Р. Барт Мифологизация массового сознания

  • 13 страниц
  • 3 источника
  • Добавлена 29.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 3
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БАРТА 4
ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Фрагмент для ознакомления

Простой смертный может войти в это сакральноепространство, как и положено в мифологизированном мире, благодарямедиатору, проводнику (продавец рекламируемых товаров, ведущий токшоу и интерактивных игр). Участвуя в этих акциях, человек способенпровести с собою в сакральный мир всех, кого пожелает, просто словеснообозначая их в момент пребывания в сакральном пространстве игры, шоу,журналистской беседы и пр. (например, передавая привет своим близким).В данном случае само именование претендует на установлениедействительного бытия названного, что восходит к мифологическомунеразличению (коннотативу) сущего, его наименования и представления о нем.Массовая культура успешно эксплуатирует идею мифологическогоправремени, вводя в игру представление о «золотом веке», о том далекомпрошлом, которое оценено в своей высшей космогонической значимостии которое, в силу этого, перестает считаться хронологическим прошлым,а признается неумирающим архетипом, возобновляемым в любой моментнастоящего ритуальным его повторением. Всякого рода «Старые песнио главном» могут быть истолкованы именно как бытийственноевключение их исполнителей и слушателей в тот порядок бытия, которыйсвязывается с этими песнями прошлых лет, что выполняет традиционнуюдля ритуала функцию поддержания порядка жизни, обоснования смысласуществования человека. Различные «исторические» передачи о прошлыхсобытиях определенного дня года, приводимых в такой же день текущегогода, устанавливают отношения между этими моментами времени нехронологически-линейные, когда мы сегодня обращаемся к прошлому,для нас значимому во многих отношениях, а помещают эти дни вбытийственно и ценностно тождественные точки в неком неделимомвремени, будто бы вечно длящемся и возобновляемом актом нашегонового его переживания. Мотивы и темы прошлого, к которымобращаются для их постоянного воспроизведения, обретают статуспостоянно воспроизводимых «хитов», утративших свою временную иконтекстуальную фиксированность, а потому и подлинную смысловуюопределенность,– будь то произведения искусства, события истории,научные открытия и т. п. Многочисленные произведения популярногоискусства используют в качестве элементов новых созданий фрагментыпрошлого, включая их в современные стили: так, в контексте рэп-музыкиможет звучать нетленная тема «Арии» И. С. Баха, причем восприятиемассовым сознанием этого звукового коллажа вполне мифологично: баховская тема утрачивает для него барочную стилистику, глубину своегоподлинного смысла и воспроизводится не просто для достиженияхудожественного эффекта путем контрастного сопоставления фрагментовразных стилей, а, скорее всего, существует в процессе «вечноговозвращения» для целей отождествления сегодняшнего слушателя собразцом, архетипом, устанавливаемым вкачестве основаниячеловеческого существования «здесь и теперь». Идея вечноговозвращения совершенно актуальна для жизни массовой культуры вовсей ее аксиологической и онтологической полноте.Массовая культура оказывается той языковой реальностью, котораяпоглощает потребителя ее продукции и внушает ему определенныезначения, принимаемые им некритически. Здесь эффективно действуетсхема коллективно-мифологической проекции, подкрепляемая языковымвоздействием. Все вымыслы, распространяемые средствами массовойинформации в сплетнях об известных людях в желтой прессе, в новостяхо событиях в стране и мире, в сюжетах политической рекламы и пр., всясовокупность рекламных образов и повествований, все значения товаров, предлагаемых конвейером моды, воспринимаются потребителями с темисодержательными акцентами, которые подчеркиваются выбраннымисоздателями данных текстов словами и выражениями, а также заведомоустановленными контекстуальными отсылками. Можно войну, проводимую с одним из народов страны, устойчиво называть «борьбойс бандформированиями и международным терроризмом», чтобы внушитьтакое видение ситуации, избавив себя от необходимости какого-либофактического подтверждения подобных определений. Эта идея из-запостоянного ее повторения и внушения массовому сознанию принятаим, как видим, без всяких сомнений. Можно, опираясь на заведомоедоверие к тому, что написано на товаре определенным шрифтом, стилеми т. п., внушать любые содержания, до самых абсурдных.В пределах мифа означающее первичной языковой системы, называемоеБартом смыслом, становится формой, которую он манифестирует, нокоторая его в то же время заслоняет. Миф пользуется двойственностьюозначающего: он использует существующие смыслы, опустошая их допочти пустой нарративной формы, для заполнения впоследствиипроизвольными означаемыми. Поэтому, если осуществляется тот из трехвозможных типов расшифровки мифа, когда означающее мифавоспринимается как неразрывное единство смысла и формы, возникаетвозможность манипулирования сознанием потребителя мифа, попавшегопод воздействие его механики. Массовая культура в разныхсвоих сферах продуктивно использует эту механику, и языку в этомпринадлежит важнейшая роль.Список использованной литературыБарт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер с фр. / Сост, общ.ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.– М.: Прогресс, 1989.– 616 с.Иванова-Георгиевская Н. А. Язык современной массовой культуры как средство мифологизации сознания / Н. А. Иванова-Георгиевская // ДОКСА: Збірникнауковихпраць з філософії та філології / редкол.: М. М. Вєрніков; редкол.: [та ін.], Одеськагуманітарнатрадиція . – Одеса : ОНУ ім. І.І. Мечникова, 2003. - Вип.6: Мова, текст, культура . – 2004 . – С. 212-221.Чубукова Е.И. Мифологическая концепция коммуникации Р. Барта / Е.И. Чубукова. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - C. 300.

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер с фр. / Сост, общ.ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.– М.: Прогресс, 1989.– 616 с.
2. Иванова-Георгиевская Н. А. Язык современной массовой культуры как средство мифологизации сознания / Н. А. Иванова-Георгиевская // ДОКСА: Збірникнауковихпраць з філософії та філології / редкол.: М. М. Вєрніков; редкол.: [та ін.], Одеськагуманітарнатрадиція . – Одеса : ОНУ ім. І.І. Мечникова, 2003. - Вип.6: Мова, текст, культура . – 2004 . – С. 212-221.
3. Чубукова Е.И. Мифологическая концепция коммуникации Р. Барта / Е.И. Чубукова. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - C. 300.

Мифология в современном кино

Мифология (греч. мхиплпгЯб m?ипт -- легенда, история и льгпт -- слово, рассказ, учение) -- фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаются в устной форме рассказы -- мифы [БСЭ, 1969--1978].

Мифологические представления существовали на определенных стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением истории, так и современных примитивных народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии [Фрэзер, 2001].

Мифология имманентна сознанию человека. Время происхождения мифологических образов не поддается определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания [Афанасьева].

Основные функции мифа -- объяснительные, ритуальные и сакральные. Миф воспринимается и рассказчиком и слушателем как реальность [Мелетинский].

Таким образом, главная задача мифа заключается в положить образцы, модели для любого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл жизни.

В технической, то есть в современной цивилизации существует своя мифология [Кузьмичев, 2011: 225]. Основой технической мифологии является ритуал и рациональность: расчетливость и планирование, устранение неоднозначностей, попытка сведения всего к исчислимой форме. В контакт с новой областью непознанного наука порождает свои "гносеологические" мифы (открытие марсианских "каналов", вопрос о распространенности жизни во Вселенной), которые использует научная фантастика [Гойя].

В современный мегаполис развивается городской мифологии [Мир фантастики]. Кроме того, помимо уже существующих мифологических существ в современном мире, появляются новые. В качестве примера можно упомянуть, которые появились в XX веке Гремлина, и, кроме того, большое количество персонажей "Городских легенд" и современный фольклор. Кроме того, некоторые современные герои фильмов, мультфильмов и комиксов, представляет собой выполненные по всем канонам мифотворчества культа героев. Они, например, Индиана Джонс, Черепашки-ниндзя, человек-Паук, Бэтмен и пр. Все эти персонажи имеют свою историю, это так важно для мифических героев, но и способностью существовать вне времени, специальных навыков и выполнять некоторые факты для блага человечества. Стоит отметить, что в народной культуре, в образе современной культуры " медиа-персонажей, наблюдается в поздней Римской империи, где такую нишу заняли Геркулес-Hercules.

Узнать стоимость работы