Кредитные отношения Банка России с коммерческими банками

  • 36 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 03.01.2014
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы сущности и необходимости кредитных отношений Центрального банка с коммерческими банками 5
1. 1 Понятие и необходимость кредитных отношении Банка России и Коммерческими банками. 5
1. 2 Этапы развития кредитных отношений Центрального Банка с коммерческими банками. 8
1. 3 Нормативная база взаимоотношений Банка России с коммерческими банками. 11
Глава 2. Анализ развития кредитных отношений Центрального Банка с коммерческими банками 16
2. 1 Виды кредитов Центрального банка и их характеристика 16
2. 2 Анализ кредитования Центральным банком коммерческих 21
банков по Оренбургской области и в целом по РФ 21
Глава 3. Пути развития кредитных отношений Банка России с коммерческими банками. 29
3. 1 Проблемы взаимоотношений Банка России с коммерческими банками. 29
3.2 Основные направления дальнейшего развития отношений Банка России с Коммерческими банками. 30
Заключение 33
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления

Рис. 2. Динамика доли полученных МБК в пассивах банков Оренбургской области, в % за 2010-2012 г.г.
Конъюнктура МБК в 2012 г. формировалась в условиях сохранения структурного дефицита ликвидности банковского сектора Оренбургской области, сложившегося во втором полугодии 2011 года.
Таблица 3
Динамика задолженности по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам от других банков Оренбургской области за 2010-2012 г.г.
Критерий Период Изменения 2009 млн. руб. 2010 млн. руб. 2011 млн. руб. 2012 млн. руб. 2012-2009 млн. руб. 2012/
2009,% 2012-2011 млн. руб. 2012/
2011,% Всего банковский сектор области 1791,6 1993,8 2127,6 1610,8 -180,8 89,9 -516,8 75,7 Источник: данные ЦБ РФ http://www.cbr.ru/regions/OLAP.asp?RG=OREN_O&ST2 .x=43&ST2.y=12

На 01.01.12 г. объем МБК банковского сектора Оренбургской области составил 1 610,8 млн. рублей и на 100% принадлежит региональным банкам (см. таблицу 3).


Рис. 3. Динамика задолженности по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам от других банков Оренбургской области за 2010-2012 г.г.

Вместе с тем, сами региональные банки Оренбургской области разместили на межбанковском рынке и в депозитах 1 328,30 млн. рублей. Таким образом, в Оренбургской области в настоящий момент не работают механизмы перераспределения ресурсов от филиалов инорегиональных «финансово-избыточных» банков к «финансово-недостаточным». Инорегиональные банки, весьма «неохотно» сотрудничают с местными банками, хотя риски работы здесь значительно ниже, чем в центре, при этом они чрезмерно осторожничают или видят в региональных банках серьезных конкурентов.
Объем требований по предоставленным межбанковским кредитам и депозитам в 2012 составил 1,7 млрд. руб., что на 5% ниже уровня начала 2011 года, соответственно их удельный вес в совокупных активах банковского сектора республики снизился с 0,5% до 0,4%
Кредитное качество заемщиков повысилось, что способствовало снижению уровня кредитного риска на рынке МБК. Средняя доля просроченной задолженности в общем объеме размещенных рублевых МБК в январе-ноябре 2012 г. снизилась по сравнению с аналогичным показателем предшествующего года и составила 0,34% (в 2011 г. – 0,37%).
Операции «валютный своп» и РЕПО в Оренбургской области не проводились. Основная причина - несоответствие большинства (в случаях со свопом - всех) кредитных организаций предъявляемым требованиям. При этом операции «валютный своп» и РЕПО осуществляются на ММВБ.
Таким образом, проанализировав динамику выданных кредитов ГУ БР по Оренбургской области КБ, можно сделать вывод о том, что наиболее востребованным инструментом рефинансирования на региональном уровне являются ВК.
Проанализировав КО БР с КБ и практику применения существующего механизма рефинансирования КБ ГУ БР по Оренбургской области, были выявлены основные тенденции и недостатки.
Основными недостатками в развитии КО БР с КБ являются:
- узкий список обеспечения по кредитам БР;
- недоступность механизмов кредитования всем КБ.
Существенно увеличился спрос на ЛК.
Таким образом, БР проводил политику дестимулирования применения представленного антикризисного механизма рефинансирования. В то же время БР сохранил способности банковского сектора по рефинансированию раньше взятых кредитов без обеспечения средством постоянного проведения аукционов и установления на них соответственных лимитов.
В рамках проводимой работы по постепенному сокращению применения антикризисных инструментов и сроков предоставления ликвидности БР в мае 2012 г. остановил проведение аукционов по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки 6 месяцев и наиболее. В июле 2012 г. Советом директоров БР было принято решение о приостановлении с 1 ноября 2012 г. проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов БР без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2013 года - на все сроки.
В мае 2011 г. еще были приняты решения о приостановлении проведения аукционов РЕПО на сроки 6 и 12 месяцев, операций ЛК на аукционной основе на срок 12 месяцев и операций по предоставлению кредитным организациям кредитов, которые обеспечены поручительствами, активами или на срок от 181 до 365 календарных дней. В ноябре 2012 г. принято заключение о приостановлении начиная операций по предоставлению ЛК на аукционной основе на срок 6 месяцев.

Глава 3. Пути развития кредитных отношений
Банка России с коммерческими банками.

3. 1 Проблемы взаимоотношений Банка России
с коммерческими банками.

Согласно официальной информации сайта БР, целью БР является создание в течение ближайших лет единого механизма кредитования (рефинансирования) БР кредитных организаций и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать ВК, КО и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, который входит в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в рамках указанного единого механизма рефинансирования банки - потенциальные заемщики будут заключать с БР «рамочные» соглашения, которые будут содержать общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в БР (блокировать) имущество в целях дальнейшего получения кредитов БРпод залог (блокировку) указанного имущества.
Предполагается, что в «единый пул обеспечения» будут входить такие активы, как права требования по кредитным договорам, векселя, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список БР, а также, возможно, иные виды имущества. В рамках работы по созданию «единого пула обеспечения» возможно также изменение требований БР к имуществу, принимаемому в обеспечение кредитов Банка России.
Система банковских электронных срочных платежей (БЭСП) функционирует в платежной системе БР и предназначена для проведения в валюте РФ срочных платежей БР, кредитных организаций (их филиалов), клиентов БР, которые не являются кредитными организациями (их филиалами), и обеспечения непрерывных расчетов на валовой основе в режиме реального времени по мере поступления в систему БЭСП электронных платежных сообщений, за счет средств, которые находятся на открытых в БР банковских счетах участников системы БЭСП, обслуживаемых учреждениями БР, которые входят в состав одного, либо разных территориальных учреждений БР.
Проблемами БР на ближайшую перспективу являются:
- низкая общая величина средств как в абсолютном, так и в относительном выражении, которые выделяются БР на цели кредитования;
- низкая численность инструментов (активов), под которые выдаются кредиты Центрального банка;
- отсутствие разделения зависимости системы кредитования коммерческих банков от государственного бюджета и потребностей обслуживания гос. долга;
- механизмы кредитования не приспособлены под ожидания крупнейших банков;
- узкий список обеспечения по кредитам БР;
- не доступность механизмов кредитования всем КБ.
То есть, кредитование БР – это один из основных способов поддержания ликвидности кредитных организаций.


3.2 Основные направления дальнейшего развития
отношений Банка России с Коммерческими банками.

Исходя из проведенного анализа, можно предложить меры совершенствования КО БР с КБ.
Первая группа составляет меры, направленные на корректировку существующих инструментов кредитования.
1) развитие инструментов ЛК:
а) расширить Ломбардный список БР за счет включения в него ценных бумаг, эмитируемых финансово устойчивыми, регионально значимыми предприятиями;
б) увеличить сроки ЛК;
2) совершенствование инструментов среднесрочного кредитования предлагаемых БР:
а) расширить список организаций, под векселя и кредитные обязательства которых БР предоставляет кредиты банкам под залог векселей, права требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций;
б) расширить перечень инструментов среднесрочного кредитования через использование механизмов овердрафтного кредитования КБ.
Вторая группа составляет меры, предусматривающие введение новых элементов в механизм кредитования:
1) расширить спектр активов, принимаемых в обеспечение кредитов БР (по опыту зарубежных стран):
а) расшить перечень активов, принимаемых БР в обеспечение выдаваемых банком кредитов за счет акций банка-заемщика;
б) включить в перечень активов, используемых в качестве обеспечения кредитов БР, находящиеся на балансах кредитных организаций банковские здания и иную коммерческую недвижимость, и земельные участки;
2) ввести необеспеченное кредитование на сроки от одного до семи дней либо как нормальную банковскую практику либо как вариант кредитования в чрезвычайных обстоятельствах (по опыту зарубежных стран);
3) создание долгосрочных целевых инструментов кредитования банков. С этой целью необходимо наделить ЦБ правом стратегического инвестора, что позволит ему кредитовать коммерческие банки на срок более одного года (по опыту зарубежных стран);
4) расширение функции ставки рефинансирования как инструмента денежно-кредитной политики. В этом аспекте, возможно, дифференцировать значение ставки рефинансирования для различных отраслей экономики. Это позволит БР изменять стоимость целевых ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам, в зависимости от отрасли, в которой в дальнейшем эти ресурсы будут размещены. Благодаря данной мере будут создан эффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики. Далее необходимо «привязать» стоимость всех инструментов кредитования БР к каждой отраслевой ставке рефинансирования;
5) создание условий для равного доступа всех участников системы рефинансирования (по опыту зарубежных стран).
Таким образом, в настоящее время существующая система кредитования БР КБ является несовершенной, что требует дополнительных мер по совершенствованию КО между БР и КБ. БР следует прикладывать особые усилия на формирование более гибкой системы используемых инструментов, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем.

Заключение

Кредитные отношения - " отношения, которые складываются между заемщиком и кредитором по поводу сделки ссуды, т.е. передачи материальных ценностей или средств на критериях возврата в установленный срок и, обычно, с уплатой ссудного процента " [11].
Необходимость кредитования центральными банками коммерческих банков можно рассматривать на макро - и микроуровнях.
На макроуровне политика кредитования банковских институтов прежде всего используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посредством ставки рефинансирования.
На микроуровне механизм кредитования главным образом способствует обеспечению ликвидности коммерческих банков. Кредитно-финансовые институты в случае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в Центральный банк за ссудой. Наличие механизма кредитования позволяет банкам сводить до минимума запасы высоколиквидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи кредитование способствует предотвращению банковских кризисов, поскольку получаемые от Центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, устраняя эффект «домино» в банковской системе.
Учитывая, что рассмотренный нами период (1991-2008гг. ) включает 3 кризисных этапа (1998 г., 2004 г., 2008 г. ), можно четко проследить роль БР, которая, на наш взгляд, выражается в своевременном, оперативном, адекватном экономической обстановке предоставлении дополнительной ликвидности КБ.
В посткризисный период БР продолжил использование инструментов рефинансирования КБ в целях обеспечения стабильного функционирования банковской системы России.
Законодательство РФ и укрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой:
- 1-ый уровень представлен Центральным Банком (ЦБ), который принадлежит государству,
- 2-ой уровень состоит из большого количества КБ, которые находятся в личной, корпоративной и городской собственности.
БР предоставляет кредиты КБ в пределах общего размера выдаваемых кредитов, который определен в согласовании с ориентирами единой гос. денежно-кредитной политики.
К таковым кредитам относятся:
- Ломбардные кредиты
- Однодневные расчетные кредиты( овернайт)
- Внутридневные кредиты
Наиболее востребованным инструментом рефинансирования на региональном уровне по Оренбургской области являются ВК.
Основными недостатками в развитии КО БР с КБ являются:
- узкий список обеспечения по кредитам БР;
- недоступность механизмов кредитования всем КБ.
На основе проведенного анализа были предложены меры по совершенствованию кредитных отношений БР с КБ.

Список литературы

1. Атлас З. В. Деньги и кредит (при капитализме и в СССР). - М.: Госфиниздат, 2011. - 463 с.
2. Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой.- М.: Экономистъ, 2010. - 766 с.
3. Барковский Н. Д. Мемуары банкира: 1930-1990. - М.: Финансы, 20088. – 587
4. Благушин Д. С. Проблемный аспект системы рефинансирования коммерческих банков в условиях финансового кризиса // Банковские услуги.- № 7. - 2009. - С. 5-12
5. Брагин В. Рефинансирование БР РФ: расширение границ // РБР. - № 22. -2010. - С. 33-36
6. Валенцева И. И. Банковское дело: учебник - Издательство: КноРус, 2009. -768 с.
7. Веселов А. И. Система рефинансирования Банка России: тенденции, проблемы и пути решения // Финансы и кредит. - № 27. - 2011. - С. 10-12
8. Измалкова Е. А. Особенности системы рефинансирования кредитных организаций в Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. -№ 4. - 2011. - С. 82-87
9. Измалкова Е. А. Центральный банк в системе рефинансирования коммерческих банков // Вестник Оренбургского государственного университета. - № 13. - 2010. - С. 168-173
10. Иконников В. В. Кредит в социалистическом обществе. М.: Госфиниздат, 2010.
11. Кредит и банки: вводный курс: учеб. -метод. пособие / И. К. Ключников, О. А. Молчанова, О. И. Ключников. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 176
12. Лаврушин О. И. Ларионова И. В. Основы банковского дела: Учебное пособие. - Издательство: КноРус, 2010. - 384 с.
13. Навой А. Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития // РБР. - № 20. - 2012. - С. 12-14
14. Прончатов Е. А. Реализация центральными банками функции кредитора последней инстанции (концептуальный аспект) // Деньги и кредит. - № 2. -2010. -С. 15-18
15. Рамазанов С. А. Проблемы использования расчетных кредитов Банка России // Финансы и кредит. - № 34. - 2011. - С. 23-27












21

Атлас З. В. Деньги и кредит (при капитализме и в СССР). - М.: Госфиниздат, 2011. - 463 с.
2. Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой.- М.: Экономистъ, 2010. - 766 с.
3. Барковский Н. Д. Мемуары банкира: 1930-1990. - М.: Финансы, 20088. – 587
4. Благушин Д. С. Проблемный аспект системы рефинансирования коммерческих банков в условиях финансового кризиса // Банковские услуги.- № 7. - 2009. - С. 5-12
5. Брагин В. Рефинансирование БР РФ: расширение границ // РБР. - № 22. -2010. - С. 33-36
6. Валенцева И. И. Банковское дело: учебник - Издательство: КноРус, 2009. -768 с.
7. Веселов А. И. Система рефинансирования Банка России: тенденции, проблемы и пути решения // Финансы и кредит. - № 27. - 2011. - С. 10-12
8. Измалкова Е. А. Особенности системы рефинансирования кредитных организаций в Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. -№ 4. - 2011. - С. 82-87
9. Измалкова Е. А. Центральный банк в системе рефинансирования коммерческих банков // Вестник Оренбургского государственного университета. - № 13. - 2010. - С. 168-173
10. Иконников В. В. Кредит в социалистическом обществе. М.: Госфиниздат, 2010.
11. Кредит и банки: вводный курс: учеб. -метод. пособие / И. К. Ключников, О. А. Молчанова, О. И. Ключников. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 176
12. Лаврушин О. И. Ларионова И. В. Основы банковского дела: Учебное пособие. - Издательство: КноРус, 2010. - 384 с.
13. Навой А. Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития // РБР. - № 20. - 2012. - С. 12-14
14. Прончатов Е. А. Реализация центральными банками функции кредитора последней инстанции (концептуальный аспект) // Деньги и кредит. - № 2. -2010. -С. 15-18
15. Рамазанов С. А. Проблемы использования расчетных кредитов Банка России // Финансы и кредит. - № 34. - 2011. - С. 23-27

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Ф. ГОРБАЧЕВА"

ФИЛИАЛ КузГТУ в новокузнецке

КУРСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Макроэкономика

ТЕМА: Взаимодействие Центрального банка и коммерческих банков России

Выполнил:

ст-ка гр. Фкб-131

Чефарина A. I.

Проверено:

Доцент,

Сковер А. Р.

2014г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Роль центрального банка в денежно-кредитной системы в условиях рыночной экономики

1.1 Сущность, характеристика и функции центральных банков

1.2 Сравнительный анализ деятельности центрального банка в различных странах

1.3 Взаимодействие центрального банка и коммерческих банков

II. Анализ взаимодействия центрального банка и коммерческих банков Российской Федерации

2.1 практика центрального банка России

2.2 Общий анализ взаимодействия центрального банка и коммерческих банков РОССИЙСКОЙ федерации

2.3 Проблемы неэффективности взаимодействия центрального банка и коммерческих банков в РОССИИ,

Вывод

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

На ранних стадиях развития кредитной системы не существовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего право на монополию выпуска банкнот был назначен одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного средства обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению; центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков - Шведский Риксбанк образован в 1668 году). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего экономического оборота страны становится всеобщим.

Узнать стоимость работы