Характеристика сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 8888 страниц
  • 66 + 66 источников
  • Добавлена 28.12.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Генезис сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 8
1.2. Психическое развитие дошкольников с речевыми нарушениями 15
1.3. Особенности игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 35
2.1. Методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Ход и результаты констатирующего эксперимента 39
2.3. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента и выводы 49
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 52
3.1. Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников с речевыми нарушениями 52
3.2. Повышение уровня компетентности родителей дошкольников с речевыми нарушениями 57
3.3. Сюжетно-ролевые игры для детей с нарушениями речи 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Фрагмент для ознакомления

Благодаря посещению дней открытых дверей, родители знакомятся с организацией коррекционно – логопедической работы, с особенностями работы разных специалистов. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями. Видеотека: многие занятия, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы рационально снимать на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом, принципы выполнения задания. После просмотра видеоконсультации, у взрослых появляется возможность выполнять с ребенком домашние рекомендации в соответствии с требованиями учителя – логопеда. Больше всего интересует родителей видеоматериал по темам: «Артикуляционная гимнастика», «Обучение звуковому анализу слов», «Автоматизация звуков». Родители могут воспользоваться подбором практического материала в библиотеке игр и упражнений. В основном это материал, объединенной одной лексической темой, включающие лексические, грамматические задания, задания на развитие памяти и внимания.Также коллективной формой работы с родителями являются речевые праздники. На речевых праздниках можно понаблюдать, как ребенок на практике владеет всеми речевыми навыками, полученными в процессе обучения в логопедической группе. Для повышения компетентности родителей актуально использовать индивидуальные формы работы. К индивидуальным формам работы относятся: индивидуальные беседы, индивидуальные практикумы, открытые индивидуальные занятия, электронная почта логопеда, почтовый ящик, анкеты, тетрадь для домашних рекомендаций. Установить более тесный контакт с родителями помогает индивидуальная беседа, важнейший признак которой – двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладиться ли в дальнейшем их сотрудничество. Помните:- Нельзя беседовать с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время! - Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам! - В ходе беседы необходимо обратить внимание на все хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.- Неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить об успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем. - В своей речи избегайте сложных понятий и профессиональных терминов. Логопедические термины могут быть непонятны родителям и создадут барьер в общении. - Среди причин обращения логопеда к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогами вообще.Первоначальная ознакомительная беседа проходит по инициативе логопеда с целью изучения анамнеза, уточнения анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка. Далее индивидуальная беседа проходит по результатам обследования. [15]Родители ребенка узнают о проблемах в его развитии, получают советы, рекомендации. Индивидуальные беседы в течение года: - это беседы по интересующим родителей вопросам;- это ознакомление родителей с очередным этапом работы над постановкой звуков у ребенка, о его достижениях и неудачах;- беседы, касающиеся организационных моментов ( подготовка к утреннику, напоминание о соблюдении режима дошкольного учреждения и т.д.);- это информация о динамике в коррекции звукопроизношения и развитии всех сторон речи.Также к индивидуальным формам работы относятся индивидуальные практикумы: по обучению родителей. Темы практикумов могут быть либо по запросу родителей (когда они сами подходят и говорят, мне непонятно выполнение данного задания) или по инициативе логопеда. Целесообразно таким образом объяснять и учить родителей выполнять такие задания, как определение места звука в слове, деление слов на слоги (здесь следует показать ваши приемы работы, которые вы используете на занятиях при выполнении данного вида задания), дифференциация согласных звуков по признакам твердости – мягкости, глухости – звонкости. На индивидуальных практикумах нужно научить самих родителей правильно выполнять артикуляционные упражнения, рекомендуемые для ребенка. Можно предложить маме сесть перед зеркалом и пусть она вместе с вами без ребенка сделает эти упражнения, а вы ей укажите на ее ошибки. Эти навыки помогут родителям выполнить ваши рекомендации для ребенка в домашних условиях с максимальной эффективностью. Для повышения коррекционно – логопедической компетентности родителей, организуются открытые индивидуальные занятия. Данную работу можно осуществлять в три этапа. На первом учитель-логопед работает с ребенком самостоятельно, а мама фиксирует весь ход занятия. На втором этапе маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком (совместной пальчиковой игре, артикуляционной гимнастике). На третьем этапе можно предложить самостоятельно выполнить с ребенком определенное задание. Открытые индивидуальные занятия – эффективная форма обучения родителей элементарным методам коррекционно – развивающей работы с ребенком. При проведении консультаций необходимо осуществлять подборка дидактических игр согласно теме консультации. Вниманию родителей предлагается подборка дидактического материала.[23] В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребёнка. Все игры делятся на : -игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух и зрение-умственные игры, требующие обдумывания и суждения-физические игры; развивающие силу и ловкость. Игра осуществляется посредством специально изготовленных игрушек, которые являются моделями настоящих вещей. Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Рекомендуем родителям использовать игрушку в качестве опосредованного персонажа, для закрепления полученных навыков, знаний. При составлении рассказов-описания, при закреплении словаря, развития сенсорики. Для неговорящих детей используют игрушку для звукоподражания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций.[25] Важно рассказать родителям как дома можно использовать театрализованные игры. Это игры-драматизации, игры с настольным театром, пальчиковый театр. Это не только поддерживает интерес ребенка к занятиям, но и является материалом для закрепления полученных знаний и развития связной речи. Особое место занимает дидактическая игра.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.Рекомендуем родителям использовать следующие типы игр:-игры по сенсорному воспитанию,-словесные игры,-игры с дидактическими игрушками,-настольно-печатные игры,-игры на развитие мелкой моторики.В речевых уголках выставляются дидактические пособия согласно лексической теме недели. В рамках индивидуальных консультаций родителям предлагаются дидактические игры домой для закрепления пройденного материала. Библиотека дидактических игр включает в себя разнообразные виды игр в одной лексической теме: -игры по развитию мелкой моторики;-игры по развитию дыхания;-настольные игры;-игры по развитию лексико-грамматических категорий;-игры по развитию звукового анализа;-театрализованные игры.Благодаря данным выставкам родителям легче сориентироваться в большом разнообразии развивающих игр, игрушек. Мы объясняем соответствие игр возрастным и психологическим особенностям детей.В практике работы логопеда часто случаются ситуации, когда у родителей возникают какие-либо вопросы, но у них нет возможности задать их логопеду лично. В этом случае можно обмениваться информаций через электронную почту логопеда. Преимущество такого общения в том, все участники образовательного процесса не связаны временными рамками. Также через электронную почту родителям болеющих детей, можно пересылать домашние рекомендации. При отсутствии интернета предлагается использовать «Почтовый ящик» - коробку с прорезью для складывания записок с вопросами, а также с предложениями и какими - либо идеями родителей. Такая форма работы дает возможность получить родителям ответ на интересующий вопрос заочно или договориться о личной встрече. Учитель – логопед на основании полученных вопросов может сделать вывод о том, что больше беспокоит родителей и провести своевременные консультации, открытые мероприятия.Вопросы, задаваемые через почтовый ящик: можно ли изучать иностранный язык ребенку с речевыми нарушениями; при переходе в престижную школу не помешает ребенку тот факт, что он был в речевом саду; ребенок не хочет выполнять домашнее задание.Особое место занимают проводимые логопедом «речевые праздники», которые являются полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Тематика речевых праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. [33]Цели речевых праздников: – привлечение родителей к активному сотрудничеству;– повышение родительской компетентности в знаниях и умениях, необходимых для коррекции речевых нарушений.Речевые праздники могут проводиться в различных формах: в виде семейных речевых праздников-конкурсов, в виде КВН, в виде интеллектуальной игры «Счастливый случай» и в виде речевых тематических развлечений. В книге Цукановой С.П., Бетц Л.Л. «Речевые праздники и развлечения в детском саду» представлены подробные сценарии нескольких речевых праздников, которые можно проводить при активном взаимодействии логопеда с родителями. Родители могут участвовать в различных видах речевых праздников. В речевом празднике в виде интеллектуальной игры «Счастливый случай» участвуют две команды. В составе каждой команды – дети и члены их семей. В семейных речевых праздниках-конкурсах, наоборот, команда детей может соревноваться с командой родителей.В речевом развлечении в виде КВН участвуют две команды детей, а родители являются болельщиками. Но родители могут быть активно задействованы в подготовительной работе – разучивать дома со своими детьми традиционные для игры КВН девизы команд и приветствия, а также участвуют в одном из конкурсов, который называется «Соревнование болельщиков».В конце учебного года можно проводить итоговое занятие-праздник, на которое приглашаются родители подготовительной к школе группы. На таких праздниках дети демонстрируют свои знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях. В нашем саду некоторые логопеды традиционно используют на таких итоговых праздниках аудио и видеозаписи, с помощью которых можно проследить динамику речевого развития детей за весь период речевого обучения.Таким образом, организуя подобные речевые праздники, родители активно привлекаются к содержанию логопедической работы. Такие формы взаимодействия логопеда с родителями являются достаточно эффективными, поскольку за короткий промежуток времени позволяют решить целый ряд задач:– познакомить родителей с особенностями образовательной работы ДОУ;– повысить интерес родителей к логопедической работе;– продемонстрировать знания, умения и навыки, которыми дети овладели за данный период; – повысить грамотность родителей по формированию определенных умений и навыков;– формировать доброжелательные отношения между родителями, педагогами и детьми.Такие игры-соревнования наиболее интересны дошкольникам старших и подготовительных групп и их родителям. В их подготовке и проведении условно можно выделить три этапа: предварительная работа; собственно мероприятие; подведение итогов. Основная цель первого этапа – сформировать положительную установку на участие в состязании как детей, так и родителей. Дошкольникам предлагается пригласить мам и пап на необычное соревнование и проверить, смогут ли они справиться с теми заданиями, которые выполняют их дети. Вместе с логопедом дети придумывают название будущего конкурса, например, «Состязание всезнаек и их родителей», а затем оформляют объявление, в котором приглашают родителей на соревнование.Далее ведется подготовка к самому мероприятию. Групповая комната визуально делится на две зоны: одна для команды детей, вторая – для команды родителей. Далее предлагается обеим командам выполнить задания. За каждое верно выполненное задание дети и родители получают фишки (в нашем празднике-конкурсе логопед использовал улыбочки). Команда, набравшая большее количество фишек, побеждает. Обязательное условие проведения подобного мероприятия – подбор для детей дифференцированных заданий. Конечно, задания для детей и родителей должны звучать одинаково. А вот материал, на котором они будут выполняться, берется разный: более простой – для дошкольников, более сложный – для родителей. Подобный дифференцированный подход позволяет поставить детей и родителей в равные условия при выполнении заданий. Примеры заданий изложены в приложении.Культурно-досуговая форма взаимодействия логопеда с родителями может осуществляться также при участии других педагогов ДОУ, например, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей. [4]Еще одной из рекомендаций для родителей может служить индивидуальная памятка, выдаваемая на летний период, в которой указываются основные достижения ребенка за период логопедического воздействия. Т.е. родители в полном объеме владеют информацией о состоянии речевых навыков ребенка и обязаны «не потерять» их за период каникул.В итоге хотелось бы сказать, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько тесен контакт в работе специалиста и родителей. Только наличие такого контакта может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.3.3. Сюжетно-ролевые игры для детей с нарушениями речиПриведем несколько примеров сюжетно-ролевых игр для дошкольников средней и старшей группы с речевыми нарушениями.[26, 57,59]Сюжетно -ролевая игра «Семья» Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Игровой материал: Кукла — младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители. Подготовка к игре: Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». На занятиях по конструированию: постройка мебели. Игровые роли: Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.Ход игры:Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры. Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни. В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»). Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой. При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки  мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты — угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки. В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами развивать различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье. С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду. Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сёстры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младший брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же дети в группу воспитатель приносит новую куклу-младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним. Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке. Игру можно предложить группе детей из трех человек. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву — «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы — шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т. д. Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними. Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье обедать в группу.Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад», принимать участие в (утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д. Сюжетно-ролевая игра «Банный день» Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливого отношения к младшим. Игровой материал: Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы. Подготовка к игре: Чтение произведений «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Рассматривание картины Е. И. Радиной, В. А. Езикеевой «Игра с куклой». Изготовление атрибутов для ванной коми.) ты, оборудование совместно с родителями большой комнаты (или бани) на участке. Игровые роли: Мама, папа. Ход игры: Игру воспитатель может начать с чтения произведения «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Побеседовать по содержанию текстов. После этого целесообразно показать детям мультфильм К. Чуковского «Мойдодыр», рассмотреть картин и Е. И. Радиной, В. А. Езикеевой «Игра с куклой». А также провести беседу «Как мы купались», в которой закрепить не только последовательность купания, но и уточнить представления детей об оборудовании ванной комнаты, о том, как внимательно, заботливо, ласково относятся мамы и папы к своим детям. Также воспитатель может привлечь детей совместно с родителями принять участие в изготовлении атрибутов, оборудовании большой ванной комнаты (или бани) для кукол. С помощью родителей и с участием детей можно соорудить вешалку для полотенец, решетку под ноги. Дети могут сконструировать коробочки-мыльницы. Скамейки и стулья для ванной комнаты могут быть изготовлены из крупного строительного материала или же можно воспользоваться детскими стульчиками, скамеечками. При проведении игры воспитатель говорит детям, что они вчера очень хорошо убрали в игровом уголке; помыли все игрушки, красиво расставили их на полках. Грязными остались только куклы, поэтому нужно их помыть. Педагог предлагает устроить им банный день. Дети ставят ширму, приносят ванночки, тазики, сооружают из строительного материала скамейки, стульчики, под ноги ставят решетку, находят расчески, мочалки, мыло, Мыльницы. Вот баня и готова! Некоторые «мамы» Торопятся начать купать, не приготовив чистой одежды .Для кукол. Воспитатель спрашивает их: «А во что вы переоденете своих дочек?». «Мамы» бегут к шкафу, приносят одежду и складывают ее на стульчики. (У каждой куклы своя одежда). После этого дети раздевают и купа-|Ют кукол: в ванне, под душем, в тазике. Если возникает необходимость, воспитатель помогает детям, следит, чтобы они заботливо относились к куклам, называли их по именам; напоминает, что купать нужно осторожно, аккуратно, не налить воды в «уши». Когда куклы вымыты, их одевают, причесывают. После купания дети выливают воду, убирают ванную комнату. Сюжетно-ролевая игра «Большая стирка» Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда. Игровой материал: Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы. Подготовка к игре: Экскурсия в прачечную детского сада, наблюдения на прогулке за тем, как прачки развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки, уносить сухое белье). Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка». Игровые роли: Мама, папа, дочка, сын, тетя. Ход игры: Перед тем как начать игру воспитатель просит детей понаблюдать за трудом мамы дома, помочь  во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой «Большая стирка». После этого, если у детей не возникает желания по играть самостоятельно в игру, то воспитатель может предложить им сам устроить «большую стирку» или вынес на участок ванночку и белье. Далее педагог предлагает детям следующие роли «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить, следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно к постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить. Воспитатель должен умело использовать ролевые отношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимоотношений. При последующем проведении игры педагог может использовать другую форму: игра в «прачечную». Естественно, перед этим должна быть проведена соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки. Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с трудом прачки (стирает, подсинивает, крахмалит), подчеркивает общественную значимость ее труда (она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты для сотрудников детского сада). Прачка очень старается — белоснежное белье всем приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия способствует воспитанию у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда. Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для стирки. Детей привлекает роль «прачки», потому что им «интересно стирать», особенно в стиральной машине. Чтобы предотвратить возможные конфликты, педагог предлагает им работать в первую и вторую смены, как в прачечной. ЗАКЛЮЧЕНИЕВедущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.М. Горький, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин). По Д.Б. Эльконину и Л.С. Выготскому, сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Можно выделить несколько основных формальных признаков игры в дошкольном возрасте. В первую очередь игра – это свободная деятельность. Ребенок играет тогда, когда у него возникает желание играть, он может отложить игру, или она может вообще не состояться. Игровая деятельность имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно с помощью игры дошкольник познает мир. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, перехода от наглядно-действенному мышлению к элементам словесно-логического мышления.Одним из наиболее распрастраненных речевых нарушений в детском возрасте является общее недоразвитие речи. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность — необходимое условие разностороннего развития их личности и интеллекта. Недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Так, например, они не могут совместно действовать со сверстниками из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. При ОНР снижена потребность в игре, дети малоактивны, начинают игру по инициативе взрослого. У дошкольников с ОНР отмечается отсутствие замысла игры, бедность, стереотипность, формальность игровых действий.Для проверки гипотезы было проведено экспериментальное исследование, показавшее, что у большинства дошкольников с ОНР отмечаются низким уровнем сформированности принятия роли в игре. Дети безынициативны, не справляются с главной ролью. Отношение к правилам игры у большинства детей экспериментальной группы сформировано недостаточно. т.е. правила не выполняются. Правила не соблюдаются, дети не признают замечания. Игровые действия не сформированы, нет взаимосвязи игровых действий с речью. Дети затрудняются в выборе игровых предметов, неумело их использует, отсутствует разнообразие. Методика Гаврилушкиной О.П. показала, что в целом для детей с ОНР характерны признаки отставания в овладении игрой в дошкольном возрасте:-Слабо выраженное отношение к кукле как к живому ребенку (неактивно использует «заглядывание» в глазки, поглаживание, поцелуи, обращения и пр.)-несформированность потребности в сверстнике в качестве делового и игрового партнера.-Затруднения в использовании предметов-заместителей.-Бедность игровых цепочек, их нелогичность, несоответствие реальной последовательности.-Снижение коммуникативной активности в игре, очень редкие обращения к партнеру.-Низкая речевая активность в ходе игры.-Наличие манипуляций с игрушками.Проведенное экспериментальное исследование и сравнительный анализ позволяют утверждать, что игровая деятельность дошкольников с ОНР сформирована значительно хуже, чем у их здоровых сверстников. Гипотеза находит свое подтверждение.ЛИТЕРАТУРААрсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – М. : Форум, 2009. - 142 c.Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В.П. Балабанова, – СПб, 2001. – 92 с.Бондаренко А.К. , Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М:Просвещение, 1983.Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. - Минск: Народная асвета,1986.Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практ. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2011. - 125 c. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 1983. – 228 с. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]/ Л.С.Выготский , - М., 1995, 25-82 с.Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции [Текст]// Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Слово, 2002, - с.12-15;Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников [Текст]// Дефектология. – 1993.- №4. - 37-42 с.Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник для студентов пед. Институтов/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, - М.: Просвещение, 1979 - 288 с.;Дарвиш О.Б. Возрастная психология [Текст]/: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». - М. Владос-Пресс, 2005, - 264 с.;Деркунская, В. Дочки-матери, или Во что и как играть с современными мальчиками и девочками? / В. Деркунская, А. Харчевникова // Обруч : образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6. - С.13-15. Злакоманова М. Наши сердца открыты добру // Дошк. воспитание. - 2004. - № 8. - С. 26-28.Детская психология [Текст]/ ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Минск, 1998, -112 с.Доронова Т.Н., Кабанова О.А., Е.В.Соловьева. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.- 128с.Дошкольная грамматика [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч.2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду./ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988, - 270 с..Душенко К.В. Большая книга афоризмов [Текст]/ К.В. Душенко. Изд. 7-е исправленное. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 1056 с.Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - Дошкольное воспитание. –М.: Просвещение:1965.Зворыгина    Е.В.     Первые     сюжетные     игры    малышей.-    М: Просвещение, 1988.Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Ака демический проект, 2002г.Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада/Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева -М. :Перспектива, 2011Калягин В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст]/ С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк . – М., 2002, 29 с.Козырева О.А. Лексико-грамматичесие игры [Текст]// Логопед. 2004.- №6.- 89-93 с.Косенко    О.    Формирование    творческой    активности    в    игре. //Дошкольное воспитание .- 1989. -И 12.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 251 c.Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст]/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001, 254 с.Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов/ ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва, 1998, - 213с.Магомедова З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 116-118.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М: Просвещение, 1982.Менджерицкая Д.В. Развитие детского творчества и игрового замысла. -М: Просвещение, 1982.Миленко В. Нужно ли учить детей играть // Дошк. воспитание. - 2005. - № 4. - С. 119-123.Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 91 с. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д», 1997. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.5-е изд., стереотип. - М., 2000, - 163 с.Мухина В.С. Психология дошкольника [Текст]/ В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975, - 46 с.Набиуллина А.С. Народные подвижные игры как средство формирования положительных взаимоотношений у старших дошкольников : метод. пособие. - Магнитогорск : Магнитогор. гос. ун-т, 2007. - 34 с. - Библиогр.: с. 31-33.Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст]/ Л.Ф. Обухова. – М., 2002, 345 с.Опарина Н.П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек : учеб.-метод. пособие. – М. : Литера, 2010. - 134 c.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных /ред. Т.В. Власовец. - М.: Академия, 2002, - 200 с.Основы логопедической работы с детьми [Текст]/ ред. Чиркиной Г. В. - М, 2002, 18 с.Основы специальной психологии [Текст]: Учебное для студентов средних пед. учеб. заведений / ред. Л.В. Кузнецовой, М., 2002, - 235-240 с.Основы теории и практики логопедии [Текст]/ ред. Р.Е. Левиной. – М., 1998, 84 с.Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.- Р-на-Дону «Феникс» 2002.Примерная основная программа дошкольного образования «Детство». Бабаева Т. И. и др. – СПб. : «Детство-пресс», 2011.Психология и педагогика игры дошкольника [Текст]/ ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1996, 27-318 с.Седж   Н.В.   Воспитание   активности   в   творческих   играх.   -   М: Просвещение, 1986.Смирнова Е., Делайте как я [Текст]// Обруч. 2007, - №6. - 30-32 с.Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. – С. 62-70. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31166.shtml (30.10.2013).Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культур.-ист. психология. - 2011. - № 4. - С.2-8 : табл. - Библиогр.: с. 8.Солнцева О.А. Играем в сюжетные игры [Текст]: Дошкольное воспитание, 2005. - № 4. - 33-37 с.Солнцева О.В. Как изменился мир игры современного дошкольника // Дет. сад : теория и практика. – 2011. - № 1. – С. 86-95.Соловьева Е. Не учите ребенка играть / Е. Соловьева // Обруч - 2007. - № 1 – с. 3- 6.Специальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / ред. Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2001, - 400 с.Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений/ ред. В.И. Лубовского, - М.: Академия, 2006, - 464 с.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н. В. Краснощёкова-ООО «Феникс», 2012.Тендрякова  М.   Время  в  зеркале  детской   игры.     //Дошкольноевоспитание. - 2002. - N 1.Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ : (старший дошкольный возраст) : учеб.-метод. пособие. – М. : Центр пед. образования, 2008. - 62 с. - (Воспитываем обучаем дошкольников). - Библиогр.: с. 56-57.Фёдорова А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся [Текст]/ А.Э. Фёдорова– М., 1998, 156с.Фесюкова Л.Б. Искусство быть родителями -М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков.-ФОЛИО-Москва 2003.Филичева Т.Б., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева, М.: Айрис-пресс, 2004 - 224 с.Хрестоматия по детской психологии [Текст]/ ред. Г. В. Бурменской. М., 2002, -268 с.Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 2002, -134 с.Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей. – М. : РИПОЛ классик : Дом. XXI век, 2007. - 192 с.Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин, – М., 1998, 182-219 с.ПРИЛОЖЕНИЯПримеры заданий для речевых праздниковЗадание 1.Определить количество слогов в слове Задание 2.Определить первый звук в слове Задание само по себе очень простое, но здесь кроется некоторый подвох. Известно, что родители не всегда видят разницу между согласными звуками, парными по признаку мягкости-твердости. Поэтому, определяя первый звук в слове, начинающемся с мягкого согласного, ошибочно могут назвать твердую пару. В то время, как дети, обучающиеся по специальным программам, четко видят разницу между твердыми и мягкими звукам.Задание 3.Задание на дифференциацию твердых и мягких согласных звуковДети и родители взяли по две снежинки с нарисованными картинками, и они должны были их разложить на два куба. Если в их слове первый звук твердый – на синий куб, а если мягкий – то на зеленый.Задание 4.Выполнить звуковой анализ словаДетям и родителям необходимо было выполнить звуковой анализ разных слов. Родителям предлагались более сложные слова.Задание 5.Подобрать слово на заданный звукПосле соревнования проводится анализ ответов детей. Обращается внимание на трудности, которые встречаются при выполнении данных видов заданий. Подобная форма взаимодействия с семьями помогает родителям лучше узнать своего ребенка и познакомиться с методами и приемами, которые необходимы при выполнении аналогичных домашних заданий.

ЛИТЕРАТУРА


1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – М. : Форум, 2009. - 142 c.
2. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В.П. Балабанова, – СПб, 2001. – 92 с.
3. Бондаренко А.К. , Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М:
Просвещение, 1983.
4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. - Минск: Народная асвета,1986.
5. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практ. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2011. - 125 c.
6. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 1983. – 228 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]/ Л.С.Выготский , - М., 1995, 25-82 с.
9. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции [Текст]// Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Слово, 2002, - с.12-15;
10. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников [Текст]// Дефектология. – 1993.- №4. - 37-42 с.
11. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник для студентов пед. Институтов/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, - М.: Просвещение, 1979 - 288 с.;
12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология [Текст]/: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». - М. Владос-Пресс, 2005, - 264 с.;
13. Деркунская, В. Дочки-матери, или Во что и как играть с современными мальчиками и девочками? / В. Деркунская, А. Харчевникова // Обруч : образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6. - С.13-15.
Злакоманова М. Наши сердца открыты добру // Дошк. воспитание. - 2004. - № 8. - С. 26-28.
14. Детская психология [Текст]/ ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Минск, 1998, -112 с.
15. Доронова Т.Н., Кабанова О.А., Е.В.Соловьева. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.- 128с.
16. Дошкольная грамматика [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч.2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду./ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988, - 270 с..
17. Душенко К.В. Большая книга афоризмов [Текст]/ К.В. Душенко. Изд. 7-е исправленное. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 1056 с.
18. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - Дошкольное воспитание. –М.: Просвещение:1965.
19. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М: Просвещение, 1988.
20. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Ака демический проект, 2002г.
21. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада/Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева -М. :Перспектива, 2011
22. Калягин В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
23. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст]/ С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк . – М., 2002, 29 с.
24. Козырева О.А. Лексико-грамматичесие игры [Текст]// Логопед. 2004.- №6.- 89-93 с.
25. Косенко О. Формирование творческой активности в игре. //Дошкольное воспитание .- 1989. -И 12.
26. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 251 c.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст]/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001, 254 с.
28. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов/ ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва, 1998, - 213с.
29. Магомедова З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 116-118.
30. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М: Просвещение, 1982.
31. Менджерицкая Д.В. Развитие детского творчества и игрового замысла. -М: Просвещение, 1982.
32. Миленко В. Нужно ли учить детей играть // Дошк. воспитание. - 2005. - № 4. - С. 119-123.
33. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 91 с.
34. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
35. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д», 1997.
36. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.5-е изд., стереотип. - М., 2000, - 163 с.
37. Мухина В.С. Психология дошкольника [Текст]/ В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975, - 46 с.
38. Набиуллина А.С. Народные подвижные игры как средство формирования положительных взаимоотношений у старших дошкольников : метод. пособие. - Магнитогорск : Магнитогор. гос. ун-т, 2007. - 34 с. - Библиогр.: с. 31-33.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст]/ Л.Ф. Обухова. – М., 2002, 345 с.
40. Опарина Н.П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек : учеб.-метод. пособие. – М. : Литера, 2010. - 134 c.
41. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных /ред. Т.В. Власовец. - М.: Академия, 2002, - 200 с.
42. Основы логопедической работы с детьми [Текст]/ ред. Чиркиной Г. В. - М, 2002, 18 с.
43. Основы специальной психологии [Текст]: Учебное для студентов средних пед. учеб. заведений / ред. Л.В. Кузнецовой, М., 2002, - 235-240 с.
44. Основы теории и практики логопедии [Текст]/ ред. Р.Е. Левиной. – М., 1998, 84 с.
45. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.- Р-на-Дону «Феникс» 2002.
46. Примерная основная программа дошкольного образования «Детство». Бабаева Т. И. и др. – СПб. : «Детство-пресс», 2011.
47. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст]/ ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1996, 27-318 с.
48. Седж Н.В. Воспитание активности в творческих играх. - М: Просвещение, 1986.
49. Смирнова Е., Делайте как я [Текст]// Обруч. 2007, - №6. - 30-32 с.
50. Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. – С. 62-70. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31166.shtml (30.10.2013).
51. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культур.-ист. психология. - 2011. - № 4. - С.2-8 : табл. - Библиогр.: с. 8.
52. Солнцева О.А. Играем в сюжетные игры [Текст]: Дошкольное воспитание, 2005. - № 4. - 33-37 с.
53. Солнцева О.В. Как изменился мир игры современного дошкольника // Дет. сад : теория и практика. – 2011. - № 1. – С. 86-95.
54. Соловьева Е. Не учите ребенка играть / Е. Соловьева // Обруч - 2007. - № 1 – с. 3- 6.
55. Специальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / ред. Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2001, - 400 с.
56. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений/ ред. В.И. Лубовского, - М.: Академия, 2006, - 464 с.
57. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н. В. Краснощёкова-ООО «Феникс», 2012.
58. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры. //Дошкольное
воспитание. - 2002. - N 1.
59. Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ : (старший дошкольный возраст) : учеб.-метод. пособие. – М. : Центр пед. образования, 2008. - 62 с. - (Воспитываем обучаем дошкольников). - Библиогр.: с. 56-57.
60. Фёдорова А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся [Текст]/ А.Э. Фёдорова– М., 1998, 156с.
61. Фесюкова Л.Б. Искусство быть родителями -М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков.-ФОЛИО-Москва 2003.
62. Филичева Т.Б., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева, М.: Айрис-пресс, 2004 - 224 с.
63. Хрестоматия по детской психологии [Текст]/ ред. Г. В. Бурменской. М., 2002, -268 с.
64. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 2002, -134 с.
65. Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей. – М. : РИПОЛ классик : Дом. XXI век, 2007. - 192 с.
66. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин, – М., 1998, 182-219 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями?

У детей с речевыми нарушениями сюжетно-ролевая игра может иметь свои особенности. Они могут испытывать трудности в создании и развитии сюжета, использовании речи в игре и проявлении эмоций. Однако, несмотря на эти трудности, игра имеет важное значение для развития речи и социальных навыков у детей с речевыми нарушениями.

Как развивается сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте?

Сюжетно-ролевая игра проходит определенные этапы развития в дошкольном возрасте. Вначале дети могут использовать реалистические роли, имитируя повседневные ситуации. Постепенно, они начинают включать фантастические элементы в игру и использовать воображаемые объекты. В процессе игры они развивают воображение, социальные навыки и способность к абстрактному мышлению.

Какие изменения происходят в психическом развитии дошкольников с речевыми нарушениями?

Дошкольники с речевыми нарушениями могут иметь отклонения в психическом развитии, связанные с развитием речи и коммуникативных навыков. Они могут испытывать трудности в осознании своих эмоций, выражении своих мыслей и понимании других людей. Однако, с помощью сюжетно-ролевой игры и специальных методик развития, эти дети могут преодолеть свои трудности и достичь полноценного психического развития.

Каким образом сюжетно-ролевая игра влияет на развитие детей с речевыми нарушениями?

Сюжетно-ролевая игра играет важную роль в развитии детей с речевыми нарушениями. Она помогает им улучшить коммуникативные навыки, развить воображение, познакомиться с различными ролями и ситуациями. Игра также стимулирует развитие речи, так как дети могут использовать язык в контексте игры и практиковать различные речевые навыки, такие как словарный запас и грамматика.

Какие аспекты обсуждаются в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи обсуждаются генезис сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, психическое развитие дошкольников с речевыми нарушениями и особенности игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

Как развивается сюжетно-ролевая игра у детей в дошкольном возрасте?

Сюжетно-ролевая игра у детей в дошкольном возрасте развивается постепенно. Сначала дети начинают имитировать действия взрослых, затем создают простые игровые сюжеты. В процессе игры они осваивают новые роли и действия, развивают воображение и творческое мышление.

Какое влияние имеют речевые нарушения на психическое развитие дошкольников?

Речевые нарушения могут оказывать негативное влияние на психическое развитие дошкольников. Они могут затруднять процесс общения, восприятия и понимания окружающего мира. Однако, сюжетно-ролевая игра может стать важным инструментом для преодоления этих трудностей и стимулирования развития речи.

Какие особенности игровой деятельности можно наблюдать у дошкольников с речевыми нарушениями?

У дошкольников с речевыми нарушениями можно наблюдать такие особенности игровой деятельности, как ограниченный словарный запас, затруднения в синтаксисе и грамматике, слабая связь между игровыми действиями и речевыми высказываниями. Однако, с помощью специальных методик и поддержки взрослых, они могут развивать игровые навыки и улучшать свою речь.

Как проводилось исследование особенностей сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями?

Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями проводилось с использованием методики констатирующего эксперимента. В ходе исследования изучались различные аспекты игровой деятельности, включая роли, сюжеты, взаимодействие с другими детьми и речевые высказывания.

Какие особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями?

У детей с речевыми нарушениями развитие сюжетно-ролевой игры может быть замедленным или неполноценным. Они часто испытывают трудности во восприятии и понимании ролей, создании драматургического сюжета и использовании речи в игровой активности.

Какие особенности игровой деятельности детей с речевыми нарушениями?

У детей с речевыми нарушениями игровая деятельность может быть более ограниченной и поверхностной. Они могут иметь трудности с фантазией, абстрактным мышлением и выражением своих мыслей и чувств. Это может сказываться на качестве и интенсивности их игровой активности.