Управление внутренним государственным долгом.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 3030 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 18.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1Классификация государственного долга 5
1.2.Методы управления государственным внутренним долгом 6
1.3. Долговая политика регионов на современном этапе 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 12
2.1.Нормативное регулирование внутреннего государственного долга Санкт-Петербурга 12
2.2.Структура, динамика внутреннего государственного долга и управление государственным долгом в Санкт-Петербурге 14
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ САНКТ ПЕТЕРБУРГА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления

В целом, описанные выше меры и варианты управления ликвидностью бюджета позволяют Комитету финансов повысить уровень управляемости бюджетом, эффективно решать проблемы несбалансированности его исполнения, а также поддерживать ликвидность на рынке петербургских облигаций.
Основными задачами долговой политики Санкт-Петербурга в 2012-2014 годах являются: сохранение государственного долга на экономически безопасном уровне и привлечение заемных ресурсов на погашение существующих долговых обязательств Санкт-Петербурга.



ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ САНКТ ПЕТЕРБУРГА

Послекризисный период поставил задачи перед Правительством Санкт-Петербурга по построению бюджетной политики по решению задач обеспечения сбалансированности бюджета, поддержания его социальной направленности, обеспечение благосостояния населения, своевременное и полное финансирование расходов, сокращение государственного долга.
В последние годы обеспечена довольно благоприятная ситуация на рынках капитала, что помогает привлекать Санкт-Петербургом заемные средства на нужды финансирования городской инфраструктуры в объемах, которые бы позволили сохранить управляемость государственного долга на должном уровне.
Таким образом, с учетом благоприятной экономической конъюнктуры и относительно низкой долговой нагрузки Санкт-Петербург имеет реальные возможности увеличения капитальных вложений не только благодаря традиционным налоговым и неналоговым доходам, но и за счёт привлечения заемных ресурсов, которые, с экономической точки зрения, должны сыграть роль финансового рычага и в будущем обеспечить мультипликативный эффект.
Вместе с тем нерациональное и необоснованное увеличение долговой нагрузки, даже с целью развития городской инфраструктуры, при отсутствии механизмов предотвращения и снижения рисков управления государственным долгом, является бесперспективной и опасной политикой. Мировой опыт показывает, что периоды экономических подъемов могут сменяться спадами, и вопросы исполнения долговых обязательств могут резко обостриться. В этой связи активное использование государственных заимствований возможно только в том случае, когда имеются четкие правила управления государственным долгом, подразумевающие полный контроль над долговой нагрузкой в любой момент времени.
Среди текущих целей и задач по совершенствованию управления госдолгом, требующим исполнения на современном этапе Санкт-Петербурга можно выделить:
1. Определение потенциала и экономически безопасного уровня государственного долга и государственных заимствований, способных обеспечить решение важных задач развития города и не допустить неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Санкт-Петербурга.
2. Установление более четких критериев государственного долга и государственных заимствований по сравнению с определенными законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга ограничениями, призванных повысить финансовую устойчивость бюджета в части:
-снижения влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга на финансирование иных статей расходов бюджета;
-недопущения единовременного отвлечения значительного объема средств бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга;
-снижения зависимости программы капитальных вложений Санкт-Петербурга от долговой политики и состояния финансовых рынков, в том числе при наступлении ситуаций экономических кризисов;
-снижения влияния негативных явлений на макроэкономическом уровне (валютные, процентные, страновые риски) на управляемость государственного долга Санкт-Петербурга.
3. Совершенствование прогнозирования рисков управления государственным долгом в среднесрочной перспективе.
4. Определение принципов управления ликвидностью и снижения рисков исполнения бюджета Санкт-Петербурга в части обслуживания долговых обязательств и осуществления государственных заимствований Санкт-Петербурга в условиях сезонной неравномерности бюджета в течение финансового года.
Необходимо продолжать работу по повышению прозрачности рынка ГИО Санкт-Петербурга, в том числе путем раскрытия более подробной и регулярной информации о государственном долге и выпусках ГИО Санкт-Петербурга на сайтах Комитета финансов Санкт-Петербурга (www.fincom.spb.ru) и Генерального агента Санкт-Петербургского займа (www.avk.ru).
Предоставление государственных гарантий Санкт-Петербурга является одной из форм поддержки инвестиционной деятельности в городе. Тем не менее, осознавая высокие риски «условных» обязательств, Санкт-Петербург в последнее время проводит умеренную политику в вопросе предоставления государственных гарантий.
Для организаций, претендующих на получение государственной гарантии Санкт-Петербурга, существуют строгие критерии финансовой устойчивости, отсутствия просроченной задолженности, наличия части собственных средств для реализации проекта, выполнение которых является условием предоставления гарантии города.
При прочих равных условиях приоритет в получении государственных гарантий Санкт-Петербурга имеют заемщики, учредителем или собственником имущества которых является Санкт-Петербург.
Политика предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга в среднесрочной перспективе должна строиться на основе следующих принципов.
Ограничение доли государственных гарантий в структуре государственного долга Санкт-Петербурга. Объем обязательств по государственным гарантиям Санкт-Петербурга не должен превышать 15% общего объема государственного долга Санкт-Петербурга.
Так как регион не получает всю сумму выпущенного займа по причине низкой эмиссионной цены по сравнению с номинальной, руководство должно стремиться к тому, чтобы, сократив разрыв между эмиссионной и номинальной ценой, максимально увеличить суммы, получаемые от реализации региональных ценных бумаг.
В российской практике эта проблема решается путем изменения условий размещения облигаций при новых эмиссиях. В целях проведения эффективной долговой политики регионы могли бы активнее использовать льготы на свои долговые обязательства, как это делают правительства других стран. В США, например, доход по некоторым федеральным займам, выпускаемым штатами и местными органами власти, освобождается от обложения федеральным подоходным налогом. В Англии освобождены от налога доходы по налоговым сертификатам. В Германии доходы по облигациям краткосрочных займов (до трех лет) федерального правительства отдельных земель освобождены от подоходного налога.
Таким образом, в России существует необходимость системного подхода к управлению государственным долгом регионов как в широком смысле (формирование политики госдолга, определение его границ, воздействие на макро- и микроэкономические показатели, возможности финансирования общегосударственных программ за счет государственных заимствований), так и в узком смысле (выпуск и размещение долговых обязательств, обслуживание, погашение и рефинансирование долга, регулирование рынка государственных ценных бумаг). Однако, отсутствует отдельный документ на законодательном и нормативном уровнях о понятии и порядке управления госдолгом. Определены лишь отдельные вопросы управления госдолгом в Бюджетном кодексе РФ, законах о федеральном бюджете (лимит заимствования на очередной бюджетный период, права Минфина РФ на проведение операций с государственными долговыми обязательствами).
В целом, предстоящий период потребует повышенного внимания к ситуации в сфере государственного долга субъектов Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принцип сбалансированности бюджетов, утвержденный Бюджетным Кодексом РФ, гласит, что утвержденные в федеральном бюджете расходы в своем объеме должны соответствовать запланированному объему доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджета.
При спаде общественного производства, росте предельных издержек общественного производства, неоправданно «раздутых» социальных программах образуется превышение расходов бюджета над доходами, которое называется бюджетный дефицит. Превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета) составляет профицит бюджета.
В настоящее время сбалансированность региональных бюджетов достигается разными способами: выделением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, проведение взвешенной политики в области расходов, укрепление доходной базы. Если все же бюджет остается несбалансированным, то регионы прибегают к государственному долгу.
В большинстве европейских стран, в том числе и России, госдолг является объектом инвестиций пенсионных, банковских систем, частных вкладов. Собственные задолженности региональных и местных бюджетов в РФ формируют свой вклад в государственный долг РФ, в образование совокупной задолженности России. Но, следует отметить, что государственный долг образует ряд серьезных рисков. Эти риски обнаруживают значительный рост в связи с тем, что государство, регионы, муниципалитеты не имеют альтернативного источника обслуживания и погашения долга своей собственной налоговой базе. 
Методы управления госдолгом различны. К ним относятся рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения займа, аннулирование и реструктуризация долга.
Анализ состояния госдолга и управления им на примере Санкт-Петербурга показал, что регион в период кризиса осуществлял незначительные заимствования и погашал обязательства по уже полученным кредитам и займам. В настоящее время заимствования осуществляются в основном за счет привлечения средств из федерального бюджета и выпуска ценных бумаг.
Долговая политика Правительства Санкт-Петербурга строится на принципах жесткого контролирования объема долга и расходов на его обслуживание, недопущения необоснованных заимствований, сохранения необходимых условий снижения стоимости и оптимальных сроков заимствований. Для совершенствования управления государственным долгом Санкт-Петербурга предлагается проведение следующих мероприятий:
1. Определение потенциала и экономически безопасного уровня государственного долга и государственных заимствований.
2. Установление более четких критериев государственного долга ограничениями, призванных повысить финансовую устойчивость бюджета в части:
3. Совершенствование прогнозирования рисков управления государственным долгом в среднесрочной перспективе.
4. Определение принципов управления ликвидностью и снижения рисков исполнения бюджета Санкт-Петербурга в части обслуживания долговых обязательств и осуществления государственных заимствований Санкт-Петербурга в условиях сезонной неравномерности бюджета в течение финансового года.
Что касается долговой политики регионов России, то в настоящее время объем кредитования региональных бюджетов из федерального бюджета будет существенно сокращен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст.-М.: Статут, 11.01.2011 г.
Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г.: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010г. №1101-р
"О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов": Федеральный закон от 02 декабря 2009 г. № 308-ФЗ
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 г.г.// Финансы.-2011.-№6.
Закон Санкт-Петербурга от 30.03.2001 г. №234-30 «О государственном долге Санкт-Петербурга»
Бюджетный дефицит сведут к нулю. Интервью А.Кудрина //Бюджет.-2010.-№8
Горшенина О.В. Регионы за пересмотр принципов сбалансированности бюджета//Бюджет.-2011.-№12
Инвестиционный меморандум Санкт-Петербурга. Государственные облигации 2010-2011.-СПб: Типография ООО «Ультра Принт».2011
Климовицкий А.А. Контроль за государственным долгом/ Климовицкий А.А.// Вестник АКСОР.-2009.- №4.-с.75-78
Лыкова Л.Н. Долговая политика регионов/ Л. Н. Лыкова, Н. Б. Крылова, А. Б. Чебанова М.: Наука, 2010
Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы.-2010.-№7.-с.1
Панкин Д.В. Минфин нашел источники покрытия дефицита бюджета/ Панкин Д.В.// Финансы.-2009.-№8.-с.3-5
Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли/ Рацане Ю. // Экономика и время.-2004.- № 5.-с 12--15.
Силуанов А.Г. О проблемах обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов РФ//Бюджет.-2011.-№8
Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга, «Мировая экономика и международные экономические отношения», 2009. С. 1-4.
Столповских Г.В. Долговая политика России/ Столповских Г.В.// Вестник АКСОР.-2011.- №1.-с.209-215
Счетная палата не выявила нарушений в формировании государственного долга Санкт-Петербурга//Балтийской информационное агентство http://www.baltinfo.ru
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ Сенчагов В.К. и др. -изд.2-е перераб.и допол. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009.-719с.
Официальный сайт Министерства финансов: http:// www.minfin.ru
Официальный сайт Федерального казначейства: http // www.roskazna.ru
Официальный сайт комитета финансов Санкт Петербурга// www.fincom.spb.ru













2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст.-М.: Статут, 11.01.2011 г.
2. Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г.: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010г. №1101-р
3. "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов": Федеральный закон от 02 декабря 2009 г. № 308-ФЗ
4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 г.г.// Финансы.-2011.-№6.
5. Закон Санкт-Петербурга от 30.03.2001 г. №234-30 «О государственном долге Санкт-Петербурга»
6. Бюджетный дефицит сведут к нулю. Интервью А.Кудрина //Бюджет.-2010.-№8
7. Горшенина О.В. Регионы за пересмотр принципов сбалансированности бюджета//Бюджет.-2011.-№12
8. Инвестиционный меморандум Санкт-Петербурга. Государственные облигации 2010-2011.-СПб: Типография ООО «Ультра Принт».2011
9. Климовицкий А.А. Контроль за государственным долгом/ Климовицкий А.А.// Вестник АКСОР.-2009.- №4.-с.75-78
10. Лыкова Л.Н. Долговая политика регионов/ Л. Н. Лыкова, Н. Б. Крылова, А. Б. Чебанова М.: Наука, 2010
11. Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы.-2010.-№7.-с.1
12. Панкин Д.В. Минфин нашел источники покрытия дефицита бюджета/ Панкин Д.В.// Финансы.-2009.-№8.-с.3-5
13. Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли/ Рацане Ю. // Экономика и время.-2004.- № 5.-с 12--15.
14. Силуанов А.Г. О проблемах обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов РФ//Бюджет.-2011.-№8
15. Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга, «Мировая экономика и международные экономические отношения», 2009. С. 1-4.
16. Столповских Г.В. Долговая политика России/ Столповских Г.В.// Вестник АКСОР.-2011.- №1.-с.209-215
17. Счетная палата не выявила нарушений в формировании государственного долга Санкт-Петербурга//Балтийской информационное агентство http://www.baltinfo.ru
18. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ Сенчагов В.К. и др. -изд.2-е перераб.и допол. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009.-719с.
19. Официальный сайт Министерства финансов: http:// www.minfin.ru
20. Официальный сайт Федерального казначейства: http // www.roskazna.ru
21. Официальный сайт комитета финансов Санкт Петербурга// www.fincom.spb.ru

Вопрос-ответ:

Что такое государственный долг и как он классифицируется?

Государственный долг - это совокупность задолженностей государства перед внутренними или внешними кредиторами. Он классифицируется на внутренний и внешний государственный долг. Внутренний государственный долг - это задолженность государства перед отечественными кредиторами, включая коммерческие банки, физических и юридических лиц. Внешний государственный долг - это задолженность государства перед иностранными кредиторами, такими как иностранные государства, международные финансовые организации и инвесторы.

Какими методами управляется внутренний государственный долг?

Управление внутренним государственным долгом осуществляется через различные методы. Одним из таких методов является выпуск государственных облигаций, которые представляют собой ценные бумаги, дающие право на получение фиксированного дохода. Другим методом является привлечение кредитов от коммерческих банков и учреждений. Кроме того, может использоваться метод рефинансирования, который подразумевает замену старого долга новым с целью снижения процентных расходов. Все эти методы направлены на оптимизацию управления долговыми обязательствами государства.

Какова долговая политика регионов на современном этапе?

На современном этапе долговая политика регионов направлена на обеспечение устойчивого развития и финансовой стабильности. Регионы стремятся снизить уровень своего задолженности и улучшить репутацию перед кредиторами. Для этого они осуществляют политику ограничения расходов и привлечения инвестиций. Регионы также активно участвуют в рынке государственных облигаций, выпуская свои ценные бумаги для привлечения инвесторов. В целом, долговая политика регионов основывается на балансировании доходов и расходов, а также на предоставлении финансовой прозрачности и открытости.

Что такое государственный долг?

Государственный долг – это совокупность задолженностей государства перед кредиторами, которую государство привлекает для финансирования своих текущих и капитальных расходов.

Как классифицируется государственный долг?

Государственный долг классифицируется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – это задолженности государства перед резидентами страны, а внешний государственный долг – перед нерезидентами.

Какие методы существуют для управления внутренним государственным долгом?

Для управления внутренним государственным долгом используются различные методы, такие как размещение государственных облигаций, погашение долга путем выкупа облигаций или выплаты процентов, использование специальных фондов и резервов.

Какая долговая политика регионов существует на современном этапе?

На современном этапе регионы ведут активную долговую политику, привлекая финансовые ресурсы на рынке государственных ценных бумаг, чтобы покрыть свои финансовые нужды. Они также привлекают инвестиции и занимаются разработкой долгосрочных программ развития.

Каким образом регулируется внутренний государственный долг Санкт-Петербурга?

Внутренний государственный долг Санкт-Петербурга регулируется нормативными актами, которые устанавливают порядок размещения и погашения государственных облигаций, а также определяют требования к их кредитоспособности и ликвидности.

Какова сущность государственного долга?

Государственный долг - это совокупность обязательств государства перед кредиторами, которые осуществляют выдачу займов на определенный срок. Он является инструментом финансирования государства и позволяет привлекать средства на реализацию важных проектов и обеспечение стабильного функционирования экономики.

Какие методы управления внутренним государственным долгом существуют?

Существует несколько методов управления внутренним государственным долгом. Одним из них является прямой размещение государственных ценных бумаг, при котором эмиссия производится непосредственно через выкупные операции с покупателями. Также применяется метод аукционного размещения, при котором инвесторы предлагают свои цены за государственные ценные бумаги, и продавец выбирает наиболее выгодные предложения. Еще одним методом является размещение через систему государственных сберегательных сертификатов.

Каковы особенности долговой политики регионов на современном этапе?

На современном этапе долговая политика регионов направлена на обеспечение устойчивого развития и обеспечение выполнения социальных и экономических задач. Главная задача долговой политики регионов - поддержание долговой устойчивости и снижение рисков распределения бюджетных ресурсов. Для этого применяются различные методы управления государственным долгом, такие как диверсификация портфеля долговых обязательств, контроль за структурой долга и оптимизация затрат на обслуживание долга.