Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 5050 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 24.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства 10
1.1. Теоретический анализ воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, его сущности, структуры и функций 10
1.2. Психолого-педагогические особенности воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства 16
1.3. Разработка программы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства 18
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства 34
2.1. Критерии и показатели уровня развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 34
2.2. Реализация программы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства 36
2.3. Эффективность программы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства 40
Выводы по второй главе 43
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение
Фрагмент для ознакомления

2.7. Высокий уровень воспитанности на основе «знаю — умею — хочу — делаю»
Средний уровень воспитанности на основе «знаю, как надо делать, но делаю так не всегда»
Низкий уровень воспитанности на основе «знаю, но не приучен и не хочу делать правильно»

Нами получены следующие результаты:
Интеллектуально инициативные дети младшего школьного возраста 2- го и 4 –го классов обладают более высоким уровнем воспитанности нравственных качеств. Это свойство нервной системы и темперамента позволяет им быть инициаторам перемен в деятельности, т.е. становится лидерами.
Интеллектуально инициативные младшие школьники превосходят своих ровесников по степени сформированности интересов к средствам искусства.
Образ «Я» у учащихся, имеющих положительные отметки по искусству в начальной школе, более дифференцирован и многогранен, поскольку более развитая рефлексия способов деятельности помогает развиваться личностной рефлексии.
У интеллектуально инициативных младших школьников ниже переживания социального стресса по поводу личностного статуса в группе одноклассников, что отражает рейтинг их лидерских позиций.

Выводы по второй главе

Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы:
Взаимосвязь учебных показателей учащихся на занятиях искусством и их эмоционально-нравственным поведением: чем выше уровень положительных (оценочных) результатов в обучении школьников, тем выше уровень их эмоционально-нравственного поведения, имеет взаимодополняющий характер.
Внутренними условиями воспитания нравственных качеств школьника младших классов средствами искусства являются:
а) на психологическом уровне – пластичность;
б) на психологическом уровне в когнитивной сфере – высокий и выше среднего уровень развития интеллекта;
в) в мотивационной сфере – сформированная познавательная мотивация в учебной и социальной деятельности;
г) в эмоционально –нравственной сфере –высокий уровень социальной активности.
Таким образом, воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста происходит более эффективно в условиях учебно-воспитательного процесса нас основе программы по художественно-изобразительной деятельности.
















Заключение

Целью исследования являлось разработка и апробирование программы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, его сущности, структуры и функций.
2. Исследовать психолого-педагогические особенности воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства.
3. Разработать и реализовать программу по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства.
4. Определить эффективность реализации программы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства.
Таким образом, выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование, связанное с разработкой программы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства позволяет сформулировать следующие общие выводы:
1. Теоретический анализ воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста показал, что:
- для воспитания нравственных качеств у ребенка очень важны первые годы его пребывания в школе. Именно эти годы определяют не только школьный старт ребенка, но и весь дальнейший процесс обучения (21, с. 34;
- младший школьный возраст в современной психологии рассматривается как один из важнейших этапов развития самосознания, формирования эмоционально – нравственной сферы ребенка и раскрытия его потенциальных возможностей (5; 14; 22);
- средства искусства способствуют формированию и развитию способности ребенка к переживанию и выражению, создают условия для творчества: рисования, музицирования, чтения литературных произведений, для игр на музыкальных инструментах, театральных постановок, выставок, хороводов и танцевальных движений, для творческой художественно-музыкальной деятельности и радости (5, с. 154).
2. Исследование психолого-педагогических особенностей воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства выявило, что искусство как часть культуры воздействует на интеллектуальную, эмоциональную, нравственную сферу личности и служит удовлетворением ее образовательных, социальных и культурных потребностей.
3. Разработана и апробирована программа по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства. Получила подтверждение теоретическая гипотеза, что воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста происходит более эффективно в условиях учебно-воспитательного процесса нас основе программы по художественно-изобразительной деятельности.
4. Определена эффективность реализации программы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства. Это конкретизировано в положительной динамике развития эмоционально-нравственного, художественно-творческого компонентов, выявленных экспериментальным путем в структуре личности младшего школьника.
У ребенка младшего школьного возраста вырабатывается личностный смысл учебной деятельности, развиваются нравственные качества личности, проявляющиеся в коммуникативной деятельности, во взаимоотношениях, самостоятельности, ответственности, эмоционального благополучия, внутренней нравственной позиции.
Результаты эксперимента показали, что успешность воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста взаимосвязана со средствами искусства. Наполненность художественных и изобразительных произведений нравственно-эстетическими эталонами, ценностями познания, внутренней личностной оценочной позицией к культуре обеспечивает социальное взросление и реализацию воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Реализация на практике программы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства позволит использовать в учебно-воспитательном процессе принципы культурообразности, систематичности, последовательности и способствует формированию личности с нравственной позицией положительной направленности.
















Список литературы

Абдулина Э. И., Николаева Е.Н. Методика музыкального образования [Текст] / Э.И. Абдулина и др.- Институт Новых Технологий, 2010. – 184 с.
Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов - М., 2002.- 294 с.
Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение [Текст] / Бекина С.И., Ломова Т.П. -М.: Музыка, 1984. – 180 с.
Бережная М. Сказкотерапия как воспитательная система // Искусство в школе. - 2008. - № 2.
Бесчастная Е.И. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей // Педагогические науки. - 2008. - № 5.
Брежнева М.В. Сказкотерапия - средство самопознания в раннем детстве // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 5.
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - М., 1968. – 608 с.
Бреслав Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 544 с.
Вачков И.В. Интегративная сказкотерапия как метод реализации субъектного подхода в работе школьного психолога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 2.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 1988. – 432 с.
Верзилина Я.В. Детство со сказкой // Начальная школа. - 2009. - № 6.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008.
Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или Как стать победителем. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст]. – В кн.: Л.С. Выготского Избранные психологические исследования. М., Издательство АПН РСФСР, 1956.- 346 с.
Герцман Е.В. Музыка античной Греции и Рима [Текст] / Е.В. Герцман – СПб., 1978. – С. 79.
Герасина Е.В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010.
Гришина И.И., Дальхеева А.М. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2006. - № 2.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников [Текст] / И.В. Дубровина. - 1975.- 286 с.
Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.В. Евтушенко // Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003. С. 109-113.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст] / А.В. Запорожец – М., 1986.- 278 с.
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010.
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2008.

Канатов Р.А. Развитие личностных качеств как фактор социально-психологической адаптации личности [Текст] Р.А. Канатов // Человек и общество: на рубеже тысячелетий : международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск XLI. – Воронеж: ВГПУ, 2008.- 87-91 с.
Канатов Р.А. Особенности социально-психологической адаптации младших школьников в условиях рекреационно-развивающей среды [Текст] Р.А. Канатов // Материалы III международной научной конференции «Актуальные проблемы современного научного знания» - Пятигорск: ПГЛУиздат, 2010. – 46-52 с.
Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Киященко Н.И., Козлова Н.Н., Кругликов В.А. Современные концепции эстетического воспитания [Текст] / Н.И. Киященко и др.: - М., 1998. - 313 с.
Круглов Ю.Г. Русский фольклор: Книга для учителя [Текст] / Ю.Г.Круглов - М.. 2000.- 284 с.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство — музыкально-творческая деятельность [Текст] / Е.И. Кубанцева // Музыка в школе. - 2001. - № 2. - С. 40.
Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора [Текст] / С.Г. Лазутин. - 2-е изд. - М., 1989.- 216 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М., 1969.- 164 с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М., 1986.- 272 с.
Лысова Е. Луценко Е. Власенко О. Музыка. Планирование работы по освоению образовательной области по программе "Детство". Подготовительная к школе группа. Изд-во «Учитель», 2013. – 67 с.
Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М: Изд-во Эксмо, 2006.
Медведева Е.А. Методика музыкального воспитания и коррекционная ритмика [Текст] / Е.А. Медведева // - М.: Научно-методический центр среднего профессионально образования М.О.РФ. 1998. - С. 39.
Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании в системе подготовки специалистов в педагогическом ВУЗе [Текст] / Е.А. Медведева // Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков. часть 2. - Москва. - София: МГПУ, 2001. – С. 165-172.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов [Текст] /В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 163 с.
Назаренко Л. Д. Эстетика физических упражнений [Текст] /Л.Д. Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. - 249 с, ил.
Новикова Е. В., Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Е.В. Новикова и др.- М., 1998.- 206 с.
Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей [Текст] / Г.А. Остроух //Дошкольное воспитание. – 1994. - №9. – С. 44-46.
Петрова Л.Н. Организация дифференцированного обучения младших школьников, учитывая особенности восприятия [Текст] / Л.Н. Петрова // Начальная школа плюс До и После. – 2006.- № 8. – С. 52-57.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия [Текст] / В.И. Петрушин. – М.,2000. – 178 с.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать» [Текст] / Т.В. Пуртова и др. - М.: Музыка, 1961. – 10 с.
Пчелкина Т.Н. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками [Текст] / Т.Н. Пчелкина. - ИД «Первое сентября», 2006. – 32 с.
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: Независимая фирма "Класс", 2008.
Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем. – СПб.: Речь, Сфера, 2010.
Смирнова Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О.Смирнова. – М.: Владос, 2003.- 186 с.
Тезисы и доклады: I Международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». -М., 1998.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.Теплов - М., 1985.- 236 с.
Тутолмин А.В. Психолого-педагогические техники использования устно-песенного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников [Текст] / А.В. Тутолмин: монография, Екатеринбург, УГПУ, 2012.- 242 с.
Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2010.
Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст] /А.Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. — М.: Просвещение, 1990. - 319 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б.Эльконин // Избранные психологические труды. - М., 1995.- 286 с.











Приложение 1

Методика «Несуществующее животное»
Метод исследования типологии личности построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки), зафиксированного в виде графического следа движения (рисунка).
Как известно, тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон, выпрямление, падение и т. д. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и кроме состояния мышц фиксирует отношение к пространству, т. е. возникшую тенденцию.
Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым и с бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью- представлением и планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство впереди и вверх — связаны с будущим и действенностью. На листе левая сторона связана с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями — с неуверенностью и пассивностью, правая (соответственно руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
По своему характеру тест относится к числу прожективных. Статистической проверке или стандартизации он не подвергался, поэтому сам анализируется аналогично свободному рисунку; результат анализа может быть представлен в описательных формах.
По составу данных тест ориентировочный, а потому как единственный метод исследования использован быть не может (требует объединения с другими методами или тестами, т. е. использования в качестве батарейного инструмента исследования).
Цель работы: знакомство с методикой «Несуществующее животное» для выявления особенностей личности и использование полученного результата для перекрестной валидизации с другими диагностическими методиками (апробация процедур валидизации).
Методические указания
Процедура работы и обработка результатов. Выполняется рисунок в соответствии со следующей инструкцией: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем». Обработка и интерпретация осуществляются в соответствии с определенными показателями.
В норме рисунок расположен на средней линии стандартного вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего брать для., работы белый или слегка кремовый, неглянцевый. Карандаш — средней мягкости, ручкой и фломастером рисовать не следует.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем, выраженное) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению, претензия на признание.
Положение рисунка в нижней части листа — неуверенность в себе низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Рисунок слева — устремленность в прошлое, бездеятельность, низ-, кий уровень мыслительной деятельности.
Справа, вверху — устремленность в будущее, положительные эмоции, высокая активность.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющая ее деталь)
Голова, повернутая (направленная) вправо, — устойчивая тенденция к действенности — почти все, что планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться, если даже не доводится до конца.
Голова, направленная влево, — тенденция и рефлексии, к размышлениям, «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинается реализацией. Нередко также — нерешительность, боязнь активных действий.
Положение «фас», т. е. голова, направленная на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм, эгоизм, полное довольство собой.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза.
Уши. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. В дополнении с другими показателями и их сочетанием определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только реагирует эмоционально на оценки окружающих (радость, гордость, обида, огорчение...), не изменяя своего поведения.
Рот. Приоткрытый рот в сочетании с языком — при отсутствии прорисовки губ — трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда — то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, говорит о легкости возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия в большинстве случаев — защитная («огрызается», «задирается», «грубит» в ответ на осуждение или порицание). Для детей и подростков в случае боязливости, тревожности характерен рисунок заверченного рта округлой формы.
Глаза. Это символ присущего человеку переживания страха. Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Следует обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — это заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться испытуемого, придание этому большого значения, истероидно-демонстративные манеры в поведении. В рисунках мужчин ресницы указывают на черты характера.
Увеличение (по отношению к фигуре в целом) говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно и эрудицию, в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали. Рога — защита, агрессия (определить по сочетанию с другими признаками агрессии — когтями, щетиной, иглами). Перья — тенденция к самоукрашению и самоопределению, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на сексуальность.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент)
Большие, крепкие лапы: основательность, обдуманность, рациональность решения, выводов, суждений, опора на существенные положения и значимую информацию.
Тонкие, едва обозначенные нога, лапы — поверхностность суждений, иногда — импульсивность принятия решения. То же самое при отсутствии или почти отсутствии ног. Следует обратить внимание на характер соединения ног (лап) с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, не соединены совсем. Первое говорит о серьезности контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями, второе — наоборот.
Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, лап, любых элементов опорной части свидетельствуют о конформности суждений, установок, их стандартности, банальности. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установки, суждений, самостоятельность, небанальность, иногда даже творческое начало (в норме) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры
Они могут быть функциональными и могут быть украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря или перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Крылья, дополнительные ноги, детали панциря — это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатными, неразборчивыми утеснениями окружающих, либо любознательность, широта общения, завоевание себе «места под солнцем», крылья — увлеченность своей деятельностью, щупальца — смелость предприятий. Вторые, т. е. бантики, завитушки, — демонстративное стремление обратить на себя внимание, манерность.
Хвосты. Хвост вправо — положительная тенденция отношения к собственным действиям и поведению, влево — отрицательное отношение к собственным действиям, самобичевание, вверх — уверенность, бодрость, положительное отношение к себе, вниз — подавленность, сожаление о сделанном, недовольство собой, неуверенность.
Контуры фигуры
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнению линии контура. Это защита от окружающих: агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена и т. д. Направленность такой защиты — соответственно пространственному положению: верхний контур — против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур фигуры — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — усиленная защита своей деятельности. Слева — защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия
Оценивается количеством изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост крылья и т. п.), с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия, и наоборот — чем меньше составных элементов, тем больше выражены астеничность, органика, хроническое соматическое заболевание. То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия — «возит карандаш по бумаге», не нажимая на него. Линия жирная, с нажимом — это не энергия, а тревожность; особенно если линия резко продавлена, видима даже с обратной стороны листа — резкая тревожность. Следует обратить внимание также, какая деталь, какой символ выполнен таким образом, т. е. к чему привязана тревога.
Тематически животные делятся на УГРОЖАЕМЫХ (птицы, улитки, муравьи), УГРОЖАЮЩИХ (волы, львы, бегемоты) и НЕЙТРАЛЬНЫХ (белки, собаки, кошки). Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. п. В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
УПОДОБЛЕНИЕ рисуемого животного ЧЕЛОВЕКУ, начиная с постановки животного в положение прямохождения и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног или лап на руки, свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости (соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного). Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и других фольклорных формах.
СТЕПЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии: когти, разящие острые клювы, зубы, иглы.
Следует обратить внимание также на АКЦЕНТИРОВКУ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ: вымени, сосцов, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.
ФИГУРА КРУГА (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. ,
Такие рисунки дают обычно очень ограниченное количество данных для анализа.
«ВМОНТИРОВАНИЕ» механических частей в живую ткань животного, постановка фигуры животного на постамент, тракторные гусеницы, пропеллеры, винты, электролампы и т. п. наблюдаются главным образом у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного, к которому всегда лишь «приделывается» также «готовая», существующая у другого животного деталь, чтобы нарисованное животное стало «несуществующим» (кошка с крыльями, рыба с перьями и т. д.). Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из целых «заготовок».
Название. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления («лиошана»), знаменующие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждении над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «девошпор», «пузыреид») — это говорит об иронически-снисходительном отношении к окружающим.
Инфантильность характеризуется названиями, имеющими обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «люлюка», «кустуе»).
Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно непомерно удлиненными названиями («аберосинитиклирон», «гулобарниклетамнешиния» и т. д.).
Рациональное сочетание смысловых частей («летающий заяц») – рациональность, конкретная установка при ориентации и адаптации.
«Книжно – научное» название – демонстрация собственного разума, эрудиции, знаний.










Приложение 2

Диагностика мотивации деятельности
обучающегося в начальной школе
(заполняется ребенком)
_Ф.И.________________________________________________
№ Показатели адаптации Выбранный уровень адаптации
хорошо средне плохо Как ты учишься в школе Какое у тебя обычно настроение Какое у тебя самочувствие (боли в животе, голове, горле) Как ты разговариваешь со своими товарищами Как ты выполняешь требования учителя и воспитателя Какое участие ты принимаешь в спортивных соревнованиях, школьных мероприятиях Твоя двигательная активность в школе, на переменах, уроках физкультуры Умеешь ли ты постоять за себя, когда тебя обидели Присутствует ли у тебя страх перед чем-то необычным
Проявляешь ли ты гнев, агрессию во время плохого настроения Умеешь ли ты выбирать книги в библиотеке Как быстро ты находишь нужное задание и страницу в учебнике Твой уровень доброты, ответственности, трудолюбия, дисциплинированности



Приложение 3

Метод экспертных оценок
Диагностика уровней воспитанности нравственных качеств
обучающегося в начальной школе
(для классного руководителя)
Дата рождения______________ Класс _______________
Результат _____________________ Дата заполнения ________
№ уровня показателя адаптации
Показатели адаптации и характеристика их различных уровней
Выбранный уровень показателя нравственности I Настроение ребенка Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное Эпизодические проявления снижения настроения Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий Вялость, рассеянность Заторможенность, истерия, плач Выражение негативного отношения к школе Полное нежелание идти в школу II Коммуникативные способности 1 Легко и уверенно входит в коллектив 2 Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками 3 Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность «сотрудничать» со сверстниками 4 Робок, неинициативен, избирателен в общении 5 Не поддерживает социальных контактов 6 Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников III Познавательная активность 1 На уроках проявляет активность и интерес 2 Посещает все уроки без принуждения 3 Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим 4 Учится без видимого желания 5 Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею 5 На уроках часто отвлекается 6 Игнорирует требования учителя IV Успеваемость 1 Хорошая 2 Хорошая/удовлетворительная 3 Удовлетворительная 4 Удовлетворительная/плохая Определение уровня воспитанности нравственных качеств
Оценка ситуации
Баллы
Уровни адаптации
Благоприятная
9-17
Высокий
Условно благоприятная
18-24
Средний
Неблагоприятная
25 и выше
Низкий


































19

Список литературы

1. Абдулина Э. И., Николаева Е.Н. Методика музыкального образования [Текст] / Э.И. Абдулина и др.- Институт Новых Технологий, 2010. – 184 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов - М., 2002.- 294 с.
3. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение [Текст] / Бекина С.И., Ломова Т.П. -М.: Музыка, 1984. – 180 с.
4. Бережная М. Сказкотерапия как воспитательная система // Искусство в школе. - 2008. - № 2.
5. Бесчастная Е.И. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей // Педагогические науки. - 2008. - № 5.
6. Брежнева М.В. Сказкотерапия - средство самопознания в раннем детстве // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 5.
7. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - М., 1968. – 608 с.
8. Бреслав Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 544 с.
9. Вачков И.В. Интегративная сказкотерапия как метод реализации субъектного подхода в работе школьного психолога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 2.
10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 1988. – 432 с.
11. Верзилина Я.В. Детство со сказкой // Начальная школа. - 2009. - № 6.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008.
13. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или Как стать победителем. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст]. – В кн.: Л.С. Выготского Избранные психологические исследования. М., Издательство АПН РСФСР, 1956.- 346 с.
15. Герцман Е.В. Музыка античной Греции и Рима [Текст] / Е.В. Герцман – СПб., 1978. – С. 79.
16. Герасина Е.В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010.
17. Гришина И.И., Дальхеева А.М. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2006. - № 2.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
19. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников [Текст] / И.В. Дубровина. - 1975.- 286 с.
20. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.В. Евтушенко // Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003. С. 109-113.
21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст] / А.В. Запорожец – М., 1986.- 278 с.
22. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010.
23. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2008.

24. Канатов Р.А. Развитие личностных качеств как фактор социально-психологической адаптации личности [Текст] Р.А. Канатов // Человек и общество: на рубеже тысячелетий : международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск XLI. – Воронеж: ВГПУ, 2008.- 87-91 с.
25. Канатов Р.А. Особенности социально-психологической адаптации младших школьников в условиях рекреационно-развивающей среды [Текст] Р.А. Канатов // Материалы III международной научной конференции «Актуальные проблемы современного научного знания» - Пятигорск: ПГЛУиздат, 2010. – 46-52 с.
26. Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
27. Киященко Н.И., Козлова Н.Н., Кругликов В.А. Современные концепции эстетического воспитания [Текст] / Н.И. Киященко и др.: - М., 1998. - 313 с.
28. Круглов Ю.Г. Русский фольклор: Книга для учителя [Текст] / Ю.Г.Круглов - М.. 2000.- 284 с.
29. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство — музыкально-творческая деятельность [Текст] / Е.И. Кубанцева // Музыка в школе. - 2001. - № 2. - С. 40.
30. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора [Текст] / С.Г. Лазутин. - 2-е изд. - М., 1989.- 216 с.
31. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М., 1969.- 164 с.
32. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М., 1986.- 272 с.
33. Лысова Е. Луценко Е. Власенко О. Музыка. Планирование работы по освоению образовательной области по программе "Детство". Подготовительная к школе группа. Изд-во «Учитель», 2013. – 67 с.
34. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М: Изд-во Эксмо, 2006.
35. Медведева Е.А. Методика музыкального воспитания и коррекционная ритмика [Текст] / Е.А. Медведева // - М.: Научно-методический центр среднего профессионально образования М.О.РФ. 1998. - С. 39.
36. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании в системе подготовки специалистов в педагогическом ВУЗе [Текст] / Е.А. Медведева // Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков. часть 2. - Москва. - София: МГПУ, 2001. – С. 165-172.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов [Текст] /В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 163 с.
38. Назаренко Л. Д. Эстетика физических упражнений [Текст] /Л.Д. Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. - 249 с, ил.
39. Новикова Е. В., Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Е.В. Новикова и др.- М., 1998.- 206 с.
40. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей [Текст] / Г.А. Остроух //Дошкольное воспитание. – 1994. - №9. – С. 44-46.
41. Петрова Л.Н. Организация дифференцированного обучения младших школьников, учитывая особенности восприятия [Текст] / Л.Н. Петрова // Начальная школа плюс До и После. – 2006.- № 8. – С. 52-57.
42. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия [Текст] / В.И. Петрушин. – М.,2000. – 178 с.
43. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать» [Текст] / Т.В. Пуртова и др. - М.: Музыка, 1961. – 10 с.
44. Пчелкина Т.Н. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками [Текст] / Т.Н. Пчелкина. - ИД «Первое сентября», 2006. – 32 с.
45. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: Независимая фирма "Класс", 2008.
46. Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем. – СПб.: Речь, Сфера, 2010.
47. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О.Смирнова. – М.: Владос, 2003.- 186 с.
48. Тезисы и доклады: I Международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». -М., 1998.
49. Теплов Б. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.Теплов - М., 1985.- 236 с.
50. Тутолмин А.В. Психолого-педагогические техники использования устно-песенного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников [Текст] / А.В. Тутолмин: монография, Екатеринбург, УГПУ, 2012.- 242 с.
51. Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2010.
52. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст] /А.Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. — М.: Про-свещение, 1990. - 319 с.
53. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б.Эльконин // Избранные психологические труды. - М., 1995.- 286

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами искусства?

Основой воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с помощью искусства является теоретический анализ, который включает в себя изучение сущности, структуры и функций этого процесса.

Какие особенности психолого-педагогические присущи воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста через искусство?

Воспитание нравственных качеств у детей этого возраста через искусство имеет свои особенности, такие как учет психологических и педагогических особенностей данной возрастной группы, а также собственности и потребности детей в художественно-эстетическом развитии.

В чем состоит сущность воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста через искусство?

Сущность воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста через искусство заключается в формировании у детей этических ценностей, развитии их чувства морали, эмоционального интеллекта и ответственности.

Какие функции выполняет воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с помощью искусства?

Воспитание нравственных качеств у детей через искусство выполняет такие функции, как развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка, формирование его творческих способностей и развитие эстетического вкуса.

Чему посвящена разработка, указанная в статье?

Разработка, упомянутая в статье, посвящена разработке программы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с использованием искусства.

Какие теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с использованием искусства?

Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с использованием искусства включают анализ сущности, структуры и функций данного процесса. Важно понимать, что воспитание нравственных качеств является многогранным и сложным процессом, который требует глубокого понимания психолого-педагогических особенностей детей данного возраста.

Какие психолого-педагогические особенности существуют при воспитании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с помощью искусства?

Психолого-педагогические особенности воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с помощью искусства связаны с их возрастными особенностями и развитием психики. В этом возрасте дети активно воспринимают и интерпретируют информацию, что делает искусство эффективным средством воспитания. Важно учитывать возможности детей в области эмоционального восприятия и выражения, а также их способность к творчеству и саморазвитию.

Какие функции имеет воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с использованием искусства?

Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с использованием искусства выполняет несколько функций. Одна из них - формирование этического сознания и осознанного поведения у детей. Искусство помогает развивать чувство красоты, эмпатию и сочувствие, что способствует формированию морально значимого поведения.

Какова сущность воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с помощью искусства?

Сущность воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с помощью искусства заключается в развитии и воспитании ценностных ориентаций, эмоциональной сферы, эстетического восприятия и моральных норм. Искусство позволяет детям через эмоциональное восприятие и самовыражение усваивать и осознавать нравственные ценности и нормы.