Возрастные кризисы в период школьного детства и психологическое консультирование семьи и ребенка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 3131 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 21.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ возрастных кризисов и особенности младшего школьного возраста 5
1.1. Проблема возрастных кризисов 5
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 8
Глава 2. Консультирование в период младшего школьного возраста 15
2.1. Особенности кризиса школьного периода 15
2.2. Основы психологической помощи учащимся 17
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления

Психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на выявление причин возникновения конкретных проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия.
Психологическое консультирование - это оказание помощи здоровому человеку (взрослому или ребенку) в решении задач и проблем, стоящих перед ним [21, стр.33]. Главными задачами в психологическом консультировании являются:
эмоциональная поддержка человеку;
расширение сознания и повышения психологической компетентности;
содействие человеку в решении его личностных проблем;
изменение отношения человека к проблеме;
изменение отношения человека к социальному окружению и самому себе;
успешная адаптация и преодоление возникающих затруднений;
повышение стрессоустойчивости;
развитие реалистичной оценки окружающей действительности;
помощь в решении проблем, связанных с различными заболеваниями [21, стр. 34].
Психологическое консультирование – это относительно простая форма психологической помощи, более поверхностная и менее длительная работа.
В ходе сеанса психологического консультирование психолог внимательно выслушивает ученика, задавая уточняющие вопросы, способствует более четкому и конкретному пониманию учеником границ проблемы, ее причин.
В своей работе психолог следует тем, что сказали учителя и родители ученика. Выясняется, когда проблема возникла, что её вызвало, и как можно ее решить. Реализовывается поиск ресурсов, существующих в распоряжении ученика для решения проблемной ситуации, находятся наиболее возможные варианты, назначается так называемый «веер решений». Затем обсуждается, как эти решения могут выглядеть в жизни, что можно выработать уже в ближайшее время, и через действие завоевываются реальные изменения. Рекомендации в основном даются учителям и родителям ученика.
Плюсом психологического консультирования является то, что практически на первой же встрече как взрослый, так и ребенок может получить (найти) ответ на мучающий его вопрос и выработать собственные варианты выхода из ситуации, используя те ресурсы, которые имеются у него в наличие в данный момент.
Минусы заключаются в том, что для решения глубоких личностных проблем, длительно существующих межличностных проблемах, проблемах воспитания детей и подростков психологическое консультирование может использоваться лишь в очень ограниченных случаях, а именно для решения очень локальных и конкретных проблем [21, стр. 42].
Методы психологического консультирования: эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение гипотез. Данные технологии в большинстве своем не годятся для младших школьников, оттого упор сделан на диагностические пробы при консультировании детей, которые помогают лучше понять мир ребенка.
Консультативная работа представляет собой важную, сложную и необходимую часть занятия педагога-психолога в образовательном учреждении. Результативность консультативной деятельности во многом зависит от осуществления диагностического этапа, который разрешает назначить содержание и формы последующей корпоративной работы педагога-психолога и родителей [15, cтр. 83].
Консультирование родителей младших школьников (как и детей любого возраста) выстраивается в корреспонденции с разбором истории развития, общественной ситуации развития, генеральных новообразований данного возраста и ведущего типа деятельности – учебной. Поэтому главные тяжести в развитии ребенка связаны с учебной деятельностью, посещением школы, взаимодействием с преподавателем и возросшими требованиями со стороны семьи.
Проблема школьной невротизации приобретает на сегодняшний день особый вес в психологическом консультировании родителей. Школа, будучи призванной решать задачи развития детей, зачастую явным или неявным образом оказывается первопричиной детской невротизации. Вхождение «в школу» требует от ребенка интенсивной ориентировки в социальных отношениях между людьми, наличия у него предпосылок для управления своим поведением, подчинения его определенным правилам, сознательного принятия норм, умения понимать поставленную перед ним задачу, анализировать процесс деятельности и ее результат. Однако все эти требования так или иначе исходят от взрослого, который в привычном для себя жанре моралите объясняет основные цели, задачи и принципы предстоящей школьной жизни.
Сразу же выдвигается целый ряд новых для ребенка условий: «Если ты будешь хорошо учиться...»; «Если ты будешь хорошо себя вести на уроках...»; «Если ты быстро будешь делать уроки...»; «Если ты научишься хорошо читать...» и т.д., – что в конечном итоге формирует у ребенка амбивалентное отношение к школьной жизни. С одной стороны, радость от того, что наконец я стал большим, а с другой, – страх от того, что вдруг несправлюсь.Родительские наставления оказываются выполнимы с трудом либо совсем не выполнимы, поскольку школа при всей своей современности не всегда готова к своевременным с психологической точки зрения и квалифицированным методам обучения. Противоречивость требований школы, ее непредсказуемость не позволяют прогнозировать с полной уверенностью благополучное вхождение ребенка в новый вид деятельности даже при достаточно высоком уровне подготовки к школе и психологическом принятии ребенком нового статуса.
В результате ребенок оказывается в необыкновенно сложной житейской ситуации: еще не овладев новым видом деятельности, еще не приобретя адекватные средства ориентировки в ней, он уже сталкивается с собственным незнанием вроде бы знаемой до поступления в школу деятельности. «Оказывается, школьная жизнь не такая, какой я ее себе представлял!»; «Оказывается, радости от столь долго ожидаемого события не так уж и много!».
Ребенок на каждом шагу сталкивается с новыми и новыми противоречиями и просто-напросто не знает, что делать с повседневно возрастающими запросами, с новыми условностями, с новыми знаниями, что повергает новоиспеченного школьника к неосуществимости развертывания полноценной ориентировки. В конечном итоге родители начинают замечать у своего ребенка изменения в его состоянии и поведении: ребенок часто болеет, плачет по каждому поводу, сильно утомляется, плохо спит, грызет ногти, сосет пальцы, не хочет ходить в школу, боится отвечать у доски, стал хуже читать по сравнению с дошкольничеством и т.д., что в психологической науке и практике может быть названо синдромом психогенной школьной дезадаптации.

Заключение

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень сложно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея. Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают. Происходит также кризис личности – «я», т. е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка.
Школьный психолог в консультировании имеет фиксированный круг клиентов, с которыми он связан системой взаимоотношений, внутри которой он и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы, при анализе всей ситуации в целом. Тем самым, принадлежность психолога к общешкольной среде создает условия, сильно осложняющие и «замутняющие» его профессиональную позицию и границы деятельности, а также искажающие линию его отношений с клиентами.
Консультация психолога сориентирована, прежде всего, на то, чтобы оказать психологическую помощь ребенку. Для того чтобы такая помощь была адекватной, психолог должен иметь довольно точную информацию об индивидуально-психологических особенностях ребенка и о том, какую позицию он занимает в ситуации, как он сам относится к себе и окружающим его людям в семье и школе.
Список использованной литературы

Агапова И.Ю. Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся //Лучшие страницы педагогической прессы – 2002. – № 2. - С. 41-49
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
Вачков И. Основы технологии группового тренинга.М: Издательство «Ось-89», 2001. – 273 с.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 2007. – 256 с.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: «Академия», 2002. – 476с.
Гришина С. М. От ситуации риска к ситуации успеха : тренинг как способ воспитания активной профессиональной позиции // Информ. бюл. Рос. библ. ассоциации. – 2004. – № 31. – С. 11
Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: время реформ // Вестн. практической психологии образования. - №2 (3) - 2005. -С.30-57
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 183с.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. М.: Владос, 2008. – 328 с.
Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей и отклонениями в развитии. / Под ред. Б. П. Пузанова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2004. - 276с.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед вузов. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2006. – 640 с.
Профилактика неуспеваемости. По материалам Справочника администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. -М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2000. – 127с.
Психологическая диагностика / Под редакцией М. К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2003. – 364с.
Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 362с.
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных заведений / П/р И.В.Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 437с.
Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2005
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. – 192 с.
Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 356с.
Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 370с.
Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Ижица, 2002. – 467с.
Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 213с.



















25




454 Глава 31. Младший школьный возраст

1. Агапова И.Ю. Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся //Лучшие страницы педагогической прессы – 2002. – № 2. - С. 41-49
2. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга.М: Издательство «Ось-89», 2001. – 273 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 2007. – 256 с.
6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: «Академия», 2002. – 476с.
7. Гришина С. М. От ситуации риска к ситуации успеха : тренинг как способ воспитания активной профессиональной позиции // Информ. бюл. Рос. библ. ассоциации. – 2004. – № 31. – С. 11
8. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: время реформ // Вестн. практической психологии образования. - №2 (3) - 2005. -С.30-57
9. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 183с.
10. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. М.: Владос, 2008. – 328 с.
11. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей и отклонениями в развитии. / Под ред. Б. П. Пузанова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2004. - 276с.
12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед вузов. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2006. – 640 с.
13. Профилактика неуспеваемости. По материалам Справочника администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. -М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2000. – 127с.
14. Психологическая диагностика / Под редакцией М. К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2003. – 364с.
15. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 362с.
16. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных заведений / П/р И.В.Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 437с.
17. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2005
18. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. – 192 с.
19. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 356с.
20. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 370с.
21. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Ижица, 2002. – 467с.
22. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 213с.

Вопрос-ответ:

Что такое возрастные кризисы в период школьного детства?

Возрастные кризисы в период школьного детства - это эмоциональные и психологические перепады, которые могут возникнуть у ребенка во время его обучения в начальной школе.

Какие проблемы могут возникнуть в этом периоде?

В период младшего школьного возраста дети могут столкнуться с проблемами адаптации к новой среде, стрессом, низкой самооценкой, недостатком мотивации, конфликтами внутри семьи и другими трудностями.

Какие особенности присущи младшему школьному возрасту?

Младший школьный возраст характеризуется формированием самостоятельности, усилением социальной активности, развитием когнитивных функций и формированием ценностных ориентаций.

Что включает в себя консультирование в период младшего школьного возраста?

Консультирование включает в себя помощь ребенку в решении проблем, поддержку его эмоционального состояния, развитие навыков коммуникации и помощь родителям в воспитании и поддержке ребенка.

Какие основы психологической помощи предоставляются учащимся в школе?

Психологическая помощь включает в себя проведение бесед, тренингов, консультаций, а также разработку индивидуальных планов помощи и рекомендаций для ребенка.

Что такое возрастные кризисы и как они проявляются в младшем школьном возрасте?

Возрастные кризисы - это периоды в развитии ребенка, когда он сталкивается с проблемами и трудностями, связанными с физическим, эмоциональным и психологическим развитием. В младшем школьном возрасте возрастные кризисы проявляются через изменение отношения к учебе, социальной адаптации, развитию самостоятельности и формированию своей идентичности.

Какие особенности младшего школьного возраста влияют на возникновение возрастных кризисов?

В младшем школьном возрасте ребенок начинает более осознанно ощущать свое "я" и интересы, происходит формирование самости. Также в этом возрасте ребенок активно встречается с новыми социальными ситуациями, включая школу, и сталкивается с требованиями, которые налагает общество, учеба и окружающая среда. Все эти факторы могут вызвать конфликты и кризисы в развитии.

Какие основы психологической помощи учащимся в период младшего школьного возраста?

Основы психологической помощи учащимся включают в себя поддержку и понимание со стороны учителей и родителей, создание благоприятной образовательной среды, где ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. Также важно обеспечить ребенку возможность развивать свои интересы и таланты, а также давать ему свободу для самовыражения и самоопределения.

Что представляет собой психологическое консультирование семьи и ребенка?

Психологическое консультирование семьи и ребенка - это процесс, в котором психолог помогает ребенку и его семье разобраться в проблемах, возникших в связи с возрастными кризисами и адаптацией в младшем школьном возрасте. Психолог предлагает решения и стратегии для преодоления трудностей, помогает развивать навыки эмоционального и социального регулирования, улучшает взаимоотношения внутри семьи и школы.

Что такое возрастные кризисы в период школьного детства?

Возрастные кризисы в период школьного детства - это периоды, когда дети сталкиваются с физическими, эмоциональными и психологическими изменениями, которые могут влиять на их поведение и эмоциональное состояние.