Последствия научно-технический революции(социологические, экологические, экономические, антропологические)

  • 19 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 10.12.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ПОНЯИТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 8
3. ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 19
Фрагмент для ознакомления

Но, несмотря на различные мнения, научно-технический прогресс остается ведущим фактором культурного развития, воздействует на социальную жизнь, на духовную культуру. Он необходимый интеллектуальный феномен общества новой культурной эпохи. А одной из важнейших задач цивилизованного общества остается организовать развитие жизни так, чтобы каждая стадия прогресса сопровождалась конкретными, полезными для социума культурными, моральными, интеллектуальными приобретениями. В технократический менталитет необходимо вдохнуть гуманитарное мироощущение.
Научно-технический прогресс – это сложный культурный комплекс с новыми в истории человечества познавательными, философскими, этическими проблемами, которые могут по-разному влиять на социокультурную жизнь . Несмотря на стремительное вторжение, прогресс не мог не изменить природной среды, но естественная природа человека, то, что в ней заложено, осталась, сохранилась. Человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах, личностью с высокой эмоциональной и умственной активностью, способной к интеллектуальному самовыражению в проблемных ситуациях.
Нельзя отрицать, что научно-технический прогресс повлиял, изменил стиль жизни человека и всего общества, его внутренний мир .
Техника может надежно служить человеку, но может и оказаться помехой интеллектуальному и эмоциональному развитию личности, может стать причиной глобальной катастрофы.
Человек несет моральную ответственность за открытия науки и совершенствование техники. Он должен уметь направить эти блага цивилизации в мирное русло, на процветание и развитие, не прибегая к агрессии. В условиях научно-технического прогресса от человека требуется не только образованность, но и высокая культура взаимоотношений с техникой. Безнравственность, легкомыслие и невежественность могут стать причиной величайшей трагедии на планете .
Научно-технический прогресс, являясь частью культурного пространства, во многом определяет его содержание, направление, приводит к серьезным социальным коллизиям, к принципиально новым формам отношений человека в обществе . Возможности и последствия функционирования прогресса никто не берется полностью оценить.
Все открытия и знания должны быть использованы для совершенствования существования общества, обогащения интеллектуальной сферы, для самосохранения и саморазвития, для создания культурных ценностей, которые облагораживают человеческие способности, расширяют духовные горизонты личности.
Цивилизованное общество благодаря научно-техническому прогрессу обеспечивает социальную защиту человека, если сохраняется общечеловеческая иерархия ценнестей, где высшей целью является гражданин с его внутренним миром.
Таким образом, исследователи единодушны в том, что научно-техническая революция кроме благ которые она несет человеку, порождает социальные, экономические, антропологические и другие проблемы. В этой связи открытым остается вопрос о минимизации негативных последствий и максимальном использовании выгод НТР для всей человеческой цивилизации.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрев последствия научно-технической революции, путем изучения различных источников, мы можем говорить о том, что научно-техническая революция, кроме положительного влияния на прогресс человечества, порождает социальные, экономические, антропологические и другие проблемы. Однако для каждой страны в отдельности, и мирового сообщества в целом, стоит одна проблема – как максимально использовать выгоды научно-технической революции и при этом минимизировать негативные последствия.
Изучив современные учебные и научные источники, дадим следующее определение: научно-техническая революция представляет собой переход к принципиально новым техническим средствам и способам в системе общественного производства, которые базируются на более высоком уровне знаний законов природы. К подобным техническим средствам и способам относятся машины для производства энергии, технологические процессы, созданные благодаря принципиально новым способам воздействия на предмет труда, новым материалам, системам машин и др.
Развитие цивилизации вышло на качественно новый уровень, прогресс человечества напрямую зависит от научно-технической революции, в результате которой происходит взаимодействие общественных, естественных и технических наук. Это взаимодействие выражается в качественно новых процессах и явлениях, которые ведут к повышению эффективности общественного производства, улучшению условий жизни и роста культуры, и таким образом влияют на весь процесс научно-технического прогресса.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Введение в философию / учебное пособие для вузов. - 4-е изд., перераб., доп. - М.:Культурная революция; Республика, 2007. - 623 с.
Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И. А. Гобозов. - М.:Академический Проект, 2007. - 352 с.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. -347 с.
Гринин, Л.Е. Философия, социология и теория истории. - М.: УРСС, Комкнига, 2007. – 352 с.
Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. - 438 с.
Ивушкина Е.Б Генезис информации, информатика и информационное взамодействие в эпоху научно-технической революции: монография. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 110 с.
Касьянов В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса // Общество: социология, психология,педагогика. – 2012. - № 1. – С.11-16.
Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2009. - 736 с.

Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. – С.16.

Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - С.311.
Там же, - С.311.
Ивушкина Е.Б Генезис информации, информатика и информационное взамодействие в эпоху научно-технической революции: монография. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. –С.16.
Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. – С.19.

Ивушкина Е.Б Генезис информации, информатика и информационное взамодействие в эпоху научно-технической революции: монография. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – С.16.
Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. – С.15.

Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. – С.18.

Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. – С.21.

Касьянов В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса // Общество: социология, психология,педагогика. – 2012. - № 1. – С.11.

Касьянов В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса // Общество: социология, психология,педагогика. – 2012. - № 1. – С.12.

Касьянов В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса // Общество: социология, психология,педагогика. – 2012. - № 1. – С.13.

Касьянов В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса // Общество: социология, психология,педагогика. – 2012. - № 1. – С.14.
Там же,. – С.14.
Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. – С.16.
Ивушкина Е.Б Генезис информации, информатика и информационное взамодействие в эпоху научно-технической революции: монография. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – С.18.

Касьянов В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса // Общество: социология, психология,педагогика. – 2012. - № 1. – С.15.
Там же, - С.15.
Касьянов В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса // Общество: социология, психология,педагогика. – 2012. - № 1. – С.15.
Там же, - С.15.












2

1. Введение в философию / учебное пособие для вузов. - 4-е изд., перераб., доп. - М.:Культурная революция; Республика, 2007. - 623 с.
2. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И. А. Гобозов. - М.:Академический Проект, 2007. - 352 с.
3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. -347 с.
4. Гринин, Л.Е. Философия, социология и теория истории. - М.: УРСС, Комкнига, 2007. – 352 с.
5. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. - 438 с.
6. Ивушкина Е.Б Генезис информации, информатика и информационное взамодействие в эпоху научно-технической революции: монография. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 110 с.
7. Касьянов В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса // Общество: социология, психология,педагогика. – 2012. - № 1. – С.11-16.
8. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2009. - 736 с.

Содержание

Введение

1. Наука и техника как предмет философского понимания

1.1 Философия науки и техники как учебная дисциплина

1.2 Философия науки и техники как направление современных исследований

1.3 Взаимосвязь науки, техники и технологий. Научно-технический прогресс и развитие общества

2. Философское понимание проблем научно-технического прогресса

2.1 Научно-техническая революция: сущность, закономерности и социальные последствия

2.2 Причины появления антитехнократичних тенденции в современной философии

2.3 Проблема "человек-техника" в современных философско-социологических теорий

Выводы

Список источников

философия, наука, техника, человек

Введение

Философское понимание проблем науки и техники - это одно из направлений философствования, характерный для XX века, Понятно, что его появление вызвано прежде чрезвычайно широким распространением техники и технических средств именно в этом веке, а также всеобъемлющим влиянием науки и техники на все стороны жизни общества.

Особенность этой проблемы связана сегодня с быстрым ростом сильных технологий. В то же время, число людей, подвергающихся воздействию технических мероприятий и побочные значительно возрастает. Страдают и природные системы, которые становятся объектом человеческой деятельности, поскольку нарушают равновесие, что часто приводит к разрушению этих систем. Никогда человек не был столь мощные рычаги, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь в определенной части экологической системы и даже в глобальном измерении.

Через технику человеческое существо появляется в качестве полюса существования, в целом, как столб, на который царствует, выделенных, окончательный, рационализированное, регламентировано, идеализированное, определены комплекс, перервне. В то же время, именно благодаря этому, чтобы быть определена в зависимости от свойства противоположных: целостного, бесконечного, оригинальное, спонтанное, неограниченное, неопределенное, самоутворювальне, продолжается. Техническое творчество выступает как через первой попытки добраться до другого.

Знание и техника неразрывно связаны между собой, что в определенный размер знаний, есть не что иное, как техника прогнозирования уточнить, чтобы быть (по крайней мере - научные знания). Естественно, что и наука появляется и развивается в связи с развитием техники. Вместе мы должны отметить и расхождение в развитии технологий и знаний. Переписка, как было отмечено выше, отмечает факт существования человека на определенный полюс бытия, сам является выражением этого полюса, в то время как знания и познания, пытается охватить бытие во всех его проявлениях и использовать для различных форм. Таким образом, техника это только часть знаний и познания. И, поэтому, в истории, как и в различных видах знания, акцент может быть сделан, в основном, или техническое, или целостно, в виде его стороне.

Узнать стоимость работы