Потребительское поведение и спрос с точки зрения православной теологии

  • 33 страницы
  • 20 источников
  • Добавлена 10.01.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Потребление и спрос 6
1.1 Потребительское общество 6
1.2 Православная модель потребительского образа жизни 11
Глава 2. Подходы религии и церкви к потребительскому образу жизни 13
2.1 Двойственность экономических благ……………………………………..13
2.2 Бизнес как отражение двойственности материальных благ……………16
Заключение 28
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления

Ценностно-смысловая ориентация проявляется в данном случае под влиянием мировоззрения. Иерархическая структура обуславливает происхождение и исполнение каждой ценности своей особенной природы, своей функции и задач. Между уровнями существуют взаимосвязи, «когда обесценивается или подвержено невниманию одно происходит разрыв согласия и дисбаланс всей жизни». 
Такая система ценностей, выстроенная по принципу «сверху вниз», характеризуется большей устойчивостью, если она составляет духовную традицию общества и личности. Подобная организация под влиянием обстоятельств, имеющих значение событий может изменяться главным образом лишь на ценностном нижнем уровне, редко – промежуточном. В случае, когда вершинная ценность по какой-либо причине теряет свое значение, то создаются условия для глубочайшего кризиса, «он упал, и было падение его великим» (Матф. 7, 27). Следствием становится разрушение всей жизни, вплоть до суицида. 
Личность, которая руководствуется подобной системой ценностей (построенной по принципу «сверху вниз»), создает впечатление цельного, устойчивого образования, эти ценности редко противоречат друг другу, бесконфликтны, ибо подобное притягивает подобное.
Противоречие заключается в том, что система ценностей Православия представляет и путь обретения человеческой сущности, каждый шаг в ней может на определенное время выступать целью, но достигнуть ее представляется возможным только в том случае, если от взора человека не срыты последующие ступени. Таким же образом и само спасение возможно тогда, когда оно – не самоцелью является, когда человек за ним, за всем видимым миром видит Бога. Преувеличенное сосредоточение на ценностях нижнего, третьего уровня опасно ханжеством, второго и первого – состоянием, называемое в православной традиции как «прелесть». Прелесть – иллюзорность в восприятии себя как уже полностью очистившегося от всех грехов и страстей, как в полной мере достойного благодати Божией, ложное ощущение избытка личных духовных дарований.
Духовное созревание в Православии нераздельно и от душевного роста. Цельность психологического состояния, соответствие ценностей объявленных и реализуемых в поступках, ясное внутреннее осознание мотивации выбора в мире отношений и вещей составляют сущность такой зрелости. Преп. Симеон Новый Богослов, характеризуя духовно зрелую личность, пишет: «Кого Бог освободит, истинно можно свободным назвать: чистота, целомудрие, благо, праведность, человеколюбие, милость, сострадание, воздержанность, словом, человек сосредоточил в себе все то, каким ему подобает быть».
Обращаясь снова к вопросу о специфике православной модели потребительского поведения, мы можем выделить в ней несколько следующих моментов:
Происхождение, возникающее из общей философии православной жизни;
Спектр возможных потребительских стратегий православных христиан;
Включенность потребительского поведения православного человека в православную культуру и общую жизненную канву человека;
Нравственная обусловленность норм потребительского поведения православного христианина;
Подчиненная, служебная, а не самодовлеющая роль православной модели потребительского поведения в жизни христианина;
Особенности потребительского поведения при разных жизненных призваниях человека (аскетизм монашествующих, аскетизм в жизни мирянина).
На первый, весьма поверхностный взгляд, отношение к материальным благам у православных довольно жесткое, до отрицания их вообще. 
Основной вопрос и проблематика, часто приходящие на ум при обсуждении потребительского поведения – общее отношение к богатству, благополучию и понимание этих феноменов.
Богатство, как и бедность – испытания, в любых условиях человек должен стремиться жить достойно.
С православной, святоотеческой точки зрения, материальное благополучие – великая награда от Бога, «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным», - пишет апостол Павел (1-е Тим. 6, 6). Но богатство и благополучие человека не должны стоять между человеком и Богом. «Благополучие», то есть получение благ от Бога, так как Он есть Хозяин нашего земного бытия, но нам, в наши руки, Господь дал управление землей и всем, ее наполняющим. Богатство должно способствовать духовному благу человека, «приобретайте богатство духовное богатством неправедным». Господа Иисуса Христа часто спрашивали о деньгах (Матф. 6, 19-21); не случайно этот вопрос – один из тех, при помощи которых хотели Его уловить фарисеи и при несогласии или противоречии Закону Моисееву придать суду. Однако, то, с чем связаны в жизни человеческой деньги, настолько серьезно, что в Евангелии сказано об этом особо.
Главное – искание Божьей правды и Царства Небесного, открытие их в себе, устроение жизни в согласии с волей Божией о себе. Человеку необходимо искать главное, тогда приложится от Бога и все необходимое. Дело в расстановке жизненных приоритетов, когда заботы, концентрированность на мелких заботах жизни не должны сбивать человека, засорять ему восприятие главного в жизни – обретения себя.
Христос дает апостолам заповедь: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? … Итак не ищите, что вам есть, или что вам пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и все это приложится вам» (Лк. 12, 22-31).
Сначала – человек, потом – вещь; сначала – душа, потом – обязанность; сначала – любовь, потом – исполнение закона: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними» (Лк. 6, 30-31). Господь, понимая, кому Он это говорит и для кого дает жизненные основания, смягчает необходимость обетованием: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится вам» (Лк. 6, 38). Насколько ново это по отношению к такому привычному для нас – «если я отдам, то ведь у меня уже больше не будет». Христос обещает Сам: «дастся вам». Ваши труды, ваша щедрость не останется посрамленной и напрасной – Бог сам воздаст вам за труд милосердия. 
Напротив, богатый, состоятельный человек, надеясь вместо Бога только на себя, предстает перед нами безумным. Господь, объясняя апостолам и народу опасность любостяжания, приводит такую притчу (Лк. 12, 15-21). «При том сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу. У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя! Кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». 
















Заключение
Жизнь современного человека почти всегда характеризуется потреблением. Это изначально экономический термин прижился в нынешнее время, и применим ко всей жизни человека, каждый день, потребляющий огромное количество нужного и не нужного и при этом, в большинстве своем, ничего не создающего. Потребление - это использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Человек же - это и производитель, и потребитель, и трудовой ресурс. Такое определение в сфере экономики, как науки, не только оправдано, но и незаменимо. Потребление приобретает сокрушающие все вокруг размеры, человек губится как личность, он становится пустым сосудом, поглощающим день за днем все новое и новое, это бесконечный процесс, разрушающий личность и истинные ценности человека. С православной точки зрения человек - это существо духовное, существо, созданное Богом, и Богом же призванное к высшим целям. Материальная, телесная жизнь человека - это своего рода средство, позволяющее здесь на земле стремиться к горнему идеалу, ибо сказано было Спасителем:  «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6 : 33). Лишь на стремлении к таким целям и на провозглашении таких ценностей может строиться духовная жизнь человека, и только в этом случае наше общество можно будет назвать здоровым культурным и политическим организмом.
Многое приходит из Запада, но не надо думать, что Запад навязывает это все. Просто большинство людей не хотят идти сложным путем и поэтому идут путем развлечений и легкой жизни. Поэтому люди выбирают атеизм, а потом и нового бога в лице потребления. Не отрицая бытие Бога и не учиняя открыть на гонений на Церковь, потребительское сознание отрицает всякую духовность человека признаёт его лишь потребителем материальных благ и все прочие сферы   жизни   подчиняет   этому потреблению. Ценность такой культуры это предметы, вещи, «золотые унитазы» одним словом всё то, что можно купить. Именно поэтому её высшим идеалом являются деньги, а лозунгом «живём один раз!» и «бери от жизни всё!». В итоге человеку прививается эгоизм, стремление к карьеризму, богатству, его сознание ограничивается рыночным мышлением его личная культура и интересы подгоняются под «следование моде». Рынок становится для него божеством, «шопинг» - религиозным культом, вера в свою успешность - верой в спасение. Такой человек превращается в разумное животное, а общество таких людей в организацию производственных и потребительских отношений. 

















Список использованных источников
«А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х – первая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999.
Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М.: Актис, 1991.
Белорусов С.А. Смирение и достоинство в духовной жизни личности. //Альфа и Омега. 1997. №1(12).
Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
Домострой/ Сост. В.В.Колесова. - М.: Сов. Россия, 1990. - 304с.См. главы 11, 16, 17, 18, 28, 29, 31 и др.
Зарубина Н. И. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования, 2005, № 7.
Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. СПб., 1993.
Митрополит Антоний Сурожский. Размышления на пути к Пасхе. //Альфа и Омега. 1997. №1(12).
Преподобный Василий Великий. Творения. Т. 4.
Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования, 2005, № 1.
Сапунов Б.В. Земная жизнь Иисуса. СПб., 2002.
Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Первое послание к Тимофею XVII. Полное собрание творений в XII томах. Т. XI, кн. 2. — М.: Радонеж, 2006.
Свод нравственных принципов и правил хозяйствования (Принят VIII Всемирным Русским Народным Собором) //Православная беседа. — 2004. — № 2. — Р.V.
Собственность в жизни россиян: реальность и домыслы: результаты исследования Института комплексных социальных исследований РАН // Социологические исследования, 2005, № 11.
Требник, ркп. XVII в., собр. Погодина. № 308. Л. 284. Вопросы торговым людям. Цит. по «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х –ервая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999.
Феофан (Говоров), свт., Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, «Новая книга», 1995. С.72–73
Феррар Ф. Жизнь и труды св. апостола Павла. М., 2006.
Храпов С.А. Кризисные тенденции общественного сознания современной России. – Астрахань, 2009.
Р.Мэй. Любовь и воля.М., 1997.
Adam Smith Theory of Moral Sentiments. II, II, 16 // Сайт «Библиотека экономики и свободы». URL: http://econlib.org/library/Smith/smMS2 (дата обращения: 26.10.2013).

См.: Р.Мэй. Любовь и воля.М., 1997.
Храпов С.А. Кризисные тенденции общественного сознания современной России. – Астрахань, 2009.
См.: Св.Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в XII томах.Т.X. М., 2004.
Adam Smith Theory of Moral Sentiments. II, II, 16 // Сайт «Библиотека экономики и свободы». URL: http://econlib.org/library/Smith/smMS2 (дата обращения: 26.10.2013).
Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам. Полное собрание творений в XII томах. Т. X, кн. 2. — М.: Радонеж, 2004. — С.619–620.
Свод нравственных принципов и правил хозяйствования (Принят VIII Всемирным Русским Народным Собором) //Православная беседа. — 2004. — № 2. — Р.V.
Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Первое послание к Тимофею XVII. Полное собрание творений в XII томах. Т. XI, кн. 2. — М.: Радонеж, 2006. — С.745. 
Собственность в жизни россиян: реальность и домыслы: результаты исследования Института комплексных социальных исследований РАН // Социологические исследования, 2005, № 11, с. 6.
Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. СПб., 1993.

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
Зарубина Н. И. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования, 2005, № 7, с. 18.
Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования, 2005, № 1, с. 13.
Домострой/ Сост. В.В.Колесова. - М.: Сов. Россия, 1990. - 304с.См. главы 11, 16, 17, 18, 28, 29, 31 и др.
См. Требник, ркп. XVII в., собр. Погодина. № 308. Л. 284. Вопросы торговым людям. Цит. по «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х –ервая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999. С. 102.
См. по «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х – первая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999. С. 104.

Феофан (Говоров), свт., Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, «Новая книга», 1995. С.72–73.
Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М.: Актис, 1991. с. 55.
Стефан Фиваидский. Творения древних отцов-подвижников. URL: http://krotov.info/acts/04/makary_vel/tvor_06.htm
Феррар Ф. Жизнь и труды св. апостола Павла. М., 2006.
Белорусов С.А. Смирение и достоинство в духовной жизни личности// Альфа и Омега. 1997, №1, с.296-309.
Тимофей Сельский. Бизнесмен в церкви. URL: http://apocalypse.orthodoxy.ru/church/8.htm
Белорусов С.А. Смирение и достоинство в духовной жизни личности. //Альфа и Омега. 1997. №1(12). С. 296-310.
Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы.«Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», 2012.
Митрополит Антоний Сурожский. Размышления на пути к Пасхе. //Альфа и Омега. 1997. №1(12). С. 5-19.
Матф. 6, 25, 32-33.
Д.А.Авдеев. Православная психиатрия. М., 1997.
Стефан Фиваидский. Творения древних отцов-подвижников. URL: http://krotov.info/acts/04/makary_vel/tvor_06.htm
Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1990.

Преподобный Василий Великий. Творения. Т. 4. сс. 319-320.
Сапунов Б.В. Земная жизнь Иисуса. СПб., 2002.









31

1. «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х – первая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999.
2. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М.: Актис, 1991.
3. Белорусов С.А. Смирение и достоинство в духовной жизни личности. //Альфа и Омега. 1997. №1(12).
4. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
5. Домострой/ Сост. В.В.Колесова. - М.: Сов. Россия, 1990. - 304с.См. главы 11, 16, 17, 18, 28, 29, 31 и др.
6. Зарубина Н. И. Деньги как социокультур¬ный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования, 2005, № 7.
7. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. СПб., 1993.
8. Митрополит Антоний Сурожский. Размышления на пути к Пасхе. //Альфа и Омега. 1997. №1(12).
9. Преподобный Василий Великий. Творения. Т. 4.
10. Радаев В.В. Социология потребления: основ¬ные подходы // Социологические исследования, 2005, № 1.
11. Сапунов Б.В. Земная жизнь Иисуса. СПб., 2002.
12. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Первое послание к Тимофею XVII. Полное собрание творений в XII томах. Т. XI, кн. 2. — М.: Радонеж, 2006.
13. Свод нравственных принципов и правил хозяйствования (Принят VIII Всемирным Русским Народным Собором) //Православная беседа. — 2004. — № 2. — Р.V.
14. Собственность в жизни россиян: реальность и домыслы: результаты исследования Института комплексных социальных исследований РАН // Социологические исследования, 2005, № 11.
15. Требник, ркп. XVII в., собр. Погодина. № 308. Л. 284. Вопросы торговым людям. Цит. по «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х –ервая половина XIX в.) / Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999.
16. Феофан (Говоров), свт., Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, «Новая книга», 1995. С.72–73
17. Феррар Ф. Жизнь и труды св. апостола Павла. М., 2006.
18. Храпов С.А. Кризисные тенденции обществен¬ного сознания современной России. – Астрахань, 2009.
19. Р.Мэй. Любовь и воля.М., 1997.
20. Adam Smith Theory of Moral Sentiments. II, II, 16 // Сайт «Библиотека экономики и свободы». URL: http://econlib.org/library/Smith/smMS2 (дата обращения: 26.10.2013).

Опубликовано

ВВЕДЕНИЕ

С 1 января 2015 года, на геополитической карте мира появилась новая межгосударственная интеграция в организации - евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), который объединил Беларусь, Казахстан и РОССИЯ. В течение года ЕАЭС пополнился двумя новыми членами - республик Армения и Кыргызстан. ЕАЭС - новый объект социально-экономического исследования; по этой причине, изучение нюансов создания и эксплуатации, а также его место в мире, процесс глобализации представляет огромный научный интерес.

евразийское экономическое сообщество -- экономическая организация, которая имеет особенности, которые связаны с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, РОССИЯ, Таджикистан), проведение общей внешней экономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. Организация, которая стала правопреемницей Таможенного союза, создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Это четко структурированная система, довольно жесткий механизм принятия и реализации любого решения. Союз и должностные лица используют привилегии и иммунитеты, необходимые для выполнения функций и реализации мероприятий, которые предусмотрены в договоре о создании Евразийского экономического союза и международными договорами, которые работают в границах Союза. ЕАЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования государствами - членами Таможенного союза Единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Одним из главных векторов работы организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни населения.

Основной целью работы является рассмотрение перспектив развития евразийского экономического союза.

В этой статье рассматриваются перспективы и проблемы развития этого Евразийского экономического союза, вопросы интеграции в рамках Евразийского экономического союза, а также взаимодействие его с другими странами СНГ и из-за рубежа. Показано, что основная проблема интеграции в рамках Евразийского экономического союза является господство распределения над производством. Приняты во внимание масштабы передачи нефти и газа из российской федерации по сравнению с партнерами по ЕАЭС и влияние налогового маневра на его размер. Показано, что создание эффективных механизмов перераспределения прибыли внутри Евразийского экономического союза будет способствовать реализации благоприятных экономических эффектов при заключении соглашений о свободной торговле со странами снг. Рассмотрены риски Евразийского экономического союза в связи с введением российской федерацией в одностороннем порядке запрет на импорт продовольственных товаров из стран санкционного списка.

Узнать стоимость работы