Волонтерство как один из способов социальной поддержки лиц пожилого возраста,обслуживающихся на дому

  • 96 страниц
  • 64 источника
  • Добавлена 07.02.2014
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ развития волонтерского движения как субъекта социальной работы в России 7
1.1 Люди пожилого возраста и инвалиды как социальная категория 7
1.2 Проблемы людей пожилого возраста в современном обществе 11
1.3 Волонтерское движение как один из способов социальной поддержки лиц пожилого возраста в России 18
1.4 Методы и приемы работы волонтеров с людьми пожилого возраста в домашних условиях 32
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Организация волонтерской деятельности для поддержки лиц пожилого возраста, обслуживающихся на дому 42
2.1 Опыт работы волонтерского движения с людьми пожилого возраста в Комплексном центре социального обслуживания населения Приморского района Санкт-Петербурга 42
2.2 Виды работ волонтерской социальной службы с людьми пожилого возраста 52
2.3 Разработка проекта деятельности волонтера по социальной поддержке лиц пожилого возраста в домашних условиях 57
Выводы по второй главе 82
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 90
Приложения 96

Фрагмент для ознакомления

Каждое направление основывалось на целях и задачах ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Приморского района Санкт-Петербурга».К проведению каждого праздника шла кропотливая работа под руководством представителей государственного бюджетного учреждения. Для проведения культурной программы и социально-бытовой помощи составлялся отдельный план проведения мероприятий, направленных на лиц пожилого возраста, обслуживающихся на дому. Образец такого плана предоставлен в таблице 5 и 6.Таблица 5План работы волонтера по социальной поддержке людей пожилого возраста, обслуживающихся на домуПраздник «День старшего поколения»№п/пФамилия, имя, отчество Социальная поддержкаПродукты питания Социальная поддержкаПредметы первой необходимостиДата выполненияВолонтер (Ф.И.О.)1.Ф.И.О.Покупка и доставка подарков каждому гражданину Приморского района пожилого возраста за счет Комплексного центра и добровольных спонсоровПостельное белье20.09.132.Ф.И.О.Предметы гигиены23.09.133.Ф.И.О.Предметы хозяйственного быты: мыло, порошок25.09.13Таблица 6Праздник «День старшего поколения»№п/пМероприятия культурно-массового направленияДата выполненияВолонтер (Ф.И.О.)1.Организация поездки в конкретный пункт назначения1.10.132. Поздравление с праздником пожилых людей представителями Комплексного центра1.10.133Организация праздничного обеда в Комплексном центре социального обслуживания населения Приморского района1.10.134Вручение цветов юбилярам1.10.135Праздничный концерт1.10.13Другие варианты планов социальной поддержки для лиц пожилого возраста, проживающих в Приморском районе, приведены в Приложении.В ходе реализации проекта «Доброта спасет мир» было выявлено, что волонтерская работа имеет свои достоинства и недостатки. Одним из важных факторов в реализации разработанных мероприятий, на мой взгляд, является умение общаться с людьми пожилого возраста. Общение с пожилым человеком - это своего рода психологическая поддержка внутреннего состояния человека. Поэтому любое общение в волонтерской деятельности я начинаю с психологической разгрузки.Рассмотрим несколько примеров из беседы с клиентами, и попробуем определить востребованность таких видов работ.1 клиент. Анна Петровна. 59 лет. На пенсии находится четыре года. Проживает одна, ведет малоподвижный образ жизни. Часто болеет, хотя хронических тяжелых заболеваний не наблюдается. При первом знакомстве вела себя настороженно, говорить не хотела, от помощи отказывалась Для того, чтобы выяснить, чем вызвано такое депрессивное состояние, было проведено психологическое консультирование с элементами рисования. Психологический тест был направлен на выявление самооценки личности и жизненных проблем. Клиентке были предложены альбомный лист, цветные карандаши и несколько маркеров разных цветов: красный, синий, черный, зеленый, желтый. Никакой предварительной беседы с объяснением не давалось. Было предложено нарисовать несколько предметов в следующей последовательности: куб, большие горы или одну гору, человека, лестницу. Интерпретация рисунка: куб – это пройденный жизненный этап (это жизнь человека); гора – это самооценка самого себя как личности; человек - это верный друг или муж, возможна подруга; лестница – это проблемы (учитывается качество, количество лесенок, место её нахождения).Рассматривая рисунок вместе с клиенткой, анализируем все положительные и отрицательные моменты:- рисунок выполнен черным цветом, лишь вершины гор немного синеватые: жизнь кажется в черных красках, однако оптимизм и желание что-то изменить присутствует;- добавлено солнышко, виднеющееся из-за гор, его красные лучи свидетельствуют о творческом потенциале клиентки;- куб нарисован большим, многогранным, но повис в воздухе – нет устойчивой платформы: жизнь прожита - она была наполнена интересными и многообразными ситуациями. Факт, что куб висит, отражает нестабильное состояние, волнение, переживание, боязнь одиночества.Вопрос клиентке: «Какую опору вы бы добавили к этому кубу?»Ответ: «Мне бы хотелось добавить к рисунку устойчивую железную плиту и на её основе поставить куб».- горы низкие, маленькие , занимают место в одном левом углу листа: заниженная самооценка, неуверенность в своих жизненных целях и стремлениях;- человек нарисован символически: что характеризует либо отсутствие друзей, либо нежелание с ними общаться.Возражение клиентки: «Ни одно из этих утверждений насчет близких и друзей не подходит. Родные находятся далеко, связь давно прервана; подруги продолжают работать – у них общие интересы. При общении чувствую неловкость: как будто ненужный человек».Волонтер: «Вы не правы, пенсионный возраст – самая замечательная пора: пожить для себя, побаловать себя, заняться любимым делом, изменить режим дня. И тогда, вы почувствуете, эмоциональный подъем, идущий из внутреннего мира».- лестница нарисована деревянная, она не имеет единства ни с один предметом на рисунке: это свидетельствует о множестве проблем, не связанных с жизнью или с друзьями. Волонтер: «Можно предположить, что ваши проблемы связаны с вашим переходом в новый статус – статус пенсионера. Это временное состояние души и тела, и надо постараться это состояние (настроение) изменить».Вывод волонтера: в результате этой работы контакт с клиенткой был установлен, барьер недоверия исчез. Последующие психологические консультации и просто «задушевные разговоры» о жизни, о политике способствовал улучшению настроения и отношения к жизненным ситуациям.2 клиент. Федор Евгеньевич. 80 лет. Бывший учитель истории. Живет один, перенес несколько операций на сердце. Часто общается с дочерью, однако испытывает недостаток в общении. Смотрит телевизор, в курсе всех событий, а поделиться не с кем. На улицу практически не выходит, чувствует страх и боязнь упасть и не встать. Быстрая смена настроения клиента привела к выводу, что, прежде всего, надо провести несколько психологических игр, которые позволят клиенту снять постоянное напряжение.Клиенту были предложены такие игровые ситуации: 1 ситуация: игровое моделирование «Фотоальбом». Методика этой игры позволяет не травмирующим образом выяснить его чувства по отношению к определённым событиям и значимым для него лицам, а также помогает выразить свои чувства. Для проведения игры нужны фотографии разных лет, на которых клиент находится в кругу друзей или с членами семьи. Фотографии раскладывают на столе, чтобы все они были видны. Затем клиенту задаются вопросы, касающиеся изображённых на фотографиях людей. Выявляются фотографии, которые не нравятся клиенту, люди, с кем он любил общаться, или с кем он не хотел общаться. В результате этой беседы и рассматривания фотографий заставило клиента высказать личное мнение о том, какие фотографии принесли негативные воспоминания, а какие, наоборот, помогли ему вспомнить лучшие годы своей жизни.2 ситуация: игровое моделирование «Разрывание бумаги». Простота и нелогичность действий способствует снижению напряжения, даёт возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у человека пожилого возраста. Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры волонтер может, не объясняя правил, просто предложить клиенту рвать бумагу. Затем он сам берёт газету и начинает её рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом клиенту, что размер кусочков не важен. Когда куча в центре комнаты становится большой, предлагается подбросить их вверх Волонтер: «Как разлетелись бумажки в разные стороны, так и ваши проблемы исчезнут. Надо просто подождать».Эти примеры свидетельствуют о том, как важно волонтеру найти подход к каждому пожилому человеку, обслуживающемуся на дому.Вторым жизненно необходимым фактором для духовного общения пенсионеров является организация социокультурного досуга. В ходе индивидуальных бесед было определено, что большинство пожилых людей умеют мастерить, что-то изобретать, поэтому были организованы индивидуальные творческие мастерские или занятия по интересам. Это были мастерские по шитью, вязанию, макраме, резьбе по дереву, по выращиваниюцветов. В практической волонтерской деятельности мною было привлечено несколько десятков пенсионеров, которые приняли активное участие в выставке цветов, конкурсе на лучшего профессионала. Вначале эти выставки были проведены на площадке этажей, в летнее (осеннее) время - во дворе дома, где проживает несколько пожилых людей. Многие участники этих мини-выставок согласились принять участие в специально запланированных местах: клубах, центрах, Домах культурах.Ещё один вид работы, который был реализован на практике, - это привлечение пожилых людей к благоустройству своего двора, озеленению лестничных площадок, озеленение и благоустройство придомовой территории. В этой деятельности каждый человек пожилого возраста внес свой посильный вклад: одни занимались посадкой деревьев во дворе, другие высаживали цветы в горшки для озеленения лестничных площадок. Для этой деятельности волонтером была организована встреча со школьниками, проживающими в данном дворе. Желание и интерес школьников к разовой социальной акции способствовало активности пожилых людей: на практике была реализована связь двух поколений: общение с подростками поднимало не только настроение бабушек и дедушек, но определило значимость их опыта.Организация отдыха пожилых людей строилось на реализациииндивидуальной работы, на организации коллективных или групповых социально-культурных мероприятий. Важно было учесть интерес, способности и возможности всех людей, которые постоянно находятся дома. В разработанной программе отражены индивидуальные формы работы с пожилыми людьми: поздравления пенсионеров с Днем рождения, христианскими праздниками, 8 Марта, 9 Мая – открытками, небольшими памятными сувенирами. В нашей программе были запланированы разные виды и формы досуговой деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные. Однако на практике было определено, что наиболее востребованными формами работы являются мини-группы. У волонтера появляется возможность объединить своих клиентов, живущих поблизости в одну группу. Этим составом были проведены экскурсии, выставки, тематические и праздничные вечера, «Посиделки». Для любителей чтения была организована передвижная библиотека, в которой имеются художественная и научно-популярная литература, журналы, текущие газеты. В этом направлении было организовано не только самостоятельное чтение, но и чтение вслух, обсуждение со своими подопечными прочитанного материала. Было определено, что особый интерес пожилые люди проявляютк статьям и заметкам, опубликованным в газетах Приморского района: «Мой район», «Ваш, Приморский!», «Шувалово-Озерки –вести». Прочитанные статьи о событиях жизни района, всего города вызывают эмоциональный эффект и требуют обсуждения. Важно, в такой ситуации выслушать людей пожилого возраста: их мнение часто бывает ошибочным, однако всегда требует поддержки со стороны.В течение всей волонтерской деятельности мною активно проводилось анкетирование: это анкетирование имело две направленности: с одной стороны, помогало увидеть социальные проблемы пожилых людей; с другой стороны, оценка проведенных мероприятий, социальной деятельности позволяло модернизировать деятельность, вносить коррективы в индивидуальные планы. Приведем примеры нескольких вариантов анкет, разработанных автором данной работы.Анкета «Социальное обслуживание на дому»Виды социальной поддержки пожилых лиц, обслуживающихся на домуПотребность в реализацииНеобходимая помощьМедицинская социальная служба:1. Обследование и лечение хронических заболеваний2. Обеспечение медикаментами 3. Консультации специалистовДеятельность социальной службы (социальной помощи на дому):1. Оформление льгот2. Оформление путевок в санаторий или Дома отдыха3. Индивидуальные программы бытового обслуживания4. Оформление правовых документов5. Получение социальной разовой помощи6. Консультации специалистовАнкета «Оценка деятельности социальных служб»Название социальной службыОценка по шкале: 0-5 балловПредложения по улучшению обслуживания на домуМедицинская социальная служба:1. Оказание своевременной помощи2. Лечение хронических заболеваний3. Обеспечение медикаментами 4. Общение с медицинским работникомСоциальная поддержка государственных учреждений:1. Бытовое обслуживание2. Организация культурного досугаВолонтерская деятельность1. Бытовое обслуживание2. Организация культурного досуга3. Работа юридической службыАнкета «Самооценка деятельности волонтера»Реализация личностных потребностей: внешняя и внутренняя мотивацияОценка по шкале: 0-5 баллов1. Реализация личностного творческого потенциала2. Общественное признание со стороны клиентов3. Чувства и эмоции в реализации волонтерского проекта4. Самоопределение5. Самовыражение 6. Приобретение социальных и практических навыков7. Возможность общения с пожилыми людьми8. Возможность общения с другими волонтерами9. Профессиональное ориентирование10. Значимость волонтерской деятельности в обществеОсобые замечания в реализации проекта:Разработанные анкеты направлены на различные виды оценивания волонтерской деятельности в реализации проекта «Доброта спасет мир».На основании реализации в практической деятельности волонтерства как одного из способов социальной поддержки и помощи людям пожилого возраста, проживающих в Приморском районе Санкт-Петербурга, было определено, что проектные задачи и прогнозируемые результаты успешно внедрены. Это позволило оценить значимость и востребованность волонтерской деятельности в нашей стране. В сложившейся сложной современной ситуации проблемы, возникающие у пожилых людей, влияют на их нормальную жизнедеятельность. Одна из острых проблем, с которыми сталкиваются сотрудники при общении с пожилыми людьми, – это проблема одиночества, дефицит общения. Человек, даже проживая в семье, может быть одинок.Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создает общество. Привлечение к активной общественной деятельности пожилых людей способствует возможности сделать жизнь более полнокровной. Выход на пенсию означает, что еще 10-20 лет человек может плодотворно и творчески жить, приносить пользу окружающим. Есть немало примеров тому, что, только уйдя на заслуженный отдых, люди неожиданно для себя открывали какие-то таланты, способности. Некоторые вдруг стали писать стихи, рисовать картины, изучать иностранные языки, философию, проявили себя специалистами в области садоводства, рукоделия, прикладного искусства и многом другом. Наглядным примером служат проводимые выставки работ пенсионеров, фестивали песен, конкурсы на лучшее поэтическое произведение.Необходимо заметить, что сегодня довольно часто привлекают в работу Комплексного центра самих пенсионеров: они продолжают выполнять свои профессиональные навыки в знакомых сферах: становятся психологами, социальными работниками, врачами, медсестрами, техническим персоналом. Чувствуется их желание продолжать трудовую деятельность на добровольческой основе, быть полноправными членами общества. Надо сказать, что работают они хорошо, используют свой богатый жизненный опыт, да и проблемы обслуживаемых им ближе и понятнее, чем молодым. Однако одного желания пожилых людей стать волонтерами и приносить пользу другим людям, нуждающимся в постоянной опеке и поддержке, мало. Большинство людей, придя в Центр обслуживания населения, не могут найти себе занятие по душе, организовать свой досуг, реализовать свои возможности. При проведении любого мероприятия, в том числе, и беседы тщательно продумывается сценарий, выбирается форма подачи, метод. Несмотря на то, что многое приходится инсценировать, модернизировать в ходе реализации задуманного, тем не менее, нельзя без предварительной подготовки прийти к клиентам, даже таким же пенсионерам по возрасту.Для более эффективной работы при проведении культурно-массовых мероприятий волонтерам можно объединиться в группы, развивая межличностные отношения, и между собой, и между своими клиентами.Культурный досуг можно организовывать в двух направлениях:- систематическая индивидуальная работа с теми, кто по состоянию здоровья не выходит из дома;- массовые мероприятия.Как показала практика, «посиделки» на квартирах обслуживаемых – это удобная форма борьбы с одиночеством пожилых людей, создания положительных эмоций, улучшения состояния здоровья особенно тех, кто не ходит дальше своего дома.Было определено, что важнейшей задачей в создании эмоционального фона пожилых людей, адекватного отношения к самооценке своего здоровья, своего физического и психологического «Я» является желание помочь организму самому бороться с недугами, перестроиться. В этом случае, волонтер может дать конкретные советы, как, активизируя защитные силы самого организма, без помощи лекарственных средств, избавиться от неприятных ощущений, повысить работоспособность, улучшить сон, нормализовать давление, снимать боли в суставах, нервно-психическое напряжение. Активизировать эти защитные силы помогут – гимнастика, массаж, правильное дыхание, психологическая медитация, релаксация. Здесь главная роль принадлежит медицинским работникам, которые помогаю каждому человеку реализовать свои возможности через индивидуально-оздоровительные занятия.Для проведения запланированных культурно-массовых мероприятий привлекаются финансовые средства Комплексного центра, частных лиц, предприятий и организаций, где работали обслуживаемые клиенты. Для проведения концертов к праздникам – 23 февраля, 8 марта можно пригласить детей, настроив их на благотворительность, гуманность и милосердие к пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Такие встречи для пожилых людей имеют большое значение, оставляют память на долгое время.При социальной поддержке лиц пожилого возраста профилактике одиночества не следует забывать, что одиночество в силу своей антропологической определенности никогда не устранимо. Профилактическое воздействие, поэтому может заключаться лишь в том, чтобы изменить вызывающие одиночество факторы для:- снижения частоты наступления одиночества;- удержания в определенных рамках психической нагрузки при переживании одиночества;- устранения превращения временного одиночества в хроническое;- дифференцированного подхода в общении, в случае наступления одиночества.Все направления волонтерской деятельности направлены на снижение всех негативных жизненных процессов. Индивидуальные психологические консультации и тренинги улучшают психическое здоровье и тем самым снижают наступление одиночества. Проблема внедрения волонтерства в социальную жизнь людей связана с тем, что одиноких людей в нашей стране много, и волонтеры не могут работать со всеми слоями населения. Тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем обостряют эту проблему, делают важным углубленное ее исследование силами не только медиков, но и социологов, демографов, экономистов, психологов.Выводы по второй главеТаким образом, было определено, что волонтерская работа, как способ социальной поддержки пожилых людей, требует не только отдачи душевных сил, житейского опыта, но еще и понимания психологических, этических, юридических и других проблем, возникающих у пожилых людей и при общении с ними.Изученный информационный материал по деятельности социальных служб Комплексного центра способствовал разработке программы проектной социальной деятельности волонтера. Программа направлена на поддержку лиц пожилого возраста, обслуживающихся на дому. В основе программы заложено семь направлений деятельности волонтера по социальной поддержке лиц пожилого возраста, обслуживающихся на дому: социально-бытовое обслуживание, социально-медицинское обслуживание, социально-юридическое обслуживание, организация и проведения культурного досуга индивидуальной и групповой направленности, специальная программа обучения компьютерной грамотности, творческие кружки и клубы, психологическое консультирование. Реализация данной программы способствовала повышению жизненного и эмоционального состояния пожилых людей, обслуживающихся на дому. Это связано с тем, что пожилые люди (большинство из них) живут прошлым, теми идеологическими установками, которые были заложены в двадцатом веке. Волонтерское движение по социальнойподдержке лиц пожилого возраста как раз отражает традиции российского менталитета, обычаи добровольной взаимопомощи.Однако при подготовке и реализации некоторых мероприятий было определено ряд актуальных проблем, связанных с уровнем подготовки волонтеров.Во-первых, подготовка волонтеров для социальной работы требует наряду с получением общих знаний и умений и узкую специализацию с учетом объектов и направлений социальной работы. Например, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста, психолог. Только сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки позволит волонтерам успешно реализовать свои возможности и способности на рынке труда.Во-вторых, требуется регулярное обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным обновленным Государственным стандартом по социальной работе. Для волонтерской деятельности необходимо введение юридической и психологической научной информации. Это позволит осуществлять подготовку волонтеров в качестве социальных работников высшей квалификации, без чего успешное развитие этого актуального направления невозможно.В-третьих, необходимо решить проблему оформления социального и юридического статуса волонтеров, определить их права, гарантии деятельности. Реализация практической деятельности волонтеров является многогранным и необъятным процессов, как и сам контингент обслуживания, поэтому невозможно охватить все стороны волонтерской деятельности и решить все проблемные ситуации. Многие проблемы остаются не до конца решенными.Значимость волонтерского движения для массового сознания в современном обществе стремительно возрастает. Однако в этом направлении в России уже накоплен определенный опыт социальной поддержки с пожилыми людьми: самое главное, разрабатывается правовая база по реализации удовлетворения потребностей в социальном, медицинском обслуживании этой категории населения.Было определено, что модели социального обслуживания пожилых людей многообразны, различны по своему содержанию, удобны для пенсионеров, но из-за недостатка финансирования их мало для регионов страны.Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым волонтерам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования волонтеров, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей.Таким образом, цель, задачи, гипотеза: систематическая работа волонтерского движения в социальной сфере для поддержки лиц пожилого возраста, обслуживающихся на дому, может влиять на формирование активной жизненной позиции людей пожилого возраста, укрепление их самочувствия и эмоционального фона – нами доказана.ЗаключениеПроблема старения населения в современном обществе актуальна. Как социально-демографическая группа, составляющая более чем одну пятую населения, граждане старшего поколения остро нуждаются в социальной поддержке со стороны государства. За последние десять лет в Российской Федерации разработана нормативно-правовая база по социальному обслуживанию пожилых людей и взрослых инвалидов, система льгот и пособий, а также социальных услуг. Расширяется сеть общественных организаций, направленных на повышение востребованности и активности пожилого населения.Социально-экономическое положение этой категории граждан не обеспечивает им достаточный уровень жизни, позволяющий вести достойную и активную жизнь. Уровень доходов пенсионеров обеспечивает реализацию минимальных потребностей, и не соизмерим со сложившимся в период трудовой деятельности уровнем жизни.Выход не пенсию, то есть прекращение активной профессиональной деятельности, сужение круга общения, приближающаяся физическая слабость – все это вызывает комплекс психологических, ценностных, мотивационных изменений, которые в конечном итоге приводят к возникновению нового жизненного ритма. Основным направлением социальной защиты пожилых и инвалидов является пенсионное обеспечение, однако, серьезные проблемы развития пенсионной системы и повышения на этой основе пенсионного обеспечения современных пенсионеров связаны как с низким коэффициентом замещения, так и с низким уровнем заработной платы. Увеличить современные пенсии можно путем повышения общих трудовых доходов населения и вывода их из тени.Степень социальной активности граждан старшего возраста служит в настоящее время не только важным показателем их образа жизни, но и позволяет судить о положении и роли пожилых в обществе. В связи с этим возрастает необходимость оказать профессиональную помощь пожилым. Важно уметь применять новые формы и методы работы с престарелыми гражданами, изучать отечественный и зарубежный опыт.Требуется изменить представление о пожилых людях как о непродуктивных членах общества. В отношении граждан старшего возраста наиболее важным является поддержка их социальных способностей, взаимодействие с общественными организациями, вовлечение в самопомощь и взаимопомощь. Взаимодействие этих факторов является источником творческих возможностей и будет способствовать развитию новых форм социальной работы направленных на оказание помощи и поддержки пожилым людям и инвалидам.Развитие нестационарного социального обслуживания пожилых в России - важное достижение государства за последние годы. До начала 1990-х годов с потерей способности к самообслуживанию пожилой человек уже не мог оставаться дома, если ему не помогали родственники или знакомые. Более того, случалось и до сих пор случается, что именно родственники инициируют переезд в стационар. Однако волонтерское движение помогает пожилым людям получать социально-бытовые услуги на дому.Волонтерская деятельность как способ социальной поддержки населения получила широкое распространение во всех слоях населения, особенно в молодежной среде.На основе изученного материала мы можем сделать следующие выводы:1. Волонтерская деятельность относится к непрофессиональному уровню социальной работы, востребована обществом и государством.2. Волонтеры – это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно. 3. Для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий:- наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;- наличие институциональной «принадлежности» волонтерского движения (учреждения, организации, поддерживающих волонтерскую деятельность);- учет специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;- стремление избежать администрирования и бюрократизации волонтерского движения;- обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение в молодежной среде( это возможно прежде всего в среде образовательных учреждений);- использование значимой для молодых людей деятельности как основы волонтерства;- использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека. 4. Волонтерство –это не единичное явление, а установившееся и постоянно совершенствующееся течение современного общества.Следовательно, волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей, приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.В практической части выпускной работы была проанализирована деятельность Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Приморского района», который имеет в своей структуре 60 отделений, одно из которых - специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Данное отделение было открыто в ноябре 2012 года. Деятельность Центра в сотрудничестве с волонтерами базируется на основных принципах добровольческой деятельности: принципе законности, добровольности, ответственности, безвозмездности, нравственности. Деятельность Центра в оказании помощи пожилым людям во многом ориентирована не только на деятельность специалистов, но и активное сотрудничество с волонтерами, значительную часть которых представляют студенты ВУЗов, ориентированных на подготовку специалистов профессий, актуальных для Центра. На основании изученного материала по деятельности социальных служб Комплексного центра нами была разработана программа проектной социальной деятельности волонтера. Программа направлена на поддержку лиц пожилого возраста, обслуживающихся на дому. Реализация данной программы будет способствовать повышению жизненного и эмоционального состояния пожилых людей, обслуживающихся на дому. Это связано с тем, что пожилые люди (большинство из них) живут прошлым, теми идеологическими установками, которые были заложены в двадцатом веке. Волонтерское движение по социальнойподдержке лиц пожилого возраста как раз отражает традиции российского менталитета, обычаи добровольной взаимопомощи.На практике было доказано, что волонтерская деятельность способствует реализации личностно-ориентированного и творческого подходов в социальной поддержке лиц пожилого возраста, обслуживающихся на дому.Реализация волонтерского индивидуального жизненного принципа: «Помочь пожилым людям адаптироваться в создавшейся жизненной ситуации, укрепить их социальный статус» способствует приобретению социальных и практических навыков общения с людьми данной возрастной категории, что развивает такие личностные качества волонтера: коммуникативность, инициативность, доброта и милосердие.Одновременно с этим, реализация всех практических мероприятий выявила ряд приоритетных направлений для повышения успешности работы волонтеров в организации помощи пожилым людям на дому. Среди направлений работы организации в контексте исследования были выявлены такие пункты, как повышение квалификации волонтеров за счет организации. Однако повышение квалификации происходит во внешних структурах тогда, как приобретение квалификации внутри самой организации является не менее важным, в том числе и для полноценного включения кадров в процесс. Повышение квалификации волонтеров будет являться значимой составляющей в повышении качества оказываемых ими услуг пожилым людям в обслуживании на дому. Система обучения может включать в себя:1. Для новичков: «Welcome тренинг» - знакомство с историей организации, ее миссией, ценностями, правилами и культурой общения с пожилыми людьми.2. Для всех волонтеров: Специализированные регулярные тренинги (разные для разных должностей волонтеров) - короткие программы, которые поддерживают профессиональные навыки. 3. Для специалистов Центра: обучение работе с волонтерами и взаимодействию с ними в оказании помощи пожилым людям на дому. Таким образом, цель, задачи, гипотеза: систематическая работа волонтерского движения в социальной сфере для поддержки лиц пожилого возраста, обслуживающихся на дому, может влиять на формирование активной жизненной позиции людей пожилого возраста, укрепление их самочувствия и эмоционального фона – нами доказана.Список использованных источников и литературы1. Басов Н. Ф. Социальная работа: учебное пособие под ред. проф. Н.Ф. Басова — М.: Издат. торговая корпорация « Дашков и. К», 2008 – 364 с.2. Бодренкова Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. – 2011. №1. – С. 52-56.3. Васильчиков В.М. Развитие системы социальных услуг пожилым людям и инвалидам в России // Отечественный журнал социальной работы. – М., 2002. – № 1. – С. 68 – 72. 4. Вебер М. Основные аспекты вопроса мотивации волонтеров в социальных проектах // Biz-Bote. – 2012. - № 2. – 38с. (Образовательный информационный центр).5. Виноградов А.З. Повышение качества жизни пожилых людей: новые подходы//Социальная работа. – 2008. - №1. – С.36-37. 6. В помощь волонтеру: Сборник методических материалов. – Екатеринбург: Уральский институт социальных и общинных работников, 2003. – 53с.7. Волонтер и общество. Волнтер и власть: Научно-практический сборник / Состав. С.В. Тетерский. – М.: Академия, 2000. – 160с.8. Волонтерство в системе ВОС: проблемы, перспективы: Материалы по результатам работы семинара-тренинга «Мастерство волонтеров»: методическое пособие / под ред. С.Н. Ваньшина, О.В. Сергеева. – М.: Реакомп, 2008. – 111с.9. Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности студента в современном обществе: сб. материалов Международного круглого стола / отв. ред. В.А. Ситаров. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 185с.10. Волонтеры: Мотивация, привлечение, поощрение: по материалам работы учебных групп. – Минск, 2002. – 46с.11. Давыдовский И.В. Что значит стареть. – М.: Знание, 2007. – 326с.12. Добровольчество в России: потенциал участия молодежи [Электронный ресурс].URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713 (дата обращения: 27.10.2013).13. Здравомыслова О. Старшее поколение в современной России. – М., 1999.14. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания // Работник социальной службы. – 2009. - №1. - С. 10-13.15. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. – М., 2007. 16. Краснова О.В.Социальная психология старости: учеб пособие для студ. высш. заведений. — М: Издательский центр «Академия»,2002- 288с.17. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2008. -№2. – С. 35-38.18. Мансуров В.А. Социальные проблемы пожилого населения России // По пути к обществу для людей всех возрастов. – Киров, 1999. 19. Мануйлова Т. Мы знаем рецепт долголетия // Социальная работа. –2007. - №1. - С. 60-61.20. МаршининБ.А.Клиническая психология в социальной работе: Учебное пособие для студ. высш. учеб.зав. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. -224с.21. Моисейчева М. Понятие волонтерства //Biz-Bote. – 2011. - № 4. – 33с. (Образовательный информационный центр).22. Национальный доклад «Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы». – М., 2002. 23. Об утверждении примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: Принято Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 08 июля 1997 г. №36.24. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2008. С 94.25. Основы социальной работы / Под. Ред. Павленок// 2012. – С 27-30.26. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб.пособие. – М., 2003.27. Перцовский А. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты// Работник социальной службы. - 2010. – №5. – С. 45-49.28. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг. – М.: ЦСП, 2003.29. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г. № 1151 (откорректировано Постановлением Правительства РФ 17 апреля 2002 г. № 244).30. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 15 апреля 1996 г. № 473 (откорректировано ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ). 31. Починок А.П. Выбрать эффективную стратегию социального обслуживания // Социальная работа. - 2003. - №4. - С. 3-11. 32. Прохорова М.В. Некоторые проблемы социального обслуживания на дому одиноких пожилых людей // СОТИС. – 2007. - №6. – С. 44-47. 33. Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщества: Сборник материалов. – Ярославль, 2003.34. Роль нестационарных учреждений социального обслуживания населения в повышении качества жизни и улучшения социального положения граждан старшего поколения: практика проведения социально-трудовой реабилитации: Материалы научно – практической конференции / Под ред. П.Д. Павленка, А.И. Преображенской, Е.В. Кукановой. – М., 2004. 35. Российская энциклопедия социальной работы: Т. II. - М., 2007. 36. Российский статистический ежегодник. – М., 2012. 37. Савинов Л.И., Герасимова Н.В. Социальная адаптация пожилых людей к современной ситуации. - Саранск, 2002. – 230с.38. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров.- Вологда: Изд. центр ВИРО, 2007. - С. 3-20.39. Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. – 2001. - № 6. – С.28.40. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.41. Социальная работа с пожилыми и инвалидами // Социальная защита: Подмосковье. - 2007. - №4. – С. 27-42.42. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на селе: инновационные формыи методы. – М.: Принт, 2008. 43. Сухобская Г.С. Пожилой человек в современном мире. - СПБ.: Айрис – Пресс, 2005. – 396 с. 44. Стагнеева А.В. Развитие молодежного волонтерства: социально-технологический подход. Социологические науки. – 2013. - № 2. – С.48.45. Технологии социального обслуживания населения / Под ред. В.Г. Попова, Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 280с.46. Ускова Н.А. Приоритеты государственной политики РФ в области социальной защищенности граждан старшего поколения // Новые технологии социального обслуживания граждан старшего поколения: опыт, практика, перспективы. – Ханты-Мансийск, 2002. – 98с.47. Федеральный закон РФ от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». – М., 1995; 2004.48. Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»49. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 21 августа 1995 г. № 122 – ФЗ.50. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195 – ФЗ.51. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5 – ФЗ (в ред. от 2 января 2000 г. № 40 – ФЗ).52. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» от 22 августа 2004 г. № 122 – ФЗ.53. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб.пособие. – М., 2002. 54. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие⁄Отв. ред. д. и н., проф. А.С.Сорвина. ― М.: ИНФРА― М,2002― 427 с.― (Серия «Высшее образование»).55. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.― 3-е изд. М.: Издат. торговая корпорация « Дашков и. К»,2004.―296 с.56. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Социально - технологический институт, 2009. —320с.57. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности // Социальная работа. – 2007. - №3. – С. 51-54.58. Шабалин В.Н. Проблемы социального здоровья пожилого населения России // Социальная работа: опыт и перспективы. - М., 2001. - № 4.59. Шульга Т. И.Международный год добровольцев // Работник социальной службы. – 2011. - №6. - С. 10-12.60. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов // Вестник. – 2008. - №7. - С. 6-9.61. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2000. 62. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами // Социальная работа. – 2009. - №5. – С. 58-60.63. Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб.пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 448с.64.Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для студ. высш. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2009. —224с.ПриложенияПриложение 1Опросник для волонтеров Комплексного центра социального обслуживания Приморского района г. Санкт – Петербурга1. Ваш опыт работы в роли волонтера КЦСОН Приморского района составляетА. менее полугодаБ. менее годаВ. более годаГ. более 2 лет 2. Причины вашего обращения к волонтерской деятельности А. потребность оказывать помощь нуждающимсяБ. помогаю в русле будущей специальности, которую получаю в ВУЗеВ. получаю опыт работы, навыки Г. надеюсь на получение положительных характеристик, актуальных для будущей специальности 3. Оцените политику сотрудничества КЦСОН Приморского района с волонтерами по пятибалльной шкале ___________________4. Выделите направления сотрудничества КЦСОН Приморского района с волонтерами ____________________________________________________________________________________________________________________________________Благодарим за ответы!Приложение 2Вопросы проведения полуформализованного интервью с руководителями КЦСОН Приморского района1. Как вы оцениваете вклад волонтеров в направлении обслуживания пожилых людей на дому? 2. Как вы можете оценить уровень подготовки волонтеров к подобной деятельности? 3. Нуждаются ли волонтеры в дополнительной подготовке в рамках центра? 4. В результате опроса волонтеров было выявлено, что для них актуальными являются такие направления взаимодействия с руководством и сотрудниками, как: - предоставление организацией официально – оформленных рекомендаций с указанием существующего опыта работы в роли волонтера- необходимость повышения качества подготовки волонтеров, инструктирование в направлении особенностей работы с пожилыми людьми на дому - необходимость более частой организации совместных собраний с обсуждением проделанной работы и обмена опытомВы могли бы прокомментировать причины наличия подобных потребностей и актуальность работы руководства в данном направлении?5. Какие действия руководство планирует предпринимать в ближайшем будущем в рамках сотрудничества с волонтерами? Спасибо за ваши ответы!Приложение 3Программа автобусных экскурсий Комплексного центра социального обслуживания граждан пожилого возраста на 2013 годСоциально-досуговое отделение граждан пожилого возраста № 1- Петергоф с посещением Большого дворца и с обедом. - Пушкин с посещением Екатерининского дворца и с обедом. - Павловск с посещением дворцово-паркового комплекса и с обедом. -Экскурсия в Павловский дворец.- Гатчина с посещением дворцово-паркового комплекса и с обедом. Экскурсия в Гатчинский дворец.- Кронштадт с посещением музея – квартиры Иоанна Кронштадтского. Трассовая экскурсия, услышите историю Дамбы. Обзорная экскурсия, Якорная площадь, Летний сад.- Ораниенбаум с посещением Меньшиковского дворца, Китайского дворца (открыт с 25.05.13) и с обедом.- Океанариум.- Выборг с посещением Выборгского замка, башни Св.Олафа, парка Монрепо и с обедом.- Тихвин с посещением подворья Тихвинского монастыря и чудотворной иконы Тихвинской Божьей матери и с обедом.- Посещение Императорского фарфорового завода.Все автобусные экскурсии бесплатны для граждан пожилого возраста Приморского района. Запись на экскурсии – у специалистов по социальной работе Комплексного центра. Информация о работе специалистов по телефону справочной службы центра 496-30-90Пешеходные экскурсии по музеям города проводятся несколько раз в месяц.

Список использованных источников и литературы

1. Басов Н. Ф. Социальная работа: учебное пособие под ред. проф. Н.Ф. Басова — М.: Издат. торговая корпорация « Дашков и. К», 2008 – 364 с.
2. Бодренкова Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. – 2011. №1. – С. 52-56.
3. Васильчиков В.М. Развитие системы социальных услуг пожилым людям и инвалидам в России // Отечественный журнал социальной работы. – М., 2002. – № 1. – С. 68 – 72.
4. Вебер М. Основные аспекты вопроса мотивации волонтеров в социальных проектах // Biz-Bote. – 2012. - № 2. – 38с. (Образовательный информационный центр).
5. Виноградов А.З. Повышение качества жизни пожилых людей: новые подходы//Социальная работа. – 2008. - №1. – С.36-37.
6. В помощь волонтеру: Сборник методических материалов. – Екатеринбург: Уральский институт социальных и общинных работников, 2003. – 53с.
7. Волонтер и общество. Волнтер и власть: Научно-практический сборник / Состав. С.В. Тетерский. – М.: Академия, 2000. – 160с.
8. Волонтерство в системе ВОС: проблемы, перспективы: Материалы по результатам работы семинара-тренинга «Мастерство волонтеров»: методическое пособие / под ред. С.Н. Ваньшина, О.В. Сергеева. – М.: Реакомп, 2008. – 111с.
9. Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности студента в современном обществе: сб. материалов Международного круглого стола / отв. ред. В.А. Ситаров. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 185с.
10. Волонтеры: Мотивация, привлечение, поощрение: по материалам работы учебных групп. – Минск, 2002. – 46с.
11. Давыдовский И.В. Что значит стареть. – М.: Знание, 2007. – 326с.
12. Добровольчество в России: потенциал участия молодежи [Электронный ресурс].URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713 (дата обращения: 27.10.2013).
13. Здравомыслова О. Старшее поколение в современной России. – М., 1999.
14. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания // Работник социальной службы. – 2009. - №1. - С. 10-13.
15. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. – М., 2007.
16. Краснова О.В.Социальная психология старости: учеб пособие для студ. высш. заведений. — М: Издательский центр «Академия»,2002- 288с.
17. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2008. -№2. – С. 35-38.
18. Мансуров В.А. Социальные проблемы пожилого населения России // По пути к обществу для людей всех возрастов. – Киров, 1999.
19. Мануйлова Т. Мы знаем рецепт долголетия // Социальная работа. –2007. - №1. - С. 60-61.
20. МаршининБ.А.Клиническая психология в социальной работе: Учебное пособие для студ. высш. учеб.зав. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. -224с.
21. Моисейчева М. Понятие волонтерства //Biz-Bote. – 2011. - № 4. – 33с. (Образовательный информационный центр).
22. Национальный доклад «Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы». – М., 2002.
23. Об утверждении примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: Принято Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 08 июля 1997 г. №36.
24. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2008. С 94.
25. Основы социальной работы / Под. Ред. Павленок// 2012. – С 27-30.
26. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб.пособие. – М., 2003.
27. Перцовский А. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты// Работник социальной службы. - 2010. – №5. – С. 45-49.
28. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг. – М.: ЦСП, 2003.
29. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г. № 1151 (откорректировано Постановлением Правительства РФ 17 апреля 2002 г. № 244).
30. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 15 апреля 1996 г. № 473 (откорректировано ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ).
31. Починок А.П. Выбрать эффективную стратегию социального обслуживания // Социальная работа. - 2003. - №4. - С. 3-11.
32. Прохорова М.В. Некоторые проблемы социального обслуживания на дому одиноких пожилых людей // СОТИС. – 2007. - №6. – С. 44-47.
33. Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщества: Сборник материалов. – Ярославль, 2003.
34. Роль нестационарных учреждений социального обслуживания населения в повышении качества жизни и улучшения социального положения граждан старшего поколения: практика проведения социально-трудовой реабилитации: Материалы научно – практической конференции / Под ред. П.Д. Павленка, А.И. Преображенской, Е.В. Кукановой. – М., 2004.
35. Российская энциклопедия социальной работы: Т. II. - М., 2007.
36. Российский статистический ежегодник. – М., 2012.
37. Савинов Л.И., Герасимова Н.В. Социальная адаптация пожилых людей к современной ситуации. - Саранск, 2002. – 230с.
38. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров.- Вологда: Изд. центр ВИРО, 2007. - С. 3-20.
39. Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. – 2001. - № 6. – С.28.
40. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
41. Социальная работа с пожилыми и инвалидами // Социальная защита: Подмосковье. - 2007. - №4. – С. 27-42.
42. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на селе: инновационные формыи методы. – М.: Принт, 2008.
43. Сухобская Г.С. Пожилой человек в современном мире. - СПБ.: Айрис – Пресс, 2005. – 396 с.
44. Стагнеева А.В. Развитие молодежного волонтерства: социально-технологический подход. Социологические науки. – 2013. - № 2. – С.48.
45. Технологии социального обслуживания населения / Под ред. В.Г. Попова, Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 280с.
46. Ускова Н.А. Приоритеты государственной политики РФ в области социальной защищенности граждан старшего поколения // Новые технологии социального обслуживания граждан старшего поколения: опыт, практика, перспективы. – Ханты-Мансийск, 2002. – 98с.
47. Федеральный закон РФ от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». – М., 1995; 2004.
48. Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
49. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 21 августа 1995 г. № 122 – ФЗ.
50. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195 – ФЗ.
51. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5 – ФЗ (в ред. от 2 января 2000 г. № 40 – ФЗ).
52. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» от 22 августа 2004 г. № 122 – ФЗ.
53. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб.пособие. – М., 2002.
54. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие⁄Отв. ред. д. и н., проф. А.С.Сорвина. ― М.: ИНФРА― М,2002― 427 с.― (Серия «Высшее образование»).
55. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.― 3-е изд. М.: Издат. торговая корпорация « Дашков и. К»,2004.―296 с.
56. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Социально - технологический институт, 2009. —320с.
57. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности // Социальная работа. – 2007. - №3. – С. 51-54.
58. Шабалин В.Н. Проблемы социального здоровья пожилого населения России // Социальная работа: опыт и перспективы. - М., 2001. - № 4.
59. Шульга Т. И.Международный год добровольцев // Работник социальной службы. – 2011. - №6. - С. 10-12.
60. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов // Вестник. – 2008. - №7. - С. 6-9.
61. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2000.
62. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами // Социальная работа. – 2009. - №5. – С. 58-60.
63. Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб.пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 448с.
64.Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для студ. высш. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2009. —224с.

"Одиночество как социальная проблема и пути ее решения в обслуживании инвалидов старшего возраста на дому"

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Одиночество пожилых инвалидов как социальная проблема
  • 1.1 Пожилые люди как социальная группа
  • 1.2 Проблемы одиночества пожилых людей, людей с ограниченными физическими возможностями
  • Глава 2. Пути решения проблемы одиночества пожилых инвалидов в социальной помощи на дому
  • 2.1 Организация и методы работы Центра социального обслуживания
  • 2.2 Помощь социального работника в преодолении проблемы одиночества пожилых людей, людей с ограниченными физическими возможностями (например, отделение социально-медицинского обслуживания )
  • Вывод
  • Список использованных источников и литературы
  • Запрос
  • Введение

    Актуальность темы исследования. Одиночество является серьезной проблемой современного общества. Она относится как к женщинам, так и мужчинам и возникает независимо от возраста, образования и социального статуса.

    Значительное увеличение доли пожилых людей в общей структуре населения влияет на многие сферы общества. Одной из особенностей ситуации состоит в том, что "вхождение в старость" происходит на фоне снижения уровня жизни многих людей. Это предполагает не только бедность и зависимость экономическая, но и ухудшение здоровья, усугубляя тем самым, социальной изоляции, психическое неблагополучие и субъективное состояние одиночества.

    является наиболее существенной проблемой для пожилых людей, в целом, и пожилых людей с ограниченными возможностями, в частности, становится одиночество. Не каждый человек способен быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни в связи с социальными изменениями, с перестройкой сознания человека, ведущей к пересмотру прежних наладили, искать иного стиля взаимодействия между людьми. Одиночество может быть постоянным или временным, добровольным или принудительным. Часто старые люди полностью лишены человеческого общения, в том числе вследствие инвалидности, удаленности места жительства, смерть близких, серьезные конфликты с семьей.

    часто наличие родственников не является гарантией от одинокого существования, многие пожилые люди проживают вместе с родственниками, но должной эмоциональной, материальной, социальной поддержки не имеют.

    Одинокие пожилые люди нуждаются в финансовой, правовой, бытовой социальной и психологической помощи, направленных на устранение не только физической, одиночества, но и от опыта, субъективные, заключающегося чувство покинутости и ненужности. У пожилых людей неизбежно умирают старые друзья, взрослые дети отдаляются от родителей. С возрастом человек часто приходит страх и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

    Узнать стоимость работы