изучение понимания в современной отечественной и зарубежной психологии

  • 30 страниц
  • 44 источника
  • Добавлена 01.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучение феномена понимания 6
1.1 Сущность и содержание понятия «понимание» 6
1.2 Изучение понимания в отечественной психологии 9
1.3. Изучение понимания в зарубежной психологии 12
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы понимания 16
2.1 Постановка эмпирического исследования 16
2.2 Описание методик и методов исследования 18
2.3 Психологический анализ полученных результатов 19
Заключение 24
Список литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Решение этой проблемы приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, граф, схем, формул. Использование таких знаковых заменителей определяет возможности оперировать понятиями, сравнивать между собой такие, которые в данной психологической ситуации взаимодействуют, и на этом уровне строить модель изучаемого процесса.
Результатом понимания является построение ситуативной [ван Дейк, Кинч, 1988], или ментальной [Джонсон-Лэрд, 1988], модели понимаемого объекта. Представление строится как на основе поступающей информации, так и некоторых предварительных знаний об объекте, а также другой внутренней когнитивной информации: убеждений, установок, мотивов, целей и задач, связанных с обработкой данной информации.
Способом построения ментальной модели объекта является построение рабочих гипотез относительно значения фрагмента в структуре текста, называемое авторами стратегией. Т.А. ван Дейк и У. Кинч в своей модели выделяют три основные разновидности стратегий: пропозиционные, макропропозиционные и стратегии локальной связности.
Их можно представить в виде этапов понимания, хотя сами авторы считают основным принципом своей модели комплексность, понимаемую как переход от слов и предложений и их последовательностей к высшим структурам текста с постоянной обратной связью между более и менее сложными единицами.
На основе значений слов и синтаксических структур предложений выстраиваются пропозиции и пропозиционные схемы, обеспечивающие быстрый анализ поверхностных структур и выстраивание первичной семантической конструкции.
Выстраивание с помощью стратегий локальной связности значимых связей между предложениями текста, а затем организация макропропозиций и их уровней, образующих макроструктуру текста.
Действие самих стратегий организуется управляющей системой, контролирующей обработку в кратковременной памяти, актуализирующей необходимое эпизодическое и общее семантическое знание. Она согласует использование стратегий, создающих семантическое представление и целей понимания.
Таким образом, для отечественной психологии в силу прикладного характера исследования можно считать в приоритете герменевтическую традицию, которая рассматривает понимание как истолкование и интерпретацию. Объективность знания включает субъективные компонент. Правильность или неправильность рассматривается как согласованное мнение людей о должном. Во главу угла – с чем соотноситься понимаемое: фрагменты личностного знания и ценности.
Понимание принципиально поливариативно.
Что касается западных исследований, то они базируются на симбиозе когнитивной и экзистенциальной традиций.
С точки зрения когнитивной традиции: понимание – это и есть знание. Чем знание более полное, тем лучше понимание. Важна отражательно-познавательная сторона. Знание, которое можно соотнести с миром, проверить. Принимается истинность знаний, полученных в эксперименте.
Понимание, как работающая модель, создание мысленных моделей. Понять – значит собрать работающую модель, подчеркивается необходимость знаний. С точки зрения экзистенциальной традиции, понимание – это постижение, понимание суть, скрытого смысла. Постигать можно только сложное.
Широкое познания, включает в себя интуитивные компоненты, бессознательное, исследование самопонимания.
Поиск и анализ вариантов порождения опыта, который имеет смысл для человека. Внутренние условия понимания основаны на субъективном опыте. Экзистенциальный опыт – ценностно-смысловая регуляция, общее знание о человеческой природе. Понятия неявного, скрытого знания – то, что человек знает, но не может сформулировать. ЭО включает этический компонент, это исследования: психологии одиночества, мудрости, морального должествования, понимания переломных, критических точек. В заключении подведем краткие итоги исследования.




















Заключение

Таким образом, в ходе данного исследования удалось установить, что понимание является частью процессов мышления и восприятия, поэтому оно не является самостоятельным психическим процессом.
Понимание в современной психологии как отечественной, так и зарубежной воспринимается как компонент мышления и восприятия, то есть неразрывно связано с потом поступающей к человеку информации.
Понимание обеспечивает для человека установление связи для раскрытия новых свойств объекта познания и сопоставления их с уже известными субъекту, что в свою очередь влияет на формирование операционального смысла различных новых свойств объекта и дальнейшего определение их места в структуре мыслительной деятельности личности.
Таким образом, для понимания различного нового информационного материала человек всегда решает определенную мыслительную задачу, так как понимание нового происходит исключительно в процессе мыслительной деятельности.
Когда субъекту мыслительной деятельности нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается уже без актуального участия мышления — это уже понимание-вспоминание, а в дальнейшем при повторном обращении субъекта к познавательной ситуации превращается понимание претерпевает преобразование в понимание -вспоминание.
Таким образом, одни и те же формы понимания, которые мы выделили в ходе исследования проявляются во всех видах мыслительной деятельности, и, поэтому, понимание составляет основное психологическое содержание как в коммуникативном, так и деятельностном аспекте существования личности.
Ещё один вывод можно сделать о том, что и отечественной и зарубежной психологии отмечается, что понимание является всегда компонентом деятельности.
Понимание возникает у субъекта в определенной и конкретной ситуации, что обусловлено, прежде всего, характером мыслительной деятельности человека, то есть тем, в какие обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую конкретную задачу он решает в этих обстоятельствах.
С точки зрения отечественной психологии, как мы выяснили в ходе исследования, во главу угла ставиться герменевтическая традиция, согласно которой истолкование и интерпретация являются главенствующими в понимании, и понимание – один из возможных способов интерпретации, толкования.
Объективность знания, безусловно, включает и субъективные компонент, и, таким образом, правильность или неправильность рассматривается как некое согласованное мнение людей о должном.
С точки зрения зарубежной психологии во главе угла находиться когнитивная традиция, где понимание – знание, и поэтому, чем знание более полное, тем лучше понимание.
Дополняет её традиция экзистенциальная, где понимание – это постижение, понимание сути и скрытого смысла.
Это достаточно широкий спектр исследований, который включает этический компонент, а также исследования в области психологии одиночества, мудрости, морального должествования, понимания критических точек.
Таким образом, в ходе данного исследования гипотезу, которая состоит в том, что в современной зарубежной и отечественной психологии проблема понимания рассматривается с различных точек зрения.
Прежде всего, в отечественной психологии рассматривается герменевтическая традиция, которая рассматривает понимание как интерпретацию фактов и явлений, а с точки зрения западных исследователей во главу угла ставиться когнитивная и экзистенциальные традиций, которые расширяют взгляд на понимание с самых разных позиций, по причине того, что исследователи данной проблематики, по-разному, отталкиваются от междисциплинарного характера предмета изучения можно считать доказанной.

























Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев, - СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Беребин М. А. К вопросу о терминах, связанных с феноменологией психической адаптации // Методол. проблемы современной психол.: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. 16–18 сентября 2004 г. Томск: Томский гос. ун-т, 2004. С. 341–345.
3. Брудный А.А. Понимание и текст. / Загадка человеческого понимания. М.: «Политиздат», 1991.
4. Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. / Вопросы психологии № 10. 1975
5. Бугера В.Е. Сущность человека / В.Е. Бугера, - М.: Смысл, 2005. – 403 с.
6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. МГУ, 1982
7. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания. / Язык и интеллект. Под ред. В.В. Петрова. М.: «Прогресс», 1996. С. 185-229.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, - М.: Смысл, 2005. – 1136 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: «Лабиринт», 1996.
10. Габитова Р.М. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера. / Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985.
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: «Прогресс», 1988.
12. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание. / Вопросы психологии. № 5,1994.
13. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественных текстов. / Вопросы психологии № 3, 1996
14. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. М.: «Знание», 1987.
15. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М.: НПО «Образование», 1995.
16. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева, - Дубна: Феникс, 2005. – 512 с.
17. Гурова Л.А. Процесс понимания в мышлении, общении и практической деятельности. / Мышление, общение, практика. Ярославль,1986.
18. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985.
19. ван Дейк Т.А., Кинч У. Стратегии понимания связного текста. / Новое в зарубежной лингвистике. М.: «Прогресс», 1988 вып. XXIII.
20. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. — Научное издание. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
21. Доблаев Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста. / Вопросы психологии. № 3, 1983.
22. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текстов. Саратов: Саратовский Ун-т.,1987
23. Ерчак Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми. / Вопросы психологии. № 3, 1994.
24. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
25. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии, 2002, №6, стр. 45-54.
26. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал, 2000, Том 21, №5, стр. 16-22.
27. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 – 448 с.
28. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 2000.
29. Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, - М.: Смысл, 2002. – 167 с.
30. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон, - М.: Академия, 2002. – 428 с.
31. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.
32. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев, - М.: Смысл, 2003. – 487 с.
33. Менчинская А.Н. Понимание. / Психология. Учебник для пед. институтов. Под ред. Смирнова А.А. М.: Учпедгиз, 1962.
35. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания. / Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991.
36. Одуев С.Ф. Герменевтика и описательная психология в «Философии жизни» Вильгельма Дильтея. / Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль»,1985
37. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 393 с.
38. Психолого-педагогические проблемы создания и использования учебников. [круглый стол]. / Вопросы психологии. № 4, 1983.
39. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал 2001 № 1
40. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти М. 1966 (гл.4 Роль понимания в запоминании. гл.5 Влияние запоминания на понимание)
41. Харитонов А.Н. Переопосредование как аспект понимания в диалоге. / Познание и общение. М.: Наука, 1988.
42. Шуварикова Е.В. Исследование понимания текстов средств массовой информации учащимися старших классов. / Вопросы психологии. № 2, 1995.
43. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
44. Шенк Р. Обработка концептуальной информации. М.: «Энергия», 1980.














3

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев, - СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Беребин М. А. К вопросу о терминах, связанных с феноменологией психической адаптации // Методол. проблемы современной психол.: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. 16–18 сентября 2004 г. Томск: Томский гос. ун-т, 2004. С. 341–345.
3. Брудный А.А. Понимание и текст. / Загадка человеческого понимания. М.: «Политиздат», 1991.
4. Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. / Вопросы психологии № 10. 1975
5. Бугера В.Е. Сущность человека / В.Е. Бугера, - М.: Смысл, 2005. – 403 с.
6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. МГУ, 1982
7. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания. / Язык и интеллект. Под ред. В.В. Петрова. М.: «Прогресс», 1996. С. 185-229.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, - М.: Смысл, 2005. – 1136 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: «Лабиринт», 1996.
10. Габитова Р.М. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера. / Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985.
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: «Прогресс», 1988.
12. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание. / Вопросы психологии. № 5,1994.
13. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественных текстов. / Вопросы психологии № 3, 1996
14. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. М.: «Знание», 1987.
15. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М.: НПО «Образование», 1995.
16. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева, - Дубна: Феникс, 2005. – 512 с.
17. Гурова Л.А. Процесс понимания в мышлении, общении и практической деятельности. / Мышление, общение, практика. Ярославль,1986.
18. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985.
19. ван Дейк Т.А., Кинч У. Стратегии понимания связного текста. / Новое в зарубежной лингвистике. М.: «Прогресс», 1988 вып. XXIII.
20. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. — Научное издание. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
21. Доблаев Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста. / Вопросы психологии. № 3, 1983.
22. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текстов. Саратов: Саратовский Ун-т.,1987
23. Ерчак Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми. / Вопросы психологии. № 3, 1994.
24. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
25. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии, 2002, №6, стр. 45-54.
26. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал, 2000, Том 21, №5, стр. 16-22.
27. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 – 448 с.
28. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 2000.
29. Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, - М.: Смысл, 2002. – 167 с.
30. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон, - М.: Академия, 2002. – 428 с.
31. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.
32. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев, - М.: Смысл, 2003. – 487 с.
33. Менчинская А.Н. Понимание. / Психология. Учебник для пед. институтов. Под ред. Смирнова А.А. М.: Учпедгиз, 1962.
35. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания. / Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991.
36. Одуев С.Ф. Герменевтика и описательная психология в «Философии жизни» Вильгельма Дильтея. / Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль»,1985
37. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 393 с.
38. Психолого-педагогические проблемы создания и использования учебников. [круглый стол]. / Вопросы психологии. № 4, 1983.
39. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал 2001 № 1
40. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти М. 1966 (гл.4 Роль понимания в запоминании. гл.5 Влияние запоминания на понимание)
41. Харитонов А.Н. Переопосредование как аспект понимания в диалоге. / Познание и общение. М.: Наука, 1988.
42. Шуварикова Е.В. Исследование понимания текстов средств массовой информации учащимися старших классов. / Вопросы психологии. № 2, 1995.
43. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
44. Шенк Р. Обработка концептуальной информации. М.: «Энергия», 1980.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

3. ТЕОРИЯ МЫШЛЕНИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ВЫВОД

СПИСОК ЛИТЕТАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Мышление - процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, решением задач, с творческим преобразованием действительности. Поэтому в психологии мышление рассматривается и изучается как психический процесс и как процесс решения проблем. Мышление включено во все виды деятельности человека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми личностей особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и пр.). Мышление считается высшим познавательным процессом.

Мышление как психический процесс имеет место в умственных (мыслительных) действиях и операциях.

На протяжении XX века многие выдающиеся психологи обращались к теме психологического исследования мышления, каждый в избранной в их теоретической модели. Среди них -- Дж. Уотсон, Ж. Пиаже, Вертгеймер, О. Зельц, З. Фрейд и другие, Среди отечественных ученых можно назвать С. Л. Рубинштейна, Л. с. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьев, Л. В. и другие

Исследования мышления в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логики и ряда других. В каждой из этих наук, есть вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам мышления, своя система понятий и, соответственно, свои теории мышления. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о мышлении человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют заглянуть глубже в нее, один из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Существуют различные взгляды на природу и механизмы функционирования этого психического процесса. В работе, мы рассмотрим основные из них.

Объектом нашего исследования является мышление.

Предметом исследования являются различные теории психологического мышления.

Цель работы рассмотрение природы человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных психологических теорий.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления.

2. Да, понятие мышления и его виды в современной психологии.

3. Изучить основные теории психологического мышления.

практическая значимость лечения исследования заключается в возможности использования материала в курсах теории и практики психологии.

Узнать стоимость работы