Содержание деятельности классного руководителя начальной школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 4848 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Специфика младшего школьного возраста и характер деятельности классного руководителя 6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста 6
1.2. Функции, права и обязанности классного руководителя 11
Вывод по 1 главе 33
Глава 2. Специфика деятельности классного руководителя в начальной школе 35
2.1. Роль классного руководителя в работе с родителями 35
2.2. Внеурочная деятельность классного руководителя 38
Вывод по 2 главе 42
Заключение 44
Список литературы 46
Фрагмент для ознакомления

Эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей. Для этого нужно провести диагностику трудностей в процессе обучения учащихся с целью выявления психологических причин и их мотивационную направленность и с учетом полученных результатов, на втором этапе, проводить развивающее–коррекционную работу по данному направлению.
Завершая данный параграф, отметим, что деятельность классного руководителя начальной школы весьма специфична. Педагог функционирует и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько удачно будет проходить жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь в особенности важно познание возрастных особенностей детей: из-за игнорирования их, не полностью осуществятся интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благополучные» дети могут стать «трудными». Потому очень важно учесть специфику этого возраста.
Итак, обязанности классного руководителя содержатся в следующем: учреждение в классе учебно-воспитательного процесса, наилучшего для формирования позитивного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; оказание поддержки ученику в разрешении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога); утверждение контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Вывод по 1 главе

Итак, младший школьный возраст обычно означает период с шестисеми до 10-11 лет. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Созревающие корковые структуры все больше подчиняют себе активирующие подкорковые образования, что создает условия для произвольного регулирования ребенком своей деятельности и поведения. На этом же этапе осуществляется функциональное доминирование в системе меж-полушарных отношений, т.е у правшей становится отчетливо доминировать левое полушарие, связанное с логическим вербальным мышлением. В физическом развитии начало младшего школьного возраста совпадает с некоторым скачком в росте и сменой молочных зубов на постоянные.
Классный руководитель должен осуществлять опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю нужно хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.

Глава 2. Специфика деятельности классного руководителя в начальной школе



2.1. Роль классного руководителя в работе с родителями


Выбор форм и методов работы с родителями определяется в основном, классным руководителем с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики, сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, утвердившихся традиций.
Формы работы классного руководителя:
Изучение условий воспитания детей в семье (рейды, наблюдения, анкетирование, выявление интересов и увлечений родителей, знакомство с трудовой деятельностью членов семьи).
Оказание помощи родителям трудновоспитуемых детей (индивидуальное шефство над детьми, консультации родителям, рекомендации специальной педагогической литературы, вечера вопросов и ответов, заслушивание отдельных учеников на комитете).
Совместная работа с классными руководителем по организации педагогического всеобуча родителей.
Оказание материальной помощи нуждающимся детям.
Подготовка родительских собраний, заседаний родительских комитетов.
Установление связи педагога с семей учащихся происходит поэтапно, от заполнения документации, организация питания, контроля посещаемости к личному знакомству с каждой семьей. Традиционной является встреча учителя с ребенком и родителями на семейной консультации, где учитель освещает как успехи, так и трудности ребенка, предлагая конкретные шаги по улучшению ситуации. Дефицит коммуникативных умений у молодых специалистов, связанных с установлением контакта с родителями ликвидируется по мере прохождения курсов повышения квалификации, а также практических занятий или индивидуальных консультаций с психологом.
Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В случаях, когда уровень активности родителей средний,- необходимы усилия для активизации родительского коллектива. Работа в таком случае ведется через родительский актив,общешкольные заседания родительских комитетов, где происходит обмен опытом, принимаются важные решения по улучшению взаимодействия семьи и школы.
Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания работы в классе. Эта деятельность осуществляется следующим образом: в конце учебного года на итоговом родительском собрании родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Педагоги при этом используют такой ресурс как привлечение разных специалистов.
Самой распространенной формой групповой работы с родителями на протяжении многих лет остается классное родительское собрание. К такой форме работы родители испытывают больше доверия. Разница в социальном и материальном статусе родителей в одном классе требует использования разноуровневых форм работы с родителями. А однообразие форм проведения классных родительских собраний снижают степень активности, уровень посещения родителями собраний, рейтинг собраний изменяется в худшую сторону. Дифференцированный подход, учет родительского отношения к ребенку, стиль воспитания и стратегии поведения родителей помогают выстраивать работу с родителями более грамотно.
Интересной формой работы с родителями являются собрания-диспуты. Они проводятся 1-2 раза в год. Такие собрания позволяют каждому родителю высказать свое мнение, убеждение по обсуждаемому вопросу, активизируют педагогическое мышление участников обсуждения, помогают находить правильные пути воздействия на ребенка.
Диспуты помогают классному руководителю вскрыть ошибки и недостатки в семейном воспитании, предупреждать нежелательные последствия.
К индивидуальным формам работы с родителями относятся посещения на дому, индивидуальные задания родителям, приглашения на урок, внеклассное мероприятие, рекомендации прочесть педагогическую литературу, переписка с далеко живущими родителями, педагогические консультации по вопросам возрастной психологии и педагогики семейного воспитания. Формами поддержания связи с родителями, установления с ними контактов, позволяющих осуществлять влияние на семейное и даже на обзор жизни семейного коллектива, является включение родителей в воспитательную общественную работу.
Итак, завершая данный параграф, отметим, что в процессе работы с родителями необходимо:
проводить родительские собрания по предварительным итогам перед окончанием четверти и по результатам обучения за четверть;
познакомить родителей с результатами внутришкольного контроля знаний на собраниях, консультациях и сайте образовательного учреждения;
познакомить родителей с планом подготовки к итоговой аттестации выпускников начальной школы;
проводить индивидуальные и групповые консультации для родителей;
подключить психолога для проведения работы по устранению тревожности родителей в период подготовки учеников к итоговой аттестации, дать им практические советы, как они могут помочь своим детям в этот трудный период;
проводить мониторинг выполнения домашних заданий группой родителей.
По результатам таких проверок родители сами смогут сделать вывод о том, как они помогают своим детям в подготовке заданий.

2.2. Внеурочная деятельность классного руководителя


Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Прежде всего следует определить место внеклассной воспитательной работы в педагогическом процессе школы.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную «Я-концепцию» у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.
Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и пр.
Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.
Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.
Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.
Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить, дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т.е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.
Итак, внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Вывод по 2 главе

Огромное значение в деятельности классного руководителя имеет работа с родителями и внеклассная работа.
В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.
Классный руководитель должен обладать высокими личностными качествами. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям.
При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.
Заключение

Самими главными обязанностями классного руководителя, в настоящее время, становятся формирование личности учеников начальной школы и социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, среди них можно выделить функции объединения коллектива, целеполагания, планирования, контроля и коррекции, организаторскую и диагностическую.
Младший школьный возраст обычно означает период с шестисеми до 10-11 лет. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Созревающие корковые структуры все больше подчиняют себе активирующие подкорковые образования, что создает условия для произвольного регулирования ребенком своей деятельности и поведения. На этом же этапе осуществляется функциональное доминирование в системе меж-полушарных отношений, т.е у правшей становится отчетливо доминировать левое полушарие, связанное с логическим вербальным мышлением. В физическом развитии начало младшего школьного возраста совпадает с некоторым скачком в росте и сменой молочных зубов на постоянные.
Классный руководитель должен осуществлять опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю нужно хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.
Огромное значение в деятельности классного руководителя имеет работа с родителями и внеклассная работа.
В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.
Классный руководитель должен обладать высокими личностными качествами. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям.
При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.













Список литературы

Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя. // Педагогика. - 2002. - №6. - стр.66-70
Аминов Н.А., Болотов И.А., Воробьев А.Н. Психологический отбор на педагогические специальности. Ярославль, Из-во НПЦ «Психодиагностика», 2006. - 57 с.
Алексеев С.А. Социопедагогическая направленность саморазвития учителя в образовательном процессе. // Завуч. – 2005. - №1. – стр.123-127.
Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 544 с.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Академия, 2006. – 242 с.
Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. М.: АСТ, 2007. – стр. 58.
Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их ​структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей​, 2006 – стр. 75..
Культурология / Под ред. А.А. Радугин. М: Центр, 2005. – стр. 62.
Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Питер, 2008.
Маркова В.В. Формирование потребности в профессионально – нравственном самосовершенствовании педагога. // Педагогическое образование и наука. – 2004. - № 5. – с.53-59
Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 2007. – стр. 83.
Лельчицкий И.Д.,Лукацкий М.А. «Идеал учителя» как научное понятие: историко-педагогический аспект. // Педагогика. – 2005. - №1. – с.79-85.
Огородников И.Т. Педагогика. Москва: Просвещение, 1968
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – стр. 254.
Песталоцци, Новиков, Каразин, Ушинский, Корф: Биографические повествования: Т.23 / сост., общ.ред. Болдырева Н.Ф.; послесл. Окунева В.И. Серия: Жизнь замечательных людей, Челябинск, Урал LTD, 2005. – 524 с.
Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2000. – стр. 98.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 4-е изд. М.: Гардарики, 2008
Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 4-е изд.,перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – стр. 203.
Казачихина Н.В. Формирование профессионального идеала педагога. // Народная асвета. – 2004, №10. – с.64-68
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Спектор, 2007. – стр. 162.









































2


1. Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя. // Педагогика. - 2002. - №6. - стр.66-70
2. Аминов Н.А., Болотов И.А., Воробьев А.Н. Психологический отбор на педагогические специальности. Ярославль, Из-во НПЦ «Психодиагностика», 2006. - 57 с.
3. Алексеев С.А. Социопедагогическая направленность саморазвития учителя в образовательном процессе. // Завуч. – 2005. - №1. – стр.123-127.
4. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 544 с.
5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Академия, 2006. – 242 с.
6. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. М.: АСТ, 2007. – стр. 58.
7. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 2006 – стр. 75..
8. Культурология / Под ред. А.А. Радугин. М: Центр, 2005. – стр. 62.
9. Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Питер, 2008.
10. Маркова В.В. Формирование потребности в профессионально – нравственном самосовершенствовании педагога. // Педагогическое образование и наука. – 2004. - № 5. – с.53-59
11. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 2007. – стр. 83.
12. Лельчицкий И.Д.,Лукацкий М.А. «Идеал учителя» как научное понятие: историко-педагогический аспект. // Педагогика. – 2005. - №1. – с.79-85.
13. Огородников И.Т. Педагогика. Москва: Просвещение, 1968
14. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – стр. 254.
15. Песталоцци, Новиков, Каразин, Ушинский, Корф: Биографические повествования: Т.23 / сост., общ.ред. Болдырева Н.Ф.; послесл. Окунева В.И. Серия: Жизнь замечательных людей, Челябинск, Урал LTD, 2005. – 524 с.
16. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2000. – стр. 98.
17. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 4-е изд. М.: Гардарики, 2008
18. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 4-е изд.,перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – стр. 203.
19. Казачихина Н.В. Формирование профессионального идеала педагога. // Народная асвета. – 2004, №10. – с.64-68
20. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Спектор, 2007. – стр. 162.

Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя

Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя

Л. В. Байбородова

Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями различных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий и т. д. Выделяют различные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике (А. П. Мчедлов).

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, как есть, уважение другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность не означает безразличие к любым мнений и действий. Так, например, аморально и неправильно, чтобы мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Не может положить в случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

в Случае, если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальные, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно, чтобы инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Толерантность - интегрированное качество. Если формируется, и проявляется во всех ситуациях, и перед всеми людьми. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В связи с этим, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть приняты во внимание при планировании работы, направленной на воспитание толерантности учащихся.

происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального самосознания, повышение внимания к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. В связи с этим, особое внимание классному руководителю необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других народов.