Влияние самоуважения на стратегии поведения подростков в конфликте

  • 68 страниц
  • 41 источник
  • Добавлена 27.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния самоуважения подростка на выбор стиля поведения в конфликте 7
1.1. Понятие самоуважения в психологии 7
1.2. Проблема конфликта в психологии 13
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 21
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самоуважения подростка на выбор стиля поведения в конфликте 31
2.1. Этапы и выборка исследования 31
2.2. Методы и методики исследования 32
2.3. Анализ результатов исследования 38
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 1 64

Фрагмент для ознакомления

Коэффициент корреляции изменяется в пределах от – 1 до + 1.
Таблица 7
Показатели взаимосвязи общего уровня выраженности самоуважения и
стратегий поведения в конфликте у подростков

шкала Сотрудничество компромисс приспособление уход конкуренция Самоуважение (по М. Розенбергу) 0,96 0,80 - 0,98 - 0,98 0,38 Самоуважение (МИС) 0,97 0,70 - 0,97 - 0,98 0,24 Аутосимпатия 0,96 0,71 - 0,97 - 0,96 0,26 Внутренняя неустроенность - 0,92 - 0,70 0,94 0,94 - 0,25
Из расчетов следует, что существует сильная корреляция между следующими показателями:
Уровень самоуважения и стратегия сотрудничества (r = 0,96, r = 0,97)
Уровень развития самоуважения и стратегия компромисса (r = 0,80, r = 0,70)
Существует сильная обратная корреляция между следующими показателями:
Уровень самоуважения и стратегия приспособления (r = -0,98, r = -0,97)
Уровень развития самоуважения и стратегия ухода (r = -0,98, r = -0,98)
Существует слабая корреляция между следующими показателями:
Уровень самоуважения и стратегия конкуренции (r = 0,38, r = 0,24)
существует сильная корреляция между следующими показателями:
Уровень аутосимпатии и стратегия сотрудничества (r = 0,96)
Уровень аутосимпатии и стратегия компромисса (r = 0,71)
Существует сильная обратная корреляция между следующими показателями:
Уровень аутосимпатии и стратегия приспособления (r = -0,97)
Уровень аутосимпатии и стратегия ухода (r = -0,96)
Существует слабая корреляция между следующими показателями:
Уровень аутосимпатии и стратегия конкуренции (r = 0,26)
существует сильная обратная корреляция между следующими показателями:
Уровень внутренней неустроенности и стратегия сотрудничества (r = - 0,92)
Уровень внутренней неустроенности и стратегия компромисса (r = - 0,70)
существует сильная корреляция между следующими показателями:
Уровень внутренней неустроенности и стратегия приспособления (r = 0,94)
Уровень внутренней неустроенности и стратегия ухода (r = 0,94)
существует слабая обратная корреляция между следующими показателями:
Уровень внутренней неустроенности и стратегия конкуренции (r = -0,25)
Так же, для подтверждения или опровержения того, что выбор стратегии поведения в конфликте зависит от уровня самоуважения подростка, была проведена повторная диагностика данных после тренинга, направленного на повышение самооценки и самоуважения подростка.
Тренинг «Развитие чувства самоуважения и уверенности в себе» направлен на решение следующих задач:
Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.).
Укрепить чувство собственного достоинства.
Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.
Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
Программа тренинга рассчитана на 1 предварительную встречу (для определения направления работы) и 3 встречи по 4 – 4,5 часа каждая.
Структура программы
День 1
Тема: «Я в своих глазах и в глазах других».
Цель – знакомство с группой и с самим собой.
Задачи:
Знакомство с группой.
Ввести правила группы.
Обеспечить средствами самопознания.
Укрепить чувство собственного достоинства.
Обучить элементам релаксации.
День 2
Тема: «Я среди других».
Цель – обучение правильному выражению своих чувств и адекватному восприятию поведения другого.
Задачи:
Создать комфортный климат для свободного выражения чувств.
Способствовать осознанию себя.
Способствовать осознанию участниками своих различных черт.
Работа с чувствами.
Развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения.
День 3
Тема: «Мы очень разные и этим интересны друг другу».
Цель – повышение уверенности в сфере межличностного общения
Задачи:
Научить понимать друг друга.
Способствовать осознанию проблем в отношениях с людьми.
Развить навыки и умения, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
Завершение работы группы.
Содержание программы
День 1
1. Знакомство.
Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».
На это отводится максимум 30 минут.
2. Предварительный этап.
Для получения более полной информации об участниках группы предлагаются задания, раскрывающие проблемы неуверенности клиентов.
Ведущий: Сейчас нарисуйте, пожалуйста, то чувство которое мешает вам во время общения, которое вам не приятно, из-за которого вы чувствуете себя не уверенно. Сверху напишете название этого чувства.
На это дается максимум 15 минут.
Ведущий: А теперь, нарисуйте то чувство, с помощью которого вы справляетесь с тем чувством, которое вы написали на первом рисунке, с помощью которого вам приятно и интересно общаться. Сверху также напишите название этого чувства.
На это дается также максимум 15 минут.
Ведущий: Когда вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано и написано чувство мешающее вам в общении, и к написанному слову сзади листа напишите по 5-10 прилагательных, поясняющих его. То же самое проделайте со вторым листом, на котором нарисовано и написано приятное вам чувство.
На это отводится максимум 20 минут.
Ведущий: Обсуждение данных рисунков будет происходить на одном из последующих занятиях.
3. Введение правил.
Ведущий: Теперь вам будут предложены правила поведения на группе, которые распространяются как на участников группы, так и на руководителей. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.
На обсуждение правил отводится максимум 20 минут. Когда правила приняты, ведущий достает листок с крупной надписью данных правил, которые после этого всегда лежат в середине круга. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.
ПРАВИЛА ГРУППЫ: Здесь и теперь; Каждый имеет право сказать «нет»; Искренность и открытость; Принцип Я; Безоценочность суждений; Активность; Конфиденциальность.
4. Упражнение 1.
Медитация-визуализация «Судно, на котором я плыву».
На это упражнение отводится приблизительно около 1 часа – 1часа 20 минут.
Ведущий: А теперь нарисуйте то, что видели и что хочется. Может это будет ваш корабль, может просто море, а может капитан или еще что-то, увиденное только вами.
На рисунок дается максимум 20минут.
При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, хорошо получить ответы на вопросы
Ведущий: А теперь по кругу скажите в двух словах: кто как себя чувствует? На этом первый день заканчивается до встречи завтра. (Это говорится за 15 минут до конца занятия).
День 2
Пока участники рассаживаются по кругу ведущий выкладывает в его центр правила группы для того, чтобы ребята постепенно включались в работу.
1. Вступление.
Ведущий: Добрый день, очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний день прошел удачно. Для того чтобы получше понять ваше состояние попрошу всех участников круга рассказать, что интересного произошло с вами за это время.
Обсуждение проходит с включением элементов психотерапии, и занимает максимум 45 минут.
Ведущий: В обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Сейчас вы сделает упражнение для того, чтобы понять, о чем идет речь.
2. Упражнение 1. “Глаза в глаза”.
Данное упражнение направлено на установление более глубокого и доверительного контакта между участниками группы. После проведения данного упражнения ведущий спрашивает у ребят о чувствах, испытанных во время упражнения. Кому и почему было трудно установить зрительный контакт?
На обсуждение этих вопросов дается максимум 20 – 30 минут. Более детальное обсуждение происходит после упражнения “Автопортрет”.
3. Упражнение 2. “Броуновское движение”.
Перед тем как делать третье упражнение необходимо сильнее разогреть участников группы. Для этого используется данное упражнение.
4. Упражнение 3. “Театр прикосновений”.
В ходе всего выполнения упражнения ведущий перемещается от пары к паре, помогая и направляя ситера, и помогая расслабиться лежащему. По прохождению 25 минут музыка выключается. И парам предлагается поменяться местами.
Упражнение проходит молча, обсуждение после него не ведется. Время, отведенное на данное упражнение, не должно превышать 50 минут, т.е. на каждого лежащего участника отводится максимум 25 минут. Инструкция к следующему упражнению дается тогда, когда участник, лежащий на полу, только открыл глаза.
5. Упражнение 4. “Автопортрет”.
Упражнение направлено на изучение представлений о себе самом.
Теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте на нем свой портрет. Это может быть портрет себя во время упражнения “Театр прикосновений” (каким вы себя увидели), или это может быть ваш портрет в обыденной жизни или еще какой-то портрет себя в вашем воображении. Рисуем с тем условием, чтобы не смотреть и не видеть рисунков других участников группы. Когда закончите рисовать автопортреты отдадите нам лично в руки.
Обязательным в выполнении данного упражнения является молчание участников группы и когда они рассаживаются, и когда рисуют. Во время этого упражнения должна играть тихая, спокойная музыка.
Упражнение проводится максимум 15 минут. Для того, чтобы все условия данного упражнения были соблюдены, необходимо всех участников группы рассадить по разным углам занимаемого помещения. В крайнем случае посадить их друг к другу спиной. Когда рисунки закончены и собраны, все рассаживаются по местам.
Ведущий: Сейчас я буду поднимать один за другим рисунок вверх, чтобы все присутствующие могли вместе отвечать на вопросы. При этом имя “художника” названо не будет, так что только он один будет знать, что речь идет о его портрете. В конце обсуждения каждого рисунка, “художник”, по своему желанию, может назвать свое имя.
Впечатления о предыдущих упражнениях и вопросы высказываются в заключительной части 2 дня или при обсуждении рисунков. При необходимости проводятся элементы психотерапии.
За 15 минут до окончания работы необходимо провести “ритуал прощания”, в который входит: опрос всех участников группы по кругу об их самочувствии и настроении, а также прощание.
День 3
Пока участники рассаживаются по кругу ведущий выкладывает в его центр правила группы для того, чтобы ребята постепенно включались в работу.
1. Вступление.
Ведущий: Добрый день, очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний день прошел удачно. Для того чтобы получше понять ваше состояние, попрошу всех участников круга рассказать, что интересного произошло с вами за это время.
Обсуждение проходит с включением элементов психотерапии, и занимает максимум 45 минут.
Ведущий: Существует множество видов общения, о которых вы все знаете. Но мне хотелось бы поговорить о некоторых из них, точнее о четырех. Четырех видах общения, которые надо избегать, которые в конечном счете всегда заводят собеседников в тупик. Речь здесь идет о ролях: агрессивной, примирительной, косвенном нападении, уклонение от темы – это те роли, которые люди используют для решения каких-либо проблем в общении. Вообще говоря, не следует с помощью плохих примеров показывать людям, чего они не должны делать. Но данная игра является исключением из правил. Исключение состоит в том, что мы проиграем ситуацию в кругу, т.е. “пропустим” через себя ошибки, о которых говорилось ранее с тем, чтобы разобраться как следует в них и использовать сделанные выводы в повседневной практике. В этой игре вы испытаете на “собственной шкуре”, что каждый из этих четырех видов общения никогда не приводит к хорошему настроению и не может привести к решению ваших проблем. И когда в дальнейшем вы окажетесь в одной из четырех ролей, связанных с таким общением, вы вдруг осознаете это. Только такое осознание ситуации в последующей практике может помочь вам избежать негативных, ошибочных действий.
2. Упражнение 1. “Четыре вида общения”. [1, стр. 269-272]
Данное упражнение направлено: на осознание проблем в отношениях с людьми; на развитие навыков и умений, необходимых для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
Время отведенное на данную игру не должно занимать более 1 часа, т.е. на каждый круг по 15 минут. Обсуждение проходит приблизительно около 30 – 45 минут.
Данный материал лучше раздать ребятам, участвующим в игре таким образом, чтобы каждый вытянул не глядя какой-либо листочек.
3. Обсуждение рисунков.
После игры в “Роли”, когда все успокоятся, необходимо перейти плавно к тому, что мы в жизни тоже бываем разные: с хорошими чертами и плохими, т.е. с такоми, которые нам нравятся и такими, которые нам не нравятся. Здесь необходимо раздать участникам круга рисунки, сделанные ими на первом занятии и напомнить, что на одном из них положительные их качества, на другом отрицательные.
Итак, перед вами лежат рисунки, на которых изображены ваши чувства: на одном листке то, которое мешает вам во время общения, на другом, которое помогает вам.
Данное обсуждение направленно на улучшение понимания друг друга через более глубокое понимание себя.
В обсуждение рисунков должны принять участие все участники группы, при необходимости в данной процедуре применяются элементы психотерапии.
На обсуждение уделяется максимум 1час – 1час 30 минут.
4. Упражнение 2. “Хвосты”.
Данное упражнение направлено на выявление неразрешенных проблем, невысказанных участниками чувств и мыслей, т.е. на выявление важных “хвостов” групповой истории и их проработку.
Здесь обсуждаются ответы на вопросы. На это упражнение отводится максимум 30 минут.
А теперь, подумайте, пожалуйста, пару минут над следующим: в чем состоит наиболее важный опыт, который вы приобрели в этой группе и который поможет вам лучше справляться с трудностями повседневной жизни? Запишите, пожалуйста, это на листочке.
После записи на листах по кругу, по желанию участников, зачитываются ответы. На это задание отводится максимум 10 минут.
5. Завершающий этап работы.
На данном этапе наша работа завершается и мы предлагаем вам попрощаться друг с другом. Для этого, пожалуйста, встаньте. И теперь, когда заиграет музыка, молча, только глазами и телом, скажите друг другу до свидания, и спасибо.
На это отводится 10 минут. После этого отключается музыка.
И теперь, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. И теперь давайте попрощаемся все вместе, со всей группой. Крикнем как можно громче: “До свидания”.
После этого дается 5-10 минут на свободное прощание участников.
Итак, данный тренинг направлен на поддержку в участниках следующих проявлений: более позитивных мыслей и чувств о самом себе; симпатии к себе; способности относиться к себе с юмором; чувства гордости собой как человеком; понимания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.
Данная работа необходима для обеспечения более эффективного взаимодействия подростков в повседневной жизни и для успешного решения, встающих перед ними каждодневных задач.
Результаты повторной диагностики по показателям «уровень самоуважения» и «ведущий стиль поведения в конфликте» были соотнесены с результатами первичной диагностики в процессе статистического анализа по методу U – образного критерия Манна – Уитни.
Расчеты приведены в таблице 8.







Таблица 8
Выявление существенных различий по методу U – образного критерия Манна - Уитни по результатам первичной и повторной диагностики по методикам «Стиль поведения в конфликте» и «Шкала самоуважения» у подростков
№ уровень самоуважения ранг сотрудничество ранг компромисс ранг приспособление ранг уход ранг конкуренция ранг 1 10 48 3 46 2 47,5 10 4,5 11 2 4 42 2 12 47 3 46 2 47,5 12 1 10 4 5 29,5 3 14 45,5 3 46 3 44,5 10 4,5 10 4 5 29,5 4 14 45,5 3 46 3 44,5 11 2 12 1 6 15 5 16 44 4 40,5 3 44,5 10 4,5 9 8,5 5 29,5 6 19 41 4 40,5 3 44,5 9 9 9 8,5 5 29,5 7 19 41 4 40,5 4 40,5 9 9 10 4 6 15 8 21 39 4 40,5 4 40,5 9 9 9 8,5 5 29,5 9 24 37,5 4 40,5 6 34 7 12,5 8 12 8 9 10 26 35 5 36 7 26,5 6 16 7 13,5 8 9 11 28 32,5 6 32 8 19 6 16 6 16,5 9 6,5 12 31 27 6 32 9 11,5 5 23 5 23 9 6,5 13 31 27 7 28,5 9 11,5 5 23 5 23 10 4,5 14 32 24 9 22,5 9 11,5 5 23 4 30 10 4,5 15 32 24 9 22,5 10 5 4 30 5 23 12 1,5 16 34 20 9 22,5 10 5 3 37,5 4 30 12 1,5 17 34 20 9 22,5 10 5 3 37,5 3 36,5 11 3 18 35 16,5 9 22,5 8 19 3 37,5 3 36,5 8 9 19 35 16,5 10 16,5 8 19 4 30 2 44,5 6 15 20 35 16,5 10 16,5 7 26,5 3 37,5 3 36,5 6 15 21 36 12 10 16,5 7 26,5 3 37,5 2 44,5 5 29,5 22 36 12 11 9 7 26,5 2 45,5 2 44,5 5 29,5 23 36 12 11 9 6 34 2 45,5 3 36,5 5 29,5 24 39 4 11 9 6 34 2 45,5 2 44,5 6 15 1 18 43 3 46 4 40,5 9 9 9 8,5 4 42 2 19 41 4 40,5 4 40,5 9 9 9 8,5 5 29,5 3 24 37,5 5 36 5 38 10 4,5 9 8,5 5 29,5 4 25 36 5 36 6 34 7 12,5 7 13,5 6 15 5 27 34 6 32 6 34 6 16 6 16,5 5 29,5 6 28 32,5 6 32 7 26,5 6 16 6 16,5 5 29,5 7 29 30,5 6 32 9 11,5 5 23 5 23 6 15 8 29 30,5 7 28,5 9 11,5 5 23 5 23 5 29,5 9 30 29 8 26,5 9 11,5 6 16 5 23 5 29,5 10 31 27 8 26,5 10 5 5 23 6 16,5 5 29,5 11 32 24 9 22,5 10 5 5 23 5 23 6 15 12 33 22 10 16,5 11 2 4 30 4 30 5 29,5 13 34 20 10 16,5 12 1 5 23 5 23 5 29,5 14 35 16,5 10 16,5 9 11,5 5 23 4 30 6 15 15 36 12 11 9 9 11,5 4 30 5 23 5 29,5 16 36 12 11 9 8 19 3 37,5 4 30 5 29,5 17 37 8,5 11 9 8 19 3 37,5 3 36,5 4 42 18 37 8,5 11 9 8 19 3 37,5 3 36,5 4 42 19 38 6,5 12 2,5 8 19 4 30 2 44,5 4 42 20 38 6,5 12 2,5 7 26,5 3 37,5 3 36,5 5 29,5 21 39 4 11 9 7 26,5 3 37,5 2 44,5 3 46,5 22 39 4 12 2,5 7 26,5 2 45,5 2 44,5 3 46,5 23 40 1,5 11 9 6 34 2 45,5 3 36,5 3 46,5 24 40 1,5 12 2,5 6 34 2 45,5 2 44,5 3 46,5                           192                                                       сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1     687,5   704   668,5   541   535,5   408     сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2     488,5   472   507,5   635   640,5   768     U1   U1   U1   U1   U1   U1     188,5   172   207,5   335   340,5   468     U2   U2   U2   U2   U2   U2     387,5   404   368,5   241   235,5   108

Итак, как видно из таблицы, выявлены существенные различия между следующими показателями: уровень самоуважения, стратегия сотрудничества и стратегия конкуренции.
Таким образом, при изменении уровня самоуважения подростка изменяется его склонность к стратегии поведения в конфликтной ситуации

Выводы

Подростки с высоким уровнем самоуважения, аутосимпатии и низким уровнем внутренней неустроенности в ситуации конфликта склонны выбирать стратегию сотрудничества или компромисса
Подростки с низким уровнем самоуважения, аутосимпатии и высоким уровнем внутренней неустроенности в ситуации конфликта склонны выбирать стратегию приспособления или ухода

Заключение

Данная работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем развития личности в подростковом возрасте – взаимосвязи уровня самоуважения подростка и особенностей его поведения в конфликте.
Подростковый возраст – время, когда вчерашний ребенок начинает входить во взрослую жизнь. В этом возрасте идет активное психическое, личностное и социальное развитие. В этом возрасте формируется центральное новообразование личности – Я концепция, основным компонентом которой является самоотношение и самоуважение индивида.
Самоуважение является одним из наиболее существенных свойств личности, определяющих взаимоотношения человека с его окружением. Диагностика самоуважения является важной задачей психодиагностической работы с подростками, поскольку для подросткового возраста, особенно в период кризиса, характерны низкое самоуважение.
Низкий уровень самоуважения у подростков является условием, предрасполагающим к неблагоприятным вариантам жизненного самоопределения и фактором риска девиантного и аддиктивного поведения. Низкий уровень самоуважения в сочетании со склонностью к аутоагрессии рассматриваются как фактор риска суицидальных попыток.
Исходя из этого, целью данной исследовательской работы было изучение особенностей влияния самоуважения подростка на выбор им стратегии поведения в конфликте
В данной работе мы рассмотрели понятие самоуважения в психологии; изучили психологические характеристики подросткового возраста; рассмотрели проблему конфликта в психологии; эмпирически изучили особенности влияния самоуважения подростка на выбор им стратегии поведения в конфликте
В процессе исследования предположение о том, что особенности самоуважения подростка влияют на выбор им стратегии поведения в конфликте, подтвердились, а именно:
подросткам с низким уровнем самоуважения и негативным самоотношением присущи неконструктивные стратегии поведения в конфликте (конкуренция, избегание или приспособление);
подросткам с высоким уровнем самоуважения и позитивным адекватным самоотношением присущи конструктивные стратегии поведения в конфликте (сотрудничество).
Подростки с высоким уровнем самоуважения в ситуации конфликта склонны выбирать стратегию сотрудничества или компромисса; подростки с низким уровнем самоуважения в ситуации конфликта склонны выбирать стратегию приспособления или ухода

Список литературы

Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998
Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. / Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1989. - С. 103-127
Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995 
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999
Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2002
Бодалев А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 18-26 
Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992, Т.13, №4 с. 99 – 100
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002
Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - М., 2000
Вереникина И.М. Конфликты на уроке // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986 
Воробьева Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 104-111 
Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб., 2009
Громова О. Н. Конфликтология. – М., 2011
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993
Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры //Психологический журнал. – 2006. - Т. 27. - № 3. с. 18 – 30
Кон И.С. В поисках себя. Самоуважение и последовательность «Я» // http://psylib.org.ua/books/konis01/txt21.htm
Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982
Крайг Г. Психология развития. – СПб.. 2003
Куницына В.Н. Сила Я и самоуважение // Психология / Под ред А.А. Крылова. - М., 1998.- С. 283 – 286
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004
Липкина А.И. Самоуважение школьника. - М., 1976
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- СПб., 1999
Лубовский Д.В. Применение опросника самоуважения М. Розенберга для исследования отношения подростков к себе // http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10457.php
Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2004
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000
Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 1991
Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М., 1999
Прихожан A.M.. Гуткина Н.И. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987
Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 1999 
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1999
Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М., 2003
Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М., 1999
Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб., 2003
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 2000
Шкала самоуважения М. Розенберга // http://psycabi.net/testy/546-test-na-samouvazhenie-metodika-shkala-m-rozenberga


Приложение 1


Сводный протокол диагностических данных по методике К. Томаса (первичный замер)

№ сотрудничество компромисс приспособление уход конкуренция 1 3 2 10 11 4 2 3 2 12 10 5 3 3 3 10 10 5 4 3 3 11 12 6 5 4 3 10 9 5 6 4 3 9 9 5 7 4 4 9 10 6 8 4 4 9 9 5 9 4 6 7 8 8 10 5 7 6 7 8 11 6 8 6 6 9 12 6 9 5 5 9 13 7 9 5 5 10 14 9 9 5 4 10 15 9 10 4 5 12 16 9 10 3 4 12 17 9 10 3 3 11 18 9 8 3 3 8 19 10 8 4 2 6 20 10 7 3 3 6 21 10 7 3 2 5 22 11 7 2 2 5 23 11 6 2 3 5 24 11 6 2 2 6


Сводный протокол диагностических данных по методике К. Томаса (повторный замер)
№ сотрудничество компромисс приспособление уход конкуренция 1 3 4 9 9 4 2 4 4 9 9 5 3 5 5 10 9 5 4 5 6 7 7 6 5 6 6 6 6 5 6 6 7 6 6 5 7 6 9 5 5 6 8 7 9 5 5 5 9 8 9 6 5 5 10 8 10 5 6 5 11 9 10 5 5 6 12 10 11 4 4 5 13 10 12 5 5 5 14 10 9 5 4 6 15 11 9 4 5 5 16 11 8 3 4 5 17 11 8 3 3 4 18 11 8 3 3 4 19 12 8 4 2 4 20 12 7 3 3 5 21 11 7 3 2 3 22 12 7 2 2 3 23 11 6 2 3 3 24 12 6 2 2 3 Сводный протокол диагностических данных по методике «МИС»

№ Открытость Самоуважение Саморуководство Отраженное самоотношение САМОУВАЖЕНИЕ Самоценность Самопринятие Самопривязанность АУТОСИМПАТИЯ Внутреняя конфликтность самообвинение ВНУТРЕННЯЯ НЕУСТРОЕННОСТЬ 1 1 1 1 0 3 1 1 1 3 7 9 16 2 0 1 1 1 3 1 0 2 3 8 8 16 3 1 0 2 1 4 0 1 2 3 7 7 14 4 0 1 1 0 2 2 2 2 6 8 8 16 5 1 2 1 2 6 2 2 1 5 8 8 16 6 2 1 2 1 6 3 1 2 6 8 7 15 7 2 1 2 2 7 3 2 3 8 7 7 14 8 2 2 2 3 9 3 3 3 9 7 7 14 9 3 3 3 3 12 4 3 4 11 6 6 12 10 3 3 3 4 13 5 3 4 12 5 5 10 11 4 3 4 5 16 5 4 5 14 4 4 8 12 4 4 5 5 18 6 4 6 16 4 5 9 13 5 5 5 6 21 5 5 5 15 5 4 9 14 4 4 4 6 18 6 4 6 16 4 5 9 15 5 4 5 7 21 6 5 5 16 5 5 10 16 5 5 6 6 22 6 6 5 17 6 4 10 17 6 6 5 7 24 7 5 6 18 5 3 8 18 7 6 6 8 27 6 6 7 19 4 3 7 19 8 7 7 7 29 7 7 6 20 3 3 6 20 7 7 7 8 29 8 7 7 22 3 2 5 21 8 8 8 8 32 8 8 7 23 4 3 7 22 8 7 7 9 31 7 8 8 23 3 2 5 23 7 8 8 8 31 8 9 7 24 2 3 5 24 8 8 8 8 32 9 8 8 25 2 1 3

Сводный протокол диагностических данных по методике М. Розенберга
(первичный замер)

№ уровень самоуважения   1 12 низ 2 14 низ 3 14 низ 4 15 низ 5 16 низ 6 19 заниж 7 21 заниж 8 21 заниж 9 24 ср 10 26 ср 11 28 ср 12 31 ср 13 31 ср 14 32 ср 15 32 ср 16 34 ср 17 34 ср 18 35 выс 19 36 выс 20 36 выс 21 38 выс 22 38 выс 23 38 выс 24 39 выс
Сводный протокол диагностических данных по методике М. Розенберга
(повторный замер)
№ уровень самоуважения   1 18 заниж 2 19 заниж 3 24 средний 4 25 средний 5 27 средний 6 28 средний 7 29 средний 8 29 средний 9 30 средний 10 31 средний 11 32 средний 12 33 средний 13 34 средний 14 35 высокий 15 36 высокий 16 36 высокий 17 37 высокий 18 37 высокий 19 38 высокий 20 38 высокий 21 39 высокий 22 39 высокий 23 40 высокий 24 40 высокий












3

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998
2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. / Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1989. - С. 103-127
3. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999
5. Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2002
7. Бодалев А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 18-26
8. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992, Т.13, №4 с. 99 – 100
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002
10. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - М., 2000
11. Вереникина И.М. Конфликты на уроке // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986
12. Воробьева Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 104-111
13. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб., 2009
14. Громова О. Н. Конфликтология. – М., 2011
15. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993
16. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры //Психологический журнал. – 2006. - Т. 27. - № 3. с. 18 – 30
17. Кон И.С. В поисках себя. Самоуважение и последовательность «Я» // http://psylib.org.ua/books/konis01/txt21.htm
18. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982
19. Крайг Г. Психология развития. – СПб.. 2003
20. Куницына В.Н. Сила Я и самоуважение // Психология / Под ред А.А. Крылова. - М., 1998.- С. 283 – 286
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004
22. Липкина А.И. Самоуважение школьника. - М., 1976
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- СПб., 1999
24. Лубовский Д.В. Применение опросника самоуважения М. Розенберга для исследования отношения подростков к себе // http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10457.php
25. Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2004
26. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000
27. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 1991
28. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М., 1999
29. Прихожан A.M.. Гуткина Н.И. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987
30. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
31. Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
32. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 1999
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
34. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1999
35. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М., 2003
36. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
37. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М., 1999
38. Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983
39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб., 2003
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 2000
41. Шкала самоуважения М. Розенберга // http://psycabi.net/testy/546-test-na-samouvazhenie-metodika-shkala-m-rozenberga

Влияние на уровень личной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации












РАБОТА

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния уровня личной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации

1.1 Понятие творчества. Подходы к изучению творчества. Личного и социального творчества

1.2 Конфликт и конфликтная ситуация и стратегии поведения в конфликтных ситуациях

1.3 Психологические особенности подросткового возраста

1.4 Особенности творчества подростков

1.5 Возникновение конфликтов в подростковом возрасте и их решение

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня личной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации

2.1 Программа исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Вывод

Приложения

Введение

В подростковом возрасте, традиционно, относится к числу кризисных возрастов, часто возникают конфликтные ситуации в различных сферах - семье, школе, кругу сверстников. Ходе социализации подростка во многом зависит от того, как будет реагировать в ситуациях конфликта, стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стили, стратегии, в значительной степени, определяется не только социальный контекст, но и индивидуально-психологическими особенностями личности участников конфликта. Подростки часто не могут найти конструктивный выход из конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах, используя вербальную, физической агрессии, уход из дома и др.

В этом возрасте, как ключевой этап формирования личности психологической задачей является самоопределение или формирование личностной идентичности, формируются основные формы адаптации и развития. Особое развитие приобретает творчества, которая относится исключительно дифференциации, установленных концепций и точек зрения, представляющих собой коллекцию моделей поведения и стереотипов мышления. Развитие и совершенствование творчества будет подросток, развивать умение находить эффективные решения проблем, в том числе в конфликтных ситуациях. Осознанное целенаправленное использование своего творчества дает возможность человеку получить желаемый результат и самореализоваться. Все это наводит на мысль, что творчески развитые личности, чтобы справиться с трудностями, достаточно эффективно.

Узнать стоимость работы