источниковАндреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Изд-во МЭСИ, 2009. – 196 с.Бершадская М.Д., Фурсов К.С. Высшее образование как фактор развития общества знания: критика тезиса о «перепроизводстве» кадров // Развитие систем высшего образования в обществе знания: тенденции, перспективы, прогнозы: Тез. I Междунар. науч.-практ. социол. конф. М., 2010. С. 20-22.Венгер А.Л. Поисковая активность и учебная деятельность // Интеллектуальный потенциал российского общества: состояние и актуальные проблемы исследования: Тез. междисциплин. науч.-практ. конф. М., 2009. С. 22-23.Волынкина М.В. Инновационная составляющая в образовательном процессе//Сб. науч. трудов. М.: РИПО ИГУМО, 2008.Геворкян Е. Кадры высшей школы: актуальное состояние. – Высшее образование в России. 2006. №9.Головизнин А.В. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью в вузах, основные проблемы и задачи развития // Российское предпринимательство. 2011. №4. С. 8-11Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 08.12.2011).Дерябина Н.П. Инновационные методы обучения – новые пути развития школьного и вузовского образования//fb.ru/article/4376/innovatsionnyie-metodyi-obucheniya-novyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniyaДудченко В.С. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие /Отв. Ред. Ю.М.Резник. – М.: Изд-во «Союз», 2011.-154 с.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Москва, 2006.Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2009.Зернов В. Образование и общество: поиск языка взаимопонимания // Высшее образование в России. – 2006. - №6. – С.5.Концепция профильного обученияна старшей ступени общего образования. М., 2002.Лехтянская Л.В. Управление системой современного образования с использованием инновационных методов обучения // Креативная экономика. 2009. № 3 (27). c. 82-87. http://www.creativeconomy.ru/articles/2217/Магомедов К.А. Инновации в образовании. Российские реалии//Сб. науч. трудов. М.: РИПО ИГУМО, 2008.Новикова Ю.В., Крутий И.А., Чмыхова Е.В. Высшее образование как источник экономического роста и увеличения человеческого потенциала // Образовательный ресурс и человеческий потенциал современной России: Сб. науч. ст. М., 2011. С. 65-83.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат и др. М.: Изд-во центр «Академия», 2011.Самойлов В.А. Трансформация рынка образовательных услуг в условиях информатизации. М.: Экономика. 2005.Смирнова И.Э. Некоторые педагогические аспекты подготовки современных специалистов в вузе // Высшее образование для XXI века: Материалы VII науч. конф. М., 2011. С. 270-276. Тихонов А.Н. Нужно изменить саму парадигму содержания образования. - Платное образование. – 2009. - №5. – С.16. Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения//festival.1september.ru/articles/310937/Эльконин Д.Б. Давыдов В.В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Психологическая наука и образование. – 2010 - №1. – С. 42-45.Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. – Л.: изд-во ЛГУ, 2008. – 160 с.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Изд-во МЭСИ, 2009. – 196 с.
2. Бершадская М.Д., Фурсов К.С. Высшее образование как фактор развития общества знания: критика тезиса о «перепроизводстве» кадров // Развитие систем высшего образования в обществе знания: тенденции, перспективы, прогнозы: Тез. I Междунар. науч.-практ. социол. конф. М., 2010. С. 20-22.
3. Венгер А.Л. Поисковая активность и учебная деятельность // Интеллектуальный потенциал российского общества: состояние и актуальные проблемы исследования: Тез. междисциплин. науч.-практ. конф. М., 2009. С. 22-23.
4. Волынкина М.В. Инновационная составляющая в образовательном процессе//Сб. науч. трудов. М.: РИПО ИГУМО, 2008.
5. Геворкян Е. Кадры высшей школы: актуальное состояние. – Высшее образование в России. 2006. №9.
6. Головизнин А.В. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью в вузах, основные проблемы и задачи развития // Российское предпринимательство. 2011. №4. С. 8-11
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 08.12.2011).
8. Дерябина Н.П. Инновационные методы обучения – новые пути развития школьного и вузовского образования//fb.ru/article/4376/innovatsionnyie-metodyi-obucheniya-novyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniya
9. Дудченко В.С. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие /Отв. Ред. Ю.М.Резник. – М.: Изд-во «Союз», 2011.-154 с.
10. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Москва, 2006.
11. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2009.
12. Зернов В. Образование и общество: поиск языка взаимопонимания // Высшее образование в России. – 2006. - №6. – С.5.
13. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.
14. Лехтянская Л.В. Управление системой современного образования с использованием инновационных методов обучения // Креативная экономика. 2009. № 3 (27). c. 82-87. http://www.creativeconomy.ru/articles/2217/
15. Магомедов К.А. Инновации в образовании. Российские реалии//Сб. науч. трудов. М.: РИПО ИГУМО, 2008.
16. Новикова Ю.В., Крутий И.А., Чмыхова Е.В. Высшее образование как источник экономического роста и увеличения человеческого потенциала // Образовательный ресурс и человеческий потенциал современной России: Сб. науч. ст. М., 2011. С. 65-83.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат и др. М.: Изд-во центр «Академия», 2011.
18. Самойлов В.А. Трансформация рынка образовательных услуг в условиях информатизации. М.: Экономика. 2005.
19. Смирнова И.Э. Некоторые педагогические аспекты подготовки современных специалистов в вузе // Высшее образование для XXI века: Материалы VII науч. конф. М., 2011. С. 270-276.
20. Тихонов А.Н. Нужно изменить саму парадигму содержания образования. - Платное образование. – 2009. - №5. – С.16.
21. Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения// festival.1september.ru/articles/310937/
22. Эльконин Д.Б. Давыдов В.В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Психологическая наука и образование. – 2010 - №1. – С. 42-45.
23. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. – Л.: изд-во ЛГУ, 2008. – 160 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы управления образованием на муниципальном уровне

1.1 система Государственного управления образованием в российской Федерации,

1.2 Управление образованием на муниципальном уровне в российской системе образования

1.3 Проблемы управления дошкольного образования, на муниципальном уровне,

Глава 2. Анализ системы управления образования на муниципальном уровне (на примере МБДОУ№. 26 "Эрудит", НО, Зеленогорска Красноярский край)

2.1 Анализ системы образования Управления образованием администрации зато Зеленогорска

2.2 Анализ деятельности и оценка состояния системы управления МБДОУ/с № 26 "Эрудит" , Зеленогорска

2.3 Проблемный анализ системы управления МБДОУ№. 26 "Эрудит"

Глава 3. Совершенствование системы управления сферой образования на муниципальном уровне

3.1 Инновационных форм управления муниципальным дошкольным образованием

3.2 Основные направления совершенствования муниципального управления МБДОУ/с № 26 "Эрудит"

3.3 Ожидаемые результаты и социальные эффекты реализации предлагаемой модели государственно-общественного управления МБДОУ/с № 26 "Эрудит"

Вывод

Список использованных источников и литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Тема дипломной работы: "Анализ и совершенствование системы управления образования на муниципальном уровне" (на примере МБДОУ№. 26 "Эрудит" , Зеленогорска Красноярский Край).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современное образование в российской Федерации является в новый этап развития - его модернизация, которая предъявляет повышенные требования к качеству образования. Следовательно, необходима разработка теоретически обоснованных механизмов управления, повышают эффективность в области развития образовательных программ.

Актуальность заключается в том, что в последние годы центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещается сначала региональный, а затем - на муниципальном уровне, поскольку именно на муниципальном уровне можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечение межмуниципальных ресурсов, повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования. И, именно на муниципальных руководителей возлагается ответственность за развитие образования в регионе: от решения бытовых финансовых социальную защиту детей, контроль финансовой дисциплины в системе повышения квалификации кадров.

Узнать стоимость работы