Исследование конкурентоспособности ООО «Автосервисные технологии»

  • 55 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 06.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Теоретические основы определения и повышения конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и значение конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Факторы и методы оценки конкурентоспособности предприятия 9
1.3. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий на рынке услуг 12
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Автосервисные технологии» 16
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Автосервисные технологии» 16
2.2. Анализ системы обслувживания ООО «Автосервисные технологии» 21
2.3. Анализ и оценка конкурентной среды ООО «Автосервисные технологии» 26
Глава 3. Разработка предложений по повышению конкурентоспособности ООО «Автосервисные технологии» 36
3.1. Обоснование и разработка конкурентной стратегии ООО «Автосервисные технологии» 36
3.2. Создание системы конкурентных преимуществ ООО «Автосервисные технологии 38
3.3. Экономическое обоснование разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Автосервисные технологии» 43
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 50


Фрагмент для ознакомления

3.4)Таблица 3.4Расчет амортизации на оборудование за год, руб.№ п/пОборудование для производстваПервоначальная стоимостьНорма амортизацииАмортизация1Мойка ручная712005%35172Система водоочистки529005%26133Пенокомплект289005%14284Видеонаблюдение и громкая связь250005%1235АВД266005%1314Итого амортизационных отчислений10107Расчет потребности и стоимости расходных материалов проводился исходя из опыта аналогичных предприятий (табл. 3.5).Таблица 3.5Расчет потребности в материальных затратах (оборотные средства)ГодНеобходимые ресурсыедизмцена за единицу (руб.)ПотребностьСтоимость (руб.)1 Шампуньгр42720,0010880,0Полирольгр52560,0012800,0Ополаскивательгр51600,008000,0Прочие химикатыгр97200,0064800,0Шлангишт0,39160,0062,4Разное4800,0014400,0Итого1109422Шампуньгр4480219208,6Полирольгр5452022598,4Ополаскивательгр5282514124,0Прочие химикатыгр912712114404,4Шлангишт0,392821694,9Разное847425423,2Итого197453,53Шампуньгр4528221129,5Полирольгр5497224858,2Ополаскивательгр5310715536,4Прочие химикатыгр913983125844,8Шлангишт0,39311121,2Разное932227965,5Итого215455,7Планируется следующий состав персонала и расходы на оплату труда [1, 2] (табл.3.6).Таблица 3.6План персонала и заработной платыДолжностьКол-во ед.Оклад, руб.ВсегоОтчисления, 34 %Итого на месяцИтого за годДиректор11400014000476018760225120Администратор-кассир190009000306012060144720Рабочие813000104000353601393601672320Бухгалтер (доплата бухгалтеру ООО «Автосервисные технологии»)1600060002040804096480Итого11х133000452201782202138640Рассчитаем суммарные затраты автомойки на 3 года. В расчетах заложена инфляция в размере 10 % в год (табл. 3.7)Таблица 3.7Суммарные годовые затраты автомойкиПоказатель1 год2 год3 годПостоянные затраты2751,02986,03244,6В т.ч. Заработная плата1596,01755,61931,2Отчисления542,6596,9656,6Амортизация10,110,110,1Прочие постоянные расходы390,0390,0390,0Расходы на рекламу212,3233,5256,8Переменные затраты222,5321,3352,2Расходные материалы110,9197,5215,5Коммунальные платежи81,689,898,7Прочие переменные расходы30,034,038,0Итого2973,53307,33596,9Далее рассчитаем план производства услуг. Средняя стоимость обслуживания одного клиента – 700 руб. Количество клиентов в день: 1 год – 20 чел., 2 год – 25 чел, 3 год – 30 чел.В таблице 3.8 разработан план производства продукции, на первый год – помесячно, на второй год – поквартально и на третий год – общий на весь год.Таблица 3.8План производства1 год2 год3 годМесяцОбъемт.рКварталОбъемт.р.Всего1355,93 1 6353,392700,00344,071308,7531055,93355,9341400,00344,0722617,501308,7551755,93355,9362100,00344,0772455,93355,9333941,12321323,6282811,86355,9393155,93344,07103523,73367,8045294,491353,37113867,80344,07124235,59367,80Итого4235,59Итого5294,496353,392. Разработать систему стимулирования продаж:-создание системы накопительных скидок, что стимулирует создание контингента постоянных клиентов ООО «Автосервисные технологии». При этом размер предоставляемой скидки, будет зависеть от количества ранее заключенных договоров: при сумме заказов, оплаченных клиентом более чем на 20 тыс. руб.предоставляется скидка 3%, при превышении суммы 50 тыс. руб. -6 %, от 100 тыс. руб. – 9 %, свыше 200 тыс. руб. – 12 %. При среднем объеме потребления услуг СТО одним клиентом ориентировочно на уровне 80000 руб в год, годовом планируемомколичестве клиентов – 400 чел. И при среднем уровне дисконта 6 %, затраты в виде недополучения выручки по данной статье составят 80х400х6 %= 1920 тыс. руб.Предположительно, объем продаж увеличится на 2-3 % - внедрение программы «Супер бонус», предполагающей введение фиксированной скидки для каждого сотого клиента. Дисконт будет составлять 10% стоимости покупки. Информация о программе «Супер бонус» должна активно распространяться в по всем каналам. При приведенных ранее условиях сумма составит 32 тыс. руб.Ожидается, что при правильной рекламной кампании, бонусы помогут привлечь новых клиентов, что увеличит объем продаж на 3-5 % 3.3. Экономическое обоснование разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Автосервисные технологии»Внедрение новых предложений всегда достаточно затратно, поэтому необходимо не только тщательное планирование задуманных мероприятий, но и оценка их эффективности для определения целесообразности их проведения. Приналичии нескольких альтернативных мероприятий, особенно в условиях ограниченного бюджета, расчет эффективности каждого из них поможет выявить наиболее выгодные направления вложений. Эффективность понимается как отношение полученного (планируемого) результата к понесенным затратам на проведение данного мероприятия. При этом выделяют:- коммерческую (экономическую) эффективность, показывающую долю прироста финансовых показателей (объем продаж, прибыль и т.п.) от понесенных затрат в целом или на отдельное мероприятие;-качественную оценку, т.е. степень достижения целей. - социальную эффективность, выраженную в создании новых потребностей или создания новых рабочих мест.Рассчитаем эффект от внедрения предложенных мероприятий в деятельность ООО «Автосервисные технологии».Эффективность мероприятия 1 – введение новой услуги – автомойка на базе ООО «Автосервисные технологии»:Проведем расчет основных результирующих показателей проекта на 3 года (табл. 3.9)Таблица 3.9Показатель1 год2 год3 годВыручка 4235,595294,496353,39Затраты2973,453307,303596,87Валовая прибыль1262,141987,192756,52Налоги 202,26202,26202,26Чистая прибыль1059,881784,932554,26Рентабельность продаж25,0233,7140,20Рентабельность затрат35,6453,9771,01Таким образом, видно, что проект является успешным, так как происходит рост абсолютных показателей выручки, причем более быстрыми темпами, чем рост затрат, что увеличивает прибыль и рентабельность деятельности предприятия. В целом, рентабельность данного проекта находится выше среднеотраслевого уровня рентабельности.Эффективность мероприятия 2 – Разработка системы стимулирования продаж:1.Изменение выручки от реализации определяется нормативным методом – рост на 8-10 % от достигнутого уровня 2011 года, что составит (10%)516,1 тыс. руб.2. Изменение затрат:- постоянные затраты 2011 год = 1750,05 тыс. руб.- переменные затраты 2011 год = 2138,95 тыс. руб.-индекс роста выручки = 1,1- постоянные затраты после проведения мероприятия = 1750,05 тыс. руб.- переменные затраты (план) = 2138,95х1,1= 2352,85 тыс. руб.- планируемая себестоимость после внедрения мероприятия = 4102,9 тыс. руб.3. Эффект от внедрения мероприятия рассчитан в табл. 3.10.Таблица 3.10Технико-экономические показатели эффективностимероприятия 2 «Система стимулирования продаж»№ п/пНаименование показателяЕд. изм.До проведения мероприятияПосле внедрения мероприятияОтклонения +/-%АБВ12341.Выручка (без НДС)Тыс. руб.5161,005677,10516,1010,002.СебестоимостьТыс. руб.3889,004102,90213,905,503.Прибыль от реализации (с.1 – с.2)%1272,001574,21302,2123,764.Рентабельность производства (с.3/с.2)х100%32,7138,375,66х5.Рентабельность продаж (с.3/c.1)х100%Тыс. руб./чел.24,6527,733,08хИз таблицы видно, что при планируемом увеличении выручки в размере 10 % от мероприятия прибыль ООО «Автосервисные технологии» увеличится на 302,21 тыс. руб. (23,76 %),так как затраты возрастут только на 5,5 %. Таким образом, рентабельность деятельности вырастет на 5,66 %, рентабельность реализации услуг – на 3,08 %. Из проведенных расчетов видно, что разработанный проект в целом, и его отдельные мероприятия эффективны, так как приводят к абсолютному росту всех показателей, при этом рост выручки опережает рост затрат.ЗаключениеУспешная работа предприятия сферы услуг зависит от производимого пакета услуг и его качества, от того насколько успешно онбудет реализован. Особое место занимает проблема выделения услуг и самой фирмы среди подобных предложений конкурентов. Следовательно, предприятия сферы услуг должны постоянно искать эффективные пути подкрепления предлагаемых на рынке услуг, расширять их ассортимент и дополнять уникальными программами.В первой части работы рассматривались теоретические основы определения и повышения конкурентоспособности предприятия. Для предприятия сферы услуг обеспечение конкурентоспособности напрямую зависит от качества его материальной базы, применяемых технологий обслуживания и организации всей деятельности предприятия. Основная цель качественного обслуживания - повышение эффективности работы, а также увеличение спроса среди потребителей.Проведенный в работе анализ деятельности ООО «Автосервисные технологии» показал, что данное предприятие работает на рынке услуг СТО г. Новосибирска достаточно давно и успешно. Анализ деятельности предприятия на рынке показал ее финансовую эффективность, что выражается как в росте абсолютных показателей (выручка, затратыи прибыль), так и в улучшении относительных результирующих показателей рентабельности. Проведенный анализ конкурентной среды предприятия выявил, среди прочего, необходимость дальнейшего расширения спектра услуг и общего повышения конкурентоспособности предприятия.Автором были выявлены следующие недостатки в деятельности ООО, негативно отражающиеся на его конкурентоспособности:- небольшая доля рынка;- недостаточно широкий, по сравнению с конкурентами, спектр услуг;- низкий уровень автоматизации деятельности;- слабая маркетинговая политика.Далее в работе были предложены мероприятия, результатом внедрения которых станет формирование и внедрение новой комплексной конкурентной стратегии ООО «Автосервисные технологии», что дает повышение конкурентоспособности предприятия. В рамках данной стратегии предложены следующие мероприятия:- создание на базе предприятия автомойки.За первый год работы автомойки доходы от реализации продукции составят 4998 тыс. руб.; затраты на производство – 2973,45 тыс. руб.; валовая прибыль от реализации проекта – 1262,14 тыс. руб.В последующие годы планируется опережающий рост выручки над затратами, что повышает прибыльность и рентабельность деятельности планируемого предприятия.Сумма инвестиций в проект составляет 508,74 тыс. руб. (организационные расходы, закупка оборудования, резерв). Окупаемость вложенных средств, предположительно – 1 год.- разработка системы стимулирования продаж, что даст прирост выручки в 516,1 тыс. руб. (10 %) при приросте затрат 5,5 %, дополнительная прибыль составит 302,21 тыс. руб.Таким образом, цель работы достигнута, заявленные задачи выполнены. Практическая значимость результатов работы заключается в возможности их применения в деятельности данного предприятия с высокой степенью их эффективности.Список использованной литературы1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в 2х частях) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. – 2007. – № 28.2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федераций 26 декабря 2001 г.// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы - М: Глория, 2007. – 312 с.4. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Инфра, 2008. – 432 с.5. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы) – М: Инфра-М, 2009. – 344 с.6. Максименко Г. Б.Менеджмент. - М. : Дашков и К°, 2010. - 363 с.7. Портер М.Э. Конкурентное преимущество: учебник / М.Э. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 715 с.8. Арбатская Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е. А. Арбатская // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 1. - С. 118-121.9. Демченко С. Г. Методические подходы к оценке сравнительной конкурентоспособности продукта / С. Г. Демченко, Г. А. Абулханова // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 1. - С. 23-30.10. Илышева Н. Н. Текущий и стратегический конкурентный анализ: ограничители и временные горизонты / Н. Н. Илышева, Т. С. Селевич // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 11. - С. 12-16. 11. Ларин В. Оценка уровня конкурентоспособности предприятий: возможный подход // Власть, №3, 2008. – С. 22-24.12. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия //Стандарты и качество – 2008, №4. – С. 48-5113. Сысоева Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие// Экономические науки. Экономика и управление. – 2010. - № 12 (73). - С. 283-287 14. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность - цель реформирования экономики России // Наука и промышленность России, №1, 2009. – С. 44-4815. Шевцова О.Н. Структуризация внешней среды организации // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2009. - №3 (20). - С.34 – 3916. Юданов А. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения, № 6, 2007. – С. 36-37.17. Базисные стратегии развития организации. // HR-Portal. Сообщество HR-Менеджеров//http://www.hr-portal.ru/article/bazisnye-strategii-razvitiya-organizatsii18. Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества. / Портал iTeam .// http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2320/19. Как превзойти конкурентов /Прогноз финансовых рисков // http://bre.ru/risk/15556.html20. Конкурентоспособность. Конкурентные преимущества / Школа бизнеса Альфа //http://alfaseminar.ru/konkurentosposobnost21. Куликова Н.В. Формирование конкурентных преимуществ: от методологии до технологии //http://www.collegian.ru/index.php/tiara/2009/125.html?task=view22. Новикова Н. Г. Методологические проблемы управления конкурентоспособностью организаций: маркетинговый подход / Н. Г. Новикова //:http://elibrary.ruПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1 Методы оценки конкурентоспособности субъекта предпринимательской деятельностиНаименование методаОбласть и особенности применения1. Общенаучные методы1.1. Дифференциальный методМетод оценки конкурентноспособности, основанный на сопоставлении единичных параметров анализируемого и аналогового/эталонного субъекта предпринимательской деятельности. Использование данного подхода позволяет установить достигнут ли уровень параметров исследуемого субъекта параметров базового/эталонного; по каким параметрам не достигнут; какие параметры существенного отличаются от аналога1.2. Комплексный методМетод оценки конкурентноспособности, основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей. Оценка осуществляется путем сопоставления показателей анализируемого субъекта предпринимательской деятельности с аналогичными показателями эталона. Преимуществом данного метода является простота расчета и возможность однозначной интерпритации результатов , а основной недостаток заключается в неполной характеристике деятельности организации. 2. Специализированные методы2.1. Аналитические методыК данной группе методов оценки конкурентноспособности предприятия относятся метод оценки конкурентноспособности предприятия через интегральный показатель, оценка конкурентсноспособности на основе расчета рыночной доли, оценка конкурентсноспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции и т. д. Достоинства данной группы методов заключается в простоте расчетов при имеющейся информации, а также достаточно легком сравнении и параметров анализируемого предприятия и образца-аналога. Недостатком данной группы методов является субъективное влияние на оценку со стороны экспертов, а также трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимый данных о деятельности оцениваемого субъекта предпринимательской деятельности. 2.2. Аналитико-прогностические методыОтличаются не только возможностью учета влияния различных факторов внешней среды при оценке конкурентноспособности предпринимательской организации, но и возможностью комплексного анализа товаров, конъюктуры рынка, технологии. Данная группа методов включает в себя метод мозгового штурма, метод оценки конкурентноспособности продукции на основе уровня продаж и т. д.2.3. Графические методыПозволяют наглядно продемонстрировать конкурентное положение субъекта предпринимательской деятельности по сравнению с конкурентами (многоугольник конкурентноспособности, метод круговых диаграмм, метод гистограмм и т. д.). Однако отсутствие точной количественной характеристики предприятий по заданным критериям ограничивает возможность применения данных методов.Приложение 2Анализ конкурентной среды на рынке автосервисных услуг г. НовосибирскНазвание компанииГод основанияГеографический охватКоличество сервисовСпектр услугСильные стороныСтратегии развитияBoschService1999Более 70 городов в различных областяхБолее 190ШирокийОрганизация обучения и повышения квалификации сотрудников компанииРасширении сети по схеме франчайзинга и увеличение количества сервисов до 5%ООО «MBО»1996г. Новосибирск4УзконаправленныйНаличие собственного учебного центра для сотрудниковСпециализация на самых популярных и востребованных группах работ – услугах шиномонтажа и балансировки, а также смазочно-заправочных работах.ООО «Юнит-авто»1999г. Новосибирск3ШирокийВозможность нахождения клиентов ремонтной зоне. В каждом автосервисе есть бар, бильярдВозможность принимать автомобили любого года выпуска, с любой неисправностью, в любое время суток.ООО «Грант Альянс»2001г. Новосибирск10ШирокийВысокий уровень технической подготовленностиИнтеграция с предприятиями в этой сфере услугООО "Автосервисные технологии"2003г. Новосибирск15ШирокийВысокий уровень квалификации персоналаКлиентоориентированная культура обслуживанияПриложение 3Анализ сильных и слабых сторон ООО «Автосервисные технологии»КритерииОценкасильносреднеслабо1. Менеджмент+Постановка целей+Динамичность+Ориентация на рынок+Планирование+2. Финансы+Финансовый потенциал+Ликвидность+Динамика прибыли+Планирование инвестиций+3. Маркетинг и сбыт+Структура ассортимента+Структура заказчиков +Рост рынка+Маркетинговая стратегия+4. Производство услуг и сервис+Оборудование+Качество+Организация производственных процессов+Контроль затрат+5. Материально-техническое обеспечение+Поставщики+Контроль качества +Оборудование+Логистика+6. Организация+Организационная структура+Информационное обеспечение+Координация+Организация процессов и операций+7. Учет+Планирование затрат+Учет затрат+Плановые расчеты+Расчеты сумм покрытия+8. Персонал+Квалификация+Образование+Опыт работы+Методы подготовки кадров+Приложение 4Стратегический план развития ООО «Автосервисные технологии»на 3 годаФакторыНаилучший сценарийОптимальный сценарийНаихудший сценарийЭкономический и социально политический сценарий1. Облегчение налогового бремени1. Достаточно стабильное налоговое право1. Увеличение налогового бремени2. Стабильность и лояльность местной администрации2. Постоянный контакт с местной администрацией2. Смена власти в местной администрации, отсутствие налаженных контактов3. Высокий темп роста доходности бизнеса3. Среднее развитие конкуренции в отрасли3. Потеря конкурентных преимуществ4. Установка нового оборудования, внедрение новых услуг, технологий4. Постепенное выбывание устаревшего оборудования, замена его новым, 4 Моральное и физическое устаревание автопарка, отсутствие новых разработок5. Быстрый рост благосостояния населения и демографический рост5. Стабильная демографическая ситуация, индексация доходов населения5. Демографический спад, снижение уровня жизни населения6. Укрепление курса рубля6. Небольшие колебания в курсе рубля6. Падение курса рубля7. Резкий рост потребительской активности населения7. Планомерный рост потребительской активности населения7. Спад потребительской активности населенияВнешняя эффективность (доля на рынке)Вырастает в 2 разаУвеличивается на 5 – 10 %Стремится к 0Внутренняя эффективность (ресурсы, резервы)Наличных ресурсов хватает для расширенного развития производства, растет финансовая устойчивость, нет текучести кадровДостаточно ресурсов и резервов для ведения хозяйственной деятельности, минимальные задолженности по кредитамНаличных ресурсов не хватает на покрытие расходов, задолженности перед бюджетом по налогам, перед работниками по заработной плате и т.п. Стратегическое управление (действия)1. Разработка стратегии захвата 1. Применение стратегии горизонтальной диверсификации1. Применение стратегии сбора урожая и ухода с рынка2. Вложение свободных денежных средств в инновации2. Достижение лидерства по издержкам для будущих вложений в новые продукты2. Отсутствие свободных денежных средств, трудности с погашением долгов3. Применение ценовых методов конкуренции с повышением роста качества сервиса3. Поддержка паритета между собственными услугами и конкурентными3. Потеря качества за счет удешевление производства4. Расширение сети и сервиса, 4. Расширение номенклатуры продукции и услуг4. Сокращение номенклатуры продукцииПриложение 5Дерево целей ООО «Автосервисные технологии»Приложение 6Стратегическая карта новой бизнес-стратегии ООО «Автосервисные технологии»

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в 2х частях) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. – 2007. – № 28.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федераций 26 декабря 2001 г.// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы - М: Глория, 2007. – 312 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Инфра, 2008. – 432 с.
5. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы) – М: Инфра-М, 2009. – 344 с.
6. Максименко Г. Б.Менеджмент. - М. : Дашков и К°, 2010. - 363 с.
7. Портер М.Э. Конкурентное преимущество: учебник / М.Э. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 715 с.
8. Арбатская Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е. А. Арбатская // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 1. - С. 118-121.
9. Демченко С. Г. Методические подходы к оценке сравнительной конкурентоспособности продукта / С. Г. Демченко, Г. А. Абулханова // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 1. - С. 23-30.
10. Илышева Н. Н. Текущий и стратегический конкурентный анализ: ограничители и временные горизонты / Н. Н. Илышева, Т. С. Селевич // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 11. - С. 12-16.
11. Ларин В. Оценка уровня конкурентоспособности предприятий: возможный подход // Власть, №3, 2008. – С. 22-24.
12. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия //Стандарты и качество – 2008, №4. – С. 48-51
13. Сысоева Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие// Экономические науки. Экономика и управление. – 2010. - № 12 (73). - С. 283-287
14. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность - цель реформирования экономики России // Наука и промышленность России, №1, 2009. – С. 44-48
15. Шевцова О.Н. Структуризация внешней среды организации // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2009. - №3 (20). - С.34 – 39
16. Юданов А. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения, № 6, 2007. – С. 36-37.
17. Базисные стратегии развития организации. // HR-Portal. Сообщество HR-Менеджеров// http://www.hr-portal.ru/article/bazisnye-strategii-razvitiya-organizatsii
18. Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества. / Портал iTeam .// http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2320/
19. Как превзойти конкурентов /Прогноз финансовых рисков // http://bre.ru/risk/15556.html
20. Конкурентоспособность. Конкурентные преимущества / Школа бизнеса Альфа // http://alfaseminar.ru/konkurentosposobnost
21. Куликова Н.В. Формирование конкурентных преимуществ: от методологии до технологии //http://www.collegian.ru/index.php/tiara/2009/125.html?task=view
22. Новикова Н. Г. Методологические проблемы управления конкурентоспособностью организаций: маркетинговый подход / Н. Г. Новикова //:http://elibrary.ru

Узнать стоимость работы