Принцип разделения властей в конституционном строе России

  • 25 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 25.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Возникновение и развитие теории и института разделения властей 4
1.1 Зарождение института разделения властей 5
1.2. Возникновение и развитие теории разделения властей 7
1.3 Основное содержание принципа разделения властей 10
Глава 2. Разделение властей в Российской Федерации 13
2.1.Конституционные основы разделения властей в РФ 13
2.2. Органы государственной власти в Российской Федерации 15
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления

Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо заметить, что президенту Б.Н. Ельцину, пытались выдвигать импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия. Законодательная власть.Парламент РФ - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов депутатов государственной власти). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.Государственная Дума - законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.Исполнительная власть.“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, - гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. К исполнительной власти так же относятся Министерства РФ, Федеральные службы РФ, Комитеты РФ и др. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции РФ перечисляет полномочия Правительства.Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Одним из таких реально действующих механизмов в ближайшем будущем может стать институт ежегоднойподотчетности Правительства России перед Государственной думой по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно Парламентом, если Послание нынешнего президента (Д. Медведева) будет притворено в жизнь. Но пока поправки в Конституцию РФ не внесены, поэтому говорить об этом рано.Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.Судебная власть. К сожалению, слабым местом остается в России судебная власть. Принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).Высшим Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127).Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).В связи с принятием России в Совет Европы - юрисдикция Европейского Суда стала распространяться и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Но пока создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов является одной из важнейших задач России.ЗаключениеИтак, подведем итог настоящего исследования.Несомненно, что по общему правилу разделения властей законодательная и исполнительная власть не должны не только подменять друг друга, но и вторгаться в осуществление тех функций, которые за каждой из них закреплены. Вместе с тем, в ряде стран мира преобладает тенденция к укреплению именно исполнительной ветви власти. Это связано, прежде всего, с двумя следующими факторами.Во-первых, усложнение общественной жизни и ее ускорение, что требует быстрых, и, вместе с тем, оперативных мер направленных на решение жизненно важных вопросов. Именно исполнительная власть более приспособлена для их принятия.Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям.В каждой стране принцип разделения властей свой. Именно этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства.Принцип разделения властей является не только теоретическим, но и реально осуществляется в различных странах мира на практике. Анализ показывает, что он проявляется в различных формах, вариантах, при этом, не теряя своего содержания.Построение государственной власти в Российской Федерации, как и в любом демократическом государстве, строится на основе принципа разделения властей, который, кроме того, является основой ее конституционного строя, и как отмечалось выше, имеет свои специфические особенности.В заключении стоит констатировать, что теория разделения властей, прежде всего, осуществляется в плане общего принципа, руководящего начала, которое подразумевается при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. Теория разделения властей, как идея единства властей, не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно «чистых» форм своего осуществления.Список литературыНормативно-правовые акты:1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г.// Российской газете , 25.12.1993, №237.2. О судебной системе Российской Федерации: ФКЗ от 31.12.1996г. N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // Российская газета, 09.04.2005г.3. О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ” от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2007)// Парламентская газета, 09.08.2007, N 99-101.4. О порядке Формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: ФЗ от 05.08.2000 N 113 (ред. от 27.07.2007)// Собрание законодательства РФ 07.08.2000, N 32, ст. 3336.5. О статусе судей: ФЗ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 24.07.2007) // Собрании законодательства РФ, 30.07.2007 N 31, ст. 4011.Научная литература:6. Теория государства и права: Электрон. учеб. пособие / А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 (Гриф МО РФ. Гриф МВД РФ. Гриф УМЦ"Профессиональный учебник").7. Сергеев С.Г. Конституционное право России: учебник. – М., 2008. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М., 2007. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – Ростов н/Д, 2009. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. М., 2008.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008.Безина А.К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 2009. – С. 66.Евзоров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России Общественная наука и современность № 1, 2009.Желтов В.В., Реснянская О.С. Эволюция взглядов на теорию разделения властей в отечественной политической науке.// Вестник ТОГУ. 2010. № 2. Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. 2010. N 2. С. 32 – 53.Лузин В.В. Парламентская модель разделения властей. – М. 2009.Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ. - М.: Право и Жизнь № 25, 2007.Романова О.В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного суда РФ // Государство и право. 2010. N 7. С. 84 – 87.Сиротин А.С. Разделение властей // Сборник научных трудов (межвузовский)/. – М.: МГИУ, 2009.Чиркин В.Е. Реформа российской Конституции: этапы и проблемы. – М.: Общественная наука и современность, №5, 2009.

Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г.// Российской газете , 25.12.1993, №237.
2. О судебной системе Российской Федерации: ФКЗ от 31.12.1996г. N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // Российская газета, 09.04.2005г.
3. О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ” от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2007)// Парламентская газета, 09.08.2007, N 99-101.
4. О порядке Формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: ФЗ от 05.08.2000 N 113 (ред. от 27.07.2007)// Собрание законодательства РФ 07.08.2000, N 32, ст. 3336.
5. О статусе судей: ФЗ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 24.07.2007) // Собрании законодательства РФ, 30.07.2007 N 31, ст. 4011.

Научная литература:
6. Теория государства и права: Электрон. учеб. пособие / А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 (Гриф МО РФ. Гриф МВД РФ. Гриф УМЦ"Профессиональный учебник").
7. Сергеев С.Г. Конституционное право России: учебник. – М., 2008.
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М., 2007.
9. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – Ростов н/Д, 2009.
10. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. М., 2008.
11. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008.
12. Безина А.К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 2009. – С. 66.
13. Евзоров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России Общественная наука и современность № 1, 2009.
14. Желтов В.В., Реснянская О.С. Эволюция взглядов на теорию разделения властей в отечественной политической науке.// Вестник ТОГУ. 2010. № 2.
15. Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. 2010. N 2. С. 32 – 53.
16. Лузин В.В. Парламентская модель разделения властей. – М. 2009.
17. Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ. - М.: Право и Жизнь № 25, 2007.
18. Романова О.В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного суда РФ // Государство и право. 2010. N 7. С. 84 – 87.
19. Сиротин А.С. Разделение властей // Сборник научных трудов (межвузовский)/. – М.: МГИУ, 2009.
20. Чиркин В.Е. Реформа российской Конституции: этапы и проблемы. – М.: Общественная наука и современность, №5, 2009.

Принцип разделения властей

ПЛАН:

1 . Появление и утверждение принципа разделения властей .

2. Суть принципа разделения властей .

3 . Принцип разделения властей в России :

а ) понимание принципа разделения властей в постреволюционной России .

б ) особенности принципа разделения властей конкретных конституции россии .

в ) один из взглядов на принцип разделения властей в современной научной литературе .

d ) недостаточность правового регулирования разделения властей на современном этапе .

4 . Модернизация принципа разделения властей .

5 . S E D .

1

Появление и становление принципа разделения властей.

Идея разделения законодательной , исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков . в зачаточном состоянии она присутствовала уже во взгляда древнегреческих философов (Аристотель , Полибий ) . однако утверждение разделения власти как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями 17 -18 веков , когда Д .Локк и Ш. Монтескье сформировали этот принцип имеет важное значение как гарантия против концентрации и злоупотребления властью , свойственным феодальным монархиям . * Они выдвинули тезис о необходимости разделения государственной власти n законодательной , исполнительной и судебной .

в Первую очередь, должен быть избран народом ( т. е. парламент ) , исполнительная власть должна осуществляться главой государства , а судебная власть должна быть представлена независимым судом, а не Королевский .

Против этой концепции выступал J.-J. Rousseau . Он отстаивал единство власти и отвергал концепцию разделения властей не столько с организационно – правовых позиций, сколько с позиций социологических .он утверждал, что вся власть принадлежит народу , они не могут разделить , отчуждая от народа , а форма осуществления власти народом должно было служить народное собрание .**

Первые конституции США и Франции закрепили , хотя и в разных вариантах ,разделение властей, видя в нем

________________________________________________

* М. В. Баглай , Конституционное право России , Норма , Москва , 1998 , стр. 129.

** В. Е. Чиркин , Конституционное право : Россия и зарубежный опыт , Зерцало , Москва , 1998, стр. 245 .

2

важный элемент равновесия трех ветвей государственной власти для осуществления главной функции государств : охрана прав и свобод человека и гражданина .

Узнать стоимость работы