Воспитание интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста.

  • 29 страниц
  • 27 источников
  • Добавлена 29.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания интереса дошкольников к обучению в школе 5
1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Значение познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте 9
1.3. Развитие познавательного интереса в ДОУ 18
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогало совершенствовать человеческую мысль. «Любознательная пытливость создавала загадку, которая в первоначальном своем виде могла быть не что иное, как смелый вопрос пробуждаемого ума о таинственных силах и явлениях природы».
Главная особенность загадки – логическая задача. Все загадки в основе имеют вопрос, поставленный в явной или скрытой форме [10, c.76].
Отгадать загадку – значит найти правильное решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Решение логических задач основано на анализе (т.е. выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в единое целое). Достаточное количество выделенных в загадке признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции, делать логические выводы и успешно решать поставленную в ней задачу.
Наблюдение и изучение явлений окружающей действительности в сложных и многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.
Благодаря своей художественной форме загадка особенно привлекает внимание детей. Ее построение и лексика обостряют их внимание, вызывают интерес к поставленной здесь задаче.
Экспериментирование (опытно-исследовательская деятельность) – еще один из методов ознакомления детей с явлениями природы. Оно проводится в увлекательной форме, поддерживает живой интерес у детей. Так, например, наблюдения за изменениями свойств различных предметов при их нагревании реализуется в процессе ознакомления детей с таянием льда, замерзанием воды. В данном случае, необходимо показать, что плавится не только лед и не только вода при охлаждении может становиться твердой. Знакомя детей с изменениями свойств предметов при охлаждении и нагревании, воспитатель подводит их к пониманию того, что все природные тела в зависимости от условий могут быть газообразными, жидкими или твердыми. Предоставив необходимый материал для экспериментирования, воспитатель ставит перед детьми определенную задачу, которая превращает действия с объектом проводимого эксперимента в деятельность, направленную на достижение определенной цели. Воспитатель только направляет внимание детей на необходимые отношения и связи. И. Фрейдкин в статье «Как знакомить детей с явлениями неживой природы» писал: «ознакомление с физическими явлениями дает оптимальные результаты только при постановке простейшего физического эксперимента – внимание ребенка активизируется на изучаемом физическом свойстве».
В процессе экспериментирования дети приучаются самостоятельно анализировать явление, находить его причину и делать простейшие выводы. Проведенный в процессе непосредственно-образовательной деятельности эксперимент дает детям более полную информацию об изучаемом явлении, повышает наглядность и доступность материала, делает эффективным процесс ознакомления с объектом (явлением), удовлетворяет естественную любознательность дошкольников. Они видят самые разнообразные свойства изучаемого явления. Все это положительно влияет на мыслительный процесс [11, c.69].
Детская психика формируется посредством различных видов деятельности, через которые они познают окружающий мир.
Хочется выделить следующие принципы работы, способствующие развитию познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы:
Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых он вовлекает детей. Это может быть элементарная поисковая деятельность, наблюдение или экспериментирование. Так, например, детям может быть предоставлена возможность подумать о том, что может произойти с кусочками льда, если их опустить в тазик с водой. Необходимо дать дошкольникам возможность высказать свое мнение. Конечно же, высказывания детей будут совершенно разные («Ничего не произойдет», «Кусочки льда будут плавать», «Они утонут», «Лед растает».). В такой ситуации необходимо предложить каждому ребенку проверить свое мнение, т.е. самостоятельно провести эксперимент. И только после этого результаты работы должны быть обсуждены и обобщены детьми вместе с воспитателем.
Принцип системности: работа, как уже говорилось выше, должна производиться планомерно и систематически. Сюда же необходимо отнести и работу с родителями. Она тоже должна быть систематической и тщательно спланированной.
Принцип наглядности: для решения целей и задач, предложенных дошкольнику, воспитатель должен выбирать только те явления, объекты, процессы, которые доступны для понимания дошкольников. Т.е., те, что дети могут наблюдать в окружающей их среде. Воспитатель должен активно использовать наглядный методический материал: иллюстрации, дидактические игры и пособия (модели, схемы, алгоритмы…).
Принцип научности: воспитателю необходимо использовать только научно-обоснованные приемы. Они должны соответствовать возрасту детей и учитывать их психофизиологические особенности.
Принцип последовательности: информация должна подаваться доступная для детского понимания. Она может усложняться в процессе изучения объекта, явления [12, c.54].
Принцип деятельности: знания детей формируются посредством действий с объектом, явлением (на деятельной основе).
Принцип позитивизма: работа с детьми строится на положительных примерах. Если взять, например, экологическое образование, то там существуют определенные «запреты», которые связаны с правилами поведения в природе. Чаще всего детям дают только информацию о том, чего делать нельзя, а о том что делать можно и нужно, умалчивается.(Например, жуков убивать и собирать нельзя, но наблюдать за ними в окружающей насекомых среде можно; Цветы рвать нельзя, а любоваться ими и даже нюхать цветы можно, получая от этого процесса удовольствие.).
Принцип гуманизации: отвечает за личностно-ориентированное обучение ребенка и его воспитание, т.е. педагогику сотрудничества взрослого со своим подопечным. Таким образом, ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Без помощи взрослого ребенку трудно чувствовать себя полноправным партнером в общении со взрослым.
Занятия организуются так, чтобы дети могли как можно больше высказываться, использовать собственный опыт и активно включать свое воображение.
В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.
Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д. Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей [9, c.254].
Роль психолога при подготовке детей к школе рассматривается с трех позиций:
1. Подготовка дошкольников:
занятия с психологом (цель: развитие познавательных процессов, эмоциональной сферы ребенка);
экскурсия в школу (цель: формирование новой социальной позиции – школьника);
организация выставок детских работ на темы: «Я иду в школу», «Я - первоклассник» (цель: формирование мотивационной готовности к обучению в школе).
2. Подготовка родителей будущих первоклассников:
Актуальность такой подготовки состоит в том, что родителям сложно «перестроится» и принять тот факт, что их ребенок – уже не малыш, а почти «взрослый». Ребенок стал более самостоятельным!
Работа с родителями строится поэтапно:
анкетирование родителей (цель: определить ожидания, опасения);
разработка информационных стендов и буклетов (с целью просвещения родителей).
семинар-практикум для родителей (по теме: «Кризис 7-лет: от игры к учебе»);
консультация: «Психологическая подготовка к школе»;
проведение открытых занятий.
3. Работа с педагогами:
- консультация на темы: «Портрет будущего первоклассника», «Психологические особенности детей 6-7 лет».
Такой режим работы будет способствовать:
развитию интеллектуальной сферы детей
формированию мотивации учения
расширению знаний педагогов о том, как готовить детей к школе
вовлечению родителей в процесс подготовки к школе.
Итак, любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.


Список использованной литературы


Андреева Г.М. Социальная психология. / Андреева Г.М. переизд. и доп. – М.: МГУ, 2002. – 456 с.;
Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. ред. Е. Г. Силяева М.: 2002. – 192 с.
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2007. - 304 стр.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 304 стр.
Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.: Союз, 2006. - 224 стр.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М.: Просвещение, 1979. -288с;
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.;
Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Сфера, 2009. – 256 с.
Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.: под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988г. -399с;
Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2004. – 123 стр.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие. М.: Айрис-Пресс, 2008. – 123 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Логос, 2008. – 384 стр.
Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 2005. – 111 с.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2006. – 216с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. – 456 с.
Немов Р.С. Общая психология. СПБ: Питер, 2008. - 304 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 178 с.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 2004 – 178 с.
Соколова Е.Т. Психотерапия. М.: Академия, 2002 – 368 с.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов Н/Д.: МаРТ, 2008. – 256 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебн. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогический тезаурус. М., 2000. – 210 с.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. - 373 стр.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. – 192 стр.
Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. М.: Просвещение, 2006. – 207 стр.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
Хрестоматия по общей психологии. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 832 с.;
















5





442 Глава 30. Дошкольный возраст

Список использованной литературы


1. Андреева Г.М. Социальная психология. / Андреева Г.М. переизд. и доп. – М.: МГУ, 2002. – 456 с.;
2. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. ред. Е. Г. Силяева М.: 2002. – 192 с.
3. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2007. - 304 стр.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 304 стр.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.: Союз, 2006. - 224 стр.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М.: Просвещение, 1979. -288с;
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.;
8. Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Сфера, 2009. – 256 с.
9. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.: под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988г. -399с;
10. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2004. – 123 стр.
11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие. М.: Айрис-Пресс, 2008. – 123 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Логос, 2008. – 384 стр.
13. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 2005. – 111 с.
14. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2006. – 216с.
15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. – 456 с.
16. Немов Р.С. Общая психология. СПБ: Питер, 2008. - 304 с.
17. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 178 с.
18. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 2004 – 178 с.
19. Соколова Е.Т. Психотерапия. М.: Академия, 2002 – 368 с.
20. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов Н/Д.: МаРТ, 2008. – 256 с.
21. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебн. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
22. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогический тезаурус. М., 2000. – 210 с.
23. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. - 373 стр.
24. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. – 192 стр.
25. Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. М.: Просвещение, 2006. – 207 стр.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
27. Хрестоматия по общей психологии. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 832 с.;

Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных обучающих программ

 











Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных обучающих программ

Реферат по специальности для поступления в аспирантуру








Нижневартовск, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания "интереса к музыке" у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие и структура "интереса к музыке" старших дошкольников

1.2 Проблема "интереса" в контексте музыкального воспитания старших дошкольников

Глава II. Изучение возможностей применения компьютерных обучающих программ (КОП), с целью развития интереса к музыке

2.1 Значение и анализ возможностей КОП в формировании интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Анализ компьютерных образовательных программ, применяемых в настоящее время

2.3 Опыт использования КОП в дошкольных образовательных учреждениях, Нижневартовск

Вывод

Библиография

Введение

В последние годы в современном обществе наблюдается активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Развитие научно – технического прогресса давно стали причиной обучения детей, в первую очередь умения читать, писать и считать, а не делать и чувствовать. Эта тревога связана с представлением взрослых о будущем своих детей, которые считают, что их детям жить в обществе, требует высокой квалификации. С этой тенденцией связано стремление, в первую очередь, чтобы дать детям конкретные знания, а не развивать в них способность чувствовать, не ординарно мыслить, создавать.

Такая ориентация постепенно подменяет эстетическое развитие умственным воспитанием и художественным образованием, компрометируя и ограничение интегративные функции общего и эстетического развития ребенка. Обойти сенсорно – чувственного опыта невозможно, но педагогическая установка на развитие мышления, социальный престиж интеллекта и научного познания превратили его в значение вторичной. Радости восприятия мира во всем многообразии психической, быстрота реакции, эмоциональная открытость и доброжелательность в нынешних условиях развития социально - культурных норм, продолжает рассматриваться как детскость или глупость, которую вы должны преодолеть их с возрастом.

Узнать стоимость работы