тема 2. основные направления региональной политики РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 2626 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.01.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Значение и содержание региональной политики в современной России 5
2. Основные направления региональной политики России 10
Заключение 24
Библиографический список 26
Фрагмент для ознакомления

Включает прогнозирование общего уровня расходов и их основных групп, установление приоритетов и пропорций финансирования в процессе разработки бюджетной политики, формирование программ расходов по намеченным мероприятиям .Выделение регионального аспекта при разработке общероссийских прогнозов и программ дает субъектам Федерации необходимые ориентиры, которые позволят им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, место во внутрироссийском разделении труда, произвести корректировку в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков. Причем в проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов должны быть отражены вопросы не только совершенствования региональной экономической политики, но и региональной социальной политики, региональной политики в сфере занятости, обеспечения экологической безопасности, в области международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, повышения уровня жизни населения.Исходными пунктами разработки являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансов, природноресурсного потенциала, выявление путей и средств активизации собственного потенциала каждого региона для решения всех важнейших социально-экономических проблем их развития.К числу методов государственного регулирования регионального развития и регионального воздействия«регионалисты» относят: фискальную политику (налоговое регулирование); монетаристскую политику (субсидируемые кредиты, инвестиционные субвенции, дотации), тарифную политику, прямую селективную поддержку жизнеспособности предприятий, фирм, предпринимателей: регулирование свертывания экономически бесперспективных производств, стимулирование развития сектора услуг и др.Задачи региональной политики имеют долговременный характер. Как подчеркивает академик РАН А. Гранберг, многие из этих задач «перешли из прошлого, но теперь трансформируются с учетом новых условий. Меняются приоритеты задач, требуются новые подходы к их решению». К числу новых задач региональной политики А. Гранберг относит:– переспециализацию новых приграничных регионов, создание здесь рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации воинских частей (западные области, граничащие с Украиной, Белоруссией, странами Балтии, регионы Северного Кавказа, юга Урала и Западной Сибири);– стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в регионах, формирование свободных экономических зон, технополисов;– осуществление региональных программ создания новых экономических форм – приватизация, аграрная реформа, рыночная инфраструктура.В конце июня 2005 года министр регионального развития России В.Яковлев представил Правительству России программу государственной региональной политики. Ее основная идея состоит в том, что государство должно оказывать финансовую помощь преимущественно тем регионам, которые имеют успешно развивающуюся и перспективную экономику. В. Яковлев предложил отказаться от идеи выравнивания регионов. Сейчас львиную долю свободных денег в стране привлекают регионы, добывающие сырье, и разрыв между ними и остальными территориями растет. По данным Минрегионразвития, больше 50% российского ВВП обеспечивают всего 10-12 территорий из 89 (среди них Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Татарстан и Самарская область). Поляризация растет, несмотря на все федеральные целевые программы. В связи с этим снижается и мотивация к развитию со стороны регионов-доноров. Министр предложил сосредоточить федеральную помощь на развитых регионах, которые должны превратиться в «локомотивы роста».Такие территории должны вносить «весомый вклад» в ВВП, в них должно быть налажено «стратегическое партнерство власти и бизнеса». Такого уровня развития, кроме Москвы и Петербурга, могут достичь «группы мощных регионов на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке». Финансирование «опорных» территорий, предположительно в период с 2011 по 2020 г., вырастет почти втрое - до 80 млрд руб. в год, а негосударственные инвестиции - до 1 трлн руб. Сейчас федеральная казна тратит на «выравнивающие» ФЦП 30 млрд руб. Появление такой концепции стало итогом обсуждения инициатив глав регионов-доноров. Концепция была принята за основу и направлена на доработку.У концепции есть серьезные противники. Это министры экономического блока правительства, а также губернаторы. Среди региональных лидеров также нет однозначного мнения: против реформы выступают не только регионы-реципиенты, но и регионы-доноры.Однако главным «слабым местом» реформы является проблема Северного Кавказа. Возможное сокращение финансирования наталкивается на усугубление кризиса в южных регионах, сопровождаемого не только социально и экономически бедственным положением, но и неустойчивостью режимов, а также активизацией радикальных сил и терактами. В середине июля 2005 г. состоялась поездка президента России в Дагестан, в ходе которой речь шла не только об укреплении силовых методов разрешения кризиса в регионе, но и о привлечении федеральных ведомств, в частности, МЭРТа для развития экономики республики. Для стабилизации ситуации на Северном Кавказе федеральному центру придется также увеличивать финансирование экономических и социальных программ.На этом фоне, ответственный за ситуацию на Северном Кавказе, предложил свой вариант решения проблемы регионов в целом и «своего» федерального округа в частности. По его мнению, регионы, на 80-90% зависящие от дотаций федерального центра, должны лишиться политической самостоятельности. Иными словами, речь идет о введении внешнего управления в финансово неблагополучных регионах. По итогам заседания правительственной комиссии по Северному Кавказу, куда также входят и министры экономического блока, было принято решение, что политическая самостоятельность региона должна быть прямо пропорциональна его финансовому благополучию. В дотационных регионах «нужно вводить прямое федеральное правление».В 2002 году была выдвинута идея расширения полномочий региональных администраций. Однако там, где региональная власть не справляется с ними, должно вводиться внешнее управление. Тогда против этого выступили региональные элиты. Хотя законодательство о введении финансового управления в регионах и было принято (оно вступит в силу с 2007 года), есть опасность того, что федеральные менеджеры окажутся в изоляции, особенно в регионах, где господствует клановая система. То же самое, только в еще большей степени, относится к «встраиванию» в органы власти республик ставленников федеральной власти.Между двумя указанными концепциями существуют заметные противоречия: если в соответствии с первой предлагается мотивировать региональных лидеров к развитию посредством регулирования объемов политической самостоятельности, то вторая сводит мотивацию к финансовым вливаниям и переориентации регионов на «локомотивы роста». В любом случае, очевидно, что в ближайшее время государственная региональная политика будет существенно пересмотрена.ЗаключениеРегиональная политика - очень значительная составляющая почти любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неправильно. Региональная политика - независимая и нужная часть политической и правовой основы общества и всего государства.Будущее России во многом устанавливаетсякак раз проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при рациональной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и преуспевающей страны. К сожалению, нынешняя региональная политика Российской Федерации нечастосоответствует хотя бы одному из этих критериев.Поэтому назрела надобность проведения не только разнообразных экономических и социально-экономических преобразований в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В будущем эта реформа должна быть устремлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, увеличение уровня жизни населения, последующее формирование региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.Федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными вопросами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть поднята. Кроме того равенство субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать действительностью, а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'', ''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать отдельные права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют использовать в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' восстановления после кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.Библиографический списокКонституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] : (ред. от 30.12.2008) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации десятки [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.stroysmeta.ru/catalog/1/19/130Государственная политика [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.espi.ru/Content/StartsevBook/SECTION6. htmПостановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1450 "О совершенствования механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.rg.ru/anons/arc_2010Проект федерального закона "Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации" [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.minregion.ru/WorkItems/DocItem. aspx? DocID=179&PageID=148Процесс реализации государственной политики [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://read. aif.ru/pages/read_book_online? page=10&art=178875&fontsize=18Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук // учебное пособие. - М., 2009. - 197 с.Пикулькин, А.В. Система государственного управления: учебник для вузов / А.В. Пикулькин; под ред. Т.Г. Морозовой. - М., 2009. - 241 с.Туровский, Р.Ф. Политическая Регионалистика / Р.Ф. Туровский. - М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010. - 234 с.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] : (ред. от 30.12.2008) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации десятки [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.stroysmeta.ru/catalog/1/19/130
2. Государственная политика [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.espi.ru/Content/StartsevBook/SECTION6. htm
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1450 "О совершенствования механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.rg.ru/anons/arc_2010
4. Проект федерального закона "Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации" [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.minregion.ru/WorkItems/DocItem. aspx? DocID=179&PageID=148
5. Процесс реализации государственной политики [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://read. aif.ru/pages/read_book_online? page=10&art=178875&fontsize=18
6. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук // учебное пособие. - М., 2009. - 197 с.
7. Пикулькин, А.В. Система государственного управления : учебник для вузов / А.В. Пикулькин; под ред. Т.Г. Морозовой. - М., 2009. - 241 с.
8. Туровский, Р.Ф. Политическая Регионалистика / Р.Ф. Туровский. - М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010. - 234 с.

Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ федерации,

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ поддержки

РАБОТА

Молодежная политика на региональном уровне (на примере Ленинградской области)

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ студент 5 курса

группа ЕДИНИЦ-2

факультет естественных и гуманитарных наук

Митькина Романа валерьевича

Заведующий кафедрой:

Ковалев, доцент Галина Викторовна

профессор Андриановская Ольга Руслановна

Санкт-Петербург

2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретическо-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Проблемы молодежи в современной России

1.2 Государственная политика в области молодежи в российской Федерации: понятие, цель и задачи, приоритетные направления, механизмы реализации

1.3 Управление в области государственной молодежной политики

1.4 Эффективность реализации государственной молодежной политики

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Реализация МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В муниципалитетах САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

2.1 Необходимость реализации молодежной политики в Ленинградской области

2.2 Пути преодоления проблем в реализации молодежной политики

2.3 Предпосылки реализации молодежной политики на муниципальном уровне,

2.4 Пути совершенствования управления молодежной политикой в регионе,

ГЛАВА 3. ИТОГИ ГОДА МОЛОДЕЖИ,

3.1 Результаты в России

3.2 Результаты в Ленинградской области

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике определил новые тенденции в государственной политике, которая проводится в различных направлениях, в том числе и в социальной сфере. Реализация государственной политики не всегда дает желаемые результаты, поэтому есть ряд вопросов, которые требуют более глубокого изучения и рассмотрения. В данном исследовании мы коснемся только одно из направлений социальной политики в области государственной молодежной политики.

Актуальность проведения рациональной государственной молодежной политики определяется изменения произошли в экономических и политических отношениях стран, которые породили в обществе состояние неопределенности. Сегодня молодежь в России, как и старшее поколение, испытывает неустроенность и дискомфорт, что приводит к сосредоточению конфликтов. Разница между прошлым и будущим, между розовыми ожиданиями и суровой реальностью, между былой державнической инфантильностью и сегодняшней необходимостью в личной инициативе, между законопослушанием и вседозволенностью, борьба между реформаторами и консерваторами, - эти и другие болевые точки, характерные для нынешнего состояния России, с особой силой на молодое поколение.