Особенности нравственной сферы младших школьников с задержкой психического развития.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 1818 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 10.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Психологический аспект изучения нравственной сферы личности………5
1.1. Психологические подходы к пониманию
нравственной сферы личности ребенка……...…...……………………………5
1.2. Содержание и структура нравственной сферы личности………………..8
2. Особенности нравственной сферы младших школьников
с задержкой психического развития…………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Фрагмент для ознакомления

Нравственное поведение детей с задержкой психического развития обнаруживает рассогласованность на вербальное и реальное поведение, то есть, дети имеют знания об элементарных социальных нормах поведения, но в основном употребляют их при вербальном поведении, а в реальном поведении в большинстве случаев нарушают социальные нормы. Основной причиной подобного поведения, являются особенности мотивации, которая изменяется при переходе от вербального к реальному плану действий у младших школьников. Причина кроется в отсутствие реального соблазна, склоняющего ребенка к нарушению правила. В реальной ситуации появляется сильный мотив нарушения правила. Поэтому, чем конкретнее ситуация, тем большая вероятность выполнения детьми с задержкой психического развития моральных норм.
Исследование Э.И. Кякинен посвящено выявлению содержания нравственных ориентаций детей младшего школьного возраста с ЗПР. Нравственные ориентации автор рассматривает как сложное многоуровневое психическое образование, отражающее способность осуществлять осознанный выбор той модели межличностного взаимодействия, которая способствует личностному смыслу добра и зла, сформированному в процессе индивидуального психического развития и усвоения общественных правил поведения. Целостность феномена нравственных ориентаций определяет взаимосвязь ряда компонентов: содержание понятий и образов добра и зла, проявление доброты в поведении, эмоциональные переживания, сопровождающие реализацию нравственных ориентаций. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что своеобразие проявлений нравственных ориентаций обусловливается уровнем психического развития детей. Особенно ярко это проявляется в тех компонентах, которые требуют высокой степени обобщения.
Семья, безусловно, является главным и основным источником формирования системы ценностей и нравственной сферы детей. Социальная ситуация развития ребенка определяет его нравственное становление. К.С. Лебединская отмечает, что в семье, уделяющей ребенку должное внимание, исполняющей рекомендации специалистов, задержка развития соматогенного генеза и в ряде случаев церебрально-органического генеза, может быть в значительной степени компенсирована. Это свидетельствует о значительном потенциале развития детей с задержкой психического развития, в том числе потенциале развития их нравственной сферы.
Задержка психического развития видоизменяет социальную ситуацию, социальное положение личности. По мнению С. Л. Березина, в процессе социального развития человека формируются внешние движущие силы личности, создается его субъективный мир, причем вместе с постепенным усложнением этого мира возникает противоречие внешнего и внутреннего, что обуславливает напряжение в жизни личности вообще и особенно в ее нравственном развитии.
Психолого – педагогическое изучение детей с задержкой психического развития выявило большое количество фактов, свидетельствующих о том, что эти дети иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир: некритично, инфантильно. В связи с этим проблема социализации детей с ЗПР, их адекватного включения в сообщество людей приобретает особую актуальность. Становление способности к правильному нравственному выбору является существенной и необходимой частью более широкого процесса социализации ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод о важности и значимости изучения проблемы нравственной сферы у младших школьников с задержкой психического развития, имеющих проблемы в развитии и трудности в обучении. Проведенный анализ литературных источников показывает, что психологический аспект особенностей нравственной детей с задержкой психического развития продолжает оставаться мало изученным.


























Заключение
Анализ литературы показал, что число работ посвященных проблеме нравственных ценностей увеличивается. Это закономерно, так как проблема нравственного становления и развития, вопросы особенностей нравственного поведения становятся актуальными для современной психологии. Данному вопросу посвящены статьи А.В. Юревича, М.И. Воловиковой, В.А. Кольцовой, Е.Н. Резникова, А. Б. Купрейченко.
Призыв общества толерантности и гуманизации остро поставил вопрос об интеграции детей с проблемами в развитии в социум. При решении задач интеграции детей с задержкой психического развития, безусловно, необходимо рассматривать и нравственную сферу как одну из составляющих личности.
Изучение исследований психологов и педагогов, позволило познакомиться с теоретическими подходами к проблеме становления нравственной сферы личности ребенка, а также установить содержание и структурные компоненты. Так, нравственная сфера личности рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Удалось определить особенности нравственной сферы младших школьников с задержкой психического развития.
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута, все задачи решены.









Список используемой литературы
Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во Университет Российской академии образования, 1999. 148 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. 220 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. : Педагогика, 1984. 256 с.
Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР // Дефектология, 1988. №1. С. 32–38.
Долгополов В. В. К вопросу о роли матери в механизме возникновения эмоциональной неустойчивости детей и подростков // Записки торжских психологов. Тверь, 1998. С. 275.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. 160 с.
Кольцова В.А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92–94.
Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятие неопределенности // Вопросы психологии. 2009. №6. С. 61–71.
Коррекционная педагогика: учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова М. : Академия 2001. 156 с.
Кулагина И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. 1989. №1. С. 3–9.
Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР: Учебное пособие. СПб. : КАРО, 2008. 288 с.
Леонтьев А.Н. Психические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2009. 423 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 2002. 431 с.
Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С.103
Основы специальной психологии / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. 480 с.
Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб. : Речь, 2004. 432 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер КОМ, 1999. 720 с.
Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Московского государственного университета, 1981.184 с.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
Специальная психология / Под. ред. В.И. Лубовского. М. : Академия, 2003. 464 с.
Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. : МОДЭК, 2009. 640 с.
Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М. : Педагогика, 1989. 554 с.
Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Психологический журнал 2009. №3. С. 107–112.













2

Список используемой литературы
1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во Университет Российской академии образования, 1999. 148 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. 220 с.
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. : Педагогика, 1984. 256 с.
5. Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР // Дефектология, 1988. №1. С. 32–38.
6. Долгополов В. В. К вопросу о роли матери в механизме возникновения эмоциональной неустойчивости детей и подростков // Записки торжских психологов. Тверь, 1998. С. 275.
7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. 160 с.
8. Кольцова В.А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92–94.
9. Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятие неопределенности // Вопросы психологии. 2009. №6. С. 61–71.
10. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова М. : Академия 2001. 156 с.
11. Кулагина И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. 1989. №1. С. 3–9.
12. Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР: Учебное пособие. СПб. : КАРО, 2008. 288 с.
13. Леонтьев А.Н. Психические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2009. 423 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 2002. 431 с.
15. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С.103
16. Основы специальной психологии / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. 480 с.
17. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб. : Речь, 2004. 432 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер КОМ, 1999. 720 с.
19. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Московского государственного университета, 1981.184 с.
20. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
21. Специальная психология / Под. ред. В.И. Лубовского. М. : Академия, 2003. 464 с.
22. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. : МОДЭК, 2009. 640 с.
23. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192с.
24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М. : Педагогика, 1989. 554 с.
25. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Психологический журнал 2009. №3. С. 107–112.

Вопрос-ответ:

Какие особенности нравственной сферы младших школьников с задержкой психического развития?

Различные особенности нравственной сферы младших школьников с задержкой психического развития могут включать недостаток эмпатии, ограниченность восприятия моральных ценностей, проблемы в формировании этических норм и правил поведения, а также трудности в осознании последствий своих действий. Эти особенности требуют особого внимания и поддержки со стороны педагогов и родителей.

Какие психологические подходы используются для понимания нравственной сферы личности ребенка?

Существуют различные психологические подходы к пониманию нравственной сферы личности ребенка, такие как когнитивный подход, социально-психологический подход, эмоционально-волевой подход и другие. Каждый из них предлагает свою теорию о формировании нравственных ценностей, норм и правил поведения у детей.

Какова структура нравственной сферы личности ребенка?

Структура нравственной сферы личности ребенка может включать такие компоненты, как знание и понимание этических норм и ценностей, сформированность моральных чувств и эмоций, способность к эмпатии и сочувствию, а также способность к принятию решений и контролю над своим поведением. Взаимодействие этих компонентов определяет моральную сферу личности ребенка.

Какие проблемы возникают в нравственной сфере младших школьников с задержкой психического развития?

У младших школьников с задержкой психического развития могут возникать проблемы в формировании этических норм и правил поведения, в осознании последствий своих действий, а также в развитии эмпатии и сочувствия к другим людям. Эти проблемы могут затруднять адаптацию и социализацию ребенка в школе и обществе в целом.

Какие подходы используются для понимания нравственной сферы личности детей с задержкой психического развития?

Для понимания нравственной сферы личности детей с задержкой психического развития используются различные психологические подходы, такие как психодинамический подход, поведенческий подход, когнитивный подход и социокультурный подход. Каждый из этих подходов позволяет рассмотреть нравственную сферу детей с задержкой психического развития с разных сторон и перспектив.

Какова структура нравственной сферы личности детей с задержкой психического развития?

Структура нравственной сферы личности детей с задержкой психического развития состоит из нескольких компонентов: когнитивного компонента, эмоционального компонента и поведенческого компонента. Когнитивный компонент включает в себя знания о нравственных правилах и нормах, эмоциональный компонент связан с эмоциональными реакциями на моральные ситуации, а поведенческий компонент отражает наблюдаемое поведение детей в ситуациях морального выбора.

Какие особенности можно выделить в нравственной сфере младших школьников с задержкой психического развития?

У младших школьников с задержкой психического развития есть ряд особенностей в нравственной сфере. Они могут испытывать затруднения в понимании нравственных правил и норм, а также в применении их в конкретных ситуациях. Также у них часто наблюдаются эмоциональные расстройства, такие как повышенная агрессивность или эмоциональная неустойчивость. Однако при правильной поддержке и обучении эти дети могут развивать свою нравственную сферу и успешно осваивать социальные навыки.

Какие аспекты нравственной сферы ребенка с задержкой психического развития изучаются с психологической точки зрения?

С психологической точки зрения изучаются различные аспекты нравственной сферы ребенка с задержкой психического развития, такие как формирование нравственных ценностей, понимание моральных правил и норм, развитие эмоциональных реакций на моральные ситуации, формирование моральных мотивов и намерений, а также развитие этического и эмпатического мышления.

Какие подходы используются для изучения нравственной сферы личности младших школьников с задержкой психического развития?

Изучение нравственной сферы личности младших школьников с задержкой психического развития проводится с помощью психологических подходов, таких как биологический, генетический, семейный и социальный подходы. Каждый из этих подходов позволяет лучше понять особенности нравственного развития этих детей и выработать соответствующие методы помощи и поддержки.

Какими особенностями характеризуется нравственная сфера младших школьников с задержкой психического развития?

Нравственная сфера младших школьников с задержкой психического развития характеризуется некоторыми особенностями. Они часто испытывают затруднения в понимании и соблюдении норм поведения, моральных ценностей и этических принципов. Также они могут быть более восприимчивыми к внешнему влиянию и иметь сложности в принятии ответственности за свои поступки. Но с правильной поддержкой и обучением эти дети все же могут достичь определенных успехов в нравственном развитии.