Значение лепки в развитии детского пластического творчества

  • 37 страниц
  • 32 источника
  • Добавлена 05.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 4
1.1. Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей. 6
1.2. Технология ознакомления детей с различными видами искусств. 9
1.3. Развитие детского пластического творчества. 10
Глава 2. Практическая. Значение лепки в развитии детского творчества 15
2.1. Использование материалов на занятиях по лепке. 15
2.2. Значение лепки в развитии детского творчества. Эксперимент. 19
Заключение 32
Литература 34
Приложение 37
Фрагмент для ознакомления

Если мы внимательно посмотрим на фигурки, то можем открыть много удивительных тайн.- А вот эта группа фигурок, которые изображают природу. Как Про что скульпторы здесь хотят нам рассказать? Да, про красоту нашей родной земли, от небольшого уголка леса, поля до величавых просторов, разнообразие ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, полдень, зиму, осень, весну и лето. И здесь скульпторы передают настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер и дождь, когда попадает в грозу, снегопад. С помощью цвета, красок каждый скульптор передает свое отношение к увиденному и мы, глядя на ту или иную фигурку, начинаем ощущать те же чувства.Сейчас мы подойдем к другой группе фигур. Какой же здесь представлен жанр лепки? Портрет. Это человек или группа людей, это и взрослые и дети; иногда мы даже можем увидеть, кто они по профессии: врачи, рабочие, художники, музыканты. И здесь скульпторы изображают не только их лица, позу, одежду. Но и их настроение: грустное или радостное, доброе или сердитое, спокойное или взволнованное; мы видим и их характер: злость, добродушие, хитрость или равнодушие, загадочность или нежность. Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие вам больше всего понравились? Почему?После небольшой беседы с детьми воспитатель предлагает детям еще раз полюбоваться понравившимися фигурами, а затем собирает их около себя и говорит: «Итак, сегодня мы с вами поговорили о таком виде изобразительного искусства, как лепка, и мы увидели, что она может рассказывать об окружающем нас мире с помощью своих фигурок, показывать этот мир очень живо, похоже».Второй этап связан с расширением и закреплением представлений детей о лепке.. Особое внимание уделяется развитию у детей ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, использованию в речи искусствоведческих, эмоционально- эстетических терминов, умению общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве.Первое занятие может быть посвящено закреплению представлений детей о лепки как жанре живописи, его видах. Мы назвали его «Ах, лепка, ах, прекрасная и чудесная лепка!».Воспитатель заранее расставляет фигурки, изображающие разные виды лепки, знакомые детям с предыдущего года. Занятие можно провести по-разному. Воспитатель усаживает детей полукругом. Вдруг раздается стук в дверь.Воспитатель: - Кто же это к нам стучится? Войдите! Входит Незнайка (взрослый, одетый в костюм Незнайки).Незнайка: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Незнайка. Я слышал, что вы сегодня пойдете на выставку фигурок. Я тоже люблю лепить, потому что это про цветы, фрукты. Ой, как я их люблю! Я вот тоже лепил из песка. (Показывает детям фигурки. На одном – клумба с цветами, на другом – яблоня с яблоками). Правда, красиво!?Воспитатель наблюдает за реакцией детей. Если дети молчат, говорит: «Да, это красиво вылеплено, но разве это лепка? Дети, как вы считаете? Что же такое лепка? Ответы детей). Воспитатель: - Дети, покажем Незнайке нашу выставку?Все переходят в зал, где организована выставка. Воспитатель предлагает детям и Незнайке полюбоваться фигурками, показать ему те виды лепки и фигурки, которые уже известны детям, те, которые им больше всего нравятся. Через некоторое время воспитатель собирает около себя детей и спрашивает: «Дети, так о чем же рассказывают наши фигурки? Назовите те предметы, которые изображены на них? (Дети перечисляют). Незнайка, так ты понял, что такое лепка? Скульптор в своих работах рассказывает о красоте обычных предметов, цветов, плодов, о загадках, которые они таят в себе, о людях, которые вырастили и создали эти предметы, о том, какие чувства они вызвали у скульптора, - удивления, радости, раздумье, восторг. Поставленные вместе предметы, разложенные плоды, собранные в букет цветы рассказывают о себе: одни украшают друг друга, другие спорят, кто из них самый важный. Соответственно своим чувствам, мыслям скульптор подбирает и лепку, из чего он будет лепить Поэтому одни фигурки радостные, веселые. Покажите мне такие (дети показывают). Какие виды техники лепки здесь использовал скульптор? (теплые, светлые, звонкие). Как их еще можно назвать? Другие фигурки – задумчивые, спокойные, передают нам ощущение свежести, даже холода. Покажите мне такие. Какие здесь виды лепки использовал скульптор? Третьи фигруки звучат нежно, лирически, мягко, тихо. Покажите мне их. А здесь, какие виды техники использовал художник? Здесь среди уже известных вам фигурок есть несколько новых. Какие? Давайте внимательно рассмотрим вот этукомпозицию (И.Михайлов, «Овощи»). Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на него? (удовольствие, радость от обилия только что собранных овощей, ягод, фруктов. После этого воспитатель предлагает детям и Незнайке поиграть в игру «Убери лишнюю». Дети выполняют задание, воспитатель проверяет, отмечая, что в этот раз Незнайка не ошибся. Незнайка благодарит детей и обещает еще прийти. В ходе этого эксперимента с первой группой можно предложить сделать:1. Создать свою студию изобразительного искусства. Лестничные маршы, коридоры и рекреации использовать для выставок детских работ. Все располагается с учетом особенностей детского восприятия. Следовательно, эти пространства превращаются в познавательные, где можно остановиться и рассмотреть диспозицию картин, рисунков. 2. Вполне приемлем такой вариант, что дети пригласили бы своих родителей на свою выставку рисунков, чтобы они пришли и посмотрели на творчество своих детей.Мой совет, руководителям детских учреждений: приступив к проектированию дизайн – проекта, разработайте генеральный план проекта и этапы его воплощения в жизнь, помня о том, что в основе должна лежать система. Большое внимание в оформлении учреждения уделить единству стилевого решения всех помещений, учитывая их функциональное взаимодействие и наполнение конкретными предметами, которые также должны сочетаться по стилю, назначению и иметь свое место в интерьере. Недостаточность финансирования учреждения требует от нас продуманного и бережного отношения ко всему, что было приобретено ранее. Можно также приобщить в этому детей в том, чтобы воспользовались своей фантазией и сделали вместе с воспитателем, так скажем «перевоплощение» старых вещей в новые, более интересные.При правильно организованной эстетической среде детское учреждение все целиком принадлежит детям и взрослым, их воспитателям. УВК является своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение родительских ожиданий!3. Уроки искусства в группе детского сада пусть проходят в специально оборудованной всем необходимым студии. Всякий раз, приходя на занятия, дети проходили через комнату – музей, прекрасно оборудованную под их рисунки или предметами народного искусства. Таким образом, приходя на занятия в студию, дети сразу попадают в мир красоты. Это настраивает их на занятия прекрасным, стимулируя их творческую активность.Вывод, дети умеют: Так как в первой группе, мы делали различные интересные проекты, то получили как знаний, так и умений больше.1. Понимать значение лепки и их разновидности по жанрам.2. Так как создавалась студия изобразительного искусства, то дети имеют представление о пространстве, знают, что такое лепка, понятие скульптора и чем он занимается и как проходит его творчество.3. Так как у нас как всегда порой бывает, что недостаточность финансирования учреждения требует от нас продуманного и бережного отношения ко всему, что было приобретено ранее. Использование своей фантазии старых вещей в новые, более интересные и занимательные.4. Создание музея расширило сознание творчества, стало интереснее и увлекательнее заниматься. Добавилось в сознание знание термина музей, расширились границы словарного запаса.5. Расширились зрительные рамки в том плане, что благодаря музею, дети узнали, что можно обсуждать рисунки не только дома с родителями, а со всем детским учреждением.Анализ фигурок детей экспериментальной группы свидетельствует о том, что дети добились высоких показателей художественности образа по всем выделенным нами критериям. Ярче проявились индивидуальные особенности детей, их эмоциональное и эстетическое отношение к создаваемым образам. Большинство детей научились адекватно оценивать лепку в соответствии с замыслом, видеть главное в технике, отмечать связи между предметами и понимать художественность образа.Серия заданий первого этапа была направлена на развитие у детей воображения и фантазии, умения создавать целостной цветовой образ. В данной серии заданий дети лепили фигурки, составленные из яблок, банана, абрикоса. С целью развития у детей воображения и фантазии нами был применен способ, предложенный в задании Дары природы «Натюрморт»эстетическое восприятие детьми предметного мира, умение видеть цвет и понимать его значение для создания образа способствует развитию познавательной активности детей и эмоционально-образной отзывчивости. Накопление детьми элементарных, но конкретных знаний о предметах и средствах их изображения явилось ступенью формирования художественного образа. Серия заданий второго этапа была направлена на доказательство гипотезы моей курсовой работы, что если последовательно знакомить детей с жанрами лепки (песок), это может в дальнейшем приобщить детей к искусству. Так как детей учили восприятию и изображению предметов и явлений окружающей действительности, развивали способность выделять основные свойства объектов, которые должны быть переданы в фигурках, выделять сходство и различие, объединять по общим признакам. Большое внимание уделяли познанию детьми выразительных и изобразительных средств.Наш опыт работы с детьми дошкольного возраста убедил нас в правильности положения педагогики и психологии в том, что ребенок развивается путем присвоения общественно – исторического опыта предшествующих поколений, овеществленного и обобщенного в орудиях труда, продукта общественного производства, в произведениях искусства. И носителем и передатчиком этого опыта детям является взрослый, педагог. И иначе ребенок этот опыт усвоить не может.Занятия в группах детского сада проводились в соответствии с разработанной системой художественно – творческих способностей. Вместе с тем мы учитываем и тот опыт, который создан В.С. Кузиным и его учениками, Т.Я. Шпикаловой, Т.Н. Дороновой, Р.М. Чумичевой.ЗаключениеТворчество и искусство и очень древнее, и очень молодое, при этом они взаимодействуют с друг другом, помогая маленьким детям развиваться и становиться лучше.Скульпторы создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его. Первое, что делают люди, желающие узнать новый интересующий их край, - изучают язык, живущих в нем людей. Так и с изобразительным искусством.Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Лепкасоздает благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, способствуя развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности. На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, снег). Все эти средства помогают развивать наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяется кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.Лепка дает ребёнку обрести знания не только в области предоставленного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобретаются навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.На занятиях необходимосоздатваь атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый должен быть всегда рядом, а не над. Он должен помогать детям осознавать и выражать свою индивидуальность, соблюдая все принципыв эмоциональном, гуманистическом и принцип развивающем воспитании и обучении каждого ребёнка. И из всего вышеизложенного, можно подвести следующий итог, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество должно быть заинтересованно в том, чтобы воспитание ребенка происходило гармонично развито во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог должен быть его наставником в формировании его творческой личности.Литература1. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. – 1997, № 7.2. Богатеева З.А. занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.3. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 80 с.4. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – М.: Просвещение, 1985. – 189 с.5. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. – 1998, № 4.6. Князева М. Азбука искусств. – М.: «Открытый мир», 1995. – 80 с.7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990. – 178 с.9. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.10. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы «Детство». – С-Пб: Изд-во «Детство-Пресс», 2004. – 112 с.11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание»/ Комаровой Т.С. – М.: Просвещение, 1991. – 265 с.12. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. – 48 с.13. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 88 с.15. Топалова Е П. Художники с пеленок.- М.: Айрис-Пресс, 2004. – 128 с.16. Трофимова М.В., Тарабанова Т.И. Изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.17. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М., 1956. -297 с.18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – 181 с.19. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972. – 250 с.20. Формирование художественного образа у старших дошкольников в процессе рисования. - В кн.: Совершенствование подготовки студентов педагогических вузов к проведению воспитательной работы в свете основных направлений реформы общеобразовательной школы. (Методические рекомендации). - Одесса, 1966, с.69-74.21.Формирование художественного образа в рисунках старших дошкольников. - В кн.: Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. - П.,1986, с.89-93 ( В соавт. о Т.Г. Казаковой).22. Формирование эстетических эмоций у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. - В кн.: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. (Тезисы докладов Всесоюзная конференция). - Москва-Одесса, 1986, с.93 (В соавт. с Жаровцевой).23.Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000. -152с.24. // Дошкольное воспитание – 2005- №3, 5., с.16-27, 58-6725. //Дошкольное образование – 2004 -№4, с.9-1626.// Ребенок в детском саду – 2006- №1, с.39-4327.//Обруч: образование, ребенок, ученик- 2006 - №2, с.3-728.//Социальная педагогика – 2001 - №6, с.77-9729. //Дошкольное воспитание – 1997-№11, с.4-630.//Пралеска – 2006- №9, с.32-3731.// Дошкольное воспитание – 2001, №2, с.28-3232. //Дошкольное воспитание -2000, №4, с.7-12. Приложение:фото лепки разных материалов12.3.4. 5.6. 7.

Литература
1. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. – 1997, № 7.
2. Богатеева З.А. занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
3. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 80 с.
4. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – М.: Просвещение, 1985. – 189 с.
5. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. – 1998, № 4.
6. Князева М. Азбука искусств. – М.: «Открытый мир», 1995. – 80 с.
7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990. – 178 с.
9. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
10. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы «Детство». – С-Пб: Изд-во «Детство-Пресс», 2004. – 112 с.
11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание»/ Комаровой Т.С. – М.: Просвещение, 1991. – 265 с.
12. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. – 48 с.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 88 с.
15. Топалова Е П. Художники с пеленок.- М.: Айрис-Пресс, 2004. – 128 с.
16. Трофимова М.В., Тарабанова Т.И. Изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
17. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М., 1956. -297 с.
18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – 181 с.
19. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972. – 250 с.
20. Формирование художественного образа у старших дошкольников в процессе рисования. - В кн.: Совершенствование подготовки студентов педагогических вузов к проведению воспитательной работы в свете основных направлений реформы общеобразовательной школы. (Методические рекомендации). - Одесса, 1966, с.69-74.
21.Формирование художественного образа в рисунках старших дошкольников. - В кн.: Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. - П.,1986, с.89-93 ( В соавт. о Т.Г. Казаковой).
22. Формирование эстетических эмоций у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. - В кн.: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. (Тезисы докладов Всесоюзная конференция). - Москва-Одесса, 1986, с.93 (В соавт. с Жаровцевой).
23.Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000. -152с.
24. // Дошкольное воспитание – 2005- №3, 5., с.16-27, 58-67
25. //Дошкольное образование – 2004 -№4, с.9-16
26.// Ребенок в детском саду – 2006- №1, с.39-43
27.//Обруч: образование, ребенок, ученик- 2006 - №2, с.3-7
28.//Социальная педагогика – 2001 - №6, с.77-97
29. //Дошкольное воспитание – 1997-№11, с.4-6
30.//Пралеска – 2006- №9, с.32-37
31.// Дошкольное воспитание – 2001, №2, с.28-32
32. //Дошкольное воспитание -2000, №4, с.7-12.

Развитие пластиковых творчества у детей старшего дошкольного возраста

Введение

В наш век - век колоссального прогресса науки и техники - искусство не потерял ее значение, как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития ее художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни.

Искусство - явление социальное, его специфика отличается в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира дошкольников, развитие их эмоциональной и чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать мир по законам красоты.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культурного наследия; эмоциональность, поэтические образы этого искусства близки, понятны и дороги нашего народа. Как всякое большое искусство, оно воспитывает у детей чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру наших детей, это полезно для формирования человека будущего. Произведения искусства, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В популярной культуре искусства живет в традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в жизнь образует художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, успешно, если проводится работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинальный, как концепция. Она доступна для восприятия детей, так как само по себе, конечно, детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Дошкольный возраст-период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; однако, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Дошкольник узнает окружающих, объекты мира, а также события общественной жизни, доступные наблюдению. Психологические исследования Л. А. Венгера показали, что без специального обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного, сенсорного, эстетического, развития, обучения различные виды деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является, пожалуй, самым любимым и самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных изображения, свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность, в которую входит, скульптуры, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. В процессе формирования образа деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и желание довести начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.)

Узнать стоимость работы