Организация закупок на торговом предприятии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 3030 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 28.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 4
Глава 1. Организация закупок : теоретические аспекты 6
1.2 Понятие и содержание закупочной работы 6
1.2 Источники закупки 7
1.3 Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров 10
1.4 Контроль и учет поступления товаров 12
Глава 2. Организация закупок на торговом предприятии 14
2.1 Характеристика предприятия 14
2.2 Экономические показатели работы предприятия 17
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия 25
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Логистическому менеджменту фирмы следует уделять внимание сокращению общих затрат, связанных с процессом закупки, поскольку затраты на управление закупками составляют до 60% финансовых затрат предприятия. Наибольший удельный вес в затратах, связанных с закупками, занимают: собственно цена продукции, затраты на транспортировку и управление запасами материальных ресурсов (складирование, грузопереработка, хранение и пр.).Оценка эффективности закупочных операций.При определении эффективности закупочных операций необходимо комплексно оценить работу службы закупок фирмы, приняв во внимание: выполнение плана закупок по объемным и качественным показателям, выполнение бюджета фирмы и объем сэкономленных средств, дополнительные меры по контролю качества входящей продукции, а также объем и стоимость упущенных продаж, общий объем операций, производительность труда, транспортные издержки и т.д. Исходя из этих данных, можно примерно определить стоимость той или иной логистической операции в процессе осуществления закупочных функций. Или долю стоимости товара в объеме продаж готовой продукции. Можно оценить и долю административных затрат по закупке на каждый рубль, израсходованный на закупки в целом. Проследив, таким образом, деятельность отдела закупок, можно судить об эффективности его функционирования, а также определить имеющиеся проблемные моменты.Определение основных факторов и показателей контроля деятельности отдела закупок.Существуют три основных показателя, по которым осуществляется контроль деятельности закупочного отдела: время, цены и надежность поставщиков. Контроль фактора времени подразумевает контроль задержанных поставок, а также последствий опозданий. При этом должны анализироваться такие, например, показатели, какдоля задержанных заказов;доля случаев, когда просрочки доставки вызвали ощутимое отсутствие готовой продукции на складе;число случаев остановки реализации товара в результате просрочки и т.п.Фактор «цена» подразумевает анализ цен, уплаченных при закупках продукции, в частности, их сравнение с ранее намеченными ценами, а также попытки избежать таких отклонений от бюджета закупок. Всестороннему анализу должны подвергаться:цены, уплаченные поставщикам за готовую продукцию;индекс средних цен, уплаченных за продукцию по товарным группам;изменения цен, произошедшие в результате переговоров, анализа, в результате лучшей упаковки и рационализации перевозки;форвардная закупочная деятельность в сравнении с соответствующим прогнозом для выявления его эффективности, а также сравнение цен, уплаченных при таких закупках, с теми, которые могли быть уплачены в случае закупок не форвардным, а обычным путем;доля закупочных ордеров, выданных без договоренности о твердой цене.Надежностьпоставщика подразумевает соответствие качества и объемов его поставок условиям, зафиксированным в договорах. Следующие параметры позволяют принимать обоснованные решения при выборе продавца:доля просроченных доставок и отказов поставки;доля поставок, не соответствующих договорам по качеству продукции;доля заказов, доставленных вопреки договоренности не единой партией;качество услуг различных перевозчиков, измеренное временем в пути и числом поврежденных грузов и т.п.Эффективность работы службы закупок фирмы часто оценивается следующими показателями:сокращение издержек на закупки в структуре общих логистических издержек;допустимые уровни брака закупаемой продукции;доля закупок, совершенных вовремя;число ситуаций, когда нужных ресурсов продукции не оказалось на складе, что повлекло сбои в графике выполнения заказа клиента;число изменений, внесенных в заказы по вине службы закупок (учет по каждой причине внесения изменений);число полученных и обслуженных заявок;доля транспортных издержек в структуре общих затрат на закупки.Мероприятия по контролю и анализу процесса закупок.Контроль и анализ логистической функции закупок компании должен осуществляться в соответствии с поставленными целями и задачами по управлению закупками в аспекте общей логистической системы фирмы. Традиционно такой анализ включает:анализ условий закупок и рынка поставщиков;контроль бюджета закупок;анализ финансовой деятельности;контроль и анализ качества закупаемой продукции;контроль и анализ процедур доставки продукции;анализ системы прогнозирования потребности и т.д.За состоянием рынка поставщиков большинства основных видов продукции регулярно наблюдают, что обеспечивает фирму — потенциального покупателя информацией о возможностях закупки необходимых товаров и дает возможность принимать оптимальные решения в зависимости от колебаний рыночных цен. Дефицит основных видов продукции может привести к сбоям, росту издержек и снижению прибыли. Однако заблаговременная информация о возможных перебоях в поставках продукции позволяет подготовиться к ним заранее и не допустить отклонений от графика. Так, в случае возможного роста цен покупатель может заранее закупить большое количество необходимого товара, получив при этом значительные скидки.Анализ динамики связанных в закупленных товарах оборотных средств помогает выявить тенденцию, определяющую политику фирмы в отношении их пополнения, а также изменить в случае необходимости логистическую стратегию закупок. Повысить внимание к эффективности вложений в товарные запасы и управлению ими, широкому внедрению логистической концепции и общему сокращению уровня вложений в товарные запасы.Финансовый анализ позволяет проводить сравнительную оценку фактических затрат на закупочную деятельность с объемом средств, предусмотренных для этой цели бюджетом. Также ведется учет полученных и упущенных скидок и прочих выгод. В итоге основное внимание уделяется долгосрочным соглашениям о поставках продукции, а также учитывается период времени, на который фирма обеспечена поставками в соответствии с этими соглашениями. Знание объемов поставок по долгосрочным соглашениям позволяет финансовому отделу заранее выделять необходимые средства на закупки и планировать денежные потоки.Виды отчетов в закупочной деятельности компании.Каждая компания формирует систему отчетности по закупкам, исходя из целей и задач, сформулированных высшим менеджментом, в частности, на основе логистической стратегии. В зарубежной практике распространены отчетные формы и системы показателей, которые отражают:Рыночные и экономические условия и цены:тенденции движения цен на основные закупаемые товары и сравнение со средними затратами;изменения в соотношении спроса-предложения на рынке основных закупаемых товаров: прогнозы динамики рынка основных закупаемых товаров).Изменения вложений в товарные запасы:инвестиции в товарные запасы, классифицируемые по основным группам продукции;дневные (декадные, ежемесячные) поставки и заказанный объем поставок по основным товарным группам;отношение объема вложений в товарные запасы к объему продаж фирмы;оборачиваемость основных видов закупаемых товаров;общая площадь складов, используемая для хранения запасов.Закупочные операции и их эффективность:сокращение издержек в результате изучения рынка и анализа данных;допустимые уровни качества закупаемой продукции;доля закупок, осуществленных вовремя;число ситуаций, когда нужного товара не оказалось на складе, что повлекло за собой сбои в графике продаж;число изменений, внесенных в заказы (учет по каждой причине внесения изменений);число полученных и обслуженных заявок;производительность труда и загруженность работников;транспортные издержки.Надежность поставщика/продавца:доля просроченных доставок и отказов;доля некондиционных поставок;доля заказов, вопреки договоренности доставленных не одной партией;качество услуг транспортировки, предоставленных различными перевозчиками, измеренное временем в пути и числом повреждений грузов.Операции, влияющие на управление и финансовую деятельность:сравнение фактических затрат по отдельным видам закупочной деятельности с предусмотренными бюджетом;выгоды от полученных скидок и потери от упущенных продаж;соглашения о закупках (классифицируются по типам действующих контрактов и в зависимости от ожидаемой даты поставки);изменения, внесенные поставщиками в предоставленные скидки;время доставки;доля просроченных заказов;доля случаев, когда задержка доставки повлекла ощутимое отсутствие материалов на складе;число случаев остановки продаж в результате задержек доставки продукции;цены, уплаченные за продукцию;индекс средних цен, уплаченных за продукцию по товарным группам;изменения цен, произошедшие в результате переговоров, произведенного анализа, предложенные продавцом, произошедшие в результате улучшения упаковки и рационализации перевозки;анализ форвардной закупочной деятельности.ЗаключениеПодводя итоги проделанной работы, можно отметить, что было проанализирован подход к выбору оптимальной стратегии закупок компании ООО «Прод Центр» направленной на достижение стратегии фирмы, которая заключена в повышении прибыли, большую долю в которой составляют логистические затраты. В ходе реализации намеченной цели были выявлены недостатки работы службы закупок, в результате чего были предложены способы устранения данных недостатков.В результате проведенного анализа были выявлены следующие недостатки службы закупок компании:Не быстрый путь логистики от закупа до продаж. Наличие задержек финансирования закупокОтсутствие нужного товара на складе поставщиковНехватка складских площадей для оперативного закупа и доставкиНаличие брака, несвоевременная ротация товара на складе по срокам реализацииСильная зависимость службы закупок от планов поставщиков (как следствие, перенасыщение склада «ненужной» продукцией)Недостаточно оперативный сбор информации для службы закупаВ связи с указанными недостатками были рассмотрены следующие пути оптимизации работы службы закупок:Снижение затрат на закупки.Оценка эффективности закупочных операций.Определение основных факторов и показателей контроля деятельности отдела закупок.Мероприятия по контролю и анализу процесса закупок.Введение отчетов в закупочной деятельности компании.В результате проделанной работы было предложено внедрить компьютерные технологии в работу службы закупок, что позволит устранить выявленные недостатки и повысить прибыль предприятия.Список используемой литературыАфанасьева, Н. В. Логистические системы и российские реформы. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов. 2002, 315с. Бродецкий, Г.Л. Управление запасами: учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2007. - 400с. -(Высшее экономическое образование).Гаджинский, А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2004, 248с.Голиков, Е. А.. Пурлик В. М. Основы логистики и бизнес-логистики: Монография.— М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004, 351с. Гордон, М. П. Тишкин Е. М.. Усков Н. С. Как осуществить экономичную доставку товаров отечественному и зарубежному покупателю: Справочное пособие для предпринимателя. - М.: Транспорт, 2005, 115с. Долгов, А.П., Уваров С.А. Логистический менеджмент. Управление запасами. Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2003. 200с.Модели и методы теории логистики: Учебное пособие. 2-е изд. / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2007. – 448с. (Серия «Учебное пособие»).Дыбская, В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / Учебник под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 944с. (Полный курс МВА).Иванов, Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. - М.: Вершина, 2006. 176с.Иванов, Д.А. Управление цепями поставок. – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. – 660с. Красс, М.С., Чупрынов Б.П. Основы математики и ее приложения в экономическом анализе: Учебник. – 3-е изд., исп. – М.: Дело, 2002. – 688с.Кретов, И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности: учеб. пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. / И.И. Кретов, К.В. Садченко; Акад. внеш. торговли. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 256 с.Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общей и научной ред. Проф. В.И. Сергеева – М. ИНФРА-М, 2004, 976с.Лайсонс, К., Джиллингем, М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Пер. с 6-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. 798с.Логистика: "Учебное пособие":/ Под ред. Аникина Б.А. - М.: Изд-во Проспект 2007 - 408с.Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Б.А. Аникин, В.М. Вайн, В.В. Водянова и др.; под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 448сМиротин, Л.Б., Некрасов А.Г. и др. "Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов: Учебник для вузов - М.: Издательство "Экзамен", 2003г - 448сНовиков, О. А., Семененко А. И. Производственно-коммерческая логистика. В 2 ч.: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2005, 564с. Степанов, В.И. Логистика: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 488с.Смирнова, Е.А. «Управление цепями поставок» Учебное пособие. 2009 г. 123с.Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 430с.Сток, Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. Пер. с англ. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. 797с.М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон: Управление закупками и поставками: Учебник для студентов вузов, пер. с англ. под ред. Ю.А. Щербанина – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -751с. (Серия – «Зарубежный учебник»).

Список используемой литературы

1. Афанасьева, Н. В. Логистические системы и российские реформы. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов. 2002, 315с.
2. Бродецкий, Г.Л. Управление запасами: учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2007. - 400с. -(Высшее экономическое образование).
3. Гаджинский, А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2004, 248с.
4. Голиков, Е. А.. Пурлик В. М. Основы логистики и бизнес-логистики: Монография.— М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004, 351с.
5. Гордон, М. П. Тишкин Е. М.. Усков Н. С. Как осуществить экономичную доставку товаров отечественному и зарубежному покупателю: Справочное пособие для предпринимателя. - М.: Транспорт, 2005, 115с.
6. Долгов, А.П., Уваров С.А. Логистический менеджмент. Управление запасами. Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2003. 200с.
7. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие. 2-е изд. / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2007. – 448с. (Серия «Учебное пособие»).
8. Дыбская, В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / Учебник под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 944с. (Полный курс МВА).
9. Иванов, Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. - М.: Вершина, 2006. 176с.
10. Иванов, Д.А. Управление цепями поставок. – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. – 660с.
11. Красс, М.С., Чупрынов Б.П. Основы математики и ее приложения в экономическом анализе: Учебник. – 3-е изд., исп. – М.: Дело, 2002. – 688с.
12. Кретов, И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности: учеб. пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. / И.И. Кретов, К.В. Садченко; Акад. внеш. тор-говли. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 256 с.
13. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общей и научной ред. Проф. В.И. Сергеева – М. ИНФРА-М, 2004, 976с.
14. Лайсонс, К., Джиллингем, М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Пер. с 6-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. 798с.
15. Логистика: "Учебное пособие":/ Под ред. Аникина Б.А. - М.: Изд-во Проспект 2007 - 408с.
16. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Б.А. Аникин, В.М. Вайн, В.В. Водянова и др.; под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 448с
17. Миротин, Л.Б., Некрасов А.Г. и др. "Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов: Учебник для вузов - М.: Издательство "Экзамен", 2003г - 448с
18. Новиков, О. А., Семененко А. И. Производственно-коммерческая логистика. В 2 ч.: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2005, 564с.
19. Степанов, В.И. Логистика: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 488с.
20. Смирнова, Е.А. «Управление цепями поставок» Учебное пособие. 2009 г. 123с.
21. Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 430с.
22. Сток, Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. Пер. с англ. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. 797с.
23. М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон: Управление закупками и поставками: Учебник для студентов вузов, пер. с англ. под ред. Ю.А. Щербанина – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -751с. (Серия – «Зарубежный учебник»).

Вопрос-ответ:

Что такое закупочная работа?

Закупочная работа - это комплекс мероприятий по приобретению товаров и услуг для удовлетворения потребностей предприятия. Она включает в себя выбор поставщиков, оценку предложений, осуществление заключения договоров и контроль за исполнением условий поставки.

Какие источники закупки существуют?

Существуют два основных источника закупки - внутренний и внешний. Внутренний источник закупки представляет собой собственные производственные ресурсы предприятия. Внешний источник закупки - совокупность предложений поставщиков на открытом рынке.

Как осуществляется организация хозяйственных связей с поставщиками товаров?

Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров осуществляется через установление с ними долгосрочных партнерских отношений. На этапе предварительного изучения поставщика оцениваются его репутация, качество товаров, сроки поставки и цены. После выбора поставщика заключается договор, который регламентирует условия поставки и сроки оплаты.

Чем занимается контроль и учет поступления товаров?

Контроль и учет поступления товаров включает в себя проверку качества, количества и соответствия товаров заявленным характеристикам. На предприятии создаются специальные отделы или комиссии, которые отвечают за проведение данного контроля. Поступившие товары учитываются в учетных системах предприятия.

Какие этапы организации закупок на торговом предприятии?

Организация закупок на торговом предприятии включает несколько этапов. В первую очередь проводится характеристика предприятия, определяются его основные экономические показатели. Затем проводится анализ закупочной деятельности предприятия. На основе полученных данных разрабатываются стратегии и тактики закупок, а также определяются источники поставок и организуются хозяйственные связи с поставщиками.

Какие основные аспекты рассматриваются в главе 1 "Организация закупок"?

В главе 1 "Организация закупок" рассматриваются основные теоретические аспекты закупочной работы, такие как понятие и содержание закупочной работы, источники закупки, организация хозяйственных связей с поставщиками товаров, контроль и учет поступления товаров.

Какие понятия источников закупки рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются понятия источников закупки, такие как конкурсная процедура, запрос ценовых предложений, заключение договора, а также особенности закупки товаров у единственного поставщика.

Какие хозяйственные связи с поставщиками товаров рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются организационные аспекты взаимодействия предприятия с поставщиками товаров, такие как выбор поставщиков, организация службы закупок, оформление договоров с поставщиками, сотрудничество с поставщиками и т.д.