Безопасность на туристком маршруте (на конкретном примере)

  • 76 страниц
  • 64 источника
  • Добавлена 16.12.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическая 6
1.1.Безопасность как важнейший фактор в индустрии туризма 6
1.2.Туристские маршруты и проблемы безопасности 19
Глава 2. Аналитическая 31
2.1.Анализ воздействия окружающей среды 31
2.2.Анализ личной безопасности туриста и его имущества 36
2.3.Система страхования в туризме 41
Глава 3. Практическая 56
3.1.Разработка мероприятий по обеспечению безопасности на маршруте … 56
3.2.Оценка эффективности разработанных мероприятий 63
Выводы 68
Заключение 69
Список использованной литературы 71

Фрагмент для ознакомления

В случае если возраст страхуемого превышает 65 лет, то взимается двойной тариф. Лицавыше 70 лет страхованию не подлежат. Страхование выполняетсяв отсутствиимедицинского освидетельствования. Практика работы в туризме указывает, что для основной массыжителей Россиистоимость на медицинские услуги за границей невероятно высока, потому страхование при туристских путешествиях за рубеж просто необходимо. Выданный в России полис воспринимаетсяиностраннымимедицинскими организациями если соблюдать условие, чтостраховая компания, его выпустившая, хорошо известна. В следствии этогороссийскиестраховые компаниииспользуютсяуслугами партнёров – распространенных во всём мире сервисныхлибо страховых фирм. 2.Имущественное страхование (страхование багажа, страхование затрат при поломкесобственногоавтомобильного транспорта).«По договору имущественного страхования одна сторона (страховая компания)обязуется за обусловленную договоромоплату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоресобытия (страхового случая) компенсироватьиной стороне (страхователю) либо иному лицу, в пользу которого заключён договор (выгодоприобретателю), причинённые вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе илирасход средствпо вопросудругими имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определённой договором суммы (страховой суммы).»13.Страхование гражданской ответственности и на случайвынужденной отмены путешествия. Отечественным законодательством не учтенообязательноеличное страхование отечественныхпутешественников. Тогда, когдаэтопредусмотрено законодательством страны пребывания, страховой полис обязангарантироватьоплатумедицинскихзатратпутешественникам и возмещение их затрат при наступлении страхового случая непосредственно в стране присутствия. В туризме распространены следующие виды страхования:« Страхование от несчастного случая – право собственника полиса на получение определённой денежные суммы при повреждениичасти тела в следствиинесчастногослучая. В туризме обязательноеличное страхование от происшествийведется в отношении путешественников, применяемыхвсевозможными видами автотранспорта, от стихийного бедствия, пожара и т.п.Страхование отпусков и путешествий – страховой полис, охватывающийразнородныериски, которые имеют все шансывозникнутьво время отпуска:-сохранность багажа;-компенсация за задержку путешествия в отпуск и из отпуска;-возмещение потраченных средств в случае отмены отпуска;-компенсация в случае кражи и утери наличных средств, дорожных чеков и кредитных карточек;-покрытие расходов на врачебноеобслуживание и др.Страхование общее, сострахование – разделение страхового риска между несколькими страховыми компаниями, когдаведущихстраховая компанияимеет возможностьпосчитать к.-л. риск при организации поездкиоченьбольшим для себя из – за того, чтовероятныеубытки, по всей видимости, превысят его фонд страхового возмещения. Тогда, страховая компаниядаетразделить риск др. страховым компаниям, любой из которых обязанстанет покрыть если возникнет такая необходимость определённую часть риска в обмен на получение части страховой премии. При всем при этомобладатель страхового полиса столкнулся с исключительно с ведущимстраховщиком»1.Глава 3. Практическая3.1.Разработка мероприятий по обеспечению безопасности на маршруте …Маршрут «Красноярск – центр России» является частью краеведческой образовательной программы для школьников. Маршрут включает в себя знакомство с Красноярском - крупным культурным, промышленным, спортивным и научным центром Сибири. Программа тура следующая1 день.Обзорная экскурсия по КрасноярскуПриезд на базу «Багульник»Размещение, свободное время.2 день.Маршрут по заповеднику «Столбы», 3 день.Маршрут в Медвежьей пещерыПосещение парка флоры и фауны «Роев ручей»4 день.Посещение Музея им.СуриковаКрасноярский музейный центрДетско-юношеская туристская база "Багульник" - структурное подразделение Красноярского краевого детско-юношеского центра «Центр туризма и краеведения» (адрес Центра: г. Красноярск, ул. К.Маркса, 118).База находится на неповторимой, эксклюзивной по многообразию и экзотической красотеземли в "краю необыкновенных скал" равнины горной рекиКалтат. Единая площадь базы "Багульник" составляет 6,3 га. на северной границе Калтатскогорегионамуниципального заповедника "Столбы". Неповторимостьэтойземлиразрешает организовывать мероприятия по разным видам туризма (от приключенческого и экстремального до познавательно-делового); приехать в "подземный мир" Красноярья; осуществитьспелео, пеше-горные и лыжные маршруты. Достопримечательности окрестностейбазы "Багульник" делают ее привлекательным и легкодоступным рекреационным местом для красноярцев, постояльцевгорода и края.На туристском маршруте и на расстояниисоревнований по туризму студентам приходится преодолеватьмногообразныепреграды: крутые, снежные, осыпные, травянистые склоны и перевалы, порожистые реки, завалы и чащобы, болота, на которых имеют все шансыпоявитьсятрудности, угрозыпричем дажеаварийные ситуации. Часть из их связана с настоящимиестественнымипреградами, к которымгруппа была не подготовлена физически, технически и психологически. Иныенаходятся в зависимости от внезапныхперемен погоды и носят эпизодический характер. Третьи – болеемногочисленные – появляются при неправильном поведении самих путешественников. Осуществление мер по предостережению травматизма и аварийных ситуаций в туристско-краеведческих событиях с учениками (в походах, экспедициях, пригородных прогулках и экскурсиях, на слетах и состязаниях, во время выполнениякультурно-досуговыхмероприятий, в последующем – «походах, состязаниях и так далие») - важнейшее условие их удачного проведения.Ключевымитребованиями по обеспечениюсохранностилюбого туристского мероприятия с учениками, которые предъявляются к проводящей организации, считаются:- профилактика травматизма в период подготовки к походу (соревнованиям и так далие) – этотщательнейшим образомсозданный и санкционированный маршрут похода (дистанции соревнований); обеспечениетехнической и физической подготовленности учеников, медицинский допуск; подробный инструктаж по соблюдению мер предосторожности в походе (на состязаниях и так далие) руководителей команд, соучастников, судейсостязаний; получение информации от метеослужбы, подразделений Службы спасения (поисково-спасательных отрядах) Сибирского регионального Центра по делам гражданской защиты, чрезвычайных ситуаций и ликвидации результатов стихийных бедствий (в дальнейшем – ГО и ЧС), о метеопрогнозе, естественныхчрезвычайных ситуациях в регионе похода (состязаний): ливневые дожди, паводки, сели, лесные пожары и др.;- обеспечение безопасности во время проведения туристско-краеведческих событий с учениками ( походов, состязаний и так далие):строгое соблюдение всеми участниками туристско-краеведческих событийтребованийИнструкции Минобразования РФ по организации и проведению туристских походов с учениками, Правил организации и проведения туристских соревнованийучеников, беспрекословное соблюдение выдержкиучениками. Уровень обеспечениязащищенноститочного туристского события с учениками (похода, состязаний и так далие), применениядейственных средств обслуживанияпроисшествий на туристской тропе возможновычислитьтремякритериями:1. Оформление маршрутных документов в маршрутно-квалификационной комиссии при образовательном учреждении (МКК ОУ) и регистрация туристских групп в подразделении Службы спасения ГО и ЧС.МКК считаются консультационными, осуществляющими контроль органами по маршрутно-квалификационной работы; оказывают грамотнуюпомощь руководителям учреждений, проводящих походы, а еще руководителям походов с учениками:– в соблюдении установленных общепризнанных мерок и требований по организации походов;– в обеспечениибезопасного проведения походов;– в определении степени подготовленности туристских групп.МКК осуществляют контроль прохождение туристскими группами маршрутов в установленные сроки, показывают руководителям походов подразделения Службы спасения ГО и ЧС, в которых туристская группаобязана встать на учет.2. Наличие и подготовка квалифицированных кадров педагогов-туристов: организаторов спортивного туризма, инструкторов детско-юношеского туризма, инструкторов спортивного туризма, судей туристских соревнований учащихся.3. Разработка инструкций по мерам безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий с учащимися и проведение инструктажа со всеми участниками мероприятия в максимально полном объеме.К участию в экскурсионно-образовательной программе «Красноярск – центр России» (посещение заповедника «Столбы», пещер, парка флоры и фауны «Роев ручей», музеев) допускаются лица, ознакомленные с маршрутами программы, прошедшие инструктаж по соблюдению требований безопасности при проведении программы и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Экскурсионно-образовательную программу «Красноярск – центр России» организует Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Красноярский краевой детско-юношеский центр «Центр туризма и краеведения» на детско-юношеской туристской базе «Багульник» (г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская, 242) (далее – т/база «Багульник»). Участники программы несут персональную ответственность за собственную жизнь и здоровье. Ответственность за создание безопасных условий проведения мероприятий программы несут инструкторы Центра.Требования безопасности к участникамВо время экскурсий на местности, проживания на т/базе «Багульник»:Соблюдать установленный режим работы и отдыха, порядок и дисциплину, общепринятые правила поведения и личной гигиены.Безоговорочно и незамедлительно выполнять указания руководителя группы, инструктора Центра.В целях профилактики укуса клещом на загородных маршрутах (заповедник «Столбы», пещеры) систематически (каждые 40-50 минут) проводить тщательный осмотр одежды и тела.Соблюдать меры безопасности при встрече с медведем, змеями; иметь при себе предметы для звуковых сигналов (спортивный свисток, ракетницу и т.п.).Разрешено совершать восхождения на скалы только по несложным маршрутам (Плечо Деда, Львиные ворота, 4-й столб) в сухую погоду, при слабом ветре, с организацией строгого контроля инструктором Центра.Перед выходом на экскурсию надеть удобную одежду и обувь, не стесняющие движений, соответствующие погоде и программе мероприятия.Во время движения по улице города идти компактной группой, не мешая прохожим. Немедленно информировать руководителя группы (инструктора Центра) о каких-либо неудобствах в одежде или обуви, ухудшении состояния здоровья, травмах.Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.Избегать конфликтных ситуаций между участниками группы, а так же с местным населением.Разрешается готовить пищу, курить только в местах, указанных инструктором Центра.Запрещается:- самовольно оставлять места расположения группы; изменять самостоятельно установленный маршрут движения и место расположения группы;- покидать территорию лагеря без разрешения руководителя группы; - пить воду из ручьев и рек, пить очень холодные напитки (воду, соки, минеральную воду и т.п.);- приближаться на опасное расстояние к любым животным, трогать их руками; - выбрасывать бытовые и пищевые отходы в не отведенные для этой цели места;- приобретать и употреблять продукты питания без согласования с руководителем группы; - употреблять алкогольные напитки;- разжигать костры, пользоваться в палатках открытым огнем: свечами, примусами, зажигалками, хранить в жилых палатках легко воспламеняющиеся, горючие вещества, продукты питания;- купаться в реках Базаиха, Калтат, Енисей (указание Роспотребнадзора).Требования безопасности при перевозке автомобильным транспортомПри перевозке соблюдать дисциплину, выполнять указания инструктора Центра. Во избежание травм при резком торможении автобуса необходимо держаться руками за поручень впереди расположенного сидения.Во время движения автобуса запрещается:стоять и ходить по салону автобуса, открывать двери и окна;щелкать семечки и орехи, сорить в салоне;отвлекать водителя от управления автобусом.Туристский маршрут по заповеднику Столбы.Для группы школьников был выбран маршрут «Такмаковский скальный район». Однодневный пешеходный маршрут протяженностью около 4 километров, доступен для прохождения даже маленьким детям и людям преклонного возраста. Поднявшись на современной канатно-кресельной дороге по «Бобровому логу», вы окажетесь на вершине Такмаковской гряды. Эта группа скал, вытянувшаяся с севера на юг, является самым мощным, массивным выходом сиенита на всей территории заповедника. Скальный комплекс Такмаковской гряды буквально опутан переплетениями ходов и маршрутов, многие из которых сложны для прохождения. С западной стороны Такмаковский скальный район обозначают скалы и массивы Малый Такмак, Малый Беркут. Малый Такмак находится на хребте, он состоит из одиннадцати сиенитовых останцев, расположенных грядой. Её северо-западная часть легко доступна даже для детей, а на юго-восточной проложены маршруты для спортивного скалолазания. Меры безопасности на горном маршруте.Опасности и меры предосторожности, связанные с метеоусловиями и климатическими особенностями района путешествия:В яркий солнечный день светлый головной убор убережет от солнечного удара;В жаркий день одежда должна соответствовать погоде и темпу движения, она предохранит от перегрева организма и от солнечного удара;В солнечный день на снежниках темные солнцезащитные очки предохранят от ожога роговицы глаз;При движении в тумане существует опасность потери ориентировки, интервал между туристами должен быть не более 1 метра.Безопасность в горах:В горах следует иметь в виду, что резкий крик, выстрел, запуск ракеты, громкое пение могут вызвать обвал, лавину, камнепад;Подниматься по осыпям и крутым травянистым склонам нужно на максимально близком друг к другу расстоянии или серпантином;Запрещается заходить в ледниковые гроты на «языке» ледника, спускаться в ледовые трещины.. Правила поведения при проведении пешеходной экскурсии по территории парка флоры и фауны «Роев ручей»:Соблюдать тишину, чистоту, правила санитарии и гигиены.Во время проведения экскурсии перемещаться по территории парка компактной группой.Запрещено:заходить за барьеры и ограждения, прислоняться к сеткам и решеткам помещений с животными;кормить, дразнить, пугать животных, бросать в помещения к животным какие-либо предметы;трогать руками доступных для контакта животных.Правила поведения в музеях:- соблюдать тишину, порядок, правила санитарии и гигиены в фойе и демонстрационных залах;- во время проведения экскурсии перемещаться по залу только в порядке, указанном экскурсоводом, внимательно слушать речь экскурсовода, не разговаривать, не жевать жевательные резинки;- экспонаты и витрины не трогать руками.Требования безопасности в аварийных ситуацияхПри непредвиденных природных явлениях, резком ухудшении условий проведения мероприятия, в ситуациях, содержащих угрозы террористического характера, участники должны сохранять спокойствие, действовать без паники, суеты, четко выполнять все указания инструктора Центра.3.2.Оценка эффективности разработанных мероприятийАдминистрацией города Красноярска, согласно с приказами РФнастоятельно рекомендовали согласовывать проведение туристских походов со школьниками с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор с целью обеспечения безопасности детей, что предлагалось делать и раньше всем образовательным учреждениям. Кроме того, было предложено согласовывать с Управлением образования маршруты и сроки выхода групп. Любой туристский поход (экспедиция) с ночевкой в «поле», даже двухдневный требует огромного количества времени и усилий на подготовку от руководителей (педагогов) и участников (детей, юношей и девушек). Прежде всего – это комплекс мер по обеспечению безопасности:тщательная проработка маршрута; тщательная подготовка личного и общественного снаряжения; физическая подготовка, отработка навыков по преодолению сложных локальных препятствий (крутых склонов, скал, рек, оврагов, болот и др.), т.е. технике страховки и самостраховки; отработка навыков ориентирования на местности (не знаний – знания получены на теоретических занятиях в течение года); поиск последней информации о районе путешествия и локальных препятствиях; расчет, приобретение медикаментов для походной аптечки; расчет, приобретение, обработка, упаковка продуктов питания; и другая реальная работа.Вместе с тем, необходимы и формальные меры обеспечения безопасности турпохода с детьми, предписанные законами и другими нормативными документами, в том числе региональными: заполнение маршрутных документов (лист или книжка), заявка и выпуск в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК); подписание приказа у директора ОУ, получение инструктажей (5 видов под роспись); проведение инструктажей с участниками (5 видов под роспись); постановка на учет в службу МЧС; страхование участников мероприятия.Таким образом, реальные действия по обеспечению безопасности туристского мероприятия со стороны администрации учреждения и руководителей туристского мероприятия есть очень большая, кропотливая, но необходимая работа.Туристские походы и экспедиции с детьми и юношами (девушками) концептуально отличаются от загородных оздоровительных лагерей, в том числе и полевых палаточных. Суть лагеря – обеспечить заповедную зону для отдыха детей, полностью исключить все риски, не считаясь с количеством затрат времени и средств. Поэтому, в любом лагере большое количество персонала, а так же большое количество детей (от 8 до 15 лет) и смен. Иначе это экономически нерентабельно. Лагерь – оздоровительное учреждение. Туристские походы и экспедиции в детско-юношеском туризме – это продолжение реализации дополнительных образовательных программ, продолжительное во времени и пространстве практическое занятие специфической формы: в полевых условиях, с полным самообслуживанием, темами занятий плавно переходящим из одной в другую, с интенсивной физической нагрузкой, с интенсивным взаимодействием ребенка с природной средой, сверстниками, педагогами в процессе исполнения постоянной (штурман, начпрод, завснар, фотограф, краевед и др.), или временной (дежурный по кухне, дежурный командир и др.) походной должности. Это допрофессиональная подготовка воспитанников, начальный этап подготовки кадров для детско-юношеского туризма. Здесь дети, участники походов и экспедиций – полноправные участники всех процессов, в соответствии с образовательной программой туристско-краеведческого профиля.Концептуальное отличие походно-экспедиционного туристского мероприятия от оздоровительного лагеря и в его автономности, невозможности исключения полного отсутствия риска при прохождении маршрута, а только его минимизация с помощью мер по обеспечению безопасности.Администрация учреждения, проводящее походно-экспедиционное туристское мероприятие, несет ответственность в установленном законодательством порядке за его качество и безопасность участников. Однако, в связи со спецификой туристского мероприятия (его автономности, невозможности полного отсутствия риска при прохождении маршрута, а только его минимизация), настоящую ответственность за безаварийное проведение мероприятия, жизнь и здоровье участников (детей, юношей (девушек) и взрослых) несет руководитель (заместитель руководителя) туристского мероприятия. Только он при нестандартных (чрезвычайных) ситуациях, основываясь на всех факторах и информации, принимает решения, за последствия которых несет полную ответственность (в соответствии с п. 2.2. и 4.2, 4.3, 4.4. «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденной приказом МО РФ № 293 от 13 июля 1992 г.). Он осуществляет реальный контроль за действиями участников. Контролировать действия руководителя похода администрации ОУ во время проведения похода невозможно, ненужно, а иногда и вредно.Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: безопасность туристских мероприятий напрямую зависит от качества подготовки руководителей походов и экспедиций, от личностных качеств руководителей групп. Администрация ОУ, именно в этом аспекте обеспечения безопасности участников туристских мероприятий, реализует свою главную миссию. Подготовка руководителей туристских мероприятий осуществляется не на пустом месте: используется как опыт, накопленный за более чем столетнюю историю отечественного спортивного туризма (классификация туристских маршрутов, правила соревнований по спортивному туризму, рекомендации по обеспечению безопасности), так и опыт системы детско-юношеского туризма, существующей более 90 лет. Опыт этот изложен в нормативных документах Министерства образования и науки с 1992 по 2008 г., подготовленных с участием специалистов детско-юношеского туризма. Здесь прописаны необходимый минимум знаний и туристский опыта руководителей походов и экспедиций с детьми (выше названная «Инструкция…»), разработана система подготовки кадров для детско-юношеского туризма, от образовательных программ «Юный туристы-проводники» и «Юные инструкторы туризма» (допрофессиональнаяподготовка), до положения и образовательной программы «Инструктор детско-юношеского туризма» (профессиональная подготовка). Огромная роль в подготовке кадров отводиться Центрам и Станциям юных туристов, т. е. специализированные учреждения, так, как только здесь работают профессиональные педагоги-инструкторы спортивного и детско-юношеского туризма, только здесь наиболее полно можно организовать практические занятия (в т. ч. зачетный поход 1 к. с.), стажировку со школьниками. Опытные администраторы Центров и Станций юных туристов, которые сами организовали и отруководили не одним десятком туристских мероприятий. Опытным руководителем туристских мероприятий можно считать только «Инструктора туризма», а подготовка такого специалиста займет не менее 3-х лет, т. к. требуемый походный опыт быстро не набрать. Поэтому так необходима организация непрерывной подготовки и переподготовки специалистов детско-юношеского туризма именно в специализированных учреждениях.Обозначенные выше формальные меры по обеспечению безопасности тур. походов с детьми большей частью предпринимаются руководителями туристского мероприятия. Необходимо отметить, что руководители туристско-краеведческих объединений (кружков, секций, клубов), т. е. руководители туристских мероприятий люди вполне самодостаточные и решительные (специфика деятельности накладывает свой отпечаток), в большинстве своем подвижники, работающие не за деньги, и оформление необходимых бумаг (требуемых нормативными документами) для них есть необходимый компромисс с руководителями образовательных учреждений.Таким образом, очевидно, что не оправданное увеличение количества дополнительных согласований, в том числе с надзорными органами, не приведет к повышению безопасности туристских мероприятий. Зато точно приведет к уходу части руководителей туристских походов с детьми из системы образования. Но так, как в силу указанной выше специфики деятельности, они не перестанут водить детей в походы, а просто не будут оформлять необходимые документы, что, конечно отрицательно скажется на обеспечении безопасности детских групп.ВыводыВ заключении кратко изложу факторы, обеспечивающие безопасность детей в походно-экспедиционном туристском мероприятии:- хорошо подготовленный опытный и адекватный руководитель мероприятия;- длительная и всеобъемлющая подготовка к мероприятию группы и руководителя;- выполнение формальных мер по обеспечению безопасности, предписанных нормативными документами, руководителем мероприятия совместно с администрацией ОУ (директором, зам. директора, зав. отделом туризма) и МКК ОУ;- хорошо подготовленный опытный и адекватный администратор ОУ.ЗаключениеНа протяжении учебного года и в каникулярное время образовательными учреждениями проводится большое количество туристских походов, экспедиций, загородных и дальних экскурсионных поездок с учащимися. Туристско-краеведческая, экскурсионная деятельность активно используются образовательными учреждениями в учебно-воспитательных целях.В то же время, различные общественные организации, коммерческие и другие структуры проводят многочисленные мероприятия с группами учащихся, не согласовывая их с учреждениями образования, используя при этом организационную базу и результаты образовательной деятельности учреждений образования. Таким образом организованная туристско-краеведческая деятельность учащихся сопровождается серьезными нарушениями действующих нормативных документов Министерства образования России, методических указаний по организации и проведению туристских мероприятий, что приводит к аварийным ситуациям, несчастным случаям, нарушениям прав и интересов детей.Исходя из выше изложенного, в целях совершенствования мер по обеспечению безопасности школьников края при проведении туристско-краеведческих мероприятий, на основании Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ (ред. от 10.01.03) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 24.01.98 № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов»При проведении туристских походов, экспедиций и путешествий с активными способами передвижения со школьниками края руководствоваться Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденной приказом Минобразования РФ от 13 июля 1992 г. №293, письмом Минобразования от 7.12.98г. №654/19-15 « Об организации учебно-тематических экскурсий и дальних экскурсионных поездок учащихся образовательных учреждений России».Приоритетность обеспечения безопасности учащихся при проведении туристско-краеведческих мероприятий основана на принципах государственной политики в области образования, предусмотренных статьей 2 Закона РФ «Об образовании».Необходимость создания здоровых и безопасных условий в образовательных учреждениях, их ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время проведения туристско-краеведческих мероприятий обусловлены государственными требованиями, содержащимися в статьях 32, 51 Закона РФ «Об образовании»; в Инструкции Минобразования России по организации и проведению туристских походов с учащимися; в Правилах организации и проведения туристских соревнований учащихся; в Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима  работы  детских туристических лагерей  палаточного типа в период летних каникул СанПиН 2.4.4.2605-10.Список использованной литературыАлександрова, А.Ю. Международный туризм: Учебник / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс. - 2004. - 470 с.Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. – 4-e изд. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы социокультурного проектирования Учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 1997. - 260 с.Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2006. – 450сГорбунова, М.Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма. – 2003. - № 5. – С. 21-25Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2004. – 206сДолматов, Г.М. Международный турбизнес: история, реальность, перспективы / Г.М. Долматов. - Р\Д: Феникс, 2001. - 326с. Драчева, Е.Л. Экономика и организация туризма: Международный туризм / Е.Л. Драчева, Д.К. Исмаев, Ю.В. Забаев. – М.: Кнорус, 2005 – 216сДурович, А.П. Организация туризма: Учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. – 3-e изд., 2006. - 640 с.Дурович А.П., Маркетинг в туризме: Учеб. пособие/ А.П. Дурович-3-е изд., стереотип.- Мн.: Новое знание, 2003.- 496с. Енджейчик, И. Современный туристский бизнес: Экостратегии в управлении фирмой / И. Енджейчик; Пер. с польск. - М.: Финансы и статистика. -2003. - 319 с.Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Советский спорт, 2006. – 329сИльина, Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2007. -403сЖукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: ФиС. - 2004. – 236сЗапесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 317сЗорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, Т.П. Каверина и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 263сЗорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 230с.Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: ФиС. - 2004. - 200 с.Запесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 352 с.Зорин, И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, Т.П. Каверина и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 287 с.Зорин, И.В. Феномен туризма / И.В. Зорин. – М.: Наука, 2005. – 280 с. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 450 с.Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Советский спорт, 2006. – 224 с.Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М., 2005. – 340 с.Исмаев, Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристских фирм / Д.К. Исмаев. - 2-е издание. - М., 2004. – 370 с.Исмаев, Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Теория и практика маркетинга / Д.К. Исмаев. - М., 2006. – 378 с.Исмаев, Д.К. Основная деятельность туристской фирмы: Учебно – практическое пособие / Д.К. Исмаев. - М., 2005. – 248 с. Исмаев, Д.К. Организация въездного туризма в РФ: Учебно – практическое пособие: / Д.К. Исмаев. - М., 2005. – 290 с.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. –320 с. Квартальнов В.А. Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 312 с. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн. - 2-е издание. – М.: Юнити, 2005. – 540 с.Коуп Р. «Экстремальный спорт» .ExtremeSports -2009. 32 с.Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М., 2001. – 180 с. Курило, Л.В. Теория и практика анимации. – М.: Советский спорт, 2006. – 195 с.Курс менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д.Д. Вачугова. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.- 137сЛамбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – СПб.: Наука, 1996. – 502с.Лисовский В. Т. « Социология молодёжи». Под ред. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996. 368 с.Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 329 с. Морозова Н.С. Реклама в СКС и туризме. – Учебник\Морозова Н.С, Морозов М.А. –М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 288сОсновы туристической деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2003. – 200 с.Репин Ю.В. и др. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Екатеринбург, 2005 – 74с.Родионов Д.А. Энциклопедия спорта. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 321 с.Родионов Д. А. Энциклопедия экстремальногоспортаИзд-во: Эксмо-Пресс, 2002 .-256 стрРоссийский статистический ежегодник 2006:Стат. Сб. / Росстат. - М., 2006. - 1003 с.Рябова, И.А. Экономика и организация туризма: международный туризм / И.А. Рябова, Ю.В. Забаев, Е.Л. Драчева. - М.: Кнорус, 2005. – 349 с.Савина, Н.В. Экскурсоведение: Учеб. пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:, 2004. – 300 с.Семенихин, В.В. Туристическая деятельность / В.В. Семенихин. – М.: Эксмо, 2005. – 300 с. Сухов, Р.И. Организация работы туристического агентства / Р.И. Сухов. – М.: Март, 2005. – 400 с.Ушаков, Д.С. Прикладной туроперейтинг: Учеб. пособие / Д.С. Ушаков. – М.: Март, 2004. - 460 с.Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес . – М.: Мир деловой книги, 2000. – 250с.Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма: Учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. – М.: Кнорус, 2004. – 340 с.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. «Спортивно-оздоровительный туризм: -учебник»/ под ред. В.А. Таймазова, Ю.Н.Федотова, -2 е изд., испр. и доп. -М.: Советский спорт, 2008. – 464 с.ЖурналыЖурнал «Турбизнес». - 2001. - №3. – С. 10-11.Журнал «Турбизнес». – 2001. - № 4. – С. 5. журнал «Extreme « 1(30) 2008. – 144 с.Ильина, Е.Н. Узловая функция туроперейтинга в развитии российского туризма / Е.Н. Ильина // Теория и практика физической культуры. – 2005. - № 8. – С. 10-15«Методические рекомендации по проведению водных туристских путешествий». – М., ЦРИБ Турист, 1979. – 122 с.Крупенина, Т.В., Международная Академия маркетинга и менеджмента / Т.В. Крупенина // Управление персоналом. - № 1. - 2005. – С. 15-17«Методические рекомендации по организации горных путешествий». – М., ЦРИБ Турист, 1995. -156 с.Штюрмер Ю.А «Краткий справочник туриста» / Автор-составитель. – 3-е изд., с изм. и доп. – М.: Профиздат, 1985 – 272 с.Электронные ресурсы:Официальный сайт туристской фирмы «Нева»\ История фирмы URL: http://www.nevatravel.ru. (дата обращения: 27.02.2013).Клименко Ю.Беловежская пуща стала заповедником для богатых20.11.2003 Электронный источник http://bp21.org.by/ru/art/a031120.html Портал активного отдыха и экстремальногоспорта Новосибирска http://www.activesport.info/«Проблемы социализации молодежи». - М.: Юнита, 2001Сайт ассоциации путешественников «Астревел» http://www.astravel.ru/Платонов А.Е. Статистика туризма за 2011 год.\\электронный журнал «Русский туризм» URL: http://www.russiatourism.ru. (дата обращения: 11.03.2013).Электронный журнал «Тысяча туров». Предложения туристских фирм по направлению Доминикана. URL: http://www.10000turov.ru. (дата обращения: 19.02.2013).Ежегодное послание губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга (23 апреля 2008 года) \\ Нравственный кодекс Петербуржца 2008. URL:http://www.nkspb.ru/archive/2008/05/poslanie.htm(дата обращения: 24.02.2013).Электронный ресурс. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами http://www.rosoez.ru/(дата обращения: 24.02.2013).

Список использованной литературы

1. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебник / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс. - 2004. - 470 с.
2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. – 4-e изд. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с.
3. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы социокультурного проектирования Учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 1997. - 260 с.
4. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2006. – 450с
5. Горбунова, М.Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма. – 2003. - № 5. – С. 21-25
6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2004. – 206с
7. Долматов, Г.М. Международный турбизнес: история, реальность, перспективы / Г.М. Долматов. - Р\Д: Феникс, 2001. - 326с.
8. Драчева, Е.Л. Экономика и организация туризма: Международный туризм / Е.Л. Драчева, Д.К. Исмаев, Ю.В. Забаев. – М.: Кнорус, 2005 – 216с
9. Дурович, А.П. Организация туризма: Учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. – 3-e изд., 2006. - 640 с.
10. Дурович А.П., Маркетинг в туризме: Учеб. пособие/ А.П. Дурович-3-е изд., стереотип.- Мн.: Новое знание, 2003.- 496с.
11. Енджейчик, И. Современный туристский бизнес: Экостратегии в управлении фирмой / И. Енджейчик; Пер. с польск. - М.: Финансы и статистика. -2003. - 319 с.
12. Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Советский спорт, 2006. – 329с
13. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2007. -403с
14. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: ФиС. - 2004. – 236с
15. Запесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 317с
16. Зорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, Т.П. Каверина и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 263с
17. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 230с.
18. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: ФиС. - 2004. - 200 с.
19. Запесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 352 с.
20. Зорин, И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, Т.П. Каверина и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 287 с.
21. Зорин, И.В. Феномен туризма / И.В. Зорин. – М.: Наука, 2005. – 280 с.
22. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 450 с.
23. Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Советский спорт, 2006. – 224 с.
24. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М., 2005. – 340 с.
25. Исмаев, Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристских фирм / Д.К. Исмаев. - 2-е издание. - М., 2004. – 370 с.
26. Исмаев, Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Теория и практика маркетинга / Д.К. Исмаев. - М., 2006. – 378 с.
27. Исмаев, Д.К. Основная деятельность туристской фирмы: Учебно – практическое пособие / Д.К. Исмаев. - М., 2005. – 248 с.
28. Исмаев, Д.К. Организация въездного туризма в РФ: Учебно – практическое пособие: / Д.К. Исмаев. - М., 2005. – 290 с.
29. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. –320 с.
30. Квартальнов В.А. Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 312 с.
31. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн. - 2-е издание. – М.: Юнити, 2005. – 540 с.
32. Коуп Р. «Экстремальный спорт» . Extreme Sports -2009. 32 с.
33. Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М., 2001. – 180 с.
34. Курило, Л.В. Теория и практика анимации. – М.: Советский спорт, 2006. – 195 с.
35. Курс менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д.Д. Вачугова. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.- 137с
36. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – СПб.: Наука, 1996. – 502с.
37. Лисовский В. Т. « Социология молодёжи». Под ред. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996. 368 с.
38. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 329 с.
39. Морозова Н.С. Реклама в СКС и туризме. – Учебник\Морозова Н.С, Морозов М.А. –М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 288с
40. Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2003. – 200 с.
1. Репин Ю.В. и др. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Екатеринбург, 2005 – 74с.
2. Родионов Д.А. Энциклопедия спорта. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 321 с.
41. Родионов Д. А. Энциклопедия экстремального спорта Изд-во: Эксмо-Пресс, 2002 .-256 стр
42. Российский статистический ежегодник 2006:Стат. Сб. / Росстат. - М., 2006. - 1003 с.
43. Рябова, И.А. Экономика и организация туризма: международный туризм / И.А. Рябова, Ю.В. Забаев, Е.Л. Драчева. - М.: Кнорус, 2005. – 349 с.
44. Савина, Н.В. Экскурсоведение: Учеб. пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:, 2004. – 300 с.
45. Семенихин, В.В. Туристическая деятельность / В.В. Семенихин. – М.: Эксмо, 2005. – 300 с.
46. Сухов, Р.И. Организация работы туристического агентства / Р.И. Сухов. – М.: Март, 2005. – 400 с.
47. Ушаков, Д.С. Прикладной туроперейтинг: Учеб. пособие / Д.С. Ушаков. – М.: Март, 2004. - 460 с.
48. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес . – М.: Мир деловой книги, 2000. – 250с.
49. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма: Учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. – М.: Кнорус, 2004. – 340 с.
50. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. «Спортивно-оздоровительный туризм: -учебник»/ под ред. В.А. Таймазова, Ю.Н.Федотова, -2 е изд., испр. и доп. -М.: Советский спорт, 2008. – 464 с.

Журналы
51. Журнал «Турбизнес». - 2001. - №3. – С. 10-11.
52. Журнал «Турбизнес». – 2001. - № 4. – С. 5.
53. журнал «Extreme « 1(30) 2008. – 144 с.
54. Ильина, Е.Н. Узловая функция туроперейтинга в развитии российского туризма / Е.Н. Ильина // Теория и практика физической культуры. – 2005. - № 8. – С. 10-15
55. «Методические рекомендации по проведению водных туристских путешествий». – М., ЦРИБ Турист, 1979. – 122 с.Крупенина, Т.В., Международная Академия маркетинга и менеджмента / Т.В. Крупенина // Управление персоналом. - № 1. - 2005. – С. 15-17
3. «Методические рекомендации по организации горных путешествий». – М., ЦРИБ Турист, 1995. -156 с.
4. Штюрмер Ю.А «Краткий справочник туриста» / Автор-составитель. – 3-е изд., с изм. и доп. – М.: Профиздат, 1985 – 272 с.


Электронные ресурсы:
56. Официальный сайт туристской фирмы «Нева»\ История фирмы URL: http://www.nevatravel.ru. (дата обращения: 27.02.2013).
57. Клименко Ю.Беловежская пуща стала заповедником для богатых20.11.2003 Электронный источник http://bp21.org.by/ru/art/a031120.html
58. Портал активного отдыха и экстремального спорта Новосибирска http://www.activesport.info/
59. «Проблемы социализации молодежи». - М.: Юнита, 2001
60. Сайт ассоциации путешественников «Астревел» http://www.astravel.ru/
61. Платонов А.Е. Статистика туризма за 2011 год.\\электронный журнал «Русский туризм» URL: http://www.russiatourism.ru. (дата обращения: 11.03.2013).
62. Электронный журнал «Тысяча туров». Предложения туристских фирм по направлению Доминикана. URL: http://www.10000turov.ru. (дата обращения: 19.02.2013).
63. Ежегодное послание губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга (23 апреля 2008 года) \\ Нравственный кодекс Петербуржца 2008. URL: http://www.nkspb.ru/archive/2008/05/poslanie.htm (дата обращения: 24.02.2013).
64. Электронный ресурс. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами http://www.rosoez.ru/(дата обращения: 24.02.2013).

дипломная работа по теме:

Маркетинг в туризме на примере турфирмы "Экспо-Camt"

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Туризм сегодня становится общемировым явлением, самым важным фактом развития экономики различных стран. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т. е. выступает в качестве катализатора социально-экономического развития. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создание новых рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Не удивительно, бурное развитие промышленности, как и в национальной экономике России, так и на глобальном уровне. По прогнозам экспертов ВТО, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличение объема путешествий и экскурсий, роста конкуренции среди регионов и стран пребывания. В этом случае появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристических услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого продукта. Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т. е. отдых, возможность занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и др., сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, политический, воспитательный и эстетический факторы.

поэтому такая важная роль отводится маркетингу туристических слуг. Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. С этой точки зрения маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и на их основе разработку стратегии и программу маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента. Использование маркетинга в туристском бизнесе, его новейшие тенденции обусловили актуальность темы работы. Влияние маркетинга на деятельность туристических агентств нельзя не отметить, кроме того, результаты использования маркетинга в турфирме дает реальные результаты, не только в теории но и на практике. Выбор темы работы обусловлен интересом использования маркетинговых технологий в системе работы туристических агентств. Интерес к маркетингу для повышения эффективности деятельности турфирмы на практике обусловил актуальность темы исследования.

Узнать стоимость работы