Онтология и логика Гегеля

  • 10 страниц
  • 4 источника
  • Добавлена 21.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Онтология и логика Гегеля 4
Заключение 9
Список литературы 10
Фрагмент для ознакомления

Это выражается в том, что логика выполняет метафизические функции диалектического фундирования как системы теоретических знаний, так и системы реальных наук. В терминах философского понятия логика осмысляет "чистую" диалектику развития Абсолюта, дает логическое изображение абсолютного духа. Коренным отличием новой логики является ее систематическое развертывание в качестве науки. Здесь речь идет не об особом парадигмальном статусе логики в структуре философского знания, а о системном замысле развертывания самого логического исследования. "Наука логики" разрабатывается Гегелем как система, которая самим процессом своего развития обосновывает и определяет понятие научности.Данные отличительные особенности являются внутренними измерениями гегелевской логики, ее содержательными характеристиками. Они позволяют понять суть гегелевской переориентации в трактовке логики, ее новизну. Однако чтобы проникнуть в сам логический замысел Гегеля, недостаточно лишь зафиксировать специфику его трактовки логики. Необходимо также выявить те реальные проблемные основания, которые побудили Гегеля пересмотреть традиционный подход к логике и начать развивать ее как спекулятивно-диалектическую науку. Гегелевская концепция логики представляет собой систематическое развитие идеалистической теории субъективности. Причем такое развитие, которое ведет к разрешению проблем и трудностей трансцендентального идеализма. Реальным основанием гегелевских философских поисков было критическое отношение и спор с идеалистическими теориями "Я" и самосознания. Они традиционно трактовались в качестве фундаментальной науки, предшествующей логике. В силу чего формы, законы и категории чистой логики должны были быть выведены из первоначальных определений "Я" или самосознания. Здесь-то и возникал свойственный трансцендентально-идеалистическим системам Фихте и Шеллинга круг в аргументации, которого, собственно, и стремился избежать Гегель с помощью новой концепции логики. Ведь формы, законы и категории логики в трансцендентальном идеализме являлись трансцендентально обоснованными и уже предпосланными как действительные. Поэтому никакие попытки уточнения механизма обоснования логики или раскрытия имманентности логических категорий самосознанию, - что хотел сделать Фихте, - не приводят к разрешению проблемы аргументационного круга, если оставаться в рамках развитого трансцендентальным идеализмом понимания теории субъективности. Таким образом, гегелевское движение к новой спекулятивно-диалектической логике, которая пришла на смену традиционному формально-логическому мышлению, не было прямолинейным, одновекторным процессом. Выработанная Гегелем концепция логики явилась результатом долгого, во многом противоречивого, драматического развития философских идей, состоящего из многочисленных, по-разному мотивированных этапов и теоретических переломов.Общим мотивом, единой идеей, объединяющей все теоретическое движение, был у Гегеля поиск принципиально нового концептуального понимания субъективности, выработка такого ее понятия, которое в качестве содержательного принципа можно было бы положить в основание системного развития философской науки. Такой принцип был найден Гегелем в понятии абсолютной субъективности и диалектически развит в терминах спекулятивной логики. "Наука логики" есть, поэтому, теория абсолютной субъективности, взятая в ее абсолютной чистоте и совершенной структуре.Гегелевская спекулятивная логика должна рассматриваться и оцениваться в ее собственных исторических границах. Поэтому логика связана с теми учениями или концепциями, которые могут быть из нее выведены или развиты на ее основании не непосредственно, а косвенно-опосредованно.ЗаключениеГраницы системы философии Гегеля определяются в результате следующим образом. Система философии состоит из двух частей:Феноменология,Логика. Однако поскольку в более широком культурном контексте философия не только пребывает «в себе», но и может непосредственно выполнять научно- и культурно-систематические функции, система философии Гегеля может рассматриваться и как трёхчастная структура, состоящая из:Феноменологии, Логики,реальной философии. При этом, конечно, следует помнить, что это не последовательность, поскольку Логика и реальная философия описывают различные уровни конституируемой Феноменологией предметности.Гегелевская логика есть попытка, оставаясь в рамках идеализма, разработать совершенную теорию субъективности и тем самым реализовать идеалистическую программу систематической истории самосознания. Развивая теорию субъективности как спекулятивную логику, Гегель решает важнейшую задачу этой программы, а именно проясняет и показывает, как в содержании представлений возникает Я, или находящаяся в отношении к себе субъективность.Список литературыГегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. – М., 1977.Ильенков Э.В. Гегель и проблема предмета логики. – М., 1973.Масленников Д.В. Логика Гегеля // Религия. Религиоведение. Богословие в российском образовании. Сборник статей. – СПб., 1997.

Список литературы
1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975.
2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. – М., 1977.
3. Ильенков Э.В. Гегель и проблема предмета логики. – М., 1973.
4. Масленников Д.В. Логика Гегеля // Религия. Религиоведение. Богословие в российском образовании. Сборник статей. – СПб., 1997.

Онтология и понятие о категориях













Онтология и понятие о категориях

1. ОНТОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ бытия ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Онтология - философское учение о бытии. Основы этого учения опирается на понятия:

·&';быт&';;

·&';общественное бытие&';;

·&';материал&';, &';объективная реальность&';;

·&';механизм&';;

·&';формы движения&';;

·&';пространство&';;

·&';время&'; и др.

Бытие - философская категория, представляет собой реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Понятие бытия указывает только наличие любого существования, без рассмотрения его специфичности. Понятие общественного бытия основывается на признании целостности общества, что имеет основания иметь бытие как таковое. Это означает необходимость обратиться к понятию общества как социальной системы, типы, структуры, субординации элементов и так далее, Таким образом, подтверждается необходимость уточнения, которые отличают понятия бытия и социального бытия.

Объективная реальность - это все, что существует вне нашего сознания и независимо от него. В это число входит материя, то есть то, что во всем, что нас окружает и не зависит от нашего сознания.

Материя (от лат. Материя - вещество). Это бесконечное количество качественных и количественных составляющих эти тела, предметы, явления, которые нас окружают. По определению В. И. Ленина, материя-это категория философская, представляет собой объективную реальность, существующую независимо от нашего сознания и данная нам в ощущениях.

Основным способом существования материи является движение. Без движения нет материи, без материи нет движения. Материя и движение взаимообусловлены. Движение - абсолютно, покой - относительный.

Формы движения материи. На основании физических исследований Ф. Энгельсом были обнаружены и описаны в работе &';Диалектика природы&'; следующие формы движения материи: механическая (на уровне простого взаимодействия), физика (на уровне молекул), химической промышленности (на уровне атомов), биологическая (органический мир), социальной (на уровне общественных отношений). Все формы движения взаимосвязаны и имеют определенную субординацию (соподчинение). Каждая последующая форма движения поглощает предыдущую. Таким образом, социальная форма движения как самая большая потребность всех остальных. Отсюда следует, что при определении человека как биосоциального существа, авторы, как известно, делают ошибку в определении уровня руководства, так же, как социальная форма движения поглощает и биологической. Вот почему при определении сущности человека, точнее будет представить социальную форму движения, не говоря уже о биологической. Рассмотрение форм движения конкретизирует наше знание мира как единое целое с огромным диапазоном своих возможностей, что подтверждает его материальность.

Узнать стоимость работы