Проблема человека в русском космизме.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 2929 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 26.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Развитие человека в философских учениях русского и зарубежного космизма 5
Особенности проблемы человека в трудах русских космистов 17
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Склоняюсь, сам без колебания, к последнему» . К.Э. Циолковский вполне ясно представлял себе, что современное ему состояние общества очень далеко от совершенства. Не случайно, что уже в 1916 г. появляется его работа «Горе и гений», свидетельствующая о социальном разочаровании автора . Не случайно и то, что после революции 1917 г. начинает появляться все больше и больше его работ социальной направленности. Именно в период после революции философом разрабатывается его социальная доктрина, развитая и углубленная им в период 1923-1935 годов.Одним из главных недостатков современного общества, ведущего его к несовершенству, по мнению К.Э. Циолковского, является его разделенность, разобщенность социальная. Имеется в виду прежде всего разделение общества на классы, сословия, касты и т. д. К.Э. Циолковский считает, что определенное разделение общества сохранится и в будущем. Он писал: «У меня человечество состоит из 5-6 разделов разной высоты, образованных волей самого народа, его свободным выбором. Но члены этих классов не прикованы к ним навеки; они свободно, по общественному выбору, переходят из одного класса в другой» . Сохранение социальных различий в будущем обществе, даже идеальном, по мнению К.Э. Циолковского, будет связано с тем, что люди никогда не будут абсолютно равны, ни в духовном, ни, прежде всего, в интеллектуальном, ни в физическом плане. Таким образом, по мнению мыслителя, возникает объективная необходимость изменения социального уклада, его реорганизации и совершенствования. Это должно стать главной, важнейшей задачей для человечества и для каждого члена общества. Именно на это направляется вся социально-философская система взглядов К.Э. Циолковского: достижение социально справедливого, рационально устроенного общества, где счастливы все его члены, все части этого общества. По этому поводу он замечал, что «образование классов естественное, малосознательное стремление людей к объединению. Высшее объединение низших (клетки). Стремление общества или, вернее, толпы к установлению классов есть бессознательное желание общества увеличитьсвою силу. Это достигается через объединение». Неоднократно указывалось на то, что идеи французского Просвещения наиболее сильно повлияли в этом вопросе на формирование мировоззрения К.Э. Циолковского. Сам К.Э. Циолковский подтверждал, что наиболее важные проблемы, в частности социального характера, уже давно волновали человечество, и он лишь продолжает дело своих великих предшественников: «Нет ничего важнее того, о чем я собираюсь сейчас говорить. Об этом уже много рассуждали (ранее меня) мыслители. Пока они жили, даже спустя века после их смерти, окружающие их более восприимчивые люди увлекались их уверенностью и также верили» .Согласно К.Э. Циолковскому естественным императивом является стремление к достижению счастья. По мнению К.Э. Циолковского, счастьем является отсутствие страданий, уничтожение всего несовершенного, борьба с негативным, с тем, что потенциально может приводить к страданию и человека и общества. По этому поводу он неоднократно писал о том, что «у нас есть разум. Он нам говорит, что нам будет только тогда хорошо, когда во вселенной будут одни совершенные существа. ...Прежде всего, все существа должны быть сознательными, то есть должны понять, что жизнь надо направлять к уничтожению страданий и к совершенству» . Таким образом, главной идеей здесь является утверждение мыслителя о том, что целью деятельности всего общества и каждого его члена должно стать разумное желание сделать счастливым весь космос, каждую его часть. Это значит, что не должно быть страданий и жестокости. С этим надо бороться, и тогда счастье, как отсутствие всего негативного, станет реальностью. В «Конспекте космической философии» К.Э. Циолковский писал о том, что счастьем является свобода (в том числе и свобода от страданий) и материальная обеспеченность. Это является источником общественного устройства людей, источником их законов, их поведения .Что же является двигателем социального прогресса помимо стремления человека к счастью? Что может реально способствовать прогрессу общества? По мнению ученого, это прежде всего прогресс науки, техники и просвещение населения. «Новое общество», по мнению К.Э. Циолковского, должно активно заниматься устранением несовершенного, прежде всего в живой природе. «Новое общество» К.Э. Циолковского носит ярко выраженный тоталитарный характер, характер диктатуры, но это диктатура демократическая, прежде всего диктатура разума.Нельзя забывать, что концепция идеального общества формировалась в философии К.Э. Циолковского в начале ХХ в. во многом под влиянием революционных событий, происходивших в России. С позицией нашего времени эти взгляды можно оценивать лишь отрицательно. Но имеем ли мы право на подобный подход? Не будет ли более оправданным и более логичным подход с позиций исторических, с позиций того времени, когда идеи радикального, революционного переустройства общества и природы носили вполне естественный и научный характер и были широко распространены в общественном сознании, в работах философов и историков. В то же время мы вполне разделяем мнение В.В. Казютинского, считающего, что подобные взгляды К.Э. Циолковского «способны сильно задеть нравственные чувства любого человека, независимо от того, является ли он неверующим или верующим. Никакие формы жизни, даже самые примитивные, не могут быть вырваны из "великой цепи Природы", без ущерба для вселенского организма» .Но в то же время нельзя забывать и о том, что подобные активно-эволюционистские, преобразовательные, прогрессистские подходы вообще характерны для человечества во все исторические эпохи его существования. Именно на это явление обращал внимание В.И. Вернадский, впервые формулируя ноосферный принцип: «...Кривая воздействия человечества (на природу) быстро поднимается. И никакого намека на поворотный пункт или на замедление этого подъема не наблюдается». Более того, как и предвидели это и К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский, процессы преобразовательской деятельности со стороны человечества, его науки и техники все более и более начинают распространяться вне Земли, перебрасываться на космическое пространство, другие планеты Солнечной системы.Так же и в представлении К.Э. Циолковского происходит изменение и усовершенствование человеческого общества на Земле и непосредственно связанная с этим неизбежная трансформация земной поверхности. Картина более чем утопическая, более близкая к фантастике. И связано это прежде всего, по нашему мнению, с социальной неуверенностью К.Э. Циолковского. Именно она заставляет ученого продолжить поиски реформации общества в течение всей его жизни . Не видя реальных возможностей изменения общества настоящего, он переносит эти процессы в будущее, выводя их в конечном итоге за пределы Земли, в космос. Именно решению социальных задач в значительной мере посвящена вся «Космическая философия» К.Э. Циолковского. На основании этого мы можем считать К.Э. Циолковского одним из основателей космической социологии. ЗаключениеПроблема человека является основной в философии русского космизма, что традиционно для русской философии вообще. В центре внимания космистов стоит вопрос: «Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и даже обрести бессмертие?» Общая цель русского космизма - формирование общепланетарного сознания, которым можно было бы зацепить и удержать распадающийся мир.Русские космисты одними из первых поставили вопрос о все увеличивающемся разрыве между человеком и природой, который может привести к глобальной катастрофе. Таким образом, идеи русского космизма о всеединстве, ноосферном мышлении, космической эволюции человечества, путях развития цивилизации приобретают особую значимость в настоящее время.Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский достаточно оригинальны в осмыслении проблемы человека, но в их научно- и социально-философских построениях наиболее отчетливо выражена основная особенность рассмотрения этой проблемы философией русского космизма: социально-философский аспект проблемы человека тесно связан с онтологией, с определением места и значения бытия человека в общем, а точнее, космическом бытии. Русские космисты стремились расширить границы понимания социального прогресса от узко-социальных до онтологических и космических, поскольку, по их мнению, только с преображением натуральной основы мира возможно настоящее совершенствование человека и общества. Исходя из осмысления эволюции мирового универсума, русский космизм поставил проблему человека как проблему его соответствия гармоничному порядку космопланетарного целого, как проблему сознательного развития природы, общества и человека (в социально-природном и духовном аспектах). Сама возможность рассмотрения проблемы человеком в таком ракурсе говорит об уверенности русских космистов в том, что будущее человечества не безальтернативно и во многом зависит от него. Вера в человека, гуманистический потенциал русского космизма не могут не привлекать внимания наших современников, которые перед лицом важнейших глобальных проблем ждут от философии духовной поддержки. И, так как в будущем человечество, в дальнейшей коэволюции природы и человека решающее значение приобретает социальный фактор, то в условиях происходящего в настоящий момент мировоззренческого самоопределения идеи русского космизма не могут не учитываться в определении перспектив грядущего миропорядка.Список использованной литературыСагатовский В.Н. Философия антропокосмпзма в кратком изложении [Электронный ресурс]В.Н. Сагатовский. — Электрон, текстовые данные. — Режим доступа: http://vasagatovskij.narod.rusimple.htmlБовелъ Ш. Книга о мудреце Ш. Бовель: [пер с фр. О.Ф. Кудрявцева] 7 Чаша Гермеса:Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. — М: 1996. — С. 223-261.Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. 2.А.Ф. Лосев. — М.: Искусство, 1994. — 603 с.Платон. Диалоги Платон; [пер. С.А. Ананьина, С.К. Апта, Т.В. Васильева и др.]. — М.: Мысль,1986.— 1506 с..Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер; [пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст.Б.Н. Бессонова]. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.Князева Б.Н. Антропный принцип в синергетике Е.Н. Князева, СП. Курдюмов II Вопросыфилософии. — 1997. — № 3. — С. 62-79.Пригожий И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожий, И. Стенгерс;[пер. с англ. Ю.А. Данилова; общ. ред. и послесл. В.И. Аршпнова и др.]. — М.: Прогресс, 1986. — 431 с.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Юрген Хабермас [пер. с нем.;под ред. Д.В. Скляднева]. — СПб.: Наука, 2000. — 380 с.Бахтин М.М. К философии поступка М.М. Бахтин Философия и социология науки и техники:ежегодник. — М.: 1986.— С. 80-160.Мунье Г. К трагической мудрости и за ее пределы / Г. Марсель // Самосознание европейскойкультуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современ. обществе: сб. [пер.,вступ. статьи Р.А. Гальцевой, И.Б. Роднянской; примеч. С.С. Аверпнцева и др.]. — М.: Политиздат, 1991.— 365 с.Шарден П.Тейяр. Феномен человека / П.Тейяр де Шарден; [Пер с фр. Н.А. Садовского]. — М.:Наука, 1987.— 240 с.Сердце // Учение Живой Этики. — М.: МЦР, 1995. — 354 с.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера В.И. Вернадский; [предпсл. Р.К. Баландина]. — М.:Айрис-Пресс, 2004. — 576 с.Вернадский, В. И. Наука как геологическая сила: лекция, 31 окт. 1920 г., Симферополь / В. И. Вернадский // Архив РАН. — Хронология. — Ф. 518. —Оп. 2.-Д. 45.Гаврюшин, Н. К. Историко-философские взгляды К.Э. Циолковского / Н. К. Гаврюшин// К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса : IХ Чтения К.Э. Циолковского. —М., 1975. -С. 48-60.Казютинский, В. В. Космическая философия К.Э. Циолковского на рубеже ХХI века / В. В. Казютинский // Циолковский, К. Э. Очерки о вселенной / К. Э. Циолковский. — Калуга : Золотая аллея, 2001.Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. —М.: Политиздат, 1990. - 211 с.Кондорсе, Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / Ж. Кондорсе. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1936. - 280 с.Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 256 с.Лавров, П. Л. Формула прогресса Н.К. Михайловского / П. Л. Лавров. - Спб., 1906.Лыткин, В. В. Социально-антропологические и философские проблемы русского космизма/ В. В. Лыткин. — Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. -196 с.Михайловский, Н. К. Формула прогресса / Н. К. Михайловский // Сочинения. — Т. 4. —Спб., 1889.Монтескье, Ш. О духе законов. Избранныепроизведения/Ш. Монтескье.-М.: Гослитиздат, 1953.Ницше, Ф. Антихристианин. Сумерки богов / Ф. Ницше. - М.: Политиздат, 1990. - 398 с.Сен-Симон, К. Очерк науки о человеке/ К. Сен-Симон // Избранные сочинения. — Т. 1. —М.; Л., 1948.Соловьев, B. C. Оправдание добра/B. C. Соловьев. -М.: Мысль, 1988.Соловьев, B. C. Чтения о Богочеловечестве.Краткая повесть об Антихристе / В. С. Соловьев ; сост. и примеч. А. Б. Муратова. — СПб.: Худож. лит.,1994.-528 с.Спенсер, Г. Прогресс, его закон и причина. Научные, политические и философские опыты. Т. 1 / Г. Спенсер. - СПб., 1866. - 293 с.Федоров, Н. Ф. Сочинения / Н. Ф. Федоров.-М., 1982.Франк, С. Л. Крушение кумиров / С. Л. Франк. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та,2006. -216 с.Циолковский, К. Э. Общественная организация человечества. Горе и гений / К. Э. Циолковский. -М. : МИП «Память» : ИПЦ РАУ, 1992.Циолковский, К. Э. Живая вселенная / К. Э. Циолковский // Архив РАН. - Ф. 55. - Оп. 1. -Ед.хр.428.-Л. 1-50.Циолковский, К. Э. Жизнь человечества / К. Э. Циолковский. - М.: Ред. журн. «Самообразование», 1999.Циолковский, К. Э. Конспект космической философии / К. Э. Циолковский // Архив ГМИКим. К.Э. Циолковского. - Ф. 1.-Оп. 1.-Д. 171.-Л. 1–4об.Циолковский, К. Э. Письмо В.М. Вишневу / К. Э. Циолковский // Архив РАН. - Ф. 555. -Оп.4.-Д.4.-Л. 3–4об.Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. —Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма, 1993. - 592 с.

Список использованной литературы

1. Сагатовский В.Н. Философия антропокосмпзма в кратком изложении [Электронный ресурс] В.Н. Сагатовский. — Электрон, текстовые данные. — Режим доступа: http://vasagatovskij.narod.ru simple.html
2. Бовелъ Ш. Книга о мудреце Ш. Бовель: [пер с фр. О.Ф. Кудрявцева] 7 Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. — М: 1996. — С. 223-261.
3. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. 2. А.Ф. Лосев. — М.: Искусство, 1994. — 603 с.
4. Платон. Диалоги Платон; [пер. С.А. Ананьина, С.К. Апта, Т.В. Васильева и др.]. — М.: Мысль, 1986.— 1506 с.
5. . Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер; [пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова]. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
6. Князева Б.Н. Антропный принцип в синергетике Е.Н. Князева, СП. Курдюмов II Вопросы философии. — 1997. — № 3. — С. 62-79.
7. Пригожий И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожий, И. Стенгерс; [пер. с англ. Ю.А. Данилова; общ. ред. и послесл. В.И. Аршпнова и др.]. — М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
8. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Юрген Хабермас [пер. с нем.; под ред. Д.В. Скляднева]. — СПб.: Наука, 2000. — 380 с.
9. Бахтин М.М. К философии поступка М.М. Бахтин Философия и социология науки и техники: ежегодник. — М.: 1986.— С. 80-160.
10. Мунье Г. К трагической мудрости и за ее пределы / Г. Марсель // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современ. обществе: сб. [пер., вступ. статьи Р.А. Гальцевой, И.Б. Роднянской; примеч. С.С. Аверпнцева и др.]. — М.: Политиздат, 1991.— 365 с.
11. Шарден П.Тейяр. Феномен человека / П.Тейяр де Шарден; [Пер с фр. Н.А. Садовского]. — М.:Наука, 1987.— 240 с.
12. Сердце // Учение Живой Этики. — М.: МЦР, 1995. — 354 с.
13. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера В.И. Вернадский; [предпсл. Р.К. Баландина]. — М.:Айрис-Пресс, 2004. — 576 с.
14. Вернадский, В. И. Наука как геологическая сила: лекция, 31 окт. 1920 г., Симферополь / В. И. Вер¬надский // Архив РАН. — Хронология. — Ф. 518. —Оп. 2.-Д. 45.
15. Гаврюшин, Н. К. Историко-философские взгляды К.Э. Циолковского / Н. К. Гаврюшин// К.Э. Циолковский и философские проблемы ос¬воения космоса : IХ Чтения К.Э. Циолковского. —М., 1975. -С. 48-60.
16. Казютинский, В. В. Космическая фило¬софия К.Э. Циолковского на рубеже ХХI века / В. В. Казютинский // Циолковский, К. Э. Очерки о вселенной / К. Э. Циолковский. — Калуга : Зо¬лотая аллея, 2001.
17. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. —М.: Политиздат, 1990. - 211 с.
18. Кондорсе, Ж. Эскиз исторической карти¬ны прогресса человеческого разума / Ж. Кондор¬се. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1936. - 280 с.
19. Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 256 с.
20. Лавров, П. Л. Формула прогресса Н.К. Ми¬хайловского / П. Л. Лавров. - Спб., 1906.
21. Лыткин, В. В. Социально-антропологичес¬кие и философские проблемы русского космизма/ В. В. Лыткин. — Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковс¬кого, 2003. -196 с.
22. Михайловский, Н. К. Формула прогрес¬са / Н. К. Михайловский // Сочинения. — Т. 4. —Спб., 1889.
23. Монтескье, Ш. О духе законов. Избранныепроизведения/Ш. Монтескье.-М.: Гослитиздат, 1953.
24. Ницше, Ф. Антихристианин. Сумерки бо¬гов / Ф. Ницше. - М.: Политиздат, 1990. - 398 с.
25. Сен-Симон, К. Очерк науки о человеке/ К. Сен-Симон // Избранные сочинения. — Т. 1. —М.; Л., 1948.
26. Соловьев, B. C. Оправдание добра/B. C. Соловьев. -М.: Мысль, 1988.
27. Соловьев, B. C. Чтения о Богочеловечестве.Краткая повесть об Антихристе / В. С. Соловьев ; сост. и примеч. А. Б. Муратова. — СПб.: Худож. лит.,1994.-528 с.
28. Спенсер, Г. Прогресс, его закон и причи¬на. Научные, политические и философские опыты. Т. 1 / Г. Спенсер. - СПб., 1866. - 293 с.
29. Федоров, Н. Ф. Сочинения / Н. Ф. Федо¬ров.-М., 1982.
30. Франк, С. Л. Крушение кумиров / С. Л. Франк. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та,2006. -216 с.
31. Циолковский, К. Э. Общественная орга¬низация человечества. Горе и гений / К. Э. Циол¬ковский. -М. : МИП «Память» : ИПЦ РАУ, 1992.
32. Циолковский, К. Э. Живая вселенная / К. Э. Циолковский // Архив РАН. - Ф. 55. - Оп. 1. -Ед.хр.428.-Л. 1-50.
33. Циолковский, К. Э. Жизнь человечества / К. Э. Циолковский. - М.: Ред. журн. «Самообра¬зование», 1999.
34. Циолковский, К. Э. Конспект космической философии / К. Э. Циолковский // Архив ГМИКим. К.Э. Циолковского. - Ф. 1.-Оп. 1.-Д. 171.-Л. 1–4об.
35. Циолковский, К. Э. Письмо В.М. Вишневу / К. Э. Циолковский // Архив РАН. - Ф. 555. -Оп.4.-Д.4.-Л. 3–4об.
36. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. —Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма, 1993. - 592 с.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы человека рассматривались в русском космизме?

В русском космизме рассматривалась проблема развития человека, его совершенствования и преодоления ограничений привычного человеческого существования. Особое внимание уделялось возможностям путешествия и освоения космоса.

Какие особенности проблемы человека можно выделить в трудах русских космистов?

Особенности проблемы человека в трудах русских космистов включают в себя идеи о высшей стадии развития человечества, о преодолении физических ограничений и расширении границ человеческого бытия. Они также затрагивают вопросы социальной организации, этики и нравственности в будущем обществе.

Какие философские учения входят в русский космизм?

В русский космизм входят философские учения о развитии человека, о возможностях его трансформации и освоения космического пространства. Важную роль играет учение Константина Циолковского о космической эволюции и бессмертии, а также учение Николая Федорова о борьбе с смертью и общественной организации, направленной на бессмертие всех предков.

Какую работу Циолковского можно рассматривать как проявление его социального разочарования?

Работа Константина Циолковского "Горе и гений", написанная в 1916 году, можно рассматривать как проявление его социального разочарования. В этой работе автор обращается к проблеме общественного развития и критикует существующий порядок вещей, высказывая идеи об улучшении общественной организации и создании лучшего будущего.

Какие последствия революции можно наблюдать в работах русских космистов?

После революции в России многие русские космисты изменили свои взгляды и направление исследований. Некоторые из них были привлечены к практическим задачам, связанным с развитием космической технологии и строительством ракет. Однако, тема развития человека и освоения космоса сохранялась и развивалась в работах других космистов.

Какая проблема человека рассматривается в русском космизме?

В русском космизме рассматривается проблема развития и совершенствования человека как индивидуальности и как части вселенского космоса. Этот направление философии считает, что человек обладает огромным потенциалом и способен превратиться в более совершенное существо с помощью научных и технологических достижений.

Как развивается человек в философии русского космизма?

Философия русского космизма предлагает развитие человека на нескольких уровнях: физическом, умственном и духовном. Она признает значимость научных и технологических открытий, которые могут улучшить физические и умственные возможности человека. Одновременно она подчеркивает важность внутреннего развития и самосовершенствования, чтобы достичь высшего духовного состояния и ощутить гармонию с космосом.

Какие особенности проблемы человека обсуждаются в трудах русских космистов?

В трудах русских космистов рассматривается проблема социального разочарования и несовершенства современного общества. Космисты видят потенциал улучшения и трансформации человека, но признают, что существующие социальные, политические, экономические и культурные структуры являются препятствием для этого развития. Они предлагают новые идеи и концепции, которые могут преобразить общество и способствовать достижению гармонии и благополучия для человека и всей человеческой цивилизации.

Какое отношение к проблеме человека высказал К.Э. Циолковский?

К.Э. Циолковский ясно выразил свое отношение к проблеме человека, считая современное общество далеким от совершенства. Он выразил свое социальное разочарование в работе "Горе и гений", написанной еще в 1916 году. Циолковский признавал необходимость преобразования существующих структур и развития человеческого потенциала через научные и технологические достижения.