Особенности нравственной сферы младших школьников с задержкой психического развития.

  • 18 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 10.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Психологический аспект изучения нравственной сферы личности………5
1.1. Психологические подходы к пониманию
нравственной сферы личности ребенка……...…...……………………………5
1.2. Содержание и структура нравственной сферы личности………………..8
2. Особенности нравственной сферы младших школьников
с задержкой психического развития…………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Фрагмент для ознакомления

Нравственное поведение детей с задержкой психического развития обнаруживает рассогласованность на вербальное и реальное поведение, то есть, дети имеют знания об элементарных социальных нормах поведения, но в основном употребляют их при вербальном поведении, а в реальном поведении в большинстве случаев нарушают социальные нормы. Основной причиной подобного поведения, являются особенности мотивации, которая изменяется при переходе от вербального к реальному плану действий у младших школьников. Причина кроется в отсутствие реального соблазна, склоняющего ребенка к нарушению правила. В реальной ситуации появляется сильный мотив нарушения правила. Поэтому, чем конкретнее ситуация, тем большая вероятность выполнения детьми с задержкой психического развития моральных норм.
Исследование Э.И. Кякинен посвящено выявлению содержания нравственных ориентаций детей младшего школьного возраста с ЗПР. Нравственные ориентации автор рассматривает как сложное многоуровневое психическое образование, отражающее способность осуществлять осознанный выбор той модели межличностного взаимодействия, которая способствует личностному смыслу добра и зла, сформированному в процессе индивидуального психического развития и усвоения общественных правил поведения. Целостность феномена нравственных ориентаций определяет взаимосвязь ряда компонентов: содержание понятий и образов добра и зла, проявление доброты в поведении, эмоциональные переживания, сопровождающие реализацию нравственных ориентаций. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что своеобразие проявлений нравственных ориентаций обусловливается уровнем психического развития детей. Особенно ярко это проявляется в тех компонентах, которые требуют высокой степени обобщения.
Семья, безусловно, является главным и основным источником формирования системы ценностей и нравственной сферы детей. Социальная ситуация развития ребенка определяет его нравственное становление. К.С. Лебединская отмечает, что в семье, уделяющей ребенку должное внимание, исполняющей рекомендации специалистов, задержка развития соматогенного генеза и в ряде случаев церебрально-органического генеза, может быть в значительной степени компенсирована. Это свидетельствует о значительном потенциале развития детей с задержкой психического развития, в том числе потенциале развития их нравственной сферы.
Задержка психического развития видоизменяет социальную ситуацию, социальное положение личности. По мнению С. Л. Березина, в процессе социального развития человека формируются внешние движущие силы личности, создается его субъективный мир, причем вместе с постепенным усложнением этого мира возникает противоречие внешнего и внутреннего, что обуславливает напряжение в жизни личности вообще и особенно в ее нравственном развитии.
Психолого – педагогическое изучение детей с задержкой психического развития выявило большое количество фактов, свидетельствующих о том, что эти дети иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир: некритично, инфантильно. В связи с этим проблема социализации детей с ЗПР, их адекватного включения в сообщество людей приобретает особую актуальность. Становление способности к правильному нравственному выбору является существенной и необходимой частью более широкого процесса социализации ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод о важности и значимости изучения проблемы нравственной сферы у младших школьников с задержкой психического развития, имеющих проблемы в развитии и трудности в обучении. Проведенный анализ литературных источников показывает, что психологический аспект особенностей нравственной детей с задержкой психического развития продолжает оставаться мало изученным.


























Заключение
Анализ литературы показал, что число работ посвященных проблеме нравственных ценностей увеличивается. Это закономерно, так как проблема нравственного становления и развития, вопросы особенностей нравственного поведения становятся актуальными для современной психологии. Данному вопросу посвящены статьи А.В. Юревича, М.И. Воловиковой, В.А. Кольцовой, Е.Н. Резникова, А. Б. Купрейченко.
Призыв общества толерантности и гуманизации остро поставил вопрос об интеграции детей с проблемами в развитии в социум. При решении задач интеграции детей с задержкой психического развития, безусловно, необходимо рассматривать и нравственную сферу как одну из составляющих личности.
Изучение исследований психологов и педагогов, позволило познакомиться с теоретическими подходами к проблеме становления нравственной сферы личности ребенка, а также установить содержание и структурные компоненты. Так, нравственная сфера личности рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Удалось определить особенности нравственной сферы младших школьников с задержкой психического развития.
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута, все задачи решены.









Список используемой литературы
Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во Университет Российской академии образования, 1999. 148 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. 220 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. : Педагогика, 1984. 256 с.
Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР // Дефектология, 1988. №1. С. 32–38.
Долгополов В. В. К вопросу о роли матери в механизме возникновения эмоциональной неустойчивости детей и подростков // Записки торжских психологов. Тверь, 1998. С. 275.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. 160 с.
Кольцова В.А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92–94.
Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятие неопределенности // Вопросы психологии. 2009. №6. С. 61–71.
Коррекционная педагогика: учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова М. : Академия 2001. 156 с.
Кулагина И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. 1989. №1. С. 3–9.
Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР: Учебное пособие. СПб. : КАРО, 2008. 288 с.
Леонтьев А.Н. Психические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2009. 423 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 2002. 431 с.
Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С.103
Основы специальной психологии / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. 480 с.
Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб. : Речь, 2004. 432 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер КОМ, 1999. 720 с.
Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Московского государственного университета, 1981.184 с.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
Специальная психология / Под. ред. В.И. Лубовского. М. : Академия, 2003. 464 с.
Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. : МОДЭК, 2009. 640 с.
Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М. : Педагогика, 1989. 554 с.
Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Психологический журнал 2009. №3. С. 107–112.













2

Список используемой литературы
1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во Университет Российской академии образования, 1999. 148 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. 220 с.
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. : Педагогика, 1984. 256 с.
5. Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР // Дефектология, 1988. №1. С. 32–38.
6. Долгополов В. В. К вопросу о роли матери в механизме возникновения эмоциональной неустойчивости детей и подростков // Записки торжских психологов. Тверь, 1998. С. 275.
7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. 160 с.
8. Кольцова В.А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92–94.
9. Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятие неопределенности // Вопросы психологии. 2009. №6. С. 61–71.
10. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова М. : Академия 2001. 156 с.
11. Кулагина И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. 1989. №1. С. 3–9.
12. Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР: Учебное пособие. СПб. : КАРО, 2008. 288 с.
13. Леонтьев А.Н. Психические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2009. 423 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 2002. 431 с.
15. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С.103
16. Основы специальной психологии / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. 480 с.
17. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб. : Речь, 2004. 432 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер КОМ, 1999. 720 с.
19. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Московского государственного университета, 1981.184 с.
20. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
21. Специальная психология / Под. ред. В.И. Лубовского. М. : Академия, 2003. 464 с.
22. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. : МОДЭК, 2009. 640 с.
23. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192с.
24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М. : Педагогика, 1989. 554 с.
25. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Психологический журнал 2009. №3. С. 107–112.

Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Введение

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из мира впечатлений. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную деятельность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

У детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте игра является основным методом обучения.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, использовать их в различных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Азартные переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическом. Ребенку нужна активная, улучшить тонус удовлетворительные интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться знаниями, выражать их словом. Часто игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения круга знаний.

Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.

Актуальность работы:

Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Напряженность социально-экономических реалий современного общества порождает увеличение количества детей с проблемами в развитии. С особой силой эти проблемы заявляют о себе в процессе школьного обучения, когда отставание в развитии становится очевидным. Между тем, важнейшая особенность детей с формами пограничных нервно-психических расстройств и отклонений в развитии проявляется в том, что большинство из них нуждаются не столько в лечении, сколько в создании специальных условий обучения и воспитания. Иначе говоря, комплекс нервно-психических нарушений, свойственных этим детям, требует не столько медицинской, сколько психолого-педагогической коррекции, основанной на клинической, психологической и педагогической диагностике.

Узнать стоимость работы