Влияние массового (супергеройского кино) киноискусства на ценностно-смысловые ориентации подростков.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 2828 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 07.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психологическая характеристика ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте 6
1.1. Понятие ценностно-смысловых ориентаций в психологии 6
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 13
1.3. Ценностно-смысловые ориентации в подростковом возрасте 15
1.4. Факторы формирования ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте 18
1.5. Массовое киноискусство как фактор формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Организация и методы исследования 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Характеристика выборки испытуемых 26
2.3. Методы и методики исследования 26
2.4. Методы математико-статистической обработки данных 26
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов исследования 26
Заключение 26
Литература 26
Приложение 29
Фрагмент для ознакомления

Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть, высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.4. Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.5. Локус контроля-жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Нормы, необходимые для оценки результатов, приведены в таблице 2.Средние и стадартные отклонения субшкали общего показателя ОЖ (N=200 чел) ШкалыМужчинысреднееМужчиныстандартноеотклонениеЖенщинысреднееЖенщиныстандартноеотклонение1.Цели32,95,9229,386,242.Процесс31,094,4428,86,143.Результат25,464,323,34,954.ЛК-Я21,133,8518,584,35.ЛК-жизнь30,145,828,76,16.Общее103,115,0395,7616,54  Литературный источник:Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.

Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
2. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ.вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
4. Бодалев А.А. Смысл жизни и акме человека // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М., 1997. – С. 29-33.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.
7. Зеленкова И.Я. Проблема смысла жизни (опыт историко-этического исследования). – Минск: Изд-во «Университетское», 1988.
8. Кальмова С.Е. Шаг в профессиональное завтра. Профориентационный видеолекторий для подростков, их родителей и педагогов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/581529/
9. Левшина И.С. Подросток и экран. – М.: Педагогика, 1989.
10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.; Воронеж, 1997.
11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности – М.: Смысл, 2003.
12. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М.: Смысл, 2000.
13. Максимова Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 114-118.
14. Матвеева Н.А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий / Автореферат дисс. на соиск.уч. степ.к.пс.н. – Курск, 2010.
15. Меренков В.И. Смысл жизни: становление, динамика, выбор // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-X симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Смысл, 2004. – С. 59-61.
16. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
17. Паукова А.М. К вопросу о формировании ценностно-смысловых ориентаций у подростков // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 55-57.
18. Потанина Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Вестник МГОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://is.park.ru/doc.jsp?urn=49009908.
19. Ройс Дж., Пауэлл А. Индивидуальность и плюралистические образы человеческой природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hses-online.ru/
20. Роменец В.А. Предмет и принципы историко-психологического исследования. Киев: Университет, 1990.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
22. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.
23. Сафонов С.В., Разумова А.М. Факторы формирования ценностей современной молодёжи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wtyyjvnb.blogspot.com/‎
24. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ecsocman.hse.ru/data/736/694/1217/014Selivanova.pdf‎
25. Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа./ Сборник научных трудов. Отв. редактор В.С. Собкин. – М., 1989.
26. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Мир, 1990.
27. Чудновский Б.Э. Проблема оптимального смысла жизни // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-X симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Смысл, 2004. – С. 6-21.
28. Чудновский Б.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 74-80.
29. Шарапова М.А. Архетипические основы образа героя в драматургии отечественного кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.vgik.info/upload/science/.../Avtoreferat%20Sharapovoi.doc‎
30. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб.: «Кентавр», 1994.

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на формирование ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте?

Факторы, которые влияют на формирование ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте, включают в себя семейное окружение, образование, социальное окружение, медиа-воздействия, включая массовое (супергеройское кино) киноискусство.

Какие психологические характеристики свойственны подростковому возрасту?

Подростковый возраст характеризуется такими психологическими особенностями, как поиск самоопределения, формирование личности, социальная активность, сенсационность, повышенная впечатлительность и уязвимость перед внешними воздействиями.

Что такое ценностно-смысловые ориентации в психологии?

Ценностно-смысловые ориентации - это определенная система ценностей, убеждений, предпочтений и смыслов, которые определяют поведение и выборы человека. Они формируются под воздействием окружающей среды и личных внутренних факторов.

Какие ценностно-смысловые ориентации присущи подростковому возрасту?

В подростковом возрасте присутствуют различные ценностно-смысловые ориентации, такие как поиск признания и самоутверждение, развитие социальной идентичности, стремление к независимости и автономии, формирование системы ценностей и мировоззрения.

Влияет ли массовое (супергеройское кино) киноискусство на ценностно-смысловые ориентации подростков?

Массовое (супергеройское кино) киноискусство может влиять на ценностно-смысловые ориентации подростков через представление героев, пропаганду определенных ценностей (например, справедливость, героизм) и идеализацию персонажей. Однако влияние зависит от множества факторов, включая индивидуальные характеристики подростка и контекст потребления киноискусства.

Какие факторы формируют ценностно-смысловые ориентации в подростковом возрасте?

Факторы формирования ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте могут быть разнообразными. Одним из основных факторов является семья, в которой подросток воспитывается, а также общение с друзьями и сверстниками. Школа и образовательная среда также оказывают влияние на формирование ценностей и смыслов в жизни подростка. Культурное окружение, включая средства массовой информации, в том числе кино, также играют роль в формировании ценностно-смысловых ориентаций подростков.

Какое влияние массового киноискусства, включая супергеройское кино, оказывает на ценностно-смысловые ориентации подростков?

Массовое кино, включая супергеройское кино, может оказывать сильное влияние на ценностно-смысловые ориентации подростков. Это связано с тем, что кино является мощным средством передачи информации и идей. В супергеройских фильмах часто прослеживаются мотивы справедливости, героизма, самопожертвования и борьбы с злом, которые могут стать ценностями для подростков. Однако, такое кино также может создавать идеализированные образы и стандарты, которые могут привести к искажениям в восприятии реальности и формированию нереалистичных ценностей.

Какое значение имеет психологическая характеристика подросткового возраста при изучении ценностно-смысловых ориентаций?

Психологическая характеристика подросткового возраста играет важную роль в изучении ценностно-смысловых ориентаций. Подростковый возраст характеризуется формированием личности и поиском смысла и ценностей в жизни. Возрастные особенности, такие как стремление к самоопределению, экспериментирование с разными идентичностями и повышенная чувствительность к социальной оценке, могут оказывать влияние на формирование ценностей и смыслов у подростков. Изучение этой психологической характеристики позволяет лучше понять, какое влияние может оказывать массовое киноискусство на подростковую аудиторию.