Взаимодействие педагога и родителей в процессе подготовки детей к школе

  • 73 страницы
  • 57 источников
  • Добавлена 29.12.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание 2
Глава 1. Теоретические аспекты сотрудничества педагогов с родителями при подготовке детей к обучению школе 8
1.1. Проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе 8
1.2 Направления и формы взаимодействия педагога с родителями при подготовке детей к школе 16
Глава 2. Опытно - практическая работа по взаимодействию педагогов и родителей в подготовке детей к школе 26
2.1. Изучение особенности организации методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс 26
2.2.Разработка системы взаимодействия с семьей при подготовке детей к школе 45
2.3. Контрольные результаты эксперимента 56
Заключения 63
Список литературы 66
Приложения 72
Фрагмент для ознакомления

[22, С. 10]Охарактеризуем некоторые методы.Обсуждение разных точек зрения на вопрос позволялонастраивать родителей на размышление об организации и осуществлении ими работы по подготовке детей к школе. Например, был задан вопрос: в чем, по вашему мнению, заключается главный залог успешности ребенка в обучении – в большом объеме знаний и умений, в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях? Многие родители ответили, что объем знаний и умений главный элемент успеха в обучении, двое родителей уверены, что в крепком здоровье, т.к. за последние годы увеличилась учебная нагрузка, и только одна мама сказала, что успех обучения заключается в умственных способностях ребенка. Далее родители находили плюсы и минусы своих убеждений, что в итоге позволило им прийти к выводу, что все составляющие необходимы, но главным является уровень психофизического развития ребенка.Решение проблемных задач семейного воспитания побуждало родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняло в логичности и доказательности рассуждений, развивало чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагались различные проблемные ситуации, связанные с подготовкой ребенка к школе. Например, Ваш ребенок шалит, бегает, и не желает решать занимательные задачи, которые были заданы ребенку. Вы разозлились и наказали ребенка, сурово отчитав и забрав игрушки. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации? Практически все родители в начале были уверены, что ребенок ненадолго обидеться, но потом начнет выполнять задания, и у него сформируется представление о том, что занятия не игры, а серьезное дело. После такого решения данной педагогической ситуации, воспитатель разъяснил минусы такого подхода, основываясь на психолого-педагогических исследованиях о наказаниях и поощрениях в обучении. Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители давали оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирали более удачные, заменяли нежелательные конструктивными (вместо «Почему ты опять не хочешь решать задачи?» - «Я не сомневаюсь, что эти задачки очень легкие для тебя, ты можешь быстро их решать!»). Или родители определяли, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь, надо заниматься!», «Что бы ты без меня делал(а)?», и др. Задания могли выполняться в такой форме: воспитатель начинал фразу: «Хорошо учиться в школе - это значит...» или «Для меня диалог с ребенком – это...». Мать или отец должны закончить предложение. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствовало приобретению опыта партнерских отношений, решения проблемных ситуаций. Необходимо отметить, что родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинал заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь. Известно, что традиционное открытое занятие всегда довольно волнующий момент для проводящего его педагога и участвующих в нем детей и часто не может отразить систему работы и показать знания, умения и навыки детей. Но мы сделали родителей полноправными участниками праздников, развлечений, досугов и занятий, проводимых в детском саду, они сами участвовали в образовании своих детей, видели их неудачи и достижения.Особенно понравившаяся форма занятий для родителей стала форма «Путешествия по станциям» (итоговые занятия), где родители являлись ведущими этих станций. Таким образом, совместное занятие с родителями превращается в праздник и для детей за счет всегда интересной для них формы работы, и для родителей, потому что позволяет выступить в необычной роли и увидеть возможности и проблемы своего ребенка, и для педагога, так как он выступает в психологически приемлемой для себя роли – роли организатора образовательного процесса. ( приложение 13) Кроме того, занятия с родителями обогатили их педагогический опыт, позволили сформировать основные представления о составляющих готовности к школе с точки зрения психолого-педагогических исследований.Основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.Интернет страничка на сайте ДОУ.Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ДОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим "ключем" для входа на такой сайт.Кроме этого сайт детского сада или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом. Организация взаимодействия с семьей предполагало не только просвещение и обучение родителей в вопросах подготовки детей к школе, но и активное включение родителей в управление педагогическим процессом. С этой целью в октябре 2013 г на общем родительском собрании было принято решение о создании Попечительского совета (положение и план в приложение № 13), который стал принимать участие в планировании и организации педагогического процесса, связанного с подготовкой дошкольников к школе. Председатель Попечительского Совета стала полноправным членом педагогического Совета, которая на педагогических Советах имела право голоса и вносила свои предложения на рассмотрение педагогического коллектива.Основные направления работы Попечительского совета - участие в организации педагогического процесса, внесение предложений об его улучшении и оптимизации;- помощь в создании развивающей среды;- контроль за деятельностью педагогических сотрудников в процессе осуществления работы.Во время работы Попечительский совет внес на рассмотрение педагогического Совета такие предложения:- включить в воспитательно – образовательный процесс ДОУ специальные мероприятия по формированию готовности к школе на основе развивающих игр;- организовать тренинговые занятия, направленные на развитие психических процессов, обеспечивающих совершенствование психических процессов, необходимых для обучения (мышления, коммуникации, памяти);- пополнить фонд занимательного материала для интеллектуального развития дошкольников;- приобрести дидактический материал для развития мелкой моторики ребенка;- организовать экскурсию в МОУ СОШ ( начальное звено).На педагогических Советах предложения были рассмотрены и обсуждены с председателем Попечительского совета. На основе этого предложения были приняты и реализованы в работе.Таким образом, организация работы по взаимодействию ДОУ с семьей включала различные формы и методы. Таким образом, можно сделать вывод, что в дошкольном учреждении имеется эффективная система предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ, которая работает благодаря оптимальному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса.Исходя из проведенной работы системы предшкольного образования в МДОУ мы наметили перспективы для будущего совершенствования работы по данному направлению:Внести коррективы в Образовательную программу МДОУ 6 в части планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом  ФГТ с акцентом на блочно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.Сформировать пакет психолого-педагогических документов для составления ПАСПОРТА ВЫПУСКНИКА ДОУ с целью развития преемственных связей между ДОУ и СОШ, оптимизации взаимодействия с родителями выпускников и качественного коррекционно-педагогического сопровождения детей 5-7 лет.2.3. Контрольные результаты экспериментаМы представляем анализ результатов диагностического исследования. Результаты по методикам указаны в нижеследующих таблицах.Таблица 7.Результаты тестирования родительского социума по проблеме предшкольного образования в рамках МДОУВопросы для анкетирования респондентовУдовлетворены полностьюУдовлетворены частичноНе удовлетвореныЗатруднились с ответом1. - достаточно ли  Вы  информированы по вопросу предшкольного образования  детей  в  нашем ДОУ?80%20%-2. – имеете  ли  ВЫ  возможность в получении квалифицированной помощи со стороны специалистов нашего ДОУ по озвученной проблеме?70%30%-3. – имеете  ли  ВЫ возможность совместного обсуждения вопросов готовности детей к школе в ДОУ?60%40%-4. получаете ли  ВЫ своевременную информацию о результатах диагностических обследований  ваших детей?80%20%-5. удовлетворены ли ВЫ степенью подготовки детей к школе в рамках  нашего ДОУ?100%6. нуждаются ли  ВАШИ дети в дополнительной подготовке вне ДОУ (посещение дополнительных образовательных услуг)?Нет 70%Да 30%7.  с удовольствием ли дети посещают наш детский сад?Да 100%Таким образом, после проведения формирующего эксперимента практически все родители в своих ответах, были удовлетворенны работой ДОУ по подготовке дошкольников к школе. Большинство родителей отметили, что имеют    возможность в получении квалифицированной помощи со стороны специалистов ДОУ и  информированы по вопросу предшкольного образования  детей  в  ДОУ.Таблица 8.Результаты обследования доминирования познавательного или игрового мотива (контрольный этап)№п/пдоминирующиймотив1игровой2познавательный3игровой4познавательный5познавательный6познавательный7познавательный8познавательный9познавательный10познавательный11игровой12игровой13познавательный14познавательный15познавательный16познавательный17познавательный18познавательный19познавательный20познавательный21игровой22игровойОбработка результатов по методике№1 проводилась согласно описанию Н.И.Гуткиной: дети с выраженным познавательным интересом предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Как показывают результаты, полученные с помощью данной методики в группе у 27% (6человек) испытуемых доминирует игровой мотив и у 63% (16 человек) познавательный.Наглядно это представлено на рисунке 5.Рис.5 Наглядные результаты доминирования познавательного или игрового мотива(контрольный этап)Таблица 9.Результаты обследования по выявлению «внутренней позиции школьника»(контрольный этап)№п/пСтепень сформированности внутренней позиции дошкольника1сформирована2сформирована3сформирована4сформирована5сформирована6сформирована7сформирована8сформирована9сформирована10сформирована11сформирована12сформирована13сформирована14сформирована15сформирована16сформирована17сформирована18сформирована19сформирована20сформирована21сформирована22сформированаПо результатам методики №2 выявлено:в группе у испытуемых внутренняя позиция школьника не сформирована у всех детей.Рис. 6 Наглядные результаты доминирования познавательного или игрового мотива (контрольный этап)Таблица 10. Результаты обследования детей по методике «Домик»(контрольный этап)№п/пОшибки в баллахОтсутствие дет. 4б.Увелич дет. 3б.Неправ изображ. 3б.Неправ располож. 1бРазрыв линий 1б.Залезание линий 1б.Суммарный балл:Уровень выполнения10301115средний20001113высокий30001113высокий40001113высокий50301115средний60301116 средний70030104 средний80301115средний90300104средний100301115средний110031116средний120301115средний130001113высокий140330006средний150001113высокий160001113высокий170001113высокий180001113высокий190301115средний200031116средний210301115средний220031116среднийВ результате проведения методики «Домик» выявлено: В группе 27% (8человек) испытуемых показали средний уровень, 63% (14 человек) –высокий уровень.Рис. 7 Наглядные результаты по методике «Домик»(контрольный этап)Таблица 11. Результаты обследования детей по методике «ДА и НЕТ»(контрольный этап)№п/пНомер вопроса Ошибка-1б, правильный ответ-0бСуммарный баллУровеньвыполнения12345678911001000013средний20000000000высокий30000000000высокий40000000000высокий51001000013средний61001000013средний70001000102средний81001000013средний90000000000высокий100000000000высокий110000000000высокий120000000000высокий130001000012средний140011000013средний150000000000высокий160000000000высокий170000000000высокий180000000000высокий190000000000высокий201001000013средний211001000013средний221001000013средний По результатам проведения методики «Да и нет» выявлено: в группе 50% (11 человек) испытуемых показали высокий уровень, 50%(11человек) - средний.Рис. 8 Наглядные результаты по методике «ДА и НЕТ»Таким образом, почти все дети экспериментальной группы к концу обучающего эксперимента были психологически готовы к поступлению в школу, большинство родителей отметили, что им тало легче относиться к подготовке к школе, и из знания повысились. Выводы к главе 2.Нами апробирована модель взаимодействия в подготовке к школе родителей ДОУ занятия, направленную на профилактику возможных трудностей ребенка при адаптации к школе и снижению выявленных негативных родительских установок. Задачи программы: повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества. Родителей не только обучали и просвещали, но и подключили к управленческой деятельности, что выразилось в создании Попечительского совета, и в включении а педагогический Совет родительницы в качестве полноправного члена педагогического Совета.Количественный и качественный анализ проведенного констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том, что выбранный нами подход к подготовке детей к школе в процессе взаимодействия с родителями ДОУ, получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования.ЗаключенияРоль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм работы с родителями на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи-практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостинных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр. Проведенное исследование подтвердило необходимость оказания педагогической помощи родителям при подготовке детей к школе и разработки эффективных форм и способов ее осуществления.Количественный и качественный анализ проведенного констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том, что выбранный нами подход к подготовке детей к школе в процессе взаимодействия с родителями ДОУ, получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования.В исследовании проведен анализ эффективных форм работы с родителями по подготовке детей к школе. К числу эффективных способов оказания педагогической помощи родителям относятся лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации, тестирование, анкетирование, тренинги и др.Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему.Систематическоепедагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их с основами теоретических знаний о психофизиологических особенностях развития детей 6 – 7 лет, а в большей степени с педагогической практикой работы с детьми.Педагогическая просветительская работа должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с инновационными идеями в области педагогической и психологической мысли. Практика организации работы с родителями показывает, что информация не может быть представлена в полном объеме на родительских собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому. Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать. Совместное творчество детей и родителей. Проведенное исследование, естественно, не претендует на решение всего комплекса теоретических и прикладных вопросов оказания педагогической помощи родителям. Одни из них лишь обозначены, другие рассматриваются в постановочном плане.Список литературыАгапова, И.Ю., Чеховская, В.Б. Подготовка детей к школе. /И.Ю. Агапова, В.Б. Чеховская. // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 19.Андриенко, Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2001. – 263 с.Антонова, Т., Волкова, Е., Мишина, Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. / Т.Антонова, Е.Волкова, Н. Мишина. // Дошкольное воспитание. – 1998. – N 6. – С. 66. Арнаутова, Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. / Е.Арнаутова. // Дошкольное воспитание. – 2002. – N 9. – С. 52. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с.10-18.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.,2001.Амонашвили, И.А. Здравствуйте, дети! / И.А. Амонашвили. – М.: Просвещение1987. – 302с. Амонашвили, И.А. В школу с 6 лет / И.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.Бабаева, Т.И. У школьного порога. / Т.И. Бабаева. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13.Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. – 224 с. Белкина, В.Н., Васильева, Н.Н., Елкина, Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Белкина В.Н., Н.Н.Васильева, Н.В.Елкина. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогические знания – родителям. / Г.Белоногова, Л. Хитрова. // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 1. – С. 82.Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 480 с.Битянова, М. Диагностика дошкольной зрелости / М. Битянова, О. Барчук // «Школьный психолог». – М., 2004. - № 30. – С. 13 – 17.Битянова, М. Организация психологической работы в школе / М. Битянова. – М.: Совершенство, 2002. – 298 с.Битянова, М. Работа психолога , в начальной школе / / М. Битянова, Т. Азарова, Е. Афанасьева, Н. Васильева. - – М.: Совершенство, 2004. – 352 с.Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш.пед.учеб.заведений / П.П. Блонский // Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Ропедагенство, 1998. – 68 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение,1972. – 356 с.Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – С. 160 – 166.Бугрименко, Е.А. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога / Е.А. Бугрименко, Л.А. Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова. – М.: ВНИК «Школа», 1994. – 91 с.Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – Томск: Пеленг, 1996. – 62 с.Вархатова, Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова. – М.: Генезис, 2003. – 48 с.Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер / Часть 1. – М.: Генезис, 2005. – 160 с.Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер / Часть 2. – М.: Генезис, 2005. – 128 с.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – С. 264–269. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – 480 с.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2001. – 448 с.Галанов А.С. Психодиагностика детей / А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.Галанов А.С. Психодиагностика детей: рабочая тетрадь / А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 32 с.Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 256 с.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2004. – 184 с.Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. / Т. Данилина. // Дошкольное воспитание, 2005. - N 1. - С. 41. Данилина, Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. / Т.А.Данилина.– М.: Айрис-пресс, 2003. – 104с.Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т.Н. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. – N 1. С. 60. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество». / Т.Н.Доронова. // Дошкольное воспитание, 2005. - N 3. - С. 87. Детский психолог // Под ред. Рогова Е.И. – Ростов н/Д: Тотем, 1996. - №2. – 100 с.Детский психолог // Под ред. Рогова Е.И. – Ростов н/Д: Тотем, 1997. - №4. – 95 с.Детский психолог // Под ред. Рогова Е.И. – Ростов н/Д: Тотем, 1999. - №9. – 107 с.Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 448с. Серия «Справочники».Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1993. – 190 с. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.- Мн.: Университэцкае, 2003. – 316 с.Косьяненко, И.О. Особенности психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет. Выпускная квалификационная работа на соискание академической степени бакалавра (на правах рукописи) / И.О. Косьяненко. – Таганрог, 2006. – 156 с. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 56.Мухина, В.С. Что такое готовность к учению / В.С. Мухина // «Семья и школа». – М., 1990. – С. 56 – 58.Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн / Р. С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2006. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 48 с.Регуш, Л.А. Развитие способностей прогнозирования познавательной деятельности (дошкольник-юноша): учеб. пособие к спецкурсу / Л.А. Регуш. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. – 345с.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001. – 529 с.Спиваковская, А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). / А.С. Спиваковская. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2004. – 115с.Стожарова, М.Ю, Судакова, В.Е. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе / Диалог культур в современном образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 89.Стожарова, М.Ю. Лекции и практические занятия по курсу: «Формирование школьной зрелости дошкольников». / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2009. – 134 с.Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2000. – 291 с.Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2003. – 96 с.Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 144 с. Юшков, А. Почему родители торопятся забирать детей из детского сада / А. Юшков // http: // www.ort.spb.ru/nesh/educcoop/parents.htm.

1. Агапова, И.Ю., Чеховс¬кая, В.Б. Подгот¬овка детей к школе. /И.Ю. Агапова, В.Б. Чеховская. // Начальная ¬школа. – 2004. – № 3. – С. 19.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психол¬огия. / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2001. – 263 с.
3. Антонова, Т., Волкова, Е., Ми¬шина, Н. Про¬блемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов д¬етского сада с семьей ребенка. / Т.Антонова, Е.Волкова, Н. Мишина. // Дошкольное воспитание. – 1998. – N 6. – С. 66.
4. Арнаутова, Е. Методы обогащ¬ения воспитатель¬ного опыта родителей. / Е.Арнаутова. // Дошкольное воспитание. – 2002. – N 9. – С. 52.
5. Арнаутова Е.П. Плани¬руем рабо¬ту с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с.10-18.
6. Арнауто¬ва Е.П. Педагог¬ и семья. М.,2001.
7. Амонашвили, И.А. Здравст¬вуйте, дети! ¬ / И.А. Амонашвили. – М.: Просвещение1987. – 302с.
8. Амонашвили, И.А. В ¬школу с 6 лет / И.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
9. Бабаева, Т.И. У школьного порога¬. / Т.И. Бабаева. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13.
10. Байбородова, Л. В. Взаимоде¬йствие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, Академия хол¬динг, 2003. – 224 с.
11. Белкина, В.Н., Васильева, Н.Н., Елкина, Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Во¬спитателям и родителям. / Белкина В.Н., Н.Н.Васильева, Н.В.Елкина. – Ярославль: А¬кадемия, 2006. – 320 с.
12. Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогич¬еские знания – родителям. / Г.Белоногова, Л. Хитро¬ва. // Дошкольн¬ое воспитание. – 2003. – N 1. – С. 82.
13. Божович, Л.И. Избранн¬ые психол¬огические ¬труды. Проблемы формирования личнос¬ти. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 480 с.
14. Битянова, М. Диагнос¬тика дошколь¬ной зрелости / М. Битянова, О. Барчук // «Школьный психолог». – М., 2004. - № 30. – С. 13 – 17.
15. Битянова, М. Организа¬ция психологической работы в школе / М. Битянова. – М.: Соверш¬енство, 2002. – 298 с.
16. Битянова, М. Работа пси¬холога , в нача¬льной школе / / М. Битянова, Т. Азарова, Е. Афанасьева, Н. Василь¬ева. - – М.: Совершенство, 2004. – 352 с.
17. Блонский П.П. Педология¬: Кн. для преподават. и студ. высш.пед.учеб.заведений / П.П. Блонский // Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Гуманит. изд. центр В¬ЛАДОС, 2004. – 288с.
18. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Ропедагенство, 1998. – 68 с.
19. Божович, Л.И. Личность¬ и ее формир¬ование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение,1972. – 356 с.
20. Божович, Л.И. Социальная си¬туация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психолого¬в: хрестоматия под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – С. 160 – 166.
21. Бугрименко, Е.А. Диагностика психического разви¬тия и коррекция его неблагопр¬иятных вар¬иантов: методические разработки для школьного психолога / Е.А. Бугрименко, Л.А. Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова. – М.: ВНИК «Школа», 1994. – 91 с.
22. Бугрименко, Е.А. ¬Готовность детей к школе. Диагностика психологии ¬развития и коррекци¬я его неблаго¬приятных вариантов. – Томск: Пеленг, 1996. – 62 с.
23. Вархатова, Е.К. Экспрес¬с-диагностика готовности к школе: практическое руководс¬тво для педагогов и школьных психологов /
Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова. – М.: Генезис, 2003. – 48 с.
24. Венгер, А.Л. Психологическо¬е консультирован¬ие и диагностика / А.Л. Венгер / Часть 1. – М.: Генезис, 2005. – 160 с.
25. Венгер, А.Л. Пс¬ихологическое ко¬нсультирование и диагностика / А.Л. Венгер / Часть 2. – М.: Генезис, 2005. – 128 с.
26. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – С. 264–269.
27. Выготский, Л.С. Педагогическая¬ психология¬ / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – 480 с.
28. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2001. – 448 с. ¬
29. Галанов А.С. Психодиагностика детей / А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
30. Галанов А.С. Психодиагн¬остика детей: рабочая тетрадь / А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 32 с.
31. Гамезо, М.В. Старший дош¬кольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – ¬М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 256 с.
32. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2004. – 184 с.
33. Данилина, Т. Современны¬е проблемы взаимод¬ействия дошко¬льного учреждения с семьей. / Т. Данилина. // Дошкольное воспитание, 2005. - N 1. - С. 41.
34. Данилина, Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. / Т.А.Дан¬илина.– М.: Айрис-пресс, 2003. – 104с.
35. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т.Н. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. – N 1. С. 60.
36. Доронова, Т. Н. О взаимод¬ействии дошкольного ¬образовательного учреждения с се¬мьей на основе еди¬ной программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество». / Т.Н.Доронова. // Дошкольное воспитание, 2005. - N 3. - С. 87.
37. Детский психо¬лог // Под ред. Рогова Е.И. – Ростов н/Д: Тотем, 1996. - №2. – 100 с.
38. Детский псих¬олог // Под ред. Рого¬ва Е.И. – Ростов н/Д: Тотем, 1997. - №4. – 95 с.
39. Детский псих¬олог // Под ред. Рогова Е.И. – Ростов н/Д: Тотем, 1999. - №9. – 107 с.
40. Истратова, О.Н. Справо¬чник психол¬ога н¬ачальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 448с. Серия «Справочники».
41. Коломинский, Я.Л. Учителю о пси¬хологии детей шестилетнего возраста: Книга для уч¬ителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1993. – 190 с.
42. Коломинский, Я.Л. Псих¬ология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.- Мн.: Университэцкае, 2003. – 316 с.
43. Косьяненко, И.О. Особен¬ности психо¬логической готов¬ности к школе детей 6 и 7 лет. Выпускная квалификационная работа на соискание академической степени бакалавра (на правах рукописи) / И.О. Косьяненко. – Таганрог, 2006. – 156 с.
44. Кравцова Е.Е. Психологи¬ческие пробл¬емы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 56.
45. Мухина, В.С. Что такое готовност¬ь к учению / В.С. Мухина // «Семья и школа». – М., 1990. – С. 56 – 58.
46. Немов, Р. С. Психо¬логия: учеб. для сту¬д. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн / Р. С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2006.
47. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 48 с.
48. Регуш, Л.А. Развитие способностей прогнозирования познавательной деятельности (дошкольн¬ик-юноша): учеб. пособие к спецкурсу / Л.А. Регуш. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. – 345с.
49. Рогов, Е.И. Настольна¬я книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001. – 529 с.
50. Спиваковская, А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). / А.С. Спиваковская. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
51. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. / М.Ю. Стожарова. – Ульянов¬ск: изд-во УлГПУ, 2004. – 115с.
52. Стожарова, М.Ю, Судакова, В.Е. Проблема формирования мотивационной готовн¬ости¬ детей старшего дошкольного возраста к школе / Диалог культур в современном образова¬тельном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 89.
53. Стожарова, М.Ю. Лекции ¬и практические занятия по курсу: «Формирование школ¬ьной зрелости дошк¬ольников». / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2009. – 134 с.
54. Урунтаева, Г.А. Практикум по д¬етской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2000. – 291 с.
55. Урунтаева, Г.А. Диагно¬стика психоло¬гических особенностей дошкольника: пр¬актикум / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2003. – 96 с.
56. Эльконин, Б.Д. Психология раз¬вития: учеб. посо¬бие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д. Эльконин. – М.: Изд¬ательский центр «Академия», 2005. – 144 с.
57. Юшков, А. Поч¬ему родители тороп¬ятся за¬бирать детей из детского сада / А. Юшков // http: // www.ort.spb.ru/nesh/educcoop/parents.htm

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия учителя и родителей в воспитании и обучении детей раннего возраста












Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия учителя и родителей в воспитании и обучении детей раннего возраста


C. p. н., доцент НГГУ,

C. V. Теряеева

Наиболее глобальной чертой всех занят перемен в мире с начала XX века является ускорение, коснувшееся развития всех сфер социального бытия человека. Следствием этого процесса было несоответствие между развитием предшкольного образования и общего уровня культуры и технической среды. В обществе, & ' ;быстрая&'; развития, роль новых технологий и потребность в системе образования, способной ответить на вызовы населения, чтобы ускорить. Инновационные процессы в образовании возникают в ответ на эти социальные требования.

Развитие социальной жизни предполагает качественно другой стратегии образования, учитывая такие факторы, как традиционная система привела к полной потере формирующего роль предшкольного образования в обществе. Изменить ситуацию можно только путем изменения всей системы образования: целей, характера организации учебной деятельности и характер социальных взаимодействий и отношений между главными участниками процесса обучения - взрослый и ребенок. Наша традиционно постфигуративная культура, ориентированная на передачу опыта от старших к младших, дает конфигуративным и даже префигуративным типом культурной организации, ориентированным на будущее. В такой ситуации социально-культурного назначения, где происходит изменение типа отношений между поколениями, отношений между взрослым и ребенком, утрачивают характер принуждения и не могут быть ничем иным, чем отношения сотрудничества, взаиморегуляции равных перед неизвестным настоящим.

Одной из основных целей инновационного обучения является подготовка детей раннего развития в себе изменения, как способ жизни в современном меняющемся мире. В. Я. Ляудис отмечает важность инновационных концепций обучения, следующим образом: &';Во-первых, это целенаправленно проектируемый, осознанно организованный процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний. Во-вторых, это организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло - и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его реализации&'; [2].

Узнать стоимость работы