ПСХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • 38 страниц
  • 30 источников
  • Добавлена 17.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития речи у детей дошкольного возраста 5
1.1. Психологические аспекты развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста 5
1.2. Подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми ОНР 4 уровня старшего дошкольного возраста 13
Глава 2. Экспериментальные исследования по выявлению психологических особенностей развития речи у детей с ОНР 4 уровня старшего дошкольного возраста 19
2.1. Диагностический инструментарий по выявлению уровня речевого развития у детей и проведения констатирующего этапа эксперимента 19
2.2. Разработка содержания коррекционно-развивающей программы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 26
Заключение 35
Список литературы 37

Фрагмент для ознакомления

Основной протест ребенка с общим недоразвитием речи строится на фразе «я не могу». В этом случае необходимо объяснить ребенку, что особых способностей в этом не требуется, он может делать «как может», «как умеет». Важно самовыражение, изложение его внутренних представлений, а не фотографическая четкость творческого проекта. Особенно важным является объяснение, что его не будут оценивать, не будут сравнивать. Важно то, что он смог, а не то, чего не смог.
Наибольшая эффективность мобилизации психологических ресурсов в процессе работы может быть достигнута при помощи изотерапии. При работе с детьми в процессе изотерапии могут применяться различные материалы: глина, акварель, гуашь и карандаши. Изобразительное позволяет ребенку лучше понять себя, выразить свой внутренний мир и освободиться от негативных переживаний. Одновременно с этим, рисование развивает чувственно – двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Немалое значение при этом имеет последующее обсуждение рисунка в группе.
Весьма активно применялось рисование по памяти, а также рисунки по прочитанным рассказам, сказкам, что позволяло тренировать как память, так и внимание.
Огромный интерес у детей вызывают сеансы сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Каждая сказка несет в себе скрытый смысл и решение сложных ситуаций. Сказка имеет свойство оказывать на человека определенное взаимодействие – влиять на психо – соматическое состояние, настроение, мыслительные процессы [23, c.70].
Особую значимость сказкотерапии для детей имеет факт совместного, группового обсуждения проблемы. Особый интерес при этом вызывают сеансы, когда сказку сочиняют сами дети (единственное условие – хороший конец). Вариантов сочинения сказки может быть множество. По желанию сказку может сочинять один человек, а затем она обсуждается и анализируется в группе; сказка может сочиняться всей группой по – «кусочкам»; возможен вариант наличия общего начала и разных концов и т.д.
Значимую роль в процессе развития внимания, памяти и самооценки играет игровая деятельность. Игра является для детей старшего дошкольного возраста ведущей формой деятельности и оказывает значительное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений в группе, помогает снять напряженность, повысить самооценку. При этом в качестве средства коррекции игра должна быть тщательно продумана и построена таким образом, чтобы все члены группы могли в ней участвовать. Она не должна быть связана с высокой физической активностью. Весьма действенным является вариант, когда дети сами предлагают игру и организуют ее, проявляя таким образом лидерские и коммуникативные качества, повышают свою роль и значимость в коллективе.
В контексте психокоррекции также может применяться метод постановки спектаклей, ориентированный на групповое взаимодействие детей и обучение их общению друг с другом, умению выражать эмоции.
Также по мнению Т.Н. Ушаковой в качестве активной деятельности по формированию речи, развитию монологической речи актуальными представляются рассказы детей по сюжетным картинам. Рассказы по сюжетным картинам также могут использоваться и в качестве успешного средства закрепления изученного материала детьми возможно использование периодически повторяющегося рассказа по сюжетной картине, как с повторяющимся сюжетом, так и с новыми. В данном направлении будет актуальным выявление того, насколько успешно дети восприняли принцип данной работы [25, c.302].
В связи с поставленными задачами и, осуществляя коррекционный процесс, который насыщен разными видами активности, предполагается рационально организовать предметно-развивающую среду, отличающуюся функциональностью, доступностью материалов и пособий, обеспечивающих самореализацию детей с задержкой речевого развития.
Педагогами в групповом помещении предполагается выделение рабочей части для занятий и пространство для игровой деятельности детей, организованное в виде центров:
- Двигательной активности;
- Экспериментирования;
- Речевой;
- Художественного творчества;
- Игровой.
При этом, необходимо так организовать занятия детей, их деятельность и поведение, чтобы у каждого ребенка сформировались и закрепились положительные качества личности и вовремя были заторможены отрицательные, расширялись познавательные интересы и творческие способности. Комплексная работа с приоритетом на психолого – педагогическую станет успешным средством коррекции задержки речевого развития у детей.
Так же программа может предусматривать совместные культурно – развлекательные мероприятия, с обязательным участием членов семьи, которые направлены на преодоление социальной изоляции, совместные празднования дней рождений, организация праздников, чаепитий и т.д.
По результатам проведенного исследования были разработаны практические рекомендации по дальнейшему развитию памяти, внимания, эмоциональной сферы, повышения самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рекомендации имеют два направления: универсальные, которые справедливы для всех детей дошкольного возраста и специальные - разработаны конкретно для дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная особенность является необходимой в связи с тем, что ОНР не является тяжелой формой речевого нарушения и в случае активной и слаженной комплексной работы педагогов и психологов устраняется достаточно успешно. В связи с этим дети с общим недоразвитием речи посещают обычные дошкольные учреждения и включаются в группы детей с нормальным речевым онтогенезом, что становится фактором, требующим учета интересов детей как с отклонениями, так и не имеющих отклонений. Профилактическая работа также остается актуальной в психолого – педагогической работе на уровне старшей и подготовительной групп детского сада.
Для всех детей дошкольного возраста:
Организация занятий по развитию произвольной памяти должна осуществляться в рамках ведущего вида деятельности: сюжетно-роевая игра, содержанием которой является овладение функцией предмета (здесь важно обозначить назначение предмета, его употребление, правильное название), сюжетно-роевая игра, содержанием которой является овладение отношениями взрослого мира (здесь важной составляющей является роль, ее правильное исполнение в игре), игры с правилами, именно игры с правилами в наибольшей мере позволяют ребенку овладеть произвольностью и сформировать произвольную память.
В играх по развитию памяти следует особое внимание уделить правильному планированию и поэтапному выполнению этого плана, что справедливо и для дошкольников с общим недоразвитием речи.
В коррекционно-развивающих занятиях нужно использовать как можно больше игр с использованием речи, поскольку речь является средством управления собственным поведением и высшими психическими функциями
Специальные рекомендации для дошкольников с общим недоразвитием речи:
Все занятия должны соответствовать возможностям ребенка, нельзя начинать работу с игр, которых ребенок должен выполнить мыслительные операции группирования или установления сложных ассоциативных связей, поскольку это затрудняет деятельность ребенка с ОНР.
При коррекционно-развивающих занятиях следует опираться на визуальные характеристики запоминаемого материала, при этом нужно следить, чтобы запоминаемые объекты как можно меньше имели схожих физических характеристик (например, ручка, вилка, ключ). Непохожие объекты (например, кукла, стол, ложка) ребенку с ОНР запомнить проще.
Начинать надо с запоминания образов и только после того, как у ребенка сформируется достаточно высокий уровень произвольной образной памяти - переходить к слуховому запоминанию и речевым объектам (словам).
Для развития опосредованного запоминания, лучше не предлагать ребенку картинки, а просить самому нарисовать то, что поможет запомнить ему слова.
При обсуждении прошедших событий следует использовать повествовательный стиль общения, при котором взрослый задает ребенку много вопросов, достаточно детально рассказывают о прошедших событиях, подробно отвечают на вопросы самого ребенка. Таким образом, ребенок вовлекается в совместное построение запоминания, взрослый уделяет внимание временным и причинным взаимосвязям, объясняет, где, как и почему произошло то или иное событие.
В результате повторного исследования было выявлено, что обследуемые дети улучшили показатели развития памяти и внимания.
Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень памяти и внимания
№ 1 2 3 4 5 Средний балл 1 3 4 4 4 4 3,8 2 4 4 3 4 4 3,8 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 3 3 3 3 3 3 6 4 4 4 4 4 4 7 4 4 3 4 4 3,8 8 4 4 4 4 4 4 9 4 4 4 4 4 4 10 3 4 4 4 4 3,8
Полученные результаты возможно отобразить графически (рис.3)


Рис. 3. Уровень развития памяти и внимания старших дошкольников с ОНР

Следующим этапом исследования стало выявление самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Согласно результатам методики «лесенка» дети в подавляющем большинстве имели адекватную самооценку. Только 10 % детей имели самооценку заниженную, тогда, как 90 % выявили адекватную. Завышенная оценка не проявилась ни у одного из обследуемых детей. Результаты обследования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровень самооценки старших дошкольников с ОНР
№ балл уровень 1 3 адекватная 2 2 адекватная 3 3 адекватная 4 3 адекватная 5 5 заниженная 6 3 адекватная 7 3 адекватная 8 3 адекватная 9 2 адекватная 10 2 адекватная
Адекватная самооценка является одним из факторов повышения успешности ребенка в деятельности, что характеризует и успешность проделанной работы.
Полученные результаты возможно отобразить графически (рис. 4)

Рис. 4. Уровень развития самооценки старших дошкольников с ОНР

Таким образом, возможно наблюдать соотношение при котором чем выше самооценка, тем выше уровень памяти и внимания детей. Соответственно, устранение выявленных проблем является адекватным для коррекционной работы, которая проводилась с детьми.
Таким образом, возможности устранения психологических препятствий в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи, достаточно обширны и многообразны. Однако, основополагающим условием успешной работы в данном направлении представляется комплексный подход, активная совместная деятельность психолога, воспитателя и логопеда, включение ребенка в творческий, развивающий и социализирующий процесс.







Заключение

Таким образом, в результате анализа исследований было выявлено, что в результате возникновения общего недоразвития речи ребенок старшего дошкольного возраста не может полноценно обучаться, социализироваться, в дальнейшем осваивать школьную программу. Выявление причин возникновения общего недоразвития речи становится важным этапом диагностики и последующей коррекции данного дефекта.
Подобная проблема связана с тем, что процесс развития речи поступателен и имеет прямую взаимосвязь с развитием психики ребенка, а также процессом его социализации. Познавательная деятельность является одной из важных составляющих успешного развития речи детей и становления к 6 – 7 годам монологической связной речи, при помощи которой ребенок может полноценно изъясняться и общаться с окружающими. В случае возникновения отклонений в развитии речи и отставания от физиологического развития ребенок не имеет возможности выстраивать процесс общения соответственно своему возрасту, что может привести и к задержке психического развития. В связи с этим диагностика и коррекция задержки речевого развития являются необходимым условием профилактики.
В результате анализа методической литературы было выявлено, что методики диагностики общего недоразвития речи и особенностей спихического развития весьма многообразны, специалист ориентируется на них исходя из целей исследования и целей построения дальнейшей коррекционной работы, а также возраста ребенка и его психо – физического развития. Актуальность выбранных методик позволяет в дальнейшем наиболее успешно выстроить и коррекционную работу с детьми.
В работе был использован ряд методик, позволивших определить особенности развития психологических характеристик детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В своей основе данные методики имеют общую суть – вычленение уровня отставания ребенка. Для дальнейшей коррекционной работы данные аспекты станут основополагающими.
Коррекционная работа специалистов, ориентированная на устранение проблем развития детей, должна носить комплексный характер. Проводиться поэтапно и в соответствии с выявленными проблемами. Работа также должна носить как групповой, так и индивидуальный характер. Важным условием устранения проблем общего недоразвития речи представляется организация сопутствующей работы по социализации и развитию представлений об окружающем мире ребенка.
В процессе коррекционной работы специалисты используют различные методы, которые представляются актуальными и подходящими для детей, соответствующими их возрастному развитию. В первую очередь – это различные игры. Игра – ведущая деятельность дошкольника. В связи с этим в процессе игры ребенок усваивает наиболее активно ту информацию, которую ему дает педагог.
Помимо игры специалистами также предлагаются различные упражнения, варианты включения обучения в повседневную деятельность ребенка и пр.
Итоговым результатом коррекционной работы должно стать не только устранение проблемы, но и закрепление достигнутого результата, также предполагающее целенаправленную и разнообразную работу группы специалистов.
В результате проведенного исследования была доказана выдвинутая гипотеза и дети с общим недоразвитием речи действительно нуждаются в психокоррекционных мероприятиях, компенсирующих отставание психического развития, как составляющей развития речевого.





Список литературы


Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях/М.М. Алексеева, О.С. Ушакова// Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М.: 2003. - с.27-43.
Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие детей: формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей/А.Г. Арушанова – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 254 с.
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М.: Педагогика, 2011. – 354 с.
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Учебное пособие/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей - М., Владос, 2008.- 180 с.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 144с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: Учебное пособие/Л.С. Выготский – С-Пб.: Союз, 2006. – 312 с.
Выгоский Л.С. Собрание сочинений/Л.С. Выготский Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
Глозман Ж.М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - С-Пб.: Питер, 2006. – 80 с.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Издательство Московского педагогического университета, 2005. – 211 с.
Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 613 с.
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебное пособие/В.В. Елкина – М.: Просвещение, 2004. - 107 с.
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2006. - 368с
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2007. – 477 с.
Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. – 316 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005 - 384с.
Поваляева М.А. Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Ч. 1. - Ростов-н /Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 366 с.
Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2005. – 144 с.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. – С. 6-15
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С. Ушакова. - М.: Дельта, 2003. – 381 с.
Филичева Т.Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Владос, 2003. Кн.5: Фонетико- «. фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. С. 73-80.
Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии». – 2004. - №1. – с. 47 – 54.
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. – 540 с.
Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - №11. - с.65-75
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.













3

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях/М.М. Алексеева, О.С. Ушакова// Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М.: 2003. - с.27-43.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие детей: формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей/А.Г. Арушанова – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 254 с.
4. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М.: Педагогика, 2011. – 354 с.
5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Учебное пособие/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
6. Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей - М., Владос, 2008.- 180 с.
7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 144с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: Учебное пособие/Л.С. Выготский – С-Пб.: Союз, 2006. – 312 с.
9. Выгоский Л.С. Собрание сочинений/Л.С. Выготский Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
10. Глозман Ж.М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - С-Пб.: Питер, 2006. – 80 с.
11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Издательство Московского педагогического университета, 2005. – 211 с.
12. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 613 с.
13. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебное пособие/В.В. Елкина – М.: Просвещение, 2004. - 107 с.
14. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2006. - 368с
15. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2007. – 477 с.
16. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
17. Основы логопедической работы с детьми. /Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. – 316 с.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
19. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005 - 384с.
20. Поваляева М.А. Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Ч. 1. - Ростов-н /Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 366 с.
21. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
23. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2005. – 144 с.
24. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. – С. 6-15
25. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С. Ушакова. - М.: Дельта, 2003. – 381 с.
26. Филичева Т.Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Владос, 2003. Кн.5: Фонетико- «. фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. С. 73-80.
27. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии». – 2004. - №1. – с. 47 – 54.
28. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. – 540 с.
29. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - №11. - с.65-75
30. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

Образование консорциум Среднерусский университет

Автономная некоммерческая организация

образования

"Московский гуманитарный институт"

Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования

Психология личности

Курсы проекта

"Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста"

Выполнил:

студентка 3 курса,

группа Пс-11/в

Черемных Татьяна Юрьевна.

Руководитель:

доцент кафедры психологии, педагогики и профессионального образования, k. м. n. /доцент

Буданова E. I.

Подольске 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста

1.1 Исследование подходов к сущности понятия "речь", основные типы и перед законом развития психологической науки

1.2 Психологические особенности дошкольного возраста

1.3 Анализ психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста

Выводы по Главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей развития речи у детей дошкольного возраста

2.1 Организация и методика проведения экспериментального исследования психологических особенностей развития речи у детей дошкольного возраста

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования психологических особенностей развития речи у детей дошкольного возраста

Выводы по Главе 2

Вывод

Список литературы

Приложения

психологически речь дошкольника

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема развития речи у детей привлекает внимание многих психологов [9, c. 169]. Речь - психическая функция, посредством которой люди получают возможность общаться друг с другом. На основе речи и смысловой единицы слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Сензитивный период развития речи - раннего и дошкольного возраста. В это время создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи, чтения и записи, и, в дальнейшем, речи и языкового развития ребенка.

Узнать стоимость работы