Правовое регулирование монастырских земель Русской Православной Церкви в синодальный период

  • 27 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 27.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПЛАН
Введение 3
1. Организация государственного управления Русской Православной церковью 6
2. Регламентация земельной собственности РПЦ 13
3. Правовой статус монастырских земель с 1721 г. 20
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 25
Фрагмент для ознакомления

Возрожденный в 1721 г. на короткое время, Монастырский приказ уже не был, как прежде, самостоятельным учреждением, а контролировался Синодом. Он был возобновлен лишь затем, чтобы отвести от Синода нарекания и неудовольствия, с которыми всегда были связаны дела по управлению монастырскими землями.
Организованная затем в 1726 г. вместо Монастырского приказа Коллегия экономии с 1738 г. была переведена из ведомства Синода в ведомство Сената, в связи с чем управление монастырскими земельными имуществами и крестьянами вновь отошло от церковного ведомства. Однако такое положение оставалось недолго. Между церковью и правительством вновь установилась тесная связь. С 1744 г. Коллегия экономии была закрыта, и её функции отошли к Канцелярии синодального экономического правления. Середина XVIII в. оказалась благоприятной для монастырей и некоторые из них получили крупные привилегии.
Однако в21 марта 1762 г. вышел Указ о секуляризации, т.е. лишении духовенства права заниматься вотчинами. Этот указ крайне радикально разрешил вопрос о монастырских имениях. Ими должны была ведать вновь образованная Коллегия экономии; крестьяне переводились на денежный оброк, а земли, как бывшие в их пользовании, так и те, которые обрабатывались ими на монастыри, поступали в собственность крестьян.
Такие правовые колебания были связаны с переоценкой петровских реформ, особенно в сфере высшего духовенства. Однако в целом период 1701 – 1764 гг. отмечен мероприятиями правительства по секуляризации монастырского землевладения. Однако эта линия проводилась непоследовательно. Более обстоятельно за дел взялась Екатерина II, отменив указ 1762 г. Секуляризация монастырских земель при ней дала государственной казне «только в пределах Великороссии 890 тыс. рублей чистого дохода за штатными расходами на церковные учреждения».
Манифест Екатерины II от 26 февраля 1764 г. о секуляризации монастырского землевладения имел целью уменьшить количество имений «не по намерению подателей употребляемое». С этого времени государственный сбор с каждой крестьянской души в монастырях составлял 1 руб. 50 коп. Введенные новые законодательные нормы переводили управление вотчинами монастырей под юрисдикцию Коллегии экономии.
В XVIII в. Церковь лишилась почти всех своих земельных владений, а её имущество попало под государственный контроль. Благосостояние иерархов стало зависеть от государства, т.е. от государственного жалованья.
Можно сделать вывод, что законодательство Екатерины II в отношении церковного имущества положило конец монастырскому землевладения. Монастырям в эту эпоху принадлежала большая часть церковных земель. Все они по указу о секуляризации переходили в казну; государство, однако, принимало на себя обязательство часть средств, поступавших от секуляризованных земель, выделять на церковные нужды, в том числе и на содержание монастырей.
Начиная с реформ Екатерины II, монастырям оставалось только право обладания на отводимые им от казны ненаселенные загородные дворы, рыбные ловли и другие угодья. Государство не хотело конкурировать с РПЦ по части крупного землевладения и прочно сохранило за собой роль лидера, закрепив это законодательно.
Заключение
История развития правового регулирования государством деятельности РПЦ не теряет своей академической и практической актуальности. Опыт её сосуществования с правилами и порядком государства при формирования государственности до сих пор привлекают исследователей и содержат бесценные традиции для современного государственного строительства России.
На протяжении веков правовое регулирование монастырских земель зависело от властной конъюнктуры. Экономические факторы оказывали значительное влияние на складывавшиеся правовые формы. Взаимодействие было столь глубоко, что обусловило некоторую взаимозаменяемость их содержания.
В целом в синодальный период правовое регулирование монастырских земель осуществлялось по трем направлениям:
Использование монастырского землевладения в государственных целях;
ужесточение государственной политики в сторону ликвидации монастырского землевладения;
переход правового регулирования монастырского землевладения в ведение государственных светских органов;
3. давление на финансово-хозяйственную деятельность.
Если правовой статус монастырей в Российской империи в рассматриваемый период регулируется как каноническим, так и государственным правом, то правовое регулирование вопросов имущества и особенно монастырского землевладения находилось целиком в руках государства.
В целом правовое регулирование монастырских земель отразило изменение правовой базы регулирования РПЦ в указанный период и нашло отражение в обширном корпусе государственно-правовых источников.

Список использованных источников и литературы
Источники
Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII вв. - Л., 1986. – 549 с.
Устав князя Владимира о десятинах (электронный документ).
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. – 2000. - № 8. - С. 5-105.
Полный свод законов Российской Империи (ПСЗ РИ). Собрание первое. Т.16. СПб, 1826 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php
Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.3. Зарубежная политическая мысль. – М., 1997. – С.390 - 432.
Литература
Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. - М., 1977. – 235 с.
Гегель Г.В.Ф. Отношение религии к государству // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996. – 775 с. – С.62-78.
Гончаров Ю.М. Материальное положение городского духовенства Сибири во второй половине XIX – начала XX в. // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Барнаул, 2003. С.187-199.
Заикина И.В. Правовое положение монастырей в Российской империи XVIII – начала XX в. Автореф. дис....канд. юр. наук. – Ростов-на-Дону, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawtheses.com/pravovoe-polozhenie-monastyrey-v-rossiyskoy-imperii-xviii-nachala-xx-vv
Захаров А.Н. Один из способов роста монастырского землевладения в конце XVII в. // Вопросы истории. – 1995. - № 5-6. – С.172-176.
Карташев А.В. Церковь и государство // История Русской Церкви. В 2 т. М., 2000. – Т.2. – С.800-854.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения: в 9 т. / Н.М. Ключевский. – М., 1988. Т.5. Лекция LXXVII.
Лагунов А.А. Государство и религия: диалектика взаимоотношений // Сб. науч.трудов «Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы». Вып.XIX. – Москва-Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. – С.232-239.
Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988. – 540 с.
Одинцов М.И. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: Центральный Дом духовного наследия, 2002. – 439 с.
Религии мира: Энциклопедия. - М: Аванта, 1996. – – Т.6. Ч.2. - 688 с.
Религия и государство в современной России. – М., 1997 (Научные доклады. Моск. центр Карнеги. Вып. 18). – 234 с.
Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат, 1989. – 719 с
Соловьева Т.Б. Отношение церкви и государства к вопросам землевладения в России в XVII в. Автореф. дис....канд.ист.наук. – М., 1979.
Формально-равные и формально-неравные отношения в праве (по материалам научно-методологического семинара «Право и политика», Институт государства и права РАН, 28 июня 2011 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.igpran.ru/newsall/3213/?sphrase_id=28844 (дата обращения 12.09.2013).
Цыпин Протоиерей Владислав. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 2-е изд., перераб. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 816 с.
Шапошник В.В. Приговоры о церковно-монастырском землевладении в период правления Ивана Грозного // Христианское чтение. – 2012. - № 3. – С.6-31.
См., напр.: Цыпин, Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. Учебник для православных духовных семинарий. М.: Московская Патриархия, Издательский дом «Хроника», 1994.
См.: Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и II Ватиканский Собор. Факты. События. Документы. М.: Лепта-Пресс, 2004; Одинцов М.И. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: Центральный Дом духовного наследия, 2002; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 2000.
См.: Захаров А.Н. Один из способов роста монастырского землевладения в конце XVII в. // Вопросы истории. – 1995. - № 5-6; Шапошник В.В. Приговоры о церковно-монастырском землевладении в период правления Ивана Грозного // Христианское чтение. – 2012. - № 3. – С.6-31 и др.
Гегель Г.В.Ф. Отношение религии к государству // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996. – 775 с. – С.62.
Там же. – С.63.
См.: Устав князя Владимира о десятинах (электронный документ).
Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат, 1989. – 719 с. - С.26.
Религии мира: Энциклопедия. - М: Аванта, 1996. – – Т.6. Ч.2. - 688 с. – С.274.
Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Собр соч. Т.20. - С.291 – 292.
Маркс К. К критике гегелевской философии права // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. – М.: Изд. политической литературы, 1955—1981. –Т. 1. – С. 224.
.Там же. – С. 225.
Формально-равные и формально-неравные отношения в праве (по материалам научно-методологического семинара «Право и политика», Институт государства и права РАН, 28 июня 2011 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.igpran.ru/newsall/3213/?sphrase_id=28844 (дата обращения 12.07.2013).
Там же.
Там же.
Карташев А.В. Церковь и государство // История Русской Церкви. В 2 т. М., 2000. – Т.2. – С.800.
Там же. – С.801.
Там же. – С.801.
Там же.
Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988. – С.404.
Там же.
Казьмина О.Е. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в современной России. Автореф. дис. …докт.ист.наук. – М., 2007. – С.34.
Карташев А.В. Церковь и государство // История Русской Церкви. В 2 т. М., 2000. – Т.2. – С.807.
Русское православие: вехи истории. – С.27.
См.: Там же.
Шапошник В.В. Приговоры о церковно-монастырском землевладении в период правления Ивана Грозного // Христианское чтение. – 2012. - № 3. – С.6.
Там же. – С.9.
Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII вв. Л., 1986. – С.112.
См.: Соловьева Т.Б. Отношение церкви и государства к вопросам землевладения в России в XVII в. Автореф. дис....канд.ист.наук. – М., 1979. – С.9.
Шапошник В.В. Приговоры о церковно-монастырском землевладении в период правления Ивана Грозного // Христианское чтение. – 2012. - № 3. – С.26.
Захаров А.Н. Один из способов роста монастырского землевладения в конце XVII в. // Вопросы истории. – 1995. - № 5-6. – С.174.
Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII вв. Л., 1986. – № 298. – С. 205.
См.: Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.3. Зарубежная политическая мысль. – М., 1997. – С.392.
См.: Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. - М., 1977. – С.56.
Религии мира: Энциклопедия. - М: Аванта, 1996. – – Т.6. Ч.2. - 688 с. – С.297.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения: в 9 т. / Н.М. Ключевский. – М., 1988. Т.5. Лекция LXXVII.
ПСЗ РИ. Т.16. С.549. http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php
Заикина И.В. Правовое положение монастырей в Российской империи XVIII – начала XX в. Автореф. дис....канд.юр.наук. – Ростов-на-Дону, 2004 (http://lawtheses.com/pravovoe-polozhenie-monastyrey-v-rossiyskoy-imperii-xviii-nachala-xx-vv).









1

Список использованных источников и литературы
Источники
1. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII вв. - Л., 1986. – 549 с.
2. Устав князя Владимира о десятинах (электронный документ).
3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. – 2000. - № 8. - С. 5-105.
4. Полный свод законов Российской Империи (ПСЗ РИ). Собрание первое. Т.16. СПб, 1826 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php
5. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.3. Зарубежная политическая мысль. – М., 1997. – С.390 - 432.
Литература
6. Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. - М., 1977. – 235 с.
7. Гегель Г.В.Ф. Отношение религии к государству // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996. – 775 с. – С.62-78.
8. Гончаров Ю.М. Материальное положение городского духовенства Сибири во второй половине XIX – начала XX в. // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Барнаул, 2003. С.187-199.
9. Заикина И.В. Правовое положение монастырей в Российской империи XVIII – начала XX в. Автореф. дис....канд. юр. наук. – Ростов-на-Дону, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawtheses.com/pravovoe-polozhenie-monastyrey-v-rossiyskoy-imperii-xviii-nachala-xx-vv
10. Захаров А.Н. Один из способов роста монастырского землевладения в конце XVII в. // Вопросы истории. – 1995. - № 5-6. – С.172-176.
11. Карташев А.В. Церковь и государство // История Русской Церкви. В 2 т. М., 2000. – Т.2. – С.800-854.
12. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения: в 9 т. / Н.М. Ключевский. – М., 1988. Т.5. Лекция LXXVII.
13. Лагунов А.А. Государство и религия: диалектика взаимоотношений // Сб. науч.трудов «Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы». Вып.XIX. – Москва-Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. – С.232-239.
14. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988. – 540 с.
15. Одинцов М.И. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: Центральный Дом духовного наследия, 2002. – 439 с.
16. Религии мира: Энциклопедия. - М: Аванта, 1996. – – Т.6. Ч.2. - 688 с.
17. Религия и государство в современной России. – М., 1997 (Научные доклады. Моск. центр Карнеги. Вып. 18). – 234 с.
18. Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат, 1989. – 719 с
19. Соловьева Т.Б. Отношение церкви и государства к вопросам землевладения в России в XVII в. Автореф. дис....канд.ист.наук. – М., 1979.
20. Формально-равные и формально-неравные отношения в праве (по материалам научно-методологического семинара «Право и политика», Институт государства и права РАН, 28 июня 2011 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.igpran.ru/newsall/3213/?sphrase_id=28844 (дата обращения 12.09.2013).
21. Цыпин Протоиерей Владислав. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 2-е изд., перераб. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 816 с.
22. Шапошник В.В. Приговоры о церковно-монастырском землевладении в период правления Ивана Грозного // Христианское чтение. – 2012. - № 3. – С.6-31.

Введение

Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Это возникло с разделением в 395 год Римская империя, Западная и Восточная. Богословские основы Православия определились в Византии в IX-XI веках Окончательно Православие было так, независимо от церкви в 1054 , разделение христианской церкви на католическую и православную.

В России, православие по Византийскому образцу, установленному в конце X века. Вероисповедную основу Православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Традиции (решения первых 7 Вселенских соборов и труды отцов Церкви II-VIII  - й). Наиболее важными постулатами Православия являются догматы: триединства Бога, Боговоплощения, спасения, воскресения и вознесения Иисуса Христа.

В 1721 , , Петр I ликвидировал институт патриаршества, а на его месте основал Священный Синод. С тех пор и до 1917 года , церковь стала простым государственного института. Но уже после смерти императора Петра I влияние церкви усиливается снова, но не в той мере, в которой, как и прежде. Екатерина II снова начинает притеснять РПЦ, проводит секуляризацию церковных земель и крестьян, сократить количество монастырей. А наивысшего расцвета РПЦ приобретает во время правления императора Николая II.

В эпоху революционной Русской православной Церкви (РПЦ) вступил, будучи мощной организацией. В 1914 , в Российской империи насчитывалось 117 миллионов православных христиан, живущих в 67 епархиях. 130 епископов и более 50 тысяч священников и диаконов провели службу в 48 тысяч приходских церквей. В подчинении БОР был 35 тыс. начальных школ и 58 семинаров, а также более тысячи действующих монастырей и 95 тыс. монашествующих. На момент революции в России были значительные достижения и в области православного миссионерства, в частности, на территории Аляски, Японии, Сибири и Дальнего Востока.

Переломный период отечественной истории 1917-1938 они положили начало коренному переустройству всех сторон жизни российского общества. Русская Православная церковь не стала исключением. Таким образом, победившая в России революция в октябре 1917 года , круто изменила судьбу церкви, судьбу народа и страны в целом.

Отношения РПЦ с государством, развивались на протяжении веков. Политика государства зависит от позиции церкви, и доли его участия в решении социальных и нравственных проблем. Последние десятилетия значительно изменили наше общество, изменилась и роль церкви в нем.

Узнать стоимость работы