Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе ( Общие черты судебной этики ).

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Этика
  • 1414 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 24.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Основная часть 3
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Тем не менее, в некоторых случаях такая позиция выгода самому судье и вполне удобна.
В деле избрания рода и меры наказания судье необходимы такие качества, как наблюдательность, умение оценивать подробности и способность прислушиваться не только к голосу разума, но и к предстательству сердца. Наказание есть не только правовое, но и бытовое явление, и его нельзя прилагать механически ко всякому однородному преступлению одинаково.
Необходимым условием деятельности судьи является доверие к нему.
В нравственном отношении большую важность имеет изучение поведение судьи, поскольку, по мнению автора, исполнение судьей своего служебного долга - охранение независимости своих решений и стремление вложить в них всю доступную ему справедливость - не исчерпывают еще всей полноты его задачи.
Особенности современного процесса таковы, что судья оказывается лицом к лицу с человеком. Благодаря гласности и устности судебное производство обогатилось непосредственным восприятием материала для суждения. Так появился новый элемент деятельности судьи – речь идет о поведении судьи по отношению к людям, с которыми ему приходится взаимодействовать. Автор таким образом определяет поведение судьи: «Это поведение не есть простая совокупность поступков, следующих один за другим в порядке времени, это есть систематический и последовательный ряд деяний, связанных между собою одним и тем же побуждением и одной и той же целью. Иными словами - это есть сознательный образ действий, одинаково применимый ко всем разнообразным случаям судебной и судебно-бытовой жизни, предусмотреть и предустановить которые заранее невозможно».
Деятельность судьи должна являть пример слияния правовых и нравственных требований.
Особое внимание автор очерка уделяет положению потерпевшего и приводит примеры из судебной практики, демонстрирующие случае поистине тяжелого положения и психологического состояния потерпевших.
Также автор говорит о необходимости уважения свидетелей. Они, по словам автора, «несут случайную повинность, всегда более или менее тягостную; большинство из них теряется в необычной, торжественной обстановке суда; стороны - обвинитель и защитник - склонны иногда к бесцеремонному отношению к свидетелю, к предложению ему ненужных, щекотливых и обидных не по форме, а по своему косвенному смыслу вопросов. Одни свидетели под влиянием этого раздражаются и, чувствуя, что их ловят на словах, становятся грубы и принимают вызывающий тон, - большинство же теряются и нравственно страдают. Нужно зорко следить за настроением свидетелей».
Автор отмечает, что суд представляет собой в том числе и школу. В суде мы видим пример влияния этических требований с эстетическими.
Нравственные соображения играют особую роль в оценке доказательств по источнику, содержанию и психологическим свойствам. В частности, автор затрагивает вопрос относительно того, целесообразно ли использовать дневник как доказательство. И отвечает, что в рамках закона это является допустимым.
Однако если рассмотреть данный вопрос с нравственной стороны, то дневник является крайне опасным доказательством. В редких случаях в дневнике мы видим отражение спокойных жизненных наблюдений, а в большинстве случаев люди в дневниках преувеличивают свои ощущения и впечатления. Согласно мнению автора, в дневнике следует использовать только фактические указания, тогда как личная сторона не должна учитываться.
Таким образом, мы видим, как складывается комплекс этических правил, которые являются основой нравственной стороны в судебной деятельности. Соответственно, не только судебная техника и судебная практика, но и судебная этика как учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности должны тщательно изучаться.
Кроме того, автор очерка призывает активно применять начала судебной этики в прокурорской деятельности: «Строгое соблюдение этических начал в состязательной деятельности русского прокурора необходимо еще и потому, что желательный облик говорящего судьи еще у нас не вполне установлен. Он, как показывает судебная практика, подвергается иногда весьма печальному искажению. Обвинители увлекаются, не всегда ясно понимают свои задачи. Бывают, к счастью редкие, случаи, когда для обвинителя под влиянием посторонних правосудию личных расчетов обвиняемый человек вопреки предписанию нравственного закона становится средством».
В деятельности адвокатуры по уголовным делам этические устои играют не меньшую роль. Уголовный защитник должен быть vir bonus, dicendi peritus (Муж добрый, опытный в речи), вооруженный знанием и глубокой честностью, умеренный в приемах, бескорыстный в материальном отношении, независимый в убеждениях, стойкий в своей солидарности с товарищами. Он должен являться лишь правозаступником и действовать только на суде или на предварительном следствии, там, где это допускается. Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют. Не будучи слугой клиента, он, однако, в своем общественном служении - слуга государства и может быть назначен на защиту такого обвиняемого, в помощь которому по собственному желанию он бы не пришел».
Автор очерка призывает привести нравственное чувство лучшей части общества в гармонию с теми задачами и приемами, которые использует уголовная защита. Также он говорит о необходимости преподавания основ судебной этики и последующем их активном применении в практике.

    
Список литературы

Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики) // Кони А.Ф. Избранные труды. /Сост. И.В. Потапчук – Тула: Автограф, 2000. – С. 78 – 107.











13

Список литературы

1. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики) // Кони А.Ф. Избранные труды. /Сост. И.В. Потапчук – Тула: Автограф, 2000. – С. 78 – 107.

Вопрос-ответ:

Какие качества необходимы судье при избрании рода и меры наказания?

Судье необходимы такие качества как наблюдательность, умение оценивать подробности и способность прислушиваться не только к голосу разума, но и к предстательству сердца.

Что значит, что наказание есть бытовое явление?

Наказание является не только правовым, но и бытовым явлением, то есть оно влияет на жизнь и поведение людей, а также оказывает влияние на общественное мнение и моральные нормы.

Почему некоторым судьям выгодна позиция, при которой наказание рассматривается как бытовое явление?

В некоторых случаях такая позиция выгодна самому судье, так как позволяет ему удобным образом избирать род и меру наказания, принимая во внимание не только юридические, но и моральные и общественные аспекты.

Какое значение имеет наблюдательность для судьи при избрании рода и меры наказания?

Наблюдательность является важным качеством судьи, так как она позволяет ему заметить детали и особенности дела, которые могут повлиять на решение по избранию рода и меры наказания.

Почему судье важно уметь оценивать подробности в деле выбора рода и меры наказания?

Умение оценивать подробности дела позволяет судье получить полную картину событий, анализировать доказательства и вынести обоснованное и справедливое решение по выбору рода и меры наказания.

Какие качества необходимы судье при избрании рода и меры наказания?

При избрании рода и меры наказания судье необходимы такие качества, как наблюдательность, умение оценивать подробности и способность прислушиваться не только к голосу разума, но и к предстательству сердца.

Почему позиция, когда судья прислушивается к голосу разума, может быть выгодна для него самого?

Позиция, когда судья прислушивается только к голосу разума, может быть выгодной для него самого, так как он может принимать решения основываясь только на законодательстве и формальных требованиях, без учета эмоциональных и моральных аспектов.

Какое место занимает наказание в уголовном процессе?

Наказание занимает важное место не только в правовом, но и в бытовом плане. Оно не может быть приложено механически, так как включает в себя моральные и эмоциональные аспекты.

Какие основные черты судебной этики связаны с избранием рода и меры наказания?

Основные черты судебной этики, связанные с избранием рода и меры наказания, включают в себя наблюдательность, умение оценивать подробности и способность прислушиваться к голосу разума и предстательству сердца.

Почему позиция, когда судья прислушивается только к голосу разума, может быть удобна для него?

Позиция, когда судья прислушивается только к голосу разума, может быть удобной для него, так как такой подход позволяет ему принимать решения на основе формальных требований и законодательства, без учета эмоциональных и моральных аспектов.

Почему некоторые судьи могут придерживаться нравственных начал в уголовном процессе?

Некоторые судьи могут придерживаться нравственных начал в уголовном процессе, потому что это позволяет им быть более справедливыми и гуманными в своих решениях. Они понимают, что уголовное правосудие не только о наказании, но и о реабилитации и защите прав обвиняемых. Придерживаясь нравственных начал, они могут учесть индивидуальные обстоятельства дела и прислушаться к позиции сердца, что помогает им принимать более справедливые решения.

Какие качества должен иметь судья для избрания рода и меры наказания?

Для избрания рода и меры наказания судье необходимо обладать такими качествами, как наблюдательность, умение оценивать подробности и способность прислушиваться не только к голосу разума, но и к предстательству сердца. Наказание в уголовном процессе является не только правовым, но и бытовым явлением, поэтому судье важно учесть все аспекты дела, включая личность обвиняемого, обстоятельства совершения преступления и возможность реабилитации. Эти качества помогают судье принимать более сбалансированные и гуманные решения.