Особенности преподавания ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление дошкольным образованием
  • 2626 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 29.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Особенности преподавания ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения 7
Заключение 21
Список литературы 22


Фрагмент для ознакомления

Словесно-логические формы работы с родителями заключаются вубеждении словом.К этому типу относятся беседы, родительские конференции,заседания родительских комитетов, совещания и др. Образно-художественные формынаправлены на совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь— вызвать сильные, глубокие, облагораживающие коллективные эмоции подобные тем,которые люди испытывают на концерте, на празднике и т. д. Трудовые совместныеформы положительно воздействуют на родителей и детей— это могут быть совместныетрудовые десанты по уборке территории,классной комнаты,помощь нуждающимся.Игровые(досуговые) формы работы— это участие в совместных играх, развлечениях,совместный отдых. В психологических формах работы основными средствамивоздействия являютсяэлементы психологических тренингов, методы практическойпсихологии— упражнения, консультации, беседы, дискуссии и др. Практическими занятиями в отношении методики преподавания могут быть уроки, занятия по модулям курса ОРКСЭ, предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки творческих проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах. В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу обучения, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.д. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п. В преподавании религиозных культур не ставится задачи обучения детей религиозной практике. В то же время на подобных занятиях, экскурсиях учитель не может препятствовать детям свободно, по их желанию выражать свою религиозную принадлежность в формах, принятых в данной религиозной традиции. Однако при этом — без нарушения порядка проведения учебного занятия, экскурсии. Внеклассная и внешкольная работа в процессе духовно-нравственного развития предполагает применение различных методов, выбор которых зависит от содержания воспитательной деятельности, отпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования как составной части образовательной программы школы, содержания воспитательной деятельности, от направленностивоспитательной деятельности. Формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств актуально в духовно - нравственном образовании учащихся начальных классов. В школе с детьми в этом плане необходимо проводить такие мероприятия, как чтение художественной литературы, беседы на этические темы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Большую работу члены педагогического коллектива должны проводить с родителями, которые могут непосредственно участвовать почти во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях. Для изучения курса ОРКСЭ в начальной школе требуется привлечение родителей для разработки плана действий по организации внеклассной и внешкольной работы по данному курсу. Внеклассная и внешкольная работа позволит определить общественный заказ школе по духовно-нравственному воспитанию. Формирование школой духовно-нравственных ценностей является важным не только для общества, но и для государственных институтов. В рамках плана действий по организации внеклассной и внешкольной работы изучается культура поведения, как вид нравственных норм и форма проявления нравственных качеств личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности и др.; изучается культура личного самообслуживания, общения, труда. Младшие школьники изучат правила хорошего тона как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе и т.д. Формы и методы работы многообразны.Духовно - нравственное воспитание школьников может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.ЗаключениеВажную роль в успешности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» играет хорошо организованная внеклассная и внешкольная работа: проведение школьных праздников, конкурсов рисунка и конкурсов ученических проектов, организация и проведение недель по избранному модулю, организация экскурсионной деятельности, встреч с интересными людьми, достойно представляющих культуру избранного модуля и т.п.Урок в классе компенсирующего обучения имеет те же этапы, что и в общеобразовательном классе.Курс ОРКСЭ способствуетформированию мотивации школьников к познавательной деятельности, развивает интерес к учёбе, способствует духовно-нравственному воспитанию, формированию этического сознания, содействует улучшению взаимоотношений между школьниками, а также детей и их родителей.Список литературыАсвацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. – Волгоград, 2009.Бородина А. В. Основы православной культуры. – М., 2003.Гудратовы О. Г. и О. Н. Мировые религии. Ислам:— Диля, 2008.Департамент образования города Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://www.educom.ru/Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. — М., 1989.Доннел Кевин О. Религии мира. Иллюстрированная энциклопедия. – Белгород, 2007.Журнал «Вестник образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestniknews.ru.Зеленков М. Ю. Мировые религии: история и современность:Издательство «Просвещение». [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru. История христианства. Духовные традиции и культура: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., — 2008.Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. – М., 1993.Козлова А.Г. ВпомощьначинающемупедагогуОРКСЭ: МетодическиераздаточныематериалыкРабочейтетрадиучителя. – СПб, 2011.Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М., 2006.Колесникова В.С. Русь православная. Праздники и обряды. – М., 2005.Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»//Министерство образования и науки РФ, Пресс-релизы [Электронный ресурс]. URL: mon.gov.ru/press/reliz/64634.Конституция Российской Федерации. – М., 2011.Лайне С. В. Основные религии. — М., 2007.Лайне С.В. Основные религии России. Учеб.пособие для школьников. – М., 2007.Лихачев Д.С. Рассказы Начальной русской летописи (любое издание).Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М., 1980.Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) в 2009—2011 гг. Программа ОРКСЭ. Письма департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ «Методические материалы…» от 30.04.2010 № 03-831 и от 21.05.2010. № 03-1032.Мифы и религии мира. — М.: 2003.Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ/ Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/ Основы религиозных культур и светской этики. [Электронный ресурс]. URL: http://orkce.orgПедагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://dictionary.fio.ruПоручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства РФ (11.09.09).Потенциал: образовательный журнал для школьников и учителей. [Электронный ресурс]. URL: http://potential.org.ru.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312».Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. No1089».Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового поколения». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ).Пучков П.И., Казьмина О. Е. Религии современного мира. — М., 1997.Разум сердца: мир нравственности в высказываниях и афоризмах. — М., 1990.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р.Религиоведение: Учебн. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению / Под ред. И. Н. Яблокова. — М., 2000.Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е изд., доп. – М., 2008.Российский портал открытого образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.openet.edu.ru.Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rubricon.comСеменко В.,Житенева В., Птицына Е.. Библия для детей. — М., 2012.Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам /Под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна /Пер. с франц. Е.А. Терюковой / под ред. М.А. Шахнович, Т.В. Чумаковой. – СПб., 2008.Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам /Под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; Пер. с франц. Е.А. Терюковой; Под ред. М.А. Шахнович, Т.В. Чумаковой. — СПб., 2008.Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. – Волгоград, 2006.Спутниковый канал единой образовательной информационной среды. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sputnik.mto.ru.Учительская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru.Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013).Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273Федеральный портал «Российское образование». [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://fcior.edu.ruХанников А. А. Ислам. — М., 2010.Ханников А. А. Религии мира: Ислам. — М., 2009.Шалыгина И.В. Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в мире технологий: практикоориентированнаяэлектр. моногр. – М., 2006.Шведова И. Азбука православия для детей и взрослых /Под ред. Митрополита Питирима и чл.-корр. Международной академии духовного единства народов мира В.Д. Гармаша. – М., 2002.Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7 Ч.1, 2 /Под ред. М.Д. Аксенова. — М., 2000.Этика: Словарь афоризмов и изречений. — М., 1995.

Список литературы
1. Асвацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. – Волгоград, 2009.
2. Бородина А. В. Основы православной культуры. – М., 2003.
3. Гудратовы О. Г. и О. Н. Мировые религии. Ислам:— Диля, 2008.
4. Департамент образования города Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://www.educom.ru/
5. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. — М., 1989.
6. Доннел Кевин О. Религии мира. Иллюстрированная энциклопедия. – Белгород, 2007.
7. Журнал «Вестник образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestniknews.ru.
8. Зеленков М. Ю. Мировые религии: история и современность:
9. Издательство «Просвещение». [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru.
10. История христианства. Духовные традиции и культура: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., — 2008.
11. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. – М., 1993.
12. Козлова А.Г. В помощь начинающему педагогу ОРКСЭ: Методические раздаточные материалы к Рабочей тетради учителя. – СПб, 2011.
13. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М., 2006.
14. Колесникова В.С. Русь православная. Праздники и обряды. – М., 2005.
15. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»//Министерство образования и науки РФ, Пресс-релизы [Электронный ресурс]. URL: mon.gov.ru/press/reliz/64634.
16. Конституция Российской Федерации. – М., 2011.
17. Лайне С. В. Основные религии. — М., 2007.
18. Лайне С.В. Основные религии России. Учеб. пособие для школьников. – М., 2007.
19. Лихачев Д.С. Рассказы Начальной русской летописи (любое издание).
20. Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М., 1980.
21. Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) в 2009—2011 гг. Программа ОРКСЭ. Письма департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ «Методические материалы…» от 30.04.2010 № 03-831 и от 21.05.2010. № 03-1032.
22. Мифы и религии мира. — М.: 2003.
23. Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ/ Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/
24. Основы религиозных культур и светской этики. [Электронный ресурс]. URL: http://orkce.org
25. Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://dictionary.fio.ru
26. Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства РФ (11.09.09).
27. Потенциал: образовательный журнал для школьников и учителей. [Электронный ресурс]. URL: http://potential.org.ru.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312».
29. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. No1089».
30. Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового поколения». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ).
31. Пучков П.И., Казьмина О. Е. Религии современного мира. — М., 1997.
32. Разум сердца: мир нравственности в высказываниях и афоризмах. — М., 1990.
33. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р.
34. Религиоведение: Учебн. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению / Под ред. И. Н. Яблокова. — М., 2000.
35. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е изд., доп. – М., 2008.
36. Российский портал открытого образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.openet.edu.ru.
37. Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rubricon.com
38. Семенко В., Житенева В., Птицына Е.. Библия для детей. — М., 2012.
39. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам /Под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна /Пер. с франц. Е.А. Терюковой / под ред. М.А. Шахнович, Т.В. Чумаковой. – СПб., 2008.
40. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам /Под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; Пер. с франц. Е.А. Терюковой; Под ред. М.А. Шахнович, Т.В. Чумаковой. — СПб., 2008.
41. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. – Волгоград, 2006.
42. Спутниковый канал единой образовательной информационной среды. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sputnik.mto.ru.
43. Учительская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru.
44. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
45. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273
46. Федеральный портал «Российское образование». [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru.
47. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://fcior.edu.ru
48. Ханников А. А. Ислам. — М., 2010.
49. Ханников А. А. Религии мира: Ислам. — М., 2009.
50. Шалыгина И.В. Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в мире технологий: практикоориентированная электр. моногр. – М., 2006.
51. Шведова И. Азбука православия для детей и взрослых /Под ред. Митрополита Питирима и чл.-корр. Международной академии духовного единства народов мира В.Д. Гармаша. – М., 2002.
52. Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7 Ч.1, 2 /Под ред. М.Д. Аксенова. — М., 2000.
53. Этика: Словарь афоризмов и изречений. — М., 1995.

Вопрос-ответ:

Что такое ОРКСЭ?

ОРКСЭ (основная разновидность коррекционно-специального образования) - это система образовательной работы, направленная на обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Какие особенности преподавания ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения?

В классах компенсирующего обучения особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком, а также созданию поддерживающей и безопасной образовательной среды. Преподаватели используют различные методики и инструменты для активизации познавательной деятельности детей и развития их навыков. Также важным аспектом является сотрудничество с родителями и обеспечение их активного участия в образовательном процессе.

Какие формы работы с родителями используются при преподавании ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения?

Существуют словесно-логические формы работы, такие как беседы, родительские конференции, заседания родительских комитетов, совещания и другие, основанные на обмене информацией и убеждении через слово. Также используются образно-художественные формы, направленные на совместное эстетическое переживание и создание положительной эмоциональной обстановки.

Какой методический материал используется при преподавании ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения?

Для преподавания ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения используются специальные методические пособия, разработанные педагогами и специалистами в области коррекционно-специального образования. Эти материалы содержат различные упражнения, игры, задания, направленные на развитие познавательных и коммуникативных навыков детей.

Какова роль родителей в преподавании ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения?

Родители играют важную роль в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья. Они активно участвуют во всех аспектах обучения, сотрудничают с учителями и педагогами, обеспечивают поддержку и помощь своему ребенку. Родители также могут принимать участие в родительских комитетах, конференциях и других формах работы с родителями, где обсуждаются проблемы и достижения детей, а также планируются дальнейшие шаги в образовательном процессе.

Какие сложности могут возникнуть при преподавании ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения?

При преподавании ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения возникают различные сложности. В таких классах обучаются дети с ограниченными возможностями, поэтому преподавателям приходится постоянно адаптировать материалы, объяснять темы более подробно и искать индивидуальный подход к каждому ребенку. Также может возникать проблема с организацией уроков, поскольку у детей могут быть разные специальные потребности. Кроме того, преподавателю может потребоваться дополнительная подготовка и знание специальных методик работы с такими учениками.

Какие формы работы с родителями используются при преподавании ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения?

При преподавании ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения используются различные формы работы с родителями. Это могут быть беседы, родительские конференции, заседания родительских комитетов, совещания и другие. Также используются образно-художественные формы, направленные на совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главная цель таких форм работы - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие эмоции.

Какие особенности преподавания ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения могут быть выделены?

Преподавание ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения имеет свои особенности. В первую очередь, преподаватель должен уметь адаптировать материалы и объяснять темы более подробно, чтобы все дети в классе смогли понять учебный материал. Также важно создавать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его специальные потребности. Для этого преподаватель может использовать специальные методики и приемы работы, а также сотрудничать с родителями и специалистами, чтобы создать оптимальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями.