Тема религии в литературе

  • 20 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 25.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Эссе 3
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

.. Бог не одинок в использовании Красоты; зло подражает ему и делает красоту глубоко неоднозначной (П. Евдокимов)».
Но вернёмся к символике Четвертого Евангелия. Что касается связи с романом Достоевского, то она также прочна и основывается на следующем: «в общей структуре Четвероевангелия последняя книга оказывается своеобразным «мистическим фундаментом» в том числе и для моральной евангельской проповеди». В этом Евангелии Достоевский видел не столько «проповедь той или иной нравственности, а залог новой жизни».
Не случайно и то, что часто в романе возникает образ заката, времени сумерек. «Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем». «Закат у Достоевского – это не только знак рокового часа, когда совершаются или замышляются решающие действия, но и стихия, влияющая на героя».
Символично и число 3, которое также вплетается в художественное пространство и время романа «Преступление и наказание». Фольклорно-евангельское число 3 (в фольклоре – три дороги, три встречи, три сына, три препятствия; в Евангелии – три отречения Петра, Иисус обратился к Петру с вопросом три раза и т.д.) играет важную роль в романе. Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, а затем три раза ударил её топором, три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем «конденсируют философское содержание романа, на третий день после убийства обнаруживаются наиболее неожиданные факты и т.д.
Неоднократно упоминается в романе и время – 11 часов, к примеру: «Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, то на верху лестницы было очень темно». Раскольников уходит от Мармеладова в одиннадцать часов, в 11 часов является к Порфирию Петровичем, это время неоднократно упоминается в разговорах с Сонечкой.
Число 11 непосредственно связано с евангельским текстом. «Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом, и, наконец, в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцать часов. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости». Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову всё ещё не поздно «сбросит с себя наваждение, ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым».
Число 7 является наиболее устойчивым и символическим числом в «Преступлении и наказании». Роман включает в себя шесть частей и эпилог (итог – 7), первые две части состоят из семи глав каждая, а 7 часов вечера – это роковое время для главного героя – Раскольникова. «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной её сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется одна дома».
Цифра семь здесь не случайна. Согласно учению пифагорейцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка, соответственно, само число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
Видимо, идя на преступление в семь часов вечера, Раскольников идёт на разрыв союза человека с Богом, а для того, чтобы восстановить это единство, чтобы возродиться, Раскольников «должен снова пройти через это истинно святое число». В эпилоге романа мы читаем: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья... Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба были готовы смотреть на эти семь лет, как на семь дней».
Большую символическую значимость имеет сон Раскольникова (1 часть романа). Он вспоминает, что «раза два в год ходил с отцом и матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал». Видимо, это обстоятельство отсылает нас ко времени, когда имеют место дни поминовения усопших, основные из них приходятся на Великий Пост, первую неделю после Пасхи, перед Троицей. Гуляние, которое наблюдает Раскольников, относится ко времени после Пасхи, скорее всего речь идёт о Радонице или о родительской субботе перед Троицей. Как отмечает Б.Н. Тихомиров, «в контексте романа из всех возможных вариантов более предпочтительным как время события оказывается Радуница – день поминовения усопших родственников на Фоминой неделе (вторая неделя по Пасхе): глубоко не случайно, что такая хронологическая приуроченность сна абсолютно точно совпадает со временем «воскресения» Раскольникова в финале.
Хотелось бы также сказать и о символическом значении Троицына дня в романе «Преступление и наказание». Видения Свидригайлова приурочены к Троицыну дню. Троица – один из главнейших праздников православного церковного календаря, отмечаемый в пятидесятый день после Пасхи. В предсмертном видении Свидригайлов видит девочку – утопленницу, лежащую в гробу, голову которой обвивает венок из роз.
Финальный день романа выпадает на Ильин день. Это символ возмездия, воздаяния за совершённые злодеяния. Этот день очень значим, про него в народе говорят: «вознесение с дождём, Илья с грозой». Ильинский дождь очищает героя, «побуждает» его к признанию и будущему перерождению и духовному воскресению.
Таким образом, религиозные мотивы нашли достаточно полное выражение в русской литературе. Тема религии и религиозные мотивы помогали писателям добиваться углубления философского и метафизического пласта художественного повествования, раскрывать самые актуальные и по сути вечные проблемы человеческого бытия.
Список литературы


Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М., 1985.
Булгаковская энциклопедия//http://www.bulgakov.ru/
Гаспаров Б.М. Новый Завет в произведениях М.А. Булгакова.// http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/bulg/3/
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 1978.
Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога» (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). – Иркутск, 1997.// http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/257-sobennikovas
Творчество М. Булгакова. Исследования и материалы. - СПб, 1994.
Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб., 2005.
Трофимов Е. А. Достоевский в конце XX века [Текст]: о логичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Е. Трофимов. – М.: Наука, 1996.
Чудакова М. Творческая история романа Булгакова «Мастер и Маргарита».//Вопросы литературы. № 1, 1976.

Творчество М. Булгакова. Исследования и материалы. - СПб, 1994. С. 79.

Булгаковская энциклопедия//http://www.bulgakov.ru/
Там же.
Гаспаров Б.М. Новый Завет в произведениях М.А. Булгакова.// http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/bulg/3/
Булгаковская энциклопедия//http://www.bulgakov.ru/
Там же.
Булгаковская энциклопедия//http://www.bulgakov.ru/
Там же.
Там же.
Чудакова М. Творческая история романа Булгакова «Мастер и Маргарита».//Вопросы литературы. № 1, 1976. С. 218.
Булгаковская энциклопедия//http://www.bulgakov.ru/
Гаспаров Б.М. Новый Завет в произведениях М.А. Булгакова.// http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/bulg/3/
сноска
Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога» (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). – Иркутск, 1997.// http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/257-sobennikovas
Там же.
Там же.
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 1978. С. 60
Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб., 2005. С. 96
Там же. С. 80
Трофимов Е. А. Достоевский в конце XX века [Текст]: о логичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Е. Трофимов. – М.: Наука, 1996. С. 170.
Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб., 2005. С. 80
Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М., 1985. С. 51
Там же. С. 52
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 1978. С. 276
Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М., 1985. С. 177
Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. – М., 1980. С. 226
Епископ Кассиан Безобразов. Толкование на Евангелие от Иоанна. //http://www.bible-center.ru/
Цит. по: Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – СПб., 2001. С. 36-37
Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб., 2005. С. 291
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 1978. С. 34
Топоров В.Н. Поэтика Достоевского и архаичные системы мифологического мышления. – В кн.: Проблемы поэтики и истории литературы. – Саранск, 1973. С. 238
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 1978. С. 47
Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании». – «Русская речь», 1975, № 1. С. 40
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 1978. С. 76
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 1978. С. 444
Там же. С. 71












3

Список литературы


1. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М., 1985.
2. Булгаковская энциклопедия//http://www.bulgakov.ru/
3. Гаспаров Б.М. Новый Завет в произведениях М.А. Булгакова.// http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/bulg/3/
4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 1978.
5. Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога» (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). – Иркутск, 1997.// http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/257-sobennikovas
6. Творчество М. Булгакова. Исследования и материалы. - СПб, 1994.
7. Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб., 2005.
8. Трофимов Е. А. Достоевский в конце XX века [Текст]: о логичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Е. Трофимов. – М.: Наука, 1996.
9. Чудакова М. Творческая история романа Булгакова «Мастер и Маргарита».//Вопросы литературы. № 1, 1976.

Содержание

Введение

1. Библейские сюжеты в произведениях мировой литературы

1.1 Библейские мотивы в творчестве Ф. Достоевского

1.2 Библейские темы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита

2. Библейские сюжеты в произведениях искусства

2.1 Библейские темы в творчестве Рембрандта Рейн Харменсван

2.2 Библейские темы в творчестве Микеланджело Меризи де Караваджо

2.3 Библейские мотивы в произведениях Питера брейгеля старшего

2.4 Иван Николаевич Крамской "Христос в пустыне

2.5 Василий Дмитриевич Поленов "Христос и грешник (Кто из вас без греха?)"

2.6 Андрей Петрович Рябушкин "Исцеление двух слепых" 1888

1.7 Бруни Федор Антонович "медного змея"

2.8 Григорий Иванович Угрюмов "Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне"

2.9 Библейские темы в творчестве марка Шагала

Вывод

Список используемых источников

Вделают

Культура и религия-не случайные и внешние соседи. Внутренне они слитны с самого начала истории человечества. На раннем этапе культуры формирующееся сознание человека было мифологическим по содержанию и форме. Историки культуры показывает, что источником для наших предков были почти неотличимы от реальности и фантастики, надзора и иллюзия, реальность и воображение, действительность и легенда, практическое действие и магический ритуал, чувствительность и миф. Это мифология, - отношение, в детство человечества. Масса их архетипы (не столько в знаниях, сколько в убеждения) культура произносится именно из мифологии. Один из таких архетипов-вера в чудесное.

"Религия, - пишет один из основателей современной (математической) логики А. Уайтхед, - является видением того, что находится по ту сторону, вне и внутри мимолетного потока непосредственно данных вещей; а, который обладает реальностью и все же ожидает реализации; то, что придает значение всему преходящему, в то же ускользает от понимания; то, что представляется окончательным благом и в то же время находится вне пределов достигаемости; а, который является идеалом высшего и тема плохих приключений".[1, c. 491]

Общество меняется гораздо быстрее, чем религии. Благодаря проходимости почти во всех сферах жизни, в частности, традиционности и инерционности, она выступает консервативным, сохраняющим началом общественной жизни и культуры. В нем много реликтов, и тем не менее, в области культуры религия символизирует не архив - магазин антиквариата, но верно, питание от реалий прошлого и настоящего храма.

Узнать стоимость работы