Мотивация учебной деятельсти

  • 45 страниц
  • 39 источников
  • Добавлена 05.12.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
1. Теоретический раздел работы 5
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: «мотив», «мотивация», «учебный мотив» 5
1.2. Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте 11
1.3. Условия развития учебной мотивации младших школьников 14
2. Эмпирический раздел работы 17
2.1. Планирование эмпирического исследования 17
2.1.1. Предмет исследования 17
2.1.2. Методики 17
2.1.3. Участники 18
2.1.4. Цель исследования 18
2.1.5. Исследовательская гипотеза 19
2.1.6. Исследовательский дизайн 19
2.1.7. Статистический анализ данных 19
2.2.1 Описание процедуры проведения исследования 20
2.3. Обработка эмпирических данных и описание полученных результатов 21
2.3.1. Первичная обработка эмпирических данных 21
2.3.2. Оценка достоверности различий 27
Заключение 41
Литература 43
Фрагмент для ознакомления

Познавательный блок. Предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения ученика учиться, на развитие навыков в учебной работе. Выделение этого блока в программе развития мотивации представляется необходимым, так как психологические исследования подтверждают взаимосвязь между отношением школьников к умению и сформированностью учебной деятельности. Следовательно, проникновение учителя в сущность отношения школьников к учению и влияние на него невозможно без учета умения школьников учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.
В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Таким образом, учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Задача учителя – формировать учебную деятельность, каждый из ее компонентов.
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно: включение учеников в коллективистические формы деятельности; привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы; занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты); умелое применение поощрения и наказания.
2. Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации.
Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению. Предлагаемые школьникам задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом:
а) укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости к педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);
б) создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции;
в) обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности);
г) устойчивость целей и упорство в их реализации. (Преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).
3. Формирование мотивации на отдельных этапах урока.
Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки.
Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации: этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать); этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю); этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).
4. Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации «отставших детей». Эта работа включает следующие направления: восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление «выученной беспомощности» как следствие длительных неудач; ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого); укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
Следует особо подчеркнуть, что развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении.
Во время уроков преподавателем использовались следующие приемы:
1. «Линия времени». Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля; проговариваются самые важные периоды, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи. «Линия времени» позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
2. Учащиеся в силу возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания и т.д. Предлагать им на уроке поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации учится эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного минимума.
3. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучать во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что…».
4. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешивается на стенд информация о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривается, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.
5. Оценка – не отметка. Отмечать вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
6. Кредит доверия. В некоторых случаях ставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что преподаватель верит в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
7. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбирать их в зависимости от предстоящего урока, упражнения. Упражнения типа: Что ты видел, слышал, чувствовал, когда ехал в школу; во время прогулки по осеннему парку; когда выполнял домашнее задание по русскому языку; на берегу моря. и т.д.
8. В начале урока: Сядьте те, кто доволен своей домашней работой. А что тебя огорчило? Чем ты недоволен? (Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.)
Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
9. «Да-нетка»
Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. «Да-нетка» учит: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников.
Например, преподаватель загадывает какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только «да-нет». Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
10. «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
11. «Автор». … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
12. «Фантазёр». На доске записана тема урока. – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. ………… – Вот видите, как важно…..
Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Необходимо это делать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт. – Что вы уже знаете об этой теме? – Подберите слова об этом или на эту тему……. –Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это


















13


23

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. – 296с.
2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. - С. 122-123.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. - С. 149-150.
4. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Наука, 1968. – С. 287.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. - 304с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики, 2002. – 528с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.
9. Возрастные возможности усвоения знаний / Под. ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Кдавидова. - M.: Просвещение, 1966.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982-1985. - Т.4. - С.27.
11. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. - В кн.: Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - С. 69 - 100.
12. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 5-13.
13. Домырева Е.А. Исследование когнитивных барьеров в учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2002. - 16 с.
14. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2004. – 123с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. - 384с.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 508с.
17. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н., Матросова О.В. Менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - 379с.
18. Калита И.И. Коррекционно-развивающее обучение младших школьников // Журнал практического психолога. - 1997. - № 1. - С. 73-76.
19. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. - М.: ИКЦ «Март», 2003. – 416с.
20. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. - 193с.
21. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. - М., 1966. - с.267.
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. - с.366.
23. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006. – 582с.
24. Маркова А. К. Матис Т. А, Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
25. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
26. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
27. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед вузов. 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 640с.
28. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Сер. 14 Психология. – 1988. - №1. - С.50 - 61.
29. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов / под общ. редакцией А.Г. Шмелева - Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. - 544 с.
30. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972. - С. 7 - 44.
31. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303с.
32. Савонько Е.В. Симонова К.М. Мотивация учебной деятельности - М., 1970. - с. 215.
33. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4- е изд. перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 665с.
34. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2005. – 192с.
35. Трегубова Н.А. Влияние стиля педагогического общения учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2002. - 19 с.
36. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - C.3-17.
37. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 68-81.
38. Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. – М.: Просвешение, 1982. – 207с.
39. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников // Педагогика и психология. - 1974. - № 10.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте,

1.1 Мотивация: сущность, основные теории и классификации

1.2 Мотивация учебной деятельности

1.3 Особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте,

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей мотивации учебной деятельности подростков

2.1 Организация экспериментального исследования

2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования

2.3 Рекомендации для учителей

Вывод

библиография

.

Вделают

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, навыкам, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность его, как будущего активного деятеля, социального прогресса, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими характеристиками являются результатом образовательного процесса. В этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Исследование учебной деятельности в целом и мотивации в частности, практикуется в ведущих отечественных психологов и педагогов: А. С. Макаренко, д. Б. Эльконин, А. К. Маркова, В. Асеев, И. А. Зимняя, В. Г. Степанов, И. В. Дубровина, Н. Ф. Талызина, A. A. Люблинская, И. С. Кон, Ю. К. Бабанский, В. А. Крутецкий, Т. А. Матис, М. И. Божович, М. В. Матюхина, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Е. П. Ильин, . С. Л. Рубинштейн, A. b. Орлов и многие другие.

учебная мотивация - динамическое явление,; она изменяется в течение жизни человека, и имеет в каждом возрасте свою специфику. В сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как развивается? Эти вопросы волнуют многих педагогов. Учителя знают, что школьника нельзя научить успешно, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Таким образом, перед школой задачу формирования и развития ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Узнать стоимость работы