Общество как обьект познания

  • 26 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 28.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
План 4
Структурно-логическая Модель 5
Тезаурус 7
Основная часть 9
1. Понятие общества 9
2. Специфика социального познания 10
3. Общество как объект познания в истории философской мысли 13
4. Виды моделей познания общества 20
Афоризмы по теме 23
Персоналии 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Фрагмент для ознакомления

Тогда следующая парадигмальная модель есть соответственно обоснование различных точек зрения (парадигму зачастую именно понимают как определенную научную точку зрения на предмет познания; хотя их может быть и несколько) на предмет или родообразующую идею (категорию), объединяющую в качестве узла несколько более простых понятий, представляющих низший уровень познания предмета, по-другому, парадигма представляет собой категориальное содержание познания. Наконец, теоретическая модель есть высшая степень обобщения фактического и статистического материала, терминов, понятий, составляющих категориальный путь или ряд, а также самих категорий, описывающих предмет во всей его совокупности и целостности названных элементов. Все рассмотренные модели представляют собой, с одной стороны, преемственную, континуальную целостность рационального познания того или иного предмета, завершающуюся его теоретическим построением. С другой стороны, каждая последующая из названных моделей включает в себя предыдущую в качестве своего образования, подчиняясь в целом принципу соответствия. По диалектическим меркам – это достаточно известный по Гегелю принцип диалектического снятия (более простого в более сложном, более абстрактного в более конкретном и т.п.). Идея, объединяющая и определяющая все познание общества, выражена, безусловно, в обосновании методологической модели. С одной стороны, с методологической точки зрения эта модель выходит за пределы методологии познания общества. С другой стороны, она формируется с целью методологического обслуживания познания общества, что станет более понятным после раскрытия ее содержания. Таким образом, получив общенаучное обоснование, методологическая модель используется, как инструмент в формировании рассматриваемых моделей, описывающих соответствующие уровни познания общества. Ее характеристические особенности следует рассмотреть дальше отдельно и более подробно.Афоризмы по темеНет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей.ПлатонПознание начинается с удивления.Аристотель В том, что мы называем познанием и рассмотрением вещей, мы познаем и рассматриваем всегда только самих себя; во всем нашем сознании мы не знаем ничего, кроме нас самих и наших собственных определений.Иоганн Фихте4. Для того, кто сам несвободен, несвободны и другие.Георг Вильгельм Фридрих ГегельДействуй по той идее, по которой все правила, в силу присущих им собственных за-конов, должны согласоваться в единое царство идей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы.Иммануил КантИнтересы (материальные и духовные), а не идеи не посредственно господствуют над дея-тельностью людей.Макс ВеберЖизнь не находится ни здесь, ни там: она повсюду.Эмиль ДюркгеймЕдинственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, — это сила группы.Эмиль ДюркгеймТо, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку.Карл МарксПрошлое - действительность, вспоминаемая настоящим.Лев Платонович Карсавин.Персоналии1. Платон (427—347 до н. э.). Древнегреческий философ-идеалист. Философия Платона была выражением идей и образа мыслей, характерных для Афин эпохи упадка (конец V в. до н. э.). В познании мира идей Платон видит единственный путь к пониманию мира и его законов. Все эти идеи изложены в виде аллегорического мифа в его сочинении "Республика" и в диалоге "Тимей". Учение Платона об идеальном государстве до сих пор является камнем преткновения для философов. Считают, что в последние годы жизни Платон пришел к мысли о вращении Земли вокруг оси.2. Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания "свободнорождённых граждан". Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, он считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку. Произведения Аристотеля касающихся познания общества:Никомахова этика, Большая этика, Эвдемова этика, О добродетелях и пороках, Политика, Экономика, Афинская полития.3. Фихте Иоганн Готлиб (19.5.1762, Рамменау, — 29.1.1814, Берлин), немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Характер философии Фихте также определялся назревшей в Германии общественной потребностью в создании социальной философии. Фихте обнаруживает стремление стушевать дуализм природной и моральной необходимости: в его глазах мышление и деятельность, познание и поведение так тесно слиты в активности нашего духа, что отступление от норм поведения должно повлечь за собою и невозможность закономерного познания.4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831), немецкий философ. Родился в Штутгарте, окончил богословский ф-т Тюбингенского ун-та (1788—93). Давал частные уроки, был директором гимназии, читал курс философии в Иене. С 1818 до конца жизни — профессор Берлинского ун-та. В противоположность метафизическому образу мышления, господствовавшему в научной мысли в XVIII столетии и рассматривавшему объективный мир и его отражение в человеческой психике, как систему неизменных и замкнутых в себе элементов, Гегель выдвинул диалектический метод, который, наоборот, требует изучения окружающей природы и человеческой истории в их движении и взаимной связи. Основные сочинения Гегеля: Феноменология духа, Наука логики, Философия права, «Энциклопедия философских наук».5. Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии»; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). Условие познания — общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, —категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.6. Макс Вебер(1864-1920) немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значит.мере определили направление развития социально-научного знания в 20 в. Вебер внес крупнейший вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория современного капитализма. Совокупность его трудов составила как оригинальную концепцию социологии, так и своеобразное синтетического видение сущности и путей развития западной цивилизации.7. Эмиль Дюркгейм 15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Согласно Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам.  Дюркгейм является одним из основателей структурно-функционального направления в социологии. 8. Карл Маркс (5.5.1818, Трир, — 14.3.1883, Лондон), основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата. Учение Маркса раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению мира. Основные работы: Экономическо-философские рукописи, Немецкая идеология, Манифест коммунистической партии, Очерк критики политической экономии, К критике политической экономии, Статьи о Гражданской войне в США, Капитал, Гражданская война во Франции, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта и др.ЗаключениеОдна из главных задач социальной философии является исследование и раскрытие причин возникновения и развития общества, общего закона человеческого бытия и его действия в конкретных обществах, движущих сил истории человечества, детерминизма общественных процессов и явлений, определение решающего фактора развития общества (напр., географический, духовный или материальный фактор) или, наоборот, ряда факторов. Социальная критика, критика нравственных пороков людей и несовершенства общества составляют важную часть социальной философии.Изначально социальные исследования в философии всегда выражали оценки действительности своего времени. Платон и Аристотель решали вопросы общежития людей, его оптимизации, предлагали образ идеального государства. Средневековая философия строилась в русле христианского мировоззрения, определяла пути следования Заповедям. Философы Нового времени определяли то, что люди руководствуются собственными выгодами, а объединяясь в общество, обращаются к общественным делам. Утвердилась идея могущества человеческого разума. Социальные философия изучает законы, где в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе В самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект сложность, многообразие и разнокачественность общественной жизни: действуют социальные и индивидуальные силы, материальные и идеальные, общественные и субъективные факторы, сознательные и бессознательные и др.Список использованной литературыАбачиев С. К. Социальная философия: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. Алексеев П. В. Социальная философия: Учебное пособие. - М.: ООО "ТК Велби" 2003. Бобров В. В. Социальное развитие: сущность, условия и критерии устойчивости. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. Бобров В.В. О предмете социальной философии // Гуманитарные науки в Сибири. – 2006. – № 1.Кальной И.И. Философия. Учебник. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2003. Кохановский В. П. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003.Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. – Симферополь: СОНАТ, 1999. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. - М.; Наука, 1994Понятийный аппарат социальной философии. /автор-составитель А.М.Бобр . – Минск, 2012.Сараев А.Д. Проблема системности в философии и антропоэкологии. – К.: ІСДО,1993.Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2000.

Список использованной литературы
1. Абачиев С. К. Социальная философия: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
2. Алексеев П. В. Социальная философия: Учебное пособие. - М.: ООО "ТК Велби" 2003.
3. Бобров В. В. Социальное развитие: сущность, условия и критерии устойчивости. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005.
4. Бобров В.В. О предмете социальной философии // Гуманитарные науки в Сибири. – 2006. – № 1.
5. Кальной И.И. Философия. Учебник. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2003.
6. Кохановский В. П. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003.
7. Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. – Симферополь: СОНАТ, 1999.
8. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. - М.; Наука, 1994
9. Понятийный аппарат социальной философии. /автор-составитель А.М.Бобр . – Минск, 2012.
10. Сараев А.Д. Проблема системности в философии и антропоэкологии. – К.: ІСДО,1993.
11. Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2000.

Общество как объект философии познания.

Общество как объект философии познания.

Понятие "общество", "общественный", "социальный", чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается вполне функции и явно недостаточно.

Сообщество определяется как форма совместного бытия огонь взаимодействия людей, связанных происхождением, общим языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов н договоре

Понятие "обществом -следует отличать от понятия "народ", "нация" и "государство". Народ-это форма общности людей, связанных, в первую очередь, язык и культуру (отсюда древнеславянское "языцы"), а также его происхождение. Нация-это форма организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанных с государственностью, экономическими, политическими, духовными n отношения людей. Государство, основанное на праве и законе, форма организации жизни народов и наций.

Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность различных частей и элементов. Они не изолированы, а тесно связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый целостный организм, единая система. Представление о системности в обществе и природе возникло еще в античности (порядок, целостность бытия), далее в 19-20 v. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин. Они выделили основные категории:

Элемент, часть–мельчайшие частицы системы или их совокупность (социальные объекты, отношения, институты)

Отношения–связь, зависимость между субъектами общества.

Структура - форма устойчивых связей, отношений.

Тема–экологической деятельности, направленной на другое явление.

Объект–явление, на который направлена деятельность.

"Социальная система"-совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Ее признаки:

-множественность (элементов, подсистем, функций)

-разнокачественность (социальных элементов)

-уникальность основного элемента человека.

Сложность и разнообразие явлений общественной жизни представляют разновидности совместной деятельности людей и совокупность социальных групп и их организаций. Структура социальных сообщностей: семья, род, племя, нация, класс, классы, касты, и др.

Узнать стоимость работы