Потребительское поведение и спрос с точки зрения православной теологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 3333 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 10.01.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Потребление и спрос 6
1.1 Потребительское общество 6
1.2 Православная модель потребительского образа жизни 11
Глава 2. Подходы религии и церкви к потребительскому образу жизни 13
2.1 Двойственность экономических благ……………………………………..13
2.2 Бизнес как отражение двойственности материальных благ……………16
Заключение 28
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления

Ценностно-смысловая ориентация проявляется в данном случае под влиянием мировоззрения. Иерархическая структура обуславливает происхождение и исполнение каждой ценности своей особенной природы, своей функции и задач. Между уровнями существуют взаимосвязи, «когда обесценивается или подвержено невниманию одно происходит разрыв согласия и дисбаланс всей жизни». 
Такая система ценностей, выстроенная по принципу «сверху вниз», характеризуется большей устойчивостью, если она составляет духовную традицию общества и личности. Подобная организация под влиянием обстоятельств, имеющих значение событий может изменяться главным образом лишь на ценностном нижнем уровне, редко – промежуточном. В случае, когда вершинная ценность по какой-либо причине теряет свое значение, то создаются условия для глубочайшего кризиса, «он упал, и было падение его великим» (Матф. 7, 27). Следствием становится разрушение всей жизни, вплоть до суицида. 
Личность, которая руководствуется подобной системой ценностей (построенной по принципу «сверху вниз»), создает впечатление цельного, устойчивого образования, эти ценности редко противоречат друг другу, бесконфликтны, ибо подобное притягивает подобное.
Противоречие заключается в том, что система ценностей Православия представляет и путь обретения человеческой сущности, каждый шаг в ней может на определенное время выступать целью, но достигнуть ее представляется возможным только в том случае, если от взора человека не срыты последующие ступени. Таким же образом и само спасение возможно тогда, когда оно – не самоцелью является, когда человек за ним, за всем видимым миром видит Бога. Преувеличенное сосредоточение на ценностях нижнего, третьего уровня опасно ханжеством, второго и первого – состоянием, называемое в православной традиции как «прелесть». Прелесть – иллюзорность в восприятии себя как уже полностью очистившегося от всех грехов и страстей, как в полной мере достойного благодати Божией, ложное ощущение избытка личных духовных дарований.
Духовное созревание в Православии нераздельно и от душевного роста. Цельность психологического состояния, соответствие ценностей объявленных и реализуемых в поступках, ясное внутреннее осознание мотивации выбора в мире отношений и вещей составляют сущность такой зрелости. Преп. Симеон Новый Богослов, характеризуя духовно зрелую личность, пишет: «Кого Бог освободит, истинно можно свободным назвать: чистота, целомудрие, благо, праведность, человеколюбие, милость, сострадание, воздержанность, словом, человек сосредоточил в себе все то, каким ему подобает быть».
Обращаясь снова к вопросу о специфике православной модели потребительского поведения, мы можем выделить в ней несколько следующих моментов:
Происхождение, возникающее из общей философии православной жизни;
Спектр возможных потребительских стратегий православных христиан;
Включенность потребительского поведения православного человека в православную культуру и общую жизненную канву человека;
Нравственная обусловленность норм потребительского поведения православного христианина;
Подчиненная, служебная, а не самодовлеющая роль православной модели потребительского поведения в жизни христианина;
Особенности потребительского поведения при разных жизненных призваниях человека (аскетизм монашествующих, аскетизм в жизни мирянина).
На первый, весьма поверхностный взгляд, отношение к материальным благам у православных довольно жесткое, до отрицания их вообще. 
Основной вопрос и проблематика, часто приходящие на ум при обсуждении потребительского поведения – общее отношение к богатству, благополучию и понимание этих феноменов.
Богатство, как и бедность – испытания, в любых условиях человек должен стремиться жить достойно.
С православной, святоотеческой точки зрения, материальное благополучие – великая награда от Бога, «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным», - пишет апостол Павел (1-е Тим. 6, 6). Но богатство и благополучие человека не должны стоять между человеком и Богом. «Благополучие», то есть получение благ от Бога, так как Он есть Хозяин нашего земного бытия, но нам, в наши руки, Господь дал управление землей и всем, ее наполняющим. Богатство должно способствовать духовному благу человека, «приобретайте богатство духовное богатством неправедным». Господа Иисуса Христа часто спрашивали о деньгах (Матф. 6, 19-21); не случайно этот вопрос – один из тех, при помощи которых хотели Его уловить фарисеи и при несогласии или противоречии Закону Моисееву придать суду. Однако, то, с чем связаны в жизни человеческой деньги, настолько серьезно, что в Евангелии сказано об этом особо.
Главное – искание Божьей правды и Царства Небесного, открытие их в себе, устроение жизни в согласии с волей Божией о себе. Человеку необходимо искать главное, тогда приложится от Бога и все необходимое. Дело в расстановке жизненных приоритетов, когда заботы, концентрированность на мелких заботах жизни не должны сбивать человека, засорять ему восприятие главного в жизни – обретения себя.
Христос дает апостолам заповедь: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? … Итак не ищите, что вам есть, или что вам пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и все это приложится вам» (Лк. 12, 22-31).
Сначала – человек, потом – вещь; сначала – душа, потом – обязанность; сначала – любовь, потом – исполнение закона: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними» (Лк. 6, 30-31). Господь, понимая, кому Он это говорит и для кого дает жизненные основания, смягчает необходимость обетованием: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится вам» (Лк. 6, 38). Насколько ново это по отношению к такому привычному для нас – «если я отдам, то ведь у меня уже больше не будет». Христос обещает Сам: «дастся вам». Ваши труды, ваша щедрость не останется посрамленной и напрасной – Бог сам воздаст вам за труд милосердия. 
Напротив, богатый, состоятельный человек, надеясь вместо Бога только на себя, предстает перед нами безумным. Господь, объясняя апостолам и народу опасность любостяжания, приводит такую притчу (Лк. 12, 15-21). «При том сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу. У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя! Кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». 
















Заключение
Жизнь современного человека почти всегда характеризуется потреблением. Это изначально экономический термин прижился в нынешнее время, и применим ко всей жизни человека, каждый день, потребляющий огромное количество нужного и не нужного и при этом, в большинстве своем, ничего не создающего. Потребление - это использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Человек же - это и производитель, и потребитель, и трудовой ресурс. Такое определение в сфере экономики, как науки, не только оправдано, но и незаменимо. Потребление приобретает сокрушающие все вокруг размеры, человек губится как личность, он становится пустым сосудом, поглощающим день за днем все новое и новое, это бесконечный процесс, разрушающий личность и истинные ценности человека. С православной точки зрения человек - это существо духовное, существо, созданное Богом, и Богом же призванное к высшим целям. Материальная, телесная жизнь человека - это своего рода средство, позволяющее здесь на земле стремиться к горнему идеалу, ибо сказано было Спасителем:  «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6 : 33). Лишь на стремлении к таким целям и на провозглашении таких ценностей может строиться духовная жизнь человека, и только в этом случае наше общество можно будет назвать здоровым культурным и политическим организмом.
Многое приходит из Запада, но не надо думать, что Запад навязывает это все. Просто большинство людей не хотят идти сложным путем и поэтому идут путем развлечений и легкой жизни. Поэтому люди выбирают атеизм, а потом и нового бога в лице потребления. Не отрицая бытие Бога и не учиняя открыть на гонений на Церковь, потребительское сознание отрицает всякую духовность человека признаёт его лишь потребителем материальных благ и все прочие сферы   жизни   подчиняет   этому потреблению. Ценность такой культуры это предметы, вещи, «золотые унитазы» одним словом всё то, что можно купить. Именно поэтому её высшим идеалом являются деньги, а лозунгом «живём один раз!» и «бери от жизни всё!». В итоге человеку прививается эгоизм, стремление к карьеризму, богатству, его сознание ограничивается рыночным мышлением его личная культура и интересы подгоняются под «следование моде». Рынок становится для него божеством, «шопинг» - религиозным культом, вера в свою успешность - верой в спасение. Такой человек превращается в разумное животное, а общество таких людей в организацию производственных и потребительских отношений. 

















Список использованных источников
«А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х – первая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999.
Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М.: Актис, 1991.
Белорусов С.А. Смирение и достоинство в духовной жизни личности. //Альфа и Омега. 1997. №1(12).
Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
Домострой/ Сост. В.В.Колесова. - М.: Сов. Россия, 1990. - 304с.См. главы 11, 16, 17, 18, 28, 29, 31 и др.
Зарубина Н. И. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования, 2005, № 7.
Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. СПб., 1993.
Митрополит Антоний Сурожский. Размышления на пути к Пасхе. //Альфа и Омега. 1997. №1(12).
Преподобный Василий Великий. Творения. Т. 4.
Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования, 2005, № 1.
Сапунов Б.В. Земная жизнь Иисуса. СПб., 2002.
Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Первое послание к Тимофею XVII. Полное собрание творений в XII томах. Т. XI, кн. 2. — М.: Радонеж, 2006.
Свод нравственных принципов и правил хозяйствования (Принят VIII Всемирным Русским Народным Собором) //Православная беседа. — 2004. — № 2. — Р.V.
Собственность в жизни россиян: реальность и домыслы: результаты исследования Института комплексных социальных исследований РАН // Социологические исследования, 2005, № 11.
Требник, ркп. XVII в., собр. Погодина. № 308. Л. 284. Вопросы торговым людям. Цит. по «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х –ервая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999.
Феофан (Говоров), свт., Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, «Новая книга», 1995. С.72–73
Феррар Ф. Жизнь и труды св. апостола Павла. М., 2006.
Храпов С.А. Кризисные тенденции общественного сознания современной России. – Астрахань, 2009.
Р.Мэй. Любовь и воля.М., 1997.
Adam Smith Theory of Moral Sentiments. II, II, 16 // Сайт «Библиотека экономики и свободы». URL: http://econlib.org/library/Smith/smMS2 (дата обращения: 26.10.2013).

См.: Р.Мэй. Любовь и воля.М., 1997.
Храпов С.А. Кризисные тенденции общественного сознания современной России. – Астрахань, 2009.
См.: Св.Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в XII томах.Т.X. М., 2004.
Adam Smith Theory of Moral Sentiments. II, II, 16 // Сайт «Библиотека экономики и свободы». URL: http://econlib.org/library/Smith/smMS2 (дата обращения: 26.10.2013).
Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам. Полное собрание творений в XII томах. Т. X, кн. 2. — М.: Радонеж, 2004. — С.619–620.
Свод нравственных принципов и правил хозяйствования (Принят VIII Всемирным Русским Народным Собором) //Православная беседа. — 2004. — № 2. — Р.V.
Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Первое послание к Тимофею XVII. Полное собрание творений в XII томах. Т. XI, кн. 2. — М.: Радонеж, 2006. — С.745. 
Собственность в жизни россиян: реальность и домыслы: результаты исследования Института комплексных социальных исследований РАН // Социологические исследования, 2005, № 11, с. 6.
Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. СПб., 1993.

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
Зарубина Н. И. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования, 2005, № 7, с. 18.
Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования, 2005, № 1, с. 13.
Домострой/ Сост. В.В.Колесова. - М.: Сов. Россия, 1990. - 304с.См. главы 11, 16, 17, 18, 28, 29, 31 и др.
См. Требник, ркп. XVII в., собр. Погодина. № 308. Л. 284. Вопросы торговым людям. Цит. по «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х –ервая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999. С. 102.
См. по «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х – первая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999. С. 104.

Феофан (Говоров), свт., Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, «Новая книга», 1995. С.72–73.
Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М.: Актис, 1991. с. 55.
Стефан Фиваидский. Творения древних отцов-подвижников. URL: http://krotov.info/acts/04/makary_vel/tvor_06.htm
Феррар Ф. Жизнь и труды св. апостола Павла. М., 2006.
Белорусов С.А. Смирение и достоинство в духовной жизни личности// Альфа и Омега. 1997, №1, с.296-309.
Тимофей Сельский. Бизнесмен в церкви. URL: http://apocalypse.orthodoxy.ru/church/8.htm
Белорусов С.А. Смирение и достоинство в духовной жизни личности. //Альфа и Омега. 1997. №1(12). С. 296-310.
Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы.«Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», 2012.
Митрополит Антоний Сурожский. Размышления на пути к Пасхе. //Альфа и Омега. 1997. №1(12). С. 5-19.
Матф. 6, 25, 32-33.
Д.А.Авдеев. Православная психиатрия. М., 1997.
Стефан Фиваидский. Творения древних отцов-подвижников. URL: http://krotov.info/acts/04/makary_vel/tvor_06.htm
Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1990.

Преподобный Василий Великий. Творения. Т. 4. сс. 319-320.
Сапунов Б.В. Земная жизнь Иисуса. СПб., 2002.









31

1. «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х – первая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999.
2. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М.: Актис, 1991.
3. Белорусов С.А. Смирение и достоинство в духовной жизни личности. //Альфа и Омега. 1997. №1(12).
4. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
5. Домострой/ Сост. В.В.Колесова. - М.: Сов. Россия, 1990. - 304с.См. главы 11, 16, 17, 18, 28, 29, 31 и др.
6. Зарубина Н. И. Деньги как социокультур¬ный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования, 2005, № 7.
7. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. СПб., 1993.
8. Митрополит Антоний Сурожский. Размышления на пути к Пасхе. //Альфа и Омега. 1997. №1(12).
9. Преподобный Василий Великий. Творения. Т. 4.
10. Радаев В.В. Социология потребления: основ¬ные подходы // Социологические исследования, 2005, № 1.
11. Сапунов Б.В. Земная жизнь Иисуса. СПб., 2002.
12. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Первое послание к Тимофею XVII. Полное собрание творений в XII томах. Т. XI, кн. 2. — М.: Радонеж, 2006.
13. Свод нравственных принципов и правил хозяйствования (Принят VIII Всемирным Русским Народным Собором) //Православная беседа. — 2004. — № 2. — Р.V.
14. Собственность в жизни россиян: реальность и домыслы: результаты исследования Института комплексных социальных исследований РАН // Социологические исследования, 2005, № 11.
15. Требник, ркп. XVII в., собр. Погодина. № 308. Л. 284. Вопросы торговым людям. Цит. по «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х –ервая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999.
16. Феофан (Говоров), свт., Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, «Новая книга», 1995. С.72–73
17. Феррар Ф. Жизнь и труды св. апостола Павла. М., 2006.
18. Храпов С.А. Кризисные тенденции обществен¬ного сознания современной России. – Астрахань, 2009.
19. Р.Мэй. Любовь и воля.М., 1997.
20. Adam Smith Theory of Moral Sentiments. II, II, 16 // Сайт «Библиотека экономики и свободы». URL: http://econlib.org/library/Smith/smMS2 (дата обращения: 26.10.2013).

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы потребления и спроса в православной модели?

Основными принципами потребления и спроса в православной модели являются ответственность, умеренность и духовность. Православие призывает людей осознанно выбирать свои потребности и при этом не погружаться в жизнь суетную, основанную на потреблении материальных благ. Важно стремиться к умеренности в потреблении, чтобы не привязываться к материальным вещам и не забывать о духовных ценностях.

Как православие оценивает потребительское общество?

Православие относится к потребительскому обществу критически. Оно видит в нем опасность для духовной жизни, так как потребительство способствует развитию эгоизма, суеты, погружения во внешний мир. Православная традиция призывает людей стремиться к духовной глубине и воспитывать в себе ценности, отличные от материальных благ.

Какие подходы религии и церкви к потребительскому образу жизни?

Подходы религии и церкви к потребительскому образу жизни делятся на два основных типа: первый - отрицание и противодействие потребительскому образу жизни, и второй - попытка приспособиться к нему и использовать его для достижения религиозных целей. Оба подхода имеют свои аргументы и сторонников, но важно помнить о том, что православие призывает к умеренности и духовности, а потребительское общество в большинстве случаев ставит на первое место материальные блага и эгоистические потребности.

Какое отношение православие имеет к бизнесу в контексте потребительского образа жизни?

Православие смотрит на бизнес в контексте потребительского образа жизни как на двойственное явление. С одной стороны, бизнес может быть средством осуществления полезной деятельности и служения обществу. С другой стороны, он может стать источником жадности, эксплуатации и неправедных отношений. Православие призывает бизнесменов быть ответственными перед Богом и людьми, заботиться о деловой репутации и балансировать потребности бизнеса и общества.

В чем заключается православная модель потребительского образа жизни?

Православная модель потребительского образа жизни основана на принципах созерцательности, творчества и ответственности перед Богом и ближними. Она предполагает умеренность, бережное отношение к ресурсам и соблюдение духовных ценностей при выборе и использовании товаров и услуг.

Как религия и церковь относятся к потребительскому образу жизни?

Религия и церковь относятся к потребительскому образу жизни с двойственностью. С одной стороны, они осуждают чрезмерное потребление, алчность и стремление к материальному изобилию. С другой, они признают необходимость материальных благ для обеспечения комфорта и поддержания жизненных потребностей.

Какое значение имеют экономические блага с точки зрения религии и церкви?

Экономические блага рассматриваются религией и церковью с точки зрения их двойственности. С одной стороны, они могут быть использованы для достижения благородных целей, поддержания семьи и общественного блага. С другой стороны, чрезмерное привязывание к ним может стать преградой на пути к духовному развитию и отвлечь от богослужения и ближних.

Как бизнес отражает двойственность материальных благ?

Бизнес отражает двойственность материальных благ через свою деятельность. С одной стороны, бизнес может быть основан на жадности, алчности и эксплуатации других людей. С другой стороны, он может вносить свой вклад в развитие общества, создавать рабочие места и обеспечивать людей необходимыми товарами и услугами.

Как ценностно-смысловая ориентация проявляется в потребительском поведении?

Ценностно-смысловая ориентация проявляется в потребительском поведении через выбор и использование товаров и услуг, согласующихся со своими духовными убеждениями и ценностями. Она также проявляется в бережном отношении к ресурсам и в поиске гармонии между материальными и духовными аспектами жизни.

Что такое потребительское поведение и спрос с точки зрения православной теологии?

Потребительское поведение и спрос с точки зрения православной теологии рассматриваются как часть образа жизни, которая должна быть основана на ценностно-смысловых ориентациях. Православная модель потребительского образа жизни подразумевает поиск материальных благ в рамках духовно-нравственных принципов.

Что такое потребительское общество?

Потребительское общество - это общество, в котором потребление товаров и услуг становится одной из основных целей жизни людей. Основной принцип потребительского общества - максимизация индивидуальных потребительских возможностей и удовлетворение личных желаний и потребностей.