Самостоятельная работа как особый вид учебной деятельности студента-дизайнера

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 25 25 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 26.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическая основа проблемы формирования самостоятельной учебной деятельности 7
1.1.Определение понятия и сущность самостоятельной учебной деятельности 7
1.2.Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов 12
Глава 2. Использование самостоятельной работы в процессе учебной деятельности студента-дизайнера 18
2.1. Принципы правильной организации самостоятельной работы студентов-дизайнеров 18
2.2.Современные формы самостоятельной работы студентов-дизайнеров 23
2.3.Управляемая самостоятельная работа студентов дизайнеров - путь к творчеству студентов 27
Заключение 30
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления

Введение при этом принципа спортивной состязательности со стимулированием справившихся с поставленным заданием в виде повышения балла на практических занятиях или итоговых, включающих данную тематику, значительно повышает интерес студентов к самостоятельному освоению предмета.Представляет также интерес использование для этих целей активно развивающихся в последнее время социальных сетей, которые возможно использовать в целях профессиональной подготовки студентов. Подавляющее большинство современной молодежи ежедневно по несколько часов свободного времени проводит в Интернете на различных порталах и сайтах, а главное - в социальных сетях. Именно социальные сети позволяют пользователям объединяться в онлайн-режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным другим поводам, тем более, что многие сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа образовательную информацию, необходимую для обучения. Рассмотрим эту возможность на примере социальной сети «В-контакте». Данная социальная сеть позволяет создавать специализированные группы, где можно размещать материал по предмету, а также задания. При этом задания могут включать, как отмечалось ранее, предложение составить дизайн чего либо, дать оценку предложенным проектам. [17]При этом сложность предлагаемых заданий может возрастать по мере расширения вовлекаемых в процесс участников. Студенты размещают в этой группе свои выполненные задания в специально отведенной для этого категории. Сейчас можно оставлять друг другу под видео или аудио «мне нравится» (есть такой специальный значок), кто больше набрал таких отметок, получает высший балл, далее оценки по нисходящей траектории. Соответственно, у студента появляется стимул не просто получить хорошую оценку, а заслужить авторитет у своих друзей. Можно выделить следующие преимущества соцсетей перед другими видами коммуникаций: привычная, доскональная среда общения для учащихся, разнообразие средств коммуникации (форумы, опросы и. т.д.), однозначная идентификация пользователя, контроль активности участника через ленту новостей.Таким образом, необходимо помнить, что виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, их содержание и характер должны иметь вариативный и дифференциальный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, а также индивидуальные особенности студента.Среди основных критериев оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента необходимо, наряду с оценкой уровня освоения студентами учебного материала, повысить роль их умения использовать теоретические знания при решении стандартных и нестандартных практическихМожно выделить некоторые факторы, отрицательно влияющие на производительность самостоятельной работы студентов:несформированность у значительной части студентов общих и специальных учебных умений;неумение студентов оптимально организовать свою самостоятельную работу;неравномерное распределение нагрузки и времени при подготовке к занятиям;неумение грамотно подобрать материл по заданной теме;неправильная расстановка приоритетов;отсутствие мотивации;некорректно поставленная задача учителем;нет определенной формы отчетности и сроков выполнения задания.Для успешной организации самостоятельной работы в ВУЗе необходимо наличие определенных условий:Материально-техническое обеспечение, предполагающее наличие необходимого аудиторного фонда, включая профильные кабинеты и читальные залы, и высокий уровень оснащенности аудиторий мультимедийным оборудованием.Учебно-методическое и информационное обеспечение, включающее необходимое количество учебной литературы, учебно-методических комплексов, учебных материалов на электронных носителях, большой набор вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению в режиме индивидуальной самостоятельной работы, наличие иноязычных периодических изданий.Учебный материал по своей структуре и методической организации должен стать частью целостной интегрированной системы обучения, быть ориентирован на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от массового к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.Уровень кадрового обеспечения, выражающийся в наличии высококвалифицированных преподавателей.Переход от традиционной системы преподавания с лидирующей ролью преподавателя, передающего «готовые» знания и формирующего репродуктивный вид мышления (действия «по образцу»), к системе обучения, в которой студент выступает в качестве активного и высокомотивированного субъекта. Преподаватель осуществляет организацию учебной деятельности студента и управление ею, стимулируя развитие креативности, столь необходимой для будущей инновационной активности.Личностно ориентированное (субъектное) обучение прежде всего направлено на личность и предполагает высокую индивидуализацию и дифференциацию обучения в самом широком смысле. Основой реализации субъектного обучения становится демократический тип отношений преподавателей и студентов, базирующийся на сотрудничестве, взаимокоординации, совместном творчестве и на взаимной помощи. Такой подход дает возможность личности максимально реализовать свои интеллектуальные способности и научиться работать в коллективе (команде).При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;максимально учитывать уровень подготовленности и возможности студентов;предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;использовать индивидуальные и дифференцированные задания;обоснованно выбирать объем работы;определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности студентов;разнообразить задания по содержанию;подбирать рациональные способы проверки работ;правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.[16]Для эффективной и полноценной самостоятельной работы необходимо обучить первокурсников основам самостоятельной работы с книгой, журналом, конспектированию, приемам запоминания, подготовке сообщений, докладов, рефератов и приемам саморегуляции.2.3.Управляемая самостоятельная работа студентов дизайнеров -путь к творчеству студентовМетодика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:подготовительный (определение целей КСР (УСРС), составление методической карты учебной программы УВО с указанием объёма часов, тем, формы контроля, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);основной (реализация учебной программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);заключительный (оценка и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности усвоения материалов СР).Организацию управляемой самостоятельной работы студентов обеспечивают: кафедра, учебный и методический отделы, преподаватель, библиотека, и др.[22]В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.Выполняя управляемую самостоятельную работу под контролем преподавателя, студент должен:-освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего образования по данной дисциплине;-планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой;выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.После самостоятельного изучения определенной темы, а также решения достаточного количества соответствующих задач студенту рекомендуется проконтролировать себя с помощью тестов.При рейтинговой системе обучения в рейтинговую оценку могут быть включены дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем.ЗаключениеПрогресс науки и техники, информационных технологий приводит к значительному увеличению научной информации, что предъявляет более высокие требования не только к моральным, нравственным свойствам человека, но и в особенности, постоянно возрастают требования в области образования - обновление, модернизация общих и профессиональных знаний, умений специалиста. Управляемая самостоятельная работа призвана способствовать удовлетворению этих требований.Самостоятельная работа - это форма организации учебной деятельности, в процессе которой студенты преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного рода задания с целью достижения профессиональной компетентности.Основными задачами самостоятельной работы студентов-дизайнеров при обучении должны стать:определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем, вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов- дизайнеров;определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу;отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения;определение форм и методов контроля выполнения самостоятельных заданий студентами;разработку критериев оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.Таким образом, высшее образование сегодня немыслимо без увеличения объёма, усиления методического обеспечения самостоятельной работы студента, дающую в итоге специалисту возможность самостоятельно ориентироваться в потоке научной и любой другой информации, способность к самообразованию и накоплению знаний.Список литературыГаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности / Г. Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 33–38. Данилова, М.М. Организация самостоятельной работы студентов / М.М. Данилова. - М., 1990.Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 2006Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании : учеб. пособие для студ. вузов / Д. А. Иванов. — М. : Академия, 2008.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли : пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с. Кривобок. Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников, Волгоград, издательство «Учитель», 2010Курек И.С. Теории развития и регрессии психики. М,2006Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. — 4-е изд. — М.: ВЛДЦОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии.Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002 - 720 сОрганизация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В. П. Гарькина. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. - 15 с.Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: методические рекомендации для преподавателей и студентов очной и заочной форм обучения /сост. М.Е. Волчанский. -Волгоград, 2004. - 11 с.Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В. П. Гарькина. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. - 15 с.Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: методические рекомендации для преподавателей и студентов очной и заочной форм обучения /сост. М.Е. Волчанский. -Волгоград, 2004. - 11 с.Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников.//Начальная школа.-2009.№3-с.10-13. Пустовит, В.В. Самостоятельная учебная работа студентов и её контроль. / В.В. Пустовит. - М., 1977.Портных, В.О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 155-157.Рубанин Н. А. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2008 г.Смирнова Ю. А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников (Текст) / Ю. А. Смирнова // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.Сергеенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В.В. Сергеен-кова. - Мн.: РИВШ, 2005. - 131 с.Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 480 с.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 240 с. Федорова, М. А. Дидактическая интерпретация понятия «учебная самостоятельная деятельность» (Текст) : в 2 т. // Образование и общество. — 2009. — № 3. — С. 45-49.Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование 2003 – №8 С.107-115.Холодная М. А. Общие вопросы психологии. – СПб.: Питер, 2002 –99 Ходжаян, А.Б. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе / А.Б. Ходжаян, Н.В. Агранович // Фундаментальные исследования. -2011. - № 11 (часть 1). - С. 149-150.Щедровицкий, Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности (Электронный ресурс) / Г. П. Щедровицкий. — Режим доступа: http: //www. fondgp. га/ gp/biblio/rus/7 5Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе (Текст) / Г. И. Щукина. — М., 2006.Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский: в поисках новой психологии. М,2007

Список литературы
1. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности / Г. Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 33–38.
2. Данилова, М.М. Организация самостоятельной работы студен¬тов / М.М. Данилова. - М., 1990.
3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 2006
4. Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании : учеб. пособие для студ. вузов / Д. А. Иванов. — М. : Академия, 2008.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли : пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
6. Кривобок. Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников, Волгоград, издательство «Учитель», 2010
7. Курек И.С. Теории развития и регрессии психики. М,2006
8. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. — 4-е изд. — М.: ВЛДЦОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психо¬логии.
9. Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002 - 720 с
10. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В. П. Гарькина. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. - 15 с.
11. Организация самостоятельной работы студентов в медицин¬ском вузе: методические рекомендации для преподавателей и студен¬тов очной и заочной форм обучения /сост. М.Е. Волчанский. -Волгоград, 2004. - 11 с.
12. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В. П. Гарькина. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. - 15 с.
13. Организация самостоятельной работы студентов в медицин¬ском вузе: методические рекомендации для преподавателей и студен¬тов очной и заочной форм обучения /сост. М.Е. Волчанский. -Волгоград, 2004. - 11 с.
14. Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников.//Начальная школа.-2009.№3-с.10-13.
15. Пустовит, В.В. Самостоятельная учебная работа студентов и её контроль. / В.В. Пустовит. - М., 1977.
16. Портных, В.О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 155-157.
17. Рубанин Н. А. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2008 г.
18. Смирнова Ю. А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников (Текст) / Ю. А. Смирнова // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
19. Сергеенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа сту-дентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В.В. Сергеен-кова. - Мн.: РИВШ, 2005. - 131 с.
20. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 480 с.
21. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 240 с.
22. Федорова, М. А. Дидактическая интерпретация понятия «учебная самостоятель¬ная деятельность» (Текст) : в 2 т. // Образование и общество. — 2009. — № 3. — С. 45-49.
23. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование 2003 – №8 С.107-115.
24. Холодная М. А. Общие вопросы психологии. – СПб.: Питер, 2002 –99
25. Ходжаян, А.Б. Особенности организации эффективной самооб-разовательной деятельности студентов в медицинском вузе / А.Б. Ходжаян, Н.В. Агранович // Фундаментальные исследования. -2011. - № 11 (часть 1). - С. 149-150.
26. Щедровицкий, Г. П. Исходные представления и категориальные средства тео¬рии деятельности (Электронный ресурс) / Г. П. Щедровицкий. — Режим доступа: http: //www. fondgp. га/ gp/biblio/rus/7 5
27. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе (Текст) / Г. И. Щукина. — М., 2006.
28. Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский: в поисках новой психологии. М,2007

Вопрос-ответ:

Какова сущность самостоятельной учебной деятельности студента-дизайнера?

Самостоятельная учебная деятельность студента-дизайнера представляет собой особый вид учебной деятельности, включающий самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, самостоятельное постановление и решение проблемных задач в области дизайна.

Какую роль играет учебная литература в формировании самостоятельной работы студентов-дизайнеров?

Учебная литература является важным средством методического обеспечения самостоятельной работы студентов-дизайнеров. Она предоставляет необходимую теоретическую базу, методические рекомендации и примеры практических заданий, которые помогают студентам освоить и применить полученные знания и навыки.

Какие принципы должны соблюдаться при организации самостоятельной работы студентов-дизайнеров?

При организации самостоятельной работы студентов-дизайнеров необходимо учитывать такие принципы, как систематичность, последовательность и взаимосвязь с основными теоретическими и практическими занятиями, индивидуальный подход и активное вовлечение студентов в процесс самостоятельной работы.

Зачем используется самостоятельная работа в процессе учебной деятельности студента-дизайнера?

Самостоятельная работа студента-дизайнера используется для закрепления и углубления полученных знаний, развития творческого мышления, практического опыта и навыков в области дизайна. Она помогает студентам самостоятельно исследовать и изучать новые технологии и методы, а также развивать их профессиональное мастерство.

Какова теоретико-методологическая основа проблемы формирования самостоятельной учебной деятельности студента-дизайнера?

Теоретико-методологическая основа проблемы формирования самостоятельной учебной деятельности студента-дизайнера включает изучение понятия и сущности самостоятельной учебной деятельности, роли учебной литературы в этом процессе, а также принципов организации самостоятельной работы студентов-дизайнеров.

Как определяется понятие самостоятельной учебной деятельности?

Понятие самостоятельной учебной деятельности определяется как активная деятельность студента, осуществляемая в рамках учебного процесса, которая включает самостоятельное изучение материала, выполнение заданий, анализ и обобщение полученных знаний.

Какую роль играет учебная литература в формировании самостоятельной работы студентов?

Учебная литература играет важную роль в формировании самостоятельной работы студентов. Она является основным источником информации, позволяет систематизировать и углубить знания, помогает развивать умения работы с научной литературой и собирать необходимую информацию для выполнения заданий.

Каким образом самостоятельная работа используется в учебной деятельности студента-дизайнера?

Самостоятельная работа используется в учебной деятельности студента-дизайнера для изучения специальных тем, выполнения творческих заданий, разработки дизайн-проектов. Она позволяет студенту самостоятельно исследовать литературу по теме, анализировать и обобщать полученные знания, экспериментировать и творчески мыслить.

Какие принципы правильной организации самостоятельной работы студента-дизайнера существуют?

Существуют следующие принципы правильной организации самостоятельной работы студента-дизайнера: систематичность, контроль, последовательность, доступность информационных ресурсов, использование разнообразных методов и приемов, активность студента, индивидуализация заданий, связь с практической деятельностью.